Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава четвертая 2 страница




Именно в этой обстановке в конце 1860 г. появилась вошедшая в историю статья леволиберального адвоката С. Милетича, в кото­рой был сделан вывод: никогда больше не следует ориентировать­ся в политике на венский двор, не давать ему возможности исполь­зовать сербов в своих целях, искать пути решения сербской нацио­нальной проблемы прежде всего на Балканах, укрепляя и расширяя сербское государство в борьбе с османским господством, а с «вен­герской нацией» искать компромисса26.

Так было сформулировано новое направление сербского нацио­нального движения. Оно обычно воспринимается как результат двух­кратного разочарования в политике Габсбургов (1790, 1849 гг.), Это верно, но вместе с тем в основе такого поворота находились отмеченные выше глубокие социальные и экономические причины, побуждавшие часть буржуазии поддержирать центробежные (от Вены) устремления.

Все сербское общество хотело бы восстановления Воеводины. На соборе, созванном в апреле 1861т. и получившем название Бла- говещенского, преобладали церковные и чиновничьи круги во главе с Раячичем и придворным советником Дж. Стояковичем. Поэтому собор обратился к Францу-Иосифу с просьбой восстановить Воево­дину (в составе Срема, Бачки, Баната и части Военной границы) как автономную область с компактным сербским населением во гла­ве с воеводой, с сербским официальным языком, представительным собранием, администрацией и судом. В остальных делах Воеводина по-прежнему подчинялась бы венгерским и хорватским (в Среме) властям27. Так собор пытался приспособиться к существующему политическому устройству империи и смягчить противодействие его планам со стороны властей Венгрии и Хорватии. Но эти планы вы­зывали возражения не только венгерских влиятельных кругов, но и со стороны других национальностей юга Венгрии, составлявших здесь большинство.

Наиболее активно.за создание Воеводины в 1861 г. выступала консервативные и лояльные династии клерикальные круги, рассчи­тывавшие на расположение австрийского централистского режима А. Шмерлинга и в обстановке острых австро-венгерских разногла­сий действовавшие с его ведома и согласия. Эти круги не отказа­лись от мечты о постепенном реформировании империи в духе авто­номии провинций при сохранении сильного центрального прави­тельства. На практике они, как и «самосталцы» в Хорватии, поддерживали режим и вообще свои надежды возлагали на монар­хию Габсбургов. Меньшинство собора, следовавшее за Милетичем, * предлагало обратиться с требованиями не к правящим кругам им­перии, не к австрийской власти, а к венгерскому государственному собранию. Небольшая группа членов собора (И. Суботич, Дж. Стратимирович), не без оснований опасаясь и Вены и Пешта, предлагала крепить союз с Хорватией, чтобы вместе с ней вести, | переговоры с Венгрией.

Несмотря на то, что австрийское правительство само подстрека­ло правых в сербском национальном движении, оно отказалось вос­создать Воеводину. Во время дискуссий в Вене возобладала точка зрения, что ввиду активизации движения южных славян на Балка­нах создавать сербскую провинцию в составе империи опасно28. В 60-х годах Милетич выдвигал программу федерализации Вен­герского королевства на этнической основе с тем, чтобы в Венгер­ском королевстве было признано политическое равноправие шести народов: мадьяр, сербов, румын, словаков, русинов (украинцев) и саксов (немцев) (1866 г.), В крайнем случае он предлагал округ­лить комитаты примерно в соответствии с этническими границами. Его последователи, воеводинские сербские народняки, стремились достичь соглашения с венгерским национальным движением против габсбургского централизма. Поэтому, в частности, они видели в австро-венгерском дуализме 1867 г. (который, как им казалось, ослаблял империю), меньшее зло в сравнении с централистским режимом или планами федерализации империи на основе «истори­ческого права». Но их идеи сербо-венгерского сотрудничества в конечном счете оказались нереальными, как и австрославистская программа федер ализации всей монархии и программа федерали­зации Венгерского королевства. Венгерское дворянство в 1860— 1865 гг. давало сербам туманные обещания удовлетворить их ин­тересы, но позднее, заключив соглашение с австрийским императо­ром, отвернулось от них. Добиться реформированного, более бла­гоприятного для народов Транслейтании дуализма воеводинским сербам не удалось.

В публицистике сербских воеводинских народняков немало го­ворилось о планах превращения Венгерского королевства в «во­сточную», или «придунайскую, Швейцарию» — в федеративное со­общество равноправных народов29, но это были пустые мечты. Ведь приступить к осуществлению этой и аналогичных программ можно было лишь в условиях коренных демократических преобразований, а о демократической революции в габсбургской монархии не было я речи30. При ссылках на Швейцарию сербские либералы-народ-няки не учитывали социальную структуру этой страны.

Сущность радикальной линии Милетича, однако, заключалась в том, чтобы покончить с австрославизмом. Воеводинские народня-ки боролись против надежд на то, что в пределах Австрийской им­перии может служиться какое-то политическое государственное южнославянское ЯДро, которое послужило бы делу освобождения Балкан. Как писал в 1866 г. М. Полит, необходимо отстаивать то «будущее южных славян, за которое Черногория и Сер'бия проли­вали кровь»31, в конечном счете — независимое югославянское го­сударство. Хотя представитель сербских либералов Л. Костич при­нял участие в Лк?блянском совещании хорватских, словенских и «сербских национальных деятелей в 1870 г. *, он отрицал трактовку его решений в австрсюлавистском смысле.

В условиях австро-венгерского дуализма сербская национально-свободомыслящая партия (в нее объединились либералы-народня-ки — сторонники Милетича) в 1869 г. приняла программу, в кото­рой проблемы государственности заняли большое место. В проекте, сформулированное Милетичем32, говорилось, что «по ту сторону Дуная» (т. е. в Сербском княжестве) «сербы — граждане консти­туционного государства, являющегося отечеством хорватского и сербского народа»» что девиз партии —«свобода и национальность или утверждение Я всестороннее развитие свободы и сербской на­циональности в лк?бом государстве, где имеется значительное число сербов». Программа ставила целью ограничение связей Венгрии с Австрией личной унией (т. е. дальнейшее ослабление единства габс­бургской монархии) и осуществление известных уже нам требо­ваний в отношении прав всех народов Венгерского королевства. Следовало поддерживать стремление «хорватско-сербского народа Триединого королевства к полной автономии» (т. е. требование ра­дикального пересмотра Вёнгеро-хорватского соглашения 1868 г.), стремление к автономии румын Трансильвании, борьбу славян Цис-лейтании (т. е. чехлов, поляков, украинцев, словенцев, хорватов Далмации) за политическую автономию. В Хорватии и Славонии сербское национальное движение добивалось полного равноправия сербов с хорватами в политической и культурной областях — либо* как одного из двух народов, либо как двух равноправных частей «единого народа». Сущность программы состояла в том, что роль центра борьбы за государственное воссоединение сербского народа и южных славян вообще, прежде всего единоязычных сербов и хор­ватов, признавалась за Сербией (хотя в легальной программе пря­мо нельзя было сказать об объединении Воеводины с Сербией). Главным для сербской леволиберальной (радикальной по позиции* в национальной сфере) буржуазии было объединение всего серб­ского населения в едином суверенном государстве. Идейно-полити­ческую подготовку этого поставила своей задачей возникшая в Австрийской империи в 1866 г. организация Объединенная сербская* молодежь (Омладина)33.

Однако, несмотря на бурные события 1848—1849, 1859 и 1866 гг.* австрийская монархия доказала свою устойчивость. Более акту­альным было решение проблемы освобождения сербского народа от османской власти. При этом на первом месте для воеводинских народняков стояла задача присоединения к Сербскому княжеству Боснии и Герцеговины, все славянское население которых идеологи сербского национализма считали сербским, хотя несколько больше* половины его составляли боснийские мусульмане и югославяне-ка-толики (среди последних медленно развивалось хорватское нацио­нальное самосознание). Обе эти группы себя сербами не признава­ли. Как народняцкая партия в Воеводине, так и Омладина считали необходимым подготовить широкое восстание против османского гнета и отстаивали право сербов габсбургской монархии оказывать такому восстанию всестороннюю помощь.

В связи со сформулированной выше задачей воеводинские на-родняки усиленно добивались активизации антиосманской полити­ки Сербии, упрочения ее связей с болгарским освободительным дви­жением и рассчитывали на поддержку Россией борьбы южных сла­вян за создание на Балканах национальных объединенных госу­дарств 3\

Ввиду этого воеводинские народняки требовали изменения внеш­неполитического курса Сербии, который с 1867 г., после заключе­ния австро-венгерского соглашения, стал провенгерским, прогабс-бургским. На этой почве между князем Михаилом Обреновичем и группировкой Милетича (а также Омладиной) возникли острые противоречия. Либеральная воеводинская буржуазия уже по сво­ему классовому положению была заинтересована в ликвидации автократического режима в Сербии. К этим общим соображениям прибавились и разногласия с князем в области внешней политики, сыгравшие решающую роль в конфликте между воеводинскими на-родняками и консервативным правительством Сербии. В сущности группировка Милетича отстаивала идею буржуазной национальной-революции на Балканах, тогда как династия Обреновичей искала решения национального вопроса путем дипломатических комбина- ций и сотрудничества с европейскими державами. Ввиду этого бел­градские власти даже стали содействовать Австро-Венгрии в деле подавления сербского общественного движения в Воеводине. По­ложение несколько изменилось в начале 70-х годов, когда новый князь Милан, заключив компромисс с умеренными либералами кня­жества, вместе с тем вернулся на путь сближения с Россией.

Уже в начале 60-х годов М. Полит в специальной брошюре35, а затем С; Милетич в газетных статьях36 изложили программу объ­единения Сербии с Болгарией в федерацию и вхождения этой южнославянской федерации в более широкую конфедерацию (союз) с Румынией и Грецией. «Сербы, болгары, эллины и румы­ны,— писал Милетич,— вот четыре народа на Востоке Европы, в Европейской Турции, которые призваны на развалинах Турецкой империи создать самостоятельные государства... Согласие между этими народами — главное и единственное условие их воскреше­ния...». Федерация с Болгарией, которой еще предстояло освобо­диться, рассматривалась идеологами сербской буржуазии как спо­соб обеспечить Сербии наиболее выгодные. границы. Целью же конфедерации являлась бы защита общих интересов союзных го­сударств. Все это свидетельствует о поисках сербской буржуазией наиболее подходящего для нее варианта ликвидации нетерпимого положения, в котором находились народы Балканского полуостро­ва. Сходные идеи создания сербско-болгарского «Югославянского царства» во главе с сербской династией Обреновичей выдвигались в 1867 г. также болгарской стороной37. Аналогичные планы рас­сматривались воеводинскими народняками и в 1872 т.38

В 1872 г. деятели Омладины планировали организацию восста­ния в Боснии и Герцеговине. В обстановке возраставшего народ­ного брожения и активной политической агитации восстание в этих провинциях началось в 1875 г., положив начало новому этапу борь­бы южнославянских народов за создание, развитие и укрепление всей государственности.

Глава пятая

ХОРВАТИЯ

В конце XVIII в. основную хорватскую территорию составляли «королевства Хорватия и Славония» (около 24 тыс. кв. км) в соста­ве «земель короны с. Стефана», т. е. Венгерского королевства—• части габсбургской монархии. Кроме них, хорваты * населяли При­морье (район Риеки), Междумурье (в Венгрии), некоторое райо­ны Южной Венгрии, часть Истрии (в составе Австрии), а также, венецианские владения — Далмацию и часть Истрии (эти области были присоединены к Австрийской монархии после ликвидации Ве­нецианской республики в 1797 г., но фактически — после войн с Наполеоном; тогда же Австрия захватила территорию бывшей Дуб-ровницкой республики), часть австрийской Военной границы (хор-вато-славонские полки)**. Наконец, хорваты населяли ряд районов Боснии и Герцеговины, находившихся под османской властью.

Из этих территорий только Хорватия и Славония обладали авто­номным статусом в рамках габсбургского феодально-абсолютист­ского государства, точнее, Венгерского королевства (хотя до 1848 г. в положении Хорватии и Славонии имелись различия) *'**.Вэпоху феодализма этот традиционный статус определялся наличием в на­званных областях компактного национального господствующего класса (кроме магнатов, большинство которых, особенно в Славо­нии, было инонациональным, причем не только по происхождению). Здесь мы касаемся только этих областей, где сформировалось ядро хорватской нации и в интересующий нас период наиболее интенсив­но развивались национально-политическая мысль и общественное движение. Наряду с хорватами здесь — в особенности в Славонии и на Военной границе — имелось многочисленное сербское населе­ние, точнее — православное население, складывавшееся в часть сербской нации *.

В средние века в Венгрии под «нацией» (паИо Ъип^апса) пони­мался господствующий феодальный класс; дворянство Венгерского королевства считалось «политическим народом»; оно обладало зна­чительными элементами государственности, а именно системой дво­рянского политического самоуправления и государственным сослов­ным собранием. Это устройство распространялось на территорию Венгерского королевства. В этническом отношении «нацио хунга-рика» состояла не только из мадьяр, но и дворян иного происхож­дения (словаков, сербов и др.); впрочем в XVIII—XIX в. последние почти сплошь омадьярились. Народные массы разного этнического состава, в том числе венгерские, политических прав не имели. По мере формирования наций венгерское дворянство постепенно стало трактовать «нацио хунгарика» в пределах Венгерского королевства как единую венгерскую (мадьярскую) нацию; не имевшие собст­венного дворянства народы рассматривались как «национальности» или этнические группы, якобы не обладавшие правом политической организации и даже обреченные на денационализацию, Предприни­мались попытки распространить действие этой теории и на Хорва­тию и в особенности на Славонию. Однако в средние века дворян­ство Хорватии также являлось «политическим народом» (па1ю СгоаНае) со своей территорией и особыми — в рамках общевенгер­ской феодальной структуры — «муниципальными правами».

«Просвещенный монарх» Иосиф II (1780—1790) не только про­возгласил освобождение крестьян от личной зависимости, но, осу­ществляя политику унификации и централизации управления в мо­нархии Габсбургов, попытался обложить помещиков Венгрии и Хорватии-Славонии налогом и ликвидировать систему самоуправ­ления, которая предоставляла «благородному» сословию всю мест­ную власть и, кроме того, немало должностей. Венгерское дворян­ство оказало этой политике упорное сопротивление. После отмены большинства реформ Иосифа хорватское дворянство в страхе перед аналогичными попытками в будущем отказалось в пользу венгер­ских властей от важнейших прав своего сословного представитель­ного собрания (сабора) — вотировать налоги и разрешать набор рекрутов. Тем самым дворянство рассчитывало укрепить государ­ственно-политическое единство Хорватии-Славонии с Венгрией, что­бы успешно противостоять императорской власти. Этот акт не толь­ко был направлен против реформ феодального строя, вызванных капиталистическим развитием Австрии, но и резко понижал уро­вень автономии Хорватии-Славонии. Он свидетельствовал об от­сутствии у класса феодалов в целом национального сознания, т. е. системы взглядов, связанных с процессом формирования буржуаз- ного общества и складывания нации, заинтересованной в собствен­ной государственности.

В дальнейшем, в 1790—1847 гг., венгерский господствующий класс повел политику, направленную на полное слияние Хорватии-Славонии с Венгрией и мадьяризацию провинций. Эта тенденция усилилась в 30—40-х годах XIX в. в связи с выходом на политиче­скую арену либерального венгерского дворянства.

Хорватское дворянство, однако, стремилось сохранить выгодные для него остатки автономии — «муниципальные права». Они заклю- % ыались в наличии сабора, бана — главы политической власти, на­значаемого королем (т. е. австрийским императором), верховного суда и ряда должностных лиц Хорватии-Славонии как особого «тела» в рамках Венгерского королевства; в обязанности монарха приносить присягу сабору охранять права королевства; в праве сабора обсуждать проекты законов, посылать представителей (ога-1огез, гшпШ) в венгерское государственное собрание, провозгла­шать на саборе утвержденные королем законы. Дворянство особен­но ценило такие «привилегии» Хорватии, как запрет некатоликам (протестантам) приобретать землю (это в какой-то мере огражда­ло местных дворян от попыток инонациональных, прежде всего вен­герских, феодалов внедриться в Хорватии), как право платить на­лог в половинном размере в сравнении с Венгрией, покупать соль по низкой цене, как освобождение от воинских постоев \ Более того, хорватское дворянство в принципе (теоретически) считало Хорватское королевство равноправным Венгерскому.

На всех этих правах покоился провинциальный патриотизм хор­ватского дворянства. Но представление о том, что Хорватия исто­рически и юридически является наследником более обширного древ­него Хорватского государства, ядро которого находилось в При­морье и которое в начале XII в. было включено в состав Венгер­ского королевства, никогда не исчезало. Более того, не исчезло и представление о том, что Хорватия и в этническом отношении пред­ставляет собой особое образование, хотя официальным здесь, как И в Венгрии, являлся латинский язык. На этнический состав Хор­ватии-Славонии, на «родной хорватский язык»2 и на то, что хор­ваты— один из славянских народов3, местное дворянство стало обращать особое внимание в-связи со стремлением его венгерского собрата (с 1790 г.) ввести венгерский язык в общественно-полити­ческую жизнь не только Венгрии, но и Хорватии-Славонии. Здесь дворяне венгерского языка почти не знали и в случае осуществле­ния венгерских претензий потеряли бы свои позиции в органах власти. Поэтому в обоснование своих автономных прав представи­тели Хорватии стали вспоминать о том, что их родной язык в про­шлом, еще в XVII в., применялся в политической жизни, а в като­лической церкви кое-где сохранился и в XIX в.

В эпоху кризиса феодального строя, особенно обострившегося после наполеоновских войн, формирования буржуазного уклада, развития национальной буржуазии, зарождения пролетариата и связанного с этими процессами национального пробуждения исто- рическая традиция и борьба дворянства за свои исторические муни­ципальные права все сильнее сказывались на сознании образован­ных слоев. Отстаивание своих прав местным дворянством в первой половине XIX в., а также его стремление воссоединить все три хор­ватских «королевства» — Хорватию, Славонию и Далмацию (так наз. Триединое королевство) — объективно приобретали значение для формирующейся нации и постепенно это осознавалось не толь­ко выходцами из недворянских слоев, но и частью феодального дво­рянства, не говоря уже о небольшой передовой части господствую­щего класса, переходившей на либеральные позиции. Об этом сви­детельствует сочувствие и даже воодушевление, с которыми было встречено латинское сочинение одного из высших должностных лиц Хорватии-Славонии Йосипа Кушевича — «Ое тшиспраИЪиз ]'ипЬиз е! зШиИз ге^погит ВаЬпаИае, СгоаИае е! 51ауошае» (1830 г.), автор которого, перечислив муниципиальные права, вместе с тем указывал на то, что Хорватия-Славония отличаются от Венгрии по «хорватско-славонско-иллирийскому языку»4.

По мере развития буржуазных отношений в конце XVIII — на­чале XIX в. на хорватской почве созревали условия для националь­ного движения, формулирования его программ в областях культу­ры и языка, социально-политической и национально-государствен­ной. Процесс обуржуазивания затронул дворянство, хотя вплоть до 1848 г. практически это выражалось в растущих связях помещиков с торгово-предпринимательскими слоями, с формировавшейся на­циональной и чуженациональной буржуазией, но очень мало — в аграрных отношениях. Класс помещиков в основном придержи­вался консервативных взглядов, хотя именно в 40-х годах социаль­ные и политические либеральные воззрения приобретали сторонни­ков в его среде.

Первая широкая программа развития хорватской государствен­ности зародилась в тех консервативных кругах, которые уже ощу­щали неизбежность и необходимость для самого дворянства опре­деленных реформ в рамках существующего строя. Непосредствен­ным толчком к формулированию программы послужило резкое ухудшение венгеро-хорватских отношений, связанное, во-первых, с активизацией венгерского либерального дворянства, выступившего в начале 30-х(годов с проектом крестьянской реформы, во-вторых,— с кризисом сбыта хлеба, в связи с чем хорватские помещики ока­зались перед лицом непреодолимой венгерской конкуренции. Хор­ватских дворян уже не могло удовлетворить пассивное сопротивле­ние мадьяризаторским тенденциям и вместе с тем уступки этим тенденциям, характеризовавшие хорватскую политику до 1830 г. Да и кризис старого строя, крайнее обострение социальных противоре­чий, предчувствие неизбежности перемен — особенно после револю­ционных событий во Франции, Бельгии и Польше в 1830 г.— по­буждали более дальновидную часть господствующего класса пере­ходить на национальные позиции, стремиться хоть таким способом «сблизиться» с массой народа.

В 1832 г. обедневший граф Янко Драшкович ипубликовал на хорватском языке политическую брошюру «Диссертация», содер­жавшую наказ хорватским делегатам венгерского государственного собрания. В ней была выдвинута широкая национально-политиче­ская программа: возвращение Хорватии автономных прав в сфере финансов, фактическое равноправие с Венгрией, присоединение к Хорватии Риеки (Фиуме) — порта, через который шел хорватский и венгерский экспорт, распространение власти Хорватии на Военную границу, где, как писал Драшкович, живут «наши братья» *,. при­соединение Далмации — также на основе исторического (государ­ственного) и естественного права («единый род»). Тогда население Хорватии (насчитывавшее менее 1/2 млн.) возросло бы, указывал автор, до 1—2 млн. человек. А «со временем, возможно, и Боснию удастся вернуть», население которой — «наша семья, наш язык»,— утверждал Драшкович. Если же король удовлетворит просьбу хор­ватов, то к этому государству будут присоединены словенские обла­сти, так как всюду там «язык, подобный нашему». В результате возникло бы Иллирское королевство *'* с центром в Загребе, имею­щее 3 1/2 млн. жителей 5.

Драшкович учитывал нарастание австро-венгерских противоре­чий и полагал, что в поисках политической опоры династия могла бы пойти навстречу хорватам и осуществить задуманное объедине­ние южнославянских областей6. Поэтому он писал, что создание Иллирского королевства обеспечило бы короне «вечную пользу». Лавирование между Австрией и Венгрией стало основой тактики хорватского либерального национального движения. Позднее Драшкович на основе развитой Людевитом Гаем в 1835 г. идеи о родстве или единстве языков всего южного славянства включил в единое государство — Большую Иллирию — южные области Вен­герского королевства, Сербию, Черногорию, Болгарию и др.— всех и до 8 млн. человек7. Это объединение он считал необходимым для развития экономики всего южнославянского региона. Драшкович не ставил проблемы ликвидации феодализма, но в таком государ­стве старый общественный строй не мог бы сохраниться.

Итак, программа Драшковича основывалась на «государствен­ном праве» Хорватии, но центр тяжести его аргументации все более перемещался на этническое родство южных славян. «Мы тоже имеем свой национальный язык»,—-указывал Драшкович, отказы­ваясь согласиться с утверждением венгерского языка в качестве официального в Хорватии-Славонии..Но в действительности ни по диалекту, ни по этническому самосознанию население самого Три­единого королевства.(Хорватии, Славонии и Далмации) не было единым. И Драшкович, как и целая плеяда хорватских деятелей 30—40-х годов, привлек нейтральное наименование «иллиры», меч- тая таким способом преодолеть локальные традиции и этнонимы и сплотить все население — не только Триединого королевства, но и южных славян в целом; в культурном и государственно-политиче­ском отношениях. С той же целью Драшкович, продолжая традицию ряда авторов XVIII—XIX вв., отказался от местного кайкавского диалекта и избрал для своего выступления штокавский диалект, широко распространенный вне тогдашней Хорватии — в Славонии, Далмации и на других обширных югославянских территориях — в Сербии, Боснии и др.

Выдвинутая Драшковичем в 1832 г. программа создания южно­славянского государства с центром в Загребе имела целью сплоче­ние хорватской нации (сербов Хорватии-Славонии Драшкович счи­тал православными хорватами, делая исключение лишь для Сре-ма), т. е. в этом отношении соответствовала интересам формирую­щегося хорватского буржуазного общества. Идея культурного, духовного сплочения всех южных славян, выдвинутая в Хорватии, также неизбежно приобретала открытую или скрытую политиче­скую тенденцию (в соответствии с «национальным принципом» — «один народ — одно государство»). Эта тенденция проявилась в деятельности некоторых идеологов хорватского общественного дви­жения (прежде всего Л. Гая), начавшегося в 30-х годах и получив­шего наименование иллиризма, и вызвала недовольство австрий­ских правящих кругов.

В иллиризме обозначились консервативно-реформистское и ли­беральное течения; последнее выражало интересы передовой части дворянства и формирующейся буржуазии8. Противником иллириз­ма явилось «мадьяронское» (венгерофильское) течение, представ­лявшее в основном стремления части дворянства, искавшего гаран­тии своих социальных интересов в теснейшем сближении с Вен­грией.

В связи с борьбой за муниципальные права, а затем за расши­рение автономии Хорватии-Славонии предметом дискуссии между венгерскими и хорватскими политическими деятелями, а затем и историками стало правовое положение Хорватии-Славонии в соста­ве Венгерского королевства. Вопрос, в частности, заключался в том, являются ли Хорватия-Славония «союзными королевствами» (ге^-па зосп) или «присоединенными областями» (раг!ез айпехае), тем более — завоеванными и подчиненными (зиЬ]ес!а) Венгрией. Обо­стрился интерес к государственному историческому праву хорватов, доказывавших, что Хорватия никогда и никем в истории не была завоевана. Доказательством самостоятельности Хорватии счита­лось принятие сабором независимо от Венгрии так называемой Прагматической санкции 1713 г.— документа о нераздельности вла­дений Габсбургов. Уже в 1790 г. бан Иван Эрдеди утверждал, что королевство Венгрия не может предписывать королевству Хорва­тии законы (терпит ге^по поп ргаезспЫ! 1е^ез)9. Аргумент истори­ческого права в дальнейшем стал одним из центральных в идей­ном арсенале хорватского национального движения (наряду с бур­жуазным «естественным правом» или «национальным принципом»). Он использовался дворянством и.буржуазией не только в их уси­лиях защитить национальные интересы, но и для обоснования исключительных прав хорватской «политической нации» в Триеди­ном королевстве, а подчас и в Боснии и Герцеговине. Таким обра­зом, тезис о государственно-политическом равноправии Хорватии и Венгрии в рамках Австрийской монархии был в готовом виде вос­принят хорватским национальным движением, хорватской буржуа* зией от дворянства.

То обстоятельство, что на обширной территории население, го­ворящее на одном (сербскохорватском) языке, сплачивалось в раз­ные родственные нации — хорватскую и сербскую, все с большей настоятельностью выдвигало проблему их взаимоотношений и их государственного объединения. Дело в том, что ни хорватская, ни сербская нация не могли полностью объединиться в национальные государства, не включая в них части другого народа (в Боснии и Герцеговине к этому добавлялась проблема югославян-мусульман как особого этноса). Для хорватов, не имевших (кроме самой граж­данской Хорватии) сплошной этнической территории, этот вопрос приобрел исключительно важное значение. Данная ситуация по­буждала хорватских национальных деятелей выдвигать задачу объединения южнославянских территорий в одно государство, ибо только так можно было объединить все население разных вероис­поведаний тяготевшее к разным нациям. А это,, в свою очередь, поставило проблему устройства такого государства, которую мож­но было решить либо на основе какого-то межнационального комп­ромисса, либо на откровенно националистической базе. Но в пол­ной мере проблема национального равноправия была для буржуа­зии неразрешимой.

Одним из способов решения указанной сложной задачи было провозглашение теории единого «иллирского народа». Но, во-пер­вых, сторонники иллиризма должны были признать наличие в этом народе отдельных «племен» (это было сделано не только ради сер­бов и словенцев, но и ради самих хорватов, опасавшихся раство­риться в «иллирском народе»), а во-вторых, был сохранен и прин­цип «хорватского государственного исторического права» на часть южнославянских территорий.

Л.Тай, заявив в конце 1839 г., что серб, хорват и краинец (сло­венец,— Ред.) всегда таковыми останутся, вместе с тем доказывал, что это не повод для раздоров, так как «по наречию, песням, обы­чаям, воспоминаниям, одним словом: по особой-тысячелетней ил-лирской народности» и «по общей цели» южные славяне состав­ляют нечто единое. Гай прямо подчеркнул, что только единение даст южным славянам необходимый вес в международных отно­шениях: «сербское царство пало на Косове, а иллирское бы не пало» 10. В своей политической деятельности Гай стремился помочь созданию независимого от Австрии государства. Имеются данные о югославистских антиавстрийских настроениях и планах, в частно­сти в Среме и Боке Которской в 40-х годах, о связи их с иллириз­мом и. Идеей создания южнославянского государства Гай пытался заинтересовать правящие круги России12. Однако деятели илли­ризма, искавшие поддержки со стороны австрийского двора, кате­горически отвергали наличие планов создания «иллирского цар­ства»: «О чем-то таком может думать только сумасшедший или преступник,— писал Б. Шулек в 1844 г.,—...венгерские иллиры имеют уже свое иллирское, т. е. хорвато-славонско-далматинское королевство»13. Еще ранее Л. Вукотинович подчеркивал, что в по­литическом отношении иллирц — сторонники «кроатизма» (хорва* тизма, т. е. хорватской автономии в составе Венгерского королев­ства), иллиризм же — явление «литературное» — выражение широ­кой культурной, этнической общности южных славян 14.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 534 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2524 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.