В описанных ниже обычных ситуациях включены некоторые "шутки". Частично они используются, чтобы сделать ситуацию смешной, но часто повторяемые шутки выполняют очень полезную функцию. Ребенок знает, что будет сказано в следующий момент и поэтому то, что вы говорите, действительно имеет для него значение. И если вы делаете глупые вещи, это дает ему возможность поправить вас и почувствовать удовлетворение учителя. В действительности всякий раз, когда у вас есть возможность, позвольте ему взять лидерство и сыграть активную роль во всех ваших «разговорах».
Одевание
"Мы сейчас пойдем гулять. Какая там погода? (Идите и посмотрите в окно.) О, идет дождь! (Посмотрите немного разочарованно, если вам не нравится дождь.) Опять идет дождь!" (пауза для ответной реакции ребенка...)
Тебе нужно пальто. Где твое пальто?" (...) "Возьми свое пальто." Если он не реагирует, скажите: "Я возьму свое пальто. Вот оно! Это мое пальто". (...) "А где твое пальто?" (...) "Да, вот оно, это твое пальто". (Перепутайте пальто и начните одевать Ваше пальто на ребенка.)
"Вот твое пальто, и мы сейчас оденем рукава. Вот одна рука (вдеваем ее), а вот другая рука (вдеваем ее). Ну, вот одели. ОЙ! У тебя нет рук! Где твои руки? (...) (Ищете их, поднимая рукава.) У тебя нет рук! "
"Агде мое пальто? Это оно? Я одену свою руку. Я одеваю! - она не проходит (...)Оно слишком маленькое, правда?". "Ну, где же мое пальто? Ты взял его! Что ты делаешь с моим пальто? (...) Снимай его!"
Вариации на эту тему могут включать надевание вами его ботинок и ваши переживании по поводу ног, вставляемых в ботинки ребенка: "Я не могу вставить свою ногу в ботинок! Я толкаю ее, но она не входит!"
Разговор о рисунке ребенка
"Это твой рисунок? (...) Он очень красивый! Какой красивый рисунок! (Смотрите с восхищением, как будто вы думаете, что это так на самом деле.) Это ты нарисовал, правда? (...) (Если вы знаете, что именно он нарисовал, расскажите об этом; если нет, то скажите о красках рисунка и сравните их с чем-нибудь такого же цвет) Это синий, правда? Да это синий. (...) Посмотри, он такой же, как мои синие брюки. А у тебя есть что-нибудь синее? Да, твоя рубашка синяя, посмотри!" (...)"Ну, где мы повесим твой рисунок? (Смотрите вокруг в поисках места.) Повесим здесь? Или там? (...) Мы повесим его здесь. Мне не достать. (Подпрыгните, чтобы показать, что вы не можете достать.) Где стул? Я встану на стул. Мы повесим рисунок здесь! (Прижмите его к стене без всяких булавок или кнопок и поймайте его, как будто он начинает падать.) Ой! Он не держится. Стой! (приказ рисунку) (...) Ты скажи ему. Стой! (...) (Повторите это несколько раз, если ребенок не включается в ситуацию, возьмите что-нибудь, чтобы прикрепить рисунок).
Так хорошо? (...) Ой, вверх ногами? Мы перевернем его. Какой красивый рисунок. Давай пойдем и позовем папу, пусть он придет и посмотрит. Скажи ему, чтобы пришел. Скажи: "Папа, идем!"
Пение
Пение с малышом помогает решению многих проблем, связанных с формированием контакта "глаза в глаза", освоением правила соблюдения очередности при общении и с развитием собственных вокализаций у ребенка. Идея пения с ребенком, который еще не говорит, может показаться удивительной, но в действительности пение во многих случаях легче для маленьких глухих детей, чем говорение. Это объясняется тем, что некоторые "правила", которые необходимо соблюдать при "разговоре" отсутствуют при пении. Контакт "глаза в глаза", например, является более устойчивым при пении, так как ребенку не нужно смотреть куда-то еще, чтобы получить информацию для понимания происходящего. Произнесение звуков также происходит легко во время пения из-за отсутствия необходимости соблюдать очередь при произнесении.
Несколько общих советов:
Пойте и не волнуйтесь! Наслаждайтесь сами и не беспокойтесь, если вы искажаете мотив. Это не имеет значения. Важно петь с достаточной громкостью (не слишком громко и не слишком тихо), с подходящей скоростью (не очень медленно) и ритмично. И не важно поете ли вы без музыкального сопровождения или под аккомпанемент любого инструмента, на котором вы можете играть.
Сидите достаточно близко к ребенку, чтобы вас было хорошо слышно и видно.
Не старайтесь заставить очень маленького ребенка следить за вами. (Он, вероятно, будет наблюдать за вами, если это достаточно интересно, и вероятнее всего, если вы сами получается удовольствие, так как наслаждение очень заразительно.) С другой стороны, ребенок, который не смотрит на вас, может, очень возможно, слышать вас, в особенности, если он проявляет признаки вовлеченности в то, что происходит, например, произносит звуки или делает попытки петь.
Не беспокойтесь, если он сначала не присоединяется к вам. Иногда это происходит быстро, но это может занять и длительное время. Главное состоит в том, что пение для ребенка должно быть удовольствием, и если кто-то пристает к нему, это занятие не станет для него приятным. Дети также больше издают звуки (лепечут, напевают) в условиях наименьшего контроля. Ребенок охотнее присоединится к вам, станет "запевалой", предложит песню и т.д., если на, него не "давить".
Вот две песни с советами, как их использовать.
Песня «Ожидание поезда»
Для этой песни, мы пытаемся сначала подготовить достаточно большой "поезд" Для езды в нем. Один из способов - соединить вместе картонные коробки или можно использовать ряд стульев. Мы начинаем с того, что создаем впечатление, что "поезд" достаточно далеко, и мы ожидаем его. Вы могли бы сказать что-нибудь, подобное этому:
Ну, где этот поезд? Вон он! Он едет?..
Нет, он НЕ едет! А ты скажи это: "Приезжай поезд! Приезжай!"
Нет, он еще не идет. Непослушный поезд! Мы ждем его, а его нет.
Мы ждем этот поезд!
(И поем.)
Мы едем, едем, едем в далекие края,
Веселые соседи, хорошие друзья,
Тра-та-та, тра-та-та,
Мы везем с собой кота, чижика, собаку,
Кошку-забияку,
Обезьяну, попугая,
Вот компания какая, вот компания какая!
После первого куплета вы подходите к поезду, и пассажиры садятся. Преимущество в использовании коробок или стульев по сравнению с движением ребенка по кругу, когда он изображает паровоз, в том, что вероятность того, что ребенок присоединится к вам и запоет выше, если он неподвижен, а не передвигается по комнате.
Когда песня известна, игрушечный поезд или даже его картинка или фотография будут напоминать песню. И также поместите их подальше во время исполнения первого куплета и приблизьте их при исполнении второго.
Песня «Где Коля?»
Эту песню хорошо исполнять с небольшой группой детей или взрослых и ребенка. Нужно двое взрослых: один должен играть пассивную роль, а второй -поощряет остальных сообщать ложную информацию. Обычно один взрослый "уходит спать", а ребенок в это время прячется где-нибудь недалеко. Затем остальные участники компании начинают будить взрослого, и здесь возникает много предположений о том, где ребенок.
Затем исполняется первая часть песни, зовут спрягавшегося ребенка, его ищут и он появляется, взрослый выражает удивление и восторг, и исполняется оставшаяся часть песни.
При этом поют песню с хорошо выраженным ритмом (на мелодию из фильма "Золушка" - "Встаньте дети, встаньте в круг....") со словами:
"Где же Коля (имя ребенка)?"
Где же ты, где же ты, где же ты,
Мы найдем тебя сейчас
Быстро выходи!
Ты не спрячешься от нас
Не и кустах, не в шкафу.
Выходи скорей сейчас,
Возьмем тебя в игру!"