Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ам же. —. 217




2 “ам же.

3 “ам же.

“ам же. —. 218. а

справедливости, мен€етс€ (исчезает), но в течение некоторого вре≠мени бывает согласна с естественным представлением о справед≠ливости, то в течение того времени она нисколько не менее бывает справедливой в глазах тех, кто не смущает себ€ пустыми звуками (словами), а смотрит на факты"1.

¬ концепции Ёпикура "справедливость" Ч в свете ее соотно≠шени€ с законом Ч представл€ет собой естественное право с из≠мен€ющимс€ (в зависимости от места, времени и обсто€тельств) содержанием, каковым €вл€етс€ изменчива€ обща€ польза взаим≠ного общени€. ¬ этой конструкции соотношени€ естественного пра≠ва и закона движущим началом и вместе с тем источником измен≠чивых "естественных представлений о справедливости" €вл€ютс€ измен€ющиес€ практические потребности взаимного общени€ лю≠дей. — изменением этих потребностей измен€ютс€ и представлени€ об общеполезном, т. е. то, что составл€ет содержание справедливо≠сти. «десь справедливость (естественное право с измен€ющимс€ содержанием) выступает как критерий соответстви€ закона изме≠н€ющимс€ потребност€м людей и вместе с тем их измен€ющимс€ "естественным представлени€м о справедливости".

«аконы, соответствующие справедливости, выступают как средство ограждени€ и защиты "мудрых" от "толпы", как публич≠на€ гаранти€ свободы, безопасности и автономии индивида. "«ако≠ны, Ч говорит Ёпикур, Ч изданы ради мудрых, Ч не дл€ того, чтобы они не делали зла, а дл€ того, чтобы им не делали зла"2.

Ёпикуровска€ договорна€ трактовка государства и права под≠разумевает равенство, свободу и независимость членов договорного общени€ и по существу €вл€етс€ исторически первой философ-ско-правовой концепцией либерализма и либерального индиви≠дуализма. ¬ажна€ лини€ св€зи т€нетс€ от договорно-правовой кон≠цепции Ёпикура к иде€м общественного договора Ќового времени.

—тоики

–азличные варианты в целом фаталистической концепции естественного права развивали древнегреческие и древнеримские стоики.

—удьба как управл€ющее и господствующее начало (hegem-onikon) Ч это, согласно стоикам, одновременно "разум мироздани€, или закон всего сущего в мироздании, управл€емом провидением, или разум, сообразно с которым ставшее стало, станов€щеес€ ста≠новитс€ и предсто€щее станет"3. —удьба здесь выступает в качест≠ве такого "естественного закона" ("общего закона"), который име-

1 “ам же. —. 217Ч218. 1 “ам же. —. 235. јнтологи€ мировой философї ћ-, 1969. “. 1. „. 1. —. 490.

IT

–аздел V. »стори€ философии права и современность

√лава 1. јнтична€ философи€ права

ет в то же врем€ божественный характер и смысл. —огласно осно≠вателю стоицизма «енону, "естественный закон божествен и обла≠дает силой, повелевающей (делать) правильное и запрещающей противоположное"1.

„еловеческа€ природа Ч часть общей природы и мироздани€ в целом. ќтсюда вытекает основное естественноправовое требова≠ние стоицизма Ч жить в согласии с природой, что означает: жить честно и добродетельно согласно разуму, естественному (или обще≠му) закону мироздани€. ¬ данной св€зи стоик ’рисипп замечает: "ѕоэтому (высша€) цель Ч жить в согласии с природой Ч согласно своей природе и общей природе, ничего не дела€ такого, что запре≠щаетс€ общим законом, а именно правильным разумом, проникаю≠щим все; он же присущ и «евсу, устроителю и управителю всего сущего"2.

¬ажное значение в стоицизме имеет пон€тие "долга". "«енон, Ч сообщает ƒиоген Ћаэртский, Ч первый употребил слово "долг", ибо он вывел его из слов "то, что подобает": долг есть действие, присущее природным создани€м. »з действий, совершенных по влечению, одни сообразны с долгом, другие противны долгу, третьи Ч ни то, ни дру≠гое. —ообразно с долгом то, что внушаетс€ разумом, например, почи≠тать родителей, братьев, отечество, уступать друзь€м. ѕротивно дол≠гу то, чего разум не внушает..."3.

≈стественна€, природна€ св€зь людей, т. е. соответствие этих человеческих св€зей и отношений общему (естественному) закону мироздани€, и €вл€етс€, согласно воззрени€м стоиков, основанием и причиной наличи€ в общении людей справедливости. ≈стествен≠ный закон тем самым предстает как воплощение всеобщей и уни≠версальной справедливости, котора€ в учении стоиков играет роль нормативно значимого принципа и критери€ как дл€ политическо≠го сообщества людей (государства), так и дл€ принимаемых ими законов.

ќтталкива€сь от универсального характера естественного за≠кона (и, соответственно, Ч справедливости по природе), «енон и < | рисипп в своих сочинени€х о государстве, а вслед за ними и их i греческие и римские последователи (—енека, ћарк јврелий, Ёпик-4 тет) обосновывали космополитические представлени€ о том, что з все люди (по своей природе и по закону мироздани€ в целом) Ч граждане единого мирового государства и что человек Ч гражда≠нин вселенной. "¬есьма удивительно, Ч замечает ѕлутарх по по≠воду этих идей стоиков, Ч что главное в форме правлени€, кото≠рую описал «енон, положивший начало школе стоиков, состоит не в том, что мы обитаем в городах и област€х и отличаемс€ своими

1 “ам же.

2 “ам же. —. 493.

3 “ам же.

J √.i .1. Ђє4

особыми законами и правами, а в том, что мы рассматриваем всех людей как своих сограждан, что жизнь одна подобно тому, как мироздание одно. Ёто как бы стадо, которое пасетс€ на общих паст≠бищах согласно общему закону"1.

¬ свете естественноправовых представлений стоиков рабство не имеет оправдани€, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.

¬ естественноправовой концепции —енеки неминуемый и бо-€сественный по своему характеру "закон судьбы" играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установле≠ни€, в том числе Ч государство и законы. ѕричем само естествен≠ное право здесь выступает и как природный факт (пор€док миро≠устройства и причинна€ цепь событий), и одновременно как необ≠ходимый императив разума.

¬селенна€, согласно —енеке, Ч естественное государство со своим естественным правом, признание которых Ч дело необхо≠димое и разумное. „ленами этого государства по закону природы €вл€ютс€ все люди, независимо от того, признают они это или нет. „то же касаетс€ отдельных государственных образований и их ус≠тановлений, то они случайны и значимы не дл€ всего человеческого рода, а лишь дл€ ограниченного числа людей.

"ћы, Ч пишет —енека, Ч должны представить в воображении своем два государства: одно Ч которое включает в себ€ богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, гра≠ницы нашего государства мы измер€ем движением солнца; другое Ч это то, к которому нас приписала случайность. Ёто второе может быть афинским или карфагенским или св€зано еще с каким-либо городом; оно касаетс€ не всех людей, а только одной определенной группы их. ≈сть такие люди, которые в одно и то же врем€ служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и такие, которые служат только малому"2.

Ётически наиболее ценным и безусловным, согласно концеп≠ции —енеки, €вл€етс€ "большое государство". –азумность и, следо≠вательно, понимание "закона судьбы" (естественного права) как раз и состо€т в том, чтобы, противодейству€ случаю (в том числе Ч... и случайной принадлежности к тому или иному "малому государ≠ству"), признать необходимость мировых законов и руководство≠ватьс€ ими. Ёта этическа€ максима в равной мере значима как дл€ отдельных людей, так и дл€ их сообществ (государств).

»сход€ из представлений о естественном праве как общеоб€≠зательном и равном дл€ всех мировом законе, —енека наиболее по≠следовательно среди стоиков отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей, включа€ сюда и рабов.

1 “ам же. —. 503.

2 “ам же. —. 507.

ї“-

–аздел V. »стори€ философии права и современность

—ходные естественноправовые представлени€ развивал Ёпик-тет.  аждый, поучал он, должен надлежаще исполн€ть ту роль котора€ ниспослана ему судьбой и мировым законом. »сход€ из таких представлений, он отстаивает следующий естественнопра-вовой принцип: "чего не желаешь себе, не желай и другим"1. Ётот принцип он использует дл€ критики рабства как безнравственного и порочного €влени€, противоречащего естественному праву.

—тоик ћарк јврелий јнтонин (в 161Ч180 гг. Ч римский им≠ператор) развивал представление о "государстве с равным дл€ всех законом, управл€емом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных"2. »з общего всем люд€м духовного начала, замечает ћарк јврелий в сочине≠нии "  самому себе", следует, что все мы Ч разумные существа. "≈сли так, Ч продолжает он, Ч то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане. —ледовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен √раду. »бо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, кото≠рому был бы причастен весь род человеческий? ќтсюда-то, из этого √рада, и духовное начало в нас, и разумное, и закон"3.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 504 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1595 - | 1454 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.