Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени




√роций

√уго √роций (1583Ч1645) Ч один из ранних творцов "юриди≠ческого мировоззрени€" Ќового времени. ќн внес огромный вклад в становление современной доктрины международного права, в фор≠мирование основ новой рационалистической философии права и государства.

¬с€ социальна€ проблематика (внутригосударственного и ме≠ждународного профил€) исследуетс€ √роцием с позиций естествен≠ного права, сквозь призму идей и требований правовой справедли≠вости, которые должны господствовать в отношени€х между инди≠видами, народами и государствами.

“акже и тема войны и мира Ч предмет специальных исследо≠ваний √роци€ Ч оказываетс€ в его трактовке юридической пробле≠мой, что в концентрированной форме выражаетс€ им как право войны и мира.

¬ основе всего юридического подхода √роци€ лежит иде€ спра≠ведливости как необходимого признака права. ѕри этом справед≠ливость трактуетс€ им как требование разума, веление природы разумного существа. "»бо право, Ч замечает он, Ч здесь означает не что иное, как то, что справедливо, при этом преимущественно в отрицательном, а не в утвердительном смысле, так как право есть то, что не противоречит справедливости. ѕротиворечит же спра≠ведливости то, что противно природе существ, обладающих разу≠мом"2.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

1 —м. там же. —. 72. ѕримечательно также, что, относ€ к "лучшим част€м римского права" естественное право и право народов, ƒонелл признавал их универсальное значение и пригодность дл€ всех народов.

2 √ро^гш √. ќ праве войны и мира. “ри книги, в которых объ€сн€ютс€ естественное право и право народов, а также принципы публичного права. ћ., 1956. —. 68.

¬след за јристотелем √роций делит право на естественное и волеустановленное. "Ќаилучшее деление права в прин€том значе≠нии, Ч отмечает он, Ч предложено јристотелем, согласно которо≠му, с одной стороны, есть право естественное, а с другой Ч право волеустановленное, которое он называет законным правом, упот≠ребл€€ слово "закон" в более тесном смысле. »ногда же он называ≠ет его установленным правом. “о же различие встречаетс€ у евре≠ев, когда они выражаютс€ точно, называ€ право естественное "мит-свот", а право установленное "кукким", причем первое слово ев≠реи-эллинисты передают греческим словом "справедливость", а вто≠рое Ч греческим словом "повеление"1.

≈стественное право определ€етс€ им как "предписание здра≠вого разума"2. —огласно этому предписанию, то или иное действие Ч в зависимости от его соответстви€ или противоречи€ разумной при≠роде (т. е. требовани€м, природе разума) Ч признаетс€ либо мо≠рально порочным, либо морально необходимым. ≈стественное пра≠во, таким образом, выступает в качестве основани€ и критери€ дл€ различени€ должного (дозволенного) и недолжного (недозволенно≠го) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустанов-ленного (людьми или богом) предписани€ (дозволени€ или запрета). ¬олеустановленное право, име€ своим источником волю (че≠ловеческую или божественную), соответственно делитс€ на пра≠во человеческое и право божественное. „еловеческое право, в свою очередь, подраздел€етс€ √роцием на внутригосударствен≠ное право, человеческое право в узком смысле (по сравнению с внутригосударственным правом) и человеческое право в широ≠ком смысле.

¬нутригосударственное право характеризуетс€ √роцием как право, которое исходит от гражданской власти. Ёто Ч так называе≠мое позитивное право (гражданские законы). √осударство при этом определ€етс€ как "совершенный союз свободных людей, заключен≠ный ради соблюдени€ права и общей пользы"3. –ечь, следователь≠но, идет о договорной концепции государства. "...ћатерью же внут≠ригосударственного права, Ч пишет он, Ч €вл€етс€ само об€за≠тельство, прин€тое по взаимному соглашению, а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права"4. —ам принцип соблюдени€ договоров (в том числе и договора об установ≠лении государства и, следовательно, также государственных зако≠нов) диктуетс€ естественным правом, ибо, замечает √роций, необ≠ходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь пор€док взаимных об€зательств.

1 “ам же. —. 71.

2 “ам же.

3 “ам же. —. 74.

4 “ам же. —. 48.

–аздел V. »стори€ философии права и современность

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

≈стественное право выступает у √роци€ в качестве необходи≠мой основы дл€ учени€ о внутригосударственном праве в виде на≠учной системы. ¬нутригосударственное право изменчиво во вре≠мени и различно в разных местах (сообществах). » только благода≠р€ учению о естественном праве можно, по мысли √роци€, придать юриспруденции форму и характер научной, собственно теоретиче≠ской дисциплины1. "ћногие до сих пор, Ч замечает он, Ч предпри≠нимали попытку придать этой отрасли научную форму, но никто не сумел сделать этого, да, по правде говор€, это и невозможно было выполнить иначе, как тщательно отделив то, что возникло путем установлени€, от того, что вытекает из самой природы; на подобное обсто€тельство до сей поры как раз и не было обращено должного внимани€. »бо ведь то, что вытекает из природы вещи, всегда пре≠бывает тождественным самому себе и потому без труда может быть приведено в научную форму; то же, что возникло путем установле-ни€, часто измен€етс€ во времени и различно в разных местах, а потому и лишено какой-либо научной системы, подобно прочим по≠н€ти€м о единичных вещах"2.

”чение о неизменном естественном праве образует, согласно √роцию, "естественную, неизменную часть юриспруденции"3. »де€ √роци€ имеет и гораздо более широкое, общеметодологическое зна≠чение, состо€щее в указании на то, что юриспруденци€ как наука о праве и научна€ система права имеет дело не с изменчивыми положени€ми смен€ющих друг друга законов, а с объективной при≠родой и сущностью права. » именно поэтому система права высту≠пает как научна€ основа системы законодательства.

¬олеустановленное человеческое право в более узком (по срав≠нению с внутригосударственным правом) смысле, согласно √роцию, бывает различного характера и охватывает веление отца (отцов≠ское право), веление господина (господское право) и т. п. Ёто право, хот€ и не исходит от гражданской власти, но подчин€етс€ ей. ¬оле≠установленное же человеческое право в более широком (чем внут≠ригосударственное право) смысле Ч это, по √роцию, "право наро≠дов, а именно Ч то, которое получает об€зательную силу волею всех народов или многих из них"4.

¬олеустановленное божественное право имеет, по √роцию, своим непосредственным источником волю бога.

1 ”местно отметить, что устремлени€ √роци€ - при всей специфике его подхода и словар€ - по своему теоретико-концептуальному и логическому смыслу созвучны современным представлени€м о теории (и философии) права как основе учени€ о законе. —ущественным и актуальным аспектом этой проблематики €вл€етс€ иде€ необходимости научно обоснованной системы отраслей права как объективной ос≠новы дл€ надлежащей законотворческой де€тельности, дл€ определени€ соответ≠ствующих отраслей (и направлений) законодательства.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 665 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

335 - | 307 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.