Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒемокрит




ѕредставление о законе и государстве как искусственном результате причинно-обусловленного, естественного (небожественного) развити€ человеческого общества впервые высказываетс€ и развернуто обосновываетс€ в учении философа-атомиста ƒемокрита (ок. 470Ч366 гг. до и. э.)1.

Ѕудучи результатом естественного развити€, общество, полис и его законы вместе с тем, согласно ƒемокриту, представл€ют собой искусственные, человеческие образовани€. ќни не даны в готовом виде самой природой, но образованы людьми в процессе их эволюции от стадности к цивилизованной жизни. —оотношение естественного и искусственного Ч это соотношение того, что существует "по правде" (т. е. по природе, в истинной действительности), и того, что существует лишь согласно "общему мнению".

—оответствие природе ƒемокрит расценивает как критерий справедливости в этике, политике, законодательстве. "“о, что считаетс€ справедливым, Ч замечает ƒемокрит, Ч не есть справедливое; несправедливо же то, что противно природе"2. Ёто по сути своей естественноправовое положение ƒемокрита скептически и критически направлено не вообще против справедливости, но лишь против неистинных представлений о справедливости, против того, что "считаетс€" справедливым со стороны "темного" познани€ и непросвещенного "общего мнени€".

ќтсюда и характерные дл€ позиции ƒемокрита критические суждени€ о практически существующих государственных пор€дках и наличном законодательстве, соответствующих "общему мнению" и расход€щихс€ с требовани€ми природной правды. "ѕредписани€ законов, Ч говорит ƒемокрит, Ч искусственны. ѕо приро-

1 –усский перевод сохранившихс€ фрагментов ƒемокрита см.: Ћурье —.я. ƒемокрит. Ћ. —. 187Ч382; ћатериалисты ƒревней √реции. ћ., 1955. —. 53Ч178.

2 ћатериалисты ƒревней √реции. —. 152.

404 –аздел V. »стори€ философии права и современность

де же существуют атомы и пустота"1. ¬ этом же контексте противопоставлени€ естественного и искусственного ƒемокрит утверждает, что "законы Ч дурное изобретение", поэтому "мудрец не должен повиноватьс€ законам, а жить свободно"2. «десь под "свободой" имеетс€ в виду жизнь "по правде", независимость от "общего мнени€" и продиктованных им условных и искусственных предписаний.

¬о им€ "общего блага" необходимо сурово наказывать за нарушение справедливости. "ƒолжно, Ч подчеркивал ƒемокрит, Ч во что бы то ни стало убивать все, что приносит вред и попирает справедливость. “от, кто это делает, сохран€ет при вс€ком государственном строе спокойствие духа, право, мужество и имущество скорее, чем тот, кто этого не делает"3.

Ѕольшое вли€ние на последующую естественноправовую мысль оказала демокритовска€ разработка проблем различени€ "естественного" и "искусственного", "истины" и "общего мнени€", природной справедливости и закона. Ёта естественноправова€ проблематика оказываетс€ в дальнейшем в центре внимани€ софистов, —ократа, ѕлатона и јристотел€, Ёпикура, римских авторов. ѕри всем несходстве подходов названных мыслителей к данной теме все они в своих попытках объ€снить происхождение и смысл полисных законов прибегали к той или иной версии различени€ "естественного" и "искусственного", "естественного" права (справедливости) и человеческого("искусственного") закона.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 850 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

501 - | 435 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.