Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность традиционных систем миропонимания. Время и пространство




Единство человека и природы, нерасчлененность этих поня­тий является характерной чертой африканских традиционных об­ществ. Оно проявляется в разных ипостасях: представлениях о воз­можности перевоплощений человека и животного; вере во взаимовлияние мира животных и человека; бережном отношении к воспроизводящим силам природы; в системе космогонических пред­ставлений и антропогенных мифов и др. Один из аспектов его — понятие времени и пространства.

В Африке еще сохранялось то, что для Европы, например, уже давно пройденный этап (см., например: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры). Как правило, системы счета времени и понятие пространства в современной Африке уже заменены евро-


пейскими или мусульманскими. Но первоначальные представле­ния, однако, еще сохраняются в народной памяти, и африкан­ские антропологи активно занимаются их фиксацией.

Принципы, на которых основывались системы счета времени, различны, но всегда неразрывно связаны с представлениями един­ства природы и человеческого общества, вечном, непрерывном их существовании и непрекращающемся круговороте. Самый пер­вый тип деления года основан на сезонности, с сезонами связаны циклы хозяйственной деятельности и отсчет событий в повсед­невной жизни. Охотники, земледельцы, скотоводы, рыбаки хоро­шо знали звездное небо и давно заметили связь его изменений с течением жизни природы. Эти изменения фиксировались в систе­мах мировосприятия иногда в форме поклонения духам, персо­нифицирующим их. Особую роль играли Плеяды и Орион (у наро­дов экваториальной зоны), Сириус (у догонов в Мали), а главную роль, несомненно, играла Луна с меняющимися фазами. Отсчет времени шел в лунах; новолуния и полнолуния фиксировались празднествами; божества, связанные с этим светилом, занимали ведущее место в пантеонах. Другие системы счета времени связы­вались с социополитическими принципами (по поколениям, возра­стным классам, в соответствии с правлениями вождей или «импе­раторов») или торгово-экономическими (по рыночным неделям — от 3 до 8 дней). Однако заметны общие характеристики, свой­ственные всем разнообразным системам: неизменная повторяе­мость, цикличность, сакральность.

Цикличность и повторяемость — самая яркая черта всех тради­ционных систем счета времени, когда-то свойственная всем на­родам мира. Даже там, где она как будто разрывается линейно­стью (при счете по поколениям или правлениям), на деле сохраняется правило повторяемости. Оно отражается в повторяемости названий возрастных классов (через одно-два поколения), личных имен, даже «имиджей» правителей: воплощении в каждом новом правителе души предка, в необходимости вести предписанную правилами циклич­ности политику (так, в Руанде в соответствии с именем-образом правители поочередно были завоевателями, миротворцами, за­щитниками или агрессорами).

Не менее важна сакральность. Смена дней, недель, месяцев, сезонов, лет, многолетних циклов сопровождалась особыми ри­туалами и празднествами в честь духов предков, природы, покро­вителей земледелия, охоты, ремесел, общенародных божеств. Особенно важным было празднование урожая, отмечавшее на­чало нового годового цикла. У народов Берега Слоновой Кости (с 1986 г. — Кот д'Ивуар), Ганы (особенно группы акан) это под­черкивалось и особыми «календарными» именами, когда родив­шиеся в определенный день недели получали соответствующее этому дню имя духа-покровителя (первый глава независимой Ганы —


Кваме Нкрума — имя для субботы; известный нигерийский скуль­птор Кофи Антубам, как и Генеральный секретарь ООН Кофи Ан-нан, — имя для пятницы).

Сакральность была присуща и понятию пространства, разде­ленному на «профанные», дикие, и «сакральные», окультурен­ные, зоны. Однако между ними не было жесткой границы, они могли взаимно проникать друг в друга. Не было представления и о четком разграничении реального и ирреального пространства. Сло­во «нзе», означающее в языке современного племени лингала «зем­ля», первоначально охватывало и землю общины, и саму общину, в которую включались и живые, и умершие, ставшие духами-пред­ками, и будущие поколения. Сакральность пространства просле­живалась и в оценках частей света. Так, у народов Берега Слоно­вой Кости (Кот д'Ивуара) восток связывался с надеждой, порядком, жизнью, благосостоянием; запад — с несчастьем, болезнями, голо­дом, смертью, беспорядком (хаосом).

Пространственное положение общин, вождеств, государств, отдельных поселений, усадеб-компаундов также нередко симво­лизировало собой единство человека и окружающего мира. Иног­да в представлении народа правитель олицетворял собой всю зем­лю, и тогда после смерти разные части его тела погребались в разных районах страны. Как тело человека осмыслялось селение догон. В нем были «голова» — мужской дом; «сердце» — жилище старейшины; «ноги» — хижины нечистых — женщин и ремеслен­ников; «гениталии» — алтари и общие площадки в центре селе­ния. Резиденция правителя Лунда повторяла очертания черепа и священного животного, олицетворяющего правителя, и т.п.

Время и пространство как категории традиционной культуры постепенно исчезают. В некоторых случаях сосуществуют традици­онная и привнесенная системы счета времени. Так, в Эфиопии в церкви и прессе на амхарском языке используется традиционный календарь; в госучреждениях и прессе на английском языке — общеевропейский. Сходная картина в Танзании. У фон (Бенин) европейский календарь дополняется традиционными понятиями об удачных и неудачных днях в соответствии с древними сакраль­ными системами счета времени.

Жизнь и смерть

Главная идея традиционного сознания — отрицание смерти как прекращения существования. Момент смерти рассматривается как переход в другое состояние, отнюдь не необратимое. Представля­лось, что существование человека вечно. Легенды практически всех народов Африки утверждают, что человек изначально был создан бессмертным и лишь впоследствии появилась смерть. Виновника­ми появления на земле смерти чаще всего оказываются живот-


ные, которые либо путают указания создателя, либо пропускают смерть, засыпая на посту.

Смерть рассматривалась не как естественный конец жизни, а как нечто неожиданное, насланное колдуном. По смерти человека считалось необходимым провести обряды, имевшие целью обна­ружение колдуна и его обезвреживание. Лишь только после этого было возможно погребение. И напротив, более сильным колдов­ством, как считали, можно было предотвратить смерть даже в бою: эти представления сохранялись еще во время гражданской войны в Мозамбике.

В любом случае смерть лишь временно прерывала вечное тече­ние существования. Через какое-то время субстанция человека, бывшая вне его физического тела, вновь возвращалась к земной жизни, воплощаясь в новорожденном. Особенно важным считал­ся процесс воплощения в новых людях душ умерших правителей, для чего проводился особый ритуал. В соответствии с таким пред­ставлением о непрерывности бытия смерть воспринималась не тра­гически, а лишь как временная разлука. Поэтому и траур был не очень длительным, а у некоторых народов похоронные обряды сопровождались радостными шествиями с пением и танцами.

Естественно, что такое убеждение в вечном круговороте жиз­ни невозможно без представления о некоей вечно существующей субстанции — неразрушающейся (в отличие от физического тела) душе. Она в момент смерти покидает тело и до завершения похо­ронных обрядов (нередко сложных и длительных) существует по­близости. По завершении их она становилась духом и до нового воплощения уходила в мир духов. В случае несоблюдения всей об­рядности (по объективным причинам — смерти вдали от родных земель либо субъективным — небрежения родичей) или необыч­ной смерти (несчастного случая, самоубийства) душа не находит успокоения и может превратиться в зловредного духа (сасу — у йоруба, ндоки — у народов бассейна Конго и т.д.). Такие неуспо­коенные духи могут превращаться в животных или принимать вне­шний облик человека — именно с этим связано понятие зомби (русское упырь, вурдалак, западноевропейское вервольф и т. п.). То же происходит и с бесплодными, как женщинами, так и мужчи­нами. Такие души разрывают цепь перевоплощений и уже не мо­гут вернуться в мир живых.

Кажется неким противоречием сказанному представление о во­площении душ правителей в материальные предметы (скамеечки у акан; скульптуры-портреты у бакуба; горшки и мечи у баньяру-анда; калебасы с челюстями побежденных у бамум и т.п.). Объяс­нением может служить еще пока мало изученное представление о нескольких душах. Возможно, здесь мы видим разную посмерт­ную судьбу разных душ: одни воплощаются в преемников, другие остаются в материальных предметах. Благословение этих душ было


необходимым условием счастливого существования народа, и к ним обращались за советом в сложных политических ситуациях (например, при решении, оказывать ли военное сопротивление европейцам, — у бакуба в начале XX столетия).

Наиболее четко эти верования зафиксированы у йоруба и на­родов группы акан на Гвинейском побережье. Йоруба полагали, что человек состоит из «ара» — тела, «оджиджи» — тени — види­мой части личности, исчезающей с погребением; «ийе» — ума, сознания, умирающего вместе с телом; «эми» — жизненной силы, связанной с дыханием, при жизни соединяющей человека с ми­ром божеств, а после смерти покидающей тело; «окан» — соб­ственно души, существующей вечно, вселяющейся в тело в мо­мент рождения, а затем возрождающейся в его потомках. По представлениям эве и фон, человек состоит из физического тела; тени; души-личности; духовного двойника; хранителя человече­ской судьбы. Душа или жизненная сила сосредоточены в голове (отсюда культ головы и преувеличенное изображение головы по отношению ко всему телу в традиционной скульптуре). Она, т.е. душа, по убеждениям этих народов, может покидать тело во вре­мя сна, а в момент смерти уходит в мир предков, чтобы потом возродиться в потомках (соединившись с «тенью»).

Представления о мире пребывания душ до нового воплоще­ния, как и о его местоположении, у разных народов Африки раз­личны, но имеют сходные черты. Нередко (как у оромо) его по­мещают на западе, куда ежевечерне уходит солнце. Очень распространены представления о существовании этого мира под землей или под водой; нередко путь туда ведет по воде. Иногда он мыслится существующим здесь, рядом с живущими, но невиди­мо, как бы в другом измерении. «Иной» мир, мир духов, пред­ставлялся копией земного, с теми же горами, равнинами, река­ми, где души умерших занимаются привычными делами, как и при земной жизни. В соответствии с этими представлениями офор­млялся и погребальный обряд, когда в могилу клали оружие, ору­дия труда, горшки с едой и питьем, оставляя для них отверстия в могилах, и т. п. Даже сейчас на некоторых христианских кладби­щах можно увидеть прибитые к кресту топор, пилу, другие инст­рументы плотника (Гана).

Обряды жизненного цикла

В соответствии с традиционными верованиями вся жизнь аф­риканца была строго ритуализирована. С рождения до смерти че­ловек проходил через ряд четких, веками отработанных обрядов и действий.

Обряды, связанные с рождением, были достаточно разнооб­разны, но существовали некоторые общие закономерности, в част-


ности, большое мистическое значение придавалось огню, воде, растениям. В земледельческих обществах верили в мистическую близость новорожденного и какого-либо растения (чаще всего банана), высаживаемого в день рождения. Плоды с такого расте­ния запрещалось есть, нельзя было и ломать ветви, срубать его. У скотоводов такой душой-двойником был бычок.

Особое отношение было к необычным случаям родов и близ­нецам. Их считали связанными с миром духов. Вырастая, близне­цы часто проводили разнообразные обряды очищения и гадания. У многих народов сложился особый близнечный культ. Лишь из­редка в близнецах видели проявление злой воли, и тогда одного из них убивали в младенчестве (у бушменов и некоторых народов Габона).

Специальная обрядность существовала для первого выхода и особенно для первой стрижки волос. На Мадагаскаре, например, во время торжественного пира незамужние и бесплодные женщи­ны поедали особым образом приготовленный вареный рис с ме­дом и измельченными волосами ребенка — считалось, что это должно обеспечить плодородие.

Малыш долгое время был вне общества и не имел даже имени. Наречение имени — первая ступень социализации. При всем раз­нообразии системы именословия у разных народов Африки она имела и общие черты. Так, до недавнего времени (а у многих на­родов и ныне) не сложилась привычная нам триада имен: лично­го, индивидуального — имени, отчества и фамилии как наслед­ственного имени. У всех народов континента имя имело определенный социальный и сакральный смысл. Пока ребенок не получал имени, он не считался личностью, а представлял собой нечто вроде кукол­ки бабочки. Изменениям в состоянии человека, переходу его в но­вую социальную группу нередко соответствовала смена имени (во время инициации, при замужестве, рождении близнецов, вступ­лении в тайное общество, занятии высокой должности и т.д.). Произнесение имени считалось иногда опасным для его носите­ля. Поэтому, например, запрещалось всуе упоминать имя вождя, знатного воина или охотника во время охоты или военного по­хода.

Все имена имели значения на языке носителя. Складывался и канонический именник (именослов). Как уже говорилось, у на­родов группы акан к личному имени обязательно добавлялось имя, свойственное дню недели: понедельник — Квадво (маль­чик) и Адвоа (девочка); вторник — Квабена и Абенаа; среда — Кваку и Акуа; четверг — Яв и Яаа\ пятница — Кофи и Афуа; суббота — Кваме и Амма; воскресенье — Кваси и Акосуа.

Первый толчок для изменения устоявшегося именника дало появление на континенте новых религиозных систем — христи­анства и ислама. Возникла и местами сохраняется доныне дву-


именность: Феликс Уфуэ-Буаньи; Усман Диоп и т.п. Подобное сочетание воспринималось европейцами как имя и фамилия, од­нако на деле это одно личное имя — оно не стало наследствен­ным, таким образом, не превратилось в фамилию. С расширением контактов за пределами своего этноса, миграциями, смешанны­ми браками и т.п. происходят значительные изменения в области именословия. Список имен расширяется за счет лексики иных народов; престижным (особенно в среде интеллигенции) стало включать в антропонимическую формулу (иногда с 4—5 члена­ми) титулы или этнонимы; идет процесс создания фамилий — из планового имени или путем превращения традиционной части имени отца в наследственное имя.

Многими в Африке бывшая в употреблении сложная антропо-нимическая система рассматривается как важный элемент куль­турного наследия. Нередки поэтому призывы к отказу от креще­ния, возврату к традиционным именам. Иногда это акт личного решения: известный кенийский писатель Джеймс Нгуги предпо­чел именоваться Нгуги ва Тхионго. В других случаях (в Заире, Того) специальными государственными актами всем предписывалось вер­нуться к традиционным именам под угрозой увольнения с госу­дарственной службы. Сам президент ДРК сменил свое прежнее имя Жозеф Дезире Мобуту на Мобуту Сесе Секо Куку Нгвенду Ва За Банга.

Самым важным этапом в жизни молодого человека и девушки были инициации, связанные с половым созреванием и переходом в состояние социально-значимой категории. Во время сложных обрядов инициации готовили и к взрослой жизни: знакомили с историей народа, проводили физические испытания (обрезание, дефлорацию, рубцевание или татуировку и т.п.). Мальчики, од­новременно проходившие испытания, составляли один «возраст­ной класс», определяющий изменение социального статуса для поколения. Через несколько лет класс «юношей» переходил в «класс молодых воинов», «старших воинов», «старейшин» и т.п. С каждой ступенью расширялись права, но появлялись и новые обязанности. Принятие решений было обязанностью людей из «класса старейшин». Отсюда — геронтократия традиционного общества. Однако важно, что властью обладали не старики вооб­ще, а лишь те, кто прошел все ступени социальной лестницы и еще не перешел в пассивный класс (а таковыми были далеко не все старые люди).

В современной жизни подобные обряды посвящения в ту или иную социальную группу практически утратили смысл и исчеза­ют. Сохраняется лишь обрезание, но уже без сложной обрядности. Иногда возникают и новые обряды: например, у народов Берега Слоновой Кости (Кот д'Ивуара) появился статус «богатых лю­дей», вхождение в который связано не только с определенным


 




счетом в банке, но и с проведением некоторых обрядов. Сложная обрядность, сходная с традиционными правилами, существовала во время восстания May-May в Кении; иногда обряды посвяще­ния в старшие воины совершали в партизанских отрядах Гвинеи-Биссау и Мозамбика.

Сложной обрядностью сопровождалось и заключение брака, бывшего всегда делом не личности, а двух коллективов. Обяза­тельными были не только сватовство, взаимные посещения род­ственников, получение благословения предков, обмен подарками, гласность и торжественный пир, но и уплата свадебного выкупа — лобола (это зулусское слово принято у этнографов для всех афри­канских народов) — знак легализации союза. Совместное прожи­вание с женщиной, за которую не был уплачен выкуп, расцени­валось как простое сожительство, и дети такой пары не могли рассчитывать на признание их равноправными членами общества. Завершается жизнь человека смертью, и последний в цикле обрядов жизненного цикла — погребальный. Так как представле­ния о смерти были связаны с верой в колдовство, порчу и после­дующее вселение души в новорожденного, этим обрядам прида­валось большое значение. Захоронение происходило не сразу, а, как правило, через несколько дней, а то и месяцев; у некоторых народов бытовало повторное захоронение (у народов Гвинейско­го побережья), у малагасийцев же — периодическое переворачи­вание останков (фадимахана).

За долгие годы сближения разных культур, распространения ис­лама и христианства, урбанизации, смены хозяйственной деятель­ности, появления новых социальных групп и т. п. произошло пере­осмысление и значительное изменение обрядности жизненного цикла. Многие из обрядов уже потеряли свое значение. Сохраняют­ся, хотя и в модернизированном виде, свадебные и погребальные обряды, а также обряды перехода в разные социально-значимые категории.

Однако весь обрядовый комплекс, связанный с половозрело-стью, утратил смысл. Школа заменила традиционное обучение, исчезла необходимость физических испытаний. Сохраняются, да и то не всегда, лишь обрезание и дефлорация. Религии, появив­шиеся извне, по-разному отнеслись к этим обычаям. Ислам, как известно, также признает мужское обрезание. Христианство в пер­вые годы резко выступало против всех обрядов инициации, отлу­чая совершавших их от церкви. Позднее его стали «не замечать» и иногда приравнивать к конфирмации.

Изменилась и свадебная обрядность. Брак все более становится делом индивидуальной склонности, а не семейного решения. Но и венчание, и регистрация в мэрии не вытеснили традиционную свадебную обрядность с торжественным пиром и уплатой выкупа. Гарантом в глазах местного населения остается соблюдение ста-


рых норм обрядности со сватовством, взаимными посещениями семей невесты и жениха (даже в их отсутствие, если они пожени­лись за рубежом, например), ритуальными угощениями и т.п.

То же касается и погребальных обрядов, обязательно предпо­лагающих многолюдное погребальное пиршество, длившееся по несколько дней. Некоторые африканские ученые видят в этой об­рядности этносохраняющее действие и считают, что ее надо со­хранить, несмотря на очевидные негативные стороны (отвлече­ние большого числа людей от труда, скопления народа как почва для развития заболеваний, непроизводительные траты и расходы).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 517 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2194 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.