Филипп А. Буари
Паблик Рилейшнз
Или
стратегия доверия
Учебное издание
Руководитель издат. проекта
канд. социол. наук. В.А.Лисов
Координатор проекта А.В.Полунин
Редактор Л.Г.Соловьева
Компьютерная верстка Г.А.Волковой
Художественное оформление дизайн-бюро «Пионер»
Подписано в печать 29.01.2001.
Формат 60*90/16. Печать офсетная.
Тираж 5000 экз.
Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»
107005, г. Москва, ул. Бауманская, д.43/1, офис 627
Издательский дом «ИНФРА-М»
127214, г. Москва, Дмитровское шоссе.,107
Оглавление
ГЛАВА 1. Происхождение РR.
ГЛАВА 2. Социологическая теория, основанная на переменной под названием «(взаимо) отношения».
Глава 3. Паблик Рилейшнз: ни реклама, ни пропаганда.
ГЛАВА 4. Стратегия доверия
ГЛАВА 5. Базовое понятие: «человек общественный».
ГЛАВА 6. Партнер
ГЛАВА 7. Создатель мнений. Методология коммуникации
ГЛАВА 8. Программа компании
ГЛАВА 9. Аудитории
ГЛАВА 10. Взаимоотношения с прессой: стремление внести ясность
ГЛАВА 11. Лобби или «группа давления»?
ГЛАВА 12. Коммуникация президента компании.
ГЛАВА 13. Специалист по PR или Человек-оркестр
ГЛАВА 14. Будущее паблик рилейшнз
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Филипп Буари представляет и отстаивает точку зрения на паблик рилейшнз с позиции «чистоты коммуникационных жанров», доказывая необходимость «кристаллизации» профессий. И в этом, безусловно, ценность его «Стратегии доверия»: она позволяет оценить эволюцию теории и практики паблик рилейшнз и интеллектуальное мужество тех, кто отстаивал самостоятельность паблик рилейшнз и четкость их профессиональных норм. Сегодня, когда мы больше говорим об интегрированных коммуникационных технологиях и целостности политики марки, позиция Буари может показаться не соответствующей тенденциям развития паблик рилейшнз. Но, несмотря на это, именно «классический» взгляд Буари позволяет оценить и осмыслить их эволюцию.
Филипп Буари в своей «Стратегии доверия» талантливо развивает латинскую концепцию паблик рилейшнз, в основе которой — подход к человеку, прежде всего как к существу общественному, с чем и связан учет его интересов и приоритетов в этом качестве.
Современно звучат рассуждения Филиппа Буари о роли паблик рилейшнз в системе менеджмента и о программе компании. Именно они позволяют логично рассматривать паблик рилейшнз в общей системе консалтинга и делать прогнозы об их эволюции.
Характеризуя паблик рилейшнз как «стратегию доверия», Филипп Буари отдает ролевую функцию процессу диалога и взаимопонимания, без которых паблик рилейшнз рискуют превратиться в одну из форм пропаганды.
Возможно, многим специалистам в России уже достаточно хорошо известно имя Филиппа Буари, а кто-то знаком с ним и лично. Дело в том, что в течение ряда лет Филипп Буари и возглавляемый им институт сотрудничают с российскими профессионалами в области паблик рилёйшнз и Московским государственным университетом, куда Филипп Буари неоднократно приезжал для чтения лекций. Интервью с ним можно встретить на страницах российской печати. Руководители и менеджеры ряда ведущих российских агентств, а также РR-отделов министерств участвовали в программах делового сотрудничества в Париже, проводимых Высшим Институтом паблик рилейшнз.
Оставаться на «волне времени» Филиппу Буари позволяет не только его уникальный профессиональный опыт, но и интерес ко всему новому, в том числе и к России в ее новой постсоветской роли, интерес к новым людям и постоянное желание «вести диалог», чему послужит и эта его работа.
Эта книга выходит в серии «Современные консалтинговые технологии», издаваемой Консалтинговой группой «ИМИДЖ-Контакт». Серия включает переводы известных зарубежных авторов и работы отечественных специалистов в области паблик рилейшнз и политического консультирования.
А. П. Ситников
доктор психологических наук, профессор,
президент Консалтинговой группы ИМИДЖ-Контакт
Т. Ю. Лебедева
доктор филологических наук,
доцент факультета журналистики МГУ
ВВЕДЕНИЕ
Единственной целью настоящего исследования является уточнение сути и содержания дисциплины «паблик рилейшнз» как в этическом, так и в деонтологическом аспекте. Появившаяся во Франции после второй мировой войны, она никогда не была до конца понята и — что особенно важно — никогда не применялась должным образом.
Серьезное и стойкое недопонимание ее сути весьма часто превращало дисциплину «паблик рилейшнз» в своего рода дополнение к рекламным акциям, и достаточно ознакомиться с местом паблик рилейшнз в организационной структуре некоторых компаний, чтобы сразу оценить всю ошибочность понимания роли этого явления.
Истина заключается в том, что паблик рилейшнз — это функция управления, менеджмента компании, ровно в той же степени, что и такие традиционные основные направления менеджмента, как техническое, финансовое или коммерческое управление.
В действительности РR— это поведенческая мораль группы, стратегия и технология коммуникации, подлинное приложение гуманитарных наук, имеющее целью установление и поддержание доверительных отношений, основанных на знании друг друга и взаимопонимании.
РR относятся к персоналу компании (внутренние взаимоотношения) и к ее различным аудиториям (внешние взаимоотношения) и представляют собой метод приведения интересов компании и ожиданий ее окружения в соответствие друг другу.
В 1978 г. на заседании Асcоциации специалистов в области РR Роберт А. Бойд, президент компаний «Гидро Квебек» и «Бэ джеймс» заявил: «Необходимо, чтобы руководители и менеджеры относились к коммуникации столь же серьезно, как к выходу на рынок или управлению финансами, т. е. подходили к этой области деятельности с научных позиций и профессионально, избегая любых проявлений дилетантизма.
Когда говорят о коммуникации, говорят о диалоге. Но не только. Особенно важно, чтобы информация, поступающая от аудитории, имела для компании такое же большое значение, как информация, распространяемая самой компанией. Потому что аудитория постоянно — явным или неявным способом — передает сообщения, которые необходимо улавливать, чтобы эффективно учитывать их, предпринимая действия в области коммуникации, и чтобы исходить из них, принимая наши решения.
Выступая перед вами, я также хотел бы особо выделить то, что, как мне кажется, становится все более важной характеристикой коммуникации компании, а именно то, что она является инструментом управления и входит в число целей компании наряду с техническим совершенствованием и жестким финансовым контролем.
Коммуникация — это важнейший элемент процесса, который выражается в каждодневно принимаемых решениях и превращает компанию в хорошо или плохо управляемую структуру. Возможно, последствия исключения коммуникации из процесса управления становятся заметными не так быстро, как последствия технического отставания или неадекватного финансового управления. Однако через некоторое время они столь же неизбежно парализуют компанию. Неправильная коммуникационная политика способна снизить эффективность любого хорошего решения».
Таково весьма показательное кредо руководителя одной из крупнейших канадских компаний. При этом, естественно, важно сохранить за словом «коммуникация» его подлинный смысл, а не использовать его, как это было принято одно время во Франции, в качестве синонима рекламы.
Предлагаемая вниманию читателей книга основана, главным образом, на европейской теории паблик рилейшнз — в том виде, в каком она разработана Люсьеном Матра. Именно Матра, как только эта профессия появилась во Франции, сумел адаптировать американскую модель паблик рилейшнз к специфике нашего континента.
Изложенная в международном кодексе профессиональной этики РR, известном как Афинский кодекс, теория Люсьена Матра была принята профессионалами всего мира, включая американских, которые по достоинству оценили то гуманистическое звучание, которое придали параметрам этой профессии его работы.
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия
Поэтому можно утверждать, что данное исследование появилось исключительно благодаря Люсьену Матра, который также любезно разрешил мне использовать обширные цитаты из своих трудов.
Вот почему, уже начиная с введения, я хочу полностью само устраниться, стремясь в этой работе только изложить данную теорию, которая, по моему глубокому убеждению, выражает основополагающие идеи, жизненно важные для управления компаниями.
Пусть же этот скромный труд рассматривается как дань уважения идеям Люсьена Матра, его ясному видению проблем любых групп и решениям, которые он сумел предложить, столь удачно определив паблик рилейшнз как «стратегию доверия», не совпадающую ни с рекламой, т. е. «стратегией желания», ни с пропагандой, т. е. «стратегией навязывания стереотипных реакций».
Ф. А. Буари.
Цель нижеследующих страниц скорее заключается в рассмотрении европейской теории паблик рилейшнз, чем в создании практического учебника или очередного научного исследования, поскольку уже существуют прекрасные учебники и исследования. Исходя из этого, нам показалось, что логично будет начать с начала, т. е. кратко напомнить, как возникли паблик рилейшнз.
Этот сжатый обзор позволяет нам сразу обратиться к ситуации, сложившейся в Соединенных Штатах примерно к 1850 г. Не упомянуть об этом периоде нельзя, поскольку очень быстрая эволюция функций РR, которые первоначально были совсем иными, является весьма показательной. Весь ход развития паблик рилейшнз показывает, в частности, сколь тесно с момента их зарождения они были связаны с индустриальным миром и — в особенности — как гибко они адаптировались к потребностям этого мира.
Паблик рилейшнз возникли не под влиянием моды или увлечения, а стали ответом на социальную и экономическую потребность, на запросы нового мира, который формировался со всевозрастающим ускорением и — вследствие этого — постоянно порождал новые ситуации, всякий раз представлявшие собой не что неизведанное, но, тем не менее, требовавшие обязательного решения. В этом и заключалась роль паблик рилейшнз в Соединенных Штатах.
Для начала следует заметить, что, начиная с эпохи Независимости, политическая традиция всегда связывала политическую «пропаганду» с жизнью американского гражданского общества. Впрочем, даже сама независимость была тщательно организована такими пропагандистами, как Сэмуэл Адамс, которые «спланировали» получение народной поддержки, используя для этого лозунги, зрелищные акции, манипулирование символами по примеру французских революционеров, которые в то же самое время и с такой же тщательностью готовили падение вековой монархии (девиз — «свобода или смерть!», символ — посадка деревьев свободы, зрелищная акция — составление наказа третьего сословия депутатам Генеральных штатов).
Адъютант Джорджа Вашингтона Александр Гамильтон — удачный пример одного из тех, кто посредством настоящих кампаний в прессе сумел навязать общественному мнению федеральную конституцию, вопреки сопротивлению многочисленных приверженцев автономии отдельных штатов.
Бывший журналист Эймос Кендалл, работавший на президента Эндрю Джэксона, или Бекли, помогавший Томасу Джефферсону, были предтечами организаторов современных грандиозных партийных съездов, творя типично американскую традицию кампаний по подготовке общественного мнения, которые всегда и неизбежно сопутствуют любым выборам. Сам Айни Ли, которого считают отцом американских паблик рилейшнз, во время одной из президентских избирательных кампаний работал на пресс-бюро национального комитета демократической партии. Впечатляющее развитие прессы в Соединенных Штатах (в 1830 г. в США насчитывалось больше газет, чем в любой другой стране мира), безусловно, определенным образом связано с появлением так называемых пресс-агентов, которые наводняли газеты заявлениями, карикатурами, фотографиями и сразу же взяли на вооружение радио и телевидение.
Эффективность пресс-агентов работающих в интересах политических деятелей, вскоре привлекла внимание представителей других областей деятельности. Индустрия зрелищ использовала пресс-агентов (возможно, по аналогии?) начиная с 1850 г., а знаменитый Барнум, живое воплощение шумной славы, прибегал к услугам Ричарда Ф. «Тоди» Гамильтона. Вскоре любое предприятие, к которому нужно было привлечь внимание американской публики, стало обзаводиться собственным пресс-агентом, причем в первых рядах шли издатели, использовавшие этих специалистов для вывода на рынок своих новых изданий.
Большинство пресс-агентов составляли бывшие журналисты, для которых эта деятельность, называвшаяся «паблисити» (не путать с рекламой!), была новой, более высокой, ступенью карьерной лестницы. Они начинали зарабатывать больше, открывали свои бюро в больших городах, общались с влиятельными людьми... Щепетильность и соображения морали нисколько не мешали им в работе, их главным оружием были приглашения на приемы, взятки, обеды в дорогих ресторанах. Справедливости ради признаем, что они не пользовались особым уважением общественного мнения. Карикатуристы охотно изображали их в клетчатых костюмах, с унизанными перстнями пальцами и — показательный символ! — с торчащим из кармана конвертом, на котором нарисован знак доллара.
Следует отметить, что тогда в Соединенных Штатах был в разгаре «золотой век» бизнеса. Бурно развивалась промышленность, укреплялись монополии, а государственная власть не вмешивалась в их деятельность. Американский миф успеха и денег доминировал в обществе, где богатые были очень богаты, а бедные очень бедны.
Рабочий класс, как и в Европе, эксплуатировался, оплата его работы была явно заниженной, а отдельные робкие движения протеста жестко подавлялись командами штрейкбрехеров, частными охранными службами, а иногда и муниципальной полицией. Американская литература («Гроздья гнева») и кинематограф изобилуют картинами угнетения рабочего класса и угроз мелким фермерам. Символический образ эпохи — борьба между фермерами и укладчиками железнодорожных рельсов — послужил темой сотен вестернов серии В.
«Золотой век» близился к завершению, когда деловой мир потрясли два кризиса — 1873 и 1884 гг. Организованные тогда безработными в крупных городах «голодные марши» свидетельствовали о драматическом положении трудящихся.
Паблик рилейшнз, или стратегия доверия