Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава четвертая 3 страница




Практическая политическая программа иллиризма в 30—40-х годах выражалась в формуле: «Боже храни венгерскую конститу­цию, хорватское королевство и иллирскую народность!» 15. В усло­виях режима Меттерниха иллиры были заинтересованы в сохране­нии феодальной государственной организации Венгрии и расшире­нии прав Хорватии-Славонии и вместе с тем отстаивали тезис о национальном единстве южных славян, важный по заключенной в нем, до времени скрытой, политической тенденции. Наряду с идеей славянской этноязыковой общности тезис об иллирском общенацио­нальном единстве вдохновлял деятелей хорватского национального движения б их борьбе против планов мадьяризации Хорватии, за всестороннее развитие национальной культуры, расширение и упро­чение хорватской государственности

В этом отношении возведение родного'языка в ранг официаль­ного стало бы важной вехой. Но консервативное дворянство, под­держивавшее мероприятия иллиризма в области культуры, про­хладно относилось к идее устранения латыни из официальной сфе­ры, поскольку все еще видело в господстве латинского языка усло­вие сохранения своих привилегий и орудие борьбы с венгерскими претензиями. Да и сам хорватский язык еще был недостаточно распространен в общественной жизни и быту дворянства и форми­рующейся буржуазии: «в обществе» предпочитали говорить по-не­мецки. Лишь в 1847 г., когда глубочайший кризис старого строя засвидетельствовал неизбежность коренных социальных реформ, сабор провозгласил родной язык официальным.

Что касается хорватской «конституции» или «исторического пра­ва», то уже в 30-х годах их стали трактовать не в старом смысле муниципальных прав (как до 1830 г.), но как право на самостоя­тельность Триединого королевства в его отношениях с Венгрией в рамках Австрийской империи. Эти теоретические принципы попы­тались воплотить в жизнь. Уже в 1830 г. хорватский сабор выступил с требованием расширения прав Хорватии-Славонии; Драшкович в 1832 г. писал о самостоятельном, независимом от Венгрии прави­тельстве Хорватии; то же требование он отстаивал в государствен­ном собрании в 1836 г. Либеральное течение иллиризма подхватило эти требования. В 1839 г. в иллирском журнале указывалось, что «политическая независимость — первое и самое большое благо каж­дого народа»16. Речь шла о восстановлении особого наместниче- ского совета для Хорватии-Славонии (такой совет существовал одно время при императрице Марии-Терезии). При этом иллиры желали сохранить в какой-то форме государственно-политическое объединение с Венгрией, но на основе равноправия сторон. Требо­вание равноправия Хорватии с Венгрией сохранилось как один из важнейших принципов хорватского национального движения вплоть до 1918 г.

Программа национального движения включала требование вос­соединения Далмации и Военной границы. Это подвело бы более прочный фундамент под принцип равноправия Триединого коро­левства с Венгрией. В национально-территориальной части про­граммы между консервативным дворянством и либералами име­лось согласие.

Стремясь получить поддержку австрийского двора, иллиры во внецензурном издании «Бранислав» (печатался в Белграде в 1844—1845 гг.) сформулировали программу, главными пунктами которой были: собственное, независимое от венгерского, наместни­чество и реформа сабора (имелось в виду удаление из него дворян-однодворцев, поддерживавших провенгерскую группировку),— это рассматривалось как гарантия «национальности и муниципально-сти» Хорватии и «условие дальнейшего развития нашей политиче­ской жизни» 17. Программа иллиризма была поддержана сабором в 1845 г.18

Во взглядах на политический строй хорватского государства ли­бералов многое отделяло от консерваторов. Поэтому в условиях меттерниховского режима соответствующие прогрессивные требо­вания были сформулированы в осторожной форме лишь в статьях и брошюрах, подчас — только в рукописных проектах. В 40-х годах либеральные круги — постепенно и только накануне революции — более определенно формулировали принципы буржуазной'государ­ственности: распространение политических прав на недворянекие слои, превращение сабора во внесословный представительный и подлинно законодательный орган (в 1844 г. еще осторожно писа­лось о «чистке» сабора «от всего устарелого»), безусловное приме­нение национального языка в качестве официального, гласность, отмена цензуры,— все это в условиях ликвидации феодальных отно­шений путем выкупа крестьянских повинностей. Преобразования предполагалось провести мирным путем с согласия династии 19.

После революции в Вене, на собрании дворянско-буржуазных деятелей в Загребе 25 марта 1848 г. было провозглашено стремле­ние хорватов сохранить «целостность габсбургской монархии и вен­герского государства» и вместе с тем стать «прочной опорой круп­ных достижений» революции. Собрание потребовало воссоединения Военной границы и Далмации с Хорватией-Славонией, равноправия граждан в деле налогообложения и перед судом, освобождения крестьян от феодальных повинностей, учреждения ответственного перед сабором хорватского правительства (включая собственное министерство финансов), превращения сабора в бессословное пред­ставительство, гарантии политических свобод, предоставления всех гражданских прав граничарам и т. д.20 Это была либеральная про­грамма развития национальной государственности в рамках кон­ституционной Австрийской империи. Требование присоединить Во­енную границу имело особое значение, поскольку по площади она ненамного уступала гражданским Хорватии и Славонии и, кроме того,.вклиниваясь между ними (район Бьеловара), затрудняла их экономическое и политическое сплочение.

Ситуация в империи в начале революции во многом определи* лась нарастанием борьбы Венгрии за фактическую независимость. В марте 1848 г. император был вынужден санкционировать образо­вание венгерского конституционного министерства, ответственного перед венгерским парламентом. Поэтому консервативные придвор­ные круги в Вене, считавшие хорватскую программу от 25 марта «чрезмерной», полагали, что она все же «весьма хорошая вещь» как «демонстрация против Венгрии»21.

Политическая линия хорватских либеральных и части консер­вативных кругов заключалась не только в сохранении, но и в пре­образовании Австрийской империи в федеративное государство на этнической основе, что; по их представлениям, могло привести к политическому преобладанию славян. В этом были заинтересованы как иллирское дворянство, так и купечество. Реформа должна была осуществиться путем соглашения с австрийским либеральным пра­вительством и парламентом, а также с династией. Орудием давле­ния на правящие круги монархии иллиры считали формировавшую­ся в Хорватии армию, в основном состоявшую из граничар. Но пред­назначалась эта армия прежде всего для борьбы против Венгрии, стремившейся к независимости и вместе с тем отказывавшейся при­знать право Хорватии*на самостоятельность и власть вновь назна­ченного бана Йосипа Елачича. До поры до времени бан, верно слу­живший Габсбургам, выступал с лозунгами национального движе­ния и на него возлагали надежды как хорватские либералы-феде­ралисты, так и австрийская контрреволюция. В этом временном и иллюзорном «сближении» интересов хорватского национального движения и австрийского двора, преследовавших в конечном счете разные цели, заключался трагизм ситуации. Маневры габсбургской реакции были также облегчены отказом венгерских властей при­знать национальные права других народов королевства, в том чис­ле сербов, добивавшихся автономии Воеводины. (Аналогично это­му австронемецкие революционеры отказывались признать права славянских народов Австрии). На своей скупщине в мае 1848 г. сербы предложили Хорватии государственное объединение. Это предложение было принято сабором, собравшимся 5 июня.

Сабор, подтвердив намерение «сохранить целостность Австрий­ской монархии», связал его со стремлением «обеспечить свободу своего народа в определенных политических границах, соединить воедино его раздробленные члены» и «в дальнейшем остаться в дру­жеском союзе с венгерским простым народом». В связи с этим са­бор просил императора-короля: 1). Признать, что «Триединое королевство — государство свободное и от Венгрии независимое»; утвердить создание «государственного совета» Триединого королев­ства— правительства, ответственного перед сабором (в его веде­нии «по древнему праву и обычаю», в частности, находились бы местные воинские формирования); 2). Создать центральное прави­тельство для ведения общеимперских дел, а именно — финансовых, торговых, военных. При этом правительстве Триединое королев­ство представлял бы государственный советник, ответственный пе­ред сабором; 3). Государственный совет Триединого королевства ведал бы также Военной границей, за исключением чисто военных дел; 4). Официальным языком Триединого королевства «во всей общественной жизни, без всякого исключения», был бы народный, на нем бы составлялись и документы центральных властей, относя­щиеся к Триединому королевству; 5). Учредить центральное прави­тельство, ответственное перед имперским парламентом; 6). Воссо­единить Далмацию с Хорватией-Славонией, создать их «тесный союз» с остальными южнославянскими областями австрийской мо­нархии— Сербской Воеводиной, словенскими территориями — Юж­ной Штирией, Словенской Каринтией, Крайной, Горицей; 7). Со­хранить дружеский союз с «народами Венгрии», способ осуществле­ния которого «народ Триединого королевства» определит позднее, когда монарх исполнит его пожелания и станут ясными отношения Венгрии со «всей Австрией». Наконец, было решено послать деле­гацию в австрийский рейхстаг. Этим сабор хотел показать, что Три­единое королевство серьезно намерено составить «тесный союз со всей австрийской монархией»22.

Таким образом, сабор стремился создать южнославянскую го­сударственно-политическую единицу в составе Австрийской импе­рии. Политическая структура этой единицы определена не была, но в общей форме говорилось о равноправии ее частей. Новому госу­дарственному образованию намечалось обеспечить значительные суверенные права: в этом отношении знаменателен пункт об ответ­ственном перед сабором государственном советнике с правом ви­зирования решений центральной власти. Это значит, что, признавая целостность империи как единого экономического организма, хор­ватское дворянство и буржуазия стремились обеспечить себе серь­езное влияние на политику империи. «Главное наше намерение — быть свободным народом в свободном Австрийском царстве»,— го­ворилось в манифесте сабора. Сабор ссылался на «дух новейшего времени», признающий «право народов, в соответствии с которым всякий народ как целое имеет право на свободу и полное равенство с остальными народами»23.

Все это коренным образом расходилось с конечными целями габсбургской контрреволюции. Последняя, как и повсюду во время революции 1848—1849 гг., была вынуждена терпеть устремления (и даже власть) либералов, пока революция находилась на подъ­еме, но подавив революцию, реакция заставила замолчать и либе­ралов. В Хорватии либералы поддерживали политику Елачича вплоть до похода против Венгрии в сентябре 1848 г. и подавления октябрьского восстания в Вене; лишь позднее началось разочаро- вание, которое сменилось негодованием в связи с провозглашением в монархии реакционной централистской конституции в марте 1849 г. В те дни Ф. Энгельс писал: славян «заманивали обещаниями создать «славянскую Австрию», их использовали для того, чтобы одержать победу в Италии и Венгрии, а в благодарность их вновь отбрасывают назад, под гнет старого меттерниховского палочного режима»24. «Хорваты,— отмечал Энгельс,— уже видели себя в меч­тах независимыми от Венгрии, как вдруг из Пешта* присылается на имя хорватского земельного правительства рескрипт, требую­щий подчинения, и вдобавок написанный на венгерском языке, без перевода на хорватский!!... Хорваты в бешенстве...»25.

Действительно славяне стали понимать, что «единая, сильная, великая Австрия» возможна только как централизованное абсолю­тистское государство. Весной и летом 1849 г. либеральные деятели среди хорватов и воеводинских сербов безрезультатно пытались до­говориться с венгерским правительством о совместной борьбе и союзе против австрийского абсолютизма при условии признания Венгрией равноправия Хорватии в составе «земель венгерской ко­роны»26 и автономии Воеводины. В 1848 г. создание югославянской федеральной единицы и, следовательно, признание национально-по­литического равноправия югославян в Австрийской монархии рас­сматривалось лидерами хорватского национального движения как этап на пути к свободе южных славян Османской империи. Деяте­ли иллиризма мечтали добиться этого путем подавления венгерской революции, а затем австро-турецкой войны. Объединение австрий­ских южных славян укрепило бы их позиции в габсбургской монар­хии. Правда, радикальные деятели иллиризма (Л. Гай, И. Филипо-вич) смотрели дальше, мечтали о независимом южнославянском государстве27.

Уже в апреле 1848 г. хорват-иллир Л. Вукотинович, ссылаясь на единоязычность южных славян, призывал к объединению Хорва­тии, Славонии, Далмации, сербских районов юга Венгерского ко­ролевства, Черногории, Сербского княжества, Боснии, Герцегови­ны, словенских земель и Болгарии. Английский наблюдатель сооб­щал о стремлении в Хорватии к созданию «Иллирского королев­ства», при этом отмечая, что одни сторонники этой идеи пришли к ней из опасения развала империи, тогда как некоторые искренно стремились к ее осуществлению. По сведениям резидента сербского правительства в Хорватии, Л. Гай, якобы имевший много последо­вателей, видел «средоточие этого государства» в Сербии. Хорват-иллир А. Т. Брлич в апреле 1848 г. был убежден в том, что «Австрия должна распасться». Свою уверенность в полном соответствии с про­грессивным тогда «национальным принципом» он строил на том, что «основа будущей европейской политики должна состоять в сле­дующем: каждый народ —особое государство, каждый в своем доме —хозяин, каждый свободен»; таким народом Брлич считал «иллиров», т. е. южных славян в целом.

Авторы подобных идей, как в Хорватии, так и в Воеводине, со­знавая политическую слабость и неподготовленность южных сла­вян к обрушившимсй на них событиям, искали внешнеполитической поддержки — у России, Франции, выражали надежды и на Англию. Не без влияния представителей польской эмиграции в Хорватии и Воеводине был сформулирован один из вариантов объединения юж­ных славян — создание государства под сюзеренитетом Османской империи.

Весной 1848 г. агитация в пользу подготовки государственного объединения южных славян под главенством Сербии распространя­лась из Белграда. Агент сербского правительства М. Бан с целью выяснения обстановки и собирания сил объехал южнославянские области Австрийской империи, посетил Черногорию. Черногорцы выразили готовность принять энергичное участие в вооруженной борьбе.

Более распространенной в Хорватии, однако, была идея объеди­нения южных славян Австрийской империи, а затем с помощью этой новой Австрии — освобождение Боснии и Герцеговины и, воз­можно, в конечном счете, достижение независимости. При этом ра­дикальные (антигабсбургские) хорватские и сербские круги, под­держивавшие между собой контакт,— Л. Гай в Хорватии, И. Гара-шанин в Сербии — в ситуации весны и лета 1848 г. не видели иного пути осуществления своих планов, кроме борьбы с Венгрией, т. е. с венгерскими претензиями на сохранение государственной целост­ности королевства, включая его югославянские территории, а в по­следующем — борьбы с Турцией.

В этом заключался трагизм их положения: политика Венгрии в конечном счете была направлена на развал австрийской монархии, без чего объединение и независимость южных славян не могли быть достигнуты. Но дворянско-буржуазная и либеральная Венгрия одновременно являлась противником национального освобождения народов королевства. Тем не менее существенно, что весной и ле­том 1848 г. имели место практические, хотя и весьма скромные шаги с целью государственного объединения южных славян. От­странение Гая от политического руководства в Хорватии в июне 1848 г. не было случайным — его деятельность представлялась опасной для прогабсбургских кругов, возглавлявшихся местными консерваторами.

Определившийся летом 1848 г. перелом в развитии событий в Европе и в самой Австрии в пользу императорской контрреволю­ции, «поворот» двора к «поддержке» хорватов, туманные обещания в федералистском духе, раздаваемые славянам австрийскими вла­стями,— все это летом 1848 г. закрепило либеральную австросла-вистскую тенденцию в Хорватии, надежды на успех готовившегося похода войск Елачича против революционной Венгрии. Все брлее четко вырисовывался план действий в такой последовательности: разгром Венгрии, боровшейся за независимость от Габсбургов, фе- дерализация габсбургской монархии на началах широкой автоно­мии народов и, наконец, освобождение южнославянских областей на Балканах путем войны будущего австрийского «союза свобод­ных народов» с Османской империей.

Помещики и буржуазия Хорватии были заинтересованы в со­хранении империи, и идеи независимости не получили здесь значи­тельного распространения. Уже во время хорвато-венгерского вооруженного конфликта 1848 г. появилось сочинение серба из Хорватской Военной границы, чиновника граничарской администра­ции О. Утешеновича-Острожинского, в котором в наиболее яркой и последовательной форме выразились национально-политические стремления южных славян Австрийской империи и вместе с тем их ограниченность интересами хорватской и сербской буржуазии, хорватского дворянства и граничарского офицерства. Это — «Про­грамма конституционного устройства Австрии на основе националь­ного равноправия»28. Автор считал, что задача революции — пол­ностью ликвидировать прежнее устройство государства, основанное на феодальных «исторических правах», привилегиях одних, раз­дробленности и неравноправии других народов. Право на свободу принадлежит народам «уже по самим законам природы», но, по Утешеновичу, слабые народы габсбургской монархии заинтересо­ваны в сохранении существующего государственного комплекса, в превращении империи в союз народов, в «политическую конфеде­рацию». И далее следует характерное обоснование этого предло­жения: «Какой-либо народ часто может иметь в, государственном комплексе с другим народом больше практической и истинной пользы, чем в отграничении и изоляции своей расы, так как в госу­дарственной жизни следует часто принимать во внимание политиче­ские учреждения, основанные на международных интересах и мате­риальных факторах. Политический сепаратизм быстро привел бы их к материальной гибели». Итак, «материальные интересы» иму­щих слоев, связанные с государственно-политическим комплексом австрийской монархии, определяли позицию Утешеновича.

Предложение Утешеновича заключалось в превращении импе­рии в конституционную монархию. Двор, внешняя политика, ар­мия, финансы и торговля находились бы в ведении центральной законодательной власти — «национального конгресса», все прочее— в компетенции представительных собраний национальных феде­ральных единиц (государств). Федеральный конгресс составляется из делегаций, посылаемых этими собраниями. В правительство конфедерации (или федерации) входят особые «национальные ми­нистры», представляющие интересы федеральных государств и от­ветственные как перед конгрессом, так и перед собранием своей страны. Власти этих федеральных единиц в своих автономных де­лах полностью самостоятельны; гарантируется невмешательство центрального правительства в эти дела (сфера суда, просвещения и т. д.). Утешенович назвал следующие федеральные государства, из которых должен был состоять союз: немецкое, чешско-словац­кое, венгерское, южнославянское, польско-украинское, румынское и итальянское. В каждом из них (поскольку абсолютное разграни­чение по этническому принципу было невозможно) меньшинству должны были быть гарантированы национальные права.

Для истории 1848 гг. существенна сама идея объединения юж­ных славян, но метод ее осуществления был нереальным. Федера­лизация монархии в ходе борьбы против революционных нацио­нальных движений немцев, венгров, итальянцев за независимость была прекраснодушной фантазией, сыгравшей реакционную роль. Несмотря на неудачу австро-федералистской программы, сходные идеи выдвигались и позднее.

В 1848—1849 гг. власть в Хорватии-Славонии осуществлял бан-ский совет, практически ведавший всеми делами страны, включая экономику, финансы и военное дело. После поражения революции новый монарх — Франц Иосиф — распустил банский совет. Уже в ходе борьбы против венгерской революции в Хорватии-Славонии утвердилась власть австрийского генералитета, а бан Елачич ис­полнял волю габсбургских правящих кругов. Хорватия и Славония были отделены от Венгрии и управлялись непосредственно из Вены. Однако хорватскому национальному движению не только не удалось воссоединить Далмацию и Военную границу с Хорватией-Славонией, но и автономия последних была ликвидирована; с 1854 г. в управлении здесь применялся немецкий язык. По некото­рым данным, во второй половине 50-х годов императорская власть стремилась превратить юг монархии в плацдарм против неспокой­ной Венгрии, а вместе с тем — в базу для продвижения на Балка­ны. Правительство намеревалось до конца вытравить историческую самобытность Хорватии-Славонии, отменив должность бана и под- -чинив эту страну вместе с Далмацией и Военной границей власти военного генерал-губернатора. «Австрийское правительство, таким образом, сделает решающий шаг в направлении административной централизации и денационализации» Хорватии,— сообщал об этих планах русский дипломат в 1858 г.29

С этими проектами Габсбургам пришлось расстаться после во­енного поражения 1859 г. Периоды общегосударственного кризиса 1859—1866 гг. и стабилизации монархии (1867—1871 гг.) совпали ' по времени с крайне напряженной международной ситуацией, вой­нами и оживлением освободительных движений в Европе. Кроме того, в 60-х годах на дипломатической арене активно выступали Франция и Россия. Все эти факторы воздействовали на развитие внутренней обстановки в Австрийской империи. Указанная ситуа­ция стимулировала выработку в Хорватии новых планов борьбы за национальную и южнославянскую государственность.

Основной национально-буржуазной группировкой в Хорватии-Славонии в 60 — начале 70-х годов являлись «народняки» — Нацио­нально-либеральная партия, идеологами которой являлись епископ Й. Ю. Штросмайер и известный ученый-историк Ф. Рачкий. Эта партия, представлявшая интересы либеральной буржуазии и объ­единявшая большую часть национальной светской интеллигенции и католического духовенства, развивала в новых условиях идеи сплочений южных славян, продолжая и преобразовывая принципы иллиризма (часть ее членов в прошлом являлась деятелями илли­ризма). В начале 60-х годов партия народняков вернулась к про­грамме федерализации Австрийской империи с тем, чтобы славян­ские народы могли оказывать решающее влияние на всю ее поли­тику. Но прежнего доверия к политике Габсбургов уже не было. Тяжкий гнет — экономический, налоговый и политический — исхо­дил теперь от Австрии — австронемецкого капитала, аристократии, военщины и бюрократии, в 50-х годах он дополнялся политикой германизации. Лидеры же венгерского национального движения (Ф. Деак, не говоря уже об эмигрантах) изъявляли готовность при­знать автономию Хорватии и Славонии, признавали их население «политическим народом» и т. д. По этим причинам основным про­тивником Хорватии народняки считали австрийский абсолютизм и централизм и в борьбе против него искали равноправного союза с Венгрией с целью перестройки империи. Класс же помещиков в пе­риод перестройки экономики на буржуазной основе видел путь к обеспечению своих интересов в присоединении к Венгрии, дворян­ство которой оставило свои планы отделения от Австрии. Полуфео­дальное хорватское дворянство уже не думало о широких перспек­тивах и удовлетворялось сохранением узкой автономии в составе Венгрии*. Таким образом, между позициями дворянства и буржуа­зии в 60-х годах имелись серьезные различия.

В развитии политической программы народняков в 60 — начале 70-х годов выделяются два этапа, рубежом между которыми стало лето 1866 г. До этого народняки, сочувствуя усилиям Сербии в деле упрочения своих внешнеполитических позиций и поддерживая их, все же на первый план выдвигали борьбу за федерализацию Авст­рийской империи со всеми последствиями этого преобразования, как они надеялись, выгодными для Хорватии и для последующего освобождения всех южных славян. Народняки были готовы содей­ствовать продвижению федерализованной империи на Балканы,, прежде всего в Боснию и Герцеговину. В 1860 г. Рачкий, надеясь на федерализацию габсбургской монархии, утверждал: «Мы, юго-славяне Австрийской империи, должны решить славную задачу, касающуюся не только нас, но и наших засавских братьев»30 (по Саве проходила австро-турецкая граница). Такие идеи не могли встретить сочувствия в радикальной среде сербского национального движения, рассматривавшей Сербию и Черногорию в качестве опло­та объединительной борьбы.

Вместе с тем надо учитывать и другое направление мыслей на­родняков: приобретение Хорватией статуса равноправной феде­ральной единицы рассматривалось их лидерами как этап в борьбе за независимое южнославянское государство. Именно поэтому Й. Ю. Штросмайер писал в письме Ф. Рачкому 31 августа 1861 г.: «Нам надо [...], по возможности, оторваться и от швабов (нем­цев.— Ред.), и от венгров»31, т. е. получить больше возможности распоряжаться своей судьбой. Этой задаче во многом и была под­чинена повседневная политическая деятельность народняков.

В 1861 г. сабор согласился на равноправные переговоры Хорва­тии с Венгрией о восстановлении государственно-политической свя­зи между ними, оговорив, что автономия Хорватии-Славонии в об­ластях администрации, суда, просвещения и церкви не может быть предметом переговоров, т. е. в любом случае должна соблюдаться. Таков был минимум автономии, который отстаивали либеральные и консервативные группы народняков, сотрудничавшие с режимом и представлявшие главным образом чиновников, небольшую часть богатого купечества и высшую католическую церковную иерархию. Эти группы в 1863—1865 гг. составляли Самостоятельную партию (И. Мажуранич, И/Кукулевич, архиепископ Ю. Хаулик и др.). От­стаивая этот минимум, «самосталцы» рассчитывали, что стремясь в своей борьбе против венгерской оппозиции опереться на южных славян, правящие круги присоединят к Хорватии Далмацию и, воз­можно, проведут реформу в духе федерализма, точнее — автономии отдельных частей или провинций. Надежды на этот курс открыл так называемый Октябрьский диплом 1860 г. Самосталцы пропове­довали, что «прочное сохранение Австрии» — единственный залог политического развития хорватов 32.

После роспуска сабора 1861 г. австрийское правительство созда­ло в своем составе особый «хорватский отдел» (дикастерий), а за­тем Хорвато-Славонскую придворную канцелярию, временно под­твердив таким образом особое, независимое от венгерской админи­страции положение Хорватии и Славонии в составе империи. В Хорвато-Славонской канцелярии служили чиновниками хорваты и сербы, по политической ориентации — самосталцы, однако реаль­но они были вынуждены осуществлять политику, продиктованную Веной.

Указанный выше минимум автономных прав не удовлетворял основное ядро либеральной группировки — народняков. В интере­сах национальной буржуазии они требовали автономии в сфере фи­нансов и экономики. Такой федерализм уже угрожал единству габсбургской монархии, что поняли чиновники режима. Так, М. Ожегович писал Штросмайеру в 1862 г., что федерализм, кото­рого требуют народняки, невозможен; ни одно государство не мо­жет существовать без общих финансов; народняки фактически стремятся к конфедерации (51:аа1епЬипс1), а не федерации (Випйез-з1аа1); надо, утверждал он, исходить не из своих узких интересов, а интересов монархии в целом: «Если погибнет монархия, погибнем и мы»33.

Действительно, мечтой народняков было объединенное незави­симое государство южных славян, хотя они полагали, что осуще­ствить эту мечту будет возможно даже в том случае, если все южно­славянские страны на длительное время попадут под власть Авст- рии. В 1868 г. уже в условиях австро-венгерского дуализма один из лидеров народняков адвокат М. Мразович считал вероятным, что южнославянский этнос габсбургской монархии, «более передовой по сравнению со своими братьями в Турции, привлечет к себе род­ственные элементы. Пусть сначала все они окажутся в подчинен­ном положении, но в конечном счете эта ситуация, при упрочившем­ся национальном единстве (южных славян.— Ред.), должна разре­шиться национальной и государственной самостоятельностью»34. Из этого видно, что народняки не считали чем-то трагическим сосредоточение южных славян в пределах Австрийской империи и смотрели на их будущее — даже в этом, нежелательном случае — с оптимизмом. Эта точка зрения была неприемлема для всех ради­кальных кругов — как сербских, так и хорватских.

В начале 60-х годов выдвигались конкретные проекты устрой­ства Австрийской империи на федеративной основе. Таков проект М. Хрвата, исходившего из «исторического» и «естественного» прин­ципов. Австрийский союз, по его мнению, мог бы состоять из: 1) об­ластей хорватской короны вместе с Воеводиной; 2) словенских об­ластей; 3) областей чешской короны; 4) польских коронных обла­стей (сюда включались Галиция, Волынь, Буковина); 5) Венгрии с Трансильванией; 6) австронемецких областей35. Автор, отказав­шись от последовательного проведения этнического принципа, иг­норировал интересы ряда народов.

В июле 1866 г., после поражения австрийской армии при Садове (Кёниггрец), совещание чешских, польских и хорватских предста­вителей в Вене приняло проект, составленный чешским буржуаз­ным лидером Ф. Л. Ригером. Он предусматривал разделение импе­рии на группы областей уже исключительно на основе «государст­венного права» — Галиция, чешские земли, австро-немецкие земли (вместе со Словенией), Венгрия и, наконец, Хорватия, которой, однако, предстояло договориться с Венгрией о степени ее автоно­мии в рамках «земель короны Св. Стефана»36. Автор стремился сде­лать свой проект по возможности приемлемым для консервативных сил. Народы, не обладавшие государственным правом, не видели в этом проекте никаких перспектив. Это были народы, не имевшие национального класса крупных землевладельцев и собственной крупной банковско-промышленной буржуазии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 642 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2482 - | 2217 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.