Рассмотрим сначала вопрос, что понимается обычно под целью любой человеческой деятельности.
К. Маркс выделил пять основных элементов общей структуры деятельности: потребность, которую удовлетворяет деятельность; предмет деятельности; ее средства; действия, осуществляемые с предметом, результат деятельности (см. 1, с. 718; 2, с.189).
Все эти общие элементы деятельности присущи также обучению ИЯ как специфическому виду деятельности. Однако в соответствии со спецификой указанные элементы определенным образом переосмысляются.
Так, понятия потребности и результата соотносятся с категорией цели, которая определяется как осознанная потребность, как мыслимый результат деятельности или, по меткому выражению советского психолога Н. А. Бернштейна (7), как модель «потребного будущего».
Таким образом, цель выступает как «запускной» механизм деятельности.
От того, насколько четко осознается цель, зависит успех всей деятельности обучения.
В связи с обучением ИЯ можно ставить различные цели, которые предусматривают как различный объем и неодинаковую степень овладения языковым материалом, так и разные уровни сформированности видов речевой деятельности.
Так, в различных учебных заведениях цели обучения не совпадают (ср. цели обучения в языковых и неязыковых вузах, в школах с преподаванием ряда предметов на ИЯ и массовых общеобразовательных школах).
Применительно к средней общеобразовательной школе на протяжении всей истории обучения ИЯ также ставились различные цели.
║Чем же определяются цели обучения ИЯ в средней школе?
На выбор целей влияет множество факторов и прежде всего социальный заказ общества. Цели представляют собой отражение объективных потребностей развития общества в тот или иной исторический период, причем потребностей по отношению к формированию личности, ее свойствам, необходимым для осуществления общественно полезной деятельности. Таким образом, от того, каким хочет видеть общество свое молодое поколение, вступающее в жизнь, зависит выбор цели. Основные факторы, влияющие на выбор цели, представлены в схеме 2. Это: 1) социальный заказ общества к образованию (к обученному и воспитанному ученику) в целом; 2) социальный заказ общества к обучению именно ИЯ, зафиксированный в программе; 3) уровень развития методики и других наук, в особенности педагогики, психологии, лингвистики, так как четкое и достаточно исчерпывающее описание целей, необходимое для прогнозирования результата, зависит от широты и глубины наших знаний о закономерностях языка, речевой деятельности и особенностей обучения и усвоения; 4) условия обучения, изменение которых с неизбежностью приводит к пересмотру целей.
В советской школе в различные периоды ее развития по-разному определялись цели обучения. На заре советской школы в 20-х годах особое значение придавалось практическим целям как в плане развития устной речи, так и чтения, ибо развитие международного рабочего движения позволяло надеяться на расширение международных связей.
В 30-х годах в рамках практических целей на первое место выдвигается чтение, так как в этот период, предшествовавший второй мировой войне, все более ограничивались условия для широких непосредственных международных контактов.
В послевоенные годы основной акцент делался на образовательные цели обучения ИЯ, на его сопоставление с родным языком. И лишь в конце 50-х и начале 60-х годов вновь были созданы объективные условия для реализации практических целей: расширение международных связей нашей страны, развитие и стабилизации лагеря социализма и др.
В 1961 г. вышло постановление партии и правительства «Об улучшении изучения иностранных языков», в соответствии с которым были улучшены условия для обучения иностранным языкам за счет деления классов на подгруппы.
Впервые были созданы учебно-методические комплекты по ИЯ, активизировались исследования в области обучения ИЯ.
|| Отразилось ли это на уровне практического владения школьниками ИЯ?
Ответ на этот вопрос потребовал бы специальных сопоставительных статистических исследований.