Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Там же. С. 217




2 Там же.

3 Там же.

Там же. С. 218. а

справедливости, меняется (исчезает), но в течение некоторого вре­мени бывает согласна с естественным представлением о справед­ливости, то в течение того времени она нисколько не менее бывает справедливой в глазах тех, кто не смущает себя пустыми звуками (словами), а смотрит на факты"1.

В концепции Эпикура "справедливость" — в свете ее соотно­шения с законом — представляет собой естественное право с из­меняющимся (в зависимости от места, времени и обстоятельств) содержанием, каковым является изменчивая общая польза взаим­ного общения. В этой конструкции соотношения естественного пра­ва и закона движущим началом и вместе с тем источником измен­чивых "естественных представлений о справедливости" являются изменяющиеся практические потребности взаимного общения лю­дей. С изменением этих потребностей изменяются и представления об общеполезном, т. е. то, что составляет содержание справедливо­сти. Здесь справедливость (естественное право с изменяющимся содержанием) выступает как критерий соответствия закона изме­няющимся потребностям людей и вместе с тем их изменяющимся "естественным представлениям о справедливости".

Законы, соответствующие справедливости, выступают как средство ограждения и защиты "мудрых" от "толпы", как публич­ная гарантия свободы, безопасности и автономии индивида. "Зако­ны, — говорит Эпикур, — изданы ради мудрых, — не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла"2.

Эпикуровская договорная трактовка государства и права под­разумевает равенство, свободу и независимость членов договорного общения и по существу является исторически первой философ-ско-правовой концепцией либерализма и либерального индиви­дуализма. Важная линия связи тянется от договорно-правовой кон­цепции Эпикура к идеям общественного договора Нового времени.

Стоики

Различные варианты в целом фаталистической концепции естественного права развивали древнегреческие и древнеримские стоики.

Судьба как управляющее и господствующее начало (hegem-onikon) — это, согласно стоикам, одновременно "разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании, управляемом провидением, или разум, сообразно с которым ставшее стало, становящееся ста­новится и предстоящее станет"3. Судьба здесь выступает в качест­ве такого "естественного закона" ("общего закона"), который име-

1 Там же. С. 217—218. 1 Там же. С. 235. Антология мировой философ» М-, 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 490.

IT

Раздел V. История философии права и современность

Глава 1. Античная философия права

ет в то же время божественный характер и смысл. Согласно осно­вателю стоицизма Зенону, "естественный закон божествен и обла­дает силой, повелевающей (делать) правильное и запрещающей противоположное"1.

Человеческая природа — часть общей природы и мироздания в целом. Отсюда вытекает основное естественноправовое требова­ние стоицизма — жить в согласии с природой, что означает: жить честно и добродетельно согласно разуму, естественному (или обще­му) закону мироздания. В данной связи стоик Хрисипп замечает: "Поэтому (высшая) цель — жить в согласии с природой — согласно своей природе и общей природе, ничего не делая такого, что запре­щается общим законом, а именно правильным разумом, проникаю­щим все; он же присущ и Зевсу, устроителю и управителю всего сущего"2.

Важное значение в стоицизме имеет понятие "долга". "Зенон, — сообщает Диоген Лаэртский, — первый употребил слово "долг", ибо он вывел его из слов "то, что подобает": долг есть действие, присущее природным созданиям. Из действий, совершенных по влечению, одни сообразны с долгом, другие противны долгу, третьи — ни то, ни дру­гое. Сообразно с долгом то, что внушается разумом, например, почи­тать родителей, братьев, отечество, уступать друзьям. Противно дол­гу то, чего разум не внушает..."3.

Естественная, природная связь людей, т. е. соответствие этих человеческих связей и отношений общему (естественному) закону мироздания, и является, согласно воззрениям стоиков, основанием и причиной наличия в общении людей справедливости. Естествен­ный закон тем самым предстает как воплощение всеобщей и уни­версальной справедливости, которая в учении стоиков играет роль нормативно значимого принципа и критерия как для политическо­го сообщества людей (государства), так и для принимаемых ими законов.

Отталкиваясь от универсального характера естественного за­кона (и, соответственно, — справедливости по природе), Зенон и < |Крисипп в своих сочинениях о государстве, а вслед за ними и их i греческие и римские последователи (Сенека, Марк Аврелий, Эпик-4 тет) обосновывали космополитические представления о том, что з все люди (по своей природе и по закону мироздания в целом) — граждане единого мирового государства и что человек — гражда­нин вселенной. "Весьма удивительно, — замечает Плутарх по по­воду этих идей стоиков, — что главное в форме правления, кото­рую описал Зенон, положивший начало школе стоиков, состоит не в том, что мы обитаем в городах и областях и отличаемся своими

1 Там же.

2 Там же. С. 493.

3 Там же.

J Г.i .1. «№4

особыми законами и правами, а в том, что мы рассматриваем всех людей как своих сограждан, что жизнь одна подобно тому, как мироздание одно. Это как бы стадо, которое пасется на общих паст­бищах согласно общему закону"1.

В свете естественноправовых представлений стоиков рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.

В естественноправовой концепции Сенеки неминуемый и бо-ясественный по своему характеру "закон судьбы" играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установле­ния, в том числе — государство и законы. Причем само естествен­ное право здесь выступает и как природный факт (порядок миро­устройства и причинная цепь событий), и одновременно как необ­ходимый императив разума.

Вселенная, согласно Сенеке, — естественное государство со своим естественным правом, признание которых — дело необхо­димое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди, независимо от того, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований и их ус­тановлений, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.

"Мы, — пишет Сенека, — должны представить в воображении своем два государства: одно — которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, гра­ницы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое — это то, к которому нас приписала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским или связано еще с каким-либо городом; оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их. Есть такие люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и такие, которые служат только малому"2.

Этически наиболее ценным и безусловным, согласно концеп­ции Сенеки, является "большое государство". Разумность и, следо­вательно, понимание "закона судьбы" (естественного права) как раз и состоят в том, чтобы, противодействуя случаю (в том числе —... и случайной принадлежности к тому или иному "малому государ­ству"), признать необходимость мировых законов и руководство­ваться ими. Эта этическая максима в равной мере значима как для отдельных людей, так и для их сообществ (государств).

Исходя из представлений о естественном праве как общеобя­зательном и равном для всех мировом законе, Сенека наиболее по­следовательно среди стоиков отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей, включая сюда и рабов.

1 Там же. С. 503.

2 Там же. С. 507.

»Т-

Раздел V. История философии права и современность

Сходные естественноправовые представления развивал Эпик-тет. Каждый, поучал он, должен надлежаще исполнять ту роль которая ниспослана ему судьбой и мировым законом. Исходя из таких представлений, он отстаивает следующий естественнопра-вовой принцип: "чего не желаешь себе, не желай и другим"1. Этот принцип он использует для критики рабства как безнравственного и порочного явления, противоречащего естественному праву.

Стоик Марк Аврелий Антонин (в 161—180 гг. — римский им­ператор) развивал представление о "государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных"2. Из общего всем людям духовного начала, замечает Марк Аврелий в сочине­нии "К самому себе", следует, что все мы — разумные существа. "Если так, — продолжает он, — то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане. Следовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, кото­рому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда-то, из этого Града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон"3.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-02-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 539 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2296 - | 2145 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.