Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Народное творчество и современное искусство




Фольклор и литература

Богато и разнообразно народное творчество африканцев. Изоб­разительное искусство, танцы, музыка, фольклор существовали в тесной связи друг с другом, составляя неразрывное единство — все они соединялись в одном ритуальном представлении: сказки звучали в сопровождении музыки, их рассказывали речитативом, в определенном ритме, с музыкальными повторами, рассказчика подбадривали восклицаниями, хором подхватывали отдельные фразы. При преобладающем отсутствии письменности эти виды искусства несли не только эстетическую, но информационную и воспитательную нагрузку. Недаром современные педагоги восхи­щаются нерасчлененностью традиционного обучения и воспита­ния в игре и нередко предлагают вспомнить старые методы обуче­ния через рассказы и игры у костра. Недаром исследователи образно оценивают устное творчество: «Когда в Африке умирает старик, погибает целая библиотека».


Устное народное творчество весьма богато; жанры его тесно связаны, и не всегда можно четко отделить волшебную сказку от мифа, а былички — от сказок о животных. В редкой сказке не звучат ритмы барабанов и песни, которыми герои выражают и радость, и горе, и беспокойство. Сказки, сложившиеся в глубине веков, живут и сейчас; более того, они развиваются вместе с ме­няющимся бытом. Так, провинившиеся звери в сказках балуба платят штраф франками, а не каури; герой сказок бангала, лука­вый Нгои, переживает свои приключения не только в соседних деревнях, но и в городских банках. Известно, что колониальная администрация широко использовала в своих интересах институт вождей, не выбирая, а назначая их, — и ими становились не са­мые достойные, а самые ловкие. И вот появляется сказка балуба о ласточке и черепахе: обе они хотят занять место вождя, а получает эту должность хитрая и ловкая черепаха, сумевшая провести лас­точку. Независимо от жанровой принадлежности все эти сказки представляют собой своеобразный моральный кодекс — в них находили и находят отражение представления народа о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве.

Авторские литературные произведения до начала XX в. в Афри­ке немногочисленны. В основном это дидактические или поэти­ческие произведения религиозного или пропагандистского плана (как у народов амхара, суахили, фульбе, хауса). О создании соб­ственно литературы Африки можно говорить лишь начиная с пер­вых десятилетий XX в. Ныне в африканских странах есть немало своих прозаиков, поэтов, драматургов. Большинство из них пи­шут на европейских языках, но некоторые начинают писать и на местных.

Уже с первых лет складывания литературы африканских авто­ров развивалась борьба мнений вокруг проблемы взаимодействия двух культур, принятия или непринятия европейской культуры. Одни с самого начала выступали за отказ от «пыльных» традиций и полное приобщение к Западу, другие на примере судеб своих геро­ев утверждали, что принятие чужой культуры, отказ от традиций и наследия предков ведет к уничтожению личности. В 1934 г. в Пари­же вышел первый номер газеты «Черный студент», вокруг кото­рой объединилась талантливая африканская молодежь, будущие идеологи «негритюда» (основателями этого движения стали Эме Сэзэр из Вест-Индии и Леопольд Седар Сенгор из Сенегала). В предвоенные и военные годы это движение окончательно оформ­ляется, а в 1947 г. появляется его постоянный рупор — журнал «Презанс африкен».

Возникнув как реакция на политику культурной ассимиляции, концепция «негритюда» была в то время, безусловно, явлением антиколониальным. Но уже тогда была заметна его расистская ок­раска. Расовое самосознание стало ее основополагающей идеей.


Главной целью сторонников «негритюда» стало возвышение дос­тоинств черной расы, воспевание особенностей негритянского способа мышления, опора на якобы присущие только африкан­ской культуре гуманистичность, одухотворенность, эмоциональ­ность в противовес рационализму и индивидуализму белого чело­века. Уже в 1950-е годы многие литераторы резко выступили против нее: так Стефан Алексис с Гаити назвал ее «расизмом навыворот», в 1959 г. гвинейский поэт Ненекхали Камара выступил с резкой критикой концепции «негритюда». Другие писатели не критико­вали эти идеи в печати, но активно не принимали их, как, на­пример, выдающийся нигерийский прозаик и драматург Воле Шойинка. Многие литераторы (как, например, Агостиньо Нето, Анри Лопес, Бернар Дадье и др.) сочетали творческую деятель­ность с активной политической борьбой.

Но и в остросоциальных произведениях современных писате­лей Африки не прерывается их связь с традицией и устным на­родным творчеством. Используются фольклорные сюжеты (Бер­нар Дадье, Амос Тутуола и др.), мифы (Воле Шойинка), а то и формы и строй повествования (традиционный плач по погибше­му во время забастовки профсоюзному деятелю Леопольду Сенго-ру). Многие писатели уже заслужили мировую известность: Сем-бен Усман, Чинуа Ачебе, Квей Арма, Бираго Диоп, Нгуги ва Тхионго и др. Однако их положение довольно сложно, так как они в основном пишут на европейских языках в странах, где боль­шинство жителей неграмотно. В поисках путей к читателю некото­рые, например Сембен Усман, обращаются к кино, считая, что это искусство в условиях Африки более доступно широким массам.

Музыка и танцы

Музыка, пение и танец составляли не только важную часть ду­ховной культуры африканских народов, но и часть самой их жизни. Тесно связанные с ритуалом, они сопровождали человека от рожде­ния до смерти, отмечая как радостные, так и печальные моменты на его жизненном пути. Во время ритуалов напряженная атмосфера «присутствия» сверхъестественных существ достигалась нагнетани­ем умело подобранного ритма и сочетания звучания разных музы­кальных инструментов. При проведении болезненных операций, во время обрядов инициации монотонная музыка выполняла анесте­зирующую роль. Каждому духу или божеству посвящали особые песни или танцы, особые ритмы. Исследователи африканского му­зыкального фольклора отмечали даже, что музыка и песня были формирующими мораль элементами, играли и определенную по­литическую роль. Музыка сопровождала и трудовые процессы. Каж­дый вид деятельности — сев, уборка урожая, изготовление паль­мового вина, гребля — озвучивался строго определенными песнями.


Некоторые музыкальные мелодии могли звучать только в ритуа­лах; в одних случаях должен был быть использован полный набор музыкальных инструментов, в других — меньший. По-разному оп­ределяли и время исполнения. Так, у леле музыка могла звучать только ночью. У народа га не разрешалось музицировать в течение трех недель перед сбором урожая и т. п.

Организующим началом музыки любого африканского народа является ритм. Существуют очень сложные ритмические рисунки, которые создаются в основном разными ударными инструмента­ми: барабанами, гонгами, ксилофонами, колокольцами и т.п. Они обычно составляют основу африканского оркестра, но не вытес­няют другие инструменты (струнные, щипковые, духовые).

В некоторых обществах выделялись определенные семьи и группы музыкантов, в которых эта профессия становилась наследствен­ной, а иногда складывались даже своеобразные касты музыкантов и певцов (в Бенине, например, это одна из сорока ремесленных корпораций; у йоруба «общества плясунов» и «барабанщиков» су­ществуют и поныне). Эти люди часто были не только музыканта­ми, но и рассказчиками, хранителями традиций; музыка служила аккомпанементом к рассказам о прошлом, героическим сказани­ям. Во многих странах Африки общее собирательное название всех их — гриоты, хотя внутри группы могла быть специализация, раз­деление на сказителей, исполнителей шуточных или лирических песен, сказочников и т.д. Как правило, в традиционном обществе они занимали довольно низкое социальное положение.

Хотя ныне нет столь строгой корпоративности и многие по­томственные музыканты начали заниматься и другими видами де­ятельности, сохраняется их значение как историков и артистов. В Дакаре даже существует ассоциация гриотов.

Танцевальное искусство народов Африки носило массовый ха­рактер. Танцем выражали радость, он давал разрядку после трудо­вого дня, нередко танец-пантомима иллюстрировал рассказ о со­бытиях дня и т.д. Танцы были необходимой частью религиозных обрядов и ритуалов. Танцы-пантомимы: земледельческие трудо­вые, культовые и ритуальные с использованием масок-костюмов, свадебные (церемониальные), исторические и т.д. Музыка и та­нец Африки оказали громадное влияние на развитие форм музы­кального и танцевального искусства Северной и Латинской Аме­рики, а также на возникновение новых стилей — от классических, джаза, блюза и самбы до современного регги, связанного с идео­логическим направлением растафари.

В традиционной культуре африканских народов раньше нельзя было выделить отдельно музыкальные, песенные и танцевальные жанры. Сейчас музыка выделяется из этого синкретического сплава. Впервые музыкальные мотивы Африки отдельно зазвучали в про­изведениях европейских композиторов. В 1923 г. Дариус Мийю на-


 




писал балет «Сотворение мира», основанный на африканской мелодике и ритмике. Затем последовали «Мадагаскарские песни» М. Равеля, «Негритянская рапсодия» Ф. Пуленка и «Мальгашская рапсодия» Р.Люшера. Появились африканские композиторы — Кебена Нкетия (также и историк музыки и критик), Эфраим Эму, Стефан Мбунги, Тодд Матинкиза, Дайо Дедека и другие, сочета­ющие музыкальное наследие своих народов и традиции европей­ской музыкальной культуры.

Танцы, занимавшие столь значительное место в жизни афри­канца, живут и поныне. Однако они потеряли сакральный, риту­альный характер, вышли за локальные этнические рамки. Прак­тически исчезли трудовые песни, потеряли свое значение тан­цевальные и музыкальные представления, связанные с обрядами перехода. Десакрализация сделала ритуальные танцы-пантомимы просто интересным зрелищем. Ныне они нередко воспринимают­ся как маскарады, устраиваются в публичных местах: на площа­дях, стадионах в дни общегосударственных празднеств. В Африке появились профессиональные ансамбли и «балеты», происходит, а в некоторых случаях уже произошло «расчленение» синкрети­ческого традиционного танца: с одной стороны, музыка стала са­мостоятельным видом искусства, с другой — из танца-пантоми­мы вырастает театр.

Профессиональные артисты, хореографы, музыканты не толь­ко сохраняют традиционные виды искусства, но и создают но­вые, современные, используя достижения мировой культуры. Так, в Дагомее были поставлены балеты Чайковского и Гуно. Драма­турги не только пишут пьесы на местные темы, но переводят и ставят мировую классику: Шекспира, Мольера, Гоголя и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 885 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.