Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќие гражданскому, закону Ч одно из требований естественного закона




¬ целом √оббс дает следующее определение гражданского

закона: "√ражданским законом €вл€ютс€ дл€ каждого подданного те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно €сных знаков своей воли предписало ему, с тем чтобы он пользовалс€ ими дл€ различени€ между правильным и неправильным, т. е. между тем, что согласуетс€, и тем, что не согласуетс€ с правилом"1.

— позиций светского идеолога √оббс утверждает, что "вера и тайные помышлени€ человека не подчин€ютс€ приказани€м"2. » вообще св€тое место "бессмертного бога" в философско-правовом учении √оббса прочно зан€то государством ("смертным богом", Ћевиафаном). "я поэтому заключаю, Ч подчеркивает он, Ч что во всех вещах, не противоречащих нравственному закону (т. е. естественному закону), все подданные об€заны повиноватьс€ как божественным законам тому, что будет объ€влено таковыми государственными законами"3.

«аконодательство, следовательно, становитс€ орудием проведени€ в жизнь не только приказов суверена, но и его духовных, идеологических установок и воззрений. Ётот диктат власти дополн€етс€ обосновываемыми √оббсом положени€ми об управленческих, контрольных и цензорских полномочи€х суверена относительно научных доктрин и общественного мнени€.

¬ целом гоббсовска€ философи€ права и государства носит антилиберальный и антииндивидуалистический характер. ¬ своей трактовке закона (всего позитивного человеческого законодательства) как приказа суверена √оббс противопоставл€ет закон (гражданский, государственный) и право (естественное) таким образом, что закон резюмирует в себе лишь несвободу, бесправие и об€занности подданных по отношению к суверену и свободу, полновластие и полномочи€ суверена по отношению к подданным.

¬ философско-правовой концепции √оббса отсутствуют иде€ правового закона, понимание закона и государства как форм свободы в цивилизованном, гражданском состо€нии.

—вобода людей в трактовке √оббса Ч это синоним критикуемого им (применительно к индивидам) естественного права и состо€ни€ войны. ¬место этой свободы он признает и буквально обожествл€ет свободу государства и суверенной власти. ѕо смыслу гоббсовской концепции, дл€ достижени€ гражданского состо€ни€ и мира людей надо лишить естественных прав и свобод, наделив таковыми лишь государство: переходу людей из естественного в гра-

1 “ам же. —. 208. “ам же. —. 223. 1 “ам же. —. 223Ч224.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

жданское состо€ние здесь корреспондирует перемещение (и бытие) гражданской власти (государства) в естественное состо€ние.

—формулированна€ √оббсом концепци€ правопонимани€ дает основание дл€ характеристики его в качестве родоначальника буржуазного юридического позитивизма. ¬едущие представители этого направлени€ (ƒ. ќстин, Ў. јмос,  . √ербер, ». Ћабанд, √.‘. Ўерше-невич и др.) отстаивают (в той или иной модификации и вариации) основную идею гоббсовского этатистского правопонимани€: позитивное право (у √оббса Ч позитивный закон) Ч это приказ суверена.

“ак, ƒж. ќстин характеризовал право как "агрегат правил, установленных политическим руководителем или сувереном", и подчеркивал: "¬с€кое право есть команда, приказ"1. “ак же и согласно Ў. јмосу, "право есть приказ верховной политической власти государства с целью контрол€ действий лиц в данном сообществе"2. √.‘. Ўершеневич придерживалс€ аналогичных воззрений. "¬с€ка€ норма права, Ч писал он, Ч приказ"3. ѕраво, по его оценке, Ч это "произведение государства", а государственна€ власть характеризуетс€ им как "тот начальный факт, из которого исход€т, цепл€€сь друг за друга, нормы права"4.

ќсновное различие в подходах √оббса и названных позитивистов в XIX в. к праву состоит в том, что √оббс, допуска€ естественное состо€ние, признает в его рамках и естественное право, а его последователи отрицают и то, и другое. Ќо и √оббс, как мы видели, по существу отрицает дл€ граждан естественное право в государственном состо€нии.

—ущественно общее в их позици€х заключаетс€ в том, что в услови€х государственности правом признаетс€ лишь позитивное право (позитивный закон), понимаемое как властный приказ. ќтрицание объективных свойств права сопровождаетс€ здесь везде подменой правовых качеств закона (и так называемого позитивного права вообще) его властно-приказным характером.

—воим приказом государственна€ власть порождает право Ч таково кредо данного типа правопонимани€, подлинна€ суть которого про€вл€етс€ в утверждении: все, что приказывает государственна€ власть, есть право. ќтличие права от произвола тем самым в принципе лишаетс€ объективного и содержательного смысла и имеет дл€ приверженцев юридико-позитивистского подхода лишь субъективный и формальный характер: €вный произвол, санкционируемый определенным субъектом (государством) в определенной форме (в форме того или иного акта Ч закона, рескрипта, декрета и т. д.), безоговорочно признаетс€ правом.

Austin. Lectures on urisprudence or the Philosophy of Positive Law. London, 1873,

vol. 1, p. 89, 98.

2 Amos Sh. A systematic View of the Science of urisprudence. London, 1872, p. 73.

Ўершеневич √.‘. ќбща€ теори€ права. ћ., 1910. ¬ып. 1. —. 281.

4 “ам же. —. 314.

466 –аздел V. »стори€ философии права и современность

ёридический позитивизм тем самым расписываетс€ в своей полной беспомощности установить какие-либо научно значимые объективные критерии отличи€ права как особого социального €влени€ от иных феноменов (как от произвола и бесправи€, так и, скажем, от морали) и ограничиваетс€ указанием на авторитет власти как единственный критерий дл€ данного отличи€. ¬ позитивистской трактовке за приказом государственной власти признаютс€ магические возможности. ѕолучаетс€, что властным приказом решаютс€ задачи не только субъективного характера (формулирование норм законодательства), но и объективного плана (формирование, создание самого права), а также собственно научного профил€ (отличие права от произвола и вообще от неправовых €влений). ¬о всем этом отчетливо про€вл€ютс€ этатистские корни и установки всех направлений так называемого юридического позитивизма, который по сути дела €вл€етс€ легистским позитивизмом или, проще говор€, легизмом.

Ћокк

»деи зарождающегос€ либерализма нашли свое последовательное обоснование и защиту в философско-правовом учении ƒжона Ћокка (1632Ч1704).

¬ учении Ћокка идеи естественного права и договорного происхождени€ государства интерпретируютс€ в духе утверждени€ неотчуждаемых прав и свобод личности, разделени€ властей и правовой организации государственной власти, господства права в общественной и политической жизни.

¬ естественном (догосударственном) состо€нии, согласно Ћок-ку, господствует естественный закон, закон природы. Ёто состо€ние в его трактовке существенно отличаетс€ от гоббсовской картины войны всех против всех. «акон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, "требует мира и безопасности дл€ всего человечества"1. » человек в соответствии с требовани€ми разума также и в естественном состо€нии, преследу€ свои интересы и отстаива€ свое Ч свою жизнь, свободу и собственность, Ч стремитс€ не навредить другому.

¬ духе традиционного естественноправового требовани€ "воздавать каждому свое, его собственное, ему принадлежащее" Ћокк обозначает совокупность основных прав человека как право собст- венности (т. е. право на свое, собственное). “ак, он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать "свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество"2.

Ћокк ƒ. »збранные философские произведени€. ћ., 1960. “. 2. —. 8. “ам же. —. 50.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

≈стественное состо€ние, по Ћокку, отмечено "полной свободой в отношении действий и распор€жени€ своим имуществом и личностью" и таким "равенством, при котором вс€ка€ власть и вс€кое право €вл€ютс€ взаимными, никто не имеет больше другого"1.

«ащита закона природы и проведение его требований в жизнь в естественном состо€нии обеспечиваетс€ властью каждого человека наказывать нарушителей этого закона и охран€ть невинных. ќднако, отмечает Ћокк, этих неорганизованных индивидуальных средств и форм защиты недостаточно дл€ обеспечени€ спокойной и безопасной жизни, надежно гарантированной неприкосновенности собственности и т. д.

–азумное преодоление недостатков естественного состо€ни€ и ведет, по Ћокку, к общественному договору об учреждении политической власти и государства, причем "великой и главной целью объединени€ людей в государство и передачи себ€ под власть правительства"2 €вл€етс€ обеспечение за каждым человеком его естественных прав на собственность Ч жизнь, свободу и имущество. —амозащита каждым человеком своих естественных прав и требований закона природы при переходе от естественного состо€ни€ к государству замен€етс€ публичной защитой прав и свобод личности политической властью.

ќднако по договору об учреждении государства люди не отказываютс€ от своих основных естественных прав, да и сам закон природы (как закон разума) продолжает действовать и в государственном состо€нии, определ€€ тем самым цели, характер и пределы полномочий и де€тельности политической власти.

„тобы политическа€ власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в абсолютную и деспотическую силу, сосредоточенную в руках одного лица или органа, необходимо соответствующее разделение властей (на законодательную, исполнительную и федеративную). ѕричем законодательна€ власть, обладающа€ исключительным правом издавать об€зательные дл€ всех законы, €вл€етс€, по Ћокку, верховной, а остальные власти подчинены ей. ќсобенно настойчиво он подчеркивает недопустимость и опасность сосредоточени€ в одном органе законодательной и исполнительной (куда включаетс€ и судебна€) властей.

—ущественным моментом локковской договорной концепции государства €вл€етс€ "доктрина законности сопротивлени€ вс€ким незаконным про€влени€м власти"3. «аконность подобного сопротивлени€, включа€ право народа на восстание против деспотической власти, коренитс€ в суверенных правомочи€х народа Ч учредител€ государства. » после заключени€ договора народ остаетс€ судь-

1 “ам же. —. 7.

2 “ам же. —. 72.

“ам же. —. 116.

468 –аздел V. »стори€ философии права и современность

ей, решающим, правильно ли учрежденные и уполномоченные им власти выполн€ют возложенные на них договорные об€зательства или стали нарушать договор.

ќбщественный договор, по Ћокку, заключаетс€ не раз навсегда, без права последующего народного контрол€ за его соблюдением со стороны властей, права корректировани€ условий этого договора и даже полного разрыва его в случае вырождени€ политической власти в абсолютизм и деспотизм. ƒоговорные отношени€; людей с государством Ч посто€нно обновл€ющийс€ процесс, про- текающий на основе отстаиваемого Ћокком принципа согласи€, который он противопоставл€ет феодальным представлени€м о прирожденном подданстве Ч безусловной и не завис€щей от самого человека его как бы природной св€занности с данной властью.

Ћокк подчеркивает, что человек не рождаетс€ подданным того или иного правительства и страны. Ћишь став совершеннолетним, он как свободный человек выбирает, под властью какого правительства он хочет находитьс€ и членом какого государства он хочет стать. "“олько согласие свободных людей, родившихс€ под властью какого-либо правительства, Ч замечает Ћокк, Ч делает их членами этого государства, и это согласие даетс€ порознь поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолети€, а не одновременно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или что это не об€зательно, и заключают, что они по природе €вл€ютс€ подданными точно так же, как они €вл€ютс€ людьми"1.

¬ учении Ћокка, таким образом, речь идет не только о договорном происхождении государства, но и о договорно обусловленном характере его сущности и де€тельности, а также о договорной форме установлени€ гражданства применительно к каждому отдельному человеку. “ака€ концепци€ договорных отношений между народом в целом и индивидами, с одной стороны, и государством! в целом и отдельными государственными власт€ми, с другой, предполагает взаимные права и об€занности договаривающихс€ сторон, а не одностороннее абсолютное право государства и бесправие подданных, как это имеет место в гоббсовской интерпретации договорной теории учреждени€ государства.

‘илософско-правовое учение Ћокка пронизано идеей неотчуждаемости и неотмен€емости основных естественных прав и сво--бод человека в гражданском состо€нии. јбсолютную монархию и любую иную разновидность абсолютной власти, которые неизбеж- но предполагают изначальное бесправие подданных и октроиро-; ванный характер предоставл€емых им по усмотрению самих вла- стей ограниченных прав, Ћокк вообще не считает формой гражда1 ского правлени€ и государственного устройства. ѕо его оценке, а(

1 “ам же. —. 68.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

солютна€, деспотическа€ власть, ввергающа€ людей в рабство, хуже естественного состо€ни€ с его, пускай и недостаточно гарантированными, но в принципе равными правами и свободами всех.

ѕроблема свободы отдельного человека и подданных в целом занимает ключевое место во всем учении Ћокка. ѕричем Ћокк не просто декларирует желательность такой свободы, но и стремитс€ теоретически обосновать ее необходимость и конструктивно конкретизировать пути и формы ее обеспечени€ в своих концепци€х неотчуждаемых естественных прав, общественного договора об учреждении государства, индивидуального согласи€ на членство в данном государстве, цел€х и пределах государственных полномочий, разделени€ властей, правомерности сопротивлени€ незаконным действи€м властей и т. д.

‘илософско-правовое обоснование Ћокком всего этого комплекса идей и представлений опираетс€ на развиваемую им юридическую концепцию правопонимани€. Ѕольшое достоинство учени€ Ћокка состоит в у€снении необходимой внутренней св€зи между свободой и правом, свободой и законом (естественным и гражданским). ќтверга€ понимание свободы как произвольного усмотрени€ и несв€занности никаким законом, Ћокк св€зывает свободу с законом (природы и государства) и рамками законности, надел€€ тем самым пон€ти€ закона и законности необходимой юридико-содер-жательной характеристикой.

Ћокк отвергает представлени€ о свободе и законе как противоположных, несовместимых и взаимоисключающих €влени€х, обоснованию чего много усилий посв€тил √оббс.  ритику€ подобные представлени€, Ћокк замечает: "Ќесмотр€ на всевозможные лжетолковани€, целью закона €вл€етс€ не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. ¬едь во всех состо€ни€х живых существ, способных иметь законы, там, где нет законов, там нет и свободы"1.

«акон как выражение свободы как раз и демонстрирует правовую природу и правовой характер закона в локковской его трактовке.

—вои представлени€ о свободе и законе в государственном состо€нии Ћокк формулирует следующим образом: "—вобода людей, наход€щихс€ под властью правительства, заключаетс€ в том, чтобы иметь посто€нное правило дл€ жизни, общее дл€ каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это Ч свобода следовать моему собственному желанию во всех случа€х, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непосто€нной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека"2.

1 “ам же. —. 34.

2 “ам же. —. 16.

470 –аздел V. »стори€ философии права и современность

√арантированность свободы в государственном состо€нии, по Ћокку, обеспечиваетс€ наличием определенного и общего дл€ всех гражданского закона, компетентного и беспристрастного правосуди€ и, наконец, властной публичной силы, способной претвор€ть в жизнь справедливые судебные решени€.

«аконы, издаваемые в государстве верховной (законодательной) властью, должны, согласно учению Ћокка, соответствовать велени€м естественного закона (закона природы), предусмотренным им прирожденным и неотчуждаемым правам и свободам человека. “акое соответствие гражданского закона закону природному, учет в первом требований второго, выступает в качестве критери€ верности и справедливости устанавливаемого в государстве закона.

ќтсюда вытекают р€д требований к самому законодателю, которые очерчивают границы его компетенции. "«акон природы, Ч подчеркивает Ћокк, Ч выступает дл€ всех людей, дл€ законодателей в такой же степени, как и дл€ других. “е законы, которые они создают дл€ направлени€ действий других людей, должны, так же как и их собственные действи€ и действи€ других людей, соответствовать закону природы, т. е. божьей воле, про€влением которой он €вл€етс€"1.

ќбщеоб€зательность гражданского закона, в том числе и дл€ всех государственных властей, проистекает из того, что закон, согласно Ћокку, выражает "волю общества"2. ƒолжностные лица (вплоть до корол€), действу€ в качестве официальных представителей общества, обладают лишь той волей и властью, котора€ представлена в законе.  огда же де€тельность корол€ определ€етс€ его личной волей, она перестает быть представительством общественной воли, превращаетс€ в действи€ частного лица и тер€ет свой об€зательный характер, поскольку "члены общества об€заны повиноватьс€ только воле общества"3.

Ќи дл€ одного человека, подчеркивает Ћокк, не может быть сделано исключение из законов данного общества. ѕри этом он верно отмечает, что подобное исключение поставило бы то или иное частное лицо, а тем более носител€ государственной власти в естественное состо€ние, в состо€ние войны против народа, тогда как все остальные продолжают руководствоватьс€ правилами гражданского состо€ни€. Ёти рассуждени€ Ћокка направлены против учени€ √оббса, по которому государственна€ власть носит надзакон-ный характер и по существу обладает по отношению к подданным естественными правами ("правом войны").

«аконодательна€ власть €вл€етс€ верховной среди других государственных властей, по отношению же к обществу в целом она

1 “ам же. —. 78. ! “ам же. —. 87. 1 “ам же.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

"представл€ет собой лишь доверенную власть, котора€ должна действовать ради определенной цели"1.  огда же законодательна€ власть действует вопреки оказанному ей доверию, народ вправе использовать остающуюс€ у него "верховную власть отстран€ть или измен€ть состав законодательного органа"2. «десь, как и в праве народа на восстание, отчетливо про€вл€етс€ отстаиваема€ Ћокком иде€ неотчуждаемости народного суверенитета, получивша€ у –уссо свою дальнейшую разработку и развитие.

¬о всех формах правлени€, подчеркивает Ћокк, полномочи€, данные обществом, а также закон бога и природы установили дл€ законодательной власти определенные пределы. “ак, в силу неотчуждаемости естественных прав человека законодатель не может лишать человека без его согласи€ его собственности. ѕо смыслу общественного договора, предусматривающего, в частности, такую гарантию против деспотизма, как разделение властей, законодательна€ власть "не может передавать право издавать законы в чьи-либо другие руки", "не может брать на себ€ право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она об€зана отправл€ть правосудие и определ€ть права подданного посредством провозглашенных посто€нных законов и известных, уполномоченных на то судей"3.

"ѕосто€нные законы", о которых говорит Ћокк, играют роль исходного и основного (по существу Ч конституционного) правового источника дл€ текущего законодательства. » об€занность законодател€ руководствоватьс€ в своей де€тельности положени€ми этих посто€нных законов" €вл€етс€ существенной юридической гарантией обосновываемой Ћокком законности вообще, законности в законодательной де€тельности в особенности.

¬ целом Ћокк, в отличие от сторонников ограниченной законно-оти, законности лишь против подданных (√оббс и его приверженцы), лоследовательно развивает и защищает концепцию всеобщей и полной законности, требовани€ которой распростран€ютс€ без исключени€ на всех Ч как на подданных, так и на государственные власти.

–езюмиру€ смысл подхода Ћокка к проблеме соотношени€ права и закона, можно сказать, что в его учении формально-правовые характеристики гражданского закона (т. е. позитивного права) опираютс€ на его содержательно-правовые характеристики и €вл€ютс€ их конкретизацией. ќсновной (идеальный) замысел Ћокка состоит в достижении того, чтобы гражданский закон воплотил в себе требовани€ естественного закона, придав им необходимую определенность и обеспечив их публично-властной защитой. Ћокк, —ледовательно, стремитс€ обеспечить действие закона природы и

“ам же. —. 85. “ам же. —. 86. “ам же. —. 81Ч82.

472 –аздел V. »стори€ философии права и современность

неотчуждаемых прав и свобод человека опосредованно Ч именно \ через гражданские законы. ¬ случае такого соответстви€ естест- венного и гражданского законов мы имеем дело с искомой (идеаль-; ной) конструкцией правового закона.

“ам же, где нет такого соответстви€ гражданского закона закону естественному, непрекращающеес€ никогда действие последнего также и в гражданском состо€нии носит уже непосредственный характер, определ€€ деспотичность (несправедливость, неправомерность и незаконность) произвольных (противоречащих естественному закону и общественному договору) официальных законов и правомерность сопротивлени€ незаконным действи€м государственных властей, вплоть до народного восстани€ и учреждени€ новой формы правлени€.

¬ своей философии права и государства Ћокк выразил и обосновал основные положени€ юридического мировоззрени€ новой эпохи. ≈го идеи оказали большое вли€ние на последующую политическую и правовую теорию и практику и прежде всего Ч на французских просветителей (ћонтескье, ¬ольтера, –уссо и др.) и де€телей американской революции (ƒжефферсона, ћэдисона, ‘ранклина и др.). ≈го учение сыграло и продолжает играть существенную роль в развитии и реализации идей правовой государственности, разделении властей, неотчуждаемых прав и свобод человека.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 824 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

2125 - | 1883 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.027 с.