ВОЕВОДИНА
В конце XVIII в. сербское население Австрийской монархии <свыше 700 тыс. человек, а в середине XIX в.— свыше 900 тыс. человек) в основном размещалось на Военной границе, в гражданских районах (так называемый Провинциал) южных комитатов Венгерского королевства (Бачка, Банат) и в его автономной части— Хорватии и Славо-нии (прежде всего, в Среме)1. Все эти области сербы населяли совместно с другими народами, составляя кое-где меньшинство, а иногда — большинство жителей.
Около половины сербского народа в империи Габсбургов того времени составляли военные поселенцы — граничары, обязанные за пользование землей пожизненно нести военную службу и жившие в условиях военно-феодального режима. Военная граница находилась в непосредственном подчинении у императора. Предпринимательская деятельность на Военной границе была ограничена, как и права горожан и офицеров приобретать собственность. Более высокие должности на Военной границе были заняты в значительной части немцами. Все это сковывало общественно-экономическое развитие Военной границы и национально-политическую мысль (хотя вытравить ее проявления австрийскому го-фкригсрату не удалось). Пропорционально численности населения Военная граница поставляла примерно в 10 раз больше солдат, чем другие области империи. Но несмотря на тяготы режима и большие людские потери в войнах, граничары вплоть до ликвидации феодального строя в Австрийской империи в 1848 г. не сочувствовали претензиям венгерского и хорватского дворянства на территорию Военной границы, так как опасались перехода на положение крепостных.
В южных комитатах Венгрии местная власть находилась в руках венгерского дворянства. (В Венгрии имелось небольшое число сербов-дворян, однако за редким исключением они мадьяризиро-вались). Хотя здесь проживало меньшинство сербов габсбургской монархии (сербы составляли меньшинство местного населения, состоявшего также из румын, венгров, немцев и др.), именно здесь сформировался сербский социально-экономический и культурный центр. В городах Нови Саде и других имелась зажиточная торговая буржуазия, немало ремесленников, формировалась национальная интеллигенция. Отсюда идеи национальной общности сербов распространялись по всем сербским районам австрийского государства и Балканского полуострова. В Сремских Карловцах обосновалась сербская православная митрополия, прерогативы которой охватывали также православных влахов (румын) австрийской мо- нархии. В Среме имелся ряд сербских монастырей, вплоть до буржуазной эпохи являвшихся хранителями сербской средневековой национальной традиции.
Таким образом, среди сербского населения габсбургской монархии сохранялось сознание его национальной общности со всем сербским народом, находившимся под игом Османской империи, ясное сознание того, что сербский народ является наследником прежнего большого сербского государства, павшего под натиском османских завоевателей в XV в. С развитием в XVIII в. в австрийских владениях сербской буржуазии (долгое время она состояла лишь из купечества) и распространением идей Просвещения здесь возникает мысль о нацио-нальной общности сербов, в основу которой уже был положен не религиозный принцип (православие), а языково-культурный («племенной») *. Особенно большая роль в выработке такого взгляда принадлежала знаменитому просветителю Доситею Обрадовичу (ок. 1739—1811).
Государственно-правовое положение сербов в монархии Габсбургов поначалу определялось манифестом императора Леопольда I от 1690 г., адресованным православным переселенцам из османских владений. В весьма неопределенной форме им была обещана не только свобода веро-исповедания и церковная автономия, но и автономия административная (определенная территория,, избрание «воеводы» — правителя области)2. Спустя полтора векау в 1848 г., патриарх И. Раячич напоминал австрийскому правительству: «Когда сербский народ в 1690 г. был позван государем и королем Леопольдом освободить от^турок край, который ныне он населяет совместно с другими народами, его уверяли, что... он будет иметь свою власть, своего воеводу и сохранит свои учреждения... Сербский народ, изгнав турок, действительно некоторое время имел свои власти, своего деспота или воеводу... власти, которые вели общественные дела на родном языке..., но мало-помалу в этих краях, частью ставших Военной границей, а частью комитатами, насильно был навязан немецкий язык, а с ним и иноземная власть, в других же — латинский язык, а потом венгерский»3.
Но реально императорские акты 1691 и 1695 гг. обеспечили привилегированное положение сербской церковной иерархии: она получила право избрания митрополита, считавшегося не только духовным, но и светским главой народа, право распоряжаться крупными финансовыми средствами, владеть феодальными поместьями,, создавать церковные школы с обучением на ровном языке. Окончательно эти «привилегии» в форме церковно-школьной автономии (светская власть митро-политов была ликвидирована), были сформулированы в «Декларатории» 1779 г.4
В XVIII в. основные вопросы, связанные с этой автономией, обсуждались на «национально-церковных соборах», где были пред- ставлены церковные иерархи, гражданское население и сербское офицерство Военной границы. Заседания соборов, созывавшихся указом императора, проходили под полным контролем императорского комиссара (обычно австрийского генерала), решения их приобретали силу после утверждения императором5.
Уже в XVIII в. сербы добивались выделения им определенной области и учреждения должности воеводы, что Габсбургами осуществлено не было. Тем не менее, в сербском обществе в XIX в. за южными районами Венгерского королевства и примыкавшей к «им частью Военной границы (Банатская граница,и часть Славон-ской границы) закрепилось неофициальное наименование Воеводины (Бачка, часть Баната и Срема). Таким образом, хотя после падения сербского феодального государства в XV в. административная область в составе габсбургской монархии, которая символизировала бы какие-то элементы сербской государственности, создана не была, и сербььне считались «политической нацией» в специфическом феодальном смысле этого термина, все же в системе габсбургского государства они занимали несколько особое положение. Сами сербы, как мы видели из заявления Раячича, считали, что они обладают определенным «историческим правом», спиравшимся на манифесты и указы Габсбургов.
В связи с тем, что венгерское дворянство и его сословное представительство— государственное собрание стремились полностью подчинить своей власти сербское население Воеводины, а сербы желали сохранить и расширить данные императорами «привилегии», австрийский абсолютизм ХУШ в. имел возможность использовать сербско-венгерские противоречия в интересах своей центра-листской политики.
В период «просвещенного абсолютизма» Иосифа II, т. е. в, 80-х годах XVIII в., национально-политическая мысль сербов ориентировалась на воссоздание Габсбургами сербской государственности на Балканах в результате австро-турецких войн. Таких взглядов, в частности, придерживался Д. Обрадович. Сербы Провинциала добивались, чтобы им были предоставлены все права граждан Венгерского королевства, прежде всего в отношении приобретения собственности и занятия должностей в управлении; для церковной иерархии это равноправие означало получение мест в феодальном государственном собрании в Буде, чтобы на нем, как писал митро-лолит М. Путник императору Леопольду II, «не было бы предпринято без народа что-либо, касающееся народа»6. Поскольку дворянство Венгрии именно в это время переходило на национальные мадьярские позиции, православная церковь добивалась права представлять особые сербские национальные интересы, с тем чтобы сербские «привилегии» были внесены в феодальную конституцию королевства. Собрание было готово предоставить сербам права граждан, стремясь вместе с тем ослабить или устранить их особое положение в монархии. При этом руководитель венгерской придворной канцелярии граф Палфи подчеркивал, что по законам королевства «так называемый сербский народ как народ политиче- ский не существует», а в собрании сербы могут быть представлены путем обычной посылки депутатов «от комитатов и городов». Все же компромисс между венгерскими и сербскими феодальными кругами намечался. Сербские епископы получили приглашение на сессию собрания 1790 г. Но в условиях конфликта, разгоревшегося между императором и строптивым венгерским дворянством7, венский двор предписал сербской церкви представителей в Буду не посылать, а шзвать национально-церковный собор в Банате, в Те-мешваре (Тимишоара), придав ему политический характер. При этом с целью давления на Венгрию сербам было обещано создать в Банате (где после ухода турок еще не было введено комитатское управление) их особую административную область. И в дальнейшем в критические моменты истории сербского народа в Австрийской империи собор приобретал характер органа политического представительства.
Большинство Темешварского собора (август—ноябрь 1790 г.) — представители церкви, граничарского офицерства и часть мирян — ходатайствовало о выделении «обещанной в привилегиях территории... под управлением особого магистрата», назначении одного из эрцгерцогов правителем («деспотом») области, а для сербского населения вне этой области (т. е. в Венгрии) — о праве свободно исповедовать свою веру и, наконец, об учреждении Иллирской придворной канцеляции, которая бы ведала делами сербского народа и церкви8. Таким образом, большинство собора при поддержке императорского комиссара генерала И. Шмидфельда (а офицеры — прямо по его указанию) добивалось полного отделения проектируемой области от Венгерского королевства *. Но даже зная о роли в этом деле венского двора, нельзя не учитывать стремления сербских буржуазных кругов к территориально-политическому самоопределению. Собор просил императора также о том, чтобы в случае занятия австрийскими войсками новых территорий южнее Дуная они были бы отданы под сербское управление.
Меньшинство собора во главе с С. Текели, в будущем известным сербским меценатом, хотело, чтобы сербы были признаны полноправными гражданами Венгерского королевства, чтобы их церков-но-школьные права были подтверждены венгерским законом и чтобы тем самым было покончено с положением, при котором (как Текели позднее писал) права сербов основывались лишь на «царском самоволье». Группа Текели представляла часть сербов-землевладельцев, вскоре получивших все права венгерского дворянства. После компромисса Леопольда с венгерским государственным собранием австрийское правительство потеряло интерес к устремлениям сербов, и решения собора были сданы в архив. С началом правления императора Франца была ликвидирована созданная после Темешварского собора Иллирская канцелярия (1791—1792).
Венгерское государственное собрание, со своей стороны, предоставило сербам, которые до этого по венгерской феодальной конституции считались лишь терпимыми в стране переселенцами, права граждан (в том числе права приобретать землю, становиться чиновниками, свободно исповедовать православие и сохранить оставшиеся привилегии).
Хотя вся акция Темешварского собора не имела последствий, на нем проявилось стремление к национальному политическому кон-ституированию 9~10.
Когда «внутренний мир» в Австрийском государстве, необходимый Габсбургам и венгерским феодалам для борьбы с революционной Францией, а затем с Наполеоном, был восстановлен, эта ситуация, а позднее режим Меттерниха надолго отняли возможность у сербов открыто возобновить свои требования относительно террито* риально-политической автономии Воеводины.
Правда, период войн с Францией и связанной с этим внешнеполитической неустойчивости ознаменовался появлением идей и проектов восстановления сербской государственности. В начале 1800-х годов Текели об этом писал как венскому императору (предлагая «устроить сербское царство»), так и Наполеону Бонапарту. О развитии сербской национально-политической мысли в Австрии свидетельствует издание тем же Текели карты сербских земель и. Характерно, что часть тиража этой карты была отправлена в повстанческую Сербию. Кроме того, многие идеи, относящиеся к внутренней организации Сербского государства возникли среди сербской интеллигенции в габсбургской монархии. Немало образованных сербов перешло из Австрии в Сербию, где своей интеллигенции во время восстания 1804—1813 гг. почти не было, и приняло здесь весьма активное участие в создании'органов власти и культурных учреждений.
Доситей Обрадович стал первым попечителем (министром) просвещения в повстанческой Сербии (1808 г.), основал Великую школу в Белграде. Отдельные просвещенные деятели из числа австрийских сербов оказывали немалое влияние на разработку политической программы и основ государственного устройства повстанческой Сербии. Велика была роль в этом отношении Божидара Груй-овича, карловацкого митрополита Стефана Стратимировича, Ивана • Юговича и других. С. Стратимирович, поддерживавший связи с Карагеоргием и другими вождями Первого сербского восстания, в 1804 г. выдвигал идею создания на Балканах под покровительством России обширного сербского государства (возможно, вассального султану) во главе с князем — русским или немцем-протестантом (т. е. неавстрийцем))12. Проект Стратимировича был направлен против идей воссоздания великой греческой державы на Балканах.
Тогда же, в 1804 г., новисадский (бачкский) епископ И. Иовано-вич обратился к царю Александру I с проектом создания на Бал- канах большого царства во главе с братом царя Константином, -«чтобы сербы завсегда были одно тело с Россией» («наподобие Грузии»). Автором этой идеи был С. Югович-Маркович, стремившийся таким путем заинтересовать царское правительство судьбой южных славян. Тот же Иованович в 1805 г. в послании к населению Сербии, Боснии, Болгарии, Молдовы и Валахии в ожидании русско-турецкой войны призывал к восстанию против османского ига и созданию государства от Черного моря до Адриатики 13. Во время русско-турецкой войны 1806—1812 гг. И. Югович выдвигал проект создания обширного южнославянского государства на Балканах.
Вообще с 1804 г. все большее воздействие на политическую мысль сербов монархии стала оказывать геройская борьба сербского народа против османской власти, а затем — сам факт существования и хотя медленного, но неуклонного упрочения Сербского княжества.
Уже в 1807—1808 гг. во время сербских крестьянских и грани-чарских восстаний и волнений в Австрийской империи («Тицанов бунт» и др.) проявилось стремление присоединиться к повстанческой Сербии14. В массах распространились антифеодальные и национально-революционные настроения. В годы Первого сербского восстания вопреки запретам австрийских властей через Военную границу в Сербию направлялись добровольцы, посылалось вооружение, амуниция, продовольствие.
К середине XIX в., более чем за полстолетия, прошедшие после Темешварского собора, в структуре и культурном уровне сербского общества в Австрийской империи произошли значительные сдвиги. Авторитет церковной, в сущности своей феодальной, организации был сильно поколеблен, немалой силой стала торговая и землевладельческая буржуазия, выросла численность буржуазной интеллигенции; значительную часть населения, городов и торговых поселков составили полупролетарские слои (ремесленная беднота и подмастерья, сельскохозяйственные рабочие с наделом). Революционные настроения стали проникать даже в среду граничар, разорявшихся под гнетом режима и в условиях роста товарно-денежных отношений. Нарастало недовольство широких слоев сербского насе-% ления Воеводины феодальным строем, а также мадьяризаторской политикой венгерских властей. Все это сказалось в ходе революционных событий 1848—1849 гг.
Национально-политические стремления сербов, сформулированные представителями буржуазных кругов в Пеште в марте 1848 г., опирались на достижения первых дней венгерской революции и ограничивались требованиями: 1). Равноправие во всех государственных делах Венгрии, свобода вероисповедания и употребления сербского языка (наряду с признанием венгерского языка официальным, государственным); 2). Реформа национальных учреждений (т. е. церковно-школьного собора, системы управления национальными фондами, полностью находившейся в руках клира); 3). Реформа Военной границы «на основе свободы и национальности» (признание граничар, до этого считавшихся «ленниками» им-ператора, собственниками земельных участков, свобода занятий торговлей и промыслами, право создавать школы с родным, а не немецким языком обучения)15. Авторы программы утверждали, что не имеют никаких «сепаратистских идей», что объяснялось не тактическими соображениями, а было характерно для пештской сербской торговой буржуазии, органически связанной с Венгрией.
Народные массы Воеводины вначале были воодушевлены венгерской революцией, которая, как казалось, приступила к устранению всей ненавистной прежней системы социальных отношений. В южных комитатах королевства и на Военной границе вспыхнули народные волнения социального характера. В Панчево и Земуне (Военная Граница) выступления трудовых масс прошли под знаком требования присоединения к Венгрии. Крестьянство, особенно беднейшее, на первых порах мало занимали национальные проблемы; его интересы были сосредоточены на получении земли.
Однако сербская буржуазия Воеводины, поддерживая частично венгерские антифеодальные либеральные преобразования, стремилась дополнить их национальной программой и одновременно устранить «анархию», т. е. революционные выступления масс, направленные против феодальных землевладельцев (в том числе сербской церкви), городской землевладельческой и бюрократической верхушки и ростовщиков независимо от их национальной принадлежности.
Церковная иерархия во главе с митрополитом, военные и буржуазно-консервативные круги стремились направить общественное движение в русло лояльности Габсбургам. Однако в условиях подъема революции весной 1848 г. в сербском обществе значительным влиянием пользовались либералы, обуславливавшие свою готовность поддержать династию утверждением конституционного строя, основанного на широкой национальной автономии.
Депутация, отправившаяся в начале апреля из Нови Сада в По-жонь (сов. Братислава), где находилось венгерское государственное собрание, уже подчеркивала необходимость предоставления сербам административно-политической автономии и отказалась признать теорию «единого политического народа», господствовавшую в среде венгерских либералов, которые в марте 1848 г. пришли к власти. Сербские предложения, как и требования других народов Венгерского королевства, натолкнулись на решительное «нет» нового, конституционного правительства Баттяни—Кошута, и фактически уже с конца марта 1848 г. сербское национальное движение в Воеводине, возглавляемое либералами и национально настроенным студенчеством, держало курс на разрыв с венгерской властью и союз с Хорватией. Этот курс поддерживался эмиссарами, посланными из Сербского княжества в Воеводину. В марте 1848 г. в Белграде считали, что австрийская императорская власть парализована, габсбургская монархия находится накануне распада и поэтому в Воеводине необходимо явочным порядком установить власть национальную и готовить политическое объединение Сербии, Хорватии и Воеводины16..Императорский комендант крепости Петрова- радин сообщал тогда, что, с одной стороны, в Нови Саде «радикалы
по примеру Пешта совсем стали невозможными и с помощью пако
стных памфлетов... Петефи подстрекают против всех царей и коро
лей», а с другой, «греческо-православная (т. е. сербская.— Ред.)
община..., питающая большие симпатии к Сербии, открыто и без
стеснения высказывается за создание сербского королев
ства» 17..
В Нови Саде, центре сербского общественного движения, буржуазия и народные массы требовали созыва полномочного национального собрания (скупщины). Митрополит И. Раячич назначил его на 1(13) мая 1848 г. «Великая национальная скупщина» в Сремских Карловцах заявила: сербский народ, считая несправедливым, что «достоинство и чин главы сербского народа — воеводы» вопреки договору с австрийским двором отменены и что народу «необходим руководитель для политического управления», избра^ «сербским воеводой» граничарского полковника И. Шупликаца (находившегося в тот момент в составе австрийских войск в Италии). «Считая, что ни один народ не в состоянии в соответствии со своим достоинством и своей национальной самобытностью гармонично развиваться и создать свою культуру, не устранив всех препон своему прогрессу и усовершенствованию, определенных ему самой природой, и не освободившись от цепей, сковывающих его как нацию, обладающую своим языком, историей, прошлым и будущим», Майская скупщина объявила сербский народ «политически свободным и независимым народом под властью австрийского дома и венгерской короны»18.
Майская скупщина провозгласила Сербскую Воеводину в составе «Срема с Границей, Бачки, Барани с Бечейским дистриктом и Шейкашским батальоном, Баната с Границей и Кикиндским дистриктом». Сербский народ «в согласия с синодом и патриархом» был провозглашен «полным и неограниченным владельцем» национальных имуществ. Патриархом сербской церкви в Австрийской империи был избран Раячич. Началось формирование народного ополчения, с которым сотрудничали и граничарские войска.
Так во время революции была сделана попытка заложить основу сербской буржуазной государственности в Воеводине. Исполнительная власть была передана скупщиной Главному комитету (правительству) Воеводины. В его составе были созданы отделы военный, политический, судебный, финансово-экономический и просвещения/Председателем правительства был избран отставной офицер Дж. Стратимирович, сторонник либерального курса. Создавались местные комитеты — органы сербской национальной буржуазной власти. В их состав входили торговцы, священники, адвокаты, учителя. Делопроизводство было переведено на сербский язык. Издавались сербские либеральные газеты. Практическая деятельность сербских органов власти в основном сосредоточилась на создании вооруженных сил и подготовке к защите области от карательной экспедиции со стороны венгерского правительства, а начиная с июня 1848 г.— на ведении войны.
Главный комитет обратился к румынскому, немецкому и венгерскому населению области с призывом к сотрудничеству; было признано право всех народов употреблять в местных делах родной язык. Скупщина провозгласила поддержку национального развития банатских и трансильванских румын, одного из неполноправных народов монархии. Впрочем, это решение проводилось в жизнь плохо; особенное недовольство румын вызвал отказ сербской власти создать самостоятельную румынскую церковь.
Формально стремления сербов Воеводины не шли дальше преобразования Австрийской империи на основе автономии отдельных национальных областей. Лидеры движения писали, что «высокородный император Фердинанд удовлетворил австрийцев, чехов, венгров и, конечно, удовлетворит и верных ему сербов»19. Сербский комитет неоднократно подчеркивал верность принципам австрийского конституционного государства. Но фактически, не дожидаясь императорской санкции (двор не утверждал решений Майской скупщины, до поры до времени стремясь не рвать отношений с венгерским правительством) 20, сербская буржуазия, и прежде всего сам народ осуществили в Воеводине революционные меры, устранив старую императорскую (на Военной границе) и венгерскую власть. В Воеводине произошла национальная буржуазная революция. Все это дало основание Ф. Энгельсу утверждать, что сербы «ведут национальную борьбу»21.
Уже Майская скупщина пришла к решению, что поскольку «ни один раздробленный народ не может развиваться ни материально, ни духовно, ни политически пока он не соединится в единое государственное тело», необходимо создать «политический союз Сербской Воеводины с Триединым королевством Хорватии, Славонии и Далмации на основе полной свободы и равенства». Взаимоотношения сторон и конституцию государства, которое намечалось создать, надлежало определить специальному комитету. Довести это до конца не удалось. Если хорватская сторона выступила за присоединение Воеводины к Хорватии на основе равноправия граждан, школьного дела и религии (с единым сабором, баном и т. д.), то в среде сербов Воеводины мнения разделились, и часть отстаивала программу провозглашения Воеводины особой административно-политической единицей, а затем создания равноправного союза с Хорватией22. Во всяком случае тесный союз с Хорватией был необходимым сербам как ввиду непримиримой позиции Венгрии, так и в связи с тем, что в состав Триединого королевства входил Срем, от которого загребские власти не намеревались отказываться (часть Срема была населена хорватами-католиками).
Но более отдаленная тенденция сербов Воеводины заключалась в объединении с Сербским княжеством в случае распада габсбургской монархии. Таким образом, имелась в виду перспектива создания большого сербского государства. Решение об объединении с Хорватией и надежды на объединение с сербским княжеством соответствовали идеям создания обширного южнославянского государ- ства, имевшим хождение в 1848 г. * Стратимирович и его сторонники не доверяли австрийскому двору, мечтали о примирении с Венгрией, стремились укрепить связи с Сербией.
Сербский национальный характер движения в Воеводине еще усилился после прихода туда добровольческого отряда из Сербии. Однако вместе с этим правительство Сербского княжества получило значительную возможность влиять на развитие событий в Воеводине. Официально же политика Белграда по мере упрочения сил контрреволюции в Австрийской империи все более склонялась к -поддержке Габсбургов.
Венгерское конституционное правительство, принципиально не признававшее федеративного принципа устройства своего государства, попыталось разгромить сербское движение. Кровопролитный сербско-венгерский конфликт, как пожар охвативший Воеводину (июнь 1848 — весна 1849 г.), был использован габсбургской контрреволюцией. На ее стороне фактически оказались сербские вооруженные отряды. Трагизм ситуации состоял в том, что сотрудничая с императорскими силами в условиях австро-венгерской войны, возлагая надежды на помощь со стороны хорватского бана И. Ела-чича и его армии, сербы обрекали свою борьбу на неудачу. Успех мог быть достигнут только при поражении габсбургской контрреволюции и отказе венгерской революционной власти от политики подавления национальных движений в королевстве. Но последнее <5ыло невозможно ввиду классового помещичье-буржуазного характера новой венгерской власти.
По мере наступления императорской контрреволюции усиливались позиции консервативных кругов в Воеводине. Избранный воеводой Шупликац вскоре умер и пост воеводы остался незамещенным. В октябре 1848 г. от власти был отстранен Стратимирович. Все бразды правления сосредоточил в своих руках Раячич, который стал перетасовывать состав местных комитетов, назначая в них своих сторонников. Сербские органы власти стали терять прежний либерально-демократический характер. В соответствии с политикой реакционного австрийского правительства, направленной на создание широкого фронта против венгерской революции, новый император Франц Иосиф 15 декабря 1848 г. утвердил решения Майской скупщины о выборе воеводы и патриарха, якобы гарантируя тем самым «национальную внутреннюю организацию» сербов23.
Как сербские консерваторы, так и либералы хотели сохранить Воеводину, придав ей характер сербской автономной области, но австрийское правительство, приобретавшее все больший контроль над Воеводиной, весной 1849 г. в момент своих успехов в войне с Венгрией приступило к восстановлению на Военной границе прежней власти императорских генералов, к установлению военного режима и в гражданской части Воеводины. «Князь Виндишгрец (австрийский главнокомандующий.— Ред.) приказал патриарху Раячичу... распустить все национальные учреждения», 24. Эта поли-тика вызвала сопротивление сербского народа, грозившее вылиться в вооруженные столкновения теперь уже с австрийскими силами25. После победы контрреволюции указом от 18 ноября 1849 г. вне оккупированной и расчлененной Венгрии была создана провинция под названием «Сербская Воеводина и Темешский Банат», фактическая власть над которой принадлежала императорским генералам. Военная граница из ее состава была исключена. «Великим воеводой» провозгласил себя сам император. В качестве «благодарности за верность» на часть чиновничьих постов были назначены: сербы и сербский язык был временно допущен в администрации. Сербы составляли не более четверти населения этой провинции (ее границы были так определены правительством, чтобы ни один. народ не составил здесь большинства).
В условиях централизованной монархии эта Воеводина не имела и тени автономии, национальная деятельность здесь была подавлена. Все же существование Воеводины оставляло надежды на появление автономии в дальнейшем. Но когда после войны 1859 г. Габсбурги стали искать компромисса с мощным венгерским дворянством, одним из их первых шагов была ликвидация Воеводины указом от 27 декабря 1860 г. Территория области была вновь влита в состав Венгрии (Бачка, Банат) и Хорватии-Славонии (Срем).
Эта акция вызвала глубочайшее негодование в сербском обществе. Очередной маневр австрийских властей нанес новый сильный удар по авторитету сербской церковной иерархии, ориентировавшейся на благорасположение императора к «лояльным сербам». Недовольство австрийской политикой усугублялось тяжелый положением массы сербских мелких производителей (ремесленников) и торговцев, уже испытавших губительную конкуренцию австрийских фабрик и крупных фирм, а также крестьянства, разорявшегося в условиях полуфеодальной эксплуатации и налогового гнета. В 50—60-х годах антиавстрийские настроения охватили массу сербского народа в Воеводине.