Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности политической культуры в африканских обществах




Традиционные власти (вожди и верховные правители)

В современной Африке можно видеть очень разные политиче­ские системы: в нескольких странах до недавнего времени сохра­нялись монархии (в Руанде — до 1961 г., Бурунди — до 1966, Эфиопии — 1974), а Лесото и Свазиленд остаются ими и ныне; большинство стран после независимости стали президентскими или парламентскими республиками (а Либерия — с самого нача­ла ее образования). За годы после получения независимости (пер­вая страна — Золотой Берег — получила ее в 1956 г., став Респуб­ликой Гана; большинство же стали свободными от колониальной зависимости в 1960 г., получившем название «год Африки») по­чти все они пережили не один государственный переворот. Ныне в общемировом контексте развития многие правительства гово­рят о необходимости демократических реформ. При этом нередко утверждается традиционность демократического подхода к власти в доколониальной Африке так же, как несколько лет назад утвер­ждалась традиционность единоначалия.

На деле и то, и другое утверждения избыточны и не учитывают некоторые особенности политической культуры в африканских доколониальных обществах. Многие народы Африки не знали пуб­личной власти. У бушменов и пигмеев, например, во главе ло­кальных групп стоял обычно один из старших мужчин, едино­душно признававшийся мудрейшим и искуснейшим охотником и знатоком правил охоты и жизни в обществе. В догосударственных обществах политическая власть сосредоточивалась у старших пред­ставителей семей первых поселенцев. Они осуществляли публич­ную власть на низших ступенях административной лестницы и в раннегосударственных политических объединениях. На высших позициях ее находились верховные правители, которых европей­ские наблюдатели (особенно первые) называли нередко короля­ми, императорами, султанами, считая деспотами с неограничен­ной властью.

Анализ сущности природы и размеров власти убеждает, что это мнение ошибочно. Прежде всего, такие правители были лица­ми сакральными, ритуальными. И вожди низших рангов, а тем более верховные правители рассматривались как люди, наделен­ные особой сверхъестественной властью, считались тесно связан­ными с духами предков, якобы исполняли их волю и служили посредниками между ними и их живыми потомками. Более того, такой правитель, считалось, связан и с силами природы, кото­рые через него обеспечивали благоденствие всего народа. Это яв-


ление, как известно, феномен не только африканских культур: культ «священного царя-жреца» существовал у многих народов мира (в том числе и европейских) в древности и у некоторых народов других континентов в Средневековье и Новое время.

С таким представлением было тесно связано безоговорочное тре­бование безусловного физического совершенства царя. За сохране­нием его здоровья и физической мощи должна была следить самая младшая жена; проводились и «консультации» с духами умерших предшественников и божествами. В случае «несоответствия» обычай предписывал убийство правителя. Лишь у некоторых народов со­хранились свидетельства долгого существования этого правила. Так, джукун когда-то убивали правителей, если они страдали тяжелой болезнью, если их страна переживала период острого голода и за­сухи или если те нарушали определенные табу, регулировавшие их поведение. У йоруба в XVIII в. глава совета знати использовал этот обычай в политической борьбе, добившись устранения нескольких алафинов (правителей). В других странах Африки не осталось свиде­тельств существования ритуальных убийств или самоубийств (как у йоруба), но известны испытания здоровья правителей и последую­щие изгнания или просто отстранение от власти (например, в Мономотапе, Лунда и др.). Подобные обычаи и даже память о них сохранились далеко не у всех народов Африки.

Напротив, представление о священном характере правителей и вытекающей из этого понятия строгой регламентации их жизни и быта существовали у всех народов континента, а там, где сохра­нился институт женщин-соправительниц (лукокеша — у балунда, мананьими — у бакуба, маконда — у бавили, намасоле и лубуга — у баганда, и др.), это представление относилось и к ним. Их жизнь и быт окружались множеством табу: запрещалось пересекать поля, переплывать реки, просто касаться земли — их переносили на особых носилках-паланкинах; разговаривать с ними можно было лишь через особое лицо, передававшее слова просителя и самого правителя; никто не имел права видеть, как правитель ест и даже как ему готовят пищу; у некоторых народов запрещалось видеть лицо правителя и т. п. Верховный правитель и сам был своего рода божеством — воплощением священного духа и в то же время слу­жителем культа. Он занимался обрядами вызывания дождя, изго­товлял магические средства и снадобья, отвращающие якобы зло от его народа.

Из веры в неразрывность и взаимосвязь священного правителя и сил природы вытекал и другой принцип — вера в его бессмер­тие. По представлениям многих африканских народов, дух умер­шего правителя воплощался в каком-либо предмете: у ашанти — в священных скамеечках; у йоруба — в бронзовых головах умер­ших правителей; у бакуба — в деревянных статуях «ндоп»; у банья-руанда — в особых калебасах; и т.п.


Существовали определенные символы власти — жезлы, риту­альные опахала, богато инкрустированные мечи или топорики, колокольца, зонты и т.п. Правителям посвящали животных, сим­волизирующих власть, мудрость, силу, ум, долголетие. Леопард, питон, черепаха, белый орел — обычный набор таких животных.

Сакрализация личности правителя происходила в период це­ремонии принятия им верховной власти, как принято говорить — интронизации. Обряды эти, по существу, сходны у многих народов континента. Наиболее типичен может быть пример народа бакуба. Период от смерти ньими (правителя) до его похорон новый пра­витель проводил в затворничестве, живя в стороне от столицы (в прошлом этот период длился долго, иногда до трех месяцев, а позднее сократился до 9 дней). В полнолуние он должен был со­вершить путешествие в священный лес, где жил, по представле­ниям бакуба, дух — предок всего народа. Инсценировался разго­вор с предком наследника, смерть последнего и поглощение его духом, а затем возрождение в новом качестве — уже не человека, а сверхъестественного существа, воплощающего черты как чело­века, так и духа. По прошествии этих церемоний, строительства и освящения новой резиденции, а также после проведения иници­ации, в которых новый правитель играл роль Вото — легендарно­го духа — предка народа, считалось, что новый ньими становится не только полноправным правителем, но и священной особой, тесно связанной с предками, потусторонним миром.

Принятие многими народами Африки ислама или христиан­ства не уничтожило представлений о сверхъестественных свой­ствах духа — предка народа, тесной его связи с миром предков, жреческих функциях. Арабские путешественники Средневековья с осуждением писали, что считавший себя правоверным мусуль­манином основатель Сонгаи Али Бер был одновременно и «вели­ким колдуном»; правители Мали сразу после пятничной молитвы принимали участие в традиционных церемониях с танцами в мас­ках. Сонгайские хроники рассказывают, что сохранилась сакраль­ная роль доисламского ритуального центра Кукийя. Даже в конце существования державы Сонгаи, почти через двести лет, послед­ний ее правитель имел среди регалий власти не только обычные для мусульманского владыки меч, знамя, тюрбан, но и священ­ные барабаны предков, и «динтури» (головню от первого огня предков, когда-то пылавшего на землях сонгаи). Большую роль играл при нем ритуальный правитель «денди-фари» — «хозяин земли Денди» (очага культуры сонгаев), да и сам правитель счи­тался сакральным образом связанным с ним и с духами земли. Представления о священном характере власти правителя сохра­нялись и в христианском Конго XVI —XVII вв.

Во многих доколониальных обществах сохранялось существо­вание двух правителей: политического и военного, с одной сто-


роны, и ритуального — «хозяина земли, воды, скота» и т. п. — с другой. Таким образом, уверения президента Мобуту, единолич­но правящего в Заире около трех десятилетий, что он выполняет завет предков, так как не было двух вождей в традиционном об­ществе, на самом деле далеки от действительности.

Верховные правители в масштабе государств выполняли риту­альную функцию этих «хозяев земли», связанных с духами, но уже на уровне не отдельной общины, а всего народа. Реальная же политическая и военная власть сосредоточивалась в руках членов советов знати. Такие советы формировались из родовой и служи­лой аристократии, жречества. Главы их нередко осуществляли по­литику не только без согласия верховных правителей, но и вопре­ки их намерениям (как это было в Куба в 1904 г., когда правитель выступал за мирный союз с европейцами, а глава совета — за военное сопротивление).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 540 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2538 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.