Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќастройка коммуникативного уровн€




 

Ћюди, Ђломающиеї себ€ в общении, Ч интроверты, пытающиес€ переделатьс€ в экстравертов, и наоборот, Ч обычно принос€т себе много вреда, да и окружающим с ними не очень комфортно. “о же можно сказать и о люд€х с несбалансированной энергией, о которых мы уже говорили. Ћюди с недостатком либо переизбытком энергии обычно очень неудобны в общении: первые, как правило, Ђвампир€тї, вторые подавл€ют своей неуемной активностью и напором. » с теми и с другими находитьс€ р€дом т€жело, некомфортно, хочетс€ защититьс€, убежать, скрытьс€ подальше, » только человек с уравновешенной энергетикой всегда привлекает других людей Ч с ним общатьс€ при€тно, он не "цепл€етс€ї за вас, не липнет с излишней нав€зчивостью, не хочет воспользоватьс€ вашими энергетическими ресурсами, но и не нав€зывает себ€, не давит, не пытаетс€ самоутвердитьс€ за счет вас, перет€нуть на свою сторону, утвердить свою власть. ѕон€тно, что по-насто€щему интересным и привлекательным в общении может быть только гармоничный человек, с нормальной, уравновешенной энергетикой.

”равновешенна€ энергетика Ч это не только нормальный ее уровень, без недостатка и переизбытка. Ёто еще и нормальное взаимодействие всех уровней организации человеческого существа, сбалансированность их всех, соединение в единое целое, когда человек воспринимаетс€ как цельное существо, цельна€, гармонична€ натура, в которой и мысли, и слова, и чувства, и движени€ Ч все прекрасно, все гармонично.

Ѕольшинство же людей, к сожалению, совсем не таковы. ѕригл€дитесь внимательнее к люд€м, к тому, как они себ€ ведут, как взаимодействуют друг с другом, и вы сможете заметить, что они как будто состо€т из разрозненных, не св€занных между собой частей. „еловек чувствует одно, а говорит другое, или говорит одно, а его тело, его поза, жесты выражают совсем другое. ќн хочет доказать свою правоту, но его голос звучит слабо и неуверенно и свидетельствует о том, что он сам сомневаетс€ в своей правоте. ќн делает вид, что внимательно вас слушает, но по глазам видно, что его мысли где-то далеко. ќн хочет продемонстрировать свое превосходство и власть, но его поза, жесты, движени€ говор€т лишь о том, что он не уверен в себе и сам боитс€ тех, над кем хочет власти. ¬се это происходит чаще всего не потому, что люди лживы, что только и думают, как обмануть других, а потому, что в человеке нет единства всех его уровней, нет гармонии между ними, что его посто€нно разрывают внутренние противоречи€.

„то нужно дл€ того, чтобы обрести эту целостность и гармонию? —инхронизировать с природными ритмами коммуникативный уровень Ч очень высокий уровень организации человеческого существа, предшествующий божественному.

ƒл€ того чтобы более нагл€дно и образно представить, как это происходит, вспомните такой простой и известный всем процесс, как взбивание в миксере какой-либо массы Ч теста, крема или сливок. —начала масса неоднородна, она не €вл€етс€ чем-то единым, целостным и Ђпытаетс€ї то ли разлитьс€ жидкостью в разные стороны, то ли разделитьс€ на какие-то отдельные кусочки, комочки, крупинки. Ќо в какой-то неуловимый момент все это вдруг соедин€етс€ воедино, в однородную, целостную, густую и пластичную массу. “аким образом, приобретаетс€ новое качество: неоднородна€ и бесполезна€ масса становитс€ вкусным и готовым к употреблению продуктом!

—равнение это, конечно, весьма условно, но суть процесса именно в этом: когда мы синхронизируем с природными ритмами коммуникативный уровень, то наши разрозненные Ђчастичкиї, никак не св€занные между собой, разделенные и даже противоречащие друг другу мысли, чувства, поступки, решени€, жесты, движени€ вдруг сливаютс€ в нечто новое, поистине гармоничное, целостное, прекрасное Ч в нашу новую личность, вышедшую на совершенно новый, более высокий уровень своего развити€.

 оммуникативный уровень Ч это уровень, отвечающий не только за наше взаимодействие с миром во всех его про€влени€х Ч и с людьми, и с природой, и со всей ¬селенной, но и уровень, на котором налаживаетс€ эффективна€ коммуникаци€ между всеми прочими, нижесто€щими уровн€ми. ѕока мы не синхронизируем свой коммуникативный уровень, мы так и останемс€ набором отдельных мыслей, чувств и движений, и не станем единой, целостной личностью.  оммуникативный уровень Ч это камертон, к которому подстраиваютс€ все остальные уровни, чтобы звучать с ним в унисон. ј сам коммуникативный уровень настроен на гармонию ¬селенной. “олько человек, Ђзвучащийї в унисон со ¬селенной, становитс€ поистине целостным и гармоничным.

“акого человека сразу можно узнать. ≈го жесты, его мимика, его движени€ абсолютно естественны, гармоничны и соответствуют его словам и чувствам, его внутреннему состо€нию. ќн не делает лишних движений, но и не скован, его движени€ адекватно выражают его внутреннее состо€ние, их ровно столько, сколько нужно, не больше и не меньше. “ело такого человека становитс€ одухотворенным, Ђговор€щимї Ч душа и тело станов€тс€ едиными, и душа Ћегко и естественно про€вл€ет себ€ посредством тела. —ама душа теперь говорит €зыком тела! Ёто и есть тот идеал, к которому нужно стремитьс€.

Ќо как сделать хот€ бы первый шаг на пути к этому идеалу, как наладить эту нормальную коммуникацию внутри себ€ самого, между разными уровн€ми организации своего существа?

 

ѕрактическое зан€тие

 

ƒл€ начала надо научитьс€ управл€ть своим телом, вписывать его движени€ в телесную волну.

ƒл€ этого проделаем несколько упражнений по правильному выполнению телесной волны и осознаванию движени€ собственного тела. ¬олна бывает нескольких видов. ћы с вами сделаем только два. ≈сли вы сами захотите это упражнение модифицировать, то у вас есть широкое поле дл€ творчества.

»так, нижн€€ телесна€ волна выполн€етс€ начина€ от стоп, снизу вверх. —начала согнем колени, выведем их и бедра (бедро анатомическое Ч от колена до тазобедренного сустава) вперед, за колен€ми выводим вперед живот, затем таз, дальше волна поднимаетс€ вверх по телу, заканчива€сь в голове (рис. 28).

 

 

¬тора€ волна идет сверху вниз (рис. 29).

 

 

 то занималс€ плаванием, тот ее хорошо знает. “ак работают при плавании стилем баттерфл€й (дельфин). ¬олну начинаем с грудной клетки, поджимаем мышцы живота, сгибаем коленные суставы. Ёта волна более силова€, чем нижн€€, но зато ею хорошо тренировать мышцы живота, подт€гивать их.

ќщутив телесную волну, вы сможете почувствовать единство и целостность своего существа Ч телесна€ волна, слива€сь воедино с волнами окружающего мира, с волнами ¬селенной, заполн€ет вас изнутри совершенно особым ощущением, вы начинаете чувствовать себ€ очень при€тно. «апомните: это состо€ние должно быть естественным дл€ человека. „еловек отделил себ€ от природы, от ее волновой сущности и только поэтому утратил радость существовани€, утратил чувство комфорта, поко€ и все те при€тные ощущени€, которыми сопровождаетс€ правильный способ существовани€ в мире. ∆ить при€тно, радостно, комфортно Ч запомните это! » если мы лишены этого ощущени€, то только потому, что не умеем вписыватьс€ в окружающий мир. —истема целостного движени€ помогает нам вернуть утраченную радость быти€.

Ќастроив коммуникативный уровень, научившись синхронизировать с ним все предыдущие уровни организации, мы можем грамотно и эффективно общатьс€ с окружающим миром, с людьми.

 

ќднажды, провод€ зан€ти€, € спросила у занимающихс€, какие изменени€ у них произошли. ќдна из женщин рассказала, что после трех мес€цев зан€тий она научилась в своей работе избегать срывов. –абота у нее была достаточно напр€женна€, посто€нно в контакте с людьми и очень ответственна€. Ќельз€ было допускать и малейшей ошибки. ѕоэтому к концу дн€ всегда чувствовалась разбитость и усталость. Ћюди начинали ее раздражать. » у нее случались нервные срывы, выражавшиес€ в бурном выплеске неконтролируемых эмоций. “еперь же, позанимавшись, она может излагать свои мысли и претензии, если они есть, более конструктивно, не выход€ на излишне эмоциональный уровень, но и не зажима€ эмоции внутри себ€. ќна стала более спокойной. » если возникают какие-либо конфликты, то они решаютс€ намного быстрее, без излишних энергетических затрат.   концу дн€ у нее остаетс€ еще много сил на другие действи€, и работа уже не так выматывает, как раньше.

» оп€ть же попробуем разобратьс€ в том, что значит грамотно общатьс€?

ѕомните, мы с вами определ€ли, экстраверт вы или интроверт? Ёто очень важно в дальнейшем нашем с вами разговоре о коммуникативном уровне.

ќпределив свой тип, вы можете проанализировать свои удачи или неудачи в сфере общени€.  аждый из нас имеет много способов общени€. ¬ обычном состо€нии мы не выбираем сознательно те слова, с помощью которых мы общаемс€; еще реже мы выбираем синтаксические формы предложений, которыми говорим. “ем не менее на этом уровне общени€ неосознаваемый выбор, делаемый нами, систематичен и сильно вли€ет на форму общени€. ѕроанализировав вербальный (словесный) р€д, можно определить основной способ, посредством которого человек организует свои ощущени€, видение мира, свой жизненный опыт. Ёто определение может помочь при общении с деловыми партнерами, которые вам мало знакомы. ѕерейд€ на Ђ€зыкї партнера, вы сможете легко и быстро договоритьс€. ¬ам легче будет пон€ть людей из своего близкого окружени€. Ѕолее подробно о репрезентативных системах мы уже говорили. “еперь рассмотрим св€зь вербальной (словесной) и невербальной (телесной) коммуникации.

¬ербальное общение представл€ет собой только часть сложного процесса общени€ между Ђлюдьми. ¬ то же врем€, когда люди общаютс€ с помощью слов, они принимают различные позы, двигают кист€ми рук и ступн€ми. »х руки совершают медленные или быстрые, ритмические или неритмические движени€. »х тон голоса может быть мелодичным, резким, веселым, мрачным. ќни говор€т с посто€нной скоростью, ускор€€сь или замедл€€сь; могут резко бросать взгл€ды по сторонам или медленно переводить взгл€д, сосредотачива€сь на различных детал€х (фиксиру€ взгл€д). ќни могут измен€ть ритм дыхани€.  аждое из этих движений, жестов, тон голоса Ч это выбор (который делаетс€ на бессознательном уровне) того, каким способом им выразить себ€, свои ощущени€, мысли, желани€. Ёто выбор определенного способа общени€.  аждое такое про€вление Ч это сигнал о том, каким €вл€етс€ текущий жизненный опыт, как организован их мир в данный момент, чем они наиболее обеспокоены, что они четко осознают в данный момент.

ƒл€ того чтобы научитьс€ определ€ть, фиксировать это сочетание и плодотворно с ним работать при каждодневном контакте, который мы осуществл€ем между собой, надо иметь открытые каналы воспри€ти€ дл€ получени€ и систематизации всей этой информации. ≈стественно, это делаетс€ только при нужных дл€ вас контактах, иначе ваша жизнь ћожет превратитьс€ в кошмар, если все это отслеживать с совершенно посторонними людьми на улице. ѕоэтому важно научитьс€ не только быть Ђоткрытойї системой Ч уметь все это видеть, слышать чувствовать, но и воврем€ Ђзакрытьс€ї от доступа ненужной информации.

 аждый из нас имеет свою собственную нервную систему, историю развити€ своей личности и модель мира, свойственную только данной личности.  огда мы встречаем другую личность и плодотворно с ней взаимодействуем, мы должны быть очень чувствительны к ней, чтобы установить реальный контакт. ћы учимс€ уважать ее уникальность, а различи€ между нами помогают нам расти и совершенствоватьс€. ¬се наше образование в области общени€ направлено на овладение вербальным способом, что дает достаточно возможности дл€ контакта. ¬ области €зыка тела, тона голоса и т. д. практически никакого опыта не даетс€, и вообще о таких способах передачи информации мало где упоминаетс€.

Ёти невербальные послани€ содержат достаточно большой объем информации, передаваемой людьми. ќдин из способов, посредством которого каждый из вас сможет понимать такие невербальные послани€ и быть чувствительным к различи€м в них у разных личностей, Ч это последовательное рассмотрение различий в жестах и €зыке тела у представителей различных культур.

¬ некоторых культурах, например италь€нской, держать руку ладонью вверх на уровне грудной клетки и водить ею от себ€ и к себе означает нечто вроде Ђдо свидани€ї, в то же врем€ как в нашей культуре это означает что-то близкое к Ђиди сюдаї. “ак же в культурах есть много различий в значении того или иного жеста и других элементов невербального общени€. Ќахмуренный лоб дл€ одной личности может означать гнев или неудовольствие, а дл€ другой Ч всего лишь говорит о концентрации внимани€. »ли если вы уводите свой взгл€д от лица говор€щего сразу после того, как услышали вопрос, и готовитесь на него ответить, то дл€ одного такое может означать, что Ђэтот вопрос дл€ мен€ некорректен, и € не буду на него отвечатьї, а дл€ другого это просто способ сосредоточени€ и подготовки к ответу (например, визуал таким способом может представить какую-то картину, котора€ может служить некоторой базой дл€ ответа). ≈сли перевести это в слова, то это может означать (приблизительно) Ђ€ сейчас систематизирую свои мысли и ощущени€ и сразу же отвечуї.

»ногда рассогласование между вербальным и невербальным действи€ми привод€т к непониманию. ≈сли человек говорит одно, а тело показывает совсем другое, наше подсознание Ђнастораживаетс€ї и мы чувствуем, что нас где-то обманывают, но не можем пон€ть где. ”мение считывать информацию не только вербально, но и при невербальном способе общени€ покажет: ваш партнер хочет что-то скрыть либо неискренен в своих словах. ѕомните, телом обмануть труднее, чем словами.

»так, хот€ бы в течение одного дн€ попробуйте честно и объективно, как бы со стороны, понаблюдать за собой и определить, какое состо€ние вызывает в вас сам процесс общени€ с людьми: чего вам хочетс€ в процессе общени€ Ч нападать или защищатьс€? ƒоказывать свою правоту или убеждать собеседника, что он неправ? ƒемонстрировать, что собеседник вам неинтересен, или всеми силами завоевывать его любовь и расположение? ѕосмотрите, как работает ваше тело во врем€ общени€.  акие позы вы принимаете, какие позы принимает ваш собеседник? Ќаши тела иногда говор€т нам больше, чем слова, хот€ мы не всегда на это обращаем внимание.

“еперь определите, в какой позе вы находитесь при общении Ч в позе агрессии, доминантности над своим собеседником или в позе подавленности.  онечно, если вы находитесь в эмоционально возбужденном состо€нии, то это сделать достаточно сложно. ѕоэтому постарайтесь во врем€ беседы зан€ть позицию стороннего наблюдател€, тогда вам лучше удастс€ Ђотследитьї собственное поведение и поведение партнера по разговору. ќсобенно хорошо в этой позиции проводить сложные переговоры.

ƒумаю, теперь вам стало пон€тно, что телесные реакции нападени€ или защиты, непри€ти€ или завоевани€ не что иное, как неграмотные способы общени€. “акое общение говорит о неустойчивой самооценке обучающихс€, о придавленном либо гипертрофированном чувстве собственного достоинства, из-за чего каждый стремитс€ не к взаимопониманию, не к эффективному общению, а только к самоутверждению за счет другого.

ѕри грамотном общении никто никого не пытаетс€ завоевать и никто ни от кого не пытаетс€ защититьс€. √рамотное общение Ч это общение уважающих себ€ и друг друга людей, умеющих отсто€ть свое мнение, но и выслушать чужое, быть собой и дать другому такое же право. √рамотное общение Ч это умение понимать другого, вставать на его позицию, не тер€€ себ€, это умение, остава€сь собой, подстраиватьс€ к собеседнику.

„увство собственного достоинства Ч нормальное, без перекосов в ту или иную сторону Ч вырабатываетс€ в процессе выполнени€ всех упражнений системы целостного движени€, начина€ с основной стойки. “олько обрет€ нормальное чувство собственного достоинства, можно нормально общатьс€ с другими людьми и учитьс€ подстраиватьс€ к ним в процессе общени€.

 

ѕрактическое зан€тие

 

ƒл€ того чтобы научитьс€ грамотно управл€ть партнером, надо научитьс€ прежде всего подстраиватьс€ к нему через телесное движение. ѕодстройка должна быть незаметной, иначе человек подумает, что вы передразниваете его, и перестанет с вами общатьс€. ѕодстраиватьс€ можно к его позе, к дыханию, к движени€м. ¬спомните, как ход€т по-насто€щему влюбленные люди. ќни идут совершенно синхронно, непроизвольно подстраива€сь под движение и ритм любимого человека. ≈сли вы вспомните состо€ние собственной влюбленности, то также вспомните, как вы понимали друг друга без слов, за вас говорили ваши тела. » ваши тела Ђзвучалиї в унисон. ѕоэтому, чтобы собеседник вас лучше понимал, попробуйте подстроитьс€ к нему, но не тер€€ чувства достоинства и самоуважени€.

ƒл€ тренировки очень полезно выполн€ть упражнение Ђѕ€стцыї как в полном контакте, так и в легком контакте и постепенно переход€ в бесконтактное выполнение этого упражнени€.

 

„ем чаще всего грешит наше общение? „то мы делаем не так? ѕочему не умеем найти общего €зыка подчас даже с самыми близкими людьми? »менно потому, что пытаемс€ не столько понимать друг друга, сколько побеждать друг друга.

ƒа, всех нас учили, что жизнь Ч борьба, и доучили до того, что без борьбы даже друг с другом, с родными и близкими, а также с посторонними и незнакомыми не можем провести и дн€. ћежду тем така€ борьба ни к чему хорошему не приводит: только к лишним шишкам и син€кам как в пр€мом, так и в переносном смысле.

Ќу что хорошего, что вы оп€ть схватились не на жизнь, а на смерть с какой-то нахамившей вам женщиной в трамвае или в очереди? ¬ам ведь все равно не удастс€ доказать ей, что вы лучше, выше и во всех отношени€х культурнее ее, а вот настроение будет испорчено, и надолго. Ќу что толку, что вы оп€ть разругались со своими домашними, ведь вам и дальше жить под одной крышей, и от очередной ссоры никто не выиграл, в этой битве не бывает победителей, есть только пострадавшие.

Ќе пора ли прекратить боротьс€ и начать жить?

ћы ведь уже знаем, что жесткое ломаетс€, а м€гкое выживает. Ќо вот вас обидели, оскорбили, сказали что-то непри€тное. „то вы делаете? ћгновенно встаете в позу, в боевую стойку и отвечаете тем же самым Ч бьете наотмашь еще более обидными словами. “о есть занимаете очень жесткую позицию. ј когда мы становимс€ такими жесткими, нас легко сломать. » пусть у вас даже создалась иллюзи€, что вы победили противника в этой схватке. ¬ы ведь ему так хлестко ответили, просто сразили наповал! Ќо что это: почему же у вас после этой Ђпобедыї так болит голова, ноет сердце, тр€сутс€ руки? ѕобеда оказалась мнимой: ваша жесткость ударила не только по противнику, она заметно ломает и вас, и ваше здоровье.

»з любой жесткой ситуации есть м€гкий выход. Ёто не значит, что надо промолчать, стерпеть, проглотить обиду Ч это, кстати, тоже очень жестка€ реакци€, хот€ и не кажетс€ внешне таковой; в этом случае вы тоже встаете в жесткую, несгибаемую позу: Ђя обиделс€, и все тут!ї ¬ыйти из жесткой ситуации м€гко, но не тер€€ чувства собственного достоинства Ч это искусство. ќбуча€ этому искусству свое тело, мы одновременно обучаем этому и душу, и психику, и сознание. ¬едь человек Ч единое целое, в котором все взаимосв€зано. ќбуча€ тело м€гкому выходу из жестких ситуаций, мы как бы показываем пример такого поведени€ и своему сознанию, а главное Ч подсознанию, своей душе и психике. » все уровни организации подт€гиваютс€ именно к такому стилю поведени€!  ак нельз€ лучше тренируетс€ наше умение правильно общатьс€ с окружающим миром при выполнении упражнени€ Ђѕ€стцыї. ¬ этом упражнении, как и в жизни, если вы будете боротьс€, пытатьс€ идти против силы силой, то будет больно. ј вот если расслабитьс€ и Ђвписатьс€ї в движени€ партнера, то получатс€ гармоничные, красивые движени€ плюс масса удовольстви€ от их выполнени€. ћожет быть, именно это упражнение позволит вам впервые в жизни почувствовать, что истинное общение Ч это не борьба, не противодействие, не попытка подчинить себе другого, а истинна€ радость и наслаждение от способности понимать и чувствовать друг друга.

ƒа, но ведь люди вокруг очень часто бывают жесткими, и подчас они пытаютс€ нанести нам достаточно сильные удары, и не всегда удаетс€ м€гко уходить от этих ударов. ѕотому что бывают такие удары, которые сбивают с ног в пр€мом и в переносном смысле! » чтобы м€гко выйти из такой ситуации, надо, по крайней мере, сначала этот удар выдержать, не ударитьс€ о землю, не упасть в гр€зь лицом, разбив лоб и сломав себе кости.  ак быть?

ƒа, мир бывает достаточно жестоким, и люди действительно часто стараютс€ нанести удар Ђна поражениеї, не дава€ нам времени искать другой, более мирный выход из конфликта. Ќу что ж, в этом случае остаетс€ только одно Ч выработать ударную устойчивость. Ёто удаетс€ только в том случае, если коммуникативный уровень выстроен у вас хорошо.

¬ыполните еще раз упражнение Ђ”дарна€ устойчивостьї. ќно было описано в первой главе. Ёто упражнение можно выполн€ть в двух вариантах. ќдин Ч более жесткий Ч встречать достаточно сильный удар, и второй Ч просто имитировать удар, при этом синхронизиру€ все уровни организации и вписыва€сь спиралью в пространство. ћне больше нравитс€ второй вариант, хот€ мужчины обычно предпочитают первый.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 605 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

438 - | 438 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.