Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ам же. —. 74




√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

Ќеобходимым отличительным признаком любого права, подчеркивает √роций, €вл€етс€ его об€зывающа€ сила. "¬о вс€ком случае, Ч замечает он, Ч необходима об€занность, ибо советы и какие бы то ни было иные наставлени€, не имеющие об€зательной силы, не заслуживают названи€ закона или права"1. —воеобразна€ об€зательна€ сила присуща, согласно √роцию, и естественному праву.

¬ этой св€зи он говорит о необходимости отличать право (право позитивное и естественное право) от его внешнего осуществлени€ и средств, обеспечивающих это. ѕоложение о том, что люди принуждаютс€ своего рода насилием к осуществлению справедливости, согласно √роцию, относитс€ не к самому праву, а "только к тем установлени€м и законам, которые должны способствовать осуществлению права на деле"2. Ѕыло бы неверно, подчеркивает √роций, считать, будто право, лишенное поддержки силой, не имеет никакого действи€, ибо соблюдение справедливости сообщает совести спокойствие, а несправедливость причин€ет терзани€ и муки!   числу ненасильственных факторов, содействующих осуществлению права, √роций относит, кроме совести, также общественное мнение (согласное суждение честных людей) и благоволение бога, одобр€ющие справедливые поступки и осуждающие несправедливые.

ѕри характеристике неизменности естественного права √роций отмечает, что оно не может быть изменено даже самим богом. "’от€ божественное всемогущество и безмерно, Ч пишет он, Ч тем не менее можно назвать и нечто такое, на что оно не распростран€етс€. ƒействительно, подобно тому как бог не может сделать, чтобы дважды два не равн€лось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро"3.

—уществуют, по √роцию, два способа доказательства быти€ естественного права: 1) доказательство априори (из первых начал), которое состоит в обнаружении необходимого соответстви€ (или несоответстви€) какой-нибудь вещи с разумной и общежительной природой; 2) доказательство апостериори (от следствий), состо€щее в установлении естественного права путем отыскани€ того, что признаетс€ таковым у всех или, по крайней мере, у наиболее образованных народов. Ётот второй способ, по словам √роци€, не обладает совершенной достоверностью, но лишь некоторой веро€тностью, корен€щейс€ в положении о том, что общераспространенное следствие (в том числе и авторитетные признани€ мыслителей разных эпох и народов) предполагает исходную всеобщую причину (и общий смысл).

ќсобое значение общего согласного мнени€ о наличии естественного права обусловлено тем, что в случае с естественным пра-

“ам же. —. 70. “ам же. —. 49. 1 “ам же. —. 72.

452 –аздел V. »стори€ философии права и современность

вом, по √роцию, речь идет как раз об общих началах, присущих разумной природе человека. » наличие общего мнени€ (и однотипных суждений) по данному специфическому предмету свидетельствует о существовании общего смысла, присущего разумной природе человека (основе естественного права) и про€вл€ющегос€ в признании естественного права. ¬ этой св€зи √роций приводит высказывани€ целого р€да авторов (√ераклита, јристотел€, ÷ицерона, —енеки, ѕлутарха, »осифа ‘лави€,  винтилиана, “ер-туллиана, јндронника –одосского и др.) о роли согласованного общего мнени€ в деле вы€влени€ истины и обнаружени€ естественного права.

¬озража€ против сведени€ права к одной лишь пользе и выгоде, √роций отмечает, что право в собственном смысле слова состоит в том, чтобы предоставл€ть другим то, что им принадлежит, и выполн€ть возложенные на нас по отношению к ним об€занности.

„еловеку как существу высшего (по сравнению с животными) пор€дка присущи от природы стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными, а также, в соответствии с этим, способность к знанию и де€тельности согласно общим правилам. "“акое соблюдение (правил) общежити€, изображенное нами лишь в общих чертах как присущее человеческому разуму, Ч пишет √роций, Ч есть источник так называемого права в собственном смысле: к нему относ€тс€ как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, об€занность соблюдени€ обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также возда€ние люд€м заслуженного наказани€"1.

»з этих естественноправовых принципов, характеризуемых как право в собственном смысле слова, вытекает, согласно √роцию, и понимание естественного права в более широком смысле, корен€щеес€ в способности человека, опира€сь на данные принципы, оценивать с точки зрени€ разума все свои взаимоотношени€ с другими. "ѕон€тно, Ч замечает √роций, Ч- что человеческой природе свойственно, в согласии с разумом, в этих обсто€тельствах руководствоватьс€ здравым суждением и не уступать ни угрозам страха, ни соблазнам доступных удовольствий, и не предаватьс€ безрассудному порыву, а то, что €вно противоречит такому суждению, следует рассматривать как противное также естественному праву, а тем самым Ч и человеческой природе"2.

  естественному праву в широком смысле √роций относит и благоразумную соразмерность в безвозмездном распределении между отдельными людьми и обществом причитающихс€ им благ, с

1 “ам же. —. 46. “ам же.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

оказанием предпочтени€ одним перед другими (мудрым, родичам, бедным соответственно перед немудрыми, чужестранцами и богатыми) сообразно с действи€ми каждого и природой каждой вещи.

ѕольза трактуетс€ √роцием в качестве не причины, но лишь повода дл€ возникновени€ внутригосударственного и международного права. "Ќо подобно тому, как законы любого государства, Ч пишет он, Ч преследуют особую пользу, так точно известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашени€ как между всеми государствами, так и между большинством их. » оказываетс€ даже, что подобного рода права возникли в интересах не каждого сообщества людей в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ"1.

—пециальное внимание √роций удел€ет вопросу о праве подданных сопротивл€тьс€ верховной власти или подчиненным органам, действующим по уполномочию верховной власти. ѕозици€ √роци€ в этом вопросе, весьма значимом дл€ его правопонимани€ в целом, отмечена €вной непоследовательностью.

— одной стороны, он как будто признает, что "все по природе имеют право противитьс€ причинению им насили€" и поэтому "не следует повиноватьс€ приказам власти, противным естественному праву и божественным заповед€м"2.

— другой стороны, он по существу обосновывает представление, согласно которому естественное право сопротивлени€ подданных верховной власти тер€ет свою силу перед лицом верховного права государства. "Ќо так как, Ч замечает √роций, Ч государство установлено дл€ обеспечени€ общественного спокойстви€, то ему принадлежит некое верховное право над нами и нашим досто€нием, поскольку это необходимо дл€ осуществлени€ государственных целей. ѕоэтому государство и может наложить запрет на это всеобщее право сопротивлени€ ради сохранени€ общественного мира и государственного пор€дка... »бо если сохранить такое всеобщее право сопротивлени€, то будет уже не государство, но беспор€дочна€ толпа, как у циклопов"3.

ѕодобный вывод находитс€ в €вном противоречии как с исходными принципами учени€ самого √роци€ о естественном праве и правовом характере внутригосударственных законов, так и с его концепцией договорного происхождени€ государства и гражданских установлений.

Ѕолее последовательна€ трактовка рационалистических моментов учени€ √роци€ о естественном праве и государстве как союзе ради соблюдени€ права использовалась р€дом последующих буржуазных мыслителей (Ћокк, –уссо, ƒжефферсон и др.) дл€ обосновани€ идей и концепций о неотчуждаемых (естественных) правах и свобо-

1 “ам же. —. 48. I “ам же. —. 159. " “ам же.

–аздел V. »стори€ философии права и современность І

дах личности, о праве подданных свергнуть несправедливое правительство, об общественном договоре как про€влении суверенитета народа, о конституционно-правовом оформлении и ограничении власти государства, о господстве права и правового закона в услови€х правового государства.

ѕри исследовании права войны и мира √роций отмечает, что война как такова€ не противоречит естественному праву: "по природе каждый €вл€етс€ защитником своего права, дл€ чего нам и даны руки"1. Ќе запрещена война также божественными законами и правом народов. Ќо это вовсе не означает, что все войны справедливы. –азлича€ войны справедливые и несправедливые, √роций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивает, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение"2.   справедливым он, в частности, относит войны оборонительные, войны дл€ сохранени€ целостности государства, защиты имущества. Ќесправедливые войны (войны захватнические, войны в цел€х овладени€ чужим имуществом, покорени€ других народов) представл€ют собой противоправное состо€ние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов)3. «ачинщики несправедливой войны, подчеркивает √роций, "об€заны к возмещению за соде€нное их силами или по их совету"4.

— прогрессивных позиций √роций обосновывает необходимость гуманного поведени€ воюющих сторон (в отношении женщин, детей и стариков, пленных, а также лиц, сдавшихс€ непри€телю), остро критикует злоде€ни€, разнузданность и безобрази€ на войне. ќн подчеркивает необходимость соблюдени€ международных договоров и соглашений о перемирии.

√роций подчеркивает, что соблюдение правовых начал в международных отношени€х диктуетс€ не только принципом справедливости, но и соображени€ми пользы всех государств (как малых и слабых, так и обширных и могущественных).

«ащища€ благо мира, √роций писал, что "войны ведутс€ ради заключени€ мира" и что мир €вл€етс€ "конечной целью войны"5.

¬ своем учении о праве войны и мира √роций обосновывал необходимость формировани€ нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотруд- ; ничества и взаимности в отношени€х между всеми людьми, наро- дами и государствами, на идее единого международного правопо- р€дка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдае мого суверенными государствами.

“ам же. —. 50. “ам же. —. 68. —м. там же. —. 526. “ам же. —. 689. “ам же. —. 67.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени 455





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 906 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

596 - | 605 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.