Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Избежание неопределенности




 

Страна   Страна   Страна  
Греция   Венесуэла   Норвегия  
Португалия   Бразилия   Южная Африка  
Бельгия   Италия   Новая Зеландия  
Япония   Пакистан   Канада  
Перу   Австрия   США  
Франция   Тайвань   Филиппины  
Чили   Германия   Индия  
Испания   Таиланд   Великобритания  
Аргентина   Иран   Ирландия  
Турция   Финляндия   Гонконг  
Мексика   Швейцария   Швеция  
Израиль   Нидерланды   Дания  
Колумбия   Австралия   Сингапур  

 


* Таблицы 1 —4 даны в полном соответствии с оригиналом (Hobstede G. Cultures Consequences International Differences in Work-Relatev values. — L., New-Delhi, 1984. — P. 79, 127, 158, 189).


1 См.: Злыднева Н. В. Художественная традиция в пространстве балканской культуры. — М., 1991; Цивьян Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира. — М., 1991.



тинской Америки словами, которые вполне могли бы быть отне­сены и к российской специфичности в XX в.: «Латиноамерикан­цам моего поколения выпала особая судьба, и только одной этой особенности достаточно, чтобы отличаться от европейцев: мы рождались, росли и становились взрослыми в век железобетона. В то время как европеец рождался, рос и взрослел в окружении древних камней, старинных зданий... латиноамериканец, родив­шийся на заре века чудесных открытий, перемен, революций, начинал смотреть на мир в одном из городов, все еще полностью сохранявших облик XVII —XVIII столетий, с их очень медленным ростом населения; и вдруг эти города начали расти, шириться, вытягиваться в длину, подниматься вверх в ритме работы бетоно­мешалок»'. Родившийся на заре века гражданин России мог бы сказать о себе то же самое. То есть в приведенном отрывке пред­ставлены общие приметы стран, находящихся на сходном уровне развития. Однако, если поставить вопрос о том, что же отличает Россию и тем более русских на общем фоне незападного типа развития, то ответ на него должен преодолеть опасность приня­тия стадиальных черт за национальные. Как писал Н.А.Бердяев, «...отсталость России не есть своеобразие России. Своеобразие бо­лее всего должно быть обнаружено на высших, а не на низших стадиях развития»2.

Таблица 3

Индекс индивидуализма

 

Страна Страна Страна
США   Швейцария   Греция  
Австралия   Германия   Филиппины  
Великобритания   Южная Африка   Мексика  
Канада   Финляндия   Португалия  
Нидерланды   Австрия   Гонгонг  
Новая Зеландия   Израиль   Чили  
Италия   Испания   Сингапур  
Бельгия   Индия   Таиланд  
Дания   Япония   Тайвань  
Швеция   Аргентина   Перу  
Франция   Иран   Пакистан  
Ирландия   Бразилия   Колумбия  
Норвегия   Турция   Венесуэла  

Проблема самобытности и национальных особенностей пере­стает быть академической на крутых переломах истории, когда проваливаются воплощения идеальных образов, обнаруживая зна­чимость «почвы», как сказали бы славянофилы и почвенники, или социальной базы процессов, как сказали бы социологи раз­личных ориентации. Российская и русская специфика особенно заметна иностранцам. Ими представлены как русофильские, так и русофобские описания национального характера, полярность ко­торых может сравниться разве что с полярностью описываемого ими русского характера1. «Икона и топор» — выражает противо­речия русского характера заголовком своей книги американский исследователь Дж.Биллингтон2. Впечатления соотечественников о русском характере весьма сходны, хотя имеют тенденцию объяс­нять появление негативных крайностей (историческими причина­ми, условиями существования), сочувствовать людям в их добре и зле. Например, Н.О.Лосский, отмечая религиозность русского на-

Таблица 4

 

Страна   Контр. % для женщин Страна   Контр. % ДЛЯ женщин Страна   Контр.% для женщин
Япония     Австралия     Тайвань    
Австрия     Новая Зеландия     Иран    
Венесуэла     Греция     Франция    
Италия     Гонконг     Испания    
Швейцария     Аргентина     Перу    
Мексика     Индия     Таиланд    
Ирландия     Бельгия     Порту­галия    
Велико­британия     Канада     Чили    
Германия     Пакистан     Фин­ляндия    
Филлиппи-ны     Бразилия     Дания    
Колумбия     Сингапур     Нидер­ланды   -------
Южная Африка     Израиль     Норвегия    
США   Турция     Швеция    

 


1 Карпентьер А. Самосознание и сущность Латинской Америки // Писатели
Латинской Америки о литературе. — М., 1982. — С. 23.

2 Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990. - С. 133.


1 См.: Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. — Л., 1991; Smith H.
Russian. — N.Y., 1980; Smith H. New Russian. - L., 1990.

2 См.: Billington J.H. The Icon and the Axe: An Interpretative History of Russian
Culture. - N.Y., 1980.


 




рода, его способность к высшим формам опыта, в частности к об­щению, исканию смысла жизни, говорит как об особом, достойном специального обсуждения свойстве о доброте русского народа, но именно в главе о доброте есть подглава «Жестокость»1. Он приводит многочисленные примеры жестокости, самодурства в народе, доб­ром по существу, объясняя их тяжелыми условиями существования (у крестьян) или безбрежной властью денег (у купцов) и полагая, что цивилизаторские усилия общества, борьба общественности с же­стокостью и порождающими ее причинами должны возыметь успех. Жестокость рассматривается им как часть по-своему понятой свобо­ды своеволия. Иногда жестокость и своеволие рождают человека-зверя2.

Более радикально ставит вопрос С. А. Аскольдов. Он говорит, что в каждом народе есть начала — святое, человеческое и звери­ное, но в русском народе эти полюса особенно заострены: «Быть может наибольшее своеобразие русской души заключается... в том, что среднее, специфически человеческое начало является в ней несоразмерно слабым по сравнению с национальной психологи­ей других народов. В русском человеке как типе наиболее сильны­ми являются начала святые и звериные»3. «Недостаток серединной области культуры», — формулирует тот же принцип Н.О.Лос-ский4.

Существенную роль в закреплении этого свойства русского на­рода сыграла православная религия. Нравственно-религиозное вос­питание народа было ее официально взятой на себя задачей, в ходе которой закреплялось противопоставление святого и земно­го. Православие не сформировало трудовой этики и, по мнению М.Вебера, высказанному по поводу русской революции 1905 г., этот шанс для России был упущен: Россия «...уже перескочила... период, когда "хозяйственный космос" (С.Булгаков) еще нуж­дался в этических подпорках, и капитализм был делом свободной альтернативы религиозно-ориентированной личности»5. Однако Россия не нашла новых основ развития хозяйства и обмирщения этических требований православия. И религиозные обстоятельства прежде всего вызвали сомнения М.Вебера при оценке либераль­но-демократических перспектив России6. Русский чаще других на-

1 См.: Лососий И.О. Условия абсолютного добра. — М., 1991. — С. 296—303.

2 См. там же. — С. 54.

3 Аскольдов С. А. Религиозный смысл русской революции // Вехи: Из глуби­
ны. - М., 1991.-С. 225.

4 Лососий Н. О. Условия абсолютного добра. — С. 331 — 334.

5 Давыдов Ю. Н. Вебер и Булгаков: (Христианская аскеза и трудовая этика) //
Вопросы философии. — 1984. — № 2. — С. 64.

6 См.: Плотников Н. С, Колеров М.А. Макс Вебер и его русские корреспонден­
ты // Вопросы философии. — 1984. — №2. — С. 75.


родов может быть «святым» и чаще «зверем». Труднее всего ему дается середина. Казалось бы, наибольшую моральную крепость должен проявить тот, кто далек от гибкого сочетания названных полюсов и стоит на позиции морального догматизма, святости, говоря словами С.А.Аскольдова. Однако С. А. Аскольдов показы­вает, что, находясь на полюсе «святости», очень легко свалиться в отрицание морали вообще — в «звериное». Почему? Потому что святость — это позиция человека, не прошедшего трудностей морального выбора, его мучений, не искушенного жизненными соблазнами. Такая моральная позиция, несомненно, будет бита жизнью, вызовет разочарования, переход на противоположные позиции и затруднит формирование начала человеческого — не «святого» и не «звериного». «Ангельская природа, поскольку она мыслится прошедшей мимо познания добра и зла и сохранившей в себе первобытную невинность, во многом гораздо ближе и род­ственнее природе зверя, чем человека»1. И если психологические причины перехода из крайности в крайность объяснены здесь убе­дительно, то социальные причины остаются неясными. Они — в отсутствии гражданского общества, где формируется середин­ное — человеческое, где найдена его мера.

Весьма, однако, интересно посмотреть, при каких обстоятель­ствах «звериное» берет верх над «святым».

Для ответа на этот вопрос хотелось бы порассуждать об осо­бенностях русского или, может быть, шире — славянского харак­тера. Архетип характеризует первичные свойства психики народа, определенные структуры протекания психической жизни, кото­рые могут менять свое содержание, не ломая исходный каркас. Об архетипе можно говорить тогда, когда можно не указать на меха­нический набор черт типа выделяемых славянофилами правосла­вия, соборности, народности, а характеризовать краеугольные в структурном смысле и воспроизводимые при разном содержании опорные точки психической жизни нации. Выдвинем гипотезу: русский архетип включает в себя душевность и наличие святынь. При описании диапазона психических проявлений — от святого до звериного — могла возникнуть законная обида за свой народ. Действительно, «...недостаток внимания к средней области куль­туры, какие бы оправдывающие обстоятельства мы ни находили, есть все-таки отрицательная сторона русской жизни»2, определя­ющая неразвитость материальной культуры, бедность, экстремизм. При знакомстве с нашей гипотезой о русском архетипе может возникнуть неоправданное предположение, что здесь возвеличи­вается народ, что на его особенности и недостатки закрыты глаза.

1 Аскольдов С. А. Религиозный смысл русской революции // Вехи: Из глубины. —
С. 225.

2 Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. — С. 333.


 




Сразу отметим, что если первая характеристика — об отсутствии серединной культуры — еще несет какую-то оценку, то гипотеза об архетипе не несет никакой. Под душевностью мы понимаем неготовность к абстрактным связям, формальным отношениям, желание иметь одну из высших форм душевного опыта — обще­ние в любых взаимодействиях — личных и социальных. Русский человек ненавидит формальное, официальное, бюрократическое общение. Он готов встретить неудачу, отказ, «если с ним хорошо поговорили». Он вовлекает свою личность в любое малое дело и не может делать его автоматически. Одним из отрицательных след­ствий этого свойства является пьянство, распространенное в рус­ском народе веками, — способ дойти до такой степени расслаб­ленности (ужасной для нашего малодисциплинированного народа), при которой любая социальная форма в отношениях людей уйдет прочь и позволит общаться «напрямую», на стыке психик, душ, без оглядки и без остатка.

Второй тезис — о наличии святынь — также не имеет оценоч­ной природы. Церковь, идеократическое государство при отсут­ствии гражданского общества видели свою задачу в том, чтобы воспитывать народ, предлагая ему набор «святых» представлений и идей. Отсюда и «святой», «святые», приверженные идее, добру, благочестию. Зверь — человек без святынь. «Святая Русь», «рус­ская идея», «идея коммунизма», «идея демократии» — вот набор скорее трансцендентных, чем реальных идеалов, которые претен­довали на место святынь.

Приведем диалог русского и немецкого мальчиков из творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Немецкий мальчик (в штанах) советует русскому мальчику (без штанов) остаться в Германии и работать на господина Гехта ради хорошей и сытой жизни. Русский маль­чик (без штанов) упрекает немецкого мальчика (в штанах), что тот за грош дьяволу душу продал. Мальчик в штанах отвечает ему:

— Вы, вероятно, про господина Гехта говорите?.. Так ведь родители
мои получают от него определенное жалование...

Мальчик без штанов. Ну да, это самое я и говорю: за грош черту душу продал!

Немецкий мальчик, понятно, обижается:

— Позвольте, однако ж! Про вас хуже говорят: будто вы совсем зада­
ром душу отдали?

Мальчик без штанов подтверждает сказанное и добавляет с гор­достью:

— Так то задаром, а не за грош. Задаром я отдал, — стало быть, и
опять могу назад взять... Ах колбаса, колбаса1.

1 Лакер У. Россия и Германия. Наставники Гитлера. — Вашингтон, 1991. — С. 41 — 42.


Подлинно народной святыней было чувство патриотизма, ни­когда в предшествующей истории не оспариваемое. Родина, оте­чество не были отвлеченными или релятивными понятиями, со­держали этимологически аналогии семейного характера. Стоицизм и патриотизм в войнах, готовность пострадать за отчизну, пожерт­вовать собой ради ее блага были главной ценностью нации при всех общественных устройствах и политических режимах.

Сейчас лозунги демократии и патриотизма разделились. Это опаснейшее разделение породило реваншистские силы, лиши­ло демократов народной поддержки, а в моральном плане об­наруживает «звериные» черты: воровство, расхищение нацио­нального достояния, частное присвоение сырьевых обще­национальных богатств, готовность к предательству страны, раболепие перед заграницей, работу «на себя» государственных чиновников, представителей власти и бизнеса, неприкрытые цели наживы, помещение капитала за рубежом, а не в России, грабеж страны.

Другой незыблемой святыней было чувство справедливости, сострадательности. Женщины, чьи мужья были убиты на фрон­те и дети голодали, давали свои кусочки хлеба проходящим плен­ным немцам. Жалость. Н.Бердяев писал, что свободе в личном плане препятствует жалость. Был бы один, мог бы жить по своей воле, но, живя с другими, своей свободой наносишь по ним удар.

Чувство патриотизма, равно как справедливости, сострадатель­ности, имело в России и свои негативные черты. Первое эксплуа­тировалось властью для оправдания народной бедности, форми­ровало предпосылки для господства интересов не страны, а государства над интересами каждого человека. Чувство справедли­вости вело к русской формуле прав человека — не равенству всех перед законом, а фактическому равенству. Показательно то, что к 1994 г. уже исчезли приметы справедливости, жалости, повсеместно появился новый антропологический тип. Впервые он возник пос­ле Октября. У него, говорил Бердяев, желание силы и власти вы­теснили мотивы правдолюбия и сострадательности. В советский период он был трансформирован, его мотивом стала мирская ас­кеза и хорошая жизнь в будущем, коллективная жертва настоя­щим, которая в либеральный социалистический период (после Сталина) постепенно ослабевала. Жизнь входила в нормальную колею, стала более обеспеченной. Здесь доминировал идеал спра­ведливого распределения.

Ныне в феномене «новых русских» мы имеем новый антропо­логический тип, в котором возобладал мотив хорошей жизни здесь и теперь (хорошей, т.е. соответствующей западным потребитель­ским стандартам в русском понимании и исполнении) вместо мотива равенства и справедливости.


 




Однако черты старой уравнительности присутствуют. При всех переменах реальная русская ценность — стремление к фактиче­скому равенству — не меняется. Ее отсутствие или невозможность является покушением на одну из ведущих святынь.

Трудности российской модернизации состоят не только в том, что здесь все прошлое решительно отрицается, но также и в том, что нет ясной цели для осуществляемой практики даже тогда, когда политика беспримерно жестокая. События должны возни­кать из «авось» и «небось» и того, что хуже не будет.

Не беря даже такие успешные модернизации, как послевоен­ная Германия, где либералы называли себя ордолибералами, т.е. людьми, обеспечивающими государственной политикой переход к либеральному порядку и социальному рыночному хозяйству, остановимся на Турции. Это страна примерно равного исходного старта, религиозная, бывшая империя, психологически более близкая Россия, нежели Германия. Еще в период Оттоманской империи султаны пытались провести деархеизацию и придать им­перии европейский стиль. Хотя государство было выше общества, существовали имущественные правила, когда даже христиане, иудеи, не говоря уже о турках, не могли быть подвержены кон­фискации имущества без легальных процедур. Земельные налоги издавна ограничивали здесь права землевладельцев. В стране суще­ствовало этническое разделение труда, воздвигшее на вершины религиозной и политической иерархии турков, в то время как в торговле, хозяйстве, даже международной торговле могли уча­ствовать греки, евреи, армяне и др. Первый Оттоманский парла­мент был создан в 1876—1878 гг.

Еще в 1889 г. была основана буржуазно-националистическая партия «Единение и прогресс», получившая название младотур­ков и начавшая борьбу как с феодальным абсолютизмом, так и с полуколониальным к этому периоду статусом Турции, ее зависи­мостью от Запада. Младотурки свергли режим султана Абдул-Ха-мида, установили конституционную монархию. В 1909 г. Абдул-Хамид снова пришел к власти, но вскоре был окончательно низложен. К власти пришли младотурки, однако страна сохраня­ла феодальные отношения и сильно зависела от Германии.

После революции младотурков в 1908 г. процессы модернизации были усилены. К этому времени ослабшая Оттоманская империя превратилась в полуколонию европейских держав. И 1908— 1918 гг. обозначаются в истории Турции как второй конституционный пе­риод, в который начали формироваться политические партии и стал играть особую роль Кемаль Ататюрк. Выросло движение ке-мализма, имеющее цель построить новую Турцию, по возможно­сти сохраняя традиции страны. Распад империи не оставлял Тур­ции, по существу, иных возможностей. В результате поражения Турции в Первой мировой войне Оттоманская империя распалась


и ее части были поделены между державами Антанты. Не избежала иностранного протектората и собственно Турция. В 1923 г. в резуль­тате Кемалистской революции совершилось национально-осво­бодительное движение и была провозглашена Турецкая республи­ка. Англичане, находившиеся в Стамбуле, и греки, дошедшие до Измира, были выброшены из страны. Эти события принесли Ата-тюрку славу национального героя.

Однако это был герой, который ненавидел турецкую отста­лость и видел, что независимость страны и ее собственное новое лицо требуют огромных национальных усилий. Идеология мо­дернизации Ататюрка включала в себя республиканизм, нацио­нализм, секуляризм, этатизм и революционаризм1. Наибольший шанс его программе давали национализм и популизм, так как восстановление национального государства после тяжелых пора­жений, рождение его почти из небытия давали Ататюрку такую мощную популистскую легитимизацию его деятельности, что он мог даже покуситься на святая святых турецкого народа — ислам. Разумеется, секуляризация оставалась наиболее драматичной ча­стью его программы. С одной стороны, предстояло отделить ис­лам от государства, взять под государственный (и очистить от религиозного) контроль политику, образование, судопроизвод­ство. С другой стороны, использовать выработанную именно исла­мом привычку населения подчиняться законам, хотя и неевропей­ского типа, путем смены законодательства на кодекс Наполеона, а также использовать санкционирование исламом прибыльной дея­тельности как угодной Аллаху. В суннитском направлении ислама эта черта религии представала столь очевидно, что могла бы срав­ниться в некоторой степени с протестантской этикой.

Модернизация развернулась по всем линиям. Она коснулась под­готовки специалистов для администрации, судопроизводства, эко­номики, военных, студентов, формирования турецкой элиты, уве­личения городского населения, обучения турецких рабочих в Европе, избирательного права, развития образования, коммуни­каций, искусства и литературы, экономических преобразований, введения местного самоуправления и пр.

Знаменитый биограф Ататюрка Л. Кинросс описывает, что для обоснования своих планов Ататюрк постоянно апеллировал к тре­бованиям цивилизации, цивилизованной жизни. Когда однажды Имам спросил его, что он все же подразумевает под цивилизаци­ей, Ататюрк ответил: «Чтобы человек уважал человека»2.

Это была грандиозная революция в стране с ценностью соци­ального статуса. Вместе с тем традиционные структуры, традиция

1 См.: Weiher W.F. The Modernization of Turkey. From Ataturk to the Present
Day.- N.Y.; L., 1981.-P. 1-9.

2 См.: Kinross L. Ataturk. - N.Y., 1977.


 




и даже религия здесь не были полностью отброшены и в опреде­ленной мере использовались как факторы модернизации. Ислам играл роль в законодательстве и образовании, и его роль умень­шалась лишь по мере обретения турецкой нацией «научной мен­тальное™»1.

При этом сам ислам подвергался модернизации. Базисом Ке-малистской революции была, однако, не безрелигиозность, не богоборчество, а использование тех сторон ислама, которые не препятствовали формированию свободного индивида. В универси­тетах вводились формы нового, научно обоснованного исламско­го видения, которые могли бы помочь в секуляризации. Религиоз­ный порядок оказался под государственным контролем2. Учитывая многообразие религиозной размерности общества, из-под власти религии освобождались многие политические и социальные ин­ституты, оставляя, однако, людям возможность персональной религиозной свободы3.

Процесс секуляризации, конечно, явился тем не менее болез­ненным, и его болезненность очевидна особенно сейчас, когда после 70 лет секулярного государства на муниципальных выборах в Анкаре и Стамбуле снова победили исламисты и лидер ислам­ской партии Эрбакан делит власть с премьер-министром Т. Челер. Одни видят в этом дань национальному обычаю в стране, которая переживает сейчас особый период самоидентификации нации пос­ле распада биполярного мира. Но однако опыт Ирана и Алжира призывает быть осторожным.

После смерти Ататюрка модернизационные процессы в Тур­ции не были прекращены. Турция продолжала развиваться как нация-государство с авторитарным режимом, допускающим мно­гопартийность.

Турецкая модернизация в определенной мере добилась секуля­ризации исламского общества. Однако процесс демократизации был очень нелегким.

С 1960 по 1980 г. в Турции трижды приходили к власти военные для стабилизации обстановки, но в конечном итоге ради последу­ющего продолжения реформ. Здесь существует традиция уважения к армии как силе, модернизирующей страну. И хотя приход воен­ных к власти не был символом демократии, авторитарная под­держка модернизации в определенной мере состоялась. Запад по­могал Турции после ее вступления в 1950-е годы в НАТО как форпосту против СССР в дальнейшем продвижении по пути ре­форм.

' Weiher W.F. The Modelnization of Furke: From Ataturk to the Present Dau. — P. 105.

2 См.: Levis B. The Emergence of Modern Turkey. — Oxford, 1961.

3 См.: Mardin S. Ideology and Religion in the Turkish Revolution // Intern. Jour, of
Middle East Studies. - Vol. 2. - № 3. - P. 197-211.


Суть послеататюркской революции в Турции состоит в пе­реходе к местному самоуправлению и разделению ответствен­ности между властями разного уровня1.

Экономические реформы в Турции проходили очень тяжело. Страна знала либеральные перегибы, свои истории типа МММ и падения курса лиры, за которыми последовала отставка премьер-министра (будущего президента) Турции Озала и взятие на себя государством выплаты денег, потерянных гражданами в результа­те авантюризма акционерных обществ2.

События 1980— 1983 гг. очень походили на российские, но, ко­нечно, при большем масштабе российского кризиса. До тех пор пока турецкий либерализм не был поставлен под защиту государ­ства, законодательно и политически начавшего обеспечивать раз­витие рыночного хозяйства, он носил архаический, непродук­тивный характер, подобный российскому сегодня.

Понять успехи турецкой модернизации и сегодняшние неуда­чи российской помогает не только очевидное различие в полити­ке русских властей после 1991 г. и турецких после 1983 г., но и архетипические психологические особенности.

Упомянутое отсутствие искренности, поначалу шокирующее русского, может быть воспринято как желание уладить возмож­ный конфликт, в мягкой двусмысленной форме указать на невоз­можность решения какой-либо проблемы. Когда говорится «да» вместо «нет» (а различия подлинного и мнимого «да» понятны турку), говорящий как бы желает подчеркнуть, что он готов сде­лать все возможное, но ему не позволяют сделать это лишь обстоя­тельства. Форма здесь играет роль некоторой ценности, говоря­щей о принципиальной доброжелательности собеседника.

Попытка выдвинуть гипотезу о турецком архетипе в сравнении с русским приводит нас к выводу, что первый включает в себя душевность и наличие формы. Душевность у турков, так же как черта русского и в целом славянского архетипа, означает склон­ность к персональным отношениям. Поэтому бюрократизация в таких странах, как Россия и Турция, — это попытка разрушить деревенский космос, ввести абстрактные и общие правила. И здесь, и там она плохо удается. При всем том, что душевность включает в себя теплоту, склонность к общению как высшей форме опыта, она препятствует индивидуализму. Слово «друг» в России иногда включает обязательство быть не принципиальным, а в Турции — едва ли не повязанность, абсолютную зависимость. Поэтому про­западные турецкие элиты стремятся к формализации даже дру-

1 См.: Local Government in Turkey. Covering Greater Istanbul / Ed. By Heper
M.L. -Ankara, 1989.

2 См.: Авдашева С. Турция: национальная модель либеральной экономики //
Общественные науки и современность. — 1993. — № 3. — С. 50.


 




жеских отношений, чтобы искоренить слишком тесную зависи­мость от ближнего окружения.

Если наличие святынь делает поведение русского, славянина экстремальным, очарование —разочарование обычным, веру—без­верие характерным и меланхолию частой, то турецкий и в целом туранский характер, а также характер угрофиннов спокоен, не склонен к неожиданностям. Многие исследователи отмечают ра­ционализм турок, проявляющийся в их склонности к схематиза­ции. Это видно, например, в правовых нормах, которые более разработаны, чем у народов другой зоны.

Как отмечает Н.Трубецкой, «ясная схематизация сравнитель­но небогатого и рудиментального материала» позволяет «типич­ному тюрку» быть человеком, «который не любит вдаваться в тон­кости и запутанные детали. Он предпочитает оперировать с основными, ясно воспринимаемыми образами, и эти образы груп­пировать в простые и ясные схемы»1. По этой причине обнаружи­вается психическая инерция, склонность к порядку.

В музыке, поэзии заметно повторение одних и тех же мотивов. Тюрк не любит, согласно многим описаниям, «разыскивать и со­здавать те исходные и основные схемы, на которых должны стро­иться его жизнь и миросозерцание, для тюрка это всегда мучи­тельно, ибо разыскивание всегда связано с острым чувством отсутствия устойчивости и ясности»2. В сравнении с этим легко видно, с какой готовностью русский кидается к поиску таких схем, как велико его стремление к анархическому уничтожению всех имеющихся схем, чтобы «по своей по глупой воле прожить», как говорит герой Ф.М.Достоевского.

Мировоззрение тюрка не отторгает нового содержания, а лишь пытается вложить его в существующие формы. Поэтому среда тюрк­ских народов эластична, легко усваивает новое, метко имитирует чужие формы. В этом, на наш взгляд, источник, подходящий пси­хологически для модернизации среды в Турции и у тюркских на­родов.

Вместе с тем этот же источник определяет границы измене­ний, так как усвоение нового может быть неглубоким, чисто ими­тирующим и впоследствии легко отторгающимся.

Это сравнение славянского и тюркского архетипов чрезвычай­но важно для евразийского состава российских народов, где де-археизации и модернизации происходят в регионах с разными психологическими архетипами. Поэтому не только общая госу­дарственная стратегия модернизации (и уж никак не социал-дар­винистское выращивание дикого архаического капитализма), но

1 Трубецкой Н. С. О туранском элементе в русской культуре // Россия между
Европой и Азией: Евразийский соблазн. — М., 1900. — С. 64.

2 Там же. — С. 63.


и региональная политика, учитывающая местную специфику в структуре реформ, крайне необходима.

Существует огромное количество литературы, сравнивающей западную и восточную культуры. Обычно это связано с противо­поставлением рациональности Запада и нерациональности Вос­тока, деятельной активности Запада и созерцательности Востока, направленности западного человека во вне — на изучение и пре­образование природы, а восточного внутрь — на познание самих себя, рациональность Запада и мистичность Востока. Сегодня та­кое противопоставление представляется несколько огрубленным, а подчас и просто неверным. Успешное развитие Японии и других стран Юго-Восточной Азии не меняет их идентичности, не раз­рушает культуры, но обнаруживает в них рациональность, актив­ность, успешность. Глобализация ведет к универсализации ряда культурных форм, таких, как образование, спорт, туризм, мода, средства массовой информации, массовая культура. Они есть те­перь повсюду в мире, они близки по содержанию у разных наро­дов. Происходит одновременно и сближение народов, и углубле­ние их культурного своеобразия.

* * *

Проведенные этнопсихологические сравнения всегда связаны с личными восприятиями. Такая компаративистика связана во мно­гом с субъективной интерпретацией, прежде всего с общей ат­мосферой любви или неприязни. Так, Россия в описании мадам де Сталь и де Кюстина — это только в чем-то одна и та же Россия. Мадам де Сталь любит ее и огорчается, видя то, что ей не нравится. Де Кюстин ненавидит ее и рад всему, что заслуживает ненависти.

Сходны и описания Турции. Турки в изображении армян, за­воеванных народов Балкан (Ив Андрич, «Мост через Дрину»), в описании И.Бродского «Полет через Византию», в фильме О. Стоуна «Ночной экспресс» показаны с ненавистью: лицемер­ные, ленивые, не имеющие цивилизационно значимых черт куль­туры и т. п. Человек, который любил Турцию, — русский минера­лог Чехачов, проживший здесь долгие годы, писал в известных «Письмах из Турции», что он никогда не устанет изучать Турцию как ученый (страна двенадцати цивилизаций. — В. Ф.), никогда не устанет восхищаться ею как поэт (страна невероятной красоты, переменчивая, яркая, яркие люди. — В. Ф.) и никогда не устанет критиковать ее как философ (сейчас в стране есть интересная литература — Яшар Кемаль, Орхан Памуки и др., но нет ориги­нальной живописи — наследие суннитского запрета на изображе­ния, — музыки и балета мирового значения, нет собственных фи­лософских идей, как пишут сами турецкие интеллектуалы, — больших идей в культуре. — В. Ф.). Сам взгляд на эту страну зави­сит от точки отсчета. Находясь, например, в Стамбуле, человек


 




не может не оценить колоссального прогресса, сделанного стра­ной в усвоении европейских хозяйственных и политических инф­раструктур, успехов турецких реформ. Из Арабских Эмиратов Тур­ция вообще покажется Западом, форпостом современности на Востоке, способным оказать на него не менее модернизирующее воздействие, чем Израиль — религиозно и этнически чужой. Из Парижа станет заметным, что Турция успешно, но недостаточно глубоко имитировала западноевропейский опыт. Она вошла в со­временность, сохраняя традиционную специализацию в текстиль­ной и легкой промышленности. Природные условия — перемен­чивость ветра, открытость погодным переменам, опасным для электросети, рельеф местности, способствующий заторам на дорогах; крестьянское население, легко осваивающее традици­онные отрасли и наученное в Германии строительным профес­сиям, мало приспособлено к высокотехническим производствам.

Турецкая модернизация началась давно. Даже соотнесение ны­нешней Турции с ее оттоманским прошлым, позволяет заметить, что султаны, как и русские цари, проводили политику деархеиза-ции, пытались утвердить в Оттоманской империи европейский стиль.

В Турции существует уклончивость, попытка вуалировать все отношения в жестко принятые и по виду позитивные формы. Рос­сийская искренность ставится под вопрос утонченным поведени­ем турок. Однако из Парижа эта национальная черта турок выгля­дит как свидетельство их непроницаемости и несоизмеримости с Западом, и это одна из резонных причин их неприятия в силу радикальных архетипических отличий (даже у прозападной эли­ты). Это затрудняет принятие Турции в Европу. Между Стамбулом и Парижем родная страна Россия выглядит почти сумасшедшей, всегда одержимой кем-то или чем-то.

Легко видеть, что продолжение такой личностной компарати­вистики чревато непониманием, обидами и не дает достаточно очевидных оснований для сравнения. Выходом из этой ситуации является попытка найти объективные критерии для сравнения, методология которых была предложена выше.

Существует определенная методология и методика компарати­вистского исследования. Один из ее принципов — вопрос о соиз­меримости обществ и нахождении универсальных социологиче­ских средств для их описания. Вопрос о соизмеримости решается при компаративистских исследованиях. Методология этих иссле­дований с конца XIX в. и по сей день предполагает максимально изолированный анализ сравниваемых обществ, чтобы устанавли­ваемые сходства, пересечения, культурные гибридизации, вза­имные влияния, которые могут быть выявлены, не явились бы следствием методологических ошибок, а были установлены, только если они действительно существуют. Определенные методики,


выработанные другими дисциплинами, тоже могут быть исполь­зованы1.

Возвращаясь к изложенному выше тексту учебного пособия, хотелось бы отметить значимость рассмотренных культур, как древ­них, так и современных, для понимания истории культуры, куль­турных трансформаций сегодня.

Влияние античности на европейскую культуру, европейской культуры — на американскую, своеобразие российской культу­ры, впитавшей в себя влияние разных начал, привлекающая все больший интерес культура Востока составляют общее наследие человечества, объединяющее прошлое, настоящее и будущее по­коления. Совместно они хранят и развивают человеческий потен­циал, противостоя варварству и люмпенизации.

1 См.: Comparative Politics. Рабочие тетради по компаративистике: Сравни­тельные исследования в политических и социальных науках. — СПб., 2001.


 




УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Аватара 131, 134

Автаркический 155

Автаркия 67,155

Автохтонность 108

Агиография 408

Агнатный (порядок наследования)

Агон 66

Адаб 488, 504

Адибы 488

Азан 510

Акривистский 406

Акротерия 371 Аксиологическая экстраполяция

Ацидия 213 Ал-уд 511 Аллегоризм 193 Амбивалентность 434 Американизм (латиноамериканизм) 520, 530, 538 Анабаптисты 272 Анимизм 33, 252 Антикизирующий классицизм 371 Антинорманизм 397 Антропоморфизм 175 Арабеска 505, 506 Аркатурный пояс 411 Архетипический образ 407 Аскеза 197 Атман 128 Атомизм 262, 276 Афроамерика 527, 532 Афрохристианская (церковь, секта) 557

Ашаризм 498 Ашрама 129

Баганда 548 Базилика 194 Байронический герой 295


Баньоро 548

Бенедиктинцы 173

Бидермейер 298

Бинарность 16, 437

Биографический метод 309

Брахман 128

Брахманы 114,126

Буддизм 42, 84, 92, 115, 137, 149

Бхакти 134

Бюргерство 488

Ваганты 186 Вайшьи 114 Варна ИЗ, 127 Веданта 128

Великой Аналогии концепция 317 Венская классическая школа (в му­зыке) 288 Вервь 395 Вече 397 Византизм 441

Вирилокальное поселение 569 Война 284 Волюта 62

Всемирности идея 292, 303 Вульгата 172

Гардарика 392

Гаучо 513

Гвельфы 200

Гедонизм 256

Геополитическая доминанта 390

Гибеллины 200

Гностические учения 77

Гомогенность 162

Готицизм 289

Готический стиль 195

Григорианская реформа 182

Гриоты 544, 573

Гуманист 220, 221, 225, 226, 232,


Дао, даосы 88-92, 107, 109

Дарвинизм 304, 341

Двоеверие 402

Двоемирие 311

Деловой человек (бизнесмен) 295

Демественный распев 413

Денди 294

Детерминизма принцип 307

Детский мир 300

Джайнизм 115—117

Джати 114

Джентльмен 280

Диалектика 315

Диггеры 270

Дихотомичный характер 391

Доксографы 487

Донжон 187

Драма 287

Драммология 546

Дуализм 77

Дхарма 135

Евразийский универсум 392 Евроамерика 475, 527, 531 Европоцентризм 292, 303 Евхаристия 262 Единая Цепь Бытия 292 Естественное воспитание 279

Живописный принцип 289 Животный эпос 192 Жонглер 189

Закят 484 Закомара 411 Западничество 389, 427 Зикр 510 Знаменный распев 416

Иджма 486 Идти в Каноссу 182 Иллюзионизм 78 Илм 489

Имманентный 255 Инвеститура 182, 192 Индеанизм (индехенизм) 528 Индепенденты 270 Индоамерика 527 — 529 Индуизм 111, 112, 114, 117, 138 Инициация 555 Интернационализация 13


Интернационализм 121, 464

Интронизация 563

Иосифляне 414

Исихазм 351

Ислам (суннизм) 485

Историзм, поэтический историзм

289, 312, 314

Иттерма 42

Ишракизм (иллюминативизм) 500

Йомены 231

Кадар 484

Калам 497

Кальвинизм 243, 247

Кансона 189

Карма 133

Карма-йога 134

Каролингское возрождение 180, 181

Картезианцы 264

Картина мира 38, 291 универсальная 315 естественно-научная 316 художественная 316

Касыда 502

Католицизм 261, 523

Катхаки 132

Квадривий 180

Киворий 405

Классицизм просветительский 287

Кокошник 411

Комедия, «слезная комедия» 287

Компаративистика 20, 29, 578

Компендиум 203

Конвергенция 18, 477

Конкиста 513

Консьюмеризм 333

Континуализм 262

Креационизм 267

Креолизм, креол 531

Культурное «почвенничество» 421

Культурно-историческая школа 308

Культурный контекст 169

Куртуазный, куртуазия 188

Кутья 405

Куфи 505

Кхальса 119, 120

Кшатрии 114, 134

Латеритная (почва) 540


Левеллер 259, 270 Левират 570 Легислатура 329 Литературоцентризм 430 Лобола 556, 569 Лютеранство 243 Маджалис 498 Малых причин теория 316 Манихейство 78 Матрилинейный 568 Медиативный фактор 425 Медресе 499 Механицист 258 Мечеть 508

Мистериальные культы 76 Модульон 62

Монастырская утопия 407 Монофизитство 558 Муаллаки 502 Мусаввир 506 Мутазилиты 497 Мутакаллим 498 Мутуализм 393 Мушаббихиты 497

Народный евангелизм 231

Насхи 505

Натурфилософия 247, 266, 271, 498

Наука 303

Негритюд (негризм) 535, 536

Неоплатонизм 77

Нестяжатели 414

Норманнская теория 396

Нарратив 130, 131

Ньяма 547

Обрядоверие 405 Обыкновенный человек 296 Одиночество 294 Онтология 52, 498 Оптимистический принцип 287 Ордалия 567 Ориентализм 289 Оссианизм 290 Оттоновское возрождение 181

Палея 408

Пантеистический 271 Парсуна 416 Партесное пение 417


Патрилинейный 568 Патристика 172 Перипатетики 246 Перфекционизм 162 Петроглифика 574 Платоник 268 Позитивизм 22, 31, 316 Полицентризм 392 Померие 65 Понтификат 197 Поэт-миф 289 Предромантизм 288 Прерафаэлиты 300 Пресвитериане 320 Пресуществление 247, 260 Прецессия 492 Прозелит 560 Просвещение 69, 278 Протестантизм 261 Профетизм 482 Пуритане 270, 323

Рабаб 504, 511

Рабство 65, 278, 286, 328, 438, 470,

Разума культ 278

Раса 145

Растафари 573

Реализм 313

Ревелятивная религия 483

Регги 573

Региональность культуры 286

Редистрибуция 566

Реформация 228, 231, 239, 243,

261, 270

Риторика 72, 73, 372

Рокайль 290

Рококо 14, 290

Роман 241, 287

Романский стиль 194

Романтизм 310

Сакрализация 419 Самурай 150 Сангха 137

Свобода 57, 65, 117, 119, 122, 124, 144, 162, 190, 231, 236, 239, 240, 249, 256, 273, 279, 286, 295, 318, 330, 376, 379, 385, 420, 430, 432, 434, 440, 442, 450, 456, 459, 470,


475, 477, 497, 520, 534, 566, 581,

582, 589, 592

Северная (Русская) Фиваида 356

Секуляризация 419

Сентиментализм 288

Сёгун 165

Сикхизм 119

Синергетика 31, 88

Синергизм 246

Синкретизм 87, 95, 142, 176, 178

Синтоизм 150, 163, 164

Сира 504

Славянофильство 390, 427

Смерд 399

Сноб 298

Соответствий концепция 317

Сорорат 570

Социокультурный монизм 464

Справа 362

Субстрат 390, 597

Суперстрат 527

Сута (сутра) 137

Суфизм (тасаввуф) 486

Суфий (мурид) 484, 486

Схоластика 195, 225

Таджвид 510

Тезаурусный подход, тезаурус 291

Теургия 454

Техника 301

Типизация 314

Томизм 248

Торричеллиева пустота 259

Трагедия 287

Треба, требище 405

Трибализм (трайбализм) 566

Триварга 143

Тривий 180

Тридентский собор 262

Уксорилокальное поселение 569 Улема 485 Умма 486


Универсум 252

Унитарианизм (тавхид) 18, 481

Утопия 234

Фабльо 190 Фадимахана 556 Факих 485 Фальсафа 497 Фарс 189 Филадельфия 407 Филистер 297, 298 Философия всеединства 454

Халиф 485

Хараппская(протоиндийская)

цивилизация 112 Христианско-языческий

синкретизм 402 Цивилизационные процессы 283, 301 Цивилизация 30, 47, 60, 61, 283 Цистерианцы 197

Чань (цзен) 93 Чувства культ 288

Шейх 486

Шудры 114, 127

Эвдемонизм 441 Эволюционная теория 31, 306 Эзотерический 544 Экзотерический 544 Экзотизм 289 Экстерналист 252 Эксцентриситет 492 Эманация 77

Энтелехия 72, 74, 75, 350 Энтропия 304 Энциклопедисты 283 Эпикуреец 257 Эпистемология 498 Эпифания 50 Эсхатология 482

Юга 131

Янсениз 243



ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................................................................... 3

Введение в историю культуры............................................................................. 21

РАЗДЕЛ I КУЛЬТУРА ДРЕВНОСТИ

Становление культуры от анимизма до античности..................................... 33

Анимистические представления.......................................................................... 33

Осмысление мира..................................................................................................... 39

Вера в богов............................................................................................................... 43

Египетские пирамиды как культурный феномен............................................ 46

Формирование индивидуальности и личности человека............................. 54

Закат великой цивилизации и рождение личности........................................ 57

РАЗДЕЛ II КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ

Античное наследие — атмосфера, почва и арсенал

европейской культуры............................................................................................ 61

Античный тип культуры......................................................................................... 63

Конец античной эры............................................................................................... 75

РАЗДЕЛ 111 КУЛЬТУРА ВОСТОКА

ГЛАВА 1. Традиционная китайская культура........................................... 80

ГЛАВА 2. Индийская культура...................................................................... Ш

Единство и многообразие индийской культуры.......................................... 111

Истоки индийской цивилизации................................................................. 112

Индоарийская культура. Зарождение индуизма

и формирование кастовой системы............................................................ ИЗ

Расцвет культуры. Возникновение буддизма.......................................... 115

Религиозный плюрализм............................................................................... 116

Мусульманское завоевание Индии........................................................... 117

Взаимодействие культур............................................................................... 118

Сикхизм.............................................................................................................. "9

Рост национализма и религиозного сепаратизма.................................. 120

Британская колонизация............................................................................... 121

Реформаторские движения и судьба индуизма...................................... 121

Преемственность индийской культуры........................................................... 123


Преемственность и традиция....................................................................... 123

Тексты индийской культуры......................................................................... 125

Веды.............................................................................................................. 126

Упанишады................................................................................................. 128

Сутры и комментарии.............................................................................. 130

Эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».............................. 130

Бхагавад гита............................................................................................. 133

Рамаяна........................................................................................................ 135

Литература буддийского канона.......................................................... 136

Типитака....................................................................................................... 137

Пураны......................................................................................................... 138

Роль ритуала в передаче культурного наследия.......................................... 140

Синкретизм и взаимообусловленность духовных, социальных

и художественных элементов в культуре Индии.......................................... 142

Связь религии и искусства............................................................................. 143

Связь чувственного и духовного опыта.................................................... 144

ГЛАВА 3. Культура Японии............................................................................. 148

Периодизация........................................................................................................ 148

Среда обитания...................................................................................................... 151

Хозяйственная адаптация к среде обитания.................................................. 152

Природные ресурсы.............................................................................................. 154

Неагрессивный модус японской культуры.................................................... 155

Островное сознание.............................................................................................. 156

Японская культура и материковая цивилизация.......................................... 157

Концентрация населения.................................................................................... 159

Интенсивные факторы развития........................................................................ 160

Культурная однородность.................................................................................. 162

Синтоизм.................................................................................................................. 163

Поэзия....................................................................................................................... 165

Проза......................................................................................................................... 166

Буддизм.................................................................................................................... 167

РАЗДЕЛ IV КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

ГЛАВА 1. Европа в контексте средневековой культуры................... 169

Что кончилось и что начиналось?.................................................................... 169

От устного слова к письменной культуре....................................................... 174

Город, или горизонталь истории...................................................................... 182

Собор, или вертикаль духа................................................................................. 194

Время национальных государств..................................................................... 200

Г Л А В А 2. Культура эпохи Возрождения................................................. 206

Новый человек — кто он?................................................................................... 208

Пределы гуманизма.............................................................................................. 219

Европейский мир XIV—XV вв............................................................................ 228

Утопия и историческая реальность XVI в...................................................... 234

ГЛАВА 3. Культура эпохи Реформации как парадигма европейской

культуры Нового времени.............................................................. 243


 




Критика Лютером схоластической картины мира...................................... 243

Детерминическая картина мира Кальвина..................................................... 247

Значение картины мира эпохи Реформации

для формирования механической картины мира.......................................... 250

Возникновение и социализация механической

картины мира XVII в............................................................................................. 252

Образ мира в культуре XVII в............................................................................ 254

Распространение эпикурейского атомизма в Англии XVII в.................... 257

Различие роли идеологических контекстов католицизма и протестан­
тизма в социализации механистической концепции материи................... 262

Борьба за социализацию механицизма в Англии XVII в........................... 266

ГЛАВА 4. Культура Европы от XVIII к XIX веку.................................... 278

Европейская культура эпохи Просвещения................................................... 278

Европейская культура XIX века........................................................................ 293

ГЛАВА 5. Культура Северной Америки...................................................... 318

Независимая страна.............................................................................................. 326

Расширяясь на запад (1816— 1860)................................................................. 332

Позолоченный век.................................................................................................. 341

XX век........................................................................................................................ 343

РАЗДЕЛ V КУЛЬТУРА РОССИИ

ГЛАВА 1. Роль и судьба античного наследия в культуре России..... 349

Античность в культуре русского Средневековья (XIV—XVI вв.)............. 351

Период русского исихазма........................................................................... 351

Период Московского царства...................................................................... 358

Петербургско-императорский период (1650—1850 гг.)............................. 362

Петр I. Проблема антично-русского синтеза.......................................... 367

Пушкин и античность..................................................................................... 373

После Пушкина................................................................................................ 378

ГЛАВА 2. Культура допетровской Руси...................................................... 389

ГЛАВА 3. Культура России Нового времени (XVIII—XIX вв.):

два лика русской культуры............................................................. 418

Культура русского Просвещения..................................................................... 419

Русская классическая культура XIX века...................................................... 426

ГЛАВА 4. Русская культура XX века........................................................... 446

Культура Серебряного века............................................................................... 447

«Русь Советская» и русское зарубежье: две культуры в одной................ 456

После советской культуры.................................................................................. 472

РАЗДЕЛ VI «СЕРЕДИННЫЕ» И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА 1. Классическая арабо-мусульманская культура.................. 481

Религиозный контекст.........................................................................................481

Унитарианизм и профетоцентризм............................................................. 481

Социально-этические принципы................................................................. 483


Теократический идеал.................................................................................... 484

Суфизм................................................................................................................ 486

Идеологическое многообразие.................................................................... 487

Городская доминанта..................................................................................... 488

Интеллектуальный дискурс............................................................................... 489

Культ знания..................................................................................................... 489

Научные достижения...................................................................................... 491

Теология калама.............................................................................................. 497

Восточный аристотелизм.............................................................................. 499

Теософия суфизма............................................................................................ 500

Художественная традиция................................................................................. 501

Торжество поэзии............................................................................................ 501

Каллиграфия..................................................................................................... 505

Арабеска............................................................................................................. 506

Миниатюра....................................................................................................... 506

Архитектурный стиль..................................................................................... 508

Музыка в исламе.............................................................................................. 510

ГЛАВА 2. Культура Латинской Америки.................................................. 512

Многообразие в единстве и единство в многообразии............................... 515

Объединяющие факторы...................................................................................... 518

Факторы многообразия........................................................................................ 524

ГЛАВА 3. Культура народов Тропической и Южной Африки........... 539

Системы миропонимания африканских народов......................................... 547

Традиционные верования и культы............................................................ 547

Сущность традиционных систем миропонимания.

Время и пространство.................................................................................... 549

Жизнь и смерть................................................................................................. 551

Обряды жизненного цикла............................................................................ 553

Афрохристианские секты и церкви............................................................. 557

Христианство и ислам в Африке. Тенденции развития религий.... 558

Особенности политической культуры в африканских обществах.......... 561

Традиционные власти (вожди и верховные правители)...................... 561

Традиционные власти в колониальном и постколо­
ниальном обществе......................................................................................... 564

Обычное право и современные правовые нормы................................... 567

Народное творчество и современное искусство.......................................... 570

Фольклор и литература................................................................................. 570

Музыка и танцы............................................................................................... 572

Декоративно-прикладное искусство.......................................................... 574

Традиции в архитектуре................................................................................ 576

Заключение. Компаративистика как метод анализа истор





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 705 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2538 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.