Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура народов Тропической




И ЮЖНОЙ АФРИКИ

Тропическая и Южная Африка (ее часто называют Черной Аф­рикой или Африкой южнее Сахары) отделена от Северной це­лым поясом пустынь — Сахарой, Ливийской, Данакиль, и разви­тие ее в течение длительного времени шло иным путем, нежели

на севере континента.

Северные области были тесно связаны с культурами Среди­земноморья, Ближнего Востока, Греции и Римской империи. С середины VII в. эти области вошли в зону влияния исламского мира, были составной частью Арабского халифата, а затем Ос­манской империи.

Африка южнее Сахары, хотя и имела контакты с севером кон­тинента, развивалась в более изолированных условиях. Несмотря на значительное разнообразие языков, вариантов культуры, ра­совых признаков, здесь сложилась особая историко-культурная ци-вилизационная зона, объединенная во многом сопоставимыми

культурными чертами.

Многие черты культуры африканских народов, как и особен­ности их исторического развития, определились природными ус­ловиями, в которых они складывались. Африка представляет со­бой громадный материк (вместе с островами — 30,3 млн кв. км). Экватор делит его почти пополам, и практически весь материк (за исключением крайнего юга и крайнего севера с субтропиче­ским климатом) лежит в жаркой, тропической зоне. Здесь нет суровой зимы, жаркого лета, мягкой весны и дождливой осени. Год делится не на времена года, а на сухие и дождливые сезоны, длительность и чередование которых зависит от широтности и уда­ленности местности от океанов (Атлантического и Индийского). В экваториальной зоне колебания температур незначительны (при среднегодовой — 36 °С разница между самым холодным и самым теплым месяцем не более 1 — 5 °С). Чем дальше от экватора и выше над уровнем моря, тем больше колебания, но и тогда среднегодо­вая температура — около 25 "С. Малая изрезанность берегов пре­допределила слабое развитие судоходства. Для рельефа характер­ны ступенчатые плато, равнины и плоскогорья. С северо-востока на юг тянутся изрезанное ущельями Абиссинское нагорье, затем вдоль Рифта с цепочкой озер — горные хребты с высочайшими вершинами, покрытыми вечными снегами, — Кенией и Кили­манджаро. Южнее проходят цепи Драконовых и Капских гор. На северо-западе континента поднимаются Атласские горы, масси­вы Сьерра-Леоне и вулкан Камерун в излучине Гвинейского за­лива.


Природная зональность от экватора к северу и югу — влажные экваториальные леса; саванны (наиболее типичный пейзаж Аф­рики) — влажные, сухие, опустыненные; пустыни и полупусты­ни; субтропики — предопределяет значительное сходство куль­турного пространства. Для Африки характерны латеритныех и красноземные почвы, как правило, малоплодородные. Лишь мес­тами встречаются более продуктивные рыхлые почвы из речных наносов или вулканических распыленных туфов. Но и в том, и в другом случае почвенный слой очень неглубок.

Такая природная зональность вызвала к жизни сравнительно однообразные хозяйственно-культурные типы. В экваториальных лесах и полупустынях юга возможно лишь присваивающее хозяй­ство охотников и собирателей; в пустынях и сухих областях — производящее хозяйство скотоводов-кочевников; в саваннах — раз­личные виды земледелия.

Традиционные культуры хозяйствования африканских народов отличались экологичностью, сбалансированностью систем при­родопользования. В экологическом опыте концентрируется целая система взглядов и практических подходов. Значительную часть ее составляет философская основа древнейших представлений о един­стве вселенной и человека, модели жилища как космоса, сопо­ставления и уподобления тела человека и вселенной, понятий о времени и пространстве (подробнее см. ниже) и т.п.

Этнические системы и природная среда всегда были в опреде­ленном взаимодействии, складывались и свои правила этого взаи­модействия. Ландшафт и среда обитания являются заданными ус­ловиями существования любого народа. Они обусловливали хозяйственную деятельность, систему жизнеобеспечения, от них зависели система питания, одежда, жилища, набор лекарствен­ных средств, виды сельскохозяйственных культур и многое другое. При этом, конечно, было совершенно неизбежно и обратное, антропогенное, влияние. Нарушение баланса взаимодействия ока­зывалось трагичным и для природы, и для культуры этноса. Именно поэтому традиционные системы хозяйствования очень вниматель­ны к сохранению экологической стабильности.

Особенно внимательны в этом отношении пигмеи и бушмены, еще ведущие хозяйство присваивающего типа. Они хорошо знают возможности своей охотничьей территории, сроки созревания ди­ких растений, строго следят за тем, чтобы не было избыточного демографического давления, которое смягчается кочевым обра­зом жизни небольших локальных групп. Перекочевки тесно кор-

1 Латершпная (почва) — почва, залегающая обычно под латеритами — гли-ноподобными, иногда каменистыми кирпично-красными или светло-бурыми горными породами, которые образуются при выветривании различных извер­женных горных пород в жарком влажном климате тропиков.


релируются со временем созревания тех или иных плодов, запол­нения медом дупел, сроками родов у диких животных, ростом их малышей и т.п.

Не менее тщательно следили за сохранением экологического равновесия земледельческие народы, которые в Африке состав­ляют большинство. Возможно, такой контроль облегчался отсут­ствием частной собственности на землю, долгим сохранением общины, отсутствием противоречия «индивид—коллектив», «встроенностью» человека в общинные отношения, подчиненно­стью воле духов-предков, которые в глазах общинников являлись подлинными хозяевами земель. Земледелие в Африке имеет дли­тельную историю и весьма разработанные системы. Возделывают-ся и окультуренные на месте полезные растения (много зерно­вых, кофе, клубневые, бобовые, масличные, пальмы, арбузы и др.), и завезенные из Азии (банан, таро, гранат, сахарный трост­ник и др.) и из Америки (батат, маис, арахис, папайя, манго, авокадо и др.). В сухих саваннах северного и южного полушария, на плоскогорьях с сухим климатом основными культурами явля­ются зерновые; во влажных районах экваториального пояса их ме­сто занимают корнеплоды.

Преобладание мотыжного земледелия, казалось бы, говорит о некоторой примитивности хозяйства, однако знакомство с разнообразием и специализацией мотыги показывает, насколько это мнение ошибочно и поспешно. Напротив, именно мотыга и отсутствие глубокой вспашки позволяли сохранить тонкий гумус -ный слой; сохранению плодородия способствовала и хорошо раз­работанная специализация легких и тяжелых мотыг, как у хауса или сонгаи в Западной Африке (эти народы насчитывали около десяти разновидностей этого сельскохозяйственного орудия).

Баланс природопользования, сохранение плодородия и под­держивание на нужном уровне урожайности достигалось систе­мой перелога, оставлением полей под залежь (от 2 до 7 лет в раз­ных районах), чередованием или одновременным высаживанием разных культур. Это позволяло сохранять необходимый набор мик­роэлементов в почве; повысить ее плодородие или, по крайней мере, замедлить его разрушение; поля меньше засорялись сорня­ками; повышалась устойчивость растений к вредителям и т.д.

Некоторые культурные особенности свойственны и скотовод­ческим хозяйствам Африки. Скотоводством занимается значитель­ная часть африканского населения — фульбе, туареги, сомали, ма-саи, нуэр, динка и другие. Для всех них характерно особое отношение к скоту и сходные черты хозяйствования. Это отсутствие выра­женной мясной или молочной селекции, исключительно паст­бищное содержание скота, отсутствие заготовки кормов, низкая товарность и продуктивность. Традиционным для всей Африки яв­ляется сакральное отношение к скоту: престижность. Главным яв-


ляется не продуктивность, а величина стада: чем оно больше, тем больший социальный вес имеет его владелец. Скот режут очень редко, лишь в исключительных случаях — по поводу рождения, свадьбы или посещения особо уважаемых гостей.

У скотоводческих народов также существовали природосохра-няющие правила ведения хозяйства: четкие сроки и маршруты перекочевок, забота о колодцах и солончаках, оставление паст­бищ на время до периода восстановления, выпас определенного размера стада на определенной площади и т. п.

Традиционные правила землепользования регулировались обы­чаем, передачей народного опыта от старших поколений млад­шим. Этой же цели были подчинены и нормы обычного права, контролировавшие эти правила и устанавливавшие наказания за их нарушение. Например, согласно обычному праву пигмеев са­мыми страшными преступлениями считались загрязнение проточ­ной воды, рубка больших деревьев, ранение зверя, добыча на охоте больше дичи, чем необходимо для пропитания, и т.п. Пра­во туарегов защищало дикие растения, запрещало не только руб­ку деревьев, но и срезание ветвей, поджог кустарников и т.п. Оно предполагало штраф — один верблюд или 5—10 коз за пастьбу на запрещенных землях; 1 коза — за срубленную ветвь; 1 верблюд за оставление без присмотра стада верблюдов; 1 баран за небреж­ность в пастьбе коз и т. п. Наказание следовало и за несоблюдение ряда иных правил: исключения из пользования долин рек, оску­девших пастбищ; несоблюдение размеров стада и т. п.

Земледельцы, скотоводы, охотники и собиратели постоянно вступали в отношения обмена. Ремесленные изделия, продукты питания, утварь, украшения, орудия труда, оружие требовались и тем, и другим, и третьим. Торговали африканские народы не только друг с другом, но и с отдаленными странами — Индией, Китаем, мусульманским миром: известно, что корабли Васко да Гама привел в Каликут лоцман из Момбасы (на территории со­временной Кении).

Безусловно, ни одна торговая сеть не могла бы работать про­должительное время хоть сколько-нибудь успешно без твердой ме­новой стоимости. Африканские общества в Средневековье не имели собственной монетной системы. Уже позади было время, когда в Аксуме в IV—VI вв. чеканили золотые и серебряные монеты и использовали чужеземные: римские, кушанские и проч. В Сред­ние века широкое хождение имели арабские деньги: динары, ду­каты. Однако у каждого народа были и свои собственные меры стоимости: золотые и медные пластины в Западной Африке; «хан-да» — особой формы медные кресты в районах «Медного пояса»; бруски соли в Мали и Эфиопии; определенного размера кусочки тканей в Дарфуре (на территории современной Республики Су­дан); раковины разного вида (в средневековом Конго даже совет-


ники-португальцы получали жалованье кофу — мешочками с ра-ковинами-нзимбу), а с XVII в. — каури. И сейчас еще мелкая мо­нета Гвинеи (одна сотая сиди) носит название «каури».

Ни собиратели-охотники, ни скотоводы (за исключением туа­регов) не обладали письменной культурой. Земледельческие же народы, создавшие большие племенные конфедерации и ранние государства в доколониальный период, пользовались нескольки­ми системами записи. Так, оригинальным древним письмом сло­гового типа до сего времени пользуются народы Эфиопии. В Аксу­ме правители записывали свои победы на каменных стелах. В средневековой Эфиопии писали и хроники. Свои системы пись­ма (пиктографического и слогового) имели народы Гвинейского побережья (ваи, менде и другие), бамум в Камеруне. Однако ни то, ни другое письмо не сохранилось. Изучение глиняных барель­ефов во дворцах правителей фон (Дагомея, современный Бенин) и бронзовых в Бенине (современная Нигерия), а также рельефов на слоновьих бивнях алтарей Бенина показало, что и в этих стра­нах зарождалось пиктографическое письмо, не развившееся, од­нако, в устойчивую систему. В Средневековье же в Африке до­вольно широко распространились системы письма на основе арабского алфавита. Они получили в Западной Африке название аджами, на Мадагаскаре — сура-бе. Так были записаны хроники и литературные произведения на языках хауса, фульфуде, канури, суахили, малагаси и др. Многие местные авторы пользовались и арабским языком: на нем написаны самые ценные источники по истории Судана XVII в. — хроники «Тарих ас-Судан» и «Тарих аль-Фатташ».

Народы, не создавшие или не использовавшие систем пись­менности, пользовались для хранения и передачи информации иными методами. Для передачи информации во времени служил опыт старших, который они передавали младшим поколениям. Тра­диционные системы обучения отличались теми характеристика­ми, к которым стремятся и современные педагоги-новаторы: нерас­члененность знаний, комплексность, соединение практического опыта и теоретических понятий, обучение через игру и подража­ние и т.д.

Некоторые африканские исследователи идеализируют эту древ­нюю традицию, воспитывавшую «настоящего африканца» в духе преданности клану и племени, заветам предков, уважительности и подчиненности старшим. Другие считают, что наряду с положи­тельными чертами у нее есть и отрицательные: отсутствие иници­ативы, заторможенность, страх перед потусторонним миром ду­хов предков.

От поколения к поколению передавались и исторические зна­ния, сохранявшиеся нередко в устной передаче до наших дней: так, в середине нашего столетия был записан у мандинго эпос о


 




Сундиате (XIII в.), исторические песни об Анне Нзинга в Анголе и Домбо Чангамире в Зимбабве (XVII в.), полная история балуба с XVI в. и т.п. Методы хранения и передачи новым поколениям таких устных исторических хроник существенно различались у разных народов: имели значение и характер их самих, и бытовые традиции, и комплекс культурных ценностей народа, и уровень социального развития и т.п.

У народов, не знавших до колонизации более или менее круп­ных политических объединений, такого рода традиции имели экзо­терический'1 характер. Подробная хроника событий была достоя­нием всего взрослого населения. Знакомство с историей племени входило в круг обязательных знаний наряду с получением прак­тических навыков охоты, земледельческих приемов во время об­ряда инициации, знаменующего переход мальчиков в разряд пол­ноправных членов общества. Хранителем исторической традиции был весь народ. В таких обществах не существовало также замкну­тых групп жречества, имевших преимущественное право на ее знание.

У народов же, сохранявших до последнего времени четкую надплеменную политическую организацию либо в своем историче­ском развитии прошедших через эту стадию, происходило «стяже­ние», сужение круга лиц, которым это знание было доступно. Скла­дывались особые группы сказителей (гриотов в Западной Африке, азмари в Эфиопии) и профессиональных историков. В зависимо­сти от соотношения эзо- и экзотерических преданий расширял­ся или сужался круг лиц, имевших право на хранение и передачу устной исторической традиции, возрастала или уменьшалась роль жречества. Примерами крайних проявлений могут служить обще­ства лози (Замбия) и многих народов Западной Африки. В первом случае налицо замкнутость «жреческой» группы — здесь тради­ция была тайным знанием, посвящены в нее были лишь храни­тели «королевских могил». Во втором — гриоты, сохраняя свое­образную кастовую замкнутость, уже утратили черты жречества.

Нередко устные сведения о прошлом делились на две груп­пы: тайные и широкодоступные. Так, у бакуба, например, одни исторические песни могли слышать все желающие, другие ис­полнялись только в узком кругу жен правителя. Иногда это де­ление совпадало с делением устной традиции по жанрам. В раз­ных обществах, возможно даже и в разных социальных слоях, имели распространение различные типы традиций. Так, в Бу­рунди достоянием династической семьи и верхушки общества были генеалогии и исторические рассказы, а у народа история

1 Экзотерический — не представляющий тайны, предназначенный и для не­посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических фор­мулах), противоп. эзотерический.


жила в песнях, поговорках, сказаниях и рассказывалась всеми и всюду. Подобное же деление наблюдалось и в Руанде.

Доступные даже широким массам виды устной традиции под­чинялись четким правилам. Так, во дворце Абомея (современ­ный Бенин) каждый день в определенный час по звуку барабана провозглашали имена минувших правителей и воспевали их под­виги, по образному выражению историка из Буркина-Фасо Ж. Ки-Зербо, «раздувая пламя памяти». В других случаях рассказы о про­шлом звучали лишь в строго определенные обычаями часы, сопровождаясь торжественными церемониями. Так обстояло дело, например, у бакуба, у йоруба, в Руанде, где исторические ска­зания звучали при коронации нового правителя.

При дворах правителей африканских государств существова­ли особые придворные историки. Как и в Дагомее, особая долж­ность хроникера (моариди) была при правителе бакуба (совре­менная Демократическая Республика Конго — ДРК). В Анголе при дворе омугабе жили эквевупе, исполнявшие сказания в честь вождей и воинов. Здесь, например, песни о войнах XVIII в. пели только особые придворные певцы авабуги. Такие же особые ска­зители были у зулусов — имбонги, они исполняли поэмы в честь вождей и героев — изибонго.

Именно эти придворные историки были подлинными храни­телями традиций, хотя знать их были обязаны все претенденты на престол. Нередко последние, как у бакуба, при коронации должны были перечислить своих предшественников, рассказать историю своего народа, а историки выступали в роли экзамена­торов. Обязанность и право сохранять и передавать знания о про­шлом своего народа переходили от поколения к поколению (от отца к сыну в обществах с патрилинейным счетом родства и от дяди к племяннику по матери — сыну сестры в обществах с мат-рилинейным счетом родства) внутри довольно замкнутой груп­пировки.

Передача информации на расстояние осуществлялась различ­ными средствами, предметным письмом, языком барабанов и т.п. Примером оригинального предметного письма может слу­жить полученное правителем Иджебу во время военного конф­ликта с Ибаданом (в современной Нигерии) в 1860—1862 гг. своеобразное послание, состоящее из веера, пера птицы осин и белого пояса. Смысл его «прочитывался» через созвучные слова языка йоруба: «абебе» (веер) созвучен «бе» (просить); в слове «осин» (название птицы) корень «син» означает «служить»; бе­лый пояс — символ мира. Таким образом, все послание означа­ет: «Мы просим мира, мы будем вам служить, пусть будет мир между нами».

В государствах южной Нигерии и современной Республики Бе­нин (у народов йоруба и фон) практиковался и особый код пе-


 



18 Культурология



редачи информации, обыгрывавший титулатуру «венсангун» и «илари» — царских посланников и гонцов. У них были офици­альные титулы-имена с определенным значением: «Оба (прави­тель) не готов»; «Оба торжествует»; «Не противься ему»; «Не причиняй неприятностей»; «Меня поддерживает оба»; «Загово­ры приводят к нарушению закона» и т. п.

Послав в качестве дипломатического представителя к союз­нику или противнику носителя того или иного имени-титула, сам правитель уже таким образом сообщал свое решение, выска­зывал мнение по тому или иному вопросу, угрожал или одобрял и т.д.

У африканских народов бытовали и такие средства передачи информации по горизонтали (на расстоянии), как тамтамы, рож­ки, свисты, звуковые сигналы и т.п. Телеграф, периодическая пе­чать, радио вытеснили «говорящие» барабаны, но не уничтожили их. «Барабанный язык» рассматривается как элемент культурного наследия, делаются попытки его изучения (в институте социоло­гии Абиджанского университета есть даже годичный курс «драм-мологии»), внедрения в качестве позывных для кратких сообще­ний на радио и т.п.

Район распространения «говорящих» барабанов очень широк. Он включает следующие государства: Сьерра-Леоне, Либерия, Берег Слоновой Кости, Камерун, Гана, Южная Нигерия, Га­бон, Заир, часть Замбии.

В основе «барабанного языка» лежит тональность, наличие в языках народов, ими пользующихся, высоких и низких тонов. В передачах точно воспроизводятся тоны различной высоты, их последовательность, а также число слогов и порядок слов в со­общении. Разница в высоте тона зависит от величины и толщи­ны мембраны, толщины стенок самого барабана.

В западных районах распространения нередки барабаны с дву­мя мембранами или комплекты из двух барабанов: маленького — «женского», дающего высокий звук, и большого — «мужского», с низким звуком. От качества, силы натяжения, силы удара осо­бой изогнутой палочкой зависела и высота звука. В районе бас­сейна реки Конго были больше распространены сплошные дере­вянные «щелевые» барабаны, высота звука которых зависела от толщины стенки и близости щели.

Дальность передач была довольно значительной: у ашанти — до 9 и более километров, в бассейне Конго, особенно если бара­бан устанавливали в лодке на реке, — еще больше.

Сложные сообщения за сравнительно небольшой срок дости­гали самых отдаленных районов — так, миссионеры, работавшие на востоке современной ДРК, узнали от своей паствы о начале Первой мировой войны раньше, чем пришли официальные сооб­щения.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1901 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.