Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные идеи и этапы 5 страница




поддержка установленных авторитетов и норм; социализация;

1 McQual D. Mass Communication Theory. 4th ed. L.: Sage, 2000. P. 80-81.


4.5. Итоги второго этапа

координация отдельных видов деятельности; создание консенсуса в обществе;

формирование представлений о порядке приоритетов и суще­ствующих статусов. Преемственность:

выражение ценностей доминирующей культуры, а также при­знанных субкультур и новых культурных движений; обеспечение развития общности ценностей. Развлечения:

развлечение, отвлечение и релаксация; снятие социальной напряженности. Мобилизация:

кампании (призыв и объединение в действии) за социальные цели в политической, экономической и военной сферах, в отно­шении труда и религиозных споров.

В этой типологии отразились представления структурного функ­ционализма как о наличном обществе, так и, соответственно, идеи о том, какие СМИ ему нужны.

Второй этап — периоддоминирования структурно-функциона-листской парадигмы1, отражавшей взгляды на роль медиа, подкреп­ленные типичными практиками социологических исследований, со­циально-психологическими лабораторными экспериментами и ста­тистическим анализом. В основе этой парадигмы лежал нормативный по своей сути взгляд на общество, поддержание которого считалось

_____________________

1 Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — обычно пример из истории, используемый для доказательства, сравнения. Благодаря книге амери­канца Томаса Куна «Структура научных революций» (1962; рус. яз. — 1975) пара­дигма стала одним из ключевых понятий современной науки, объединяющем совокупность убеждений, ценностей, исследовательских методов и технических средств, принятых научных сообществом и поддерживающих существование на­учной традиции (см. «Академический порядок знаний», гл. 2). Парадигма по со­держанию шире понятия «научной теории», поскольку именно парадигма фор­мирует строение той или иной науки в определенное время. Существование об­щепризнанной парадигмы — признак зрелости науки, а смена парадигм ведет к научной революции — изменению элементов самой дисциплины.


Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

основной функцией медиа. Это «хорошее общество», достойное под­держки, является демократическим (обеспечивающим на основе все­общего избирательного права представительство интересов всех групп населения), либеральным (секуляризированным', обеспечивающим свободу рыночной конкуренции и индивидуального развития, как и свободу совести, слова и выражения мнений), плюралистическим (ин­ституционализированное разделение компетенций между партиями и интересами) и упорядоченным (мирное, социально интегрированное, легитимное2). Взгляд, согласно которому медиа играют ключевую роль в пропаганде и распространении ценностей «западного образа жиз­ни», т.е. «хорошего» общества, получил широкое распространение как в среде медиа, так и у исследователей. Фактически, это видение отра­жало идеал общественного устройства, характерного для США в се­редине прошлого века, когда доминирование США никем не оспари­валось (кроме СССР, в силу своей «закрытости» исключенного из ин­формационного потока, идущего из Северной Америки).

В конце 60-х годов XX в. стали очевидны недостатки господству­ющей парадигмы изучения масс-медиа:

1.терминологические неточности, которые затрудняли дальнейшее развитие: «лидеры мнений» наделе не производят (не генерируют) идеи в собственном смысле слова, но лишь интерпретируют сообщения;

2.жесткое деление аудитории на активных и пассивных зрите­лей, слушателей, читателей не вполне верно, поскольку даже самые пассивные члены группы обладают собственным мнением, лишь час­тично ориентируясь на мнения других;

3.рассмотрение процесса воздействия масс-медиа как «двухсту­пенчатого» оказалось упрощенным: в более поздних исследованиях было зафиксировано свыше двух ступеней восприятия массовой ин­формации;

4.процесс воздействия массовой коммуникации не обязательно носит опосредованный характер, нередко это воздействие бывает пря­мым и непосредственным.

1 Секуляризация (лат. saecularis — светский) — освобождение от влияния
церкви.

2 Легитимация (лат. legitimus — законный) — признание (подтверждение)
законности права или полномочия.


4.5. Итоги второго этапа

Идея минимальных эффектов представлялась сомнительной, но для ее опровержения требовались более глубокие исследования и тон­кие методики.

Вопросы

для самостоятельной работы

1. Попытайтесь сформулировать основные идеи протокоммуникати-вистики.

2. Что такое стереотип и каково его значение для процессов массовой коммуникации?

3. В чем состоит смысл пропаганды, по Г. Лассуэлу, и какова ее роль в современном обществе?

4. Перечислите составные элементы «классической парадигмы»
Г. Лассуэла.

5. Что такое гейткипинг и какова роль гейткиперов в процессе массо­вой коммуникации?

6. Раскройте смысл понятия «hypodermic needle» применительно к массовой коммуникации и пропаганде.

7. Воспроизведите типологию основных функций массовой комму­никации, по Г. Лассуэлу.

8. Назовите главные идеи П. Лазарсфельда и Р. Мертона относитель­но воздействия массовой коммуникации на аудиторию.

9. Проанализируйте роль жанра развлечения в деятельности СМИ и ее социальные последствия.

10. Покажите недостаточность теории структурного функционализ­
ма применительно к анализу СМИ.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 567 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2175 - | 2065 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.