Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—редневековые юристы




«аметна€ веха в истории философско-правовых идей св€зана с творчеством средневековых юристов.

¬ общетеоретическом плане правопонимание средневековых юристов так или иначе вращалось вокруг положений римского пра≠ва и идей римских юристов как своего эпицентра и исходного пунк≠та дл€ разного рода толкований и комментаторства1.

¬ целом р€де юридических школ того времени (XЧXI в.), воз≠никших в –име, ѕавии, –авенне и других городах, в ходе изучени€ источников действующего права значительное внимание удел€лось соотношению римского и местного (готского, лангобардского и т. д.) права, трактовке роли римского права дл€ восполнени€ пробелов местных обычаев и кодификаций.

¬ этих услови€х нормы, принципы и положени€ римского пра≠ва по своему значению выход€т за рамки той сферы, где они непо≠средственно играют роль действующего источника права, и начи≠нают приобретать более общий и универсальный смысл. —ущест≠венное место в тогдашнем правопонимании начинает вновь отво≠дитьс€ разработанной в римской юриспруденции и прин€той в сис≠теме римского права идее справедливости (aequitas) и св€занным с ней естественноправовым представлени€м и подходам к действую≠щему, позитивному праву.

»ј. ѕокровский отмечал, что "в юриспруденции ѕавийской школы рано образовалось убеждение, что дл€ пополнени€ ланго≠бардского права следует обращатьс€ к римскому, что римское пра≠во есть общее право, lex generalis omnium. — другой стороны, рома≠нисты –авенны принимали во внимание право лангобардское. ¬ тех *е случа€х, когда правовые системы сталкивались между собой и

ќтмеча€ позитивные моменты подобной ориентированности средневековой юри≠дической мысли и различных правовых школ и течений на римское право, дорево≠люционный русский историк права ј. —то€нов писал: "¬ойна и схоластические мечтани€ поглощали де€тельность большинства в средневековом обществе. √руба€ сила и выспренные, мертворожденные умствовани€ были господствующими €вле≠ни€ми. ј между тем ум человеческий нуждалс€ в здоровой пище, в положительном знании. √де было искать их? ¬ообще можно положительно и беспристрастно ска≠зать, что римское право было самым практическим и здоровым продуктом челове≠ческой мысли в ту пору, когда европейские народы стали ощущать в себе жажду знани€... ”ченые школы римского права, как орган юридической пропаганды, были необходимы при подобных услови€х". Ч —то€нов ј. ћетоды разработки положи-, »льного права и общественное значение 1юристов от глоссаторов до _конда XVIII -\/~~ €. ’арьков, 1862. —. 250Ч251. '"' ~"~ЧЧ'

–аздел V. »стори€ философии права и современность

√лава 2. ‘илософи€ права средневековь€

противоречили друг другу, юриспруденци€ считала себ€ вправе выбирать между ними по соображени€м справедливости, aequitas, вследствие чего эта aequitas возводилась ими в верховный крите≠рий вс€кого права. ќтсюда и дальнейшее воззрение, что и внутри каждой отдельной правовой системы вс€ка€ норма подлежит оцен≠ке с точки зрени€ той же aequitas, что норма несправедлива€ при применении может быть отвергнута и заменена правилом, диктуе≠мым справедливостью... ѕон€тие aequitas при этом отождествл€етс€ с пон€тием ius naturale и таким образом юриспруденци€ этого време≠ни, по своему общему и основному направлению, €вл€етс€ гщедшест-венницей естественноправовой школы позднейшей эпохи!11. '$

Ќа смену данному направлению в дальнейшем (конец XI Ч середина XIII вв.) приходит школа глоссаторов (или экзегетов), представители которой стали удел€ть основное внимание толкова≠нию (т. е. экзегезе, глоссаторской де€тельности) самого текста ис≠точников римского права Ч —вода ёстиниана и особенно ƒигест. Ётот поворот от оценки тех или иных норм в точки зрени€ aequitas к изучению римского права как именно источника позитивного права св€зан прежде всего с де€тельностью юристов Ѕолонского универ≠ситета, возникшего в конце XI в. и вскоре ставшего центром то≠гдашней юридической мысли.

j јналогичный подход к праву был развит и в других универси-feTax (в ѕадуе, ѕизе, ѕариже, ќрлеане).

»звестными представител€ми школы глоссаторов были »рне-рий, Ѕулгар, –огериус, јльберикус, Ѕассианус, ѕиллиус, ¬акари-ус, ќдофредус, јцо. ќсновные глоссы Ч результат де€тельности всего направлени€ Ч были собраны и изданы јккурсиусом в сере-, дине XIII в. (Glossa Ordinaria). Ётот сборник глосс пользовалс€ вы≠соким авторитетом и играл в судах роль источника действующего права.

√лоссаторы внесли заметный вклад в разработку позитивного права, в формирование и развитие юридико-догматического ме≠тода трактовки действующего законодательства. "ѕрежде всего, Ч писал ј.—то€нов о де€тельности глоссаторов, Ч они объ€сн€ют себе смысл отдельных законов. ќтсюда так называема€ законна€ экзе≠геза (exegesa leqalis), первый шаг, азбука науки права положитель≠ного. Ќо от объ€снени€ отдельных законов высшие, теоретические требовани€ ума повели юристов к логически-св€занному изложе≠нию целых учений в тех же законных пределах источников. Ёто элемент догматический.  роме того, юридическа€ литература на≠чала XIII столети€ представл€ет попытку излагать учени€ римско≠го права самосто€тельно, не придержива€сь пор€дка титулов и книг —вода. «десь зародыш элемента систематического. “аким образом глоссаторы напали на те живые стороны, которые должны быть ъ

\ ' ѕокровский ».ј. »стори€ римского права. ѕетроград, 1918. —. 191Ч192.

методе юриспруденции как науки в истинном смысле слова. »зу≠чение положительного права не может обойтись без экзегезы, без догматической и систематической обработки. «десь выражаютс€ основные, неизменные приемы человеческого ума, которые называ≠ютс€ анализом и синтезом"1.

ѕроблему соотношени€ права и закона, справедливости (aequi≠tas) и позитивного права при наличии противоречий между ними глоссаторы решали в пользу официального законодательства, и в этом смысле они были законниками, сто€щими у истоков европей≠ского средневекового"легизма. ¬ этой св€зи ».ј. ѕокровский справедливо отмечал: "...¬ противоположность прежней свободе об≠ращени€ с позитивным правом и свободе судейского усмотрени€, Ѕолонска€ школа требовала, чтобы судь€, отказавшись от своих субъективных представлений о справедливости, держалс€ положи≠тельных норм закона, т. е. Corpus Juris Civilis. ”же »рнерий про≠возгласил, что в случае конфликта между ius и aequitas разреше≠ние его принадлежит законодательной власти"2.

ѕостглоссаторы (или комментаторы), зан€вшие доминирую≠щие позиции в юриспруденции в XIIIЧXV вв., основное внимание стали удел€ть комментированию самих глосс. ѕредставители шко≠лы постглоссаторов (–аванис, Ћуллий, Ѕартолус, Ѕалдус и др.), опи≠ра€сь на идеи схоластической философии, стремились дать логи≠ческую разработку такой системы общих юридических принципов, категорий и пон€тий, из которой можно дедуктивным способом вывести более частные правоположени€, нормы и пон€ти€.

¬ отличие от глоссаторов постглоссаторы вновь обращаютс€ к иде€м естественного права и соответствующим учени€м римских юристов и других своих предшественников. ≈стественное право при этом они трактуют как вечное, разумное право, выводимое из при≠роды вещей, соответствие которому выступает в качестве крите≠ри€ дл€ признани€ тех или иных норм позитивного права (норм законодательства и обычного права).

÷елый р€д основных положений этой школы сформулировал ее видный представитель –аймунд Ћуллий (1234Ч1315 гг.). Ђ

ёриспруденци€ в трактовке Ћулли€ и других глоссаторов оказываетс€ пронизанной иде€ми и представлени€ми схоластиче≠ской философии и теологии. Ќо Ћуллий "имеет еще и другие, дл€ него второстепенные, но в сущности более научные стремлени€, а именно>1) дать юриспруденции компендиарное изложение и вы≠вести из всеобщих начал права начала особенные, путем искусст≠венным;1^) сообщить таким образом познанию права свойство нау≠ки; 3) подкрепить значение и силу права писаного, согласовавши его с правом естественным, и изощрить ум юриста"3.

2 —то€ков ј. ”каз. соч. —. 4Ч5.,, ѕокровский ».ј. ”каз. соч. —. 194. —то€ков ј. ”каз. соч. —. 10.

15Ч160

–аздел V. »стори€ философии права и современность

√лава 2. ‘илософи€ права средневековь€

»злага€ приемы своего нового подхода к праву и своего пони≠мани€ "юридического искусства", Ћуллий выставл€ет, в частно≠сти, следующие требовани€: "reducere ius naturale ad syllogysmurn" ("редуцировать естественное право в силлогизм"); "ius positivum ad ius naturale reducatur et cum ipso concordet" ("позитивное право редуцировать к праву естественному и согласовать с ним")1.

—оотношение права и закона решаетс€ Ћуллием так, чтобы признание примата естественного права над правом позитивным сочеталось с поисками согласи€ и соответстви€ между ними. ƒаже отверга€ то или иное несправедливое положение позитивного пра≠ва, противоречащее естественному праву, следует, по мысли Ћул-ли€, избегать критического их противопоставлени€. "ёрист, Ч пи≠сал он, Ч об€зан исследовать, справедлив или ложен закон писа≠ный. ≈сли он найдет его справедливым, то должен вывести из него верные заключени€. ≈сли же найдет его ложным, то не должен только им пользоватьс€, не порица€ его и не разглаша€ о нем, что≠бы не повлечь позора на старших" (т. е. законодателей)2..

ѕомимо момента содержательного соответстви€ норм позитив≠ного права смыслу и существу естественноправовой справедливо≠сти и разумной необходимости, Ћуллий в духе скрупулезной схо≠ластической логики намечает и формализованный путь проверки соответстви€ или несоответстви€ позитивного закона (светского и ка≠нонического) естественному праву. "—пособ этот, Ч замечает он, Ч таков: прежде всего должен юрист разделить закон светский или духовный на основании параграфа о различии... ѕосле разделени€ согласить части его одну с другою на основании параграфа согла≠совани€... » если части эти, соединившись, составл€ют полный за≠кон, отсюда следует, что закон справедлив... ≈сли же закон духов≠ный или светский этого не выдержит.то он ложен и о нем нечего заботитьс€"3.

ёридико-содержательна€ характеристика позитивного зако≠нодательства с позиций естественного права, таким образом, соче≠таетс€ и дополн€етс€ в подходе Ћулли€ с требованием формально≠логической процедуры проверки внутренней целостности, после≠довательности и непротиворечивости закона как источника дейст≠вующего права. Ќесправедливость противоречащего естественному праву закона, понимаема€ Ћуллием как в то же врем€ его лож≠ность и неразумность (расхождение с необходимост€ми, вытекаю≠щими из разума), означала также и его самопротиворечивость, его несосто€тельность также и в формально-логическом плане. ƒанна€ иде€ и лежит в основе предложенной Ћуллием логизированной процедуры проверки правовой ценности закона.

—ходные представлени€ о характере соотношени€ естествен≠ного и позитивного права развивал и Ѕалдус, утверждавший, что естественное право сильнее, чем принципат, власть государ€ ("ро-tius est ius naturale quam principatus")1.

ѕравоположени€, развитые и обоснованные юристами постглос-саторской школы, получили широкое признание не только в теоре≠тической юриспруденции, но и в правовой практике, в судебной де€тельности.  омментарии р€да выдающихс€ постглоссаторов имели дл€ тогдашних судей значение источника действующего пра≠ва, так что без вс€ких преувеличений можно говорить об их право-творческой роли2.

— начала XVI в. в юриспруденции вли€ние школы постглосса-торов заметно ослабевает. ¬ это врем€ возникает так называема€ гуманистическа€ школа (гуманистическое направление в юриспру≠денции). ѕредставители этого направлени€ (Ѕудаус, јльциатус, ÷азий,  у€ций, ƒонелл, ƒуарен и др.) вновь сосредоточивают вни≠мание на тщательном изучении источников действующего права, особенно римского права, усилившийс€ процесс рецепции которо≠го требовал согласовани€ его положений с исторически новыми ус≠лови€ми общественно-политической жизни и с нормами местного национального права. Ќачинают складыватьс€ и примен€тьс€ прие≠мы филологического и исторического подходов к источникам рим≠ского права, развиваютс€ зачатки исторического понимани€ и тол≠ковани€ права.

ƒл€ юристов гуманистической школы право Ч это прежде всего право позитивное, законодательство. ёристы XVI в. по преимуще≠ству €вл€ютс€ легистами, выступающими против феодальной раз≠дробленности, за централизацию государственной власти, еди≠ное светское законодательство, кодификацию действующего пози≠тивного права. ѕодобный легизм, нар€ду с защитой абсолютной власти королей, включал в себ€ в творчестве р€да юристов и идею законности и легализма в более широком смысле (идею всеобщей свободы, равенства всех перед законом, критику крепостной зави≠симости как антиправового €влени€ и т. д.). ’арактерна в этой св€≠зи, в частности, антикрепостническа€ позици€ известного фран-* ÷узского юриста Ѕомануара, утверждавшего, что "каждый человек свободен"3, и стремившегос€ к реализации данной идеи в своих юри≠дических положени€х и построени€х.

—осредоточение внимани€ юристов названного направлени€ на позитивном праве вместе с тем не сопровождалось полным отрица≠нием естественноправовых идей и представлений. Ёто очевидно уже

1 “ам же. —. 11.

2 —м. там же.

3 —м. там же.

z cm.: ѕокровский ».ј. ”каз. соч. —. 198.

“ак, комментарии Ѕартолуса (1314Ч1357) "пользовались в судах чрезвычайным авторитетом; в »спании и ѕортугалии они были переведены и даже считались дл€ судов об€зательными". Ч ѕокровский ».ј. ”каз. соч. —. 199.

"м.: —то€ков ј. ”каз. соч. —. 35.

15*

–аздел V. »стори€ философии права и современность

из того факта, что в действующее позитивное право входило и рим≠ское право, включавшее в себ€ данные идеи и представлени€. ѕо≠казательно, что р€д юристов этого времени (например, ƒонелл), характеризу€ место и роль римского права среди источников дей≠ствующего права, расценивали его в качестве "лучшей объектив≠ной нормы естественной справедливости"1.

 онцепции правопонимани€ средневековых юристов (юриди≠ческого и легистского характера и профил€) заметно углубили раз≠работку проблем различени€ права и закона и в дальнейшем Ч в качестве важного теоретического источника Ч сыграли значитель≠ную роль с процессе формировани€ философии права и юридиче≠ской науки Ќового времени.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 975 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

1914 - | 1677 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.