Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—офисты




ѕоиски естественных основ права и закона в самой природе человека и человеческого общества были продолжены в VЧIV вв. до и. э. софистами.

—офисты были глубокими и смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, этики, политики, риторики и целом р€де других областей познани€. ѕрежн€€ натурфилософи€, занимавша€с€ по преимуществу объективной "природой вещей", оставл€ла вне пол€ своего зрени€ человека и его творчески активную роль, субъективный фактор быти€ и мышлени€, социальный смысл и характер человеческого познани€ и действовани€. » в этом плане поворот от объективно-божественного к субъективно-человеческому комплексу €влений и проблем был великой исторической заслугой софистов, предприн€вших плодотворную попытку взгл€нуть на мир человеческими глазами и сделавших радикальные выводы из своего нового подхода.

! Ћурье —.я. ”каз. соч. —. 373.

2 “ам же. —. 371.

: ћатериалисты ƒревней √реции. —. 170.

√лава 1. јнтична€ философи€ права 405

ќсновополагающий принцип воззрений софистов был сформулирован ѕротагором (ок. 481Ч411 гг. до и. э.). «вучит он так: "ћера всех вещей Ч человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют" (ѕлатон, “еэтет, 152а).

ѕоложение ѕротагора о человеке как мере всех вещей своим возвеличиванием человека резко расходилось с традиционными представлени€ми о значимости именно божественного, а не человеческого начала в качестве масштаба и меры. »ме€ в виду игнорируемое протагоровским положением божественное начало, ѕлатон («аконы, 716с) откровенно замечает: "ѕусть у нас мерой всех вещей будет главным образом бог, гораздо более, чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых".

ƒемократическа€ иде€ ѕротагора и вместе с тем максима его политико-правовой концепции состо€т в том, что существование государства предполагает причастность всех его членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедливость, рассудительность и благочестие1.

√осударство и законы, по ѕротагору, Ч не данности природы, а мудрые изобретени€. –азличение естественного и искусственного и их соотношение в трактовке ѕротагора имеют тот смысл, что искусственное (государство, законы, политическа€ добродетель) Ч продукт человеческого познани€, высокое достижение человека, свидетельство его возвышени€ над остальной природой и приобщени€, говор€ €зыком мифа, к "божественному уделу" (ѕлатон, ѕротагор, 322а).

“о, что ѕротагор называет справедливостью, в последующем стало обозначатьс€ как естественное право (или просто как право) в его различении с законом и вообще официально установленными правилами. — учетом этого можно отметить определенное сходство между правопониманием ѕротагора и последующими концепци€ми естественного права с измен€ющимс€ содержанием. ¬едь, по ѕротагору, измен€ютс€ те или иные представлени€ о справедливости (а вместе с ними и законы), но причастность человека по самой своей природе к справедливости остаетс€ неизменной основой этих изменчивых представлений.

—офист √оргий (ок. 483Ч375 гг. до и. э.), высоко оценива€ достижени€ человеческой культуры, к их числу относил и "писаные законы, этих стражей справедливости"2. ѕисаный закон Ч искус-гое человеческое изобретение, т. е. нечто искусственное. ќт "писаного закона" √оргий отличал неписаную "справедливость", котора€

’арактеризу€ ѕротагора как "первого большого теоретика и представител€ демократического идеала государства",  . –оде справедливо замечает, что в протаго-–овской философии права ведущую роль играет принцип равной причастности всех людей к политико-правовым делам. Ч Rode  . Geschichte der europiiischen Rechts-Philosophie. Dusseldorf, 1974. S. 16. ! —м. ћаковелъский ј. —офисты. Ѕаку, 1940. ¬ып. 1. —. 43.

406 –аздел V. »стори€ философии права и современность

характеризуетс€ им как "сущность дел", "божественный и всеобщий закон"1. Ёто их отличие не означает, однако, наличи€ между ними резкого расхождени€ и противоположности.

Ѕудучи приверженцем писаных законов, √оргий вместе с тем саму справедливость ставит по ценности выше их. “ак, в "Ќадгробном слове" √оргий, прославл€€ погибших афин€н, говорит о них: "„асто они предпочитали м€гкую справедливость жесткому праву, часто также правоту сущности дел (ставили выше) буквы закона"2. ќтмеча€ св€зь справедливости и равенства, √оргий продолжает характеристику павших в бою афин€н в следующих словах: они "были справедливы по отношению к своим согражданам в силу (присущего им) чувства равенства"3.

—офист √иппий (ок. 460Ч400 гг. до и. э.) четко противопоставл€л природу (фюсис) и закон (номос)4. ѕрирода (природа вещей, велени€ природы) предстает в трактовке √иппи€ в качестве того истинного, естественного права, которое противостоит ошибочному, искусственному, полисному закону (т. е. позитивному праву).

ќбраща€сь к своим собеседникам-эллинам, гражданам различных полисов, √иппий говорит: "Ћюди, собравшиес€ здесь! я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане Ч по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властву€ над людьми, принуждает ко многому, что противно природе" (ѕлатон, ѕротагор, 337).

ќсновным его аргументом против позитивных законов €вл€етс€ указание на их условность, изменчивость, текучий и временный характер, зависимость от усмотрени€ смен€ющих друг друга законодателей. ¬се это, по мнению √иппи€, показывает, что принимаемые людьми законы Ч нечто несерьезное и лишенное необходимости. " то станет думать о законах и о подчинении им, как о деле серьезном, Ч говорит он, Ч когда нередко сами законодатели не одобр€ют их и перемен€ют?" ( сенофонт, ¬оспоминани€ о —ократе, IV, IV, 14).

ѕод естественным правом √иппий понимает те неписаные законы, которые "одинаково исполн€ютс€ в каждой стране" ( сенофонт, ¬оспоминани€ о —ократе, IV, IV, 19).

—офист јнтифонт (около 400 г. до и. э.) обосновывал положение о равенстве всех людей по природе, ссыла€сь на то, что у всех людей Ч эллинов и варваров, благородных и простых Ч одни и те же естественные потребности. Ќеравенство же людей проистекает из человеческих законов, а не из природы. "ѕо природе, Ч говорит јнтифонт, Ч мы все во всех отношени€х равны, притом (одинако-

1 “ам же. —. 34.

2 “ам же.

3 “ам же. —. 35.

4 —м.: Rode  . Op.cit, S. 20-21; Heinimann F. Nomos und Physis. Basel, 1945. S. 110 u.tt-

√лава 1. јнтична€ философи€ права

во) и варвары, и эллины. («десь) уместно обратить внимание на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы"1.

–азлича€ законы полиса и велени€ природы (естественное право), јнтифонт отдает €вное предпочтение вторым, ибо "многие (предписани€, признаваемые) справедливыми по закону, враждебны природе (человека)"2. ƒаже полезные установлени€ закона Ч суть оковы дл€ человеческой природы, велени€ же природы принос€т человеку свободу.

јнтифонт замечает, что тайное нарушение законов государства остаетс€ без последствий, тогда как нарушител€ законов природы неминуемо настигает бедствие. "»бо предписани€ законов произвольны (искусственны), (велени€ же) природы необходимы. » (сверх того), предписани€ законов суть результат соглашени€ (договора людей), а не возникшие сами собой (порождени€ природы); велени€ же природы суть самовозникшие (врожденные начала), а не продукт соглашени€ (людей между собой)"3.

—офист  алликл развивал аристократическую концепцию естественного права и резко критиковал позитивные законы и общеприн€тые обычаи. "ѕо-моему, Ч говорил он, Ч законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. –ади себ€ и собственной выгоды устанавливают они законы, расточа€ и похвалы, и порицани€" (ѕлатон, √оргий, 483с). “е, кто составл€ет большинство, только по своей ничтожности довольствуютс€ долей, равной дл€ всех. Ѕо€сь возвышени€ сильных и стрем€сь их запугать, большинство возводит свои взгл€ды в обычай, считающий несправедливым и постыдным стремление подн€тьс€ над толпой.

ѕо природе же, считал  алликл, справедливо то, что лучший выше худшего и сильный выше слабого. ѕовсюду (среди животных, людей, государств и народов) природный признак справедливости, по его мнению, таков: сильный повелевает слабым и стоит выше слабого. — позиций такого закона природы и естественного права силы  алликл критикует демократические законы и обычаи и лежащий в их основе принцип равенства. «акон природы, таким образом, предстает в его аристократической интерпретации как право (сильных, могущественных, разумных", лучших) на неравенство.

—офист Ћикофрон трактовал государственное общение как результат договора людей между собой о взаимном союзе. "ƒа и закон в таком случае оказываетс€ простым договором или, как говорил софист Ћикофрон, просто гарантиею личных прав, сделать же граждан добрыми и справедливыми он не в силах" (Apucmo- гпелъ, ѕолитика, III, 5, 11, 1280а, 33). —уд€ по всему, "личные права" человека Ћикофрон считал тем естественным правом, дл€ га-

1 јнтологи€ мировой философии. ћ, 1969. “. 1. „. 1. —. 321.

2 “ам же.

:! “ам же. —. 320.

408 –аздел V. »стори€ философии права и современность

рантировани€ которого, по его договорной теории, и было заключено людьми соглашение о создании полисной общности. ¬ основе этой концепции лежит представление о естественном равенстве людей (и равенстве их "личных прав").

јлкидам Ёлейский (I половина IV в.), ученик √орги€, развивал мысль о том, что равны все люди, включа€ сюда, кроме свободных членов полиса, также и рабов. ≈му приписываютс€ следующие знаменательные слова: "Ѕожество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом"1. ¬ плоскости правопонимани€ это означало критику полисных законов с позиций признани€ естест-венноправового равенства всех людей.

—ократ

ƒальнейшее углубление теоретических воззрений о соотношении права и закона, объективной природе официальных полисных установлений, справедливости и законности св€зано с именем —ократа (469Ч399 гг. до и. э.)2. ¬ основе его философского подхода к нравственной, политической и правовой проблематике в целом лежит рационалистическое представление об определ€ющем, императивно-регул€тивном значении знани€. Ѕудучи божественным по своим истокам и статусу, знание, согласно —ократу, доступно и люд€м. —тепень овладени€ знанием означает меру причастности людей к божественным началам и, следовательно, уровень справедливости и законности в общественной, политической и частной жизни.

 ак и добродетель в целом, политическа€ добродетель, куда —ократ включал и представлени€ о нравственной природе закона, Ч это знание. "ќн утверждал, Ч пишет о —ократе  сенофонт ("¬оспоминани€ о —ократе", III, IX, 5), Ч что справедливость и вс€ка€ друга€ добродетель состоит в знании, и что справедливое и все то, что совершаетс€ посредством добродетели, есть нравственно-прекрасное; что, таким образом, знающие нравственно-прекрасное не предпочтут ему ничего иного, а незнающие не произведут его; если же захот€т произвести, то впадут в ошибки. ≈сли же справедливое и все нравственно-прекрасное совершаетс€ посредством добродетели, то, очевидно, справедливость и вс€ка€ друга€ добродетель есть знание".

» неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют в виду, согласно —ократу, одну и ту же справедливость, котора€ не просто €вл€етс€ критерием законности, но по существу тождественна с ней.  огда —офист √иппий настойчиво спрашивает у —ократа, каково же его учение о справедливости, —ократ

1 —м.: јристотель. ѕолитика. ћ., 1911. —. 408.

2 —м. подробнее: Ќерсес€нц B.C. —ократ. ћ., 1977 (новое издание Ч ћ., 1996).

√лава 1. јнтична€ философи€ права 409

говорит ему: "я лично того мнени€, что нежелание несправедливости служит достаточным доказательством справедливости. Ќо если ты этим не довольствуешьс€, то, вот, не нравитс€ ли тебе следующее: € утверждаю, что то, что законно, то и справедливо" ( сено-фонт, "¬оспоминани€ о —ократе", IV, IV, 12).

— господством разумных и справедливых законов —ократ св€зывал саму возможность полисной свободы Ч "прекрасного и величественного досто€ни€ как дл€ человека, так и дл€ государства" ( сенофонт, "¬оспоминани€ о —ократе", IV, V, 2).

ќбсуждение нравственной и правовой проблематики —ократ подн€л на уровень логических дефиниций и пон€тий, заложив тем самым начало собственно теоретического исследовани€ в данной области. ¬ этом плане ѕлатон и јристотель Ч пр€мые продолжатели общефилософских и философско-правовых достижений —ократа.

ѕлатон

ќсновные положени€ —ократа о справедливости, праве и законе были развиты его учеником ѕлатоном (427Ч347 гг. до и. э.)1.

—огласно платоновской философии, "истинное бытие Ч это некие умопостигаемые и бестелесные идеи"; данные же ощущению эмпирические тела, вещи и €влени€ Ч не истинны, поскольку вообще относ€тс€ не к бытию, а к чему-то подвижному, становлению (ѕлаток, —офист, 246№).

»стинное познание Ч это познание быти€, т.е. мира идей. ќно доступно лишь "редким люд€м" Ч философам (√осударство, 476 г). “олпе же, считал ѕлатон, не присуще быть философом.

»де€ Ч образ и сущность вещи, определ€ющее ее первоначало и принцип. ћир идей Ч смыслообразующий контекст мира вещей и €влений. “ам, где речь идет о разумном (соответствующем истинному бытию и божественным первообразцам) упор€дочении земного мира €влений и отношений (например, полисной жизни, законов и т. д.), Ч иде€ выступает не только как онтологическа€ основа и первопричина мира €влений, но и как руковод€щий принцип, стандарт и образец (парадигма) его организации.

»деальное государство и разумные, справедливые законы трактуютс€ ѕлатоном как реализаци€ идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни.

—праведливость состоит в том, чтобы каждое начало (каждое сословие и каждый член государства) занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.  роме того, справедливость требует, по ѕлатону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во им€ целого. “ак, характеризу€ справедливость в

; —м.: Ќерсес€нц B.C. ѕлатон. ћ., 1984.

–аздел V. »стори€ философии права и современность

идеальном государстве, ѕлатон пишет: "заниматьс€ каждому своим делом это, пожалуй, и будет справедливостью"; "справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполн€л тоже свое" (√осударство, 433 №, е). —праведливость, по ѕлатону, состоит также в том, "чтобы никто не захватывал чужого и не лишалс€ своего" (√осударство, 433 е).

ѕриведенные определени€ ѕлатоном справедливости (dikaio-syne) относ€тс€ им и к праву (dikaion), раскрыва€ тем самым платоновское понимание естественного права1 в его различении с полисным законом. ќднако это различение естественного права и закона ѕлатон, как и —ократ, трактует не в плане их противопоставлени€ и разрыва, а дл€ раскрыти€ объективных (в конечном счете Ч божественных, разумных, идеальных) корней полисных законов.

—праведливость, согласно ѕлатону, предполагает "надлежащую меру", определенное равенство. ѕри этом он (со ссылкой на —ократа) различает два вида равенства: "геометрическое равенство" (равенство по достоинству и добродетел€м) и "арифметическое равенство" ("равенство меры, веса и числа"). ѕо€сн€€ смысл такого различени€, ѕлатон замечает, что "дл€ неравных равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась надлежаща€ мера" («аконы, 757а). "√еометрическое равенство" Ч это "самое истинное и наилучшее равенство": "большему оно удел€ет больше, меньшему Ч меньше, каждому дар€ то, что соразмерно его природе" («аконы, 757,с).

Ёти положени€ в дальнейшем были восприн€ты и развиты в учении јристотел€ о двух видах справедливости Ч справедливости уравнивающей и справедливости распредел€ющей.

ѕлатон раздел€ет и развивает дальше естественноправовое положение —ократа о том, что законное и справедливое одно и то же. ќдин из существенных аспектов многопланового диалога "√осударство" посв€щен опровержению с этих позиций тезиса софиста ‘расимаха о том, что справедливость Ч это пригодное сильнейшему.

ѕравление философов и действие справедливых законов дл€ ѕлатона в "√осударстве" Ч два взаимосв€занных аспекта одного идеального проекта.

1 »звестный немецкий исследователь естественноправовых концепций √. –айнер, характеризующий принцип "каждому - свое" в качестве основного положени€ естественного права, подчеркивает св€зь этого принципа с платоновским определением права, согласно которому "каждый имеет свое". —оответствующие суждени€ ѕлатона (√осударство, 433 е) о справедливости и праве в переводе √. –айнера с учетом терминологии оригинала звучат так: "ѕраво (dikaion) и справедливость (dikai-osyne) состо€т в том, что каждый имеет и делает свое, так чтобы никто не имел чужого и не лишалс€ своего". Ч Reiner H. Die Hauptgrundlagen der fundamental-sten Normen des Naturrechts. Basel, 1976. S. 2.

√лава 1. јнтична€ философи€ права

¬заимосв€зь и единство полиса и законов €вл€етс€ существенным принципом всей политической философии ѕлатона, опирающейс€ на стойкие традиции предшествовавшей древнегреческой политико-правовой мысли. "я вижу, Ч писал ѕлатон, Ч близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находитс€ под чьей-либо властью. “ам же, где закон Ч владыка над правител€ми, а они Ч его рабы, € усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги" («аконы, 715 d)1.

√осударство, конструируемое ѕлатоном в "«аконах", как раз и относитс€ к тем, где и правител€м предписаны законы. "ћы должны, Ч подчеркивает ѕлатон, Ч всеми средствами подражать той жизни, котора€, как говор€т, была при  роносе; мы должны, насколько позвол€ет нам дол€ бессмерти€, убежденно следовать этой жизни как в общественных, так и в частных делах Ч в устроении наших государств и домов, Ч имену€ законом эти определени€ разума" («аконы, 713 е).

ѕодход к закону как "определению разума" стал общим местом дл€ всей последующей рационалистической линии в философии права. —пецифика платоновского понимани€ в том, что в законе формулируетс€ не разум существующих отношений, а как раз, наоборот, разум несуществующих ныне отношений. «аконы, таким образом, предстают как средство внедрени€ начал разума в жизнь и отношени€ людей, как форма посильной дл€ людей реставрации стандартов божественного правлени€.

»ме€ в виду разумность закона, ѕлатон утверждал, что люди должны, оказыва€ сопротивление всем остальным влечени€м, следовать лишь одному Ч требовани€м закона. "—огласно нашему рассуждению, Ч писал он («аконы, 644е Ч 645а), Ч каждый должен посто€нно следовать только одному из влечений, ни в чем от него не отклон€€сь и оказыва€ противодействие остальным нит€м, а это и есть златое и св€щенное руководство разума, называемое общим законом государства... —ледует посто€нно помогать прекраснейшему руководству разума".

¬есьма высоко ставил ѕлатон знание о законах, счита€ не случайным созвучие божественного и чудесного закона (nomos) и ума (noys). "¬едь из всех наук, Ч отмечал ѕлатон, Ч более всего совершенствует человека, ими занимающегос€, наука о законах" («аконы, 957 с). ¬ этой св€зи он настойчиво рекомендует изучать сочинени€ о праве.

¬ свете платоновской характеристики различных форм правлени€ в зависимости ∞т того, кака€ роль отводитс€ в них закону, Ёрнст  ассмрер справедливо отметил ьааимосв€зь закона и политической свободы в концепции ѕлатона. "«акон, - писал  ассирер, - €вл€етс€ единственным подлинным выразителем свободы. “аковы об-–аз мыслей ѕлатона о государстве и сумма его политической мудрости". - Cassirer Ernst. Op.cit. S. 22.

–аздел V. »стори€ философии права и современность

 ак творчество ѕлатона в целом, так и многие положени€ его правопонимани€ оказали большое вли€ние на последующее развитие философско-правовой мысли.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 945 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

500 - | 477 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.029 с.