Повестку дня в Интернете формирует не только и не столько журналист, но и публика, жаждущая сенсаций. Это положение развивает французский исследователь Пьер Леви в своей книге «Коллективное сознание — к утопии киберпространства» (1994). Уничтожение дистанции, традиционно существовавшей между источником информации и публикой, открытие возможности диалоговых форм общения для миллионов — все это делает Интернет новой коммуникационной средой, где пользователи напрямую общаются друг с другом (чаты и форумы, интернет-конференции), формируя и горизонтальные связи обмена информацией (электронная почта, списки рассылки, usenet, виртуальное сообщество).
5.3. Интернет
— воплощение постмодерна'(
Подлинный демократизм сети, по определению одного из крупнейших западных коммуникативистов Д. МакКуэйла, состоит в «потере управления и контроля за потреблением информации со стороны ее поставщика»1, что открывает возможности отказа от навязываемой коммуникации, ибо сколько людей — столько и мнений. Масс, как таковых, в Интернете нет, и даже самые небольшие группы полны специфических противоречий.
Интернет, увеличивая массу информации и массу пользователей, меняет не только смысл понятий «медиа» и «массовая коммуникация», но и характер и роль журналистской работы. Если в процессе создания и передачи информации обычными СМИ необходимо участие специалистов, профессионально подготовленных для работы с аудиовизуальной техникой и обученных специфике общения с аудиторией, то отныне — в процессах сетевого взаимодействия — могут участвовать все желающие, обладающие доступом к супермагистрали2. При этом получатели и отправители информации могут меняться ролями, а различия между общественными и частными формами коммуникации исчезают.
Это означает разрушение в рамках Интернета традиционных массовых аудиторий. Как пишет английская журналистка Э. Берд, «на протяжении XX века журналисты были уверены, что существует большое число людей, которые хотя бы прочитывают газету или включают телевизор каждый вечер. В начале XXI века нет уверенности даже в этом». Параллельно исчезает «обязанность быть информированным» (obligation to be informed). Если для старшего поколения эта обязанность означала выполнение гражданского долга, прежде всего способ-
1 McQuail's Mass Communication Theory. L.: Sage, 2000. P. 133.
2 Вспомним, что термин «супермагистрали», или «информационные су
пермагистрали» (information superhighways), возник на рубеже 1980—1990-х го
дов, с началом стремительного распространения глобализирующихся мультиме
дийных форм скоростных электронно-информационных связей по спутниковым,
телекабельным и телефонным линиям, к которым могут подключиться компью
терные устройства абонентов разных стран — как отдельных граждан, так и фирм,
и организаций (больницы, библиотеки, музеи, школы, университеты, государ
ственные учреждения и т.д.). Очевидна имплицитная связь с традиционным по
нятием коммуникации как средства сообщения в физическом смысле (дороги,
реки, каналы).
Глава 5. Новейший этап исследований СМИ
ности принимать взвешенные решения при голосовании, то для молодежи традиционные новостные передачи «скучны и неинтересны».
Одним из специфических свойств сети по сравнению с традиционной политизированной медиасистемой является ее аполитичность. Интернет представляет собой окружающую среду и наглядную демонстрацию разнообразия интересов, т.е. реальностей в аудитории, которые принципиально невозможно свести к общему знаменателю.
Более того, сами новости перестают быть прерогативой журналистов — их представляет любой интернет-портал в качестве бесплатной услуги. Сами порталы, выступающие в качестве источников информации, могут работать с людьми напрямую, без посредничества масс-медиа. Это означает, что журналистика перестает доминировать в публичной сфере, роль журналиста становится служебной. Ныне журналиста услышат те, кому это интересно, как правило, это коллеги по «цеху».
Сегодня журналист становится «поисковой машиной, которая предоставляет услуги по отбору и редактированию материалов для других пользователей». В перспективе, как полагают некоторые работники СМИ, журналист превратится в редактора, использующего профессиональные навыки для поиска, редактуры, организации и подачи материалов (конечно, это весьма отдаленная перспектива, поскольку традиционное поле журналистики обеспечивается широкой распространенностью традиционных масс-медиа).
Своеволие публики, сглаженное форматом газеты и подавляемое долгое время ограниченным выбором в сфере телерадиовещания, в Интернете проявляется с травмирующей для профессионального журналиста ясностью.
Долгое время журналисты считали себя «рупором» общества, и именно на этом убеждении базировалась вся концепция «четвертой власти», теперь ситуация изменилась — у публики появился собственный голос, который невозможно игнорировать.
Одновременно Сеть закладывает и фундамент новых экономических и социальных отношений, новой информационной архитектуры и новой экономики: появление интернет-магазинов, работающих на основе виртуальных денег. Но эти «деньги» не являются деньгами в собственном смысле и не подлежат учету центральным банком, расчеты в них не подпадают под юрисдикцию существующих на-
5.3. Интернет — воплощение постмодерна?
логовой и учетной систем — это похоже на работу оффшорных банков с принципиальной разницей — они анонимны и принимаются к оплате крупнейшими электронными магазинами, атакже электронной биржей indx.ru. Хотя это и противоречит российским законам, но остановить процесс практически уже невозможно.
По представлениям многих исследователей, Интернет выступает как графическая оболочка для современной городской цивилизации, позволяющая обеспечить и ускорить многообразные процессы коммуникации, на базе которого впоследствии может возникнуть единый космополис планетарного масштаба (как тут не вспомнить Маршала Мак-Люэна с его метафорой «глобальной деревни»!).
5.3.1
Социальные последствия сетевых коммуникаций, или «общение» в Интернете
Основные публикации об Интернете в 1990-е годы представляли по преимуществу популярно-публицистические работы. Едва ли не классикой считаются труды о виртуальных сообществах журналиста Г. Рейнгольда1. Теоретическим осмыслением современных коммуникационных и информационных технологий занимались философы, социальные критики2, теоретики литературы, исследующие гипертекстовые структуры3. Несколько позже появляются академические работы Б. Вэлмана, в которых рассматривается сетевая организация «онлайновых коммуникаций»4. П. Коллок исследовал проблему конфликта
1 Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier.
Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Co., 1993.
2 Обзор этих работ см.: Войскунский А.Е. Гуманитарный Интернет// Гума
нитарные исследования в Интернете/под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-
Терра, 2000. С 3-10.
3 Greco D. Hypertext with Consequences: Recovering a Politics of Hypertext;
http://landow.stg.brown.edu/cpace/ht/greco7.htm.
4 Wellman В., Hampton K. Living networked on and offline // Contemporary
Sociology: A Journal of Reviews.Vol. 28. N. 6. November 1999. P. 648-654; Wellman В.,
Gulia M. Virtual Communities as communities: Net-Surfers Don't Ride Alone //
Communities in Cyberspace / ed. by P. Kollock, M.A. Smith. L.; N. Y.: Routlcdge,
1999. P. 167-194.
Глава 5. Новейший этап исследований СМИ
частных интересов в киберпространстве и возможности создания «общественных благ»1. Т. Постмес, Р. Спирс и М. Ли проводили социально-психологические исследования онлайнового поведения2. Р. Хэм-ман создал академический электронный журнал по социологии виртуальных коммуникаций Cybersociology Magazine3.
Анализ общения в Интернете наглядно демонстрирует противоречивость прорастания Сети в социальную структуру общества, что означает невозможность однозначной — положительной или отрицательной — оценки. Это хорошо видно на примере эволюции традиционных СМИ. Дигитализация (перевод всех СМИ в цифровую форму) и конвергенция (посредством конвертора через Интернет можно читать газеты, слушать радио и т.д.) сопровождается не только глобализацией и интеграцией СМИ, но одновременно их специализацией и демассификацией, усиливая свободу выбора и освобождая от «тирании» навязываемой информации.
Однако исследовательский интерес привлекают и очевидные негативные последствия сетевого общения, к которым можно отнести сокращение реальных социальных взаимодействия и сужение социальных связей (вплоть до одиночества), уменьшение внутрисемейного общения, развитие депрессивных ситуаций, аутизация детей и подростков, формирование неадекватности социальной перцепции и т.д. Говоря о будущей «глобальной деревне», М. Мак-Люэн имел в виду объединение людей в планетарном масштабе. У. Эко утверждает, что значение метафоры «глобальная деревня» незаслуженно преувеличено, а истинная проблема заключается как раз в том, что будущее обещает стать «обществом одиноких людей». Да, в Интернете люди общаются непосредственно, но это общение нельзя назвать «живым», ибо интеракция опосредуется машинным взаимодействием.
Все, что так привлекает нас в Сети (анонимность, виртуализация процессов, возможность создания собственного мира и т.д.), по-
1 Kollock P. The Economies of On-line Cooperation: Gifts and Public Goods in
Cyberspace // Communities in Cyberspace / ed. by P. Kollock, M.A. Smith.L.; N. Y.:
Routledge, 1999. P. 220-239.
2 Postmes Т., Spears R., Lea M. Breaking or Building Social Boundaries? SIDE-
effects of Computer-Mediated Communication // Communication Research. Vol. 25.
N. 6. December 1998. P. 689-715.
3 http://www.cybersociology.com.
5.3. Интернет — воплощение постмодерна:
зволяет раскрепощено общаться и свободно пользоваться ее ресурсами, постепенно — и неизбежно — накладывает свой отпечаток на психологию восприятия реальности и ее виртуального двойника. Можно ли будет через некоторое время провести грань между этими двумя понятиями? Можно ли быть уверенными, что эта бездна «господства электричества» не поглотит нас?
Возникающие черты коммуникации посредством Интернета (как возможного прообраза основного социального типа общения в будущем) убеждают в многократном повышении роли субъективного фактора в общественной жизни. Действительно, в условиях отсутствия жестких природных и социальных детерминант (человек во многом освободился от господства природных и социальных сил) и тотального распространения плюрализма (человек потерял четкие социально-классовые, религиозные и иные ценностные ориентиры) возросла потребность в перманентной самоидентификации, что породило необходимость конструировать социальную реальность (новые смыслы, формы общения и т.п.). Психологи вообще предлагают понимать виртуальность как «непрерывное» конструирование образа мира и образа человека. Как говорит М. Хайм, настоящее киберпространство призвано будить воображение, а не повторять (дублировать) мир1. Пока вопросов значительно больше, чем удовлетворительных ответов на них.
Обратимся к сравнительно хорошо исследованной проблеме, а именно: к интернет-зависимости (internet addiction), которая начала изучаться с начала 1990-х годов, и одной из первых попыталась в этом разобраться американская исследовательница Кимберли Янг2.
Всех пользователей Интернета можно условно разделить на две большие группы — интернет-независимых и интернет-зависимых. Интернет-независимые используют, по преимуществу, информационные возможности Всемирной сети, поддерживая с ее помощью и установленные знакомства (информационные протоколы), тогда как ин-
1 Хайм М. Метафизика виртуальной реальности // Исследования по фило
софии современного понимания мира. Вып. 1. М., 1995.
2 Young K.S. What Makes the Internet Addictive: Potential Explanations for
Pathological Internet Use / Paper Presented at the 105th Annual Conference of the
American Psychological Association. Chicago, IL August, 1997; http://www.pscw.uva.nl/
sociosite/psyberspace.html.
Глава 5. Новейший этап исследований СМИ
тернет-зависимые ориентированы на те аспекты «паутины», которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми, т.е. большая часть интернет-зависимых пользуется сервисами Интернета, связанными с общением: чаты (37%), MUDs (28%), телеконференции (15%), e-mail (13%), WWW (7%) и лишь 2% приходится на информационные протоколы (ftp, gopher).
Интернет-зависимость определяется К. Янг как «навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь "off-line", и неспособность выйти из Интернета, будучи "on-line"» и проявляется в следующих симптомах:
1. навязчивое желание проверить e-mail;
2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;
4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Поданным Янг, интернет-зависимые используют Сеть для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе, фиксируемой участием в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности «творения персоны», вызывая тем самым определенную реакцию окружающих; получения признания окружающих.
По мнению Янг, будучи включенными в виртуальную группу, интернет-зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания суждений, противоречащих мнению других людей — о религии, абортах и т.п. В реальной жизни интернет-зависимые не могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и супругам. В киберпространстве они могут выражать эти мнения без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми и идентичность самого коммуникатора может быть замаскирована.
Если подвести итог этого краткого и сравнительно частного (психологии пользователей Интернета) представления негативных последствий распространения сетевых информационных технологий, то возникает вопрос не только о том, как мы их используем, но и о том, как информационные технологии «используют» нас. А используют они
5.4. Проблемы медиа глобализации
нас путем отнятия нашей личной идентичности, аннонимизации, своего рода растворения человеческих индивидуумов в безличном, равнодушном, парадоксальном пространстве знания.
Информационные технологии играют весьма двусмысленную роль и в политике, подрывая основные институты либеральной демократии в процессе переключения гражданской активности в аполитичный Интернет, и в экономике, нарушая традиционные пропорции экономического развития и разрушая рынок труда. Они порождают огромные проблемы и в других сферах жизни общества. Философы ставят вопрос не о снятии, а о «радикализации» отчуждения в информационном обществе, что заставляет отнестись к проблеме еще серьезнее, ибо речь идет об изменении human condition, ситуации человека в современную эпоху.
5.4
Проблемы медиаглобализации
Поскольку в мировом коммуникационном пространстве сохраняется и даже нарастает тенденция к глобализации средств массовой коммуникации, укрепление позиций мировых коммуникационных конгломератов, хотя и на новом технологически-дигитальном уровне, то естественен исследовательский интерес к этой проблеме.
Формирование нового глобального медиапорядка осуществляется на основе рыночных механизмов, включающих в себя как создание новых форм услуг, так и фундаментальные процессы трансформации внутри самих СМИ, когда индустрия развлечения и информации объединяются с индустрией телекоммуникационного оборудования (вертикальная и перекрестная интеграция). В этот процесс включено относительно небольшое число экономических субъектов: речь идет о таких транснациональных корпорациях как, например, Тайм Уорнер, Сони, Уолт Дисней Кампани, Мацушита и т.п., которые создают новые — глобальные или региональные — медиаканалы: Би-Скай-Би, Си-Эн-Эн, MTV. Постепенно формируется новый глобальный медиарынок — информационные супермагистрали, которые обозначают также как «новые электронные медиа», чтобы отделить их от обычных медиа
Глава 5. Новейший этап исследований СМИ
(conventional media), к которым относят печать, радио, телевидение. Новые электронные медиа обладают почти безграничными возможностями передачи любой информации любым ее отправителем в различных направлениях, что ведет к такому увеличению массы передаваемой информации и массы пользователей, при которой сами понятия «медиа» и «массовая коммуникация» обретают новый смысл.
Этот сложный по многим параметрам процесс, воздействия которого на современный мир — технические, финансово-экономические, культурно-гуманитарные, международно-геополитические — не до конца понятны, а в социальном плане внушают все больше беспокойства, в последние десятилетия стал предметом научных дискуссий и обсуждений на международных конференциях и семинарах. Выявившиеся две основные позиции условно можно обозначить как оптимистическую и пессимистическую.
Оптимисты (сторонники непрерывного обновления технической базы СМИ и связанных с ними информационных олигополии) подчеркивают очевидные и бесспорные блага, предоставляемые супермагистралями для научно-культурных связей в области политики и образования, медицины, финансовых операций, экологии и безопасности. Их оппоненты — «пессимисты» — указывают на опасность фетишизации электронных масс-медиа как средства решения всех проблем, в чем видится современный вариант технологического детерминизма (развития техники и технологии как панацеи), распространение на этой основе консьюмеризма (идеологии и психологии потребления потребления) и культурного колониализма (СМИ как источник политического господства). Они также отмечают сложности, возникающие при эксплуатации супермагистралей, для нормального информационного траффика (т.е. потоков информации, управления и контроля за ними). Наряду с улучшением качества жизни пользователей супермагистралей, обещающих помимо бытовых благ и развитие принципов электронной демократии (переход от репрезентивно-сти к партисипационности, т.е. от простого участия к соучастию в решении актуальных социальных проблем посредством проведения интерактивных диалогов, форумов, телеголосований), уже возникают трудности, связанные с защитой интеллектуальной собственности от так называемых кибертеррористов, а содержания информации — от
5.4. Проблемы медиаглобализации
элементов жестокости, насилия и порнографии, противоречащих нормам морали. Как решать эти проблемы в рамках наиболее распространенной сегодня формы существования информационных супермагистралей — Интернета? Опять-таки однозначного ответа не существует, но есть эмпирические практики решения возникающих проблем, связанные прежде всего с ролью государства и новых — наднациональных — образований, в частности Совета Европы, в регулировании глобального медийного процесса1.
В качестве основных процессов, характеризующих развитие современных масс-медиа, исследователи в последнее десятилетие выделяют четыре: глобализация, демассовизация, конгломерация и конвергенция, сложное и неоднозначное взаимодействие между которыми и формирует современное медийное поле. Рассмотрим каждый из процессов подробнее. Медиаглобализация
Преобладающей точкой зрения для истеблишмента, в том числе и научного, является представление о позитивном содержании глобализации в сфере медиа, создающей единый международный дискурс и помогающей на основе единого коммуникационного пространства решать любые проблемы, принося к тому же экономическую выгоду. При этом за скобки выносится одна из сложнейших проблем — моральные последствия этого процесса унификации.
Ныне практически отсутствуют обсуждения и требования равного распределения ресурсов, в том числе коммуникационных, между странами, что являлось одной из основных тем споров 60—80-х годов XX в. (вспомним борьбу за новый мировой информационный порядок). В условиях глобализации размывается понятие если не национального государства как такового, хотя и эта тенденция присутствует, то, по крайней мере, представление о национальных границах2.
1 Одной из лучших работ представляется монография американского ис
следователя Монро Прайса «Масс-медиа и государственный суверенитет. Гло
бальная информационная революция и ее вызов власти государства». (М.: Ин
ститут проблем информационного права, 2004; анг. изд. — 2001).
2 Современную эпоху, одним из важнейших событий которой стало созда
ние Европейского Союза, Юрген Хабермас обозначил как «постнациональную
констелляцию». При этом, однако, наблюдается процесс закрытия эконо-
Глава 5. Новейший этап исследований СМИ
Сегодня центр тяжести перенесен на последствия процесса глобализации для медиасистем, отдельных каналов, журналистов и прежде всего для широкой аудитории. Одна из наиболее часто обсуждаемых проблем — доступ к информации для бедных стран, рынки которых менее привлекательны для продажи информационного продукта. Если воспользоваться популярной метафорой М. Мак-Люэна, то действительно, мы оказались в условиях «глобальной деревни», но при этом часто забываем о том, что деревня традиционно противостоит городу по уровню и разнообразию представленных в городе образцов культуры и стилей жизни, а новая «глобальная деревня» сводит все это многообразие до образца Макдональдса. И хотя глобальные медиа открывают невиданный простор для поиска информации, в то же время широко транслируемая информация безусловно сужает диапазон мнений и точек зрения. Каков глобальный баланс между этими тенденциями, сказать пока трудно. Демассовизация
Тенденция к охвату не всей возможной аудитории, но ее определенных сегментов — целевой аудитории, т.е. процесс ее фрагментации, связанный с диверсификацией и увеличением числадоступных каналов, когда каждый находит собственное коммуникативное средство в зависимости от интересов, вкусов, социального статуса. Демассовизация связана с принципиально иными, по сравнению с традиционными, характеристиками аудиторий, складывающихся на основе развития новых технологий. Это означает сужение «старых», ориентированных на традиционные способы передачи информации, аудиторий, и все более расширяющиеся аудитории электронных СМИ. Тем самым размывается традиционная массовая аудитория в результате трансформации и совершенствования процесса создания коммерческого информационного продукта на основе тщательного учета спроса со стороны целевых аудиторий в условиях ожесточения конкуренции на этом рынке. Парадоксальным, но ожидаемым следствием сег-
мически привлекательных территорий: в частности, США строят стену протяженностью 1200 км на границе с Мексикой (интересно, что это осуществляется по решению губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера — одного из символов глобальных медиа).
5.4. Проблемы медиаглобализации
ментации аудитории становится усиление власти олигополий в глобальном информационном пространстве как результат концентрации этого бизнеса. Конгломерация1
Этот процесс предполагает слияние и приобретение различных медийных средств, в результате чего большинство их сосредоточивается в руках относительно небольшого числа владельцев. Владение несколькими средствами массовой информации обеспечивает тиражирование продукта и, как следствие, его высокую доходность (статья в журнале, затем книга, программа на телевизионном канале, снятый на ее основе фильм, демонстрируемый своей прокатной сетью в собственных кинотеатрах и т.д.). Комбинирование традиционных и новых медиа, прежде всего телевидения и Интернета, с целью превращения кабельных каналов в «веб-порталы» и интернет-магазины, где продаются продукты нового интегрированного рынка, прежде всего программное обеспечение и бытовая техника.
Конгломерация как диверсификация интересов информационных олигополии, скупающих книжные и журнальные издания и издательства, радио- и телестанции, спутниковые и кабельные системы вещания, интернет-провайдерские сети, — отнюдь не новый процесс, однако ныне приобретает все более широкий масштаб, выступая как порождение и результат глобализации. Конвергенция2
Это понятие применительно к развитию современных масс-медиа означает стирание — в процессе технологических изменений — традиционных (старых) различий между ними, отделявших ранее их друг от друга. Данный процесс, обусловленный не в последнюю очередь экономическими причинами, позволяя минимизировать риски на новых рынках, вместе с развитием Интернета оказывается основной содержательной характеристикой глобальных изменений в самих медиа, последствия которых широко обсуждаются (в частности, воп-
1 Конгломерация (от лат. conglomeratio — собирание в кучу) — соединение
отдельных предметов в единое целое, при котором они сохраняют свои черты и
свойства.
2 Конвергенция (от лат. convergere — приближаться, сходиться) — сближение.
Глава 5. Новейший этап исследований СМИ
росы о регулировании их деятельности, размывание общественных функций масс-медиа в условиях все большего подчинения экономическим интересам и т.д.).
Итак, глобализация в сфере медиа означает как размывание традиционных границ между различными масс-медиа, так и изменения в составе и характере аудиторий. Однако процесс медиаглобализации порождает и непредвиденные последствия, одним из которых является возникновение новой «мифологии» глобализации.
5.4.1
«Мифология» глобализации через медиа
Английская исследовательница Марджори Фергюсон выделила семь мифов в «живой истории мифологии глобализации»1, которые, собственно, и составляют содержание глобальных информационных потоков:
1) «большой лучше»;
2) «больше лучше»;
3) «время и пространство исчезают»;
4) «глобальная культурная гомогенизация»;
5) «спасение планеты Земля»;
6) «демократия на экспорт посредством американского телевидения»;
7) «новый мировой порядок».
Первый миф — «Большой лучше» — выступает в качестве политической идеологии, основы публичной политики, а также корпоративной стратегии, обслуживая доктрину рыночного капитализма, отражающую исключительно позитивную роль всемирной ми фации капитала, товаров и услуг. В сфере коммуникации он используется для обоснования эскалации концентрации собственности в руках олигополии и последующего подчинения медиа как средства публичного дискурса, в рамках которого «продажа» глобализации на рынке становится частью данного феномена как такового (усиление и расширение симбиоза гиперболы глобализации и ее смысла).
1 Ferguson M. The Mythology about Globalization // European Journal of Communication, N 7 (1992). P. 69-93.
5.4. Проблемымедиаглобализации
Миф номер два интерпретируется таким образом: увеличение прибыли частных корпораций ведет к увеличению возможностей выбора у потребителя.
Представление об исчезновении (сжатии) пространства и времени базируется на преувеличении возможностей новых электронных медиа осуществить давнюю мечту человечества об объединении мира.
Миф о глобальной культурной гомогенности связан с идеей Маршала Мак-Люэна о «глобальной деревне», дополненной постмодернистской интерпретаций «сплетенности» мира, т.е. об усилении культурного и экономического единообразия. В основе этих представлений лежит реальный процесс конгломерации как транснациональной организации культурного производства, обеспечивающей экспорт и импорт медиаартефактов. Все это приводит к созданию метакульту-ры, в рамках которой возникает новая коллективная индентичность, базирующаяся на разделяемых образцах потребления на основе формирования индивидуального выбора путем подражания или манипулирования.
В призыве «Спасти планету Земля» соединились, по мнению М. Фергюсон, идущая от античности вера в тесную связь человека («микрокосма») с природой («макрокосмом»), с современными идеями экологического активизма.
Идея «Демократии на экспорт через американское телевидение», является, по Фергюсон, обновленной версией представления о возможностях масс-медиа воздействовать на общественное мнение прежде всего в политических целях, т.е. о прямых медиаэффектах, характерных для начального периода развития массовых СМИ. Эти идеи всплыли вновь в исследовании глобализации медийной сферы, проведенном Министерством торговли США, целью которого было выявить возможности усиления конкурентоспособности американских компаний для обеспечения их доминирования в этой сфере1. Фактически в документе речь шла о формировании политико-культурной «повестки дня» для всего мира. В основе лежала предпосылка об эффективности американской кинопродукции и телевизионных про-