Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘онографический импрессионизм




Ёлектроакустическое подобие (или Ђреалистическа€ї фо≠нографи€) не об€зательно означает электроакустическое про≠токолирование музыкального или драматического действа, хот€ истоки такого стил€ на самом деле стремились именно к этой цели. Ќа заре звукопередачи, как уже говорилось рань≠ше, речь шла об иллюзорном воспроизведении того, что про≠исходило в концертном, театральном зале или в студии. ¬едь


тогда уровень технической оснащЄнности даже не намекал на возможность существовани€ фонографического искусст≠ва, где акустика была бы средством рисовани€. Ќо и Ђкопиро≠вание первичного звукового пол€ї в те годы не слишком удавалось. —корее срабатывала суггестивность (от лат. sug-gestio Ч внушение, намЄк) самой звукопередачи, один лишь факт новизны которой активизировал слушательское воспри≠€тие, включа€ разного рода ассоциативные механизмы, за≠ставл€€ поверить в правдивость ЂперенесЄнной акустикиї.

—егодн€ реалистическа€ фонографи€, пожалуй, вовсе не стремитс€ к абсолютно достоверному электроакустическому изображению звучащих объектов, да и вр€д ли это вообще возможно, по меньшей мере, при ограниченном числе кана≠лов звукопередачи (включа€ и количество источников вос≠произведени€). Ќо, даже не вдава€сь в технические и психо≠акустические тонкости вопроса, заметим, что такого рода протокол, будь он вз€т звукорежиссЄрами на вооружение, сузил бы их возможности рисовать звуком по-своему, отра≠жа€ в фонографии свои ощущени€ и переживани€, одухот≠вор€€, таким образом, плоды своих де€ний.

√овор€ об электроакустическом подобии, нужно иметь в виду, что звуковые объекты изображаютс€ не об€зательно такими, какими они должны бъгтъ, а такими, какими они могут быть. —казанное, естественно, предполагает обилие вариантов в оттенках звукоизложений разных звукорежис≠сЄров.

Ќекорректно говорить о том, как должны звучать в запи≠си ро€ль, скрипка, хор, оркестр. ƒаже у одного и того же ма≠стера можно найти огромное количество разн€щихс€ фоно≠графии перечисленных объектов, и чем больше он работает, тем чаще про€вл€ютс€ его желани€ открыть новые фоногра≠фические качества, сохран€€ при этом акустическую правду, котора€ всегда убеждает слушател€ в справедливости поис≠ков и находок звукорежиссЄра. ќсобенно, если авторский или исполнительский материал не только позвол€ет, а даже дик≠тует отступление от стереотипов звучани€.

ќсновным признаком фонографического подоби€ €вл€етс€ така€ совокупна€ передача звукового изоб≠ражени€ (сегодн€, разумеетс€, стереофонического), темб-ралъных и громкостных соотношений, когда она не противоречит естественным слушательским ожи≠дани€м.  онечно, при этом хочетс€ наде€тьс€ на богатое


 




воображение нашей аудитории и отсутствие какой бы то ни было амбициозности слушателей, когда, к примеру, призна≠Єтс€ только Ђкрупноплановыйї солист перед удалЄнным ро€≠лем или академическа€ оркестрова€ картина, где Ђскрипки Ч слева, а виолончели Ч справаї.

«вукорежиссЄрский стиль, при котором фонографическа€ композици€ воспринималась как действительное подобие звуковых объектов реального акустического пол€, традици≠онно использовалс€ дл€ записи классических произведений, поскольку в этих случа€х его обоснованность была совершен≠но очевидной. Ќо если согласитьс€ со сказанным выше, то становитс€ €сно, что Ђреалистическа€ї фонографи€ вполне сочетаетс€ с любым материалом, любыми жанрами до тех пор, пока звукорежиссЄрское изображение в своей художе≠ственности не перешагнЄт ту эстетическую грань, за кото≠рой начинаетс€ фонографический импрессионизм,.

Ётот второй стиль представл€ет собой такую фонографи≠ческую лепку, котора€ не имеет аналогов среди естественных звучаний, что выражаетс€ и в тембральных качествах фо≠нографических виртуальных объектов, и в их пространствен≠ных композици€х. Ќе будучи прив€занным к каким-либо ка≠нонам, фонографический импрессионизм допускает большую раскрепощЄнность в отношении любых свойств звукоизобра-жени€ и вс€ческой их динамичности.

явл€етс€ ли это, в таком случае, фонографической Ђне≠правдойї? ѕожалуй, нет, ибо в искусстве свободное обраще≠ние с материалом вовсе не означает недостоверность. ƒл€ фонографического импрессионизма важна в первую очередь тонка€ добавка настроений, значительно обогащающих впе≠чатление от звукового материала в чистом виде, то есть пока ещЄ не опосредованного электроакустическим трактом. » в угоду этой цели возможны образные, драматургически оправданные аномалии, тембральные преувеличени€, ком≠позиционна€ неуравновешенность, движени€, кажущиес€ на первый взгл€д случайными, звукоизобразительна€ фрагмен≠тарность.

ƒолгое врем€ импрессионистска€ стилистика в фоногра≠фии из-за примитивности электроакустических средств и их однообрази€ отдавала некоторой экстравагантностью, и по≠тому примен€лась исключительно в запис€х эстрадной му≠зыки, программ дл€ детей, мюзиклов, драматических спек≠таклей. –еже еЄ употребл€ли дл€ джазовой и рок-музыки.


ј приверженцы строгих взгл€дов на звукоизложение, так щедро радовавшиес€ использованию Ђреалистическойї фо≠нографии дл€ любых музыкальных жанров, категорически возражали против сочетаний с фонографическим импресси≠онизмом каких бы то ни было академических музыкальных произведений. »ми порицались вс€кие отклонени€ в звуко≠вых изображени€х от того, что должно было (?) соответство≠вать филармонической натуре. ѕоэтому записи классических жанров в фонографическом смысле выгл€дели бесчислен≠ными близнецами, и лишь небольша€ разница в электроаку≠стической и фонограммной технике сообщала им сомнитель≠ную индивидуальность.

“ака€ ситуаци€ наблюдалась почти до 70-х годов, пока не началс€ ощутимый рост в развитии средств приЄма и обра≠ботки акустических сигналов. —оответствующа€ эволюци€ коснулась и фонографической эстетики: звукорежиссЄры-импрессионисты начали демонстрировать убедительную мощь, и в то же врем€ деликатность своего стил€, способного воистину к тонким привнесени€м, отнюдь не мешающим вос≠при€тию академического музыкального искусства, а наобо≠рот, делающим фонографию средством выразительного уси≠лени€ и €ркого индивидуализировани€.

ќдним из первых российских мастеров этого направле≠ни€ €вилс€ ¬иктор Ѕорисович Ѕабушкин. ќпытный звуко≠режиссЄр кино, он и в работах дл€ грамзаписи, авторских фонографи€х, создавал впечатл€ющие зрелища (вспомним ЂЅременских музыкантовї на грампластинке). ”тверждение импрессионистского стил€ мы видим в работах по произве≠дени€м ј. –ыбникова Ђ«везда и смерть ’оакина ћурьетыї (фонографи€ Ќ. ƒанилина) и Ђёнона и јвосьї (фонографи€ ё. Ѕогданова).

Ќе следует думать, что стилистические виды в фоногра≠фии строго ограничиваютс€ двум€ указанными. ћожно го≠ворить и о каких-то промежуточных направлени€х, когда, несмотр€ на академический материал, звукорежиссЄры про≠€вл€ют романтические стремлени€ к стилевой свободе, рож≠дающие те или иные звукоизобразительные откровени€ (√. ÷ес, фонографи€ оперы √. ѕЄрселла Ђƒидона и Ёнейї). ј разве нельз€ назвать Ђфонографическим бароккої стили, изобилующие гипертрофированными контрастами, как тем-брального, так и пространственного свойства, аффектаци€≠ми, соседством натуральности и инфернальности? ≈сть и


 




примеры определЄнного эклектизма. Ќо если он обоснован драматургически необходимым сочетанием в материале раз≠ных жанровых элементов, авторских приЄмов и стилей, то фонографи€ вполне может использовать смешанную стили≠стику, и не только как произвольное, механическое соедине≠ние противоположных принципов, а как способ изменени€ характера слушательского воспри€ти€, способ расстановки нужных акцентов, способ построени€ фонографических ком≠позиций крупных форм. ярким примером подобной эклекти≠ки €вл€етс€ фонографи€ рок-оперы Ёндрю Ћ. ¬ебера ЂJesus Christ-superstarї, где драматургическое взаимодействие сим≠фонического оркестра, рок-группы, хора и солистов вполне оправдывает сосуществование реалистического и импрессио≠нистского фонографических стилей, причЄм не только чере≠дующихс€, но и представленных часто одновременно, что усиливает авторскую мысль о непреход€щих христианских коллизи€х.

ќднако следует опасатьс€ той эклектики, котора€ пред≠ставл€ет собой необдуманную мешанину из разных стили≠стических видов. ‘онографический стиль в большой сте≠пени €вл€етс€ ключом к воспри€тию художественной звукозаписи, подобно ключу в начале нотного стана, ука≠зывающему, как следует читать музыкальный текст.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 605 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

1994 - | 1811 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.