Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


÷ицерон




— позиций естественного права философское учение о праве, законе и государстве весьма основательно разработал ÷ицерон (106Ч43 гг. до и. э.).

¬ основе права, согласно ÷ицерону, лежит присуща€ природе справедливость. ѕричем справедливость эта понимаетс€ как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство как природы в целом, так и человеческой природы. —ледовательно, под "природой" как ис-

1 “ам же. —. 519.

“ам же.

“ам же. —. 520.

√лава 1. јнтична€ философи€ права

точником справедливости и права (права по природе, естественного права) в учении ÷ицерона имеютс€ в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общени€ и общежити€, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. ¬сей этой "природе" (в силу ее божественного начала), согласно ÷ицерону, присущи разум и законосообразность, определенный пор€док. »менно данное духовное свойство природы (ее разумно-духовный аспект), а вовсе не ее предметный и телесно-материальный состав, занимающий подчиненное и второстепенное место (как тело по отношению к душе, чувственные части души по отношению к разумной ее части), и €вл€етс€, по ÷ицерону, подлинным источником и носителем естественного права.

÷ицерон дает такое развернутое определение естественного права: "»стинный закон Ч это разумное положение, соответствующее природе, распростран€ющеес€ на всех людей, посто€нное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказыва€, запреща€, от преступлени€ отпугивает, оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным люд€м и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказыва€ им что-либо или запреща€. ѕредлагать полную или частичную отмену такого закона Ч кощунство; сколько-нибудь ограничить его действие не дозволено; отменить его полностью не возможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободитьс€ от этого закона не можем" (ќ государстве, III, XXII, 33).

Ётот "истинный закон" Ч один и тот же везде и всегда, и "на все народы в любое врем€ будет распростран€тьс€ один извечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей Ч бог, создатель, судь€, автор закона" (ќ государстве, III, XXII, 33). ¬с€кого, кто, презрев человеческую природу, своевольно и произвольно не покор€етс€ данному закону, ÷ицерон характеризует как беглеца от самого себ€, который неминуемо понесет величайную (божью) кару, если даже ему удастс€ избежать обычного людского наказани€.

—ущество и смысл справедливости ÷ицерон (вслед за своими греческими и римскими предшественниками) видит в том, что "она воздает каждому свое и сохран€ет равенство между ними" (ќ государстве, III, VII, 10). –ечь при этом идет именно о правовом равенстве, а не об уравнивании имущественного положени€ людей. «ащища€ институт собственности, ÷ицерон отмечает изначальную св€зь государства и собственности и воспроизводит положение стоика ѕанети€ о том, что причиной образовани€ государства €вл€етс€ охрана собственности. Ќарушение неприкосновенности частной и государственной собственности ÷ицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права (ќб об€занност€х, I, 20Ч21).

–аздел V. »стори€ философии права и современность

—праведливость, согласно ÷ицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. "ѕервое требование справедливости, Ч пишет он, Ч состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной Ч как своей" (ќб об€занност€х, I, 20). — этих позиций он отвергал такие акции римских попул€ров, как кассаци€ долгов, ущемление крупных землевладельцев, раздача (своим при- -, верженцам и плебсу) денег и имущества, отн€тых у законных вла-1 дельцев (ќб об€занност€х, I, 43; II, 78).

≈стественное право (высший, истинный закон), согласно ÷ице- рону, возникло "раньше, чем какой бы то ни было писаный закон,; вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основа-но" (ќ законах, II, 19). —амо государство (как "общий правопор€- док") с его установлени€ми и законами (т. е. положительным пра-; вом) €вл€етс€ по своей сущности воплощением того, что по природе-S есть справедливость и право.

ќтсюда вытекает требование, чтобы человеческие установле- ни€ (политические учреждени€ и установлени€, писаные законы и т. д.) соответствовали справедливости и праву, ибо последние завис€т от мнени€ и усмотрени€ людей.

ѕраво устанавливаетс€ природой, а не человеческими реше-÷ ни€ми и постановлени€ми. "≈сли бы права устанавливались пове-1 лени€ми народов, решени€ми первенствующих людей, приговора-; ми судей, Ч пишет ÷ицерон, Ч то существовало бы право разбой- 1 ничать, право прелюбодействовать, право предъ€вл€ть подложные! завещани€, Ч если бы права эти могли получать одобрение голосо-f ванием или решением толпы" (ќ законах, I, 43). «акон, устанавли-1 ваемый людьми, не может нарушить пор€док в природе и созда- вать право из неправа или благо из зла, честное из позорного.

—оответствие или несоответствие человеческих законов при-: роде (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их, справедливости или несправедливости. ¬ качестве примера зако- нов, противоречащих справедливости и праву, ÷ицерон отмечает, -1 в частности, законы тридцати тиранов, правивших в јфинах в 404Ч 403 гг. до и. э., а также римский закон 82 г. до и. э., согласно которо- му одобр€лись все действи€ —уллы как консула и проконсула и ему предоставл€лись неограниченные полномочи€, включа€ право жизни и смерти по отношению к римским гражданам.

ѕодобные несправедливые законы, как и многие другие "на- губные постановлени€ народов", по словам ÷ицерона, "заслужива- ют названи€ закона не больше, чем решени€, с общего согласи€ прин€тые разбойниками" (ќ законах, II, 13).

«аконы, принимаемые в том или ином государстве, должны быть не только справедливыми, но и соответствовать установленному в нем строю, традици€м и обыча€м предков. ¬ажное значение

√лава 1. јнтична€ философи€ права

÷ицерон (под вли€нием ѕлатона) придает введению (преамбуле) к закону, поскольку "закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами" (ќ законах, II, 14). ÷ель такой преамбулы Ч укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в интересах защиты общего правопор€дка.

—вои общие представлени€ о справедливых законах ÷ицерон конкретизирует в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах (ќ законах, II, 19Ч68; III, 1Ч48). ѕричем, подчеркива€ универсальный характер этих законов, он пишет: "¬едь мы издаем законы не дл€ одного только римского народа, но и дл€ всех народов, честных и стойких духом" (ќ законах, II, 35).

–€д важных положений о правовой регламентации государственной ƒе€тельности высказываетс€ ÷ицероном в выдвигаемых им проектах законов о магистратах. “ак, ÷ицерон подчеркивает, что империй (полномочи€ должностных лиц) должен быть законным. —ледует, замечает он, установить "не только дл€ магистратов меру их власти, но и дл€ граждан меру их повиновени€. ¬едь и тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчин€тьс€, а тот, кто покорно подчин€етс€, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать" (ќ законах, III, 5).

‘ормулируетс€ важный правовой принцип: "под действие закона должны подпадать все" (ќ законах, III, 17).

¬ учении ÷ицерона о праве, нар€ду с отличием естественного права от писаного, содержитс€ деление самого писаного права на частное и публичное право.

“ак называемое "право народов" трактуетс€ им как частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общени€ (т. е., по существу, как международное естественное право). ќн формулирует существенный принцип международного права о необходимости соблюдени€ об€зательств, налагаемых международными договорами. ≈стественнопра-вовые идеи используютс€ им и дл€ проведени€ различи€ между справедливыми и несправедливыми войнами.

÷ицерон всемерно восхвал€ет политическую и правовую активность граждан и подчеркивает, что "при защите свободы граждан нет частных лиц" (ќ государстве, II, XXV, 46).

"—ама природа" влечет лучших людей к тому, чтобы "сделать жизнь людей более безопасной и более богатой" (ќ государстве, I, II, 3). ќн рекомендует изучать науки о государстве и праве как "такие науки, которые могут сделать нас полезными государству", усматривач в этом служении государству "самую славную задачу ћудрости и величайшее про€вление доблести и ее об€занность" (ќ государстве, I, XX, 33). √осударственный де€тель должен быть ћудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым.  роме того, он должен быть сведущим в учени€х о государстве и "владеть

430 –аздел V. »стори€ философии права и современность

основами права, без знани€ которых никто не может быть справедлив" (ќ государстве, V, III, 5).

‘илософско-правовые идеи ÷ицерона (и прежде всего Ч о правовом характере государства, о государстве как "общем правопор€дке" и правовом сообществе, о естественном праве, справедливости и истинном законе и т. д.) оказали значительное воздействие на последующих мыслителей и, сохранив свою актуальность до наших дней, наход€тс€ в поле пристального внимани€ многочисленных современных исследователей Ч сторонников правового государства, интерпретаторов естественного права и справедливости в качестве необходимого критери€ позитивного права и различени€ в соответствии с этим справедливых и несправедливых законов.

10. –имские юристы

ѕервоначальные правовые представлени€ в ƒревнем –име отчетливо носили теономный характер. Ёто нашло свое отражение также и в соответствующей терминологии. “ак, на ранней стадии развити€ древнеримской правовой мысли право, понимавшеес€ как божественное право и божественные велени€, обозначалось термином fas. ¬ отличие от него светское, человеческое право в дальнейшем, в результате отхода от первоначальных теологических и тео-номных воззрений, начали обозначать термином ius.

«начительным достижением древнеримской мысли было создание самосто€тельной науки Ч юриспруденции. ¬озникновение светской юриспруденции относитс€ к началу III в. до и. э. –имские юристы тщательно разработали обширный комплекс правовой проблематики в области общей теории права, а также отдельных юридических дисциплин (гражданского права, государственного и административного права, уголовного права, международного права).

—воего расцвета римска€ юриспруденци€ достигает в последний период республики и особенно в первые два с половиной века империи. ”же первые императоры (принцепсы) стремились заручитьс€ поддержкой вли€тельной юриспруденции и по возможности подчинить ее своим интересам. ¬ этих цел€х выдающиес€ юристы уже со времени правлени€ јвгуста получили специальное право давать ответы от имени императора (ius respondendi). “акие ответы пользовались большим авторитетом и постепенно (по мере укреплени€ власти принцепса, который вначале не был законодателем) стали об€зательными дл€ судей, а в III в. на отдельные положени€ юристов-классиков ссылались как на текст самого закона.

—о II половины III в. намечаетс€ упадок римской юриспруденции, в значительной мере св€занный с тем, что приобретение императорами законодательной власти прекратило правотворческую де€тельность юристов. —о времен ƒиоклетиана императоры, получив неограниченную законодательную власть, перестали давать

√лава 1. јнтична€ философи€ права 431

юристам ius respondendi. ѕравда, положени€ юристов классического периода сохран€ли свою силу и авторитет и в новых услови€х.

»з большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимис€ были √ай (II в.), ѕапиниан (II Ч III вв.), ѕавел (IIЧ III вв.), ”льпиан (IIЧIII вв.) и ћодестин (IIЧIII вв.). —пециальным законом ¬алентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положени€м этих п€ти юристов была придана законна€ сила. ѕри разноречи€х между ними спор решалс€ мнением большинства, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению ѕапиниана. ”пом€нутый закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных п€ти юристов. »з таких цитируемых юристов особо упоминаютс€ —абин, —цевола, ёлиан и ћарцелл.

—очинени€ римских юристов стали важной частью кодификации ёстиниана (Corpus iuris civilis), котора€ включала: 1) »нституции, т. е. освещение основ римского права дл€ начального обучени€ (дл€ этой части были использованы "»нституции" √а€, а также работы ”льпиана, ‘лорентина и ћарциана); 2) ƒигесты (или ѕандекты), т. е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от I в. до и. э. по IV в. и. э.), причем извлечени€ из работ п€ти знаменитых юристов составл€ют более 70% всего текста ƒигест; 3)  одекс ёстиниана (собрание императорских конституций)1. –уководил всей этой большой кодификационной работой, в том числе и составлением ƒигест, выдающийс€ юрист VI в. “рибониан. —ледует иметь в виду, что, прежде всего, именно собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации ёстиниана выдающеес€ место в истории права.

ƒе€тельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к измен€ющимс€ потребност€м правового общени€. ¬месте с тем в своих комментари€х и ответах по конкретным делам, нередко носивших правопреобразующий характер, а также в сочинени€х учебного профил€ (институции и т. д.) они разрабатывали и целый р€д общетеоретических положений.

–имские юристы сформулировали принципиально важное положение о делении права на публичное и частное право. —огласно ”льпиану (ƒ.1.1.1.3), публичное право "относитс€ к положению римского государства", а частное право "относитс€ к пользе отдельных лиц". —ледует, правда, иметь в виду, что, хот€ римские юристы и сформулировали принцип различени€ публичного и частного права, однако ни система самого римского права, ни римска€ юриспруденци€ не строились в соответствии с данным принципом, т. е. не были структурированы и оформлены в виде двух областей (подсистем) права или двух разделов учени€ о праве. “акое разделение

1 —м.: ѕеретерский ».—. ƒигесты ёстиниана. ћ., 1956. —. 62.

–аздел V. »стори€ философии права и современность

было осуществлено много позже, в буржуазную эпоху, конечно, под римским вли€нием, но на более развитом и дифференцированном в соответствии с названным принципом правовом материале стран «ападной ≈вропы.

„астное право, в свою очередь, включало в себ€ следующие три части: естественное право (ius naturae, ius naturale), право народов (ius gentium) и цивильное право (ius civile). "„астное право, Ч писал ”льпиан (ƒ.1.1.1.2), Ч делитс€ на три части, ибо оно составл€етс€ или из естественных предписаний, или (из предписаний) народов, или (из предписаний) цивильных".

  естественному праву относились все значимые с точки зрени€ права предписани€ природы. ”льпиан (ƒ.1.1.1.3) писал: "≈стественное право Ч это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаютс€ на земле и в море, и птицам".   институтам естественного права ”льпиан (там же) относит, в частности, брак и воспитание детей, отмеча€, что "и животные, даже дикие, обладают знанием этого права".

ѕраво народов римские юристы понимали как такое право, которым "пользуютс€ народы человечества; можно легко пон€ть его отличие от естественного права: последнее €вл€етс€ общим дл€ всех животных, а первое Ч лишь дл€ людей (в их отношени€х) между собой" (”льпиан Ч ƒ.1.1.1.4). ѕраво народов, таким образом, трактуетс€ ”льпианом как часть естественного права.

ѕод цивильным правом как частью частного права понималось собственно римское право. "÷ивильное право, Ч по€сн€ет ”льпиан (ƒ. 1.1.6), Ч не отдел€етс€ всецело от естественного права или от права народов и не во всем придерживаетс€ его; если мы что-либо прибавл€ем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то мы создаем собственное, т. е. цивильное, право. Ёто наше право состоит или из писаного (права), или из неписаного".

“акое понимание смысла цивильного права и права народов и их соотношени€ между собой до ”льпиана развивал в середине II в.и. э. юрист √ай. "¬се народы, которые управл€ютс€ на основании законов и обычаев, Ч писал он, Ч пользуютс€ частью своим собственным правом, частью правом, общим дл€ всех людей. »бо то право, которое каждый народ установил дл€ себ€, €вл€етс€ собственным правом государства и называетс€ цивильным правом, как бы собственным правом самого государства; то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдаетс€ у всех одинаково и называетс€ правом народов, как бы тем правом, которым пользуютс€ все народы" (√ай Ч ƒ.1.1.9).

ѕри этом источниками цивильного права были обычное пра- [ во, закон (lex), плебисцит, решение сената (сенатусконсульт), право юристов, преторское право (ius honorarium), установлени€ прин- цепсов и императоров.

√лава 1. јнтична€ философи€ права 433

≈стественное право, согласно правопониманию римских юристов, воплощало требовани€ справедливости и в целом выражало ту основополагающую идею, что право вообще справедливо. "—лово "право", Ч писал юрист ѕавел, Ч употребл€етс€ в нескольких смыслах: во-первых, "право" означает то, что всегда €вл€етс€ справедливым и добрым Ч каково естественное право" (ƒ.1.1.11). ѕоказательно, что именно (и только!) "по естественному праву все рождаютс€ свободными" (”льпиан Ч ƒ.1.1.4). –абство же и освобождение от рабства, а также деление людей на свободных, рабов и вольноотпущенников, согласно трактовке ”льпиана и других римских юристов, введены по праву народов (ƒ.1.1.4).

’арактеристика права как справедливости и добра восходит к знаменитому юристу I в. и. э. ÷ельсу. ¬ этой св€зи ”льпиан (ƒ.1.1.1) писал: "«анимающемус€ правом следует сначала вы€снить, откуда пришло наименование права (ius). ќно восходит к справедливости (iustitia): ведь, как элегантно определ€ет ÷ельс, ius est ars boni et aequi" ("право есть искусство добра и эквивалента").

«аслуживает внимани€ то обсто€тельство, что ÷ельс (и другие римские юристы) дл€ выражени€ справедливости права использует не пон€тие iustitia, а пон€ти€ boni (добра) и aequi (эквивалента). » вообще пон€тие iustitia не используетс€ в качестве прилагательного (и определени€) к слову ius. ѕраво ведь всегда справедливо (по своему пон€тию и смыслу), так что в таком контексте говорить, что право справедливо Ч это тавтологи€.

¬ приведенном цельсовском определении права слово aequi не только по этимологии, но и по существу означает именно эквивалент (эквивалентность), т. е. то специфическое свойство правового равенства (соответствие, соразмерность, равномерность и т. д.), которое, собственно, и выражает смысл справедливости права.

¬ таком духе противоположность между справедливым и несправедливым правом в римской юриспруденции выражалась путем противопоставлени€ aequum ius (эквивалентного, равного права) ius iniquum (праву неэквивалентному, неравному). «десь, да и вообще в любом праве, правовой эквивалент означает равную справедливость, или, что то же самое, справедливое равенство. »де€ такого правопо-нимани€ присутствует и в известном определении ”льпианом пон€ти€ справедливости и вытекающих отсюда требований права. "—праведливость, Ч писал ”льпиан, Ч есть неизменна€ и посто€нна€ вол€ предоставл€ть каждому его право. ѕредписани€ права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит. —праведливость есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом" (ƒ.1.1.10).

¬ этом ульпиановском определении, опирающемс€ на сходные предшествующие (древнегреческие и римские) философско-правовые идеи и положени€, по существу речь идет об основном принципе права (не только естественного права, но и права вооб-

434 –аздел V. »стори€ философии права и современность

ще) Ч о равенстве, которое предполагает и выражает равную справедливость и справедливое равенство.

»де€ такого правопонимани€, лежавша€ в основе римской юриспруденции, и определ€ет ее философско-правовой смысл и значимость. "ѕо заслугам нас назвали жрецами, Ч отмечал ”льпи-ан, Ч ибо мы заботимс€ о справедливости, возвещаем пон€ти€ добра и эквивалента, отдел€€ справедливое от несправедливого, отлича€ дозволенное от недозволенного, жела€, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказани€, но и путем поощрени€ наградами, стрем€сь к истинной, если € не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой" (ƒ. 1.1.1).

Ёта высока€ оценка существа и смысла де€тельности римских юристов вполне адекватна их вкладу в развитие правовой теории и практики, в формирование юридического правопонимани€ и юриспруденции в целом. ёриспруденци€, которую создали римские юристы, была не просто сочетанием теории и практики права в обычном смысле этого выражени€, но одновременно правотворческой и правоприменительной де€тельностью. ќтсюда и большое непосредственное значение римского теоретического правопонимани€ дл€ действовавшего права и его развити€.

ƒе€тельность римских юристов по разрешению правовых вопросов включала в себ€: 1) respondere Ч ответы на юридические вопросы частных лиц, 2) cavere Ч сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок, 3) agere Ч сообщение формул дл€ ведени€ дела в суде. ѕри этом юристы оформл€ли свое мнение по делу в виде письменного обращени€ к судь€м или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составл€лс€ при свидетел€х. ќпира€сь на источники действующего права, юристы при разборе тех или иных дел интерпретировали существующие правовые нормы в духе их соответстви€ требовани€м справедливости (aequitas) и в случае коллизий зачастую измен€ли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве (aequum us).

ѕодобна€ правопреобразующа€ (и нередко правообразующа€) интерпретаци€ юристов мотивировалась поисками такой формулировки предписани€, которую дал бы в изменившихс€ услови€х сам справедливый законодатель. ѕрин€тие правовой практикой новой интерпретации (прежде всего в силу ее аргументированности и авторитета ее авторов) означало признание ее содержани€ в качестве новой нормы действующего права. ѕравопреобразующа€ де€тельность юристов обеспечивала взаимосв€зь различных источников римского права и содействовала сочетанию стабильности, и гибкости в дальнейшем его развитии и обновлении.

’арактеризу€ значение aequitas дл€ римской правовой теории и действовавшего права, известный романист “.  ипп писал: "Ќи одно из самых блест€щих положений римского права не обес-

√лава 1. јнтична€ философи€ права 435

печивало за ним в такой мере право на бессмертие, как его отношение к aequitas. Aequitas (aequus, bonum et aequum) есть прежде всего нравственное пон€тие, означающее справедливость, правильность. ѕредставл€€ с субъективной стороны лишь известную добродетель, aequitas в то же врем€ определ€ло содержание норм. ѕраво признавалось естественным, когда в нем видели нечто всеобщее, неизменно правильное и справедливое, и сама справедливость нередко называлась естественной. ѕраво не совпадает с aequitas, но оно должно быть как бы отражением aequitas. ќно стремитс€ привести свое содержание в соответствие с требовани€ми aequitas, с этими же требовани€ми сообразуютс€ при интерпретации и применении права. Aequitas служит масштабом дл€ критики существующего права. ¬ противоположность aequum ius римское право устанавливало пон€тие ius iniquum, т. е. несправедливое право, и ius strictum, т. е. право, хот€ и не вполне несправедливое, но все же недостаточно удовлетвор€ющее требовани€м aequitatis"1.

Aequitas как принцип правовой справедливости не только играла роль руковод€щей идеи при интерпретации норм позитивного права, но и во многих других случа€х, Ч особенно там, где сами источники права содержали упоминание о справедливости и ориентировали должностных лиц, судей и участников правового общени€ на учет требований справедливости в своей де€тельности и поведении, Ч по существу дополн€ла нормы действовавшего права, восполн€ла пробелы в позитивном праве и т. д.

ќсобую роль пон€тие aequitas сыграло в формировании права юристов. "»деей справедливости, т. е. соответстви€ права потребност€м жизни, Ч отмечал ¬.». —инайский, Ч руководились римские юристы, создава€ "право юристов". ¬ этом соответствии лежала мощь права юристов, которое никогда не было законом. ѕод воздействием же идеи справедливости создалось, наконец, резкое различие старого римского строгого права (ius strictum) и права справедливого (ius aequum). »де€ естественного права была видоизмененной идеей цивильной, народной справедливости, т. е. справедливости, осуществленной в отношени€х членов одной и той же гражданской общины"2.

¬недрению правовых представлений о справедливости в действующее право и правоприменительную практику в значительной мере содействовали преторские эдикты, преторские указани€ судь€м по конкретным делам, зачастую требовавшие соблюдени€ bonum et aequum (блага и справедливости). ¬о всех этих случа€х судь€, рассматривавший дело, был об€зан решать спор в соответствии с формулами преторской дерективы, требовавшей соблюдени€ справедливости. "¬ делах, составл€ющих обширную группу так

1  ипп “. »стори€ источников римского права. —пб., 1908. —. 7Ч8. —инайский ¬.». »стори€ источников римского права. ¬аршава. 1911. —. 59.

–аздел V. »стори€ философии права и современность

называемых actiones bonae fidei, Ч отмечал “.  ипп, Ч судь€, подчин€€сь требовани€м aequitas, присуждал ответчика к уплате истцу ex fide bona (добросовестно) известной денежной суммы, причем здесь имелось в виду, конечно, bonum et aequum... To, в чем можно было видеть соответствие bona fides и aequum, фиксировалось практикой и непрерывной работой юристов как правова€ норма"1.

ƒл€ развивавшейс€ в римской юриспруденции концепции различени€ права и закона весьма показательно суждение юриста.ѕавла о соотношении справедливости и преторского права. "√оворитс€, Ч отмечал он, Ч что претор высказывает право (выносит решение), даже если он решает несправедливо; это (слово) относитс€ не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать" (ƒ.1.1.11).

«десь, следовательно, справедливость (требование справедливого равенства и эквивалента) выступает в качестве необходимого свойства самого права и конституирующего момента его пон€ти€.

Ќеобходимость соответстви€ требовани€м такой правовой справедливости распростран€етс€ на все источники права, в том числе и на закон. ќтсюда и характерное дл€ многих определений закона (и вообще источников действующего права), даваемых римскими юристами, подчеркивание моментов юридико-содержательного характера, а не просто его формально-процедурна€ дефиници€.

“ак, ѕапиниан дает следующее определение закона: "«акон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства"2. Ќа более абстрактном €зыке последующего времени можно сказать, что в приведенном определении закона затрагиваютс€, в частности, такие его черты, как его общеимперативность, разумность, социальность (антикриминальность), общегосударственный характер (в смысле св€тости закона дл€ самого государства и необходимости его соблюдени€ всеми).

јналогичные характеристики закона (в смысле всех источников действующего права) содержатс€ и у юриста ћарциана, солидаризирующегос€ со следующим определением греческого оратора ƒемосфена: "«акон есть то, чему все люди должны повиноватьс€ в силу разных оснований, но главным образом потому, что вс€кий закон есть мысль (изобретение) и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, совершаемых как по воле, так и помимо воли, общее соглашение общины, по которому следует жить наход€щимс€ в ней"3. — большой похвалой ћарциан приводит и опреде-

1  ипп “. ”каз.соч.. —. 10Ч11.

2 —м.: ѕеретерский ».—. ”каз.соч.. —. 105.

: “ам же.: ѕод "общиной" в приведенном положении имеетс€ в виду полисный коллектив, полис, т.е. то же самое, что в определении ѕапиниана обозначено как "государство".

√лава 1. јнтична€ философи€ права

ление закона, данное стоиком ’рисиппом: "«акон есть царь всех божественных и человеческих дел; нужно, чтобы он сто€л во главе как добрых, так и злых, вождем и руководителем живых существ, которые по природе принадлежат к общине, мерилом справедливого и несправедливого; (закон) приказывает делать то, что должно быть совершено, и воспрещает совершать то, что не должно быть совершаемо"1.

ќтмеченные юридико-содержательные свойства закона подразумеваютс€ во всех иных контекстах трактовки права, включа€ юридико-технический анализ закона и иных источников позитивного права. “ак, например, когда юрист ћодестин пишет, что "действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, наказывать"2, то при этом предполагаетс€, что подобные формализации и классификации правовой императивности имеют смысл (и силу) лишь постольку, поскольку речь идет об императивах (велени€х) именно права, т. е. справедливого права. ƒанное принципиальное обсто€тельство €сно подчеркивают сами юристы. “ак, ѕавел пишет: "“о, что восприн€то вопреки началам права, не может быть распространено на последстви€"3. »наче говор€, то, что противоречит принципам (началам) права, не имеет юридической силы.

“у же мысль развивает и юрист ёлиан: "“ому, что установлено вопреки смыслу права, мы не можем следовать как юридическому правилу"4.

ƒанные идеи получили свою дальнейшую конкретизацию в детально разрабатывавшихс€ римскими юристами правилах и приемах толковани€ норм позитивного права, призванных обеспечить адекватное установление правового смысла толкуемого источника. ћного внимани€ этой проблематике удел€л, в частности, юрист ÷ельс. ѕриведем некоторые его высказывани€: "«нать законы Ч это значит удержать не их слова, но их содержание и значение... явл€етс€ более милостивым толкование законов таким образом, чтобы сохран€лась их вол€... ѕри двусмысленности слов закона надо, скорее, принимать то значение, которое лишено порока, в особенности когда из этого может быть сделано заключение о цели закона... явл€етс€ несправедливым, не рассмотрев весь закон, решать дело и давать ответ на основании какой-либо частицы закона... “о, что было введено не в силу разумного основани€, но по ошибке, а затем поддерживалось путем обыча€, Ч не имеет силы в отношении сходных случаев"5.

1 “ам же.

2 “ам же. —. 106. ” ÷ицерона речь соответственно шла о велени€х и запретах, у юриста  винтилиана - о возда€нии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.

11 “ам же. —. 107.

4 “ам же.

5 “ам же. —. 107, 109Ч110.

438 –аздел V. »стори€ философии права и современность

ќценива€ в целом творчество римских юристов, можно сказать, что во многом благодар€ именно разработанному ими юридическому правопониманию римска€ юриспруденци€ и римское право сыграли и продолжают играть столь выдающуюс€ роль в теории и истории права.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1263 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

1885 - | 1805 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.056 с.