Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


П.И. Новгородцев




* П.И. Новгородцев (1866—1924), во многом как и Чичерин, в своих политических и правовых воззрениях, в понимании права и государства, соотношения личности и государства разделял основ­ные идеи индивидуализма и либерализма. Его правовые взгляды находились под заметным влиянием кантианства и естественного права, необходимость возрождения которого является стержневой идеей всей его философско-правовой позиции. Вместе с тем он вос­принял ряд отправных общефилософских и методологических прин­ципов и конкретных положений гегелевской философии права, хотя и не в их ортодоксальной версии, а с индивидуалистически-либе­ральными поправками и оговорками кантианского и естественно-правового толка.

В целом вся философско-правовая концепция Новгородцева пронизана стремлением утвердить нравственный идеализм в фи­лософии права. С этим связаны и его призывы к возрождению ес­тественного права в качестве необходимой духовной и нравствен­ной основы права. Только с помощью таких идеальных построений, полагал он, можно преодолеть кризис современного правосознания. Поэтому он высоко оценивал кантовское моральное обоснование права, противопоставление идеала и действительности и с этих позиций критиковал Гегеля. "Гегель, — писал Новгородцев, — не оценил надлежащим образом ни возвышенной стороны кантовской морали, ни тех гносеологических оснований, на которых она утвер­дилась"1.

Новгородцев не согласен с гегелевским смыслом соотношения личности и нравственного целого и возражает против того, что у Гегеля твердые основы общественной организации ставятся выше личного сознания. Исходя из превосходства личного сознания над нравственным целым, Новгородцев пишет: "Нравственный закон в своей приспособляемости не может служить для личности безус­ловной нравственной опорой"2. В поисках гармонии между начала­ми индивидуальности и всеобщности Новгородцев акцент делает не на государстве, как Гегель, а на индивиде.

В его концепции автономной нравственной личности и пред­ставлениях об общественном идеале неогегельянство и неокантиан-

ство сочетались с идеями русской православной философии. Пред­ставление об идеальном общественном строе, согласно Новгород-цеву, носит религиозно-эсхатологический характер. В силу антино-мичности человеческого бытия и конфликта между разумом и че­ловеческой природой общественный идеал в виде гармонии всех отношений, согласно Новгородцеву, принципиально недостижим. Человечество всегда стоит перед выбором между общественной гармонией и свободой. Делая выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов, самоценной личности, Новгородцев обосновывает идею свободного социального развития — без утопической конеч­ной цели (в духе Руссо, Канта, Маркса и других мыслителей, кото­рые абсолютизировали цели и средства гармоничного конечного идеала), реализация которой неизбежно ведет к насилию и потере свободы.

Нравственный долг каждого — вложить свои усилия "в неоп­ределенную перспективу грядущего", содействовать реализации нравственного принципа "свободного универсализма", осуществле­нию "идеи свободной солидарности всех", в которой свобода и ра­венство лиц сочетаются со всеобщностью их объединения1.

Для внедрения в современную позитивистскую юриспруден­цию нравственных идеалов, согласно Новгородцеву, "требуется именно возрождение естественного права с его априорной мето­дой, с идеальными стремлениями, с признанием самостоятельного значения за нравственным началом и нормативным рассмотрени­ем"2. Естественное право здесь, как видим, трактуется Новгород-цевым во многом с кантианских позиций. "Под влиянием Сави-ньи3, Шталя и некоторых других писателей на естественное пра­во, — замечает он, — и до сих пор многие смотрят, как на старое заблуждение, которому нет места среди теорий современной нау­ки. Однако более внимательное изучение предмета показывает, что естественное право представляет собою неискоренимую по­требность человеческого мышления и исконную принадлежность философии права"4.

Сущность естественного права, по Новгородцеву, состоит в "эти­ческом критицизме", и ему "свойственно стремление оценивать факт существующего с этической точки зрения. Но именно в этом и со­стоит задача философии права"5.

1 Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типиче­ских построения в области философии права. М., 1901 С 200

2 Там же. С. 223.

1 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1911 // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 213, 239.

2 Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904. С. 12.

Критическому анализу идей исторической школы права Новгородцев посвятил отдельную работу. — Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхо­ждение и судьба. М., 1896.

Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. XVI—XIX вв. Изд. 3. М., 1914. С. ПО.

Там же. С. 111.

Раздел V. История философии права и современность





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-02-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 731 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2477 - | 2319 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.