Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


’удожественна€ коммуникаци€




÷ивилизаци€ обладает как бы двум€ типами машин, порождающих символы. ѕо своей функции они могут считатьс€ во многом сближенными, поскольку и те, и другие направлены на введение единых схем интерпрета≠ции действительности путем информировани€. ¬ведение подобных схем в рамках культуры носит более гедонис≠тический характер, поскольку оно более окрашено эмо≠ционально. ѕри этом интересно, что (хот€ точные циф≠ры неизвестны) в создании художественных миров оказываетс€ задействованным сегодн€ гораздо больший объем людей, чем дл€ описани€ мира объективной реаль≠ности.

Ќеобходимо помнить о том, что масс-медиа также по≠рождает символическую реальность, поскольку из милли≠она событий на страницы газет или на экраны телевизоров попадают только некоторые. ѕроцесс отбора событий в результате и делает внесенное в массовое сознание собы≠тие знаковым. ќдновременно масс-медиа также обладают знаковым способом демонстрации событи€, как было показано ƒжоном ‘иске (см. выше).

ѕерейдем непосредственно к поиску сближающих и подчеркивающих различие характеристик двух вариантов порождени€ символической реальности Ч художествен≠ной коммуникации и масс-медиа. “ак, масс-медиа по≠рождает тексты краткоживущие, а литература и культура -долгоживущие. Ёто может быть св€зано со следующими особенност€ми их функционировани€: тексты масс-ме-

диа как бы вытесн€ют друг друга, завтрашний рассказ об объекте дл€ мен€ будет важнее, чем рассказ вчерашний. ¬ то же врем€ художественна€ коммуникаци€ порождает альтернативные, а не вытесн€ющие друг друга тексты. ¬ ее поле могут сосуществовать тексты разного вида, в то врем€ как в поле масс-медиа тексты взаимоуничтожают друг друга.  освенно это может быть св€зано еще и с тем, что тексты масс-медиа, смен€€ друг друга, часто расска≠зывают об одних и тех же объектах. ’удожественные же тексты повествуют о разных объектах, потому пон€тие подобной конкуренции здесь становитс€ неприменимым.

—ледующие моменты.   примеру, детектив, где прес≠тупник в конце оказываетс€ наказан законом, с какой-то точки зрени€ равноценен действию газетной заметки о задержании разыскиваемого преступника. Ќо дл€ детек≠тива его конечный акт избыточен, мы предсказываем текст исход€ из законов жанра, когда не поимка преступ≠ника €вл€етс€ центральной составл€ющей детектива, а именно сам процесс поимки этого преступника. ¬иктор Ўкловский видел три роли, которые могут играть от≠ступлени€ в сюжете [381]. Ёто введение нового материа≠ла. Ёто задержание действи€, торможение его. » это кон≠траст.  стати, в результате активного использовани€ таких возможностей и возникает более сильна€ структур≠на€ основа художественной коммуникации.

“о есть схемы интерпретации действительности могут акцентировать разные свои части. √азетна€ заметка ус≠ловно ориентирована на конец, если говорить о формаль≠ных част€х, детектив Ч так же условно Ч на середину. Ёти две ориентации вытекают из жанровых закономерностей. ћасс-медиа ориентированы на прив€зку к данной точке пространства и времени. Ќапример, никому не интерес≠на вчерашн€€ газета. —амой приближенной к данному моменту €вл€етс€ точка поимки преступника: точки преступлени€ или поиска уже наход€тс€ дальше по вре≠мени получени€ информации. ƒл€ детектива эта точка представл€ет наименьший интерес, поскольку нарратив≠но она €вл€етс€ завершающей. Ќахождение же в середи≠не событи€ практически не имеет пределов, мы можем

наращивать любое количество эпизодов. Ёто важно, так как в рамках наших цивилизационных норм газетна€ за≠метка стремитс€ к уменьшению своего объема, в то вре≠м€ как, например, на детектив наложены иные ограниче≠ни€ по объему. ¬ любом случае он имеет право на гораздо большую длину.

’удожественна€ коммуникаци€ с точки зрени€ ёри€ Ћотмана, продолжавшего в этом плане традиции русской формальной школы, рассматриваетс€ как деавтоматизи-рованна€. —осто€ние автоматизма присуще нехудожес≠твенным структурам [183, с. 95].

 оммуникации масс-медиа мы признаем более объек≠тивными, то есть психологически они считаютс€ более соответствующими действительности, художественна€ же коммуникаци€ рассматриваетс€ обществом как субъек≠тивна€. Ѕолее того, каждый из этих полюсов коммуника≠ции стремитс€ достичь максимума: с одной стороны Ч объективности, с другой Ч субъективности. ¬ последнем случае различного рода авангардное искусство может предлагать широкой публике типы сообщений, которые вообще недоступны дешифровке, но зато они выполн€ют необходимый стандарт субъективности. ѕри этом при достижении стандарта объективности журналисты могут попадать под обстрел, погибать на месте событий, что трудно представить себе в случае с писателем.

ћожно предложить еще одно разграничение, подобно тому как Ѕ. “омашевский разграничивал речь художес≠твенную в качестве имеющей установку на форму и речь практическую, где такой установки нет [322, с. 9]. ¬ этом плане коммуникативный анализ вырастает во многом из анализа именно художественной коммуникации. ќднако художественна€ коммуникаци€ принципиально отлична от коммуникации прикладной. ≈сли в первом случае коммуникаци€ предстает во многом как самоописание и только дополнительные интерпретации позвол€ют делать перенос на действительность (как, к примеру, читатели "Ѕедной Ћизы" ходили смотреть на место ее гибели), то коммуникаци€ прикладна€ непосредственно направлена на изменение действительности. Ёто разграничение по-

добно разграничению перформатива и констатива в лин≠гвистической прагматике (ƒж. ќстин, ƒж. —ерль).

ѕитер Ћамарк, рассматрива€ особенности fiction (бел≠летристики), считает невозможным опиратьс€ при этом на пон€тие "правды" в отличие от "лжи", а скорее следу≠ет говорить о происхождении [510]. ¬ случае fiction мы имеем дело с созданными объектами. ѕ. Ћамарк счита≠ет, что здесь скорее можно говорить о социальных прак≠тиках рассказывани€, а не об особой семантике. » дети в самом раннем возрасте уже умеют рассказывать истории. ¬ то же врем€  ендалл ¬олтон считает, что fiction не св€≠зана с интенцией или коммуникацией, а с порождением опор, поддержек, которые играют роль в создании иных миров. "—оздание fiction практически €вл€етс€ де€тель≠ностью по созданию таких опор" [578].

ќсобый характер этого способа порождени€ символи≠ческой действительности активно и с давних времен ис≠пользуетс€ человеческой цивилизацией. ¬се типы порож≠дени€ символической реальности в той или иной степени подвержены взаимному вли€нию.   примеру, роман, как считаетс€ [77], вырастает из специальных академических упражнений по риторике. —егодн€ существуют романы, моделирующие журналистские жанры. ќб этом упоминал еще ¬. Ўкловский: "”тверждение документальности Ч обычный литературный прием, который равно встречает≠с€ и у –озанова и аббата ѕрево в "ћанон Ћеско", и все≠го чаще выражаетс€ в замечани€х, что "если бы € писал роман, то герой сделал бы то-то и то, но так как € не пи≠шу романа" и дальше роман продолжаетс€" [381, с. 33]. “о есть коммуникативна€ плоскость в целом все врем€ ис≠пользует наиболее эффективные способы воздействи€, включа€ их в новые контексты.

’удожественна€ коммуникаци€ опираетс€ на действи≠тельность, но на более сложном уровне.   примеру, по≠пул€рность вестернов исследователь объ€сн€ет сходнос≠тью неразрешенных конфликтов у колонистов прошлого и в современной јмерики [522]. ’удожественна€ комму≠никаци€ реинтерпретирует действительность, веро€тно, в более романтическом модусе. » достаточно часто именно

она становитс€ путеводителем массового сознани€ по ис≠тории.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 512 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

661 - | 485 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.