Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ког­да хва­та­ют­ся за мо­лоток




Один из луч­ших рас­ска­зов Ва­силия Шук­ши­на (ко­торый так и на­зыва­ет­ся — «Оби­да») на­чина­ет­ся с ба­наль­ной и, увы, обы­ден­ной си­ту­ации: че­лове­ку на­хами­ли. Он при­шел с ма­лень­кой доч­кой в ма­газин ку­пить мо­лока, а про­дав­щи­ца по ошиб­ке при­няла его за ху­лига­на, ко­торый на­кану­не ус­тро­ил здесь пь­яный де­бош. И сколь­ко ни оп­равды­вал­ся бед­ный Саш­ка Ер­мо­ла­ев, сколь­ко ни объ­яс­нял лю­дям вок­руг, что он ни в чем не ви­новат, — все бы­ло нап­расно. На гла­зах у до­чери его опо­зори­ли, об­ру­гали пос­ледни­ми сло­вами не­весть за что. Кон­ча­ет­ся рас­сказ страш­ной кар­ти­ной: Саш­ка бе­жит до­мой за мо­лот­ком, что­бы про­ломить го­лову од­но­му из сво­их обид­чи­ков. И лишь счас­тли­вая слу­чай­ность ме­ша­ет ему со­вер­шить убий­ство.

Это, ко­неч­но, все­го лишь ху­дожес­твен­ное про­из­ве­дение. Но в нем Шук­шин су­мел уди­витель­но точ­но по­казать стран­ную осо­бен­ность че­лове­чес­кой ду­ши — ос­тро и очень бо­лез­ненно ре­аги­ровать на нес­пра­вед­ли­вые об­ви­нения. В са­мом де­ле, ну что за бе­да, ес­ли про те­бя го­ворят га­дос­ти, к ко­торым ты не име­ешь ни­како­го от­но­шения! Ведь со­весть твоя чис­та и, ка­залось бы, тут впо­ру прос­то рас­сме­ять­ся и по­жалеть лю­дей, ко­торые так глу­боко заб­лужда­ют­ся на твой счет. Но не тут-то бы­ло… Сто­ит ко­му-ли­бо пло­хо отоз­вать­ся о нас — и сра­зу же в ду­ше под­ни­ма­ет­ся вол­на неп­ри­яз­ни к это­му че­лове­ку. А уж ес­ли обид­чик бу­дет упорс­тво­вать в сво­их не­лепых об­ви­нени­ях, эта неп­ри­язнь мо­жет пе­рерас­ти в нас­то­ящую не­нависть, зас­ти­ла­ющую гла­за, от­верга­ющую здра­вый смысл и тре­бу­ющую лишь од­но­го — от­пла­тить обид­чи­ку во что бы то ни ста­ло. В та­ком сос­то­янии и впрямь не­дол­го схва­тить­ся за мо­лоток…

Что же это за страш­ная си­ла, спо­соб­ная тол­кнуть чес­тно­го и доб­ро­поря­доч­но­го че­лове­ка на прес­тупле­ние лишь по­тому, что кто-то на­гово­рил ему раз­но­го вздо­ра?

На язы­ке хрис­ти­ан­ской ас­ке­тики та­кая си­ла на­зыва­ет­ся страстью, но, ко­неч­но же, не в том смыс­ле, ко­торый вкла­дыва­ют в это сло­во ав­то­ры ли­ричес­ких сти­хов и лю­бов­ных ро­манов. В хрис­ти­ан­ском по­нима­нии страсть — это не­кое свой­ство че­лове­чес­кой при­роды, ко­торое из­на­чаль­но бы­ло доб­рым и по­лез­ным, но впос­ледс­твии ока­залось изу­родо­вано гре­хом до не­уз­на­ва­емос­ти и прев­ра­тилось в опас­ную бо­лезнь. В свя­то­оте­чес­кой ли­тера­туре го­ворит­ся о вось­ми ос­новных гре­хов­ных страс­тях, в той или иной ме­ре при­сущих каж­до­му че­лове­ку: чре­во­уго­дие, блуд, среб­ро­любие, гнев, пе­чаль, уны­ние, тщес­ла­вие, гор­дость. Все эти страс­ти-бо­лез­ни до по­ры пря­чут­ся в нас, ос­та­ва­ясь не­заме­чен­ны­ми, хо­тя на са­мом де­ле мо­гут ис­подволь оп­ре­делять весь строй на­шей жиз­ни. Но сто­ит ок­ру­жа­ющим хо­тя бы чуть-чуть кос­нуть­ся этих бо­лячек, как они тут же да­ют о се­бе знать са­мым не­пос­редс­твен­ным об­ра­зом.

Собс­твен­но, имен­но это и слу­чилось с ге­ро­ем шук­шин­ско­го рас­ска­за. Ведь Саш­ка Ер­мо­ла­ев и в са­мом де­ле был аб­со­лют­но не ви­новат в тех бе­зоб­ра­зи­ях, ко­торые ему при­писа­ла про­дав­щи­ца. Но нес­пра­вед­ли­вое об­ви­нение боль­но уда­рило по его тщес­ла­вию и гор­дости, а те, в свою оче­редь, воз­бу­дили гнев. В ре­зуль­та­те сим­па­тич­ный и доб­рый че­ловек ед­ва-ед­ва не стал убий­цей.

Бес­толко­вая про­дав­щи­ца и рав­но­душ­ные по­купа­тели, под­держав­шие ее на­пад­ки на не­винов­но­го, бе­зус­ловно, бы­ли не пра­вы. И оби­жать лю­дей, ко­неч­но же, нель­зя, об этом да­же го­ворить из­лишне. Но вот вос­при­нимать на­несен­ную оби­ду мож­но все-та­ки очень и очень по-раз­но­му.

Мож­но схва­тить­ся за мо­лоток. А мож­но заг­ля­нуть в свое сер­дце и ужас­нуть­ся той му­ти, ко­торую в нем под­ня­ла нес­пра­вед­ли­вая оби­да. Имен­но в та­кой си­ту­ации лег­че все­го уви­деть свое ду­хов­но бо­лез­ненное сос­то­яние, по­нять, как глу­боко страсть пус­ти­ла в те­бе свои кор­ни. И тог­да обид­чи­ки ста­новят­ся пус­кай и не­воль­ны­ми, но все же — бла­годе­теля­ми, ко­торые от­кры­ва­ют че­лове­ку его ду­хов­ные не­дуги сво­ими не­ос­то­рож­ны­ми или да­же злы­ми сло­вами и пос­тупка­ми.

Вот как го­ворил об этом свя­той пра­вед­ный И­оанн Крон­штадт­ский: «…не раз­дра­жай­ся нас­мешка­ми и не пи­тай не­навис­ти к не­нави­дящим и злос­ло­вящим, а по­люби их, как тво­их вра­чей, ко­торых пос­лал те­бе Бог для то­го, что­бы вра­зумить те­бя и на­учить сми­рению, и по­молись о них Бо­гу… Го­вори: они не ме­ня злос­ло­вят, а мою страсть, не ме­ня бь­ют, а вот эту змей­ку, ко­торая гнез­дится в мо­ем сер­дце и ска­зыва­ет­ся боль­но в нем при на­несе­нии злос­ло­вия. Уте­ша­юсь мыс­лию, что, быть мо­жет, доб­рые лю­ди выбь­ют ее от­ту­да сво­ими кол­костя­ми, и не бу­дет тог­да бо­леть оно».

От уголь­ка до по­жара

Очень час­то лю­ди оби­жа­ют­ся на, ка­залось бы, со­вер­шенно бе­зобид­ные ве­щи. Дос­та­точ­но бы­ва­ет не то что сло­ва — од­но­го лишь взгля­да, жес­та или ин­то­нации, что­бы че­ловек уви­дел в них неч­то ос­корби­тель­ное для се­бя. Стран­ное де­ло: ведь ник­то же и не ду­мал ни­кого оби­жать, а оби­да сно­ва — тут как тут, скре­бет сер­дце ког­тистой ла­пой и не да­ет жить спо­кой­но.

Па­радокс здесь зак­лю­ча­ет­ся в том, что лю­бая неп­ро­щен­ная оби­да всег­да яв­ля­ет­ся «про­из­ве­дени­ем» са­мого оби­жен­но­го че­лове­ка и вов­се не за­висит от чь­их-ли­бо пос­то­рон­них уси­лий или от их от­сутс­твия. На это пря­мо ука­зыва­ет да­же грам­ма­тичес­кое стро­ение сло­ва «оби­дел­ся». Ведь в дан­ном слу­чае «ся» — это ни что иное, как вы­шед­шая ны­не из упот­ребле­ния сла­вян­ская ог­ла­сов­ка мес­то­име­ния — «се­бя». Та­ким об­ра­зом, оби­дел­ся оз­на­ча­ет — оби­дел се­бя, то есть дал во­лю мыс­лям, раз­жи­га­ющим в ду­ше слад­кую смесь из соз­на­ния собс­твен­ной уни­жен­ности и чувс­тва нравс­твен­но­го пре­вос­ходс­тва над обид­чи­ком. И хо­тя лю­ди не лю­бят приз­на­вать­ся в та­ких ве­щах да­же са­мим се­бе, но каж­до­му еще с детс­тва из­вес­тно, как при­ят­но иног­да бы­ва­ет ощу­тить се­бя оби­жен­ным. Есть в этом ка­кое-то нез­до­ровое нас­лажде­ние, прис­трас­тившись к ко­торо­му на­чина­ешь ис­кать оби­ду да­же там, где ее и в по­мине не бы­ло.

Ф. М. Дос­то­ев­ский в «Брать­ях Ка­рама­зовых» пи­шет: «Ведь оби­деть­ся иног­да очень при­ят­но, не так ли? И ведь зна­ет че­ловек, что ник­то не оби­дел его, а что он сам се­бе оби­ду на­выду­мал и нал­гал для кра­сы, сам пре­уве­личил, что­бы кар­ти­ну соз­дать, к сло­ву при­вязал­ся и из го­рошин­ки сде­лал го­ру, — зна­ет сам это, а все-та­ки са­мый пер­вый оби­жа­ет­ся, оби­жа­ет­ся до при­ят­ности, до ощу­щения боль­ше­го удо­воль­ствия, а тем са­мым до­ходит и до враж­ды ис­тинной…»

В этой всем зна­комой бо­лез­ненной «при­ят­ности» оби­ды мож­но най­ти от­вет на воп­рос: по­чему в хрис­ти­анс­тве неп­ро­щен­ная оби­да оп­ре­деля­ет­ся как тяж­кий грех. Ес­ли го­ворить сов­сем крат­ко, сло­вом грех Цер­ковь на­зыва­ет то, что про­тиво­речит за­мыс­лу Бо­жию о че­лове­ке. Ина­че го­воря, гре­хом яв­ля­ет­ся все, что про­тив­но на­шему ес­тес­тву, раз­ру­ша­ет нас, вре­дит на­шему ду­шев­но­му или те­лес­но­му здо­ровью, но при этом обе­ща­ет не­кото­рое крат­ковре­мен­ное удо­воль­ствие и по­тому пред­став­ля­ет­ся же­лан­ным и при­ят­ным. Са­мо­убий­ствен­ный прин­цип вле­чения че­лове­ка к гре­хов­ным «ра­дос­тям» до­воль­но точ­но вы­ражен в зна­мени­той Пуш­кин­ской стро­ке:

…Все, все, что ги­белью гро­зит,
Для сер­дца смер­тно­го та­ит
Не­изъ­яс­ни­мы нас­лажденья…

Еще бо­лее ка­тего­рич­но оп­ре­делял раз­ру­шитель­ную сла­дость гре­ха пре­подоб­ный Иса­ак Си­рин, го­ворив­ший, что греш­ник по­добен псу, ко­торый ли­жет пи­лу и пь­яне­ет от вку­са собс­твен­ной кро­ви.

Нет­рудно за­метить, как силь­но этот тра­гичес­кий об­раз на­поми­на­ет упо­ение собс­твен­ной оби­дой, опи­сан­ное Дос­то­ев­ским. И да­же ес­ли оби­да ока­жет­ся не на­думан­ной, а са­мой что ни на есть нас­то­ящей, это ров­ным сче­том ни­чего не ме­ня­ет.

Уго­лек оби­ды мож­но тща­тель­но раз­ду­вать в сво­ем сер­дце раз­мышле­ни­ями о нес­пра­вед­ли­вос­ти слу­чив­ше­гося, бес­ко­неч­ны­ми мыс­ленны­ми ди­ало­гами с обид­чи­ком, соз­на­ни­ем собс­твен­ной пра­воты и про­чими спо­соба­ми, ко­торых у оби­жен­но­го че­лове­ка всег­да най­дет­ся ве­ликое мно­жес­тво. А в ре­зуль­та­те всех этих «ду­хов­ных уп­ражне­ний» оби­да из ма­лень­ко­го уголь­ка пос­те­пен­но прев­ра­ща­ет­ся в бу­шу­ющее пла­мя, ко­торое мо­жет по­лыхать в ду­ше дол­гие ме­сяцы, а то и го­ды. И ес­ли из-за чу­жого обид­но­го сло­ва или пос­тупка че­ловек раз­жег та­кой по­жар в собс­твен­ной ду­ше, то впол­не за­коно­мер­но бу­дет ска­зать о нем, что он — оби­дел­ся. То есть — оби­дел се­бя сам.

Пра­во на оби­ду?

Нес­коль­ко де­сяти­летий на­зад в со­вет­ской куль­ту­ре воз­ник по­ложи­тель­ный об­раз обид­чи­вого ге­роя (прав­да, обид­чи­вость его для бла­гоз­ву­чия бы­ла тог­да стыд­ли­во пе­ре­име­нова­на в ра­нимость). Этот ти­паж ко­чевал по раз­личным ху­дожес­твен­ным про­из­ве­дени­ям, ти­хо оби­жа­ясь на нес­пра­вед­ли­вос­ти и при­тес­не­ния, ко­торые про­лив­ным дож­дем сы­пались на не­го из щед­рой ав­тор­ской ру­ки. Так пи­сате­ли и ки­нема­тог­ра­фис­ты вы­ража­ли свой про­тест про­тив люд­ской черс­твос­ти, пы­та­ясь об­ра­тить вни­мание а­уди­тории на стра­дание и оди­ночес­тво че­лове­ка в без­душном об­щес­тве лю­дей-вин­ти­ков. Цель бы­ла, бе­зус­ловно, бла­город­ной, и об­раз ра­нимо­го ге­роя ра­ботал здесь как нель­зя луч­ше. Но, к со­жале­нию, у вся­кой пал­ки — два кон­ца. Об­ратной сто­роной это­го ху­дожес­твен­но­го ме­тода ста­ла ро­ман­ти­зация са­мой оби­жен­ности. Ведь ес­ли тот, кто оби­жа­ет, — пло­хой, зна­чит, тот, кто оби­жа­ет­ся, — хо­роший. Сле­дова­тель­но: оби­жать — пло­хо, а оби­жать­ся — хо­рошо.

Ре­зуль­тат та­кого пе­рено­са нравс­твен­ной оцен­ки са­мого ге­роя на его ду­шев­ное сос­то­яние труд­но наз­вать по­ложи­тель­ным: на тех же прек­расных, прон­зи­тель­ных и доб­рых рас­ска­зах Ва­силия Ма­каро­вича Шук­ши­на вы­рос­ло це­лое по­коле­ние очень ра­нимых, а на са­мом де­ле — прос­то обид­чи­вых лю­дей. Пра­во на оби­ду они счи­тали впол­не нор­маль­ным ат­ри­бутом че­лове­ка с тон­кой ду­шев­ной ор­га­низа­ци­ей, по­это­му чрез­вы­чай­но ос­тро ре­аги­рова­ли на ма­лей­шее про­яв­ле­ние чу­жого хамс­тва и ду­шев­ной черс­твос­ти. Та­кую нравс­твен­ную по­зицию весь­ма убе­дитель­но оз­ву­чил в сво­ем ли­ричес­ком сти­хот­во­рении Эду­ард Аса­дов:

Как лег­ко оби­деть че­лове­ка:
Взял и бро­сил сло­во, злее пер­ца…
А по­том по­рой не хва­тит ве­ка,
Чтоб вер­нуть по­терян­ное сер­дце.

На пер­вый взгляд здесь все пра­виль­но и по­нят­но. И оби­жать че­лове­ка нель­зя ни в ко­ем слу­чае, и за сво­ими сло­вами при об­ще­нии нуж­но сле­дить — все так. Но есть в этом ко­рот­ком сти­хот­во­рении еще од­на очень важ­ная те­ма, ко­торая идет как бы вто­рым пла­ном и по­тому не так за­мет­на. Оби­жен­ный ге­рой (ос­тавший­ся, что на­зыва­ет­ся, за кад­ром) ока­зыва­ет­ся нас­толь­ко ра­нимым, что из-за од­но­го зло­го сло­ва го­тов нав­сегда зак­рыть свое сер­дце для че­лове­ка (при­чем — для че­лове­ка близ­ко­го, пос­коль­ку по­терять мож­но лишь то, что бы­ло тво­им). От та­кой ка­тего­рич­ности ге­роя, от этой его не­тер­пи­мос­ти к чу­жим сла­бос­тям и не­дос­таткам ста­новит­ся тре­вож­но, преж­де все­го за не­го са­мого. Ведь с по­доб­ной «тон­костью» на­туры в кон­це кон­цов мож­но и вов­се ос­тать­ся в гор­дом оди­ночес­тве, оби­дев­шись на весь мир. А та­кое сос­то­яние ку­да как страш­нее и гу­битель­нее, чем са­мые злые сло­ва и ос­кор­бле­ния. Оби­жен­ный че­ловек за­живо хо­ронит се­бя в скор­лу­пе собс­твен­ных пре­тен­зий к ок­ру­жа­ющим, и ос­во­бодить его из та­кого страш­но­го за­точе­ния не смо­жет да­же Гос­подь. По­тому что раз­бить эту скор­лу­пу мож­но лишь из­нутри, ис­крен­не прос­тив сво­их обид­чи­ков. И пус­кай обид­чи­ки со­вер­шенно не нуж­да­ют­ся в на­шем про­щении. За­то в нем ос­тро нуж­да­ем­ся мы са­ми.

Свя­щен­но­муче­ник Ар­се­ний (Жа­данов­ский), уби­тый боль­ше­вика­ми в 1937 го­ду, пи­сал: «Доб­ро­детель всеп­ро­щения еще тем прив­ле­катель­на, что она тот­час же при­носит за се­бя наг­ра­ду в сер­дце. На пер­вый взгляд те­бе по­кажет­ся, что про­щение уни­зит, пос­ра­мит те­бя и воз­вы­сит тво­его нед­ру­га. Но не так в дей­стви­тель­нос­ти. Ты не при­мирил­ся и, по-ви­димо­му, вы­соко пос­та­вил се­бя — а смот­ри, в сер­дце свое ты по­ложил гне­тущий, тя­желый ка­мень, дал пи­щу для ду­шев­но­го стра­дания. И на­обо­рот: ты прос­тил и как бы уни­зил се­бя, но за­то об­легчил свое сер­дце, внес в не­го от­ра­ду и уте­шение».

Два сви­детель­ства

Мо­жет по­казать­ся, буд­то про­щение для хрис­ти­ан — лег­кое де­ло, раз уж они нас­толь­ко хо­рошо зна­ют, в чем его смысл. Од­на­ко это сов­сем не так. Про­щение обид — всег­да под­виг, в ко­тором сквозь свою боль и уни­жение нуж­но уви­деть в обид­чи­ке та­кого же че­лове­ка, как и ты сам, а сквозь его зло­бу и жес­то­кость раз­гля­деть те же ду­хов­ные бо­лез­ни, ко­торые дей­ству­ют и в те­бе то­же. Сде­лать это очень неп­росто, осо­бен­но в тех слу­ча­ях, ког­да оби­да уже пус­ти­ла в ду­ше глу­бокие кор­ни, и да­же осоз­нанное во­левое уси­лие не всег­да по­мога­ет в борь­бе с этой бе­дой.

Слу­ча­ет­ся, нап­ри­мер, что че­ловек прос­тил сво­его обид­чи­ка, но ког­да тот сно­ва на­носит оби­ду, то в воз­му­щен­ной ду­ше рез­ко ожи­ва­ет и преж­нее зло. Бы­ва­ет так, что и оби­да за­быта, и обид­чик про­щен, но ес­ли с ним слу­ча­ет­ся бе­да, мы ис­пы­тыва­ем ка­кое-то тай­ное жес­то­кое удов­летво­рение. А ес­ли пре­одо­лели и эту сту­пень, то все же по­рой не мо­жем сдер­жать не­до­уме­ния и ра­зоча­рова­ния, ког­да уз­на­ем о бла­гопо­лучии то­го, кто нас оби­дел ког­да-то. Фор­маль­но про­щая при­чинен­ную оби­ду, мы в глу­бине ду­ши все же про­дол­жа­ем счи­тать его сво­им дол­жни­ком и под­созна­тель­но на­де­ем­ся на то, что Бог воз­даст ему по зас­лу­гам. Но сов­сем не это­го упо­вания на гря­дущее воз­мездие ожи­да­ет от нас Гос­подь.

Мит­ро­полит Су­рож­ский Ан­то­ний пос­ле вой­ны ра­ботал вра­чом и мно­го об­щался с быв­ши­ми жер­тва­ми фа­шист­ских кон­цла­герей. Это бы­ли лю­ди, ко­торых нес­коль­ко лет под­ряд каж­дый день оби­жали так страш­но, что об этом нель­зя да­же по­думать без сод­ро­гания. Но что же они вы­нес­ли из это­го мно­голет­не­го опы­та обид и уни­жений, как от­но­сились к сво­им обид­чи­кам? Вла­дыка Ан­то­ний при­водит в сво­ей кни­ге два уни­каль­ных до­кумен­та — мо­лит­ву, на­писан­ную на клоч­ке обер­точной бу­маги по­гиб­шим уз­ни­ком ла­геря смер­ти Да­хау, и рас­сказ сво­его ста­рого зна­комо­го, ко­торый сам про­вел за ко­лючей про­воло­кой че­тыре го­да. На­вер­ное, мож­но сколь угод­но дол­го те­оре­тизи­ровать о хрис­ти­ан­ском всеп­ро­щении, сог­ла­шать­ся с ним, или его ос­па­ривать… Но пе­ред этим еди­нодуш­ным сви­детель­ством двух лю­дей, пе­ренес­ших не­мыс­ли­мые стра­дания, хо­чет­ся прос­то скло­нить го­лову и бла­гого­вей­но умол­кнуть:

«Мир всем лю­дям злой во­ли! Да прес­та­нет вся­кая месть, вся­кий при­зыв к на­каза­нию и воз­мездию. Прес­тупле­ния пе­репол­ни­ли ча­шу, че­лове­чес­кий ра­зум не в си­лах боль­ше вмес­тить их. Не­ис­числи­мы сон­мы му­чени­ков.

По­это­му не воз­ла­гай их стра­дания на ве­сы Тво­ей спра­вед­ли­вос­ти, Гос­по­ди, не об­ра­щай их про­тив му­чите­лей гроз­ным об­ви­нени­ем, что­бы взыс­кать с них страш­ную рас­пла­ту. Воз­дай им ина­че! По­ложи на ве­сы, в за­щиту па­лачей, до­нос­чи­ков, пре­дате­лей и всех лю­дей злой во­ли — му­жес­тво, ду­хов­ную си­лу му­чимых, их сми­рение, их вы­сокое бла­городс­тво, их пос­то­ян­ную внут­реннюю борь­бу и не­побе­димую на­деж­ду, улыб­ку, осу­шав­шую сле­зы, их лю­бовь, их ис­терзан­ные, раз­би­тые сер­дца, ос­тавши­еся неп­реклон­ны­ми и вер­ны­ми пе­ред ли­цом са­мой смер­ти, да­же в мо­мен­ты пре­дель­ной сла­бос­ти. По­ложи все это, Гос­по­ди, пе­ред Тво­ими оча­ми в про­щение гре­хов, как вы­куп, ра­ди тор­жес­тва пра­вед­ности, при­ми во вни­мание доб­ро, а не зло! И пусть мы ос­та­нем­ся в па­мяти на­ших вра­гов не как их жер­твы, не как жут­кий кош­мар, не как не­от­ступ­но прес­ле­ду­ющие их приз­ра­ки, но как по­мощ­ни­ки в их борь­бе за ис­ко­рене­ние раз­гу­ла их прес­тупных страс­тей…»

Вто­рой при­мер — че­лове­ка, ко­торо­го я очень близ­ко знал. Он был стар­ше ме­ня зна­читель­но, учас­тник пер­вой ми­ровой вой­ны, где он по­терял ру­ку; он вмес­те с ма­терью Ма­ри­ей Скоб­цо­вой спа­сал лю­дей во вре­мя не­мец­кой ок­ку­пации — Фе­дор Ти­мофе­евич Пь­янов. Его взя­ли нем­цы в ла­герь, он че­тыре го­да там был, ос­тался в жи­вых. Ког­да он вер­нулся, я его встре­тил слу­чай­но на ули­це, го­ворю: — Фе­дор Ти­мофе­евич, что вы при­нес­ли об­ратно из ла­геря, с чем вы вер­ну­лись? — Я вер­нулся с ужа­сом и тре­вогой на ду­ше. — Вы что, по­теря­ли ве­ру? — Нет, — го­ворит, — но по­ка в ла­гере я был жер­твой жес­то­кос­ти, по­ка я сто­ял пе­ред опас­ностью не толь­ко смер­ти, но пы­ток, я каж­дую ми­нуту мог го­ворить: Гос­по­ди, прос­ти им, они не зна­ют, что тво­рят! И я знал, что Бог дол­жен ус­лы­шать мою мо­лит­ву, по­тому что я имел пра­во про­сить. Те­перь я на сво­боде; на­ши му­чите­ли, мо­жет быть, не по­няли и не рас­ка­ялись; но ког­да я го­ворю те­перь: Гос­по­ди, прос­ти, они не зна­ют, что тво­рят, — вдруг Бог мне от­ве­тит: а чем ты до­кажешь ис­крен­ность сво­его про­щения? Ты не стра­да­ешь, те­перь те­бе лег­ко го­ворить…

Вот это то­же ге­рой про­щения.

И я глу­боко уве­рен, что в ко­неч­ном ито­ге, ког­да мы все ста­нем на суд Бо­жий, не бу­дет та­кой жер­твы, ко­торая не ста­нет в за­щиту сво­его му­чите­ля, по­тому что рань­ше, чем при­дет вре­мя окон­ча­тель­но­го Страш­но­го су­да над че­лове­чес­твом, каж­дый, уме­рев, ус­пе­ет на се­бя взгля­нуть как бы в зер­ка­ле Бо­жес­тва, уви­деть се­бя по от­но­шению ко Хрис­ту, уви­деть, чем он был приз­ван быть и не был, и уже не смо­жет осу­дить ни­кого» (из кни­ги мит­ро­поли­та Ан­то­ния Су­рож­ско­го «Че­ловек пе­ред Бо­гом»).

 

 

Ошиб­ка Саль­ери

 

По­чему лю­ди за­виду­ют друг дру­гу? На пер­вый взгляд, этот прос­той воп­рос пред­по­лага­ет та­кой же прос­той и оче­вид­ный от­вет: в на­шем ми­ре од­ни лю­ди нап­рочь ли­шены тех жи­тей­ских благ, ко­торы­ми дру­гие об­ла­да­ют в пол­но­те и да­же в из­бытке. Та­ким об­ра­зом, проб­ле­ма в том, что нес­пра­вед­ли­во ус­тро­ен сам мир, а за­висть яв­ля­ет­ся все­го лишь ре­ак­ци­ей об­де­лен­ной час­ти че­лове­чес­тва на эту фун­да­мен­таль­ную нес­пра­вед­ли­вость. По­тому-то бед­ные и за­виду­ют бо­гатым, нек­ра­сивые — кра­сивым, без­да­ри — та­лан­тли­вым, боль­ные — здо­ровым…

Ка­залось бы, от­вет на воп­рос о при­роде за­вис­ти впол­не ло­гичен, од­на­ко в ре­аль­ной жиз­ни та­кое объ­яс­не­ние по­чему-то не сра­баты­ва­ет. Ведь за­видо­вать мож­но не толь­ко бо­гатс­тву и кра­соте, но и во­об­ще че­му угод­но. Че­ловек сред­не­го дос­татка за­виду­ет пре­ус­пе­ва­юще­му биз­несме­ну, гля­дя на его ши­кар­ный кот­тедж и до­рогие ав­то­моби­ли. Но этот же са­мый биз­несмен, чье вре­мя рас­пи­сано бук­валь­но по ми­нутам, а ко­личес­тво дел и за­бот зна­читель­но пре­выша­ет его ес­тес­твен­ные воз­можнос­ти, с за­вистью смот­рит на ря­дово­го сот­рудни­ка сво­ей ком­па­нии, ко­торый пос­ле ра­боче­го дня спо­кой­но идет до­мой и тут же за­быва­ет обо всех слу­жеб­ных де­лах. Без­детный за­виду­ет тем, у ко­го есть де­ти, а мно­годет­ный нет-нет да и по­зави­ду­ет то­му, кто жи­вет ис­клю­читель­но для се­бя. Ста­рик за­виду­ет мо­лодос­ти под­рос­тков, иг­ра­ющих в фут­бол у не­го под ок­на­ми, а маль­чиш­ки за­виду­ют взрос­лым и меч­та­ют по­быс­трее вы­рас­ти. Иног­да за­висть нап­равле­на на пред­ме­ты и вов­се уж стран­ные. Так, в из­вес­тной час­тушке пос­ле­во­ен­ной по­ры с горь­кой иро­ни­ей выс­ме­ива­лась аб­сур­дная спо­соб­ность че­лове­ка за­видо­вать да­же чу­жому го­рю:

Хо­рошо то­му жи­вет­ся, у ко­го од­на но­га,
Ему пен­сия да­ет­ся, и не на­до са­пога.

По­луча­ет­ся ка­кая-то стран­ная кар­ти­на: каж­дый че­ловек чем-ли­бо об­де­лен и в то же вре­мя сам яв­ля­ет­ся об­ла­дате­лем не­ких благ, вы­зыва­ющих за­висть у ок­ру­жа­ющих. Но по­чему же лю­ди ни­ког­да пол­ностью не удов­летво­рены тем, что име­ют? По­чему, по мет­кой на­род­ной по­говор­ке, лю­бой ку­сок в чу­жих ру­ках всег­да ка­жет­ся тол­ще и вкус­нее?

Из­вес­тный бул­га­ков­ский пер­со­наж По­лиг­раф По­лиг­ра­фыч Ша­риков по­лагал, что для дос­ти­жения все­об­ще­го до­воль­ства лю­дям нуж­но «все взять и по­делить». К со­жале­нию, этот прос­той ре­цепт от го­воря­щей со­баки ни ра­зу не оп­равдал се­бя в че­лове­чес­кой ис­то­рии. Де­ло в том, что по­делить мож­но толь­ко ма­тери­аль­ные бла­га. А вот как рас­пре­делить на всех по­ров­ну та­лант и ум, кра­соту и здо­ровье? Ведь да­же са­мое спра­вед­ли­вое об­щес­твен­ное ус­трой­ство не смо­жет от­ме­нить раз­де­ление лю­дей на та­лан­тли­вых и без­дарных, ум­ных и бес­толко­вых. И ес­ли рас­суждать пос­ле­дова­тель­но, то не­из­бежно при­дет­ся приз­нать, что при­чины за­вис­ти вы­ходят за рам­ки со­ци­аль­ной проб­ле­мати­ки, а оби­да на не­рав­ное рас­пре­деле­ние благ меж­ду людь­ми по боль­шо­му сче­ту всег­да об­ра­щена к То­му, Ко­го Цер­ковь на­зыва­ет По­дате­лем всех благ. То есть — к Бо­гу. Ведь не слу­чай­но са­мый зна­мени­тый ли­тера­тур­ный за­вис­тник — пуш­кин­ский Саль­ери, жес­то­ко стра­да­ющий от не­сопос­та­вимос­ти сво­его скром­но­го та­лан­та с му­зыкаль­ным ге­ни­ем Мо­цар­та, — ад­ре­су­ет свои пре­тен­зии от­нюдь не к ко­ролев­ско­му дво­ру и не к му­зыкаль­ным кри­тикам, а пря­мо к Не­бесам:

Все го­ворят: нет прав­ды на зем­ле.
Но прав­ды нет — и вы­ше…
…О Не­бо!
Где ж пра­вота, ког­да свя­щен­ный дар,
Ког­да бес­смертный ге­ний — не в наг­ра­ду
Люб­ви го­рящей, са­мо­от­верженья,
Тру­дов, усер­дия, мо­лений пос­лан —
А оза­ря­ет го­лову бе­зум­ца,
Гу­ляки праз­дно­го?

И ес­ли кор­ни за­вис­ти ухо­дят в об­ласть от­но­шений че­лове­ка и Бо­га, ра­зум­но бы­ло бы вы­яс­нить, что же го­ворит об этом свой­стве че­лове­чес­кой ду­ши хрис­ти­ан­ская ре­лигия.

Единс­твен­ный кри­терий

В фи­нале ки­нокар­ти­ны Ни­киты Ми­хал­ко­ва «Свой сре­ди чу­жих, чу­жой сре­ди сво­их» пой­ман­ный че­кис­том Ши­ловым рот­мистр Лем­ке, так и не су­мев­ший уй­ти с ук­ра­ден­ным зо­лотом за гра­ницу, от­ча­ян­но кри­чит, гля­дя в не­бо: «Гос­по­ди! Ну по­чему ж Ты по­мога­ешь это­му кре­тину, а не мне?». Ос­та­вив в сто­роне сю­жет филь­ма и ис­то­ричес­кую дос­то­вер­ность этой си­ту­ации, нуж­но приз­нать, что сам воп­рос пос­тавлен рот­мис­тром пре­дель­но точ­но и нап­равлен по пра­виль­но­му ад­ре­су.

«Гос­по­ди, по­чему не мне, а ему?» — лю­бой вни­матель­ный че­ловек, хо­тя бы раз ло­вив­ший се­бя на за­вис­ти, зна­ет, что это чувс­тво сво­дит­ся в ко­неч­ном сче­те имен­но к та­кому не­до­уме­нию и к оби­де на Бо­га. И не так уж важ­но, что имен­но дос­та­лось «не мне, а ему» — уче­ная сте­пень или но­вая ма­шина, спо­соб­ность к сти­хос­ло­жению или бан­ков­ский счет. Ведь каж­дый из нас по­нима­ет, что есть в жиз­ни та­кие ве­щи, ко­торых мы не мог­ли бы дос­тичь да­же са­мыми от­ча­ян­ны­ми уси­ли­ями, и да­леко не все в на­шей судь­бе оп­ре­деля­ет­ся тру­долю­би­ем и усер­ди­ем. Нап­ри­мер, маль­чик, ро­див­ший­ся в семье пре­ус­пе­ва­юще­го биз­несме­на или по­лити­ка, уже по са­мому фак­ту сво­его рож­де­ния имен­но в этом се­мей­стве име­ет ряд ко­лос­саль­ных пре­иму­ществ пе­ред сы­ном фре­зеров­щи­ка с за­вода име­ни Ли­хаче­ва. А че­лове­ку с врож­денным аб­со­лют­ным слу­хом ос­во­ение му­зыкаль­ной на­уки да­ет­ся го­раз­до лег­че, чем бе­дола­ге, ко­торо­му, что на­зыва­ет­ся, в детс­тве мед­ведь на ухо нас­ту­пил. Так по­чему од­ни уже с ко­лыбе­ли име­ют то, че­го дру­гие не в сос­то­янии при­об­рести да­же тяж­ким мно­голет­ним тру­дом?

Ес­ли не сво­дить на­шу судь­бу к бе­зум­ной иг­ре сле­пого слу­чая, то ос­та­ет­ся лишь од­но ра­зум­ное объ­яс­не­ние по­доб­но­го не­равенс­тва: жизнь каж­до­го че­лове­ка скла­дыва­ет­ся не толь­ко из его собс­твен­ных уси­лий, но и из Божь­его за­мыс­ла о нем, из тех ка­честв, ус­ло­вий и об­сто­ятель­ств жиз­ни, ко­торы­ми Гос­подь его на­делил. По ви­димос­ти эти ус­ло­вия мо­гут ра­зитель­но от­ли­чать­ся друг от дру­га, но хрис­ти­анс­тво ут­вер­жда­ет, что Бог оди­нако­во лю­бит каж­до­го из нас и каж­до­му че­лове­ку в лю­бое мгно­вение его жиз­ни Он да­ет имен­но те воз­можнос­ти и ус­ло­вия, ко­торые на­ибо­лее по­лез­ны для не­го в ду­хов­ном смыс­ле. Ведь ни день­ги, ни по­ложе­ние в об­щес­тве, ни твор­ческие спо­соб­ности — во­об­ще ни­какие внеш­ние и внут­ренние ка­чес­тва че­лове­чес­кой жиз­ни не рас­смат­ри­ва­ют­ся в хрис­ти­анс­тве как бе­зус­ловное бла­го. Глав­ный воп­рос Еван­ге­лия име­ет со­вер­шенно иной смысл и нап­равлен­ность: что мне де­лать, что­бы нас­ле­довать жизнь веч­ную? (Лк 18:18). Ку­да ве­дут че­лове­ка та­лант и бо­гатс­тво, ни­щета и бо­лезнь — к веч­ной жиз­ни или к веч­ной по­гибе­ли? Вот единс­твен­ный аб­со­лют­ный кри­терий, по ко­торо­му с по­зиции Еван­ге­лия мож­но су­дить о цен­ности все­го, что мы име­ем здесь, на зем­ле. Лишь в пер­спек­ти­ве веч­ности все зем­ные ус­ло­вия на­шего су­щес­тво­вания при­об­ре­та­ют то или иное зна­чение.

Нап­ри­мер, та­лан­тли­вый че­ловек мо­жет прий­ти к ве­ре и сла­вить Гос­по­да сво­им ис­кусс­твом, а мо­жет и по­губить свою ду­шу, раз­вив в се­бе чу­довищ­ное са­мом­не­ние и гор­дость.

Но и че­ловек без яр­ко вы­ражен­ных твор­ческих да­рова­ний так­же мо­жет дос­тичь пол­но­ты бы­тия и са­море­али­зации, а мо­жет до­вес­ти се­бя до край­них сте­пеней за­вис­ти к лю­дям бо­лее та­лан­тли­вым и да­же, по­доб­но пуш­кин­ско­му Саль­ери, пой­ти на прес­тупле­ние.

На­личие ху­дожес­твен­ных, ли­тера­тур­ных, му­зыкаль­ных та­лан­тов или их от­сутс­твие яв­ля­ют­ся лишь ус­ло­ви­ями, в ко­торых каж­дый че­ловек мо­жет ре­али­зовать свой са­мый глав­ный та­лант — спо­соб­ность нас­ле­довать Не­бо.

С точ­ки зре­ния веч­ности судь­ба лю­бого че­лове­ка за­висит вов­се не от об­сто­ятель­ств его жиз­ни, а лишь от то­го, как он ре­али­зу­ет се­бя в этих об­сто­ятель­ствах, оп­ре­делен­ных ему Бо­гом. Ведь Гос­подь зна­ет ду­хов­ное ус­тро­ение каж­до­го из нас и по Сво­ей люб­ви пре­дос­тавля­ет лю­бому че­лове­ку ус­ло­вия зем­ной жиз­ни, на­ибо­лее бла­гоп­ри­ят­ные для при­об­ре­тения жиз­ни веч­ной. По­это­му воз­му­щен­ный воп­рос за­вис­тли­вого сер­дца: «Гос­по­ди, по­чему не мне, а ему?» — всег­да пред­по­лага­ет сом­не­ние имен­но в этой Божь­ей люб­ви, в бла­гос­ти и поль­зе Его оп­ре­деле­ний.

Свя­титель Ва­силий Ве­ликий пря­мо на­зыва­ет за­висть враж­дой на то, что да­но нам от Бо­га, про­тив­ле­ни­ем Бо­гу. В та­кой жес­ткой фор­му­лиров­ке нет ни­чего уди­витель­но­го, ес­ли вспом­нить, что, по сло­ву Свя­щен­но­го Пи­сания, имен­но че­рез эту страсть в мир вош­ла смерть, а са­мым пер­вым за­вис­тни­ком был… дь­явол: Бог соз­дал че­лове­ка для нет­ле­ния и со­делал его об­ра­зом веч­но­го бы­тия Сво­его; но за­вистью ди­аво­ла вош­ла в мир смерть (Прем 2:23–24).

Две мо­лит­вы

В пес­не Бу­лата Окуд­жа­вы «Мо­лит­ва Фран­суа Вий­она» зву­чит на­ив­ное по­жела­ние ав­то­ра:

По­ка Зем­ля еще вер­тится, по­ка еще ярок свет,
Гос­по­ди, дай же Ты каж­до­му, че­го у не­го нет.

Эта прось­ба к Бо­гу вы­ража­ет оп­ре­делен­ную идею, нап­ря­мую от­но­сящу­юся к те­ме за­вис­ти. Дей­стви­тель­но, по­чему бы Бо­гу не дать каж­до­му все­го и вво­лю?

Ведь тут пред­по­лага­ет­ся уже не при­митив­ный урав­ни­тель­ный «со­ци­ализм» Ша­рико­ва, ког­да для то­го, что­бы что-то дать од­но­му че­лове­ку, это «что-то» сна­чала нуж­но неп­ре­мен­но отоб­рать у дру­гого. Здесь рас­сужде­ние го­раз­до изящ­ней и тонь­ше: мы ве­ру­ем в то, что Бог все­могущ, а зна­чит, Он не име­ет нуж­ды в рас­пре­деле­нии уже име­ющих­ся благ и впол­не мо­жет удов­летво­рить все воз­можные пот­ребнос­ти каж­до­го че­лове­ка без ма­лей­ше­го ущер­ба для ос­таль­ных лю­дей. Сле­дова­тель­но, ес­ли Бог это сде­ла­ет, то за­висть тут же прек­ра­тит су­щес­тво­вать как яв­ле­ние, пос­коль­ку в ду­шах об­ла­годе­тель­ство­ван­но­го че­лове­чес­тва для нее прос­то не ос­та­нет­ся ос­но­ваний. Так по­чему же Все­могу­щий Гос­подь до сих пор не дал каж­до­му то, че­го у не­го нет?

От­вет на «Мо­лит­ву Фран­суа Вий­она» нет­рудно най­ти в Пос­ла­нии апос­то­ла И­ако­ва: Же­ла­ете — и не име­ете; уби­ва­ете и за­виду­ете — и не мо­жете дос­тигнуть; пре­пира­етесь и враж­ду­ете — и не име­ете, по­тому что не про­сите. Про­сите, и не по­луча­ете, по­тому что про­сите не на доб­ро, а что­бы упот­ре­бить для ва­ших вож­де­лений (И­ак 4:2–3).

Бог дей­стви­тель­но все­могущ, дей­стви­тель­но лю­бит лю­дей и, ко­неч­но же, всег­да го­тов дать каж­до­му из нас лю­бые бла­га. Но вот го­товы ли мы их при­нять — боль­шой и очень неп­ростой воп­рос. В са­мом де­ле, что по­лучи­лось бы, нап­ри­мер, ес­ли бы Гос­подь по прось­бе по­эта все-та­ки дал всем, рву­щим­ся к влас­ти, «нав­лас­тво­вать­ся всласть»? И ка­кой страш­ной це­ной приш­лось бы оп­ла­чивать эту их «лю­бовь к слад­ко­му» ос­таль­ным лю­дям, ока­зав­шимся под властью тех, кто вос­при­нима­ет власть как ис­точник собс­твен­но­го удо­воль­ствия? Да тут впо­ру про­сить Бо­га как раз об об­ратном — мо­лить Его, что­бы влас­то­люб­цы, рву­щи­еся к влас­ти, ни­ког­да не по­лучи­ли к ней дос­ту­па. То же са­мое мож­но ска­зать и о бо­гатс­тве, и о сла­ве, и еще о мно­гих и мно­гих бла­гах, ко­торые вмес­то ра­дос­ти мо­гут при­нес­ти стре­мящим­ся к ним лю­дям ве­личай­шие бедс­твия.

 

В сво­ем ны­неш­нем от­па­дении от Бо­га че­ловек мо­жет же­лать да­же то­го, что пря­мо гро­зит ему ги­белью. По ло­гике сти­хот­во­рения Бу­лата Окуд­жа­вы, Бо­гу сле­дова­ло бы в при­дачу к влас­ти для влас­то­люб­цев так же вы­дать всем пох­мель­ным ал­ко­голи­кам та­лоны на бес­плат­ный пор­твейн, нар­ко­манам — га­ран­ти­рован­ную ежед­невную до­зу ге­ро­ина, а стра­да­ющим ги­пер­то­ни­ей и хо­лецис­ти­том лю­бите­лям жир­но­го мя­са — го­ру жа­реных ку­риных око­роч­ков на зав­трак, обед и ужин. Ко­неч­но, это на­ибо­лее яр­кие при­меры са­мо­убий­ствен­ных же­ланий че­лове­ка по­лучить «то, че­го у не­го нет». Но че­рез них мож­но по­нять и об­щий прин­цип: ес­ли Бог не да­ет че­лове­ку то, к че­му тот стре­мит­ся, зна­чит, у Бо­га есть к это­му дос­та­точ­ные ре­зоны. Пос­коль­ку Он, в от­ли­чие от нас, со­вер­шенно точ­но зна­ет — ко­му, ког­да и что мо­жет ока­зать­ся по­лез­ным или вред­ным.

Пос­ле не­кото­рых опе­раций на внут­ренних ор­га­нах че­лове­ку ка­кое-то вре­мя нель­зя пить. В этот пе­ри­од боль­но­му вво­дят внут­ри­вен­но фи­зи­оло­гичес­кий рас­твор, сни­ма­ющий жаж­ду. И все же он очень за­виду­ет тем, ко­му дос­тупна эле­мен­тарная воз­можность: вдо­воль на­пить­ся обык­но­вен­ной во­ды. По­мочь в борь­бе с этой за­вистью ему мо­жет лишь яс­ное по­нима­ние су­ровой ис­ти­ны: пить в его сос­то­янии ни в ко­ем слу­чае нель­зя, ина­че он прос­то по­гиб­нет.

Про­сить у Бо­га то, че­го у те­бя нет, по­рой бы­ва­ет так же не­разум­но, как и тре­бовать у вра­ча во­ды для та­кого пос­ле­опе­раци­он­но­го боль­но­го. По­это­му в мо­лит­ве свя­тите­ля Мос­ков­ско­го Фи­ларе­та зву­чит сов­сем иная прось­ба к Гос­по­ду: «Гос­по­ди, не знаю, че­го мне про­сить у Те­бя! Ты Един ве­да­ешь, что мне пот­ребно. Ты лю­бишь ме­ня па­че, не­жели я умею лю­бить Те­бя. От­че, даждь ра­бу Тво­ему, че­го сам я про­сить не умею. Не дер­заю про­сить ни крес­та, ни уте­шения, толь­ко пред­стою пред То­бою. Сер­дце мое Те­бе от­вер­сто; Ты зришь нуж­ды, ко­торых я не знаю. Зри и сот­во­ри по ми­лос­ти Тво­ей. По­рази и ис­це­ли, низ­ло­жи и по­дыми ме­ня. Бла­гого­вею и без­молвствую пред Тво­ею свя­тою во­лею и не­пос­ти­жимы­ми для ме­ня Тво­ими судь­ба­ми. При­ношу се­бя в жер­тву Те­бе, пре­да­юсь Те­бе. Нет у ме­ня дру­гого же­лания, кро­ме же­лания ис­полнять во­лю Твою; на­учи ме­ня мо­лить­ся. Сам во мне мо­лись! Аминь».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 285 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2457 - | 2271 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.