Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Традиционные власти в колониальном и постколониальном обществе




Традиционные институты в период борьбы за раздел Африки, существования колониальных государств и даже после достиже­ния независимости не исчезли, но трансформировались и приоб­рели новые черты. Значение и деятельность традиционных властей в разные периоды столкновения их с европейскими державами нельзя определить однозначно. Колонизаторы искали опору в аф­риканских обществах и нередко находили ее именно в среде тра­диционных правителей. Местные вожди в это же время пытались использовать новых союзников в своих интересах. Правящие вер­хи традиционных государств, особенно в первые годы появления на африканском континенте европейцев (в конце XV—XV] 1 вв.), нередко заключали договоры о дружбе, разрешали работорговлю, рассчитывая получить взамен огнестрельное оружие для борьбы с соседями и подавления недовольства подданных, а также надеясь получить дополнительные доходы от работорговли. Лишь немно­гие из традиционных правителей (Анна Нзинга Мбанди Нгола в Анголе или Домбо Чангамире в Мономотапе) активно выступали в то время против чужеземцев.

В период активной колонизации Африки в XIX в. позиция пра­вителей также была весьма различной. Многие из них (Эль Хадж Омар, Самори, Лат Диор, Мсири, Чака, Дингаан, Премпе) воз­главляли сопротивление европейским колонизаторам. Их имена вошли в историю национально-освободительной борьбы афри­канцев. Другие, напротив, пошли на соглашение с европейцами. Умело используя борьбу за власть в традиционных государствах, европейцы поддерживали внутренние и внешние силы, направ­ленные на ослабление центральной власти. Так, в нынешней Гане


правители фанти были привлечены англичанами для борьбы с конфедерацией ашанти. В Буганде с помощью миссионеров была свергнута власть Мванги — верховного правителя баганда, а но­вые правители стали надежной опорой Британской восточно-аф­риканской компании; у балуба Кабонго выступил вместе с евро­пейцами против Касонго Ньембо. Этот перечень примеров можно было бы продолжать бесконечно.

Когда раздел Африки был завершен, традиционные системы власти и институт вождей и правителей были либо уничтожены (хотя позднее местами восстановлены вновь), либо законсерви­рованы, но в зависимости от политики той или иной метрополии претерпели значительные изменения. Как правило (наиболее яр­кие примеры — северная Нигерия с ее эмиратами и Уганда), тра­диционные вожди и правители оставались на местах лишь при условии безоговорочного подчинения новым режимам. Старые по форме институты по сути своей получили новое содержание: ап­парат власти стал частью системы колониального управления и угнетения, а сами правители оказались лишь служащими колони­альной администрации, нередко на жалованье новых властей. Там же, где не было ранее своей государственности, искусственно создавались административные должности «вождей», на которые могли быть назначены даже люди иной этнической принадлежно­сти (в Нигерии по всей стране — представители народа йоруба, во Французской Западной Африке — фульбе, в Уганде и даже соседних странах — баганда и т. п.). Иногда это происходило из-за несовпадения новой политической организации со старой; иног­да традиционные власти отказывались от сотрудничества. Некото­рым из них разрешалось сохранять двор, носить корону и иметь скипетр. Во французских и бельгийских владениях нередко наряду с «назначенными» вождями продолжала сохраняться и власть под­линных традиционных вождей, остававшихся в глазах местного населения единственным законным авторитетом.

В некоторых колониальных владениях — Уганде, Северной Ни­герии, Гане, Верхней Вольте (ныне Буркина Фасо), Лесото, Сва­зиленде и ряде других — старые политические объединения со­ставляли элемент административной структуры страны. Но даже там, где сами доколониальные государства уже не существовали (в Замбии, Зимбабве, Конго и др.), сохранились династические линии, продолжалась на уровне массового сознания преемствен­ность традиционной власти (иногда — как у фульбе в северном Камеруне — с сохранением двора и видимой власти), менталитет африканца сохранял и представление о сакральное™ власти, воп­лощении в лидере идеи, символа и т, п.

Колониальные власти в борьбе против освободительного дви­жения стремились опереться на местные структуры, поощряли их предпринимательскую деятельность, создавали органы власти,


привлекающие вождей (палаты вождей в парламентах, «туземные суды» и т.п.), награждали их. Не случайно во многих странах они сотрудничали с европейцами, становились если не активными участниками, то символами движений сепаратистов: так было в Бельгийском Конго (партия Абако и др.), в Анголе (партия и движение ФНЛА), в ЮАР (например, зулусская организация Ин-ката), Уганде (партия Кабаки — верховного правителя Уганды) и т.п.

Однако многие среди традиционных вождей и правителей ока­зались в противоположном лагере, иногда они сами возглавляли борьбу своих народов за свободу и независимость, особенно в 1950— 1960-е годы, когда первые политические объединения стро­ились на этнической основе и нередко именно вокруг традицион­ных лидеров.

В независимых странах Африки позиция вождей и отношение к ним властей различны. Они зависят прежде всего от конкретных условий, степени сохранения традиционных связей в том или ином обществе. Многие правительства новых государств видели в них лишь прислужников империализма, паразитирующий элемент, опору трибализма1 и стремились покончить с этим институтом. Так, в Гвинее были отменены все привилегии вождей, в Конго в 1971 г. было предписано заменить их выборными людьми. В том же Конго верховным правителям (малоанго, макаконго, мангойо) были пожизненно оставлены двор, титулы, но они были лишены иных привилегий и наследственной власти. Некоторые традици­онные правители сами стали отказываться от титула.

В большинстве государств Африки традиционные правители и вожди еще существуют. Африканские этнографы (например, в Гане) считают, что при сохранении значительной степени влия­ния на массы этот институт следует использовать в интересах со­временных государств. Нередко представления о сакральной сущ­ности и обязанностях верховных правителей в соответствии с традиционными нормами переносятся и на современных полити­ческих лидеров и государственных чиновников. Не вызывает воз­мущения коррупция, широко распространенная во всех странах и на всех уровнях власти, так как традиционные правители всегда осуществляли право редистрибуции (через систему подарков, боль­ших праздников и т.п.). То обстоятельство, что глава государства был символом благосостояния народа, а в случае неблагополучия в стране должен был быть сменен, видимо, может объяснить и частоту государственных переворотов в сложных финансовых и экономических условиях, и относительно спокойное отношение населения к этим событиям.

' Трибализм (трайбализм) - племенной или этнический сепаратизм в обще­стве, сохраняющем пережитки родоплеменного деления.


В последние годы нередко вспоминают и традиционный ин­ститут доклассового общества — систему возрастных классов, обеспечивающую стабильность и сменяемость власти во многих африканских обществах. Она основана на существовании групп молодых людей, которые одновременно проходили инициации — обряды перехода в состояние полноправного члена общества. Они были единицами социальной жизни: «класс пастухов», «класс вои­нов», «класс старших воинов», «класс старейшин» и т.д. Таким образом, власть старейших передавалась следующим поколениям по мере их продвижения по этой социальной лестнице. Сохранив­шись по форме, в раннегосударственных образованиях они игра­ли уже иную роль. Так, на их основе создавались армейские под­разделения, «царские дружины»; в колониальную эпоху их использовали в системе принудительного труда; и т.п. В некоторых странах (Нигерии, Эфиопии у народа оромо и др.) новые полити­ческие деятели оценивают этот институт как демократический и предлагают вернуться к нему. На деле эти якобы эгалитарные и демократические структуры отнюдь не являлись таковыми: из дан­ной системы исключались женщины, чужеземцы, влившиеся в общество; сложные правила ее существования заранее исключали детей, родившихся в неположенный срок; далеко не все мужчины проходили все ступени, не выдерживая испытаний; и т. п. В неко­торых странах (Мали, Сенегале и др.) создают группы ровесни­ков и используют их в общественных работах (например, при рытье колодцев, высаживании деревьев в кампаниях по борьбе с засу­хой).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 730 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.