Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Традиционные верования и культы




Автохтонные верования и обряды, сложившиеся на террито­рии континента, сохраняют и до сего дня свое значение во мно­гих районах Африки. Они опираются на космогонические мифы. При всем разнообразии в деталях они едины в представлении об изначальное™, чудесном происхождении данного народа и глу­боком убеждении его нераздельности с природой, причастности к ней. Мифы, рассказывая о сотворении мира, говорят об одно­временном возникновении человека, растений, животных либо о преобразовании растений или животных в человека; при этом ос­тается осознание особого родства всех их.

ЮНЕСКО в своих справочных изданиях нередко использует одно условное наименование для автохтонных верований — ани­мизм. Однако единой африканской (как и европейской, азиат­ской или американской) религии не существует. Как правило, у каждого народа сложился сложный комплекс религиозных пред­ставлений, в котором в разных сочетаниях можно увидеть различ­ные культы: фетишизм, анимизм, веру в ньяма — жизненную силу, тотемизм и т. п. Большое место и поныне в системе религиозных представлений занимают колдовство, ведовство и магия: подра­жательная, защитительная или вредоносная. В обществах, мало затронутых городской культурой и товарным производством, все важнейшие этапы жизни человека (рождение, половое созрева­ние, брак, смерть), а также его практическая деятельность (охо­та, земледелие, скотоводство, рыболовство, изготовление ору­дий, лечение болезней и т.п.) буквально опутаны магией. Бытовавшее когда-то ритуальное поедание частей тела (губ или кожи лба) могущественного колдуна или достойного восхищения врага с целью получить часть его силы и могущества или мудро­сти породило кочевавшее по всей европейской литературе об Аф­рике представление о каннибалах. Вера во вредоносную магию сильна еще и в городах: нередко европейские врачи, работавшие в Африке, с удивлением констатировали, что невозможно спасти человека, знающего, что на него наведена порча; известны и слу­чаи судебных разбирательств, когда обвинялись в покушениях люди, протыкавшие булавками фотографии политического сопер­ника; зафиксированы и случаи кражи сакральных предметов с целью ослабить силу того или иного врага. До сих пор значитель­ная часть африканцев не верит в естественный характер смерти. Большое и еще не исчезнувшее значение сохраняют талисманы и амулеты, в частности якобы делающие человека неуязвимым или превращающие пули в воду (такого рода представления были рас­пространены среди участников антиколониальных восстаний в На-


 




мибии, Танзании, Кении; среди партизан Анголы и Мозамбика и т.д.). Магические действия колдунов и знахарей нередко маскиро­вали великолепное знание ими природы и традиционной меди­цины. Использование малозаметных непосвященному погодных признаков давало возможность «вызывать» дождь; изучение свойств растений, минералов, животных ядов или свойств от­дельных органов позволяло вылечивать многие болезни (особен­но психические), неподвластные иногда европейской медицине. Большинство систем религиозных представлений на конти­ненте представляют собой локальные культы. В кругу их громад­ное, нередко ведущее, значение имеет культ предков. Среди пред­ков семьи у большинства народов Африки особо выделялся предок большой родственной группы и предок племени. В соседских (тер­риториальных) общинах ведущая роль приписывалась первопред-ку той семьи, которая когда-то первой заняла пустовавшие неког­да земли. Перед началом сельскохозяйственных работ, охотничьего и рыболовного сезонов, добычи руд и т.п. проводились обряды и церемонии обращения к предкам за разрешением и благослове­нием. Подобный культ, как и в других районах мира, не нужда­ется ни в пышных храмах, ни в развитой иерархии священнос­лужителей.

У народов, создавших еще до европейской колонизации соб­ственные раннегосударственные образования (акан, фон, йору-ба и другие в Западной Африке; баганда, баньоро и другие в Межозерье), появился верхушечный слой знати, основу которо­го составила родовая знать. Культ предков верховных правителей становился постепенно общегосударственным культом. Наряду с безликими духами леса, воды саванны и т.п. (мизиму, видие, ба-шими у народов Центральной Африки; ориша у йоруба) появи­лись боги, т.е. существа более могущественные, наделенные более отчетливыми функциями, имеющие личное имя, определенную «сферу деятельности». Так, у йоруба выделялись Олорун — вла­дыка неба; Обатала — покровитель земли; Олокун — господин воды; Огун — бог железа и войны; Олороза — богиня домашнего очага и др. В условиях технизации жизни, появления новых видов деятельности некоторые из них поменяли «специализацию»: так, Огун ныне — покровитель шоферов и механиков.

Среди сонма богов и духов у некоторых народов выделялось верховное божество, которому часто (но отнюдь не обязатель­но) приписывался акт создания мира. У акан главой пантеона был Ньяме — владыка неба. Такое же близкое по звучанию имя имеют главы пантеонов у многих народов от Нила до Замбези: Ньяма, Ньямбе, Нзамби, Нзамби-Мпунгу и т.д. Это божества, олицетворявшие солнце, или дождь, или весь небесный свод. Повсюду почитается олицетворение земли. Это, естественно, связано с тем, какое большое значение имеют для земледель-


цев плодородие почвы, солнечное тепло и влага. При переводе священных текстов христианства на африканские языки нередко Господь переводился как «Нзамби». Однако надо иметь в виду, что в традиционном представлении понимание «Нзамби» отнюдь не совпадает с оценкой сущности Бога христианского. Первый выступает только как создатель мира, затем уже не вмешивав­шийся в жизнь своих созданий; культа его не существовало; с просьбами и мольбами к нему не обращались; не ждали ни воз­награждения за праведную жизнь, ни возмездия за грехи. Это осо­бенно ясно выражается в фольклоре многих народов Африки (см., например, устное творчество ашанти, зулусов, баконго).

Политеизм в традиционных африканских государствах неизбеж­но сливался с культом обожествленного правителя. Представле­ния о сакральном характере власти правителя наложили отпеча­ток и на современную политическую жизнь. Особенно велико было влияние этих представлений в период борьбы за независимость и в первое время существования независимых государств. В то время политические партии, как известно, формировались по этниче­скому признаку и нередко их возглавляли традиционные правите­ли, чьи решения считались священными и непреложными. В тра­диционных государствах складывалось и профессиональное жречество.

Одной из важных черт традиционных верований является су­ществование тайных религиозно-мистических обществ. Основы их коренятся в родоплеменном строе. Однако они приспособились и к раннегосударственным объединениям доколониальной Афри­ки, где выполняли полицейские функции (как «огбони» у йору­ба), и к современной жизни (союзы «Поро», «Симо», «Комо» до сих пор живы в странах Западной Африки, главным образом в Либерии и Сьерра-Леоне).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 795 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2212 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.