Как правило, в доколониальных обществах Африки не было писаных законов, лишь в некоторых случаях сохранились ранне-средневековые судебные постановления (в Сеннаре на землях современной Республики Судан или «Фытх Ныгэст» в Эфиопии); суды проходили по нормам обычного права, распространены были ордалии — «божьи суды». Только наиболее серьезные преступления против центральной власти судил верховный суд, остальные рассматривались на местах. Эти нормы отражали и социальное неравенство: в одних обществах за одни и те же проступки, совершенные против раба, свободного общинника или знатного человека, наказания были различными; в других (как у бакуба) складывались сословные суды, одни из которых рассматривали дела ремесленников, другие — общинников, третьи — придворных, и т.д.
Ныне все независимые страны Африки имеют кодифицированное право. Правовые нормы, права и обязанности граждан оговорены в конституциях, гражданских и уголовных кодексах, иных
законодательных документах. Их основой, как правило, является Кодекс Наполеона во франкоязычных странах или английское прецедентное право в бывших британских колониях. Давно созданы и органы, их обеспечивающие, такие, как полиция и суд. Но и законодательство, и процедура суда зачастую сохраняют древние обычаи. Так, по традиции запрещено участие женщины в судебных разбирательствах — и в Эфиопии до недавнего времени женщина хотя и присутствовала на суде, но не имела права говорить: за нее высказывались ее муж, отец или сын. В традиционном суде истца и ответчика сопровождали родичи, которые активно вмешивались в ход заседания репликами, возгласами одобрения или осуждения, даже импровизированными речами, поэтому и сегодня бывает трудно поддерживать порядок и тишину в государственных судах.
До сих пор во многом остаются живы нормы обычного права, иногда сохраняющие важнейшее место в решении семейных, бытовых, наследственных споров. В колониальное время во многих странах существовали специальные «туземные суды» для рассмотрения подобных дел. Наиболее разработаны были их структура и статус в Бельгийском Конго. Сохранялись и мусульманские суды, действующие в соответствии с законами шариата.
Ныне в целом ряде стран (Танзании, Камеруне, Ботсване, Свазиленде и др.) записано и кодифицировано обычное право (в форме «кодексов», «сводов» и т.п.), которое имеет уже силу общегосударственного закона. В других (Кения, Мадагаскар) к судам обращаются за справками и консультациями в сложных случаях.
Иногда юрисдикция правовых норм распространяется только на один народ (например, принятый в 1969 г. Кодекс обычного права бали в Камеруне или Кодекс свази 1965 г. в Свазиленде). В разработке их принимают участие как дипломированные юристы, так и «знатоки традиционного права» — старейшины и вожди. В Кении, где своды обычного права были опубликованы в 1968—1969 гг., четко определялись районы, где действовали эти нормы. Принятый в 1963 г. Кодекс обычного права Танганьики (действующий и в Танзании) основан на изучении и обобщении обычных правовых норм многих народов страны (в его основе — право сукума), причем некоторые из них были отброшены как устаревшие, а другие унифицированы и модернизированы. Его юрисдикция распространялась на 29 районов, где живут ньямве-зи, сукума, бенде, кимбу, ирамба, иранги, того, зарама, нгони, чагга, хайя и другие.
Важно отметить, что этот кодекс охватывал лишь патрилиней-ные народы. Однако в Танзании, как и в других регионах Африки (главным образом по Гвинейскому побережью и в Центральной Африке), живет немало народов с матрилинейной филиацией. Однако нельзя говорить о матриархате как о власти женщин и
примитивном уровне социальной организации — среди этих народов есть и создавшие ран негосударственные образования до колонизации. В первом случае кланы и линьяжи (группы родственных семей) ведут происхождение от одного мужского предка и во главе их стоят старшие мужчины. Во втором — группы родственных семей происходят от матери-прародительницы, а возглавляет их старший из братьев старшей женщины, и лишь иногда (только при условии отсутствия братьев) — сама старшая женщина.
У народов с материнским счетом родства нередко сохраняется уксорилокальное поселение. Дядя — брат матери в таких обществах занимает то же положение, что и отец в обществах патрилиней-ных. Он несет и финансовую, и юридическую ответственность за своих племянников — детей сестры. Именно к нему приходят сваты и именно он выступает в роли свата для племянников. Он получает выкуп за племянницу и платит его за невест племянников. Он отвечает за воспитание и обучение детей сестры. Нередко ее дети уже с 5 —6 лет (при вирилокальном поселении) возвращались в дом родителей матери или переходили в дом дяди — брата матери. При наследовании имущества (а в прошлом — и должностей или титулов) преимущественное право имеют родственники по женской линии: дяди —братья матери и племянники — сыновья сестры. Собственные дети мужчины при этом считались чужаками и нередко совсем исключались из числа наследников или занимали последние места в списке претендентов.
Непонимание сути отношений в матрилинейных обществах, а затем утверждение правовых норм метрополий, основанных на отцовском праве, приводило ко многим осложнениям. Выступления колониальных войск на стороне сыновей правителя в борьбе за власть в матрилинейных обществах, как это было у бакуба (с точки зрения европейского права — законных претендентов, а по местным понятиям — узурпаторов), нередко вызывали настоящие гражданские войны.
Разрушение узких рамок деревни, миграции колониального и постколониального периода привели к многочисленным смешанным бракам, где супруги были из народов, придерживающихся противоположных правовых норм. Столкновение норм материнского и отцовского права значительно осложняет жизнь детей, выросших в таких семьях. Нередко отец отказывал сыновьям в материальной помощи в пользу племянников, а дядя — брат матери, живя в другой части страны, не имел возможности выполнить диктуемый древними законами долг. При замужестве девушек многие отцы, потратившие силы и средства на воспитание дочерей, ожидали своеобразного возмещения при получении ло-болы (выкупа за невесту), однако по обычаю его следовало отдать не ему, а дяде по матери. А при женитьбе сыновей могла возникнуть ситуация, при которой выкуп приходилось платить и
отцу, воспитавшему девушку, и дяде — брату матери, претендующему на «законное» с точки зрения обычного права подношение. Подобные же сложности возникали и при наследовании имущества. Наследование в патрилинейных обществах проходило когда-то исключительно агнатным порядком: имущество или должность передавались не непосредственно сыну, а в первую очередь братьям. Так велось, например, наследование у машона; на этих же принципах зиждилась система «ндугу» у суахили. Уже в колониальный период появилась тенденция к смене агнатного права наследования отцовским, когда имущество стало переходить от отца к старшему сыну. Эта тенденция продолжается и ныне.
Нередко еще сохраняются традиционные виды брака. Так, существует еще (особенно у ряда народов Северо-Восточной Африки — галлао-ромо, сомали, данакиль) обычай женитьбы на вдове брата (левират) и после смерти жены замена ее сестрой (сорорат). Правда, это уже является не обязательным, но желательным, и зачастую учитывается желание самой женщины (ранее это никого не интересовало). Для многих народов Африки сохраняются и полигамные браки. Даже если брак был совершен в церкви или зарегистрирован в муниципалитете, должен проводиться и традиционный обряд. Другие связи считаются столь же законными в глазах местного населения при соблюдении традиционной обрядности — дети в этих случаях обладают равными правами.