Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–егулируема€ спектральна€ окраска




ѕод таковой следует понимать не специфические привне≠сени€, описанные в предыдущем параграфе, а намеренные линейные искажени€ спектра звукового сигнала во им€ уси≠лени€ естественных колористических качеств. ¬ звукорежис-сЄрском обиходе подобные операции именуютс€ ЂподъЄмомї той или иной части спектра. Ётот же вопрос тесно смыкает≠с€ с электрической коррекцией тембров, хот€ последн€€ пре≠дусматривает не только усиление, но и ослабление (Ђспадї) тех или иных спектральных зон.

ƒанна€ тема содержит следующее:

Х »спользование закономерностей микрофонного приЄма
звуковых сигналов.

Х »спользование встроенных в звукорежиссЄрские пульты
и внешних корректоров амплитудно-частотной характе≠
ристики электроакустической передачи (equalizers).

Х ѕрименение динамических фильтров и формантных ге≠
нераторов.

Х Ђ¬ыравниваниеї спектральных характеристик передачи.
Ћюбые манипул€ции со спектрами сигналов способству≠
ют также решению художественных задач по взаимосочета≠
ни€м разных музыкальных голосов, образующих звуковое
множество, когда речь заходит о сли€нии или контрастиро≠
вании его компонент.


 


246



¬ главе 4 сообщалось об амплитудно-частотной характе≠ристике микрофонных преобразователей при различных ус≠лови€х акустического приЄма. “ам шла речь о Ђмаксимально достовернойї звукопередаче, поэтому вс€кие линейные иска≠жени€, вносимые микрофонами или спецификой их исполь≠зовани€, квалифицировались как дефект. Ќо сознательное регулирование ј„’ микрофонного приЄма в фоноколористи-ческих цел€х €вл€етс€ самым целесообразным и деликатным способом количественного изменени€ спектра звукового сиг≠нала, и вот почему:

1). ¬ключение электрических корректоров, как будет по≠казано, почти всегда чревато сопутствующими шумами и искажени€ми, пусть даже ничтожными.

2). ѕри вариаци€х микрофонного азимута и дистанции до исполнител€, что €вл€етс€ основой регулировани€ спект≠ральной характеристики, используютс€ естественные свойства как акустических объектов, в смысле частотно-зависимой направленности их излучени€, так и среды рас≠пространени€ звуковых волн, поглощающих высокочастот≠ные колебани€ с удалением от источника. ј поскольку это теснейшим образом св€зано с Ђакустическим паспортомї кон≠кретного тонателье, вр€д ли возможен адекватный подбор корректирующих фильтров.

Ќаправление микрофона, измен€емое ассистентом во вре≠м€ настройки, даст в итоге результат, наилучшим образом отвечающий звукорежиссЄрской концепции.  антиленное звучание ксилофона в tremolo, когда почти неслышные ата≠ки звука уже не разрывают его прот€жЄнность, лучше полу≠чить, ориентиру€ микрофон перпендикул€рно направлению ударов, нежели снижа€ электрически коэффициент переда≠чи высоких частот. —верхкрупный план медного духового инструмента при отсутствии Ђшип€щего воздухаї не скоррек≠тирует ни один equalizer, и только расположение микрофона непосредственно под раструбом трубы или тромбона прине-

ј сколько вариантов звучани€ скрипки в бесчисленном множестве микрофонных ракурсов! ќдин и тот же характер звукоизвлечени€ Ч а слышим то жЄсткость, то м€гкость, то €ркость, то вуаль, Ч всего не перечислишь.

ѕри записи скрипичных сонатин ‘ранца Ўуберта в ис≠полнении «инови€ ¬инникова и —ерге€ ћальцева только ори≠ентацией микрофона из-за спины скрипача удалось добитьс€


оптимальной темброво-громкостной динамики в эпизодах, где solo ро€л€ сопутствовал незатейливый скрипичный ак≠компанемент.

≈сли коррекци€ сигнального спектра в высокочастотной области путЄм изменени€ рассто€ни€ до акустического объек≠та не вызывает вопросов, то регулировка передачи низких частот наталкиваетс€ на проблему, св€занную с эффектом ближней зоны направленного микрофонного приЄма. √ипер≠трофи€ низкочастотных звуков часто осуждаетс€, как недо≠пустима€, особенно в св€зи с некачественными, примитив≠ными устройствами воспроизведени€ компакт-дисков или аудиокассет. Ќо если таковое диктуетс€ музыкальной драма≠тургией, подчЄркивание нижних регистров может быть, на≠пример, образом надвигающегос€ ужаса, что убедительно продемонстрировал звукорежиссЄр ѕетербургской студии грамзаписи ј. Ѕарашкин фонографией ЂЌочи на Ћысой гореї ћ. ћусоргского в переложении дл€ ансамбл€ Ђћагригалї.

’арактерно, что музыканты-инструменталисты часто примен€ют акустическую коррекцию спектра своего звука. “ак, если при игре на скрипке смычок приближать к подстав≠ке, или, наоборот, отодвигать от неЄ по направлению к грифу, то тембр при этом будет значительно измен€тьс€. ѕо мере приближени€ смычка к подставке всЄ сильнее и сильнее бу≠дут звучать высшие гармоники, и у самой подставки, при так называемой игре sul ponticello, тембр примет своеобразный свист€ще-металлический характер. ѕо мере же приближени€ смычка к грифу гармоники высоких пор€дков будут всЄ бо≠лее и более ослабевать, а низкие Чусиливатьс€, в результате чего тембр будет упрощатьс€, и при игре sulla tastier а (над грифом) звучание скрипки в спектральном плане может при≠близитс€ даже к звучанию музыкальных инструментов, гар≠монически бедных, например, к флейте.

 аждый канал современного звукорежиссЄрского пульта имеет корректоры амплитудно-частотной характеристики на основе различного рода электронных фильтров. ѕоследние позвол€ют мен€ть степень усилени€ (коэффициент переда≠чи) в той или иной части спектра сигнала; при этом тембро-образующие спектральные компоненты подчЄркиваютс€ или нивелируютс€, что и про€вл€етс€ как колористическое из≠менение, но лишь тогда, когда в корректируемой частотной


 




области действительно существуют актуальные, с точки зре≠ни€ тембра, составл€ющие.

  числу таких корректоров относ€тс€:

а). ‘ильтры верхних и нижних частот первого по≠р€дка (однозвенные) с максимальной крутизной подъЄма или спада регулируемой характеристики 6 дЅ/окт, начина€ от точки перегиба, также варьируемой (рис. 6-4).

 ,дЅ

–ис. 6-4

–азумеетс€, график упрощен дл€ нагл€дности. Ћинии со стрелками показывают области различных вариаций.

— точки зрени€ фоноколористики указанные фильтры (на аппаратуре они обозначаютс€ английским словом shelf) по причинам схемотехнического характера оказывают самое деликатное вли€ние на звуковой сигнал.

б). ѕовышение крутизны характеристики передачи в кор≠ректируемых зонах до 12-18 dB/okt, при увеличении пор€д≠ка фильтров, то есть количества фильтрующих звеньев (соответственно, до 2-3) приводит к образованию ограничи≠вающих, так называемых Ђобрезныхї фильтров (рис. 6-5). ” них регулируетс€ лишь положение точки перегиба на час≠тотной оси, а схемное включение обеспечивает только спад характеристики с посто€нной указанной крутизной (pass Ч filters). Ѕольшого колористического смысла такие фильтры


не имеют, разве что с их помощью можно заметно уменьшать передачу крайних спектральных областей, если таковые изо≠билуют нежелательными звуковыми красками, призвуками, шумами или проникновением сигналов Ђчужихї источников.

–ис. 6-5

¬). — помощью балансных фильтров (рис. 6-6), больше известных в электроакустике под названием разделитель≠ные фильтры, в некоторых случа€х регулируют гром-костное соотношение между низкочастотными и высоко≠частотными спектральными компонентами.  рутизна разделительной ветви в этих фильтрах обычно не превыша≠ет 6 дЅ/окт. Ёффективность их колористического действи€ значительно возрастает, когда они схемотехнически или пу≠тЄм оперативной коммутации объедин€ютс€ с компрессора≠ми, и станов€тс€ частотно-зависимыми звень€ми предвари≠тельного усилени€.

–ис. 6-6


 




г). ƒл€ подчЄркивани€ или снижени€ окраски звука в сред-нечастотных зонах, где сосредоточено, в частности, большин≠ство формант, употребл€ютс€ полосовые перестраиваемые фильтры, наиболее распространЄнными представител€ми которых (см. рис. 6-7) €вл€ютс€ так называемые параметри≠ческие корректоры ј„’ (parametric equalizers).

–ис. 6-7

—обственно параметрами в таких фильтрах €вл€ютс€: частота подъЄма / спада характеристики, знак и глубина ре≠гулировани€ с размахом до 30-40 дЅ, а также добротность, определ€ема€, как отношение центральной частоты к шири≠не корректируемой полосы частот, то есть отражающа€ из≠бирательность фильтра. Ќастройка частоты и величины кор≠рекции, как правило, производитс€ плавными регул€торами, а добротность, за исключением систем с цифровым управле≠нием, измен€етс€ ступенчато; в подавл€ющем большинстве пультов имеютс€ 2 позиции установки этого параметра Ч Q= =(0,5-1) и9 = (3-8).

Ќекоторые модели электроакустической аппаратуры снаб≠жены чрезвычайно простыми избирательными фильтрами, где при фиксированной степени усилени€ и неизменной доб-ротносщ варьируютс€ только частоты и знак коррекции ј„’. Ёти устройства получили названи€ фильтров присут≠стви€/отсутстви€ (presens / antipresens); в своЄ врем€ они были очень распространены в кино, телевидении и радиове≠щании.

¬ эстетическом отношении центральна€ частота парамет≠рического корректора соответствует Ђцветуї краски, так ска≠зать, извлекаемой из звукового спектра, добротность опреде-


л€ет еЄ оттенок, а величина коррекции Ч насыщенность. Ќе≠обходимо попутно заметить: чем выше добротность фильтра (в компьютерных устройствах эта величина может достигать 100), тем больше возможность его автогенерации на задан≠ной частоте, и тогда оттенок превратитс€ в доминанту.

д). ≈щЄ одно устройство дл€ спектральной коррекции Ч графический фильтр (graphic equalizer). Ёто название св€≠зано с тем, что положени€ регул€торов подъЄма/спада ј„’ в многополосном приборе как бы отображают график форми≠руемой частотной характеристики передачи(рис. 6-8).

–ис. 6-8

≈сли, дополнительно, положение Ђточекї коррекции на ча≠стотной оси может подстраиватьс€ плавно, как в параметри≠ческом фильтре, и в каждой полосе варьируетс€ добротность, мы получаем усложнЄнную разновидность прибора Ч пара-графический корректор ј„’.

¬полне очевидно, что такие конструкции не могут быть механически внедрены в каждый канал пульта. ѕоэтому эти устройства выпускаютс€ отдельными блоками, подключаемы≠ми, преимущественно, в разрывы цепей INSERT.

»ногда обращает на себ€ внимание то обсто€тельство, что одновременный максимальный подъЄм ј„’ в двух соседних полосах приводит к Ђвыхолащиваниюї звука в той же спект≠ральной области. ѕричина этого €влени€ кроетс€ в схемо≠технических решени€х большинства графических фильтров: суперпозиции фазочастотных характеристик соседних полос при повышении усилени€ в них обусловливают понижение усилени€ в зоне между ними. ¬прочем, как сейчас будет по≠казано, это не должно давать повод дл€ беспокойства.   со≠жалению, вообще чистота работы электрических фильтров, за исключением разве что фильтров первого пор€дка, да и то


 




в режиме спада ј„’, оставл€ет желать лучшего. ѕроблема здесь не только в пресловутых фазовых искажени€х, Ч в кон≠це концов, принцип действи€ активных фильтров и построен на сдвигах фаз в цеп€х обратных св€зей. ƒело в том, что че≠рез корректор проходит весь звуковой сигнал, а не кака€-то его часть, следовательно, весь звуковой сигнал претерпе≠вает дополнительные нелинейные искажени€ и обогащаетс€ шумами, поскольку этими дефектами в той или иной степе≠ни чреваты любые активные элементы, в частности, опера≠ционные усилители, ухудшающие, к тому же, динамические характеристики звука.

Ќа практике всегда ищетс€ компромисс между степенью колористических решений и ущерба дл€ сигнала в целом. —итуации станов€тс€ критическими в случае максимальных подъЄмов ј„’ параметрическим корректором, и напротив, проблемы почти не по€вл€ютс€, если необходимо ослабить какую-то часть спектра, тем более, что этому сопутствует уменьшение громкости редактируемого звука.

ѕри скрупулЄзном подходе к данному вопросу рекоменду≠етс€ параллельное включение параметрического фильтра, с использованием корректора ј„’ свободного канала пульта. ¬ последнем целесообразно ограничить полосу передачи, и тогда на его выходе будет только чиста€ Ђкраскаї, дозиру€ которую можно добитьс€ превосходного фоноколористичес-кого результата с полным сохранением остальных качеств исходного звука.

ѕоскольку проблемы свободных €чеек пульта возникают, преимущественно, в процессе перезаписи (сведени€) много≠канальных фонограмм, то, если позвол€ют обсто€тельства и есть уверенность в правильности выбранных решений, та≠кую обработку удобно производить на стадии первичных за≠писей, коммутиру€ параллельный корректор либо со входом основного канала, либо с так называемым узлом Ђвставкиї insert send (см. рис. 6-9):

—амо собой разумеетс€, что положени€ панорамных регу≠л€торов в основном канале и канале параллельного коррек≠тора ј„’ должны соответствовать друг другу, дабы Ђкраскаї не отрывалась от объекта.

јргументиру€ целесообразность параллельной тембраль-ной коррекции полезно вспомнить, что и в естественной аку≠стике почти всегда окрашивающие резонансные конструк≠ции оказываютс€ ЂподключЄннымиї параллельно основным


звень€м или объЄмам музыкальных инструментов и только в редких случа€х образуют, так сказать, последовательные цепи, что вс€кий раз вызывает специфические ощущени€ (например, звук говор€щего в рупор или большую трубу).

–ис. 6-9

 огда в канал параллельного параметрического фильтра включаетс€ компрессор с предварительным, усилением.,

в данном случае Ч частотно-зависимым, то возрастающее громкостное ощущение выделенных спектральных компо≠нент позвол€ет снизить их объективный уровень, кроме того, уменьшаетс€ слышимость побочных технических привнесе≠ний.


 




—обственно говор€, именно так работают распространЄн≠ные приборы тембральной коррекции, называемые энхансе-рами (от англ. enhance Ч увеличивать, повышать). — точки зрени€ аппаратной коммутации они €вл€ютс€ параллельны≠ми устройствами, хот€ наличие оперативной регулировки со≠отношени€ уровней входного и выходного сигналов позвол€≠ет включать их в разрыв единого канала пульта.

ѕринцип действи€ энхансера основан на работе динами≠ческого фильтра, однозвенного или двух-трЄхзвенного, с на≠стройкой, соответственно, на одну, две или три спектраль≠ные области.  омпресси€ сигналов в цеп€х фильтров поддерживает относительно посто€нной величину окраски, что иногда выдаЄт работу этих приборов, особенно, если сиг≠нал источника, обладающего большим динамическим диа≠пазоном, не подвергаетс€ адекватному сжатию последнего. ¬едь почти дл€ всех натуральных акустических источников Ђтембристостьї возрастает с громкостью, а тихое, наоборот, часто воспринимаетс€ нами, как обесцвеченное. ј у энхан≠сера Ђцветї может возобладать над Ђконтуромї, когда, напри≠мер, переход от forte к subito piano происходит в пределах времени удерживани€ фильтров. ¬прочем, это €вление впол≠не может быть использовано в художественных цел€х, мало того, о нЄм иногда с гордостью сообщают рекламные проспек≠ты электроакустических фирм, правда, без особых коммен≠тариев. ƒелаетс€ лишь упор на активизацию психоакусти≠ческих механизмов воспри€ти€. ƒействительно, при такой обработке снижаетс€ маскирующее вли€ние низкочастотных (интонационных) спектральных зон на обертоны, громкость которых возрастает благодар€ компрессии с начальным из≠бирательным усилением.

јвтором этой книги создан и внедрЄн на ѕетербургской студии грамзаписи параллельный динамический фильтр Ђѕќ≠Ћ»’–ќћї, у которого отсутствует компресси€ выходного сиг≠нала в подчЄркиваемой спектральной области. ƒинамике подвергаетс€ добротность фильтра, автоматически регулиру≠юща€с€ сигнальной огибающей таким образом, что когда источник в обрабатываемой зоне тембрально обеднЄн, поло≠са спектрального выделени€ Ч максимальна (-1/3 октавы). ≈сли же в иные моменты времени в этой полосе источник обнаруживает собственную краску в большом количестве, то, во избежание колористического перенасыщени€, доброт≠ность фильтра возрастает (порой до Q = 100), и в дополни-


тельной окраске участвует только очень узка€ часть спектра с центром в выбранной частоте. ¬ итоге обеспечиваетс€ по≠сто€нство не количества окраски, а фоноколористической на≠сыщенности.

 онструирование приборов дл€ тембральной коррекции с учЄтом свойств человеческого слуха привело к* по€влению семейства так называемых психоакустических процессо≠ров (или психоакустических эквалайзеров). ѕринцип их дей≠стви€ апеллирует к существованию субъективных гармоник, возникающих при определЄнных услови€х в слуховом анали≠заторе; соответственно, и эти приборы внос€т в передавае≠мые звуковые сигналы незначительные нелинейные искаже≠ни€, спектральные максимумы которых сосредоточены в варьируемых частотных област€х. ѕри этом звучание обога≠щаетс€, становитс€ €рче и насыщеннее. ќднако, следует за≠метить, что если природа слухового воспри€ти€ всегда имеет индивидуальную принадлежность, то искажени€ в указан≠ных процессорах Ч объективны, и их Ђнав€зываниеї слуша≠телю, с философской точки зрени€, несЄт в себе некий эле≠мент насили€, а в смысле психоакустики Ч дискомфорт, часто св€занный с ощущением какого-то нарочитого Ђэлектроакус≠тического налЄтаї. ѕоэтому подобна€ обработка звука долж≠на быть художественно обоснованной.

Ќапомним, что все описанные приборы не окрашивают звук новым цветом, а лишь регулируют то, чем располагает сам источник. Ќо существуют устройства, которые генери≠руют новые спектральные компоненты, коррелированные со входным сигналом. Ёта св€зь может подчин€тьс€ гармони≠ческому закону, что равносильно созданию искусственных обертонов; иногда такие генераторы в виде субблоков вход€т в состав психоакустических процессоров вида Ђ»ксайтерї (от англ. excite Ч возбуждать), о чЄм свидетельствует надпись Ђharmonicsї. ƒругой тип приборов создаЄт искусственные форманты, в том числе и негармонические. »спользу€ высот≠ные и артикул€ционные признаки обрабатываемого звука, управл€емые генераторы формируют сигнал, адекватный входному, но с тональным или узкополосным шумовым запол≠нением. Ќужно учесть, что продукты таких устройств звучат довольно специфично, хот€ кто знает, может быть именно так и слышались бы естественные форманты, если их полностью отделить от голоса. ¬о вс€ком случае, дозировать сигналы ге≠нераторов искусственных формант следует с величайшей


 



17 «аказ.Vq 820



осторожностью, чтобы создаваема€ окраска не привела к не≠натуральности звучани€. Ёто же, конечно, относитс€ и к про≠чим способам тембральной коррекции, тем более, что неко≠торые записи, изобилующие искусственными привнесени€ми или колористической перенасыщенностью, когда это не оп≠равданно драматургически, удивл€ют своей неделикатно≠стью.

¬ыше было указано, что изломы на спектрограмме звуко≠вого сигнала свидетельствуют о том или ином тембральном императиве источника. ѕоэтому, если позвол€ют техничес≠кие средства, вмешательство в спектральную характеристи≠ку, вызывающее резкие экстремумы даже небольшого разма≠ха, приводит к по€влению квазиформантных признаков.

—уществует ложное мнение, будто спектрограмма хорошей звукозаписи должна быть сплошной и равномерной, да при этом ещЄ и простиратьс€ чуть ли не во всЄм слышимом диа≠пазоне. –азубедитьс€ в этом несложно, если вспомнить, что таким спектральным свойством обладает только Ђстационар≠ныйї шум.  авычки следует понимать, как иронию, ибо шум из-за хаотичности амплитуд и фаз бесконечного числа его компонент находитс€ в беспрестанном звуковом движении, Ч его характер неизменен лишь в среднестатистическом смыс≠ле. “ак что же говорить о спектрах музыкальных программ, тем более отдельных голосов, в особенности, когда речь идЄт всего-навсего о наблюдении за дисплеем спектроанализато-ра с малым временем интегрировани€! “олько в течение дли≠тельного звучани€, статистически, может обнаружитьс€ огромное, хот€ далеко не бесконечное, количество спектраль≠ных составл€ющих, и то если программа не представл€ет собою solo какого-нибудь инструмента с линейчато-гармо-ническим спектром.

ѕравда, один из аргументов в пользу равномерно-сплош≠ного спектра состоит в том, что такого рода электроаку≠стические сигналы обеспечивают более близкие звучани€ в разных услови€х прослушивани€, независимо от индивиду≠альных качеств громкоговорителей, так как увеличиваетс€ веро€тность более активного широкополосного Ђвключени€ї системы воспроизведени€. ѕоэтому в последнее врем€ по€ви≠лись идеи нивелировани€ сигнальных спектров готовых за≠писей в процессе премастеринга (см. главу о редактировании


фонографии) с помощью многополосных фильтров с компрес≠сированием или без такового. Ёти операции провод€тс€, пре≠имущественно, с материалами попул€рных и рок-жанров; их задача Ч максимальное увеличение суммарной громкости. Ќо заниматьс€ этим целесообразно ещЄ в ходе перезаписи (сведени€ многоканальных фонограмм) или первичной запи≠си, когда у звукорежиссЄра имеетс€ возможность работать с отдельными компонентами звукового множества, анализи≠ру€ их тембральные взаимодействи€.

¬едь только на данном этапе можно избежать наличи€ пе≠рекрЄстных спектральных участков, с общими границами дл€ тембрально соседствующих голосов, особенно, если они не должны восприниматьс€ чересчур слитно. Ќевнимательность к этому обсто€тельству чревата по€влением спектрального Ђмусораї из-за биений близких по частоте составл€ющих. ¬озникает ощущение искажений в высокочастотной облас≠ти и, как говор€т звукорежиссЄры, ЂзамутнЄнный низї. Ёти дефекты могут про€витьс€ в большей степени, если усили≠вать какие-то области спектра ради его Ђвыравнивани€ї в суммарной фонограмме.

ѕодробно об этом Ч в следующем параграфе.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 656 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2222 - | 2168 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.033 с.