Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Христианство и ислам в Африке. Тенденции развития религий




Ныне на континенте примерно равное соотношение привер­женцев традиционных религий, христианства и ислама. Эта кар­тина — результат долгого и сложного взаимодействия разных си­стем верований, составляющих часть общекультурного контекста.

Христианство появлялось на африканском материке трижды. Раннее христианство утвердилось на севере Африки в государ­ствах Нубии и Аксуме (IV— VI вв. н.э.). Однако только в Эфиопии оно сохранилось (в форме монофизитства1) до наших дней.

Вторично христианизация началась с появлением европейцев на континенте в конце XV в. Тогда были крещены правители Бе­нина (современная Нигерия), Мономотапы (на территории Зим­бабве) и Конго (на землях, вошедших в современные Конго, ДРК, Анголу). Но только в Конго христианство закрепилось надолго,

1 Монофизйтство — религиозно-богословское учение в христианстве, воз­никшее в V в. н. э. и признававшее наличие у Христа только одной божественной природы, отвергавшее представление о Христе-человеке.


став даже государственной религией. Однако с распадом государ­ства на рубеже XVII—XVIII вв. оно исчезло в этих регионах, по­чти не оставив памяти.

Третий этап — вторая половина XIX столетия — связан с ак­тивной миссионерской деятельностью. Христианизация проходи­ла нелегко, так как многие положения христианского учения при­ходили в противоречие с нормами традиционных обществ. Усугубляло положение и то, что христианство воспринималось как религия угнетателей. Недаром у народа кикуйю в Кении по­явилась поговорка: «Когда пришли белые, у них была Библия, а у нас земля. Теперь у нас Библия, а у них земля».

Необходимо было приспосабливание друг к другу столь разных культур, идеологических и мировоззренческих систем. Оно шло, как правило, двумя путями. Один — возникновение, прежде всего в среде крестьянства и городского маргинального населения, со­хранявшего «общинный» менталитет, своеобразных афрохристи-анских сект, или церквей (см. выше).

Другой путь — процесс африканизации внутри христианских конфессий. Африканизация идет, например, на высшем бого­словском уровне (определение понятий исхода, греха, воздая­ния и т.д.). Однако она не затрагивает массу простых верующих. Для них важнее внешние, бросающиеся в глаза и каждодневные проявления этого процесса. Прежде всего это создание клира из местных уроженцев. Ныне во многих христианских районах все или почти все священнослужители — местные, есть и африкан­цы — католические епископы, два кардинала. Еще одно прояв­ление этого движения — использование местных языков в бого­служении, издание Библии и иной религиозной литературы на этих языках. Очень важным представляется введение отдельных черт местных ритуалов в богослужение (использование традици­онных музыкальных инструментов, пение и танцы, службы на открытых площадках, введение элементов традиционной одежды в облачение священников и т.п.). Во многих районах Африки су­ществует и представление (выражающееся и в иконографии) о природе Христа-человека как чернокожего, так же как и Девы Марии, и первых апостолов.

Правда, эти черты заметнее в католичестве. Протестанты (лю­теране, адвентисты, меннониты и др.) своей социальной базой имеют в основном средние слои, как когда-то и европейские ос­нователи этих христианских направлений, начиная с Лютера. Здесь не существует необходимости приспосабливаться к менталитету крестьянина-традиционалиста.

Ислам, по оценочным данным, исповедует около трети населе­ния континента, из них половина — в Тропической Африке. Эта религия начала проникать сюда с VII в., но главным образом на­чиная с X—XII вв. с купеческими караванами (в Западную и Вос-


 




точную Африку). Ислам в Африке имеет заметные черты взаимо­действия с доисламскими представлениями. Безусловно, он повли­ял на самые разные стороны жизни местного населения: социальную структуру, законодательство, политику, обряды жизненного цик­ла, экономику, верования, материальную культуру, народное твор­чество, ремесла и т.д. В свою очередь, и местные нормы жизни были им впитаны.

Главная местная особенность ислама — восприятие элемен­тов традиционных доисламских культов. Культ природы сохраня­ется в культе деревьев, дождя. По-прежнему популярен культ предков и героев, слившийся с культом святых.

Обереги-амулеты принимают форму серебряных цилиндри­ков на цепочке, внутрь которых закладывается бумажка с запи­сью изречений из Корана. Церемония «буна-кала» — жевание зе­рен кофе, связанная с культом плодородия, начинается с произнесения благословения Аллаха. Эти примеры можно было бы продолжать бесконечно.

Можно заметить и разницу между исламом «городским», книж­ным, более ортодоксальным, и «деревенским», впитавшим мест­ные традиции.

В городах концентрируются коранические школы, еще в Сред­невековье там складывались правовые системы, основанные на мусульманском праве; формировалась местная элита; распростра­нялся новый, основанный на хиджре календарь; возникала соб­ственная книжная культура хауса, канури, суахили и других исла-мизированных народов.

В противоположность городскому «деревенский» ислам имеет устный характер. Именно к этим формам более приложимо услов­ное понятие «черного ислама»: в деревнях наиболее зримо высту­пает синкретический характер африканского мусульманства; здесь оно в большей степени, нежели в городах, пропитано традици­онными представлениями.

И ислам, и христианство не вытеснили традиционные верова­ния. Часто они сосуществуют, и часто можно услышать обычное признание и от мусульманина, и от христианина: «Все равно у каждого из нас дома есть фетиш».

В современной Африке традиционные верования нередко рас­сматриваются как обязательный элемент древней культуры, кото­рый необходимо сохранить.

Однако многолетняя деятельность и мусульманских, и христи­анских проповедников привела к тому, что в среде прозелитов (новообращенных) традиционные верования сохранялись иногда в весьма смутной форме. Поэтому в некоторых странах встал во­прос не столько о сохранении, сколько о воссоздании традици­онных представлений (как это происходит, например, в сегод­няшней Эфиопии у народов каффичо и оромо).






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1168 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.