Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные идеи и этапы 1 страница




_____________________________________________________________

 ак люба€ наука, коммуникативистика и социологи€ массовых ком≠муникаций не возникают как Deus ex machina1, но имеют достаточно долгий период латентного существовани€, прежде чем становитс€ возможным говорить об их собственном автономном существовании. Ётот период постепенного накоплени€ знаний можно условно обо≠значить как протокоммуникативистика2 Ч совокупность экономичес≠ких, социальных и психологических идей, все более полно отражав≠ших реалии общественной жизни начина€ с 18 столети€ и создавших тот когнитивный фундамент, на котором возникает изучаема€ нами дисциплина.

ј 1 4. I

ѕротокоммуникативистика Ч

от јдама —мита до «игмунда ‘рейда

ѕериодом формировани€ современных представлений о коммуника≠ции как интегрирующем факторе человеческого общества €вл€етс€ 18 столетие Ч именно тогда складываютс€ основные индустриальные (технические) системы коммуникации и обретает значение принцип

1 Deus ex machina (лат.) Ч букв, бог из машины Ч разв€зка путем непредви≠
денного обсто€тельства (в античной трагедии драматический прием: благодар€
вмешательству божества, по€вл€ющегос€ на сцене при помощи механического
приспособлени€). Ќыне выражение употребл€етс€ в значении неожиданного раз≠
решени€ ситуации, которое не вытекает из естественного хода событий.

2 ѕрото... (греч. protos Ч первый) часть сложных слов, обозначающа€ пер≠
вичный, первоначальный.


√лава 4. ‘ормирование социологии —ћ»: основные идеи и этапы

свободной торговли, а также возникают основные теоретические сис≠темы социологии как науки.

ѕон€тие коммуникации в то врем€ выводилось из сформировав≠шейс€ в конце 18 столети€ идеи общества как организма, представл€≠ющего собой целое, все органы которого св€заны между собой, выпол≠н€€ заранее предопределенные функции, и относилось прежде всего к физическим средствам сообщени€ (и общени€) Ч сет€м разного рода (реки, каналы, морские перевозки, дороги), которые считались цент≠ральным элементом прогресса. ѕервым теоретическим шагом в этом направлении €вилось представление о Ђразделении трудаї, сформули≠рованное как научна€ гипотеза великим английским экономистом и моральным философом јдамом —митом (1723Ч1790). Ќеобходимой предпосылкой вс€кого разделени€ труда €вл€етс€ коммуникаци€, по≠звол€юща€ организовать коллективный труд и, тем самым, структури≠ровать экономическую активность. ¬ Ђкоммерческом космополисеї, каковым €вл€етс€ капитализм, разделение труда и средства сообще≠ни€ €вл€ютс€ необходимым условием развити€.

¬о ‘ранции школой физиократов была провозглашена форму≠ла Ђlaisser-faire, laisser-passeї1, ставша€ лозунгом либерализма XIX в. —вобода торговли Ч велика€ творческа€ сила. Ћиберализаци€ пото≠ков товаров и труда требует создани€ и поддержани€ средств комму≠никации, к которым относ€тс€, кроме традиционных путей сообще≠ни€, и новые, в частности газеты и телеграф. (√ерой ј. ƒюма граф ћонте- ристо, очевидно, был знаком с учением физиократов и его практическим применением, разорив своего врага барона ƒанглара именно с помощью телеграфа Ч одного из новых, изобретенного  ло≠дом Ўанэ в военных цел€х, средств коммуникации, использование

1 Laisser-faire (фр.) Ч предоставление кому-либо свободы, не св€зыва€ опе≠кой или руководством. —амо выражение принадлежит французу ∆. √. √урне (1712Ч 1759), впервые применившему его в 1758 г. ќбычно употребл€етс€ как двойное сочетание laisser-faire, laissez-passer, букв, означающее Ђпозвол€йте делать (кто что хочет), позвол€йте идти (куда кто хочет)ї. Ёто основной тезис физиократов (греч. physis Ч природа + kratos Ч власть) Ч французских экономистов 2-й пол. XVIII в. (основатель ‘.  енэ), считавших землю и земледельческий труд основ≠ными источниками богатства страны и требовавших невмешательства со сторо≠ны государства в экономические отношени€.


4.1. ѕротокоммуникативистика Ч от јдама —мита до «игмунда ‘рейда

которого началось в 1793 г.). Ёто исходна€ точка продолжавшейс€ в течение всего XIX в. своего рода коммуникационной революции, ког≠да возникают фотографи€, граммофон, а венцом столети€ становитс€ изобретение братьев Ћюмьер Ч синематограф, €вившийс€ частью но≠вой промышленной революции.

»деи разделени€ труда и свободы торговли легли в основу анг≠лийской классической политэкономии, в частности учени€ ƒж. —тю≠арта ћилл€, бывшего, как неоднократно отмечалось позже, предше≠ственником Ђкибернетической модели материальных потоков с об≠ратной св€зью в виде денежных потоков как информацииї. ѕредстав≠лени€ о коммуникативной и информационной роли денег как симво≠лического средства коммуникации развивалось впоследствии социо≠логами √еоргом «иммелем (1858-1918) в работе Ђ‘илософи€ денегї (1900)' и “олкоттом ѕарсонсом2.

¬ начале XIX в. возникают и первые системы социологии, в ко≠торых представлени€ о коммуникации как необходимом условии су≠ществовани€ и развити€ общества получили дальнейшее развитие. “ак, один из первых представителей утопического социализма граф јнри де —ен-—имон (1760Ч 1825) рассматривал общество как органи≠ческую систему, представл€ющую собой совокупность семей, и одно≠временно индустриальную систему, в первую очередь систему комму≠никационных сетей и финансовых путей сообщени€ и производства. ÷иркул€цию денег в обществе он уподобл€л циркул€ции крови в орга≠низме, наполн€ющей общество жизнью и внос€щей единообразие во все Ђотделыї общественного организма.

—оздатель философии позитивизма и изобретатель слова Ђсоци≠ологи€ї ќгюст  онт (1798Ч1857), бывший секретарь —ен-—имона, сформулировал теорию трех стадий человеческого мышлени€ Ч тео≠логической, метафизической и позитивной, которым соответствуют стадии исторического развити€ общества Ч примитивна€, промежу-

1 ѕеревод части этой работы на русский €зык: «иммель √. ‘илософи€ денег
(фрагмент) // “еори€ общества: сб. / сост. ј.‘. ‘илиппов. ћ.:  анон-ѕресс-÷;
 учково ѕоле, 1999.

2 Parsons “. Social Structure and the Symbolic Media of Interchange //
Approaches to the Study of Social Structure / ed. by P. Blau. N. Y: 1975. P. 94-120.


√лава 4. ‘ормирование социологии —ћ»: основные идеи и этапы

точна€ и научна€. ѕоследн€€ есть вершина прогресса, где все большую роль приобретает позитивизм1 и соответственно возрастает роль пози≠тивной коммуникации.

¬о второй половине XIX в. идеи социальной физиологии, где ком≠муникаци€ понималась как условие органического развити€, фор≠мулируют знаменитый в то врем€ философ √ерберт —пенсер, желез≠нодорожный инженер по образованию, и автор Ђѕроисхождени€ ви≠довї „арлз ƒарвин (1809Ч1882). ѕоследний исходил из гипотезы о преемственности между биологическим и социальным пор€дком: про≠цесс эволюции организмов и становление разделени€ труда гомоло≠гичны2 Ч и в одном, и в другом случае наблюдаетс€ развитие от гомо≠генного3 к гетерогенному, от простого к сложному, от концентрации к дифференциации. ќбщество возникает органически и представл€ет собой организм, т.е. совокупность св€занных между собой специали≠зированных частей. ѕри этом средства коммуникации Ч дороги, кана≠лы, железные дороги, телеграф Ч воспринимались как эквивалент не≠рвной системы общества, делающей возможным взаимодействие раз≠ных его элементов, прежде всего центра и периферии. ќтсюда проис≠текало и представление о роли массовой информации, хот€, отметим, самого этого пон€ти€ еще не существовало, как не существовало и по≠н€ти€ массового общества, о котором речь пойдет ниже. ќднако пред≠ставление о необходимости свободной прессы как рупора общества и источника формировани€ общественного мнени€, создающего усло≠ви€ дл€ нормального функционировани€ общества в качестве целост≠ного организма уже сложилось, обрет€ свое практическое выражение в процессах формировани€ общественности, что было показано в гл. 2.

ƒальнейшее развитие идей протокоммуникативистики в XIX в. св€зано с возникновением и становлением массового общества, ши≠рокомасштабные процессы в котором (в частности рост миграции, населени€, преступности и т.п.) порождали необходимость новых си-

1 ѕозитивизм (отлат. positivus Ч положительный) Ч учение о роли специаль≠
ных наук, €вл€ющихс€ источником истинного знани€, которые ограничиваютс€
описанием и систематизацией фактов, не претенду€ на объ€снение их природы.

2 ќт греч. homologos Ч соответственный, подобный.

3 √реч, homogenes Ч общий, равный, соответствует в рус. €з. Ђоднородныйї
в противоположность geterogenes Ч другой, неоднородный.


4.1. ѕротокоммуникативистика Ч от јдама —мита до «игмунда ‘рейда

стем контрол€ и координации де€тельности всех ветвей власти. Ќа≠чинает формироватьс€ количественный подход к изучению общества, делаютс€ попытки измерени€ происход€щих в нем процессов, что оз≠начало отказ от понимани€ его как организма и иной подход к прин≠ципам его изучени€. Ќачало этому процессу положил бельгийский биолог, астроном и математик јдольф  етле (1796Ч1874) Ч основа≠тель новой науки социального измерени€, которую он назвал соци≠альной физикой. »менно ј.  етле €вл€етс€ основоположником со≠циальной статистики1 и демографии.

«аслугой  етле €вл€етс€ создание нового предмета исследовани€ Ч соци≠ального индивидуума, который ранее, при рассмотрении общества как организ≠ма, вообще не попадал в поле зрени€ исследователей. √лавной Ђединицейї изме≠рени€ был дл€ него Ђсредний человекї, по состо€нию которого можно было рас≠считывать социальные патологии, кризисы, неравновесие социального пор€дка и т.д. Ќа основе составленных  етле таблиц смертности и таблиц противозакон≠ных действий (именовавшихс€ в тот период Ђморальной статистикойї) он пы≠талс€ выделить показатели преступности в зависимости от пола, возраста, кли≠матических и социальных условий с целью обнаружени€ законов Ђморального пор€дкаї, выполн€ющих в обществе ту же роль, что в природе выполн€ют физи≠ческие законы.

ѕримерно через полвека на заложенной ј.  етле основе возника≠ет криминологи€, базирующа€с€ на измерении человеческих качеств.

ќснователем Ђантропометрииї, нашедшей широкое распространение в де€тельности органов следстви€ в XIX в., стал француз Ћуи Ѕертильон, чье им€ получил метод классификации преступников Ђбертильонажї. ѕозже возникает особа€ дисциплина Ч криминальна€ антропологи€, создателем которой был ита≠ль€нец „езаре Ћомброзо, а также биометри€ и евгеника англичанина сэра ‘рэн≠сиса √альтона. ¬се эти исследователи пытались идентифицировать индивидов по их склонност€м (предрасположенности) к преступлению, котора€ про€вл€лась в особом наборе внешних черт, а разработанными ими методиками пользова≠лись судьи, судебные медики, полици€. (¬ классических детективах XIX и нача≠ла XX вв. мы посто€нно сталкиваемс€ с этими именами.)

Ёти исследовани€ базировались на подходе социальной патологии, фунда≠ментом которого была Ђорганицистска€ї теори€ общественного организма, т.е.

1 —татистика (отлат. statusЧ состо€ние) Ч 1) количественный учет мас≠совых €влений; 2) наука, изучающа€ количественные показатели изменений в обществе.


 

√лава 4. ‘ормирование социологии —ћ»: основные идеи и этапы

общество рассматривалось как аналог живого организма; отклонени€ от нормаль≠ного его функционировани€ Ч социальные патологии или болезни, источник которых лежит во Ђврожденнойї неспособности отдельных людей к Ђнормаль≠номуї поведению. Ќаиболее €рко эта позици€ представлена в работах „езаре Ћомброзо, а 1876 г., когда была опубликована его книга Ђѕреступный человекї, считаетс€ отправной точкой патологического осмыслени€ девиантности'. »де€ Ћомброзо заключаетс€ в том, что существует так называемый преступный тип людей Ч преступников от рождени€.

 ак врач, производивший вскрытие трупов, Ћомброзо во врем€ патолого-анатомического исследовани€ тела преступника, известного своими разбойны≠ми нападени€ми, обнаружил €рко выраженное сходство строени€ его черепа с черепом низших обезь€н, т.е. атавизм2. ќн предположил, что этот тип людей не способен следовать требовани€м цивилизованной жизни в силу врожденной предрасположенности к совершению преступлений. ¬ цел€х проверки своей ги≠потезы он провел серию сравнительных измерений строений тела 400 заключен≠ных и группы солдат, в результате которых были зафиксированы такие призна≠ки, как необычные размеры головы, дефекты глаз, низкий скошенный лоб, боль≠шие уши, массивные челюсти, толстые губы, густые курчавые волосы, непро≠порционально длинные руки и т.д. ” 43% заключенных имелось п€ть и более ата≠вистических признаков и только у 11 % солдат было найдено по четыре (по неко≠торым данным до трех) таких признаков, что позволило считать преступное по≠ведение, по крайней мере тех людей, кто имеет определенные атавистические характеристики, биологически обусловленным3.

¬ конце XIX в. теори€ Ђврожденной преступностиї была весьма вли€тель≠на и распространена, но более поздние масштабные исследовани€ показали от≠сутствие физических различий между преступниками и не-преступниками, и от нее в конце концов отказались, хот€ уже в XX в. предпринимались неоднократ≠ные попытки возродить ее на новых основани€х, использу€ открыти€ генетики (особый набор Ђпреступныхї хромосом). — социологической точки зрени€, пре≠ступность Ч социальна€ категори€, содержание которой мен€етс€ в ходе разви≠ти€ общества: то, что считаетс€ преступлением в одном обществе в определен≠ный исторический период, оцениваетс€ иначе в другом обществе и в иное врем€ (это относитс€ даже к убийству), поэтому поиск чисто биологических объ€сне≠ний этого социально изменчивого феномена некорректен.

1 ƒевиантность (от лат. deviatio Ч отклонение) Ч отклонение; девиантное по≠
ведение Ч отклон€ющеес€ поведение, в криминологии Ч причина преступности.

2 јтавизм (от лат. atavi Ч предки), или реверси€ Ч по€вление у взрослых
организмов свойств и признаков, характерных дл€ их далеких предков.

3 ќписание исследований Ћомброзо см.: Pfohl S. Images of Deviance and
Social Control: A Sociological History. N. Y., 1994. P. 104-106.


4.1. ѕротокоммуникативистика Ч от јдама —мита до «игмунда ‘рейда

¬ тесной св€зи с этими исследовани€ми возникает и психологи€
толпы, ориентированна€ на изучени€ поведени€ человека в массе: во
‘ранции Ч√юставЋебон (1841-1931) и √абриель“ард (1843-1904), в
»талии Ч —ципио «игеле (1868Ч 1913), об иде€х которых речь шла в гл.
1 в св€зи с пон€ти€ми Ђмассаї и Ђмассовое обществої. ќсновной труд
—. «игеле Ђѕреступна€ толпаї был издан в “урине в 1891 г., где под пре≠
ступлени€ми толпы он понимал любого рода коллективное плебейс≠
кое насилие Ч от стачки до массового восстани€. ¬ каждой толпе есть
ведущие и ведомые, гипнотизеры и гипнотизируемые, которые пользу≠
ютс€ силой внушени€. Ќовой формой внушени€ €вл€етс€, по «игеле,
пресса (если в первом издании она упоминаетс€ вскользь, то во вто≠
ром, вышедшем через 10 лет [1901], ее воздействие обсуждаетс€ доста≠
точно широко). ∆урналистов, особенно тех, кто освещают преступле≠
ни€ и судебные процессы над преступниками, «игеле уподобл€ет гон≠
чарам, а их читателей Ч сырой глине, которой они придают желаемую
форму. —огласно «игеле, внушение и галлюционирование превращают
индивида в толпе в автомат или лунатика (зомби в современной терми≠
нологии). ѕохожим образом анализирует поведение человеческих мно≠
жеств в Ђѕсихологии толпыї (1895)
√. Ћебон, чьи идеи настолько совпадали с положени€ми —. «игеле, что
его даже обвинили в плагиате.

√. Ћебон и √. “ард создали классический вариант социально-пси≠хологического подхода к исследованию и объ€снению особенностей Ђмассыї. √лавна€ их заслуга состоит в научном описании и характе≠ристике феномена Ђтолпыї Ч своеобразной первичной, Ђэлементар≠нойї формы социальной массы, Ч в вы€влении Ђзаконов толпыї (Ђду≠ховного единства толпыї) и механизмов политического лидерства (о чем подробнее речь пойдет в гл. 5). »х наблюдени€, что жизнь чело≠века среди больших скоплений людей протекает по особым законам, знание которых позвол€ет обращатьс€ с Ђналичной массойї с необ≠ходимой осторожностью, можно передать так: в социальных общнос≠т€х, св€занных с Ђнепосредственнымї взаимодействием людей, пове≠дение последних определ€етс€ не столько сознанием, сколько эмоцио≠нально-психическими, бессознательными и однотипными сопережи≠вани€ми. Ёти переживани€ привод€т толпу как Ђигрище всех внешних возбужденийї в состо€ние гнева, пребыва€ в нем, она Ђрабски поко-


√лава 4. ‘ормирование социологии —ћ»: основные идеи и этапы

р€етс€ импульсам, которые получаетї1 и Ђтребует голов и головї2. ѕе≠режив период возбуждени€, удовлетворив свою жажду действи€, толпа превращаетс€ в бессознательный автомат, повинующийс€ внушени€м3, в орудие лидера-демагога (как пишет Ћебон, следу€ инстинкту поиска себе подобных, толпа идет за Ђхимерическими и поверхностными ума≠миї4), причем под действием обсто€тельств дух толпы может охваты≠вать и целые народы5.

Ћебон вводит пон€тие Ђдуша толпыї, подразумева€ под ним кол≠лективное психическое состо€ние ее членов; она тождественна душе примитивного человека, в ней преобладает эмоциональное, женское начало и сосуществуют легковерие и некритичность, жажда иллюзий, преклонение перед силой и деспотизм, догматизм и нетерпимость к инакомыслию.

Ћебон фактически отождествл€л толпу и массу с Ђнародными классамиї, что вело к весьма неутешительным выводам: будучи лишь орудием в руках безответственных политических шарлатанов, толпа (Ђмассыї) играет деструктивную роль в социальной жизни, но перс≠пектива одна Ч наступающий XX в. будет Ђэрой толпыї.

«начительно оптимистичнее смотрит в будущее √. “ард, предло≠живший дл€ научного оборота пон€тие Ђпубликаї, сделав важное зак≠лючение: Ђ¬ек толп уже в прошлом, наступает эра публикиї. ¬ этих двух пон€ти€х “ард фиксирует разные степени и формы взаимодей≠стви€ людей: непосредственного, физического (Ђтолпаї) и опосредо≠ванного, не требующего физического контакта (Ђпубликаї). “олпой, по “арду, может быть как случайное, гетерогенное, так и неорганизо≠ванное, но социально гомогенное образование, однако это всегда Ђаморфна€ группаї, пребывающа€ в различных состо€ни€х: выжида≠юща€, внимающа€, манифестирующа€ или действующа€.

≈сли толпа €вл€етс€ древнейшим социальным €влением, воз≠никающим при физическом контакте и представл€ющим собой ре-

1 Ћебон √. ѕсихологи€ народов и масс. —ѕб.: ћакет, 1995. —. 167.

2 “ард √. “олпа и публика // —оциальные эпизоды. —ѕб., 1902. —. 118.

3 Ћебон √. ѕсихологи€ народов и масс. —ѕб.: ћакет, 1995. —. 269.

4 ќн же. ѕсихологи€ социализма//Ћитературное обозрение, 1991, є6. — 83.

5 ќн же. ѕсихологи€ народов и масс. —ѕб.: ћакет, 1995. —. 157.


4.1. ѕротокоммуникативистика Ч от јдама —мита до «игмунда ‘рейда

зультат физического заражени€, то публика или публики1 Ч продукт долгой истории становлени€ человеческого общества. —в€зь, объеди≠н€юща€ отдельных индивидов в публику, Ч умственна€ или, говор€ современным €зыком, коммуникативна€, обусловленна€ в первую очередь распространением знаний. ѕоэтому публика в ее современ≠ном понимании возникает только с по€влением первого массового коммуникативного средства Ч книгопечатани€, а потому она умнее и просвещеннее толпы, более терпима, а ее действи€ гораздо плодотвор≠нее: Ђ“олпа в гневе требует голов и голов. ƒе€тельность публики, к счастью, менее первобытна и столь же легко обращаетс€ к идеалу ре≠форм и утопий, как к иде€м остракизма, преследовани€ и грабежаї2. –еально воздействовать на общественную жизнь публика во ‘ран≠ции начинает значительно позже, за€вл€€ о себе в эпоху Ћюдовика XIV. «арождение собственно политической публики, довольно быстро вбирающей в себ€ все другие ее виды Члитературную, философскую и т.п., относитс€ ко второй половине XVIII в., а ее утверждение как ве≠дущей формы выражени€ общественных интересов приходитс€ на пе≠риод ¬еликой французской революции 1789Ч1793 гг., котора€, соб≠ственно, и породила журналистику как особую форму профессиональ≠ной де€тельности (вспомним аналогичную роль английских клубов). —оединение индивидов в публику, по мнению “арда, осуществл€етс€ через особое духовно-психологическое образование Ч общественное мнение, а человек, оказывающий в силу своих профессиональных за≠н€тий вли€ние на это мнение или даже формирующий его, становит≠с€ центральной фигурой политического процесса. Ёто, по “арду, жур≠налисты Ч публицисты, превращающиес€ в центральные фигуры по≠литического процесса и способные выполн€ть некоторые функции психологического воздействи€, обычно присущие вожакам толпы. Ќе≠смотр€ на Ђпросвещенностьї публики, у нее много общего с толпой: разновидности ее нетерпимы и под видом общественного мнени€ тре≠буют, чтобы всЄ им уступало, Ђдаже истинаї; как и толпу, публику зна≠чительно быстрее и легче объединить на Ђнегативеї: открыть дл€ нее

1 ќт лат. publicum Ч общественный.

2 “ард √. “олпа и публика // —оциальные эпизоды. —ѕб., 1902. —. 118.


√лава 4. ‘ормирование социологии —ћ»: основные идеи и этапы

новый крупный объект ненависти Ч одно из верных средств попасть в Ђкороли журнализмаї1.

„еловек, по “арду, в каждый момент времени может принадле≠жать только одной толпе, но быть частью разных публик. ≈сли толпа сравнительно быстро распадаетс€, а составл€ющие ее люди как бы приход€т Ђв себ€ї, возвраща€ утраченные в ней индивидуальные ка≠чества, то публика существует значительно дольше, а принадлежность к ней становитс€ посто€нным индивидуальным свойством. ћногие вы€вленные “ардом более ста лет назад особенности психологии мас≠сового воздействи€ сохран€ют свою значимость и поныне. “аковы, в частности, его идеи о том, что однотипное потребление знаний (ин≠формации) уже само по себе создает социальную и психологическую св€зь, независимо от классовых интересов и происхождени€ (так фор≠мируетс€ публика), а также анализ нового дл€ того времени типа вклю≠ченности в политический процесс Ч человека одной газеты. ¬есьма важен сделанный “ардом вывод о роли основного способа массовой коммуникации Ч Ђзадаватьї определенную направленность созна≠ни€. “ак, существует св€зь между космополитическим мышлением XVIII в. и культурно-психологическим Ђперевесомї книги над газе≠той: книга по своей природе предназначена дл€ выражени€ общих идей, сохран€ющих свою значимость длительное врем€. XIX в. Ч век газет, ориентированных на сиюминутные текущие событи€, важные именно дл€ граждан данной страны. √азета усиливает коммуникатив≠ную св€зь между людьми, говор€щими на одном €зыке в режиме, мак≠симально приближенном к реальному времени. Ёто формирует чув≠ство национальной общности ощущением единства национальной судьбы, создава€ тем самым предпосылки дл€ развити€ Ђнациональ≠ногої мышлени€, наиболее отчетливо про€вл€ющегос€ в идее нацио≠нального государства и в национальных движени€х, что позвол€ет охарактеризовать XIX в. как националистический.

—ложные конфигурации, вы€вленные и проанализованные √. “ар≠дом, требовали рассмотрени€ процессов эволюции разных групп в обществе: партий, парламентов, научных и религиозных сообществ.

----------------------------------

1 “ард √. “олпа и публика // —оциальные эпизоды. —ѕб., 1902. —. 119.


4.1. ѕротокоммуникативистика Ч от јдама —мита до «игмунда ‘рейда

»менно это положение √. “арда, высказанное им в начале XX в., зало≠жило основы социально-психологического анализа процессов массо≠вой коммуникации.

¬ работах √. Ћебона, —. «игеле и √. “арда был описан новый тип общественного (совместного) поведени€ людей, принципиальна€ осо≠бенность которого состоит в том, что оно формируетс€ и про€вл€етс€ вне устойчивых социальных групп, соответствующих дифференциа≠ции данного общества.  ак толпа захватывает в едином порыве пред≠ставителей разных слоев, так и газета объедин€ет в публику людей разного социального положени€, профессии, возраста и националь≠ности. Ёто означает невозможность пр€мого соотнесени€ масссзид-ных реакций толпы, действи€ которой характеризуютс€ легко возбуж≠даемой агрессивностью, стихийной жестокостью, болезненным вооб≠ражением, моментально создающим образы Ђвраговї, с социальной де€тельностью классов и других общественных групп. ѕсихика инди≠вида претерпевает изменени€ в соответствии с Ђзаконами духовного единства толпыї: Ђвзаимозаражени€ї, роста внушаемости индивидов, вытеснени€ сознательной де€тельности Ђколлективным бессознатель≠нымї, иллюзии всемогущества и анонимности, стирающей чувство индивидуальной ответственности.

√. Ћебон, детально анализиру€ Ђпревращени€ї индивида в тол≠пе, выдел€ет новые качества Ђчеловека толпыї: исчезновение созна≠тельной личности, преобладание бессознательного, одинаковое направ≠ление чувств и идей, стремление превратить в действие внушенные идеи1. ѕо его мнению, в толпе стираютс€ индивидуальные различи€ и исчезает своеобразие человека. –асовое бессознательное выступает на первый план, гетерономное тонет в гомогенном. 3. ‘рейд комменти≠рует это положение Ћебона следующим образом: обессиливаетс€, Ђсно≠ситс€ї психическа€ надстройка, различна€ у каждого индивида, и об≠нажаетс€ бессознательный фундамент, общий дл€ всех людей2.

Ћебон и “ард сформулировали три основные причины, назван≠ные ими Ђзаконамиї, формировани€ новых качеств индивида в толпе:

1 Ћебон √. ѕсихологи€ народов и масс. —ѕб.: ћакет, 1995. —. 163.

2 ‘рейд 3. ћассова€ психологи€ и анализ человеческого Ђяї //»збранное.
 н. 1. ћ.: ћосковский рабочий, 1990. —. 6Ч7.


√лава 4. ‘ормирование социологии —ћ»: основные идеи и этапы

1) осознание численности, иллюзи€ всемогущества толпы и ано≠нимность ее, как и каждого ее члена, ведут к исчезновению в толпе чув≠ства ответственности у индивида;

2) Ђзаражениеї Ч в толпе каждое действие, каждое чувство зара≠зительно в такой степени, что индивид легко жертвует своим личным интересом в пользу всеобщего. √. “ард называет это Ђусилениемї: Ђмне≠ни€, сближа€сь и усилива€сь взаимно, превращаютс€ в убеждени€ и веру, убеждени€ Ч в фанатизмї1.

3) особа€ восприимчивость индивида в толпе к внушению (этот тезис Ћебона«. ‘рейд расценивал как признание гипнотического со≠сто€ни€ индивида в массе).

ƒанное обсто€тельство позволило интерпретировать Ђпсихоло≠гию толпыї, прежде всего в ее лебоновском варианте, с позиций пси≠хоанализа, что и осуществил его основоположник «игмунд ‘рейд (1856-1939) в работе Ђѕсихологи€ масс и анализ человеческого "я"ї (1921). ѕо ‘рейду, источник единени€ массы, или толпы, как скоп≠лени€ людей Ч бессознательное (либидо), ее сплочение вытекает из любви всех составл€ющих ее индивидов к одному и тому же объекту и их иллюзии, что они в равной степени любимы вождем (это обсто€≠тельство широко используют харизматические2 лидеры). ¬ождь, по ‘рейду, Ч коллективна€ проекци€ образа отца-патриарха, вожака пер≠вобытной стаи, в основе отношени€ к которому лежит пассивно ма≠зохистска€ установка и в присутствии которого собственна€ вол€ унич≠тожаетс€. ћасса желает испытывать на себе силу неограниченной власти, и в этом ее стремлении Ч залог успеха любых лидеров, даже неперсонифицированных, в качестве которых могут выступать и —ћ». ≈сли внутри массы агрессивность уменьшаетс€, т.е. индивиды перестают ненавидеть друг друга, то возрастает их ненависть к внеш-

1 √ард √. ѕреступность толпы//—оциальные эпизоды. —ѕб., 1902. —. 128.

2 ’аризма (от греч. charisma Ч дар благодати, Ђдар божийї) Ч исключи≠
тельна€ одаренность человека, воспринимаема€ окружающими как сверхъесте≠
ственна€ сила. «аимствованное из религии пон€тие введено ћ. ¬ебером дл€ обо≠
значени€ особого типа господства Ч харизматического, которое основано на
безоговорочном подчинении властителю, обладающему исключительностью, в
силу веры в его избранность. ѕримерами таких лидеров в современной истории
€вл€ютс€ √итлер, —талин, отчасти Ѕ. ≈льцин.


4.2. ¬озникновение американской традиции исследований —ћ»: „икагска€ школа

ним объектам (этот процесс фиксируетс€ социологией в различных те≠ори€хЧ групповых отличий, Ђнавешивани€ €рлыковї, взаимоотноше≠ний Ђсвоихї и Ђчужихї).

¬ообще феномен массового поведени€, базирующийс€ на представлении о Ђсреднем человекеї ј.  етле, €вл€етс€ одним из основ≠ных представлений всего корпуса социальных наук: индивидуальное по≠ведение сложно и непредсказуемо, тогда как массовое поведение подда≠етс€ прогнозу. »менно на этом базируютс€ исследовани€ общественно≠го мнени€, аудиометри€ как приборное измерение аудитории (см. гл. 5), имеющие огромное значение не только дл€ изучени€, но и реального функционировани€ современных информационных процессов.

“аковы в самом общем виде основные идеи подготовительного этапа, лежащие в основе уже собственно исследований массовой ком≠муникации, возникших в рамках „икагской социологической школы в начале XX в.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 539 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

631 - | 491 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.042 с.