Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћонтескье




«начительный вклад в развитие философии права и государства внес Ў.ћонтескье (1689-Ч1755).

ќсновной предмет философско-правовых исследований ћонтескье и главна€ ценность, отстаиваема€ в них, Ч политическа€ свобода. Ќеобходимыми услови€ми обеспечени€ этой свободы €вл€ютс€ справедливые законы и надлежаща€ организаци€ государственности.

ћонтескье зан€т поисками "духа законов", т. е. закономерного в законах. ќпира€сь на рационалистические представлени€ о разумной природе человека, природе вещей и т. д., он стремилс€ постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их факторы и причины.

’арактеризу€ свой подход, ћонтескье писал: "я начал с изучени€ людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчин€ютс€ им, что истори€ каждого народа вытекает из них как следствие и вс€кий частный закон св€зан с другим законом или зависит от другого, более общего закона"1.

ћонтескье Ў. ќ духе законов. // »збранные произведени€. ћ., 1955. —. 159.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

¬ рамках подхода ћонтескье закономерное в тех или иных отношени€х (т. е. закон, правило соответствующих отношений) Ч это разумное и необходимое, противопоставл€емое им случайному, произвольному и фатальному (слепой судьбе). «акон как.раз и выражает момент определ€емости, обусловленности и пронизанно-сти тех или иных отношений разумным началом, т. е. присутствие разумного (и необходимого) в этих отношени€х.

ќбщим пон€тием закона охватываютс€ все законы Ч как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ.  ак существо физическое человек, подобно всем другим природным телам, управл€етс€ неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по собственным побуждени€м человек (в силу неизбежной ограниченности разума, способности заблуждатьс€, подверженности вли€нию страстей и т. д.) беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы.

«аконы природы (естественные законы) применительно к человеку трактуютс€ ћонтескье как законы, которые "вытекают единственно из устройства нашего существа"1.   естественным законам, по которым человек жил в естественном (дообще-ственном) состо€нии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношени€м с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.

— этих позиций ћонтескье критиковал √оббса, который приписывал люд€м изначальную агрессивность и желание властвовать друг над другом. Ќапротив, человек, по ћонтескье, вначале слаб, крайне бо€злив и стремитс€ к равенству и миру с другими.  роме того, иде€ власти и господства настолько сложна и зависит от такого множества других идей, что не может быть первой во времени идеей человека.

ѕосле соединени€ людей в общество они утрачивают сознание своей слабости. »счезает существовавшее между ними равенство, начинаютс€ войны дво€кого рода Ч между отдельными лицами и между народами. "ѕо€вление этих двух видов войны, Ч писал ћонтескье, Ч побуждает установить законы между людьми"2. ѕо€вл€ютс€ положительные законы, определ€ющие отношени€ между народами (международное право); законы, определ€ющие отношени€ между правител€ми и управл€емыми (политическое право); законы, которые определ€ют отношени€ всех граждан между собой (гражданское право).

ќсвеща€ процесс перехода от естественного состо€ни€ к государству (политическому состо€нию) и общим законам, ћонтескье

1 “ам же. —. 165. ! “ам же. —. 167.

–аздел V. »стори€ философии права и современность

подчеркивает, что дл€ этого необходимо достаточно развитое состо€ние жизни людей в обществе (гражданское состо€ние).

¬ трактовке ћонтескье положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений. —праведливость предшествует положительному закону, а не впервые им создаетс€. "«аконам, созданным людьми, должна была, Ч подчеркивал ћонтескье, Ч предшествовать возможность справедливых отношений. √оворить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего ни справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начертан круг, его радиусы не были равны между собою"1.

ѕоскольку закон вообще Ч человеческий разум, управл€ющий всеми людьми, "политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случа€ми приложени€ этого разума"2. ¬ процессе реализации такого подхода ћонтескье исследует факторы, образующие в своей совокупности "дух законов", т. е. то, что определ€ет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона.

¬ процессе исследовани€ необходимых отношений, порождающих закон (т. е. законообразующих отношений и факторов), ћонтескье прежде всего обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый дл€ данного народа. ѕричем также и правительство, соответствующее этим требовани€м, расцениваетс€ им как наиболее сообразное с природой вещей. ќтсюда вытекает и общий вывод о том, что лишь в чрезвычайно редких случа€х законы одного народа могут оказатьс€ пригодными также и дл€ другого народа. ƒанна€ иде€ ћонтескье в дальнейшем стала исходным пунктом воззрений представителей исторической школы права (√. √уго,  . —авиньи, ѕухты и др.) о "народном духе" как основной правообразующей силе и носителе права.

Ѕольшое значение, далее, удел€етс€ необходимости соответст- ви€ положительных законов природе и принципам установленного правительства (т. е. форме правлени€), географическим фактораї и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее кли- мату (холодному, жаркому или умеренному), качеству почвы, обра- зу жизни населени€ (земледельцев, охотников, торговцев и т. д.) его численности, богатству, склонност€м, нравам и обыча€м и т. ћонтескье подчеркивает необходимость учета взаимосв€занноста законов (или, как сейчас бы сказали, системной целостности зак нодательства), особых обсто€тельств возникновени€ того или иног закона, целей законодател€ (т. е. законодательную политику) и т.,

1 “ам же. —. 164.

2 “ам же. —. 168.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

ћонтескье считает, что решающее вли€ние на законы оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состо€нии. ќн различает три образа (формы) правлени€: республиканский, монархический и деспотический. ѕри

республиканском правлении верховна€ власть находитс€ в руках или всего народа (демократи€), или его части (аристократи€). ћонархи€ Ч это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. ¬ деспотии все определ€етс€ волей и произволом одного лица вне вс€ких законов и правил. “акова, по оценке ћонтескье, природа каждого образа правлени€, из которой вытекают "основные краеугольные законы"1 данной формы правлени€.

ќт этой природы правлени€ он отличает присущий каждой форме принцип правлени€, тоже играющий существенную законо-образующую роль. ѕо€сн€€ это отличие, он писал: "–азличие между природой правлени€ и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип Ч это то, что заставл€ет его действовать. ѕерва€ есть его особенный строй, а второй Ч человеческие страсти, которые двигают им"2.

¬ ходе рассмотрени€ вопроса о законах, вытекающих непосредственно из природы различных форм правлени€, ћонтескье отмечает, что основными дл€ демократии €вл€ютс€ законы, определ€ющие право голосовани€, а также контрол€ за избранными уполномоченными (должностными лицами государства).

ƒл€ аристократии основными €вл€ютс€ те законы, которые определ€ют право части народа издавать законы и следить за их исполнением.

  основным законам монархии ћонтескье относит законы, определ€ющие "существование посредствующих каналов, по которым движетс€ власть", Ч т. е. наличие "посредствующих, подчиненных и зависимых" властей, их правомочий. √лавной из них €вл€етс€ власть двор€нства, так что без двор€нства монарх становитс€ деспотом.

¬ услови€х деспотического правлени€, где, собственно, нет законов и их место занимают произвол и прихоть деспота, религи€ и обычаи, основным законом €вл€етс€ учреждение должности полновластного визир€.

ѕрирода каждой формы правлени€, таким образом, определ€ет основные, конституирующие данный строй (и в этом смысле Ч конституционные) законы.

ѕрироде каждого вида правлени€ соответствует и свой принцип, привод€щий в движение механизм человеческих страстей, Ч особый дл€ данного политического стро€.

1 “ам же. —. 169.

2 “ам же. —. 178.

–аздел V. »стори€ философии права и современность

¬ республике (и особенно в демократии) таким принципом €вл€етс€ добродетель, в монархии Ч честь, в деспотии Ч страх. ћонтескье специально подчеркивает, что, говор€ об этих принципах, он имеет в виду не реально существующее положение, а должный (соответствующий каждому строю) пор€док: "из этого следует лишь, что так должно быть, ибо иначе эти государства не будут совершенными"1.

¬ ходе анализа законотворческого значени€ и законообразую-щей силы соответствующего принципа ћонтескье пишет: "...«аконы вытекают из него, как из своего источника"2. I

»сследу€ соотношени€ закона и свободы, ћонтескье различает два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанав-1 ливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие политическую сво- боду в ее отношении к гражданину. –ечь, следовательно, идет об! институциональном и личностном аспектах политической свобо-[ ды, подлежащих законодательному закреплению.

ѕолитическа€ свобода, по ћонтескье, возможна вообще лишь! при умеренных правлени€х, но не в демократии или аристокра-1 тии, а тем более в деспотии. ƒа и при умеренных правлени€х поли- тическа€ свобода имеет место лишь там, где исключена возможность злоупотреблени€ властью, дл€ чего необходимо достичь государстве разделени€ властей на законодательную, исполнительную и судебную. “акое умеренное правление характеризуете как "государственный строй, при котором никого не будут понуж-ч дать делать то, к чему его не об€зывает закон, и не делать того, что закон ему дозвол€ет"3.

—истема разделени€ и взаимного содержани€ властей €вл€Ќ етс€, согласно ћонтескье, главным условием дл€ обеспечени€ поли-1 тической свободы в ее отношени€х к государственному устройству. ѕри этом он подчеркивает, что политическа€ свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочетс€. "¬ государстве, т. е. в обществе, где есть законы, Ч пишет ћонтескье, Ч свобода может заключатьс€ лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть... —вобода есть право делать все, что дозволено законами. ≈сли бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещаетс€, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане"4-

ѕолитическа€ же свобода в ее отношении уже не к государственному устройству, а к отдельному гражданину (личностный аспект свободы) заключаетс€, согласно ћонтескье, в безопасности

1 “ам же. —. 187.

2 “ам же. —. 169.

3 “ам же. —. 289.

4 “ам же.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени 477

гражданина. –ассматрива€ средства обеспечени€ такой безопасности, он придает особое значение доброкачественности уголовных законов и судопроизводства. "≈сли не ограждена невиновность граждан, то не ограждена и свобода. —ведени€ о наилучших правилах, которыми следует руководствоватьс€ при уголовном судопроизводстве, важнее дл€ человечества всего прочего в мире. Ёти сведени€ уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими"1.

¬ этой св€зи ћонтескье подчеркивает, что политическа€ свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдени€ принципа соответстви€ наказани€ преступлению. ƒл€ обеспечени€ свободы необходимы и определенные судебные процедуры (процессуальные правила и формы) Ч правда, в такой степени, чтобы они содействовали цел€м реализации закона, но не превратились бы в преп€тствие дл€ этого.

ћонтескье удел€ет большое внимание способам составлени€ законов, законодательной технике. ќсновополагающим принципом законодательства €вл€етс€ умеренность: "дух умеренности должен быть духом законодател€"2.

ћонтескье формулирует и более конкретные правила составлени€ законов, которыми должен руководствоватьс€ законодатель, в том числе следующие. —лог законов должен быть сжатым и простым. —лова закона должны быть однозначными, вызыва€ у всех людей одни и те же пон€ти€. «аконы не должны вдаватьс€ в тонкости, поскольку "они предназначены дл€ людей посредственных и содержат в себе не искусство логики, а здравые пон€ти€ простого отца семейства"3.  огда закон не нуждаетс€ в исключени€х, ограничени€х и видоизменени€х, то лучше обходитьс€ без них. ћотивировка закона должна быть достойна закона. "ѕодобно тому, как бесполезные законы ослабл€ют действие необходимых законов, законы, от исполнени€ которых можно уклонитьс€, ослабл€ют действие законодательства"4. Ќе следует запрещать действи€, в которых нет ничего дурного, только ради чего-то более совершенного. "«аконам должна быть присуща известна€ чистота. ѕредназначенные ƒл€ наказани€ людской злобы, они должны сами обладать совершенной непорочностью"5.

¬ целом соотношение права и закона предстает в учении ћонтескье как соотношение "духа законов" и позитивного законодательства. "ƒух законов" резюмирует в себе совокупность тех отношений и факторов (географических, климатических, исторических, социальных, хоз€йственных, политических, нравственных,

“ам же. —. 318. г “ам же. —. 642. “ам же. —. 652. “ам же. —. 653Ч654. “ам же. —. 654.

в Ќерсес€нц Ђ‘илософи€ праваї

478 –аздел V. »стори€ философии права и современность

религиозных и т. д.), которые вли€ют на законодательство, определ€ют его, придают ему характер объективно обусловленных, необходимых, закономерных, справедливых и разумных (с учетом данных обсто€тельств) правил. “ака€ философско-правова€ концепци€, устанавливающа€ необходимое законотворческое значение "духа законов" и вытекающие отсюда об€зательные требовани€ к закону, законодателю и государству в целом, становитс€ существенным барьером против произвола в общественной и политической жизни.

”чение ћонтескье о духе законов, о разделении властей и политической свободе значительно обогатило философско-правовую мысль и содействовало ее дальнейшему развитию.

–уссо

∆ан-∆ак –уссо (1712Ч1778) Ч один из €рких и оригинальных мыслителей во всей истории философских учений о праве, государстве, законе.

— позиций обосновани€ и защиты принципа народного суверенитета он по-новому интерпретирует представлени€ о естественном состо€нии и договорном происхождении государства.

¬ его трактовке естественное состо€ние Ч строй всеобщей свободы и равенства. ќднако с по€влением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинаетс€ борьба между бедными и богатыми. ¬ыход из такого состо€ни€ был найден с помощью соглашени€ о создании государственной власти и закона, которым будут подчин€тьс€ все. Ќо потер€в свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Ќеравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно –уссо, в конечном счете ic абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.

Ѕичу€ такое ложное, порочное и пагубное дл€ человечества направление развити€ общества и государства, –уссо выдвигает свой проект "исправлени€" истории Ч создание ѕолитического организма как подлинного договора между народами и правител€ми. ÷ель этого подлинного общественного договора –уссо видит в создании "такой формы ассоциации, котора€ защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодар€ которой каждый, соедин€€сь со всеми, подчин€етс€, однако, только самому себе и остаетс€ столь же свободным, как и прежде"1.

Ѕлагодар€ общественному договору каждый, передав в общее досто€ние и поставив под единое высшее руководство общей воли

1 –уссо ∆.-∆. ќб общественном договоре, или ѕринципы политического права // “рактаты. ћ., 1969. —. 160.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

свою личность и все свои силы, превращаетс€ в нераздельную часть целого. ѕоследстви€ общественного договора, по –уссо, таковы: "Ќемедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношени€, этот акт ассоциации создает условное коллективное ÷елое, состо€щее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. Ёто ÷елое получает в результате такого акта свое единство, свое общее €, свою жизнь и волю. Ёто лицо юридическое1, образующеес€, следовательно, в результате объединени€ всех других, некогда именовалось √ражданскою общиной, ныне же именуетс€ –еспубликою, или ѕолитическим организмом: его члены называют этот ѕолитический организм √осударством, когда он пассивен, —увереном, когда он активен, ƒержавою Ч при сопоставлении его с ему подобным. „то до членов ассоциации, то они в совокупности получают им€ народа, а в отдельности называютс€ граж-данами как участвующие в верховной власти и подданными как подчин€ющиес€ї законам √осударства"2.

¬ социально-экономическом плане –уссо, не отрица€ самой частной собственности, вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положени€ граждан и с этих эгалитаристских позиций критикует роскошь и излишки, пол€ризацию богатства и бедности. ¬ общественном состо€нии, согласно –уссо, ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один Ч быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себ€ продавать. Ёто, по€сн€ет –уссо, предполагает как ограничение размеров имущества и вли€ни€ знатных и богатых, так и умерение скаредности и алчности бедных.

¬ основе аргументации –уссо в пользу такого проекта и такой перспективы изменени€ исторических реалий лежит убеждение, что только установление тех политических и экономических отношений, которые соответствуют его концепции общественного договора, может оправдать Ч с точки зрени€ разума, справедливости и права Ч переход от естественного состо€ни€ в гражданское.

¬ конкретно-историческом плане идеи –уссо были непосредственно направлены против современного ему феодального стро€, который в свете буржуазно-демократических принципов общественного договора лишалс€ своей легитимности, справедливого и законного характера, словом Ч права на существование. —воей доктриной общественного договора –уссо по существу обосновывал и оправдывал насильственный, революционный путь низвержени€ феодальных пор€дков. » де€тели французской буржуазной революции были во многом воодушевлены именно его иде€ми.

Ќо в теоретико-концептуальном плане учение –уссо, несмотр€

1 ¬ оригинале "person publique", т.е. публична€ персона или публична€ личность.

2 “ам же. —. 161Ч162.

480 –аздел V. »стори€ философии права и современность

на его посто€нные апелл€ции к свободе, равенству и праву, трудно согласовать с ценност€ми правовой свободы и правового закона, с правами и свободами личности.

ќбща€ вол€, лежаща€ в основе общественного договора, находит свое воплощение в суверене и его актах (законах). ѕри этом общую волю –уссо отличает от воли всех: обща€ вол€ имеет в виду общие интересы, а вол€ всех Ч интересы частные и представл€ет собой лишь сумму изъ€влений индивидуальных воль частных лиц. "Ќо, Ч по€сн€ет –уссо, Ч отбросьте из этих изъ€влений воли взаимно уничтожающиес€ крайности; в результате сложени€ оставшихс€ расхождений получитс€ обща€ вол€"1.

ќтстаива€ господство в государстве общей воли, –уссо резко критикует всевозможные частичные ассоциации, партии, группы и объединени€, которые вступают в неизбежную конкуренцию с сувереном. »х вол€ становитс€ общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству. Ёто искажает процесс формировани€ подлинной общей воли граждан, поскольку оказываетс€, что голосующих не столько, сколько людей, а лишь столько, сколько организаций. "Ќаконец, когда одна из этих ассоциаций настолько велика, что берет верх над всеми остальными, получитс€ уже не сумма незначительных расхождений, но одно-единственное расхождение. “огда нет уже больше общей воли, и мнение, которое берет верх, есть уже не что иное, как мнение частное"2. ¬ этой св€зи –уссо присоедин€етс€ к положению ћакиавелли о том, что "наличие сект и партий" причин€ет вред государству3.

ћежду тем дл€ получени€ общей воли необходимо, чтобы каждый гражданин высказал только свое собственное мнение. ∆елательно, по –уссо, чтобы в государстве вообще не было ни одного частичного сообщества. "≈сли же имеютс€ частичные сообщества, то следует увеличить их число и тем предупредить неравенство между ними..."4. Ёти меры необходимы дл€ просвещени€ общей воли, дл€ того, чтобы народ никогда не ошибалс€.

ќтличие воли всех от общей воли отражает то обсто€тельство, что в гражданском состо€нии, как его изображает –уссо, имеетс€ различие между индивидом как частным человеком, частным лицом (со своими частными интересами) и тем же самым индивидом в качестве гражданина Ч члена "публичной персоны", носител€ общих интересов. ƒанное различение, которое лежит в основе отличи€ прав человека от прав гражданина, по сути дела имеет в виду раздвоение индивида на члена гражданского общества (т. е. человека) и гражданина государства. ” –уссо, правда, отсутствует четкое смысловое и терминологическое различие между обществом

1 “ам же. —. 170.

2 “ам же. —. 170Ч171.

3 “ам же. —. 171.

4 “ам же.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

и государством, но он все же отмечает отличие гражданина от частного лица и использует данную идею в своей трактовке отношений между сувереном и индивидами.

»з учени€ –уссо следует, что общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашени€); эта власть, направл€ема€ общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2962 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

497 - | 395 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.037 с.