Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ш Раздел III. Высшие моральные ценности





 


Глава 7. Добро и Зло________________________ Ш


 


Так, ребенок не может быть равен своим родителям, но он должен быть равноправен с ними: он не собственность папы и мамы (кстати, так же, как и государства), они не вольны распоряжаться им по своему усмотрению, а его права должны соблюдаться и защищаться, как и права взрослых. Не случайно сегодня ширится мощное всемирное движение в защиту прав ребенка, а в учебных заведениях права ребенка изучаются в рамках прав человека. Женщина не равна мужчине — и это прекрасно, но она равно­правна ему в своем стремлении реализовать свои стартовые возможнос­ти. Студент не равен педагогу, но равноправен с ним в соблюдении граж­данских прав и свобод, в отношении к его чести и достоинству. И поэтому, скажем, требование их уважения и у преподавателя, и у студента должно быть взаимным: педагог не имеет права унижать студента, точно так же, как мы требуем этого от студента по отношению к педагогу.

Намеренное или случайное смешение понятий «равенство» и «равноправие» свидетельствует или о нашей языковой небрежнос­ти и уровне культуры, или — что гораздо серьезнее — изобличает социально-политические и моральные спекуляции и попытки мани­пулирования людьми с помощью стремления к справедливости, ко­торое всегда движет человеком.

Вот и сегодня различные политические партии левого направления, ис­пользуя складывающееся в условиях рынка имущественное неравен­ство, деление на богатых и бедных, взывают к чувству и сознанию спра­ведливости и зовут граждан на борьбу за нее и установление равенства. Эти лидеры или безграмотны и не понимают, что равенство в принципе невозможно, или в своем стремлении к власти целенаправленно исполь­зуют доверчивость граждан.

Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Поэтому объективная мера справед­ливости исторически обусловлена и относительна: нет единой спра­ведливости «на все времена и для всех народов». Понятие и требо­вания справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости, которым вы­ступает степень соответствия человеческих действий и отноше­ний социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества.


 

(

Понятие справедливости — это всегда осуществление нравствен­ной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация представлений о добре и зле. И поэтому в понятии «справедливость» воплощаются те свойства добра и зла, о кото­рых мы говорили выше, в частности, относительность и субъек­тивность. Ведь то, что представляется справедливым одному, мо­жет быть воспринято другим как вопиющая несправедливость, что и проявляется в системе оценок, поощрений и наказаний (назначе­ние на должность одного из двух «равных» претендентов; раздача премий сотрудникам; мера наказания преступнику).

Особенно остро и болезненно воспринимается людьми пробле­ма справедливого возмездия за особо тяжкие преступления. Еще в Ветхом завете справедливость устанавливалась простым прин­ципом «око за око». И до сего.дня мщение и мстительность вос­принимаются многими как единственное средство воздаяния за •насилие и убийство. Отсюда и отношение большинства людей к проблеме смертной казни: около 80% населения Беларуси и Рос­сии считают ее единственным справедливым средством наказания преступников-убийц. Возможно, это действительно справедливо: человек, лишавший жизни других людей, должен быть и сам ли­шен жизни. Но оказывается, что с точки зрения нравственности абсолютизация принципа справедливости может вместо добра при­водить к злу. Именно так обстоит дело и со смертной казнью. Самый главный аргумент против смертной казни приводят сторон­ники этики ненасилия: смертная казнь безусловно есть зло, ибо она, уничтожая одно зло, порождает новое, причем в большем мас­штабе, превращая в убийц всех, кто голосовал за нее, присуждал к ней, приводил приговор в исполнение. Наличие смертной казни в обществе делает человека привычным и равнодушным к злу, убийству, смерти другого человека, жестокости. Справедливость заключается в том, что наказание должно быть неотвратимым, а не в том, что оно должно быть жестоким, тем более бессмысленно жестоким. Очевидно, что смертная казнь не имеет никакого смыс­ла по следующим причинам:

- отмена или сохранение смертной казни не меняет уровня преступно­сти в стране (это подтверждено многолетними социологическими ис­следованиями);

- смертная казнь не оказывает превентивного действия: не запуги­вает и не отпугивает преступника (что также подтверждено);


Щ_ _______________ Раздел III. Высшие моральные ценности


Глава 7. Добро и Зло________________________ 175


 


- она не предотвращает преступления: никого из потенциальных преступников не останавливает наличие или отсутствие в обществе смер­тной казни;

- она не может удовлетворить родственников жертв: ведь минутное торжество, вызванное тем, что «справедливость восторжествовала», не в состоянии вернуть им их близких;

- она не является в полной мере наказанием: мгновенная смерть во время казни — избавление преступника от страданий.

Таким образом, смысл смертной казни сводится к одному: удов­летворению наших низменных страстей в жестокости и мстительно­сти. Справедливость может осуществляться иным путем, не лишаю­щим жизни другого человека, пусть и преступника — например, через пожизненное заключение. И говорить здесь об экономической неце­лесообразности такого наказания неуместно: гуманизм и нравствен­ность не должны измеряться в денежном эквиваленте.

Проблемы Добра и Зла, справедливости и несправедливости, наси­лия и ненасилия были и остаются центральными и вечными пробле­мами этики. Мы представили здесь лишь некоторые подходы к их пониманию. Надеемся, что полученные знания и собственный жиз­ненный опыт помогут вам каждый раз правильно ориентироваться в жизни и делать верный моральный выбор. Но завершить этот раздел мы бы хотели словами А. Швейцера: «Доброта должна стать дей­ствительной силой истории и провозгласить начало века гуманности. Только победа гуманистического мировосприятия над антигуманиз­мом позволит нам с надеждой смотреть в будущее».

Вопросы и задания

1. Что для Вас означает выражение «из двух зол выбирать меньшее»? Что значит «меньшее» или «большее добро»?

2. В чем суть этики непротивления злу насилием? Способны ли Вы под­ставить левую щеку, если Вас ударили по правой? В чем нравственный смысл такого поступка?

3. В каких явлениях Вы усматриваете борьбу добра со злом? Как Вы относитесь к мысли о том, что «добро должно быть с кулаками»? Можно ли бороться со злом при помощи зла?

4. Герой романа П. Уоррена «Вся королевская рать» говорит: «Ты дол­жен сделать добро из зла, потому что сделать его больше не из чего». Какие свойства добра и зла обыгрываются автором в этой фразе?


 

5. Что, на Ваш взгляд, гуманнее: поддерживать жизнь мучительно уми­рающего или обеспечить ему безболезненный уход из жизни (эвтаназию)? Сохранять жизнь неполноценному новорожденному или нет? Где здесь добро и зло?

6. Смертная казнь для общества — добро или зло?

7. Существует мнение, что развитие цивилизации и культуры несет зло и беды для человечества. Согласны ли Вы с этим?

8. Какое понимание добра заключено, на Ваш взгляд, в словах А. Швей­цера: «Я жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить»?

9. «В политике, как и в морали, неделание добра уже является большим злом» (Ж.-Ж. Руссо). Почему?

 

10. Возможны ли добродетели без пороков?

11. Американский философ Б. Данэм приводит следующие точки зре­ния на то, какой поступок считать добрым: 1) приятный для меня; 2) при­ятный для большинства людей; 3) одобряемый мной; 4) одобряемый обще­ством; 5) соответствующий моральному закону; 6) соответствующий идеалу; 8) означающий что-то, но мы не можем сказать, что именно; 9) ничего не означающий. Оцените эти определения.

12. На семинарском занятии развернулась дискуссия вокруг утвержде­ния Сократа о том, что причина зла кроется в невежестве. Студент Е.Р. возразил, что многие просвещенные люди сознательно творят зло, следова­тельно, причина — не в невежестве. «Более того, творящий зло может быть глубоко уверен в своей правоте, — добавила И.Д. — И вообще, невеже­ственный человек счастлив в своем неведении, а образованный осознает свое ничтожество». «Тогда является ли знание добром?» — спросил А.П. Кто же прав: студенты или Сократ? На чьей Вы стороне?

13. Как Вы объясните такое понимание диалектики добра и зла Ф. Ниц­ше: «Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного»?

14. Может ли такое зло, как смерть, быть во благо?

15. Что побуждает человека делать зло?

16. «Я считаю, что добро и зло будут всегда в равных количествах», — утверждает студентка М.Т. А как считаете Вы?

17. Является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают на­сильно?

18. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь...» Всегда ли правда — добро, а ложь — зло? И что означают слова Петрарки: «Важнее желать добра, чем знать истину»?

19. Существует ли абсолютное Добро? А абсолютное Зло?

20. «Пусть раньше все базировалось на страхе, но народ точно знал, что плохо и что хорошо. Сегодня же в условиях свободы он растерян», — написал студент П.К. Можно ли точно знать, «что такое хорошо и что такое плохо»? И для чего в таком случае человеку свобода?


176 Раздел III. Высшие моральные ценности


21. «Неужели Дон-Кихот с его бестолковыми поступками может быть идеалом борьбы со злом?» — спросила у группы студентка В.З. Что бы ответили ей Вы?

22. «Возможна ли победа добра над злом? Ведь всегда и везде мы сталки­ваемся с торжеством зла», — утверждает студент П.К. А как считаете Вы?

23. «Можно ли воровать у вора, если воруешь не для себя?» — спраши­вает студент Б.К. Что ответите Вы?

24. Как Вы объясните с позиций гуманистической этики следующее ут­верждение Горация: «Кто спасает человека против его воли, поступает не лучше убийцы»?

25. «Что лучше, — спрашивал в свое время Микеланджело, — зло, прино­сящее пользу, или добро, приносящее вред?» Ответьте и Вы на этот вопрос.


Глава 8.

Страдание и Сострадание

Человек рождается на страдание, как искры, чтобы

устремляться вверх.

Ветхий Завет


Сумма страданий души пропорциональна степени ее

совершенства.

Амиэль

В различных религиозных и философских учениях понятия ■«Страдание» и «Сострадание» определяются более или менее оди­наково. Под страданием понимается физическая или нравственная мука, боль. Страдающий человек испытывает чувства, описываемые Вл. Далем словами: бедовать, мучиться, маяться, скорбеть, тосковать, болеть телом и душой, приходить в упадок. Сострадание определя­ется как жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем, муками друго­го человека, как «печаль при виде бедствия, которое может повлечь за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслуживающего» (Аристотель).

8.1. Страдание и сострадание в истории этической мысли

Вопрос о причинах и жизненном смысле этих состояний на про­тяжении многих столетий был полем горячих споров и научных дискуссий. Ответ на него в первую очередь зависел от мировоз­зренческого подхода теологов и философов к бытию мира и месту человека в нем. Кроме того, большое значение для каждого челове­ка имел жизненный опыт, который порождал специфическую реф­лексию над своими и чужими страданиями. Для многих творческих личностей, способных к глубокому анализу духовной жизни, этот






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 575 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.