Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


K 4. Ћокк




»деи зарождающегос€ либерализма нашли свое последователь≠ное обоснование и защиту в философско-правовом учении ƒжона Ћокка (1632Ч1704).

¬ учении Ћокка идеи естественного права и договорного про≠исхождени€ государства интерпретируютс€ в духе утверждени€ неотчуждаемых прав и свобод личности, разделени€ властей и пра≠вовой организации государственной власти, господства права в об≠щественной и политической жизни.

¬ естественном (догосударственном) состо€нии, согласно Ћок-ку, господствует естественный закон, закон природы. Ёто состо€≠ние в его трактовке существенно отличаетс€ от гоббсовской карти≠ны войны всех против всех. «акон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, "требует мира и безопасности дл€ всего человечества"1. » человек в соответствии с требовани€ми разума также и в естественном состо€нии, преследу€ свои интере≠сы и отстаива€ свое Ч свою жизнь, свободу и собственность, Ч стремитс€ не навредить другому.

¬ духе традиционного естественноправового требовани€ "воз≠давать каждому свое, его собственное, ему принадлежащее" Ћокк обозначает совокупность основных прав человека как право собст≠венности (т. е. право на свое, собственное). “ак, он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать "свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество"2.

1 Ћокк ƒ. »збранные философские произведени€. ћ., I960. “. 2. —. 8.

2 “ам же. —. 50.

≈стественное состо€ние, по Ћокку, отмечено "полной свободой в отношении действий и распор€жени€ своим имуществом и лич≠ностью" и таким "равенством, при котором вс€ка€ власть и вс€кое право €вл€ютс€ взаимными, никто не имеет больше другого"1.

«ащита закона природы и проведение его требований в жизнь в естественном состо€нии обеспечиваетс€ властью каждого челове≠ка наказывать нарушителей этого закона и охран€ть невинных. ќднако, отмечает Ћокк, этих неорганизованных индивидуальных средств и форм защиты недостаточно дл€ обеспечени€ спокойной и безопасной жизни, надежно гарантированной неприкосновенности собственности и т. д.

–азумное преодоление недостатков естественного состо€ни€ и ведет, по Ћокку, к общественному договору об учреждении поли≠тической власти и государства, причем "великой и главной целью объединени€ людей в государство и передачи себ€ под власть пра≠вительства"2 €вл€етс€ обеспечение за каждым человеком его есте≠ственных прав на собственность Ч жизнь, свободу и имущество. —амозащита каждым человеком своих естественных прав и требо≠ваний закона природы при переходе от естественного состо€ни€ к государству замен€етс€ публичной защитой прав и свобод лично≠сти политической властью.

ќднако по договору об учреждении государства люди не отка≠зываютс€ от своих основных естественных прав, да и сам закон природы (как закон разума) продолжает действовать и в государ≠ственном состо€нии, определ€€ тем самым цели, характер и преде≠лы полномочий и де€тельности политической власти.

„тобы политическа€ власть соответствовала своему договор≠ному назначению и не превратилась в абсолютную и деспотиче≠скую силу, сосредоточенную в руках одного лица или органа, необ≠ходимо соответствующее разделение властей (на законодательную, исполнительную и федеративную). ѕричем законодательна€ власть, обладающа€ исключительным правом издавать об€зательные дл€ всех законы, €вл€етс€, по Ћокку, верховной, а остальные власти подчинены ей. ќсобенно настойчиво он подчеркивает недопусти≠мость и опасность сосредоточени€ в одном органе законодательной и исполнительной (куда включаетс€ и судебна€) властей.

—ущественным моментом локковской договорной концепции государства €вл€етс€ "доктрина законности сопротивлени€ вс€ким незаконным про€влени€м власти"3. «аконность подобного сопротив≠лени€, включа€ право народа на восстание против деспотической власти, коренитс€ в суверенных правомочи€х народа Ч учреди≠тел€ государства. » после заключени€ договора народ остаетс€ судь-

| “ам же. —. 7. 3 “ам же. —. 72. “ам же. —. 116.

–аздел V. »стори€ философии права и современность

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

ей, решающим, правильно ли учрежденные и уполномоченные им власти выполн€ют возложенные на них договорные об€зательства или стали нарушать договор.

ќбщественный договор, по Ћокку, заключаетс€ не раз навсе≠гда, без права последующего народного контрол€ за его соблюде≠нием со стороны властей, права корректировани€ условий этого договора и даже полного разрыва его в случае вырождени€ поли≠тической власти в абсолютизм и деспотизм. ƒоговорные отношени€ людей с государством Ч посто€нно обновл€ющийс€ процесс, про≠текающий на основе отстаиваемого Ћокком принципа согласи€, который он противопоставл€ет феодальным представлени€м о при≠рожденном подданстве Ч безусловной и не завис€щей от самого человека его как бы природной св€занности с данной властью.

Ћокк подчеркивает, что человек не рождаетс€ подданным того или иного правительства и страны. Ћишь став совершеннолетним, он как свободный человек выбирает, под властью какого прави≠тельства он хочет находитьс€ и членом какого государства он хочет стать. "“олько согласие свободных людей, родившихс€ под властью какого-либо правительства, Ч замечает Ћокк, Ч делает их члена≠ми этого государства, и это согласие даетс€ порознь поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолети€, а не одновре≠менно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и счи≠тают, что этого вообще не происходит или что это не об€зательно, и заключают, что они по природе €вл€ютс€ подданными точно так же, как они €вл€ютс€ людьми"1.

¬ учении Ћокка, таким образом, речь идет не только о дого≠ворном происхождении государства, но и о договорно обусловлен≠ном характере его сущности и де€тельности, а также о договорной форме установлени€ гражданства применительно к каждому от≠дельному человеку. “ака€ концепци€ договорных отношений меж≠ду народом в целом и индивидами, с одной стороны, и государством в целом и отдельными государственными власт€ми, с другой, пред≠полагает взаимные права и об€занности договаривающихс€ сто≠рон, а не одностороннее абсолютное право государства и бесправие подданных, как это имеет место в гоббсовской интерпретации дого≠ворной теории учреждени€ государства.

‘илософско-правовое учение Ћокка пронизано идеей неотчу≠ждаемости и неотмен€емости основных естественных прав и сво≠бод человека в гражданском состо€нии. јбсолютную монархию и любую иную разновидность абсолютной власти, которые неизбеж≠но предполагают изначальное бесправие подданных и октроиро≠ванный характер предоставл€емых им по усмотрению самих вла≠стей ограниченных прав, Ћокк вообще не считает формой граждан≠ского правлени€ и государственного устройства. ѕо его оценке, аб-

солютна€, деспотическа€ власть, ввергающа€ людей в рабство, хуже естественного состо€ни€ с его, пускай и недостаточно гарантиро≠ванными, но в принципе равными правами и свободами всех.

ѕроблема свободы отдельного человека и подданных в целом занимает ключевое место во всем учении Ћокка. ѕричем Ћокк не просто декларирует желательность такой свободы, но и стремитс€ теоретически обосновать ее необходимость и конструктивно кон≠кретизировать пути и формы ее обеспечени€ в своих концепци€х неотчуждаемых естественных прав, общественного договора об уч≠реждении государства, индивидуального согласи€ на членство в данном государстве, цел€х и пределах государственных полномо≠чий, разделени€ властей, правомерности сопротивлени€ незакон≠ным действи€м властей и т. д.

‘илософско-правовое обоснование Ћокком всего этого комплек≠са идей и представлений опираетс€ на развиваемую им юридиче≠скую концепцию правопонимани€. Ѕольшое достоинство учени€ Ћокка состоит в у€снении необходимой внутренней св€зи между свободой и правом, свободой и законом (естественным и граждан≠ским). ќтверга€ понимание свободы как произвольного усмотрени€ и несв€занности никаким законом, Ћокк св€зывает свободу с зако≠ном (природы и государства) и рамками законности, надел€€ тем самым пон€ти€ закона и законности необходимой юридико-содер-жательной характеристикой.

Ћокк отвергает представлени€ о свободе и законе как проти≠воположных, несовместимых и взаимоисключающих €влени€х, обос≠нованию чего много усилий посв€тил √оббс.  ритику€ подобные представлени€, Ћокк замечает: "Ќесмотр€ на всевозможные лже≠толковани€, целью закона €вл€етс€ не уничтожение и не ограниче≠ние, а сохранение и расширение свободы. ¬едь во всех состо€ни€х живых существ, способных иметь законы, там, где нет законов, там нет и свободы"1.

«акон как выражение свободы как раз и демонстрирует пра≠вовую природу и правовой характер закона в локковской его трак≠товке.

—вои представлени€ о свободе и законе в государственном со≠сто€нии Ћокк формулирует следующим образом: "—вобода людей, наход€щихс€ под властью правительства, заключаетс€ в том, что≠бы иметь посто€нное правило дл€ жизни, общее дл€ каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это Ч свобода следовать моему собственному желанию во всех случа€х, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непосто€нной, неопределенной, неизвестной самовластной воли дру≠гого человека"2.

1 “ам же. —. 68.

-*Х ј Х,81J

' “ам же. —. 34. “ам же. —. 16.

–аздел V. »стори€ философии права и современность

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

√арантированность свободы в государственном состо€нии, по Ћокку, обеспечиваетс€ наличием определенного и общего дл€ всех гражданского закона, компетентного и беспристрастного правосу≠ди€ и, наконец, властной публичной силы, способной претвор€ть в жизнь справедливые судебные решени€.

«аконы, издаваемые в государстве верховной (законодатель≠ной) властью, должны, согласно учению Ћокка, соответствовать ве≠лени€м естественного закона (закона природы), предусмотренным им прирожденным и неотчуждаемым правам и свободам человека. “акое соответствие гражданского закона закону природному, учет в первом требований второго, выступает в качестве критери€ вер≠ности и справедливости устанавливаемого в государстве закона.

ќтсюда вытекают р€д требований к самому законодателю, ко≠торые очерчивают границы его компетенции. "«акон природы, Ч подчеркивает Ћокк, Ч выступает дл€ всех людей, дл€ законодате≠лей в такой же степени, как и дл€ других. “е законы, которые они создают дл€ направлени€ действий других людей, должны, так же как и их собственные действи€ и действи€ других людей, соответ≠ствовать закону природы, т. е. божьей воле, про€влением которой он €вл€етс€"1.

ќбщеоб€зательность гражданского закона, в том числе и дл€ всех государственных властей, проистекает из того, что закон, со≠гласно Ћокку, выражает "волю общества"2. ƒолжностные лица (вплоть до корол€), действу€ в качестве официальных представи≠телей общества, обладают лишь той волей и властью, котора€ пред≠ставлена в законе.  огда же де€тельность корол€ определ€етс€ его личной волей, она перестает быть представительством обществен≠ной воли, превращаетс€ в действи€ частного лица и тер€ет свой об€зательный характер, поскольку "члены общества об€заны по≠виноватьс€ только воле общества"3.

Ќи дл€ одного человека, подчеркивает Ћокк, не может быть сделано исключение из законов данного общества. ѕри этом он вер≠но отмечает, что подобное исключение поставило бы то или иное частное лицо, а тем более носител€ государственной власти в есте≠ственное состо€ние, в состо€ние войны против народа, тогда как все остальные продолжают руководствоватьс€ правилами граждан≠ского состо€ни€. Ёти рассуждени€ Ћокка направлены против уче≠ни€ √оббса, по которому государственна€ власть носит надзакон-ный характер и по существу обладает по отношению к подданным естественными правами ("правом войны").

«аконодательна€ власть €вл€етс€ верховной среди других го≠сударственных властей, по отношению же к обществу в целом она

1 “ам же. —. 78.

2 “ам же. —. 87.

3 “ам же.

"представл€ет собой лишь доверенную власть, котора€ должна дей≠ствовать ради определенной цели"1.  огда же законодательна€ власть действует вопреки оказанному ей доверию, народ вправе использо≠вать остающуюс€ у него "верховную власть отстран€ть или изме≠н€ть состав законодательного органа"2. «десь, как и в праве народа на восстание, отчетливо про€вл€етс€ отстаиваема€ Ћокком иде€ неотчуждаемости народного суверенитета, получивша€ у –уссо свою дальнейшую разработку и развитие.

¬о всех формах правлени€, подчеркивает Ћокк, полномочи€, данные обществом, а также закон бога и природы установили дл€ законодательной власти определенные пределы. “ак, в силу неот≠чуждаемости естественных прав человека законодатель не может лишать человека без его согласи€ его собственности. ѕо смыслу общественного договора, предусматривающего, в частности, такую гарантию против деспотизма, как разделение властей, законода≠тельна€ власть "не может передавать право издавать законы в чьи-либо другие руки", "не может брать на себ€ право повелевать по≠средством произвольных деспотических указов, наоборот, она об€≠зана отправл€ть правосудие и определ€ть права подданного по≠средством провозглашенных посто€нных законов и известных, упол≠номоченных на то судей"3.

"ѕосто€нные законы", о которых говорит Ћокк, играют роль исходного и основного (по существу Ч конституционного) правово≠го источника дл€ текущего законодательства. » об€занность зако≠нодател€ руководствоватьс€ в своей де€тельности положени€ми этих "посто€нных законов" €вл€етс€ существенной юридической гаран≠тией обосновываемой Ћокком законности вообще, законности в за≠конодательной де€тельности в особенности.

¬ целом Ћокк, в отличие от сторонников ограниченной законно≠сти, законности лишь против подданных (√оббс и его приверженцы), последовательно развивает и защищает концепцию всеобщей и пол≠ной законности, требовани€ которой распростран€ютс€ без исклю≠чени€ на всех Ч как на подданных, так и на государственные власти.

–езюмиру€ смысл подхода Ћокка к проблеме соотношени€ права и закона, можно сказать, что в его учении формально-право≠вые характеристики гражданского закона (т. е. позитивного права) опираютс€ на его содержательно-правовые характеристики и €в≠л€ютс€ их конкретизацией. ќсновной (идеальный) замысел Ћокка состоит в достижении того, чтобы гражданский закон воплотил в себе требовани€ естественного закона, придав им необходимую оп≠ределенность и обеспечив их публично-властной защитой. Ћокк, следовательно, стремитс€ обеспечить действие закона природы и

' “ам же. —. 85. “ам же. —. 86. “ам же. —. 81Ч82.

–аздел V. »стори€ философии права и современность

неотчуждаемых прав и свобод человека опосредованно Ч именно через гражданские законы. ¬ случае такого соответстви€ естест≠венного и гражданского законов мы имеем дело с искомой (идеаль≠ной) конструкцией правового закона.

“ам же, где нет такого соответстви€ гражданского закона за≠кону естественному, непрекращающеес€ никогда действие послед≠него также и в гражданском состо€нии носит уже непосредствен≠ный характер, определ€€ деспотичность (несправедливость, непра≠вомерность и незаконность) произвольных (противоречащих есте≠ственному закону и общественному договору) официальных зако≠нов и правомерность сопротивлени€ незаконным действи€м госу≠дарственных властей, вплоть до народного восстани€ и учрежде≠ни€ новой формы правлени€.

¬ своей философии права и государства Ћокк выразил и обос≠новал основные положени€ юридического мировоззрени€ новой эпохи. ≈го идеи оказали большое вли€ние на последующую полити≠ческую и правовую теорию и практику и прежде всего Ч на фран≠цузских просветителей (ћонтескье, ¬ольтера, –уссо и др.) и де€телей американской революции (ƒжефферсона, ћэдисона, ‘ранклина и др.). ≈го учение сыграло и продолжает играть существенную роль в раз≠витии и реализации идей правовой государственности, разделении властей, неотчуждаемых прав и свобод человека.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 971 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

320 - | 298 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.