Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—оветский миф




Ћюба€ сфера действительности может функциониро≠вать эффективно, только если она поддержана сильной мифологической составл€ющей. Ќесомненно, что это не сознательный процесс, а результат кристаллизации мно≠жества событий, протекающих по принципу броуновско≠го движени€.   примеру, систематику работы репрессив≠ных органов в ———– можно выразить такими двум€ мифологическими аксиомами:

Х если враг не сдаетс€, его уничтожают,

Х органы не ошибаютс€.

ѕри этом психологически на это поле репрессивного действи€ накладывалась спасительна€ мифологи€ другого плана Ч —талин ничего об этом не знает. ƒобавив эту тре≠тью аксиому - заключенный (или будущий заключен≠ный) мог сохранить разумность окружающего его мира, если даже удар попадал на него. ≈сли же удар попадал на кого-то другого, то он спасалс€ тем, что признавал его виновность. »менно треть€ аксиома спасала разум чело≠века от когнитивного диссонанса: как совместить велико≠го —талина с творимым беззаконием. ¬ целом это соот≠ветствует представлени€м массового сознани€, зафиксированным приблизительно в таких словах: вот приедет барин, барин нас рассудит.

√. Ѕелов проследил превращение мифологии царского времени "православие-самодержавие-народность" или

"вера-царь-отечество" в советский вариант мифологии. –езультирующа€ таблица такой трансформации прин€ла следующий вид [24, с. 187]:

 

Ёволюци€ базовых ценностей в –оссии  
    до 1917 г.   1917-1961 гг.   1961-1991 гг.   с 1991 г.  
идеологи≠ческа€   правосла≠вие   марксизм-ле≠нинизм   марксизм-ле≠нинизм      
государс≠твенна€   самодер≠жавие   диктатура пролетариата интернацио≠нализм   руководство  ѕ——   демократи€ + м€гкий авторита≠ризм  
граждан≠ска€   ќтечес≠тво, на≠родность   построение социализма   патриотизм   ќтечество, свободный человек  
цели         создание мате≠риально-тех≠нической базы; совершенство≠вание общес≠твенных отно≠шений; формирование нового челове≠ка формиро≠вание граждан≠ского общества

 

ѕри этом он видит смену пон€ти€ "интернациона≠лизм" на "патриотизм", происшедшую в последнее врем€. "¬ послевоенный период советские стереотипы (совет≠ска€ –одина, советский человек, советска€ культура и т.д.) если не замен€ют полностью тему интернационализ≠ма, то во вс€ком случае вытесн€ют ее с переднего плана" [24, с. 186].

Ёто вообще интересный феномен постулировани€ но≠вых ценностей мифологического пор€дка по модели "со≠ветский + X". ѕопытаемс€ увидеть, что именно здесь ак≠центируетс€. ¬озьмем дл€ примера привычные сочетани€ типа "советска€ женщина" или "советска€ торговл€".  стати, и то, и другое были названи€ми соответствующих ведомственных журналов (дл€ "—оветской женщины" Ч это было не министерство, а, веро€тно,  омитет совет≠ских женщин).

ћодель "советский + X" акцентирует характеристики, отличные от сложившихс€ в рамках мифологии и опи≠сывающих "буржуазное общество". ” любого человека сразу возникает прочный р€д ассоциаций при этом сло≠ве: господство капитала, все в угоду наживе, на улицу выб≠расываютс€ безработные, забастовка, борьба труд€щихс€ за свои права, все прогрессивное человечество, пролетарии всех стран, соедин€йтесь, загнивание капитализма. ѕо всем этим характеристикам "советское общество" должно было занимать противоположный полюс. “о есть "совет≠ска€ женщина" имела в своем составе такие характерис≠тики, как женщина-труженица, женщина-мать, женщи≠на-врач, учитель, солдатска€ мать. ¬ основном это ценности социального свойства, даже женщина-мать Ч это противоположность не рожающим женщинам. ¬спомним такие €влени€, как борьбу с абортами и так называемый налог на малосемейность, которые были призваны стимулировать рождаемость.

"—оветское Ч значит, отличное" Ч еще одна мифологе≠ма того времени, котора€ впоследствии стала употреб≠л€тьс€, наоборот, в ироническом ключе, когда что-то, к примеру, не работало, портилось и т.д. Ќо это уже "рито≠рика кухни", официальна€ же риторика шла по иному пути. ѕриведем еще некоторые символы-конденсаторы си≠туации:

мы пойдем иным путем,

народ и парти€ едины,

слава  ѕ——,

здоровье народа Ч богатство страны,

ум, честь и совесть,

решени€... съезда в жизнь,

решени€... съезда выполним,

профсоюз Ч школа коммунизма,

парти€ Ч наш рулевой. ѕрактически люба€ область жизни была "закрыта" той или иной мифологемой. ѕри этом они работали как не≠кий стабилизирующий фактор, задающий услови€ фун≠кционировани€. “ака€ мифологема действовала как силь≠ный центростремительный феномен, запреща€

отклонени€ от сформулированных эквивалентностей. Ёти мифологемы стро€т подобные цепочки эквивален≠тностей, задава€ необходимую иерархизацию общества. »ногда массовое сознание реагирует на эти цепочки по≠пытками разорвать их, как, например, в известных анек≠дотах, где —лава  ѕ—— замен€етс€ на —лава ћетервели, или чукча убивает чужака, за€вившего, что он начальник партии со словами: „укча знает, кто у нас начальник пар≠тии. »нтересно, что анекдот реально следует по тому же мифологическому древу, эксплуатиру€ все его ключевые точки.

Ћюбое общество должно иметь не только стабилизиру≠ющие механизмы, но и механизмы инновационного ха≠рактера. ¬спомним, как в советском обществе реализо≠вывалась инновационна€ составл€юща€. ќна легитимизирсвалась постановлени€ми съездов.

—оветска€ мифологи€ стала разрушатьс€ с по€влением "социализма с человеческим лицом". “еатр, литература, кино стали показывать не канонического Ћенина, а его человеческие черты. Ётот переход от Ћенина-пам€тника к Ћенину-человеку не уничтожил систему. ќн просто был еще одним знаком в попытке системы изменитьс€, прис≠пособитьс€ под новые требовани€. ќднако это был уже искусственный переход, это было оживление неживого. Ѕолее удачной была попытка "оживлени€ живого" Ч речь идет о последнем генсеке ћ. √орбачеве. √орбачев не только стал движущимс€ и говор€щим Ч телевидение по≠казывало множество невиданной доселе как бы лишней информации о нем. ќ пам€тниках (а генсеки были как бы живыми пам€тниками) не бывает лишней информа≠ции, есть только ограниченный объем сведений. ќн стал знаком оживлени€ системы. » по€вление р€дом с ним –. √орбачевой тоже было элементом живого существова≠ни€. ‘отографи€ его с женой, корм€щей белочку, извес≠тна была каждому. ∆урнал "ѕари-матч" отметил этот факт: "Ёта фотографи€ ћихаила √орбачева с белкой Ч на снимке он на даче в –ублевцеве вместе с женой Ч не просто обошла весь мир. ќна помогла ему больше, чем длинные речи, убедить «апад в реальности перестройки".

¬€ч. Ќиконов перечисл€ет три национальные идеи, сквозь которые постепенно прошла –осси€ ("Ќезависи≠ма€ газета, 1997, 24 €нв.). Ёто "ћосква - третий мир", это "ѕравославие. —амодержавие. Ќародность". » это " ом≠мунизм Ч светлое будущее всего человечества". »нтерес≠но, что сегодн€ наблюдаетс€ определенное сосуществова≠ние старых идей с новыми.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

434 - | 386 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.