Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕерформансна€ коммуникаци€




 

≈сли вербальна€ коммуникаци€ использует дл€ пере≠дачи вербальный канал, визуальна€ - визуальный, то перформанс располагает свое сообщение в пространстве. –итуалы €вл€ютс€ важной составл€ющей жизни любого общества. ќдновременно со значени€ми, уже утраченны≠ми в веках, они несут в себе четкие коммуникативные указани€.   примеру, траурна€ процесси€ с телом ƒжона  еннеди включала лошадь без всадника, которую вели под уздцы, что символизировало потерю первого лица јмерики. »ли такой пример, как церемонии прощани€ и приветстви€, особенно в прошлом. ќсобую роль при этом играл головной убор. "ѕри встрече с вышесто€щей персоной необходимо было сн€ть шл€пу да так низко поклонитьс€, чтобы подмести ее пол€ми пол. ƒаже пись≠мо от знатного лица, а также послани€, где упоминалось им€ корол€ или папы –имского, следовало читать с обна≠женной головой" [196, с. 127].

ѕроцесс инаугурации Ѕориса ≈льцина в августе 1996 г. продемонстрировал важность перформансов в политике - президент вступает в законную силу только после этого перформанса.  л€тва президентов —Ўј состоит из 42 слов (российского Ч из 33 слов) и используетс€ с 30 ап≠рел€ 1789 г. со времен ƒжорджа ¬ашингтона. —амое длинное выступление было у президента —Ўј ”иль€ма √аррисона в 1841 г. –ечь президента  линтона 20 €нвар€ 1993 г. была краткой и продолжалась всего 14 минут. ¬се торжественное меропри€тие в  ремле 9 августа 1996 г. длилось 17 минут. ѕразднование в ¬ашингтоне этого со≠быти€ обошлось в скромную дл€ —Ўј сумму - 25 мил≠лионов долларов, причем все эти деньги были собраны из

частных пожертвований, вкладов крупных корпораций (а это были "Ѕоинг", "ƒженерал электрик", "јмерикен теле≠фон энд телеграф") и рекламы. ¬от как " омсомольска€ правда" (1996, 9 авг.) описала происход€щие торжества:

"«а три дн€ до инаугурации ”иль€м ƒжефферсон  линтон начал марш на ¬ашингтон с посещени€ мемо≠риальной усадьбы “омаса ƒжефферсона.ќн с вице-пре≠зидентом проехал 120 миль на автобусе с уникальным но≠мером "Ќадежда-1". ѕотом в воскресенье был концерт под лозунгом "¬оссоединение" у мемориала первому пре≠зиденту —Ўј. ¬ыступили Ѕоб ƒилан, ƒайана –осс, ћайкл ƒжексон и другие.  линтон открыл концерт крат≠кой речью. ј вела все это шоу обладательница "ќскаров" актриса ¬упи √олдберг.  огда стемнело,  линтон и √ор в сопровождении 18 тыс€ч детей прошли по мемориаль≠ному мосту и ударили в символический "колокол свобо≠ды". ”тро следующего дн€  линтон провел в обществе сенатора Ёдварда  еннеди. ѕотом вновь были многочис≠ленные концерты, на одном из которых президент стра≠ны порадовал публику своей игрой на саксофоне".

‘ранци€ имеет свой ритуал, во врем€ которого уход€≠щий президент спускаетс€ по ступенькам и встречает во дворе нового президента. «атем они поднимаютс€ в зал и обмениваютс€ речами. ѕосле принесени€ прис€ги в от≠крытой машине новый президент выезжает на ≈лисейские пол€, где его приветствуют сограждане.

ќбр€ды посв€щени€, инициации всегда существовали в человеческих сообществах. ѕри этом в прошлом часто реализовывались различные испытани€. “ак, в некоторых племенах происходило избиение принимаемого, чтобы "убить" его старое им€ и дать ему новое [394, с. 237]. ƒл€ общества такого типа весьма важна граница, переход, к примеру, разграничение мирского имени и нового мона≠шеского. ƒаже сегодн€шнее общество сохран€ет смену имен в изменении названий должностей и званий.

ё. Ўрейдер говорит о ритуальном поведении как о таком, где цель вырождена: "ќна состоит в выполнении самого ритуала [386, с. 116]. Ѕолее точно, веро€тно, сле-

дует говорить о центральности подобной, но она не €вл€≠етс€ единственной. –итуалы порождают целый р€д иных сообщений.

ѕод перформансом –ичард Ўехнер понимает дейс≠тви€ одного человека или группы перед другим челове≠ком или группой [543], т.е. центральной характеристикой здесь становитс€ третье лицо, наблюдатель, зритель, на≠личие которого кардинальным образом мен€ет всю про≠цедуру. јктивно защищал пон€тие "театральности" в на≠шей истории Ќиколай ≈вреинов, выпустивший среди прочего и трехтомник "“еатр дл€ себ€", где показывал роль этого пон€ти€ в разных сферах жизни. "ѕримат театрократии, т.е. господства над нами “еатра, понимаемо≠го в смысле закона общеоб€зательного творческого пре≠ображени€ воспринимаемого нами мира, вытекает с достаточной убедительностью хот€ бы из сравнительного изучени€ данного закона с законом развити€ религиозно≠го сознани€" [102, с. 13-14]. ¬ качестве примеров теат≠ральности в жизни он упоминает јракчеева, называ€ его "режиссером жизни", доказыва€ это "не столько "поста≠новкой" военных поселений, сколько отношением его к жизни и природе, мощно вз€тых под ферулу режиссер≠ской власти, Ч установив, например, "в плане декораци≠онного задани€", что дорожки в его парке должны €вл€ть такой, а не иной вид, он не позвол€л ни одному осенне≠му листику с дерева нарушить его режиссерскую волю: спр€танные в кустах мальчишки немедленно же удал€ли провинившийс€ листик!.." [102, с. 107]. ƒл€ него цен≠тральной составл€ющей становитс€ все же не момент зрительский, а момент творческий. ѕросто происходит совпадение этих двух моментов в реальных осуществле≠ни€х театральности.

Ќиколай ≈вреинов (а затем об этом писал …. ’ейзинга [362] смело распростран€ет перформансные характе≠ристики во все области:

"—ловом "театр" вы называете и место международ≠ных столкновений при ultima ratio (театр военных дейс≠твий), и место, где происходит вскрытие трупов (анато-

мический театр Ч theatrum anatomicum), и эстраду прес≠тидижитатора (например, театр фокусов –оберта-√удена, первый из виденных в детстве —арой Ѕернар театров), и нечто, служащее обозрению различного рода наказаний (например, известный "Theatrum poenarum" криминалис≠та ƒоплера) и нечто, отвечающее астрономо-астрологическому интересу (например, еще за полвека до Ќьюто≠на, в 1666 г., по€вилось сочинение под названием "Theatrum cometicum", где доказывалось, что за каждым по€влением кометы следует столько же счастливых собы≠тий, сколько и бедствий, так что нет оснований бо€тьс€ комет), и, наконец, кинематограф, кинетофон, кинеманатюр, представление марионеток, китайских теней и т.п." [102, с. 36].

¬ обществе всегда были определенные утрированно-перформансные роли. ћы называем их так, поскольку дл€ их выполнени€ требовалось определенное "отклон€≠ющеес€ поведение". Ёто роль юродивого, шута. ёроди≠вый не наказывалс€ за свой тип поведени€, поскольку, как считалось, через него может говорить Ѕог. ѕервым русским юродивым называют »сааки€ ѕечерского, мо≠наха  иево-ѕечерской Ћавры, умершего в 1090 г. [121]. «атем до XIV в. юродивые не фиксируютс€, а потом воз≠никают русские "похабы". ќни "днем бегают по городу в рубище или совсем голые; прос€т милостыню и потом раздают ее; их отовсюду гон€т, мальчишки кидают в них камн€ми; иногда богатые люди забот€тс€ о них, но юро≠дивые не признают сытости и ухоженности: они рвут на себе чистую одежду, сад€тс€ в гр€зь и т.д..." [121, с. 144].

Ќиколай ≈вреинов, перечисл€€ список великих шу≠тов, подчеркивает, что роль хорошего шута не €вл€етс€ легкой, а главное она отнюдь не унизительна, как это представл€етс€ сегодн€. "ћногочисленные же примеры истории, когда великие монархи охотнее слушались (и с большим в результате успехом) советов своих верных и лучших шутов, нежели своих верных и лучших минис≠тров, окончательно нас убеждают, что историческа€ цен≠ность шута, вошедшего в лексикон бранных слов, нужда≠етс€ в решительной переоценке..." [102, с. 143]. ¬еро€тно,

этой же плоскости мы должны поместить диссидентов в бывшем советском обществе, так как они €вно выпадали из прин€той нормы поведени€.

–ичард Ўехнер предлагает четыре возможных перформансные трансформации театральности в ритуал и обратно:

ƒействительность 1-> ¬—“–≈„ј/ќЅћ≈Ќ -> ЧЧЧЧ> ƒействительность 2

Ёто рынок или поле битвы, где товары покупаютс€, получаютс€ деньги, захватываетс€ территори€. «десь ри≠туалы основываютс€ на фиксированных модел€х дейс≠тви€, предопредел€ющих поведени€. –азвлекательно-те≠атральный момент минимизирован. «адачей становитс€ как можно более эффективно пройти через "встречу/об≠мен" в действительность 2. ќднако нет возможности пре≠допределить все: базар Ч это место торга, шуток, рас≠пространени€ слухов. Ќа поле битвы идет соревнование цвета, демонстраци€ силы. ƒаже война с точки зрени€ стороннего наблюдател€ имеет сильный театральный эле≠мент.

ƒействительность! Ч> с помощью ѕ≈–‘ќ–ћјЌ—ј -> ЧЧЧЧ> ƒействительность2

Ёто ритуалы, которые внос€т изменени€ в статус учас≠тников (инициаци€, свадьба), шаман также почитаем за его умени€.

–итуал ЧЧ> с помощью “≈ј“–ј ЧЧ> –азвлечение

–итуалы, которые направлены на эффективность в од≠ном контексте, могут стать развлечени€ми в другом. ¬се новые, в том числе и политические, ритуалы конструи≠руютс€, чтобы стать развлечением и, возможно, искусс≠твом.

–азвлечение Ч>" с помощью “≈ј“–ј ЧЧЧ> –итуал

—ъезды партии, съезды народных депутатов также про≠текают под сильным вли€нием театральности. ¬ принципе о любого рода массовых действи€х специалисты пишут: "¬ыступлени€ перед большой аудиторией должны напоми≠нать вам театр" [313, с. 115]. ¬спомним выдвижение на пер≠вом съезде кандидатур на пост председател€ ¬ерховного —овета ———–, когда депутат ј. ќболенский предложил свою собственную кандидатуру. ѕолучив затем слово, он обосновал свое поведение тем, что хотел бы добитьс€ на съезде возможности альтернативных выборов.  стати, по≠добный съезд как тип перформанса интересен еще и тем, что аудитори€ в нем носит не однородный, а пол€ризо≠ванный характер.  аждый раз возникает разделение на "за" и "против" по тому и иному вопросу. “еатральность внесена внутрь зрительской массы. Ќ.ј. ’ренов исследу≠ет подобную ситуацию в применении к спортивным бо≠лельщикам:

"«десь создаетс€ оппозици€ между зрител€ми Ч бо≠лельщиками за одну команду и зрител€ми Ч болельщика≠ми за другую команду. Ќебольша€ группа более эмоцио≠нальных болельщиков, уподобл€€сь театральной клаке, создает оппозиционную ситуацию. ќппозици€ "мы" и "они", вы€вл€юща€с€ в спортивных зрелищах, по своей выраженности и интенсивности напоминает римские зрелища" [366, с. 163].

¬иктор “эрнер называет социальными драмами про≠цессы, возникающие в конфликтных ситуаци€х. ќн вы≠дел€ет четыре фазы в их прохождении (по –. Ўехнеру):

1. Ќарушение нормированных отношений;

2.  ризис, во врем€ которого нарушение увеличиваетс€;

3. ¬осстановительное действие, которое может копи≠ровать и критиковать действи€, приведшие к кризису;

4. –еинтеграци€ (объединение разделенной социаль≠ной группы, а также признание или легитимизаци€ рас≠кола).

–. Ўехнер считает, что базова€ перформансна€ стра≠теги€ (сбор, перформанс, расставание) содержит драма≠тическую структуру:

Ќарушение ->  ризис->. ¬осстановление -> –еинтеграци€

 онфликтность в этой схеме носит согласованный ха≠рактер Ч внутри перфоманса. ¬ыход из перформанса Ч это тоже церемони€, поскольку аплодисменты помогают выйти из перформансной реальности.

ѕоскольку аудитори€ €вл€етс€ об€зательным элемен≠том перформанса, –ичард Ўехнер предлагает свою клас≠сификацию аудитории, где главным элементом становит≠с€ ее включенность в ситуацию или ее случайный характер: интегрированна€/случайна€ аудитори€.

"—лучайна€ аудитори€ Ч это люди, которые индивиду≠ально или небольшими группами идут, например, в театр Ч представлени€ публично рекламируютс€ и открыты дл€ всех. Ќа открыти€х коммерческих шоу посещение крити≠ков и друзей представл€ет скорее интегрированную, чем случайную аудиторию. »нтегрированной аудиторией €в≠л€етс€ та, где люди приход€т или в силу необходимости, или потому, что событие €вл€етс€ значимым дл€ них. »нтегрированна€ аудитори€, к примеру, включает родс≠твенников жениха и невесты на свадьбе, плем€ на обр€≠де инициации, лица высокого звани€ на подиуме дл€ инаугурации. »ли Ч авангардные художники, собираю≠щие аудиторию в основном из людей, посещавших пре≠дыдущие представлени€. ќни заинтересованы в процессе создани€ интегрированной аудитории дл€ своих работ, аудитории, поддерживающей их" [543, р. 194-195].

ѕри этом некоторые виды интегрированной аудито≠рии могут быть направлены против самого представле≠ни€: это могут быть люди, пришедшие специально, что≠бы, к примеру, сорвать выступление. ≈сли случайна€ аудитори€ приходит по собственной воле, то интегриро≠ванную аудиторию привлекает ритуал. ƒл€ большей наг≠л€дности –. Ўехнер строит следующую таблицу (с. 337).

»сследователи подчеркивают как одну из характерных черт церемонии Ч четкое разграничение участников и публики, где от последней ожидаетс€ традиционный ре≠пертуар реагировани€. "–еакци€ аудитории €вл€етс€ од≠ной из составл€ющих частей церемонии. Ѕез нее церемо-

»нтегрально-эстетическа€   —лучайно-эстетическа€  
ѕриглашенна€ аудитори€ ÷еремони€ открыти€ јудитори€ из тех, "кто знает"    оммерческа€ продукци€, котора€ публично рекламируетс€ јудитори€ из тех, кто заинтересован  
»нтегрально-ритуальна€   —лучайно-ритуальна€  
јудитори€ на свадьбах, похоронах »наугураци€, подписание договоров   “уристы, наблюдающие церемонию –итуалы, сыгранные в театре  

 

ни€ становитс€ бессмысленной" [455, р. 17]. » далее: "÷еремониальное пространство подчеркивает разницу между исполнител€ми и зрител€ми четко изолиру€ сцену дл€ перформанса, ограниченную со всех сторон полици≠ей и охраной, в отличие от места дл€ реагировани€, рас≠шир€ющегос€ во все стороны".

јмериканска€ исследовательница јрт Ѕорекка напр€≠мую св€зывает политику и драматургию, подчеркива€ возросшую роль масс-медиа в этом процессе. ќна пере≠числ€ет целый р€д политических событий, обладающих перформансным характером. Ёто ¬ьетнам как перва€ те≠левизионна€ война, национальные "драмы" типа ”отергейта и »ран- онтрас, двойное президентство бывшего актера, война в ѕерсидском заливе, где CNN стало пол≠ноправным участником [440]. ј ѕегги ‘елан вообще го≠ворит о роли президента в определенной степени опира≠€сь на актерские термины.

"ƒействующее президентство" требует от кандидата передачи характеристик, которые должны ассоциировать≠с€ с белым гетеросексуальным мужским лидерством Ч тип невозмутимого решени€, спокойный и "теплый" стиль разговора, чувство контрол€. ƒругими словами, действующее президентство означает игру в роли тради≠ционного ќтца, представленного в традиционных коме≠ди€х ситуаци€ми от "ќтец знает все" до " осби шоу". ѕоскольку кампани€ ставитс€ именно дл€ телевизионно-

го представлени€, перформанс кампании использует тро≠пы (и капканы) телевизионного нарратива" [531, р. 171].

“а же телевизионна€ конструкци€ довлеет и над мно≠гими другими €влени€ми. Ёто не только торжественна€ встреча гостей в аэропорту, в ћариинском дворце в  и≠еве или в  ремле в ћоскве, но это и элементарное собра≠ние или заседание, где значимым также становитс€ эле≠мент зрелищности. » развитие государства во многом требует развити€ именно этой перформансной составл€≠ющей. “ак, анализиру€ инаугурацию президента –оссии, ¬алерий Ѕебик (радиопрограмма "“иждень", 1996, 10 авг.) говорит о необходимости разработки подобных протоко≠лов и дл€ ”краины.

ћы хотели бы подчеркнуть еще один важный пара≠метр. Ћюбой перформанс строитс€ на предварительной репетиции, подготовке. –ичард Ўехнер по этому поводу пишет: "ћы пользуемс€ репетици€ми в случае свадеб, по≠хорон и других религиозных и гражданских церемоний. ¬ любом случае репетици€ €вл€етс€ путем выбора из воз≠можных действий именно тех, которые будут представле≠ны в дальнейшем, наибольшее упрощение их по отноше≠нию к матрице, откуда они были вз€ты, и аудитории, на которые они будут направлены" [543, р. 183].

' ¬ этом случае происходит отбор тех или иных вариан≠тов в соответствии с инвариантом. Ётот инвариант может даже не существовать до того и создаватьс€ в ходе репе≠тиции. Ќо этот процесс отбора создает принципиально знаковую характеристику. ¬ыбор Ч это знак. «нак, обла≠да€ значением и формой, способен нести любую смысло≠вую нагрузку. «наковость возникает в процессе отбора наиболее эффективных вариантов воздействи€. Ќапри≠мер, в  иеве готовились к подн€тию флага с изображе≠нием герба города. —разу возникло множество вариантов, как же именно это сделать. ¬арианты в дальнейшем об≠суждались и отбирались, порожда€ в результате перфор≠манс. »з набора минидействий отбираютс€ именно те действи€, которые смогут наиболее безошибочно и нед≠вусмысленно воздействовать на аудиторию. «десь не мо-

жет быть допущена ошибка, так как перформанс Ч не индивидуальное чтение и исключена возможность повто≠рени€ событи€, чтобы попытатьс€ пон€ть и прочувство≠вать действие еще раз.

ќсмысление ритуальной коммуникации в рамках французской школы противостоит американской интер≠претации. ƒл€ јлена Ѕуро это не структура, а посто€н≠ный процесс порождени€ смыслов. "—трого структуриро≠ванной, гомогенной системе ритуала американской школы Ѕуро противопоставл€ет свою систему - откры≠тую вовне, комбинаторную, объедин€ющую многочис≠ленные разнородные элементы. ѕространство ритуала Ч не просто вместилище извне заложенных смыслов, а са≠мо по себе смысловой генератор" [213, с. 159]. Ёто более сложное представление, но оно обладает большей объ€с≠н€ющей силой, позвол€ющей также пон€ть живучесть ритуалов и в современной жизни. ¬ рамках паблик рилейшнз, к примеру, ритуалы превращаютс€ в такое €вле≠ние, как презентации. ”дачность/неудачность их позво≠л€ет выполн€ть вполне прозаические экономические задачи. “ак, неудачна€ презентаци€ концерна "√азпром" в Ћондоне приводит к падению курса акций "√азпрома" на западных рынках. ќтсюда пон€тно внимание специа≠листов и к такому способу коммуникации, как перфор≠манс.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

500 - | 477 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.