Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ретий естественный законтребует, чтобы люди выполн€ли заключенные ими соглашени€. Ётот закон, по √оббсу, содержит в себе источник и начало справедливости




Ќесправедливость Ч это невыполнение договора, а все, что не несправедливо, справедливо.

ќднако соглашени€, основанные на доверии, недействительны там, где есть опасени€ их невыполнени€ (т. е. в естественном состо€нии). "¬от почему, Ч пишет он, Ч прежде чем слова справедливое и несправедливое могут иметь место, должна быть кака€-нибудь принудительна€ власть, котора€ угрозой наказани€, перевешивающего благо, ожидаемое людьми от нарушени€ ими соглашени€, принуждала бы в одинаковой мере людей к выполнению их соглашений и упрочила бы ту собственность, которую люди приобретают путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права. » така€ власть может €витьс€ с основанием государства"1.

–аспространенное определение справедливости как неизменной воли давать (воздавать) каждому его собственное √оббс трактует в духе своей концепции: справедливость предполагает собственное (собственность), а последнее возможно лишь там, где есть государство и принудительна€ гражданска€ власть.

ќстальные естественные законы, формулируемые √оббсом, требуют соблюдени€ правил благодарности, признательности, скромности, милосерди€, прощени€, неприкосновенности посредников мира, беспристрастного и нелицепри€тного решени€ споров и т. д.2.

≈стественные законы неизменны и вечны. "»бо, Ч по€сн€ет √оббс, Ч несправедливость, неблагодарность, надменность, гордость,

\ √оббс “. Ћевиафан. —. 127.

2 ќдин из естественных законов запрещает пь€нство и see то, что уклон€ет ум от его естественного состо€ни€, разруша€ или уменьша€ тем самым способность рас-с”ждени€. ќснование формулировки этого закона таково: естественный закон - это веление правого разума (recta ratio), а последнее в естественном состо€нии представл€ет собой "акт рассуждени€, т.е. собственное и истинное рассуждение каждого отдельного человека о его действи€х, которые могут привести к выгоде или в–еду дл€ остальных людей". √оббс “. ‘илософские основани€ учени€ о гражданине. —. 30, 53Ч54.

–аздел V. »стори€ философии права и современность

криводушие, лицепри€тие и остальные пороки никогда не могут стать правомерными, так как никогда не может быть, чтобы война сохран€ла жизнь, а мир ее губил"1.

Ќауку о естественных законах он характеризует как единственную и истинную философию морали в качестве науки о добре и зле в человеческих поступках и в общественной жизни.

√оббс отмечает неточность применени€ названи€ закон к предписани€м разума, каковыми €вл€ютс€ формулируемые им "естественные законы". "»бо, Ч продолжает он, Ч эти предписани€ €вл€ютс€ лишь заключени€ми или теоремами в отношении того, что ведет к сохранению и защите человеческой жизни, между тем как закон в собственном смысле означает предписание того, кто по праву повелевает другими. ќднако, если мы рассматриваем эти самые теоремы как возвещенные богом, повелевающим по праву всем, тогда они правильно названы законами"2.

Ќаличие одних лишь естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. √арантировать соблюдение этих законов может лишь обща€ власть, держаща€ людей в страхе и направл€юща€ их действи€ к общему благу. “ака€ обща€ власть, согласно гоббсовской договорной теории возникновени€ государства, может быть установлена лишь путем сосредоточени€ всей власти и всей силы в одном человеке или собрании людей, свод€щих все воли участников договора в единую волю. ћножество людей, объедин€емое таким образом в одном лице (суверене), и есть государство (civitas).

’арактеризу€ процесс образовани€ государства, √оббс пишет: "“аково рождение того великого Ћевиафана, или, вернее (вы-, ража€сь более почтительно), того смерного бога, которому мы под i владычеством бессмертного бога об€заны своим миром и своей з щитой. »бо благодар€ полномочи€м, данным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание! лиц пользуетс€ такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого I человека или это собрание лиц способным направл€ть волю всех! людей к миру внутри и к взаимной помощи против внешнего! врага. » в этом человеке или собрании лиц состоит сущность госу-1 дарства, котора€ может быть определена как единое лицо, ответ-1 ственным за действи€ которого сделало себ€ путем взаимного до- говора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это! лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно! сочтет это необходимым дл€ их мира и общей защиты"3. Ќоситель! этого лица, суверен, обладает верховной властью по отношению!

√оббс “. Ћевиафан. —. 137

2 “ам же. —. 138.

3 “ам же. —. 146Ч147.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени

к подданным. "—уверенна€ власть, Ч подчеркивает √оббс, Ч есть душа государства"1.

—реди полномочий суверена √оббс специально выдел€ет такие, как установление законов, наказание нарушителей законов, объ€вление войны и заключение мира, отправление правосуди€, установление законов о собственности, учреждение системы органов, запрещение вредных учений, ведущих к нарушению мира и т. д. ќднако этим полномочи€ суверена не ограничиваютс€, так как перечисленными правами, согласно √оббсу, подразумеваютс€ и другие права, которые необходимы дл€ осуществлени€ задач государства.

¬ерховна€ власть в любой форме государства (демократии, аристократии или монархии) носит, по √оббсу, абсолютный характер: она "так обширна, как только это можно себе представить"2.

 аса€сь вопроса об об€занност€х суверена, √оббс замечает: "ќб€занности суверена (будь то монарх или собрание) определ€ютс€ той целью, ради которой он был облечен верховной властью, а именно целью обеспечени€ безопасности народа, к чему он об€зываетс€ естественным законом и за что он отвечает перед богом, творцом этого закона, и ни перед кем другим"3.

√оббс вместе с тем считает, что "имеютс€ некоторые права, о которых нельз€ думать, чтобы кто-нибудь мог их словами или знаками уступить или отчуждать"4. —реди этих неотчуждаемых (естественных) прав человека он называет право сопротивлени€ тем, кто пос€гает на его жизнь и здоровье, кто хочет наложить на него оковы или заключить в тюрьму.

¬ общем виде √оббс замечает, что "каждый подданный имеет свободу в отношении всего того, право на что не может быть отчу ждено договором"5. “ак, никакой договор не может об€зать человека обвин€ть себ€ и сознаватьс€ в предъ€вл€емом обвинении, убить или ранить себ€ или другого, воздерживатьс€ от пищи, пользовани€ водой и воздухом, употреблени€ лекарств и других необходимых дл€ жизни вещей. ѕодданный свободен не повиноватьс€ приказам суверена выполнить подобные действи€, если, подчеркивает √оббс, наш отказ в повиновении в подобных случа€х не подрывает ту цель, ради которой была установлена верховна€ власть.

ќстальные свободы подданных "проистекают из умолчаний закона"0. “ам, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать что-либо по собственному усмотрению. ћера и объем подобной свободы подданных в различных

“ам же. —. 179.

2 “ам же. —. 171.

3 “ам же. —. 254.

4 “ам же. —. 119.

5 “ам же. —. 177. " “ам же. —. 178.

462 –аздел V. »стори€ философии права и современность

государствах завис€т от обсто€тельств места и времени и определ€ютс€ верховной властью, ее представлени€ми о целесообразности и т. и.

ѕризнаваемые √оббсом неотчуждаемые права и свободы подданного в целом касаютс€ вопросов его личного самосохранени€ и самозащиты.

Ќо никто, подчеркивает √оббс, не имеет права оказывать сопротивление "мечу государства" в цел€х защиты другого человека (виновного или невиновного), поскольку такое право лишает суверена возможности защищать безопасность подданных и разрушает саму сущность власти.

ќб издаваемых сувереном законах √оббс пишет: "Ёти правила о собственности (или о моем и твоем) и о добре, зле, закономерном и незакономерном действи€х €вл€ютс€ гражданскими законами, т. е. особенными законами каждого отдельного государства..."1.

√ражданские законы он называет искусственными цеп€ми дл€ подданных, свобода которых состоит лишь в том, что обойдено молчанием суверена (законодател€) при регулировании поведени€ людей.

ќднако подобна€ свобода никак не упраздн€ет и не ограничивает власть суверена над жизнью и смертью подданных. ≈динственное ограничение суверена св€зано с тем, что, будучи сам подданным бога, он должен соблюдать естественные законы. Ќо если суверен нарушит их, причинив тем самым ущерб подданным, он, по смыслу гоббсовской концепции суверенитета, лишь совершит грех перед богом, но никак не несправедливость по отношению к подданным.

¬ гражданском состо€нии речь, собственно, может идти лишь о свободе государства, а не граждан. ÷ель гражданских законов как раз и состоит в том, чтобы "ограничить свободу отдельных людей"2. ¬ этом вопросе отчетливо про€вл€етс€ основной смысл гоб-бсовского различени€ права (естественного) и закона (гражданского, положительного). "»бо право, Ч подчеркивает √оббс, Ч есть свобода, именно та свобода, которую оставл€ет нам гражданский закон. √ражданский же закон есть об€зательство и отнимает у нас ту свободу, которую предоставл€ет нам естественное право. ѕрирода предоставл€ет вс€кому человеку право обеспечить свою безопасность своей собственной физической силой и в цел€х предупреждени€ нападени€ на себ€ напасть на вс€кого подозрительного соседа. √ражданский же закон лишает нас этой свободы во всех тех случа€х, где защита закона обеспечивает безопасность"3.

ѕричем, по утверждению √оббса, так дело обстоит во всех формах государства: свобода одинакова как в монархии, так и в

„“ам же. —. 151. 2 “ам же. —. 210. :i “ам же. —. 224.

√лава 3. ‘илософи€ права Ќового времени 463

демократии. — этих позиций √оббс бросает резкие упреки античным авторам (особенно јристотелю и ÷ицерону), св€зывавшим свободу с демократической формой правлени€. Ётим воззрени€м он приписывает опасные и разрушительные последстви€: "» благодар€ чтению греческих и латинских авторов люди с детства приобрели привычки благопри€тствовать (под лживой маской свободы) м€тежам и беспутному контролированию своих суверенов, а затем контролированию и этих контролеров, вследствие чего было пролито столько крови, что € считаю себ€ вправе утверждать, что ничто никогда не было куплено такой дорогой ценой, как изучение греческого и латинского €зыков западными странами"1.

ѕри характеристике гражданских законов √оббс подчеркивает, что лишь суверен €вл€етс€ во всех государствах законодателем, причем свобода суверена носит надзаконный характер: суверен (одно лицо или собрание) не подчинен гражданским законам.

—вой этатистский подход к закону √оббс формулирует в следующих программных словах: "ѕравова€ сила закона состоит только в том, что он €вл€етс€ приказанием суверена"2.

—ущественный признак гражданских законов, по √оббсу, состоит в том, что они довод€тс€ до сведени€ всех тех, кто об€зан повиноватьс€ им, посредством устного или письменного опубликовани€ или в иной форме, заведомо исход€щей от верховной власти.

“олкование всех законов (и гражданских и естественных) Ч прерогатива верховной власти, поэтому толковать их могут лишь те, кому это поручено сувереном.

“олько с установлением государства естественные (моральные) законы станов€тс€ действительными законами ("приказани€ми государства", "гражданскими законами") Ч в силу того, что верховна€ власть об€зывает людей повиноватьс€ им. — учетом этого √оббс говорит о том, что "естественный и гражданский законы совпадают по содержанию и имеют одинаковый объем", что "естественный закон €вл€етс€ во всех государствах мира частью гражданского закона, а последний, в свою очередь, Ч частью предписаний природы"3. ƒалее он по€сн€ет, что гражданский и естественный законы €вл€ютс€ "не различными видами, а различными част€ми права, из которых одна, писанна€ часть, называетс€ гражданским, друга€, неписанна€, называетс€ естественным законом"4. ѕовинове-

1 “ам же. —. 176.

2 “ам же. —. 214. “ам же. —. 209.

4 “ам же. —. 210.  стати говор€, здесь √оббс должен был бы говорить о естественном и гражданском законах как о различных част€х законов (законодательства), а не права, так как право в его учении (в отличие от закона) - это лишь естественное право, отрицание которого €вл€етс€ целью и естественного закона, и гражданского закона.

–аздел V. »стори€ философии права и современность





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 949 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

544 - | 486 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.