Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√л а в а 5 1 страница




новейший этап исследований сми:

ќ“ ƒќћ»Ќ»–”ёў≈…

  јЋ№“≈–Ќј“»¬Ќќ… ѕј–јƒ»√ћ≈

----------------------------------------------------------------- Ч------------ Ч

Ќачало современных по методам и подходам исследований —ћ» ус≠ловно датируетс€ началом 70-х годов XX в. и св€зано, по крайней мере, с двум€ обсто€тельствами: во-первых, исчерпанностью теоретичес≠кого потенциала структурного функционализма, хорошо Ђработавше≠гої в услови€х стабильного общества, но оказавшегос€ недостаточ≠ным в услови€х резких социальных сдвигов, и, во-вторых, по€влени≠ем новых исследовательских подходов, углубл€вших представление о сложных коммуникативных процессах и открывавших новые иссле≠довательские пол€. Ќесколько позже к внешним обсто€тельствам до≠бавилс€ совершенно новый посредник Ч »нтернет, принципиально изменивший ландшафт массовой коммуникации. ќчевидно, что со≠хранение Ђстарыхї —ћ», сосуществующих с новыми и выполн€ющих свои функции, хорошо проанализированные в рамках структурного функционализма, позвол€ет использовать эти идеи, сохран€ющие свою значимость. ќднако господство одной, к тому же нормативист-ской, теории смен€етс€ набором альтернативных теорий, и современ≠ный этап исследований может быть охарактеризован как сосущество≠вание различных, но равноправных теоретических подходов, т.е. оп≠ределенный теоретический и методологический синкретизм1. Ќа сме≠ну доминированию функционалистской парадигмы приход€т альтер≠нативные теории масс-медиа, или альтернативна€ парадигма2. («аме-

1 —инкретизм (греч. synkretismos Ч соединение, объединение) Ч в нашем
случае сочетание разнородных, часто противоречивых воззрений.

2 —м.: McQua! D. Mass Communication Theory. 4th ed. L.: Sage, 2000.
P. 48-59.


5.1. —мена парадигмы и институционализаци€ медиаисследований

тим, что множественность парадигм, или мультипарадигмальность, ха≠рактерна дл€ современной науки в целом, переживающей постне-клас-сическую фазу своего развити€.)

.

5.1

—мена парадигмы и институционализаци€ медиаисследований

»де€ Ђхорошего обществаї тер€ет свою привлекательность под воз≠действием студенческих бунтов, произошедших в ѕариже в 1968 г., которые быстро распростран€ютс€, охватив —Ўј под лозунгами борь≠бы против войны во ¬ьетнаме; к тому же все громче за€вл€ют о себе страны Ђтретьего мираї, отказывающиес€ от пр€мого заимствовани€ западных образцов. ¬ыдвинутые на втором этапе развити€ исследо≠ваний массовой коммуникации концептуальные модели оказались удовлетворительными (до определенной степени) и сравнительно не≠плохо работающими в развитых обществах, наход€щихс€ в стабиль≠ной ситуации, но мало пригодными дл€ стран, переживающих про≠цессы трансформации.

  тому же Ч и это характерна€ черта развити€ вс€кого процесса научного поиска Ч углубление знаний об изучаемом феномене неиз≠бежно ведет к по€влению новых проблем и трудностей, которые и слу≠жат Ђдвижител€миї исследовательского развити€.

 оммуникативистика как формирующа€с€ нова€ отрасль зна≠ний характеризуетс€ междисциплинарным характером, использова≠нием методов различных наук (социологии, психологии, лингвисти≠ки, статистики и т.д.) и отличительными чертами дискуссий, когда об≠суждаемые идеи и аргументы наход€тс€ не в отношени€х взаимоиск≠лючени€ или простого дополнени€, но пребывают в состо€нии сотруд≠ничества. ќсновной теоретической особенностью данного периода расширени€ проблемного пол€ исследований €вл€етс€ и многообра≠зие точек приложени€ исследовательских интересов. ѕравда, чем даль≠ше, тем в большей степени исследователи объедин€ютс€ вокруг изу≠чени€ таких проблем, как процессы медиатизации современной куль≠туры, применение новейших структуралистских методик при анализе


√лава 5. Ќовейший этап исследований —ћ»

€зыка средств массовой коммуникации, роли массовой коммуникации в формировании политического пол€ (см. гл. 6).

ћожно выделить следующие черты альтернативной парадигмы, характерной дл€ современных исследований масс-медиа1:

Х критический взгл€д на общество и отказ от ценностной нейт≠ральности;

Х отказ от трансмиссионной модели коммуникации, в основе которой лежит Ђцепочка Ўеннонаї;

Х усиление внимани€ к медийным технологи€м и особенност€м передаваемых по ним сообщений;

Х прин€тие (adoption) интерпретативной перспективы;

Х активное применение качественной методологии;

Х предпочтение культурным или политико-экономическим тео≠ри€м;

Х глубока€ озабоченность неравенством и источниками проти≠восто€ни€ в обществе.

¬ этот период происходит институционализаци€ коммуникати-вистики как научной дисциплины, т.е. создание особых организаци≠онных образований, осуществл€ющих исследовани€ в данной сфере и преподавание, а также специальных периодических изданий, как правило, научных журналов2, способствующих консолидации иссле≠дователей и созданию сообщества. ѕрактически в каждом крупном западном университете образуетс€ либо факультет, либо исследова≠тельский центр изучени€ массовых коммуникаций. Ќаиболее значи≠мыми по степени их вклада в развитие науки представл€ютс€ канадс≠ка€ “оронтска€ школа (Toronto School), американска€ јнненбергс-ка€ школа (Annenberg School) и две британских Ч Ѕирмингемский центр современных исследований культуры (The Centre for Contem≠porary Cultural Studies Ч CCCS) и ћедиа-группа √лазго (Glasgow Media

1 McQual D. Mass Communication Theory. 4lh ed. L.: Sage, 2000. P. 51.

2 —реди них наиболее значительные: European Journal of Communication,
Journal of Communication, Journal of Broadcasting and Electronic Media, Mass
Communication Review Yearbook, Journalism and Mass Communication Quarterly,
Communication Research, European Journal of Communication Research,
Communication Yearbook. ћного статей по данной проблеме публикуют также
Public Opinion Quarterly, American Journal of Sociology, Journalism Quarterly.


5. /. —мена парадигмы и институционализаци€ медиаисследований

Group), в де€тельности которых хорошо прослеживаютс€ все отмечен-ные выше особенности современных исследований массовой комму≠никации.

5.1.1

“оронтска€ школа: √. »ннис и ћ. ћак-Ћюэн

Ёто первое по времени образование, ориентированное на изучение ме≠диа, создаетс€ при “оронтском университете ( анада) сразу после ¬то≠рой мировой войны по инициативе и под руководством географа и по≠литэконома √арольда »нниса (Harold Adams Innis, 1894Ч1952), впос≠ледствии св€занное с де€тельностью Ђгуруї новых электронных медиа ћаршаллом ћак-Ћюэном (Herbert Marschall McLuhan, 1911Ч1980).

—огласно »ннису, технологии коммуникации выступают как формообразующа€ сила и действующа€ причина эволюции челове≠ческого общества. ƒоказательству этого тезиса посв€щены две его главные книги: Ђ»мпери€ и коммуникаци€ї (1950) и Ђ—крытое вли€≠ние коммуникацииї (1951)'.

»менно скрытым вли€нием различных технологических аспек≠тов коммуникации »ннис объ€сн€ет изменени€ в формах социальной организации общества. “ехнологически обусловленные Ђмонополии знани€ї, возникающие на основе новых средств коммуникации, конт≠ролируют распределение политической власти, включающей контроль над пространством и временем, среди социальных групп общества. —труктуриру€ пространственно-временные отношени€, системы ком≠муникации создают социальную организацию, а ориентаци€ на тот или иной вид средств общени€, или коммуникации, формирует различные формы организации политической власти в конкретном обществе.

¬ своей книге Ђ»мпери€ и коммуникаци€ї √. »ннис показывает значение алфавита в древнем мире, когда такие народы, как греки и римл€не, на основе владени€ алфавитом сумели завоевать новые пространства и Ђдистанционної управл€ть ими. јнализиру€ миф о греческом царе  адме, вырвавшем зубы у дра-

1 Innis H. Empire and Communication. Oxford: University of Oxford Press, 1950; Idem. Bias of Communication. Toronto: University of Toronto Press, 1951.


√лава 5. Ќовейший этап исследований —ћ»

кона и засе€вшем ими землю, из которых выросли воины, он показывает скры≠тое значение алфавита как силы, Ђне поддающейс€ ассимил€цииї и основы раз≠вити€ национальной, а не племенной формы единства, в которой возникают ра≠нее не существовавшие системы цен и рынки. »ннис пишет о Ђвсепроникаю≠щей силе ценовой системыї, подразумева€ под этим способность перевода ка≠кого-либо набора функций в новую форму и новый €зык. —редства коммуника≠ции как продукт производства и ресурс Ч тема этой одной из последних книг √. »нниса: он обнаруживает, что технологические средства коммуникации, та≠кие, как письмо, папирус, радио, фототипи€ и др., сами есть формы богатства.

¬ главе Ђѕроблема пространстваї последней книги1 он детально анализи≠рует роль написанного слова в сокращении (устного и магического измерени€ акустического) пространства: Ђ”стна€ традици€ друидов, суд€ по сообщени€м ÷езар€, предназначенна€ дл€ тренировки пам€ти и обеспечени€ сохранности учени€ от общедоступности, исчезлаї. ”силенное развитие дорог и смена более прочного пергамента менее стойким папирусом (Ђболее прочные носители пись≠ма, такие, как пергамент, глина и камень, функционируют во времени,., менее прочные и нестойкие...папирус и бумага в своем функционировании больше св€заны с пространствомї2) вело к разрушению античного полиса и утвержде≠нию индивидуализма, заместившего Ђzoon politiconї3 јристотел€. Ђ–азвитие им≠перии, Ч писал »ннис, Ч и римского права отражало потребность институтов соответствовать развитию индивидуализма и космополитизма, которые после≠довали за упадком полисной государственностиї4.

≈ще большее вли€ние оказало на общество книгопечатание: Ђѕоследстви€ изобретени€ книгопечатани€ нагл€дно про€вились в жестоких религиозных вой≠нах XVI и XVII вв. ѕрименение новой мошной технологии в области коммуни≠каций ускорило консолидацию национальных €зыков, рост национализма, ре≠волюционные взрывы и новые вспышки варварства в XX в.ї5.

“аким образом, по »ннису, смена способа (от иероглифа к алфавитному письму) и носител€ информации (от камн€ к папирусу) приводит к изменени€м в характере политической власти: от единовласти€ к жреческой, обладающей монополией на знание и образование. ¬озникновение и рост –имской империи могли быть осуществлены лишь на основе письма и документировани€, поро≠дивших правовые и бюрократические институты как возможность управлени€

1 Innis H. Bias of Communication. Toronto: University of Toronto Press, 1951.
P. 92-131.

2 Idem. Empire and Communication. Oxford: University of Oxford Press, 1950,
P. 7.

3 Ђѕолитическое животноеї (греч.).

4 Innis H. Bias of Communication. Toronto: University of Press. 1951. P. 13.

5 Ibid. P. 29.


5. /. —мена парадигмы и институционализаци€ медиаисследований

провинци€ми на рассто€нии.  нигопечатание вызвало к жизни бюрократичес≠кую монополию на власть.

»ннис в процессе анализа вы€вил бессознательное воздействие средств коммуникации, как и неизмеримое расширение области бессознательного, и в св€зи с этим он попыталс€ зафиксировать взаимодействие между средствами коммуникации и культурами: Ђ”совершенствование форм коммуникации Ч по≠добно ирландскому мосту1 между двум€ странами, который скорее раздел€ет, чем соедин€ет их, Ч лишь затрудн€ет понимание. “ак, телеграф сократил €зык до минимума и тем самым ускорил отделение американского английского от бри≠танского. ¬ обширном мире англосаксонского романа вли€ние газет... кино и радио сказалось в бестселлеризации литературы и создании особого круга чита≠телей, практически лишенных возможности общатьс€ между собойї2.

»так, два фундаментальных принципа теории »нниса. ѕервый касаетс€ сферы экономики и политики: под вли€нием коммуника≠ции стечением времени происходит монопополизаци€ производства и знани€ в руках определенных групп или классов, что показано выше. Ќо этот процесс в ходе развити€ технологии вызывает к жизни новые формы коммуникации, разрушающие сложившеес€ положение дел и привод€щие на вершину социальной пирамиды новые группы и слои. ¬торой принцип св€зан с преобладанием в империи одного из двух измерений Ч пространства или времени, завис€щих от доминирую≠щих форм коммуникации (именно это обсто€тельство »ннис и обо≠значает как bias of communication). ѕримером пространственно рас≠шир€ющейс€ империи €вл€етс€ –им, а временной Ч ƒревний ≈гипет.

ќбраща€сь к последним векам, »ннис анализирует две крупней≠шие современные империи: —Ўј как пространственно управл€ема€ (a space bias) характеризуетс€ печатной прессой и электронной ком≠муникацией, осуществл€ет экспансию и контроль над территорией и ¬еликобритани€, смещенна€ во времени (a time bias), в рамках кото≠рой создаетс€ устна€ культура, рукописи, поощр€ема€ пам€ть, чув≠ство истории, небольшие сообщества и традиционные формы власти. ѕерва€ стремитс€ к централизации, втора€ Ч к децентрализации.

–азвитие монополии на знание, св€завшее врем€ и пространство, становитс€ основой абсолютной власти и представл€ет серьезную опас-

Х
----------------------------------

1 »рландский мост Ч водосток, проводимый не вдоль, а поперек улицы.

2 Innis H. Empire and Communication. P. 9.


√лава 5. Ќовейший этап исследований —ћ»


ность. ѕо мнению »нниса, война за независимость 1776 г. была столк≠новением между центром и периферией, в ходе которого перифери€ усвоила чисто потребительское отношение к литературе и искусству, которое сохранилось вплоть до 20 столети€, обусловленное ориентаци≠ей на позицию автора-издател€, т.е. власти, управл€ющей новой ком≠муникационной формой. Ѕольша€ часть английской литературы была создана этим ориентированным на позицию власти меньшинством.

 анада находитс€ в необычном положении, будучи Ђсандвичемї между двум€ импери€ми, той точкой, где два смещени€ коммуника≠ции совпадают. Ёто создает комбинацию разнонаправленных техно≠логических усилий.

„тобы преодолеть эффекты технологического детерминизма, ко≠торый понижает уровень возможной ответственности и обсуждени€ дл€ части аудитории, необходимо восстановить Ђустную традициюї, пам€ть и создать каналы демократического участи€, т.е. те элементы, что формируют основу ал ьтернативного вида коммуникации.

—мена средства коммуникации Ч доминанта изменений в общества

ћировую славу “оронтской школе принес ученик √арольда »нниса ћар≠шалл ћак-Ћюэн Ч философ, культуролог, социолог, теоретик коммуни≠кационных технологий, ставший поистине культовой фигурой, Ђсимво≠лом революции аудиовизуальных средств, шагающей по ”олт-стритї.

–одилс€ √ерберт ћаршалл ћак-Ћюэн в канадском городе Ёдмонтоне в семье мелкого бизнесмена и актрисы. ќблада€ выдающимис€ способност€ми, не отличалс€ прилежанием, а потому в школе училс€ посредственно. ¬ 1928 г. поступил в университет ћанитобы, где изучал теологию, экономику, психоло≠гию, астрономию, а также литературу и €зыки Ч латынь и английский. ¬ 1933 г. получил степень бакалавра и золотую медаль за успехи. — 1934 г. Ч в “ринити-коллежде в  ембридже, где в 1937 г. прин€л католичество (это было врем€ подъема неотомизма1 Ч самой вли€тельной философии католицизма). Ќа прот€жении

1 Ќеотомизм (греч. neos Ч новый + томизм Ч от имени богослова Ч Tho≠mas) Ч течение в современной католической философии, основывающеес€ на учении ‘омы (“омаса) јквинского (1225Ч1274), получившей в 1879 г. статус офи≠циальной философской доктрины ¬атикана (после публикации энциклики папы Ћьва XIII).


5.1. —мена парадигмы и институционализаци€медиаисследований

многих лет преподавал в католических колледжах и университетах —Ўј и  ана≠ды, в том числе в ”ниверситете —ент-Ћуиса ƒжесьют, считавшимс€ лучшим ка≠толическим университетом —Ўј, нигде не задержива€сь надолго. —реди его уче≠ников Ч иезуиты, орден которых удел€ет большое внимание изучению комму≠никаций; в 1973 г. ћ. ћак-Ћюэн был консультантом папской комиссии по соци≠альной коммуникации.

— 1952 г. он Ч профессор “оронтского университета, в 1953 г. вместе с ант≠ропологом Ё.  арпентером учредил журнал Explorations, существовавший до 1959 г., статьи из которого по проблемам коммуникации были изданы в 1960 г.1. ¬ 1960-1970-е годы ћак-Ћюэн был директором ÷ентра исследований культуры и тех≠нологии “оронтского университета, руководителем медиативного проекта Ќа≠циональной ассоциации образовательных программ на телевидении и радио ћи≠нистерства образовани€ —Ўј.

¬ 60-е годы XX в. ћак-Ћюэн стал модной Ђинтеллектуальной звездойї, чьи поистине революционные идеи широко и повсеместно обсуждались, причем не только его коллегами по академическому миру, но и Ђчеловеком с улицыї, в нем даже видели Ђкрупнейшего мыс≠лител€ со времен Ќьютона, ƒарвина, ‘рейда, Ёйнштейна и ѕавло≠ваї, Ђпророка массовой коммуникацииї, Ђгуру средств общени€ї. Ќе в последнюю очередь така€ попул€рность идей ћак-Ћюэна обуслов≠лена их простотой, во многом кажущейс€, и легкостью усвоени€. “ри книги ћак-Ћюэна сделали его знаменитым, принес€ ему славу во вне-научных кругах: The Gutenberg Galaxy (1962), Understanding Media (1964) и The medium is the Message (1967)2.

ѕрижизненна€ попул€рность ћак-Ћюэна, удивительна€ дл€ академического ученого, Ђпродвижениюї которой он немало способ≠ствовал сам, во многом стала производной от механизма рекламы, дей≠ствие которой ѕ. Ћазарсфельд и –. ћертон описывали так: Ђ¬ыдаю≠щегос€ человека поздравл€ют с тем, что он €вл€етс€ настолько выда≠ющимс€, что был избран засвидетельствовать выдающиес€ качества

' Carpenter E.S., McLuhan Ќ.ћ. (eds.) Explorations in Communication. Boston: Beacon Press, 1960.

2 McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. Toronto: University of Toronto Press, 1962. Ќа рус. €з.: ћак-Ћюэн ћ. √алактика √утенберга. —отворение человека печатной куль≠туры.  иев: Ќика-÷ентр, 2004; McLuhan M. Understanding Media: The Extentions of Man. L.: Routledge and Kcgan Paul, 1964. Ќа рус. €з.: ћаклюен ћ. ѕонимание медиа: ¬нешние расширени€ человека. ћ.; ∆уковский:  јЌќЌ-ѕресс-÷,  учково ѕоле, 2003; McLuhan M. The Medium Is the Message. L.: Routlege and Kegan Poul, 1967.


√лава 5. Ќовейший этап исследований —ћ»

рекламируемого продуктаї1. ¬ случае ћак-Ћюэна таким Ђпродуктомї оказались информационные технологии и масс-медиа.

јжиотаж вокруг имени ћак-Ћюэна вызвал резко негативное от≠ношение к его имени и иде€м со стороны многих представителей ака≠демического сообщества. —ам ћак-Ћюэн считал социологию масс-ме≠диа Ђустаревшим специализмомї Ч узкой специализацией, все более утрачивающей св€зь с реальностью, что, естественно, затрудн€ло не только взаимопонимание, но даже спокойное общение с коллегами.

ѕосле смерти ученого Ђмодаї на его идеи прошла, но зато при≠шло врем€ вдумчивого чтени€ написанных им работ. “ут-то и обнару≠жилось, что ћак-Ћюэн не только не опровергает, но весьма серьезно дополн€ет социологические представлени€ о процессах массовой ком≠муникации. —татьи о нем по€вл€ютс€ в солидных научных издани€х, а некоторые исследователи даже называют его автором Ђсамой ради≠кальной и самой разработанной теории общени€ї. ¬ 90-е годы XX в. начинают говорить о Ђмаклюэновском ренессансеї, развернувшемс€ на просторах его Ђинтеллектуального детищаї Ч »нтернета, чье воз≠никновение он предсказывал: более 4,5 тыс. упоминаний, около 10 (sic!) международных проектов, изучающих идеи ћак-Ћюэна о фор≠мирующей роли средств общени€, там же действует информацион≠на€ сеть McLuhan List, свод€ща€ воедино всех интересующихс€2.

„то же сделал ћаршалл ћак-Ћюэн? ѕопытаемс€ в этом разоб≠ратьс€.

—ам ћак-Ћюэн считал себ€ учеником и идейным последовате≠лем √. »нниса, скромно имену€ одну из важнейших своих работ Ч Ђ√алактику √утенбергаї Ч Ђвсего лишь по€снительной сноскойї к тру≠дам »нниса3, первым показавшего св€зь изменений в обществе с тех≠нологи€ми коммуникации.

ќсновна€ цель ћак-Ћюэна Ч изучение разных форм культуры как средства общени€, где коммуникации играют системообразую≠щую роль, формиру€ психологию индивида и услови€ его повседнев-

1 Lazarsfeld P., Merton R. Mass Communication, Popular Taste & Organized Social
Action//W. Schramm (ed.) Mass Communication. Urbana, 1960. P. 498.

2 —м.: “ерин ¬.ѕ. ћассова€ коммуникаци€. »сследование опыта «апада.
√л. V. Ml! ћ√»ћќ, 2000.

3 ћак-Ћюэн ћ. √алактика √утенберга. —отворение человека печатной куль≠
туры.  иев: Ќика-÷ентр, 2004. —. 75.


5. /. —мена парадигмы и институционализаци€ медиаисследований

ной жизни. Ќар€ду с масс-медиа он рассматривал в этой св€зи комму≠никативные функции других предметов культуры, т.е. артефактов, в том числе €зыка, дорог, денег, компьютеров.

 оммуникаци€ дл€ ћак-Ћюэна Ч продолжение (экстериориза-ци€) телесных органов и чувств человека, а исторические формы ком≠муникаций он уподобл€ет галактикам, которые могут встречатьс€, проходить одна через другую, мен€ть свои конфигурации.

—мену исторических эпох он трактует как переворот в развитии культуры, вызванный сменой ведущего средства коммуникации, ко≠торое занимает место своего предшественника и подчин€ет его себе.

Ёто новое средство сообщени€ оказывает решающее воздействие на человека, радикально измен€€ соотношение органов чувств в воспри≠€тии действительности (Ђсенсорный балансї, в терминологии ћак-Ћю≠эна), жизненный стиль, ценности и формы общественной организации.

ƒо сравнительно недавнего времени Ч изобретени€ книгопечатани€ Ч ббль-ша€ часть культурного опыта человечества была преимущественно устной (ораль≠ной). –ечева€, или аудиокультура Ч это, по ћак-Ћюэну, магический мир слуха, или племенной мир, это общество Ђухаї. ”стное слово чувственно-синтетично, создава€ определенный сенсорный баланс Ђплеменногої человека, существующего в резо≠нирующем мире одновременных св€зей, поскольку его воспри€тие определ€ют Ђсо≠общающие все сразуї слух и тактильные ощущени€. √осподство устной речи, взаи≠мопроникновение и сли€ние слова и дела, характеризующие эпоху Ђплеменного че≠ловекаї, порождают мифологическую цельность мышлени€, т.е. синкретизм вос≠при€ти€ мира, недифференцированную соединенность человека и общества, или, в терминологии ћак-Ћюэна, Ђшарообразностьї (замкнутость) картины мира.

»зобретение фонетического алфавита как активного коммуни≠кативного средства привело к трансформации закрытого Ђплеменно≠го мираї: визуальное давление фрагментарной письменной культуры гипертрофировало глаз, привело к торжеству визуального воспри€≠ти€ (линейной перспективы как естественной) как основы нового сен≠сорного баланса Ч господства Ђразделенногої сознани€, породив Ђэк-сплозиюї1 Ч продолжающийс€ уже три тыс€челети€ взрыв механи≠ческой технологии.

1 Ёксплози€ (фр. explosion) Ч взрыв. ¬ лингвистике Ч при артикул€ции смыч≠ных согласных. ћак-Ћюэн под эксплозией понимает формально-структурный процесс дифференциации, фрагментации, специализации элементов и функций.


√лава 5. Ќовейший этап исследований —ћ»

ѕроцесс расчленени€ звуков и жестов с введением алфавита за≠вершилс€: книгопечатанием. √уттенберг, создав наборный шрифт, от≠крыл путь технологи€м Ч механизации ремесел. ≈вропа, где произош≠ло образование Ђгалактики √уттенбергаї, вступила в технологическую фазу прогресса (типографи€ создает первый стандартно производи≠мый товар, инициирует массовое производство), в которой само из≠менение становитс€ архетипом социальной жизни. ќбраз повтор€е≠мой точности Ч печатный текст Ч служит моделью соединени€ лю≠дей: плем€ замен€етс€ ассоциацией индивидов, увидевших свой €зык (Ђтипографского и индустриального человекаї, по ћак-Ћюэну), Ч возникают нации, формируютс€ национальные €зыки и нацио≠нальные государства. — увеличением скорости обмена информацией (XVIIIЧXIX вв.) по€вл€етс€ национализм как новое представление о групповой общности и иде€ нации Ч интенсивный и обманчивый образ групповой судьбы, выражающий экономическое и политичес≠кое единство структур массового производства, оказавшие огромное вли€ние на историю человечества в XX в.

ѕерва€ промышленна€ революци€ и стремительное распрост≠ранение узкой специализации в профессиональной сфере как основа индустриализма, нации и национальные государства, как и распрост≠ранение рациональности, а также пространственное расширение со≠циальных отношений, массовый рынок, всеобща€ грамотность и, как следствие, индивидуальный массовый читатель, Ч все это результаты воздействи€ на европейское человечество Ђгалактики √уттенбергаї1.

¬еличайший из всех переворотов в человеческой истории св€≠зан с по€влением электричества, представл€ющим собой Ђчистую ин≠формациюї; коммуникаци€ с помощью электричества Ч мгновенна€ св€зь, упраздн€юща€ Ђвременные и пространственные факторы че≠ловеческой ассоциации, создава€ глубинное вовлечениеї2. Ќа основе

Х »нтересна в этой св€зи позици€ ј.—. ѕушкина, который в наброске пьесы Ђ—цены из рыцарских временї разрабатывает тот вариант легенды о ‘аусте, где ему приписываетс€ изобретение книгопечатани€. ѕо замыслу поэта пьеса заканчивает≠с€ по€влением ‘ауста на хвосте дь€вола с фразой на устах: Ђ нигопечатание Ч та же артиллери€ї Ч слова французского писател€ –иварол€ по поводу причин ‘ранцуз≠ской революции {ѕушкин ј.—. ѕолн. собр. соч. ћ.;Ћ., 1949. “. 5. —. 604,619).

2 ћаклюен ћ. ѕонимание медиа: ¬нешние расширени€ человека / пер. с англ. ћ., ∆уковский:  анон-ѕресс-÷,  учково ѕоле, 2003. —. 11.


5.1. —мена парадигмы и институциона€изаци€ медиаисследований

электричества, скорость которого примерно 300 тыс. км/сек, выраста≠ет новый тип общества, дл€ обозначени€ которого в 1962 г. ћак-Ћюэн вводит пон€тие Ђэлектронное обществої.

¬ Ђэлектронном обществеї, как и в племенную эпоху, вновь на≠чинает доминировать устна€ коммуникаци€, но качественно ина€: электричество, Ђопутавшееї весь земной шар в виде глобальной ком≠муникационной сети, выступа€ как аналог центральной нервной си≠стемы, позвол€ет индивиду ощущать не только последстви€ каждого своего действи€, но Ч и это главное Ч действий других людей. Ёто результат Ђимплозии коммуникацииї', когда за счет стремительного сжати€ пространства, времени и информации наход€щийс€ в одном месте индивид сможет одновременно Ђпереживатьї состо€ние отда≠ленных объектов. “ем самым происходит сн€тие различий между Ђцен≠тромї и Ђперифериейї (само это противопоставление, по ћак-Ћюэ-ну, тер€ет смысл) и возникает Ђглобальна€ деревн€ї (земной шар под сетью электричества оказываетс€ не больше деревни). ѕо мере ин≠форматизации общества, считал ћак-Ћюэн, пон€тие глобальной де≠ревни все в большей степени будет соответствовать его природе как нового единства мира человека.

ѕод Ђглобальной деревнейї имеетс€ в виду современное, т.е. электронное, общество, мир повседневных Ђэлектрических взаимо≠св€зейї, не имеющий аналогов в прошлом: ЂЌа космическом корабле «емл€ нет пассажиров, здесь каждый €вл€етс€ членом экипажаї, Ч в этом посто€нна€ опасность этого нового мира: Ђ— по€влением спут≠ника вс€ планета превратилась в глобальный театр, где нет больше зрителей, а есть только актерыї. ћак-Ћюэн выдвигает Ђсценарныйї подход к —ћ» (staging), согласно которому все участники информа≠ционного процесса играют свои роли (редакторов, журналистов, про≠дюсеров, зрителей, критиков), а принцип Ђвхождени€ в рольї (role-taking principle) Ч один из атрибутов человека как жител€ Ђглобаль-

1 ѕод имплозией ћак-Ћюэн понимает процесс, противоположный эксп-лозии, когда происходит процесс интеграции, сн€тие фрагментации и специа≠лизации, собирани€ целого из Ђосколковї как нецентрированный Ђвзрыв вов≠нутрьї. –усским эквивалентом имплозии часто оказываетс€ пон€тие Ђсжатиеї, Ђсхлопываниеї.


√лава 5. Ќовейший этап исследований —ћ»

ной деревниї Ч участника спектакл€ Ђнового глобального театраї (new global theatre)1. ќсобенностью этого нового типа общественного уст≠ройства оказываетс€ возможность Ђмаксимального разногласи€ по всем вопросамї в силу представленности бесчисленных индивидуаль≠ных точек зрени€ (возможности, которые ныне демонстрирует »н≠тернет).

 

—редство сообщени€ есть сообщение

Ќар€ду с пон€тием Ђглобальной деревниї одним из наиболее значи≠мых созданий ћак-Ћюэна €вл€етс€ чрезвычайно глубока€ мысль, которую он вынес в заглавие одной из своих книг Medium is a message (Ђ—редство сообщени€ есть (само) сообщениеї, или Ђ—ообщением, передаваемым средством общени€, €вл€етс€ само это средствої). —у≠ществует множество интерпретаций этой идеи. ƒл€ самого автора здесь важны несколько моментов: во-первых, технические возможности ка≠нала передачи, выражающие уровень технологического развити€ об≠щества и вытекающие из этого социальные изменени€; во-вторых, не≠зависимо от содержани€ сообщени€ событие приобретает обществен≠ную значимость не само по себе, а в св€зи с переданным о нем по ком≠муникационному каналу сообщением (Ђчего нет в —ћ», того нет в жизниї Ч таково убеждение современного человека).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 426 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

359 - | 252 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.063 с.