Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Декоративно-прикладное искусство




В доколониальной Африке не существовало отделенных друг от друга направлений изобразительного искусства. Рисунок, живо­пись, скульптурная резьба были неразрывны, синтетически слиты. Примером этой слитности изобразительных средств могут служить маски-костюмы, где соединялось искусство резьбы, декоративнос­ти украшений, раскраски. Не было и изделий, несущих только эс­тетическую нагрузку, — изготовлялись предметы функциональ­ного назначения (ритуальный жезл или маска, лодка или чаша, подставка для стрел или притолока и т.п.), но в руках искусного мастера любой утилитарный предмет становился произведением искусства.

Африка, как, пожалуй, ни один континент, славилась памят­никами наскальной живописи и петроглифики, разбросанными в Сахаре, восточной и южной частях материка. В Средневековье и Новое время рисунок и живопись не получили развития у афри-


канских народов, за исключением Эфиопии, где сложились ико­нография, была фресковая живопись в храмах и миниатюры в ру­кописях. Однако традиционный опыт живописцев хранился в де­коративных рисунках тканей, плетении пестрых узорчатых циновок, декорировании бытовых предметов.

Корни современной скульптуры — в традиционных видах объем­ного искусства. Основные материалы традиционной скульптуры — дерево (сенуфо, бамбара в Западной Африке, бакуба и балуба в Центральной, маконде — в Восточной) и металл (йоруба и бини в Нигерии). Лишь в отдельных местах использовали мягкий ка­мень (сао в Камеруне, машона и макаранга в Зимбабве). Конку­ренция ввозных бытовых предметов (посуды, тканей, оружия и т.д.) в годы колонизации Африки привела к упадку народного ремесла. Некоторые виды его исчезли. Те же, что сохранились, утратили художественную самобытность, были низведены до ре­месленнического уровня.

Появившиеся в начале XX столетия в Европе образцы афри­канской деревянной пластики произвели большое впечатление на художников того времени. Именно с влиянием африканской скульптуры связывают появление кубизма (П. Пикассо, А.Матисс, Ж. Брак, А.Дерен во Франции; Э.Нольде, К. Шмидт-Роттлюф, М.Пехштейн, Э.Л.Кархнер в Германии).

Это влияние сказалось не только в живописи, но и в скульпту­ре, театральном декорационном искусстве, книжной графике и т. п.

Интерес к «примитивному» искусству возник и в России: М.Шагал, Н.Альтман, А.Архипенко, А.Лентулов, К.Малевич отдали ему дань. Путешествие в Африку оказало влияние и на творчество К. Петрова-Водкина. Именно в России появилась одна из первых работ, обобщающих и анализирующих африканское искусство: книга В. И. Матвея «Искусство негров», написанная им еще до Первой мировой войны, но увидевшая свет в 1919 г.

В Африке появились и профессиональные художники и скуль­пторы, возникли школы искусств. В Гане еще в 1936 г. при коллед­же Ачимото такую школу создали супруги Меерович, бежавшие от германского фашизма. В 1954 г. французский художник П.Лодс открыл Экспериментальную мастерскую в Браззавиле, положив­шую начало направлению пото-пото, получившему широкую из­вестность.

Хотя народы Конго в прошлом не знали станковой живописи, искусство их проникнуто подлинно традиционными чертами: это особое понимание цвета, его чистота и декоративность, смелое сочетание красок, отказ от линейной и воздушной перспективы; это ритм композиции, поз, изгибов ветвей и стволов, подчерки­вание неразрывного единства человека и природы.

Создаются и новые профессиональные виды искусства: стан­ковая и монументальная живопись, скульптура. Они питаются как


 




накопленной веками традицией художественных ремесел, так и достижениями мировой культуры. Степень их соотношения — воп­рос, живо обсуждаемый во всех африканских странах.

Особенно интенсивно развитие этих видов искусства идет в Гане, Нигерии, Конго, Эфиопии, Зимбабве. В Гвинее, Камеруне, Бенине, Кот д'Ивуаре бурно развиваются художественные ремес­ла, появляются художники-дизайнеры, керамисты, резчики по дереву, художники по тканям.

Ныне в Африке немало больших мастеров, скульпторов и жи­вописцев. Для большинства из них характерна многогранность творчества, одинаково интенсивная и талантливая работа во многих жанрах. Афеворк Текле (Эфиопия) работает и в мону­ментальных, и в малых формах, он выполняет фрески и витра­жи, эскизы костюмов и почтовые марки, пейзажи и портреты. Кофи Антубам (Гана) занимается и росписью стен, и живопи­сью, и графикой, и скульптурой, и дизайном. Бубакар Кейта (Мали) работает в жанре живописи и рисунка. Феликс Идубор и Дема Нково (Нигерия) занимаются и резьбой по дереву, и скуль­птурой, и оформлением интерьеров общественных зданий. Жи­вописные полотна Бена Энвонву хорошо сочетаются с бронзо­вой скульптурой.

Традиции в архитектуре

Традиционная архитектура Африки достаточно разнообразна. В городской архитектуре выделяются суданский и хаусанский стили в Западной Африке, гондэрский в Эфиопии, суахилийский в Вос­точной Африке, монументальный стиль в Зимбабве. Мусульман­ская и европейская культура также внесли свой вклад в городскую архитектуру современной Африки. Из арабской архитектуры при­шли стрельчатые арки; из индийской — луковичные купола, ар­кады галерей с килевидными очертаниями и т.п. Европейские ар­хитекторы (а здесь работали и такие мастера, как Ле Корбюзье, А. Шометт, Э. Май, эмигрировавший из Германии в Кению, и другие) создали особый тропический стиль: ажурные стены, плос­кие или остроскатные (в зависимости от климата) крыши, стол­бы-опоры, солнцезащитные ребра, козырьки, решетки, лоджии и веранды.

В последние годы архитекторы (среди них уже немало местных уроженцев) обращаются к местному опыту и традициям. Копиру­ются формы традиционной архитектуры и застройки. Так, новая столица Танзании Додома спланирована как традиционная кру­говая деревня. Некоторые общественные здания Мали воспроиз­водят черты суданского стиля. Въезд в Национальный парк Ваза в Камеруне оформлен как хижина музгу; а очаги культуры строятся как традиционная усадьба бамилеке. Очень распространена в пла-


не кругла* постройка: так строятся банки, мечети, христианские храмы, туристскую комплексы.

Другое направлен». • — декоративность. Решетка банка в Гане покрыта чеканкой, воспри. ^водящей мотивы гирек для взвеши­вания золота у ашанти; в соврем^ т i с офисах делают резные две­ри, столбы, панели, керамические украшения и т.д.

Все больше становится местных архитекго^ов. которые учатся не только в Европе, но и в Африке: в Гане, Ь!герии, Кении, Эфиопии готовят специалистов в специальных учебных заведени­ях. Интересные проекты застройки города в традиционном хау-санском стиле были отмечены почетной премией на Междуна­родном конкурсе молодых архитекторов.

Контрольные вопросы

1. В чем выражается экологичность традиционных культур африкан­ских народов?

2. Какими системами и методами передачи информации пользова­лись бесписьменные народы Африки?

3. В чем сущность традиционных верований Африки?

4. Каковы судьбы мировых религий на континенте?

5. Каковы особенности политической культуры африканских тради­ционных обществ?

6. Как соотносятся народное творчество и современное искусство?

Литература

Африка: Культурное наследие и современность. — М., 1985.

Африка: Взаимодействие культур. — М., 1989.

Дэвидсон Б. Африканцы: Введение в историю культуры. — М., 1975.

Ерасов Б. С. Тропическая Африка: Идеология и проблемы культуры. — М., 1972

Львова Э. С. Этнография Африки. — М., 1984.

Львова Э. С. Культуры народов Африки вчера и сегодня: Взаимодей­ствие культур и перспективы развития. — М., 1996.

Околдованная реальность. — М., 1995.

Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоя­щее. - М., 2000.


 



19 Культурология



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 808 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.