Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава четвертая 6 страница




Бок о бок с национальным самосознанием у словенцев разви­валось общеславянское самосознание. Оно выражалось и в при­зыве Кумердея и Водника иметь моральную опору в России, и в попытках создания общеславянского языка Маяром, Цафом и не­которыми другими. Разочарование в австрийском правительстве всегда влекло за собой у словенских национальных деятелей рост русофильских настроений. «В этом чувстве,— пишет Мелик,— не существенно, является ли Россия абсолютистской или демократи­ческой..., но важно лишь то, что она существует и своим существо­ванием дает им опору в национальной борьбе, будит надежду на лучшее будущее»52. «Словенски народ» прямо писал в апреле 1869 г.: «Каждый словенец станет скорее по национальности рус­ским, чем прусаком. Мы — славяне и хотим остаться ими»53 В ши­роких кругах интеллигенции обсуждался вопрос о необходимости для словенцев (как и для всех славян) общеславянского языка — «высшего языка науки и культуры», как его называли. Видные культурные деятели того времени М. Плетершник (будущий созда­тель знаменитого словенско-немецкого словаря), Ф. Левстик, Г. Блаж (известный русофил, корреспондент «Словенского наро­да») и другие на страницах «Словенского народа» агитировали за принятие в качестве общеславянского русского языка. За это еди-нодуЩно проголосовала словенская молодежь на своем втором съезде в Любляне в 1869 г.54

За стремлением сделать русский язык общеславянским стояли политические планы. Об этом прямо писал Блаж, указывая, что введение русского языка в качестве общеславянского будет иметь для словенцев благоприятные Последствия и в культурном, и в по­литическом отношениях. «Нам, словенцам, не надо было бы забо­титься о том, что'будет с нами в случае распадения габсбургского государства»55. Конечно, словенские политики не могли открыто писать о всеславянской федерации. Однако анализ статей Ф. Лев-стика, напечатанных весной 1871 г. в «Словенском народе», дает возможность утверждать, что он поднял вопрос о создании на Бал­канах и Дунае федерации под покровительством России/Наряду, с этим он развивал проект всеславянской федерации, куда бы входили южные славяне вместе с Объединенной Словенией56. Лю­бопытно воспоминание известного словенского филолога первой половины XX в. М. Мурко, который в школьные годы гостил во владениях словенского национального деятеля Штирии доктора Плоя. Там он имел возможность ознакомиться с «Памятной кни­гой», где оставляли свои записи гости хозяина. Среди них внима­ние Мурко привлекла запись В. Зарника, сделанная им в конце 60-х годов. В ней Зарник выражал пожелание, чтобы славяне объ­единились в федерацию под главенством русского царя57. Близ­кого мнения придерживался и Ф. Левец, который в письме к сло­венскому писателю Я. Керснику в 1869 г. замечал: «Ведь у нас нет будущего! Мы будем или пруссаками или русскими»58.

Мысли о цеобходимости славянской федерации появились и у представителей словенского рабочего движения. 1 мая 1873 г. в Париже было объявлено о создании «Славянского республикан­ского общества, целью которого провозглашалось образование рес­публиканской славянской федерации «путем свободного соглаше­ния свободных народов». В числе подписавших воззвание был сло­венский рабочий Ф. Железникар, участник Парижской Коммуны, впоследствии один из создателей Югославянской социал-демокра­тической партии59. Программа Славянского республиканского об­щества, несомненно, возникла под влиянием идей А. И. Герцена и М. А. Бакунина.

Планы славянской федерации (в форме республики или под главенством русского царя) появлялись у наиболее радикальных словенских политиков. Это означало прежде всего отказ от австро-славизма, отказ от надежд на Габсбургов, попытку найти новый вариант решения словенского национального вопроса.

Таким образом, к началу 70-х годов сложились три государст­венные программы словенцев. Первая из них, господствовавшая, в буржуазных политических кругах, предполагала сохранение Сло­вении в составе Австрийской монархии; вторая — создание неза­висимой Югославии; третья — образование всеславянской федера­ции. Ядром всех трех программ являлась программа Объединен­ной Словении, провозглашенная в революционном 1848 г. и не схо­дившая с повестки дня вплоть до конца второй мировой войны.

Глава седьмая

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА

Боснийское средневековое феодальное государство было уни­чтожено в XV в. туркамй-османами, которые за период с 1463 по 1592 г. подчинили своей власти всю Боснию и Герцеговину. После завоевания османы начали перестраивать административное уп­равление Боснией и Герцеговиной в соответствии с существовав­шей системой управления в Османской империи. Первоначально эти областзи являлись санджаками Румелийского эялета, но в 1580 г. был образован Боснийский эялет (позднее пашалык), вклю­чивший в себя собственно Боснию, Крайну, Новопазарский санд­жак, Герцеговину с Рашкой, Требиньскую и Зетскую области. В административном отношении Боснийский эялет подразделялся на санджаки — Боснийский, Герцеговинский, Зворницкий, Клиш-ский, Зачазманский, Крчский и несколько позднее Бихачский1. Более мелкими единицами в структуре административного деления были нахии (или кадилуки), джематы и махалы. Администрацию провинции возглавляли визири (отсюда довольно распространен­ное, наряду с эялетом и пашалыком, название провинции — визир-лук), которые сосредотачивали в своих руках гражданскую власть и военное руководство войсками в эялете. При визирях существо­вал аппарат чиновников, состоявший из казначея, хранителей пе­чати и оружия и некоторых других. Центр провинции (а вместе с тем и резиденция визиря) до 1553 г. находился в Сараеве, до 1588 г.— в Травнике, до 1638 — Бане Луке, до 1852 г.— в Травнике, до 1878 г.— в Сараеве. Введенные в 1580 г. принцип администра­тивного деления и система управления провинцией просущество­вали с незначительными изменениями вплоть до 30-х годов XIX в., хотя количество санджаков и нахий в пашалыке не было посто­янным.

Границы провинции после Систовского мира 1791 г. сохраня­лись практически неизменными. Ее территория составляла немно­гим более 60 тыс. кв км2, а население насчитывало в 1807— 1808 гг.— 1.251.200, а в 1876 г.— 1.263.700 человек3.

В ряду европейских владений Османской империи Босния и Герцеговина занимали особое место, их политико-административ­ное положение имело специфические черты. Одной из причин этого, была значительная удаленность провинции от центра империи и ее пограничное положение, что обуславливало необходимость защи­щаться от внешних врагов своими военными отрядами. Порта со­здавала здесь прочную систему обдроны, опираясь главным обра­зом на местных крупных феодалов. Еще в XVI в. в районах, гра- ничивших с Австрией и Венецианской республикой, убыли созданы особые военно-административные единицы —капитании, осущест­влявшие охрану границ4. Во главе таких капитании стояли выход­цы из самых богатых феодальных семей провинции — капитаны, власть которых постепенно превратилась в наследственную. Капи-тании просуществовали вплоть до 1835 г., ко/да в ходе админи­стративных преобразований визиря Мехмед-^аши Веджихи были ликвидированы. Впоследствии бывшие капитаны стали назначать­ся начальниками округов (муселимами).

Ввиду ослабления военных сил Осмайской империи в конце XVII и XVIII вв. Боснийский эялет в ходе войн с Австрией и Вене­цианской республикой все более должен был рассчитывать на соб­ственные силы. Благодаря глубоко укоренившейся системе само­обороны местные беги и янычары добились фактического само­управления и слабо подчинялись власти травницкого визиря, ост­рота конфликтов с которым иногда приводила к настоящим войнам.

Важную роль в системе местного административного управле­ния Боснии и Герцеговины играли аяны — старейшины спахийских организаций и вспомогательных военных и янычарских отрядов; представители высшего духовенства и богатые торговцы. Капита­ны и аяны, составлявшие так называемый беговат, являлись ре­шающим политическим фактором в Боснии и Герцеговине в тече­ние всего XVIII и первых десятилетий XIX в. Увеличение роли аянов стало особенно заметным в период ослабления центральной власти в Турции. Невозможность осуществлять свою власть без поддержки аянов заставляла визирей считаться с их реальной си­лой. В первые десятилетия XIX в. вошло в обычай созывать так на­зываемое вече аянов — совещательный орган, который перестал существовать в результате административной реформы в 1835 г. Аяны оказывали помощь государственным властям в решении важнейших дел, в том числе контролировали уплату налогов и вы­полнение повинностей райей5.

Особенности социально-политического развития Боснии и Гер­цеговины обуславливались и тем немалым торговым значением провинции, по территории которой пролегали торговые пути из центра империи на Адриатику и в Центральную Европу6.

Социально-политическая специфика Боснии и Герцеговины определялась и наличием гораздо большего, чем в ряде балкан­ских земель, исламизированного населения. В настоящее время в научной (особенно боснийской) литературе все чаще рассматри­вается вопрос о появлении и развитии боснийско-мусульманского этноса 7. В 70-е годы XIX в. среди населения Боснийского вилайе­та (с 1865 г.) православные составляли 37,6%, католики — 12,7, а мусульмане — 48,9% 8. У последних сохранялся сербский язык и формировалось особое национальное самосознание. Ислам нало­жил отпечаток не только на религиозную сторону, но и на образ жизни и1 культуру славян-мусульман Боснии и Герцеговины. В то же время они проводили четкую разделительную грань между собой и мусукьманами-турками. Несмотря на приобретенное внеш­нее сходство ом не отождествляли себя с последними. В XIX в. боснийские мусульмане «ощущали себя особой этнической общ­ностью, как по отношению к иноверцам, так и прочим мусульма­нам»9. Наряду с аполитическим и культурным размежеванием в среде местного населения Боснии и Герцеговины исламизация уве­личила социальную Хпропасть между феодалами, в абсолютном большинстве принявшими ислам, и зависимым крестьянством, ос­тавшимся христианские.

Вплоть до конца XVIII в. Турция в своей политике в Боснии и Герцеговине опиралась ща местных крупных землевладельцев, поддерживая их интересы, Постепенный упадок феодальной си­стемы Османской империи \не мог не отразиться на положении в подвластных ей балканских землях. Ослабление султанской вла­сти, а вместе с тем и власти боснийско-герцеговинского визиря, сопровождалось усилением политических позиций крупных фео­дальных владельцев, появлением сепаратистских тенденций в эяле-те. Политика Порты, направленная на государственную центра­лизацию и укрепление своей власти на местах, встретила резко не­гативную реакцию со стороны бегов Боснии и Герцеговины. Слож­ность внутриполитического положения в Боснийском пашалыке усугублялась существованием там целого комплекса противоре­чий: в начале XIX в. наряду с религиозными усилились противо­речия, с одной стороны, между боснийско-герцеговинским господ­ствующим классом и центральной властью Османской империи, и с другой — между боснийско-герцеговинскими крупными земле­владельцами и зависимым от них крестьянством. В социально-эко­номическом отношении первая половина XIX в. характеризовалась убыстряющимся процессом распада спахийской системы и внедре­ния чифтликчийских отношений, что сопровождалось резким ухуд­шением положения боснийско-герцеговинских крестьян.

Попытки Порты укрепить свои позиции в Боснии и Герцеговине путем проведения реформ наталкивались на упорное сопротивле­ние бегов. Местные феодалы-мусульмане усматривали в реформах ущемление своих землевладельческих интересов и своего влияния в административно-политических делах. Кроме того, попытки ре­форм расценивались ими, а также янычарскими предводителями, как уступки христианскому населению. Этот аргумент использо­вался для вовлечения в борьбу против центрального правительства широких слоев мусульманского населения. Ввиду упорного сопро­тивления бегов султанскому правительству не удалось последова­тельно провести ни одну из реформ. Власть наместников Порты в этой провинции оставалась номинальной. Реальная власть принад­лежала местным аянам 10. Автономные начала в Боснии и Герцего­вине существовали фактически, хотя и не были оформлены юри­дически.

В 20-е годы центром сопротивления реформам стал г. Сараево. Инициатором и главной движущей силой оппозиции выступили янычары. Борьба длилась с переменным успехом. Роспуск янычар- ского корпуса в 1826 г. вызвал в Боснии и Герцеговине особи ак­
тивное
противодействие. Движение против реформ возглавили
крупные феодалы-аяны, недовольные падением своего влияния в
Боснии и Герцеговине. /

В 1831 г. вспыхнуло восстание под руководством Гусейна-бега Градашчевича, установившего связи с албанским правителем Му-стафой-пашой Бушати. Гусейн-бег выступил йод лозунгом борьбы против начатых Портой военных преобразований — создания в Боснии и Герцеговине новой регулярной армии вместо янычарских корпусов. Выдвигалось требование предоставления Боснийскому эялету самоуправления с правом избрания визиря из своей среды при сохранении верховной власти сул/ана и уплате ежегодной дани. Боснийское войско нанесло крупное поражение султанской армии на Косовом поле. Гусейн-бег Градашчевич был провозгла­шен боснийским визирем. Но отказ Герцеговины присоединиться к восстанию, начавшиеся междоусобные конфликты в повстанче­ских кругах ослабили их силы и облегчили султанским войскам подавление мятежа.

Лишь после этого Порте удалось провести в Боснии и Герцего­вине ряд административных преобразований. В 1833 г. Герцегови­на была выделена в отдельный Мостарский визирлук. Босния (Травницкий визирлук) была разделена на 6 санджаков и 42 нахии. Нахии подразделялись на общины. Административная власть в ви-зирлуках принадлежала султанским наместникам. В 1845 г. при них были созданы меджлисы (советы), членов которых назначала Порта. В их состав входили представители христианского и' му­сульманского населения. Подобные меджлисы были созданы в санджаках и нахиях.

С разгромом восстания Гусейн-бега оппозиция реформам в Боснии и Герцеговине не прекратила своего существования. Бос-нийско-герцеговинские феодалы, опасавшиеся за свои права и зе­мельные владения, ощущали настоятельную необходимость про­должать борьбу в защиту своих политических и экономических привилегий. Особое недовольство бегов вызывало уменьшение их политической роли и влияния в местных диванах и меджлисах в связи с введением в систему управления Боснией и Герцеговиной института чиновников, назначавшихся Портой. Все это, наряду со стремлением играть решающую роль в административно-политиче­ских делах, обуславливало дальнейшее выступление против рефор­маторской деятельности турецкого правительства и порождало идеи о боснийско-герцеговинской автономии с преобладающей ролью в управлении местного, крупнопоместного феодального эле­мента. В этот период в среде феодалов появляются мысли об авто­номии Боснии и Герцеговины по образцу Египта или Сирии и пе­рехода всей полноты власти в провинции в руки местных феода­лов и.

В 1837 г. против реформ выступили феодалы Сараева и Бос­нийской Крайны. В последней движение продолжалось с большим размахом и в 40-е годы. Поэтому преобразования, проводившиеся в Османской империи — Танзиматские реформы, вводились в Бос­нии и Герцеговине с трудом и большим запозданием (например, уничтожение спахийской системы, провозглашенное в 1834 г.).

Полностью сломить сопротивление реформам боснийско-герце-говинских феодалов Порте удалось лишь в начале 50-х годов, при­бегнув к самым решительным мерам. В Боснию была направлена большая регулярнаяХармия во главе с Омер-пашой Латасом. Бе-говские четы были разбиты и в значительной мере уничтожены. В 1851 г. в Боснии и Герцеговине утвердилась власть центрального^ правительства. Энергичный политик Омер-паша Латас в 1851 г. ликвидировал остатки спкхийской системы и в последующие годы осуществил ряд административных преобразований.

Было введено новое административное деление на каймакамлу-ки и мюдирлуки (срезы), которое в значительной степени терри­ториально отличалось от ранее существовавших санджаков и ка-дилуков (нахий). По этой реформе Боснийский эялет был разделен на шесть каймакамлуков— Сараевский, Травницкий, Банялук-ский, Бихачский, Зворницкий и Новопазарский; Герцеговинский — на три: Мостарский, Требиньский, Плевальский. В двух провин­циях в целом было 9 каймакамлуков и 60 мюдирлуков 12. Нахии же практически утратили свое значение как территориально-адми­нистративные единицы. Вся лолнота власти в каймакамлуках на­ходилась в руках каймакамов, в мюдирлуках — мюдиров. Судеб­ная, власть сосредотачивалась, соответственно, у каймакамов и ка­диев. В качестве совещательного органа" при них существовали меджлисы 13. Следует отметить, что Герцеговинский эялет наравне с Боснийским имел свою правомочную администрацию (до 1865 г.), но в вопросах, касавшихся экономического и политического разви­тия обеих провинций, подчинялся боснийскому визирю.

Наряду с выступлениями консервативно-феодального характера^ еще в начале XIX в. в Боснии и Герцеговине появляются первые признаки зарождения национально-освободительного движения христианского населения, на которое оказывала заметное влияние борьба за освобождение от турецкой власти в Черногории и Сер­бии. Активную роль в этом движении играли представители мест­ного духовенства, пытавшиеся найти поддержку в России. Так, в< 1803 г. пивлянский архимандрит Арсений Гагович, прибыв в Пе­тербург с политической миссией, заявил там, что «народ герцего­винский, а равно и все христиане, под игом магометан стенающие,, считают, что приспело, наконец, время их освобождения». Гагович говорил о стремлении балканского населения войти в состав Рос­сии, а в случае, если это невозможно, предлагал основать «славя­но-сербское царство» под скипетром одного из русских великих князей14. Такого рода предложение, несомненно, было увязано с политическими замыслами черногорского митрополита Петра Не-гоша и некоторых сербских деятелей. Заметное влияние на бос-нийско-герцегбвинское население оказало Первое сербское восста­ние 1804—1813 гг, нашедшее отзвук в ряде крестьянских выступ лений и особенно в восстании в Боснийской Крайне 1809 г.,
возглавленном Й. Янчичем, поддерживавшим свя^ь с сербскими
повстанцами и австрийцами15. Повстанцы боролись за уничтоже­
ние турецкого владычества. /

В 30—40-е годы общественно-политические /процессы, происхо­дившие в Сербском княжестве и Хорватии, оказывали определен­ное воздействие на развитие национальных/воззрений ряда пред­ставителей зарождающейся боснийско-герцеговинской интелли­генции— учителей, а также духовенства. Представители католиче­ского духовенства — Иван Франо Юкич, Мартин Недич, Яков Бал-тич, Блажо Иосич, которых привлекала/идея культурного и поли­тического единства южнославянских народов, начали активную пропаганду иллиризма в Боснии и Герцеговине. Они выступали против турецких реформ, выдвигали требования предоставления христианскому населению провинции политических прав и религи­озной свободы. Одну из своих задач они видели в просвещении боснийской молодежи — православной и католической.

В национальном вопросе один из ярких представителей этого движения И. Ф. Юкич оставался до конца верен выдвинутой им концепции «бошнятства» — он утверждал, что в Боснии и Герцего­вине один народ — «бошняки», который является составной частью иллирского народа. Но его национальная концепция, как утверж­дает югославский историк Т. Крушевац, была оторвана от реаль­ности и не имела глубоких корней 16. Юкич, бесспорно, ориентиро­вался на Загреб, но фактически он стоял на нейтральной почве между сербами и хорватами, что способствовало его сближению с сербскими кругами в дальнейшем.

Значительное влияние на развитие национально-освободитель­ного движения в Боснии и Герцеговине оказали идея государст­венного объединения югославянских народов под главенством Сербского княжества и националистическая пропаганда, направ­лявшаяся в 40-х годах И. Гарашанином, который в своем извест­ном «Начертании» важное место отводил Боснии и Герцеговине (см. об этом с. 137). Его программа нашла отклик среди боснийско-герцеговинской интеллигенции и деятелей церкви, зажиточных крестьян, мелких торговцев. В 40-е годы в Боснии и Герцеговине возник ряд тайных организаций, руководимых и финансируемых сербскими правящими кругами. Они ставили перед_собой задачу укрепить связи с Сербией и содействовать реализации объедини­тельных планов Гарашанина.

В 40—50-е годы XIX в. представители боснийско-герцеговин-ского христианского населения разрабатывали и направляли Пор­те адреса и меморандумы, которые отражали их цротест против турецкого управления. Так, в меморандуме 1 мая 1850 г., автором которого являлся Юкич, содержались требования равноправного участия христиан и мусульман в управлении, свободы вероиспове­дания, собраний и союзов, отмены харача, призыва христиан на военную службу, свободы торговли и занятий ремеслом без учета религиозной принадлежности, запрета сгона кметов с земли, орга- пизации почтового и других средств сообщения, гласности бюдже­та, строительства школ и создания типографии для христианского населения17. Такого рода требования являлись достаточно передо* выми для отстало^ в экономическом и политическом отношениях провинции Османской империи. По существу они предусматривали введение местной административной автономии в Боснии и Герце говине18, а также содержали элементы преобразований буржуазно-демократического характера.

В конце 50—начале\60-х годов вспыхивает ряд восстаний под руководством Л. Вукал(\вича в Герцеговине (1852—1853, 1857— 1858 и 1861 —1862 гг.) 19. Программа восставших в основном содер­жала требования аграрного характера, но в то же время была на­правлена и против национального гнета. Так, повстанцы выступали за уравнение в правах (религиозных, имущественных, судебных) мусульман и христиан. Одним из требований восставших было присоединение к Черногории и таким образом завоевание незави­симости. Национально-освободительной борьбе в Герцеговине во многом способствовала Черногория, которая оказывала поддерж­ку герцеговинским выступлениям. Герцеговинско-турецкие конф­ликты нередко приводили к черногоро-турецким войнам. Ряд по­граничных земель Герцеговины черногорский князь Данило рас­сматривал составной частью княжества, распространял на них свои постановления, назначал там сердаров.

Одновременно в адресах и меморандумах, выработанных в ход^ восстаний, особенно в ходе последнего (1861—1862 гг.), ставился вопрос о необходимости местной административной автономии для Боснии и Герцеговины20.

Следует отметить, что специфика общественно-политического положения Герцеговины в составе Османской империи состояла в административном и судебном самоуправлении некоторых погра­ничных с Черногорией герцеговинских областей, сохранивших ста­рые племенные названия (Езера, Шаранци, Пива, Дробняк). Их зависимость от турецкой власти выражалась в уплате десятины и таможенной пошлины. Население обязано было содержать воен­ные отряды для охраны черногорской границы, но за счет Турции. По свидетельству С. Стратимировича, относившемуся еще к началу XIX в., пивляне были фактически независимыми, их автономный статус подразумевал лишь незначительную дань Турции, в селах же управляли местные кнезы21.

В ходе^ национально-освободительной борьбы в 50 — начале 60-х годов южным и юго-восточным областям Герцеговины уда'-лось сохранить систему местного самоуправления. После восста­ния 1862 г. она была также распространена и на некоторые другие районы (Рудину, Б аняны, Зубцы и др.)«С 1858 г. население юго-восточной Герцеговины перестало платить налоги Турции, с этой территории были выведены все турецкие войска, практически лик­видирован османский чиновничий аппарат22.

В этот период начали создаваться местные органы власти под непосредственным влиянием черногорской государственной систе- мы. Административно-судебные функции были переданы в руки назначаемых капитанов и сердаров. Черногорский /сенат стал для герцеговинцев пограничных областей высшим судебно-админист-ративным органом. В 1858 г. черногорский князь/Данило присвоил Луке Вукаловичу и еще некоторым старейшинам титул воеводы (Л. Вукалович был произведен в воеводы 3/бцев, Крушевицы и Драчевицы и управлял этими областями самостоятельно: собирал налоги, назначал сердаров, выполнял судебные функции и др.). Несмотря на то, что в конечном счете Порте удалось подавить вос­стания в Герцеговине, наряду с сохранением системы самоуправ­ления в ряде областей, часть пограничных с Черногорией земель (Грахово, часть Банян, Дробняка и др.) вошла в состав фактиче­ски независимого Черногорского государства23.

Один из наиболее ярких представителей национально-освободи­тельного движения в Боснии и Герцеговине, испытавший значи­тельное влияние Гарибальди,— М. Любибратич в 60-е годы после­довательно отстаивал идею автономии и Боснии и Герцеговины. Он считал возможным в этот период также присоединение их к Сербии24. После событий конца 50 — начала 60-х годов в Боснии и Герцеговине М. Любибратич продолжал активно выступать за объединение сил христиан и мусульман-славян в борьбе за нацио­нальное и социальное освобождение 25. Это особенно отчетливо проявилось при попытках поднять восстания в Боснии и Герцего­вине в 1867, 1872 гг. Идея совместной вооруженной борьбы хри­стианского и мусульманского населения провинции за националь­ную свободу и против отживших феодальных порядков занимала центральное место в системе взглядов М. Любибратича. В период подготовки восстания 1872 г. он выступил за создание народной скупщины и временного правительства26. В 1875 г. после начала восстания он приложил немало усилий, чтобы осуществить свои проекты и создать временное правительство в Герцеговине. Но все действия М. Любибратича, находившегося под значительным серб­ским влиянием, были парализованы сторонниками черногорской ориентации в Герцеговине. Позднее им были предприняты попытки создать временное правительство в Боснии.

В 60—70-е годы все большую роль в развертывании националь­но-освободительной борьбы начинает играть молодая торговая сербская и хорватская буржуазия Боснии и Герцеговины, а также формировавшаяся местная интеллигенция, большинство которой составляли учителя27. Определенное положительное значение на этом этапе развития освободительных процессов имела деятель­ность церкви, которая, с одной стороны, помогала развитию про­свещения и образования в Боснии (создание школ при церквах и монастырях), а с другой —содействовала организации антиосман­ской борьбы. И не случайно, что 'среди руководителей будущих восстаний 1875—1878 гг. в Боснии и Герцеговине было много пра­вославных священников.

В 1860 г. группа национальных деятелей из Боснии-и Сербии, возглавляемых публицистом М. Баном, образовала в Белграде тайный комитет, главной целью которого была подготовка восста­ния в Боснии с, последующим ее присоединением к Сербии. Но эта организация просуществовала недолго28.

Руководители\Сербского княжества во второй половине XIX в. по-прежнему важнейшей целью своей внешней политики считали освобождение и объединение югославянских народов вокруг Сер­бии. В 60-х годах активизировалась деятельность сербского прави­тельства, направленная на организацию антиосманских восстаний в пограничных с княжеством областях Османской империи, в пер­вую очередь в Боснии. В 1862 г. по инициативе И. Гарашанина в Белграде был создан специальный комитет, который должен был вести пропаганду за пределами Сербии и координировать работу тайных боснийских организаций по подготовке восстания, целью которого для княжества было присоединение Боснии29. Комитет имел ряд агентов в Боснии и Герцеговине. Сербский князь Миха­ил и И. Гарашанин стремились привлечь к осуществлению своих планов организации восстания в Боснии и народную партию в Хор­ватии, а также сербов-граничар с Австрийской Военной границы. В 1867 г. в результате соглашения между лидером хорватской пар­тии народняков И. Штроссмайером и И. Гарашанином было до­стигнуто соглашение о создании Главного комитета в Загребе для подготовки восстания в Боснии30. Подготовкой к восстанию среди граничар руководили А. Орешкович и Д. Ковачевич — бывшие гра-ничарские офицеры, бежавшие в Сербию. В 1867 г. А. Орешкович также приступил к разработке проекта организации восстания в Боснии31.

Во второй половине 60 — начале 70-х годов на подготовку пла­нов восстания были-направлены усилия выходцев из Боснии и Гер-. цеговины, участников восстаний там Н. Окана и М. Любибратича 32. К началу 70-х годов после отставки И. Гарашанина и смерти кня­зя Михаила попытки княжества создать сеть сербских агентов и организовать восстания в Боснии практически прекратились. Тем не менее эта деятельность сербского правительства оказала опре­деленное влияние на политическую просербскую ориентацию фор­мирующейся национальной сербской буржуазии и интеллигенции в Боснии.

Свой вклад в формирование национальной сербской идеологии среди населения Боснии и Герцеговины, а также в развитие серб­ского национального самосознания сербов этих областей внесла во второй половине 60-х годов организация сербской молодежи Омладина. Хотя официально она занималась культурно-просвети­тельными задачами, ее деятельность имела и политический харак­тер. Члены Омладины активно выступали за освобождение и объ­единение сербского народа.

В середине 60-х годов в рамках реформ управления провинция­ми в Османской империи Боснийский и Герцеговинский визирлуки были объединены в единую провинцию — Боснийский вилайет (1865 г.). В административном отношении вилайет подразделялся на семь санджаков, а они в свою очередь — на казы или срезы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 630 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2207 - | 2160 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.