Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘рэнсис Ѕэкон




— обоснованием новых философско-правовых идей в области теории закона выступил ‘рэнсис Ѕэкон (1561Ч1626).

ќтверга€ схоластику и спекул€тивный априоризм, он защищал и развивал эмпирический метод исследовани€ природы (включа€ сюда и "природу человека").

¬ программном произведении Ѕэкона "¬еликое восстановление наук" философско-правовой проблематике посв€щен специальный раздел с характерным названием: "ќбразец трактата о всеобщей справедливости, или об источниках права, в одной главе, в форме афоризмов"1.

ѕроблема "всеобщей справедливости" трактуетс€ Ѕэконом в юридическом плане, в плоскости надлежащих качеств позитивного права, его источников и т. д. "¬ гражданском обществе, Ч писал он, Ч господствует или закон, или насилие. Ќо насилие иногда принимает обличье закона, и иной закон больше говорит о насилии, чем о правовом равенстве. “аким образом, существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающеес€ именем закона, и жесткость самого закона" (јфоризм I).

Ѕэкон проводит различие между законом по существу (справедливым законом, противосто€щим насилию, включающим в себ€ принцип "правового равенства" и выражающим требовани€ "всеобщей справедливости") и формальным законом (законом лишь по "обличью", форме, названию, словом Ч несправедливым, насильственным, антиправовым законом). –ечь по сути дела идет о различении права и закона2.

»ме€ в виду именно справедливые (правовые) законы, Ѕэкон писал, что "законы Ч €кори государства" (јфоризм XXIII).

Ќаличие этого различени€ права и закона в концепции Ѕэкона тем более важно подчеркнуть, что в силу своего метода и преимущественного интереса к вопросам позитивного права он оказал заметное вли€ние на проникновение эмпирически ориентированного позитивистского метода в юриспруденцию, на становление позитивистской правовой науки и вообще развитие юридического позитивизма, представители которого, напротив, принципиально отвергают такое различие.

—м.: Ѕэкон ‘. —оч. ћ., 1971. “. 1. —. 507Ч536. —сылки на положени€ этого трактата в дальнейшем будут приводитьс€ в самом тексте в виде указани€ на нумерацию соответствующих афоризмов.

" ≈стественноправовое значение такой бэконовской характеристики закона, как справедливость, отчетливо видно из следующих его слов: "¬ то же врем€ в высшей степени правильно то, что люди обладают уже от природы некоторыми нравственными пон€ти€ми, сформированными под вли€нием естественного света и естест-венных законов, такими, как добродетель, порок, справедливость, несправедливость, зло". - Ѕэкон ‘. —оч. “. 1. —. 539.

456 –аздел V. »стори€ философии права и современность

’арактеризу€ законы в качестве "главной силы и оруди€" дл€! достижени€ "счасть€ граждан", процветани€ общества и прочности! устоев власти, Ѕэкон признает, что большинство законов неспособ-1 ны к выполнению этих целей. "ѕоэтому, Ч пишет он, Ч мы хотим! по мере наших возможностей показать, что некоторые законы долж-1 ны стать своего рода "законами законов", и определ€ть, что в каж- дом отдельном законе хорошо и что плохо" (јфоризм VI). ѕод эти- ми "законами законов" по существу имеетс€ в виду теори€ зако- нов, учение о законе как источнике позитивного права1.

ќсновные требовани€, которым должен отвечать закон, формулируютс€ так: "«акон можно считать хорошим в том случае, если смысл его точен, если требовани€ его справедливы, если он легко исполним, если он согласуетс€ с формой государства, если он рождает добродетель в гражданах" (јфоризм VII).

 аса€сь дел, в отношении которых имеютс€ пробелы в законодательстве, Ѕэкон считает, что такие дела должны рассматриватьс€ только судами высшей инстанции. "¬едь право дополн€ть закон и расшир€ть границы его применени€ или же см€гчать его действие, Ч подчеркивает он, Ч мало чем отличаетс€ от права издавать законы" (јфоризм XXXVII).

ќн выступает за весьма осторожное обращение к судебным прецедентам как источнику права, что вполне естественно при его €вно отрицательном отношении к судейскому правотворчеству. ѕревращение судьи в законодател€ характеризуетс€ им как произвол. "—удь€м, Ч пишет он, Ч надлежит помнить, что их дело "ius dicere", а не "ius dare"Ч толковать законы, а не создавать и издавать их. »наче будет похоже на ту власть, какую присваивает себе римска€ церковь, котора€ под предлогом толковани€ ѕисани€ не останавливаетс€ перед добавлени€ми и изменени€ми, находит там то, чего нет, и под видом охраны старого вводит новое"2.

ѕомимо составлени€ свода законов (куда должны войти законы, составл€ющие общее право, а также основополагающие законы или статуты, сборники описаний процессов и приговоров), Ѕэкон придает важное значение подготовке вспомогательной литературы к данному своду, в том числе институций (курсов по наиболее сложным вопросам правовой науки), словар€ юридической терминологии, исследований о юридических нормах и принципах, выводимых из самого права, сборников "юридических древностей" (т. е. сочинений историко-правового профил€ и предшествующих своду правовых источников), разного рода "сумм" (кратких систематических изложений юридического материала по определенным разде-

1 Ћюбопытно (в плане истории идей и современности), что наши юристы и законодатели уже давно планируют прин€тие своего "«акона о законах" в виде официального нормативного акта.

2 Ѕэкон ‘. —оч. ћ., “. 2. —. 476Ч477.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени 457

лам и темам дл€ помощи в первичном ознакомлении с правом), собраний всевозможных процессуальных формул по каждому разделу права.

¬ целом можно сказать, что бэконовские суждени€ о свойствах позитивного закона, о том, каким должен быть позитивный закон (и иные источники позитивного права), €вл€ютс€ философско-право-вой конкретизацией и позитивной экспликацией представлений о должном, справедливом, правовом законе.

«начительна€ новизна и глубина бэконовского подхода состо€т в осознании необходимости концепции различени€ права и закона и в использовании потенциала и смысла (эвристического, гносеологического, методологического, аксиологического) данной концепции именно применительно к теории позитивного права. ‘илософско-правова€ концепци€ Ѕэкона вместе с тем нагл€дно демонстрирует то важное обсто€тельство, что данное различение находитс€ не где-то вне теории позитивного права, а €вл€етс€ существенной предпосылкой и необходимым составным моментом самой этой теории.

√оббс

ярко выраженный этатистский характер присущ философии права и государства “омаса √оббса (1588Ч1679).

—ущественное значение в учении √оббса придаетс€ принципиальному противопоставлению естественного состо€ни€ государству (гражданскому состо€нию).

√оббс исходит из того, что "природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей"1. Ёто равенство людей, означающее их равные возможности вредить друг другу, в сочетании с корен€щимис€ в природе человека трем€ основными причинами войны (соперничество, недоверие, любовь к славе) приводит, согласно √оббсу, к тому, что естественное состо€ние оказываетс€ всеобщей непрекращающейс€ войной. "ќтсюда очевидно, Ч пишет он, Ч что пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они наход€тс€ в том состо€нии, которое называетс€ войной, и именно в состо€нии войны всех против всех"2.

¬ изображаемом √оббсом естественном состо€нии нет общей власти. ј там, где нет общей власти, замечает он, нет и закона, где нет закона, нет справедливости. «десь отсутствуют также собственность, владение, различие между моим и твоим.  аждый в естественном состо€нии имеет право на все, Ч в этом и состо€т его естественное право и естественна€ свобода.

√оббс “. Ћевиафан или матери€, форма и власть государства церковного и гражданского. ћ., 1936. —. 113. ¬ дальнейшем дл€ краткости данна€ работа будет обозначатьс€ "Ћевиафан". —м. также: √оббс “. ‘илософские основани€ учени€ о гражданине. ћ., 1914. —. 22 и ел.

√ “. Ћевиафан. —. 115.

–аздел V. »стори€ философии права и современность

√оббс определ€ет естественное право следующим образом: "≈стественное право, называемое обычно писател€ми ius naturale, есть свобода вс€кого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению дл€ сохранени€ своей собственной природы, т. е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению €вл€етс€ наиболее подход€щим дл€ этого средством"1.

≈стественное право, по мнению √оббса, не следует смешивать с естественным законом (lex naturalis) Ч предписанием или найденным разумом общим правилом, согласно которому человеку запрещаетс€ делать то, что пагубно дл€ его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством дл€ сохранени€ жизни.

√оббс подчеркивает: "—ледует различать между ius и lex, между правом и законом, хот€ те, которые пишут по этому предмету, обычно смешивают эти пон€ти€: ибо право состоит в свободе делать или не делать, между тем как закон определ€ет и об€зывает к тому или другому члену этой альтернативы, так что закон и право различаютс€ между собой так же, как об€зательство и свобода, которые несовместимы в отношении одной и той же вещи"2.

„еловек Ч существо разумное, а общее правило и предписание разума, согласно √оббсу, звучит так: "вс€кий человек должен добиватьс€ мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать вс€кие средства, дающие преимущество на войне"3.

¬ этом предписании разума, свидетельствующем о своеобразном рационалистическом (апеллирующем к разуму) подходе √оббса к обсуждаемой теме, содержатс€ как правила поведени€ в естественном состо€нии (во второй части приведенной формулы речь идет о санкционируемом разумом естественном праве), так и о правиле выхода из естественного состо€ни€ всеобщей войны к миру (перва€ часть формулы). ѕерва€ часть гоббсовской максимы разума выступает как первый и фундаментальный естественный закон: следует искать мира и следовать ему.

»з этого основного естественного закона √оббс, прибега€ к дедукции, выводит целый р€д других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира между людьми4.

“ак, второй естественный закон гласит, что в случае согласи€ на то других людей человек должен согласитьс€ отказатьс€ от пра-

1 √оббс “. Ћевиафан. —. 117.

2 “ам же. “акое противопоставление права и закона отрицает их общность и отвергает саму возможность правового закона как правовой формы признани€ и защиты свободы людей.

;1 “ам же. —. 118.

4 —м.: √оббс “. Ћевиафан. —. 118Ч138; ќн же. ‘илософские основани€ учени€ о

гражданине. —. 30Ч59.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

ва на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоватьс€ такой степенью свободы по отношению к другим люд€м, какую он допустил бы у других людей по отношению к себе. √оббс отмечает, что требование этого закона уже представлено в известной евангельской максиме: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1372 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

497 - | 395 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.