Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В такой ситуации, вероятно, временное предпочтение следует отдать Т2 4 страница




1 Леви-Строс К. Понятие структуры в этнологии // Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001. С. 309.


/5. Структурализм __________________________________________ 176

мен приводит к появлению специальных коммуникативных систем: таких, как грамматика, которая определяет законы сочетания слов, или мифология, которая описывает и объясняет на доступном для дика­рей уровне существующие у них системы родства.

Постулат Леви-Строса состоит в том, что ради обнаружения вот этих самых потаенных структур отдельные элементы языка, со­циального устройства, мифов или чего-нибудь еще надлежит рассмат­ривать как части единой системы. Иными словами, надо обращать внимание на те качества составляющих систему элементов, изменение значения которых повлечет за собой изменение всей системы. Напри­мер, если описывается обмен женщинами в первобытной деревне, то будет весьма существенно, из какой половины селения обменивае­мая происходит; в то же время неважно, высокая она или не очень. Таким образом, призыв рассматривать предмет исследования как орга­низованный системно позволяет пренебрегать теми качествами объек­та, которые системной нагрузки не несут; позволительно пренебрегать и некоторой исторической, географической и т.д. спецификой. Это важно, поскольку раньше подобная специфика нередко вынуждала гуманитариев к фактографизму, описательству или историцизму -но в любом случае к отказу от интерпретаций.

Если обратить внимание на технические рекомендации струк­турализма, то выявятся его изрядное сходство с традиционным французским позитивизмом и высокая мера его пригодности для функционирования «нормальной» (в терминологии Т. Куна) нау­ки. Например, Леви-Строс говорит о том, что описание должно стре­миться к количественным параметрам и подражать механическим и термодинамическим моделям. Как раз тем и хороша лингвистика, что учит гуманитариев обращаться с такими единицами информации — словами, значениями, при точном исчислении которых будет достигну­та естественнонаучная адекватность исследования. В отличие от пози­тивистов, Леви-Строс признает принципиальную неполноту индукции. В качестве наиболее продуктивного исследовательского средства он предлагает сравнение различных систем и поиск расхождений; именно на их объяснение должны быть направлены теоретические ги­потезы. Историческое исследование является просто сравнением двух


/5. Структурализм __________________________________________ 177

разных состояний мифа или общества во времени; никаким специаль­ным качеством, изменяющим смысл исследуемых явлений, история не обладает. Даже если подобное сравнение нацелено на поиск разли­чий, структуралистский метод является только некоторой модификаци­ей позитивистской логики: пафосу накопления информации и детально точной работы это не противоречит.

Вместе с тем, структуралистская программа не является целиком и полностью позитивистской, просто переставляющей некоторые акценты; стоит отметить ряд серьезных отличий. Прежде всего, по­зитивистов, как уже говорилось, упрекали за увлечение фактами: за­кономерность выявляется только после того, как все факты уже об­наружены, а это и недостижимо, и скучновато. Структуралистское исследование значительно интереснее; оно дозволяет обобщения и осознанно концентрируется уже на уровне правил как основного предмета исследования.

Другое отличие от позитивизма состоит в том, что Леви-Строс уделяет понятию структуры чрезвычайно большую роль. Структура — это принцип, по которому организованы то ли лишь язык и смысл, то ли вообще все бытие, но в любом случае все, что мы можем по­нять, может быть понято исключительно структурно. Это, конечно, уже не позитивизм: структуралисты заранее, еще до начала исследо­ваний, готовы исходить из того, что 1) все части системы зависят друг от друга; 2) все смысловые связи могут быть сведены к бинарным оп­позициям наличия и отсутствия и их сочетаниям. Для позитивистов провозглашение таких аксиом еще до работы с эмпирикой является «метафизикой».

И еще одно отличие от позитивизма: пытаясь все-таки поточнее определить, как структуры влияют на субъекта, Леви-Строс разбудил сразу двух демонов. Во-первых, уже он начал говорить о том, что наи­более действенные структуры коренятся в бессознательном и переда­ются через него. Это позволяло сохранить представление о том, что структуры действуют неизвестным для субъекта и независимым от него (= «объективным») образом. В то же время эта локализация структур в бессознательном способствовала обретению структура­листской онтологией флера определенной мистики. Позднее струк­турализм очень живо шел навстречу психоанализу: возник даже спе-


/5. Структурализм __________________________________________ 178

цифический структуралистский вариант психоанализа Ж. Лакана, при­зывавшего исследовать «бессознательное как язык».

Еще один ставящий перспективы познания под сомнение и в ко­нечном счете ведущий к релятивизму вопрос звучал таким образом: если структуры определяют поведение любого человеческого персо­нажа, то и исследователя тоже? Здесь открылся такой простор для са­моразоблачения исследовательских заблуждений, какого мысль XX века еще не знала. Красивее всего эти проблемы разрабатывал вели­кий французский исследователь М. Фуко, который тщательно изу­чал, что именно влияет на исследовательскую мысль. Именно Фуко продемонстрировал, насколько она склонна наивно доверять собст­венному желанию познавать, принимая искренность этого желания за критерий истины.


Лекция 16 МИШЕЛЬ ФУКО (1926 - 1984) И ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ

На прошлой лекции мы говорили о структурализме, и сейчас я в не­скольких словах подведу основные итоги. Вначале от имени всего структурализма, а затем от имени лично Леви-Строса мы пытались сформулировать основные структуралистские постулаты.

Во-первых, выяснилось, что наукой, которая наиболее удовле­творительно оперирует материалом из социальной жизни, является лингвистика. За этим обнаруживаются три тезиса низшего порядка: 1) язык, с точки зрения структуралистов, и есть та среда, в которой от­ражаются любые смыслы; 2) чтобы это отражение можно было осоз­нать, значения должны рассматриваться только в соотношении друг с другом, как элементы системы с достаточно жесткими связями; 3) лингвистика представляет образец такого рассмотрения языка.

Таким образом, любое явление, которое может быть исследован­ным вообще, должно анализироваться как язык: как сообщение, части которого обладают значением, и, чтобы понять это значение, нужно рассматривать отдельные элементы непременно в их взаимосвязи. На­пример, государство, с такой точки зрения, должно быть описано как система соотношений: допустим, между политикой и экономикой, между политическим курсом и личностью лидера, между парламент­скими институтами и общественным мнением. При этом нужно стре­миться к тому, чтобы рассматривать эти соотношения не изолированно, но в контексте их связей с другими важными парами, желательно огра­ничиваясь при описании самым компактным перечнем значимых соот­ношений. Это уподобление любого анализируемого предмета языку, пожалуй, можно считать основной чертой структурализма с точки зре­ния методологии. С точки же зрения онтологии, представления о том, как устроен мир, для структурализма довольно характерен следующий ход мысли: якобы свободным человеческим поведением, способностью ставить цели и их добиваться управляют некоторые неочевидные зако­номерности. Подобные закономерности не имеют никакой трансцен-


16. Фуко_____________________________________________ 180

дентальной цели, а просто являются определенным постоянным отно­шением элементов и называются структурами.

Это представление о структуре имеет свои методологические по­следствия. Во-первых, человеческое поведение на самом деле не само­стоятельно, и объяснять его надо по-новому, без понятий «захотелось» или «в целях прогресса». Во-вторых, мы признаем, что отношение — нечто более значимое, чем элементы, а среди отношений внутри сис­темы именно наиболее жесткие заслуживают самого пристального внимания. Тем самым мы разрешаем себе не вязнуть в изобилии фак­тического и всегда индивидуального материала, но решаться на обоб­щения. В-третьих, если признать, что индивидуальное поведение на самом деле обусловлено структурами, станет понятно, что от этого не защищены и сами исследователи: они точно так же находятся в пле­ну своих способов восприятия.

Два последних положения на прошлой лекции мы рассматривали как существенные отличия между структурализмом и позитивизмом. Структурализм является законным наследником позитивистской логи­ки, поскольку он склонен настаивать на независимости предмета от ис­следовательских представлений; кроме того, и с технической точки зрения структурализм стремится подражать точным наукам. Структу­ралистская программа не противоречит пафосу накопления информа­ции и детально точной работы. Предложенный структуралистами принцип видеть какие-то явления как системы связей, изолированные от избыточной информации, очень эффективен для исследования. Од­нако проблема в том, что внимания заслуживает не только то, каким образом предмет изучения (смысл текста или человеческий поступок, например) не зависит от субъективности исследователя. Додумывание импликаций структуралистского подхода заставило принять, что по­добного рода неосознаваемые или плохо осознаваемые структуры стоят за смыслополаганием не только тех, кого исследуют. Эта тема активно разрабатывается в т.н. постструктуралистском направлении методоло­гии гуманитарного знания.


16. Фуко_____________________________________________ 181

Специфика Фуко в истории «гуманитарного подозрения»

Очередная лекция посвящена М. Фуко (1926 - 1984), который первона­чально занимался историей психиатрии и науки, а позднее создал пусть не свою науку, но — без преувеличения — свой способ мыслить. Мишель Фуко — чрезвычайно колоритная личность. Этот профессор стремился проверять на прочность и обоснованность любые правила: начиная с того, что он брился налысо и был гомосексуалистом - почему-то это запоминают лучше всего — и продолжая тем, что он серьезно заигрывал с коммунистами и даже принял участие в студенческих беспорядках 1968 года. Однако лысых, гомосексуалистов и хулиганов, в общем-то, много; Фуко же пытался спроецировать свой протест на интеллекту­альные конструкции, причем делал это, с моей точки зрения, очень честно: не удовлетворяясь какой-либо своей красивой и убедительной мыслью, а пытаясь и ее развинтить на части и проникнуть еще дальше - в пространство заблуждений, сомнений и желаний, которые ее по­родили. Поэтому сам он называл свои ранние произведения «археоло-гиями» — «Археология гуманитарных наук» (она же — «Слова и ве­щи»), «Археология знания» и т.п. В принципе, этот подход должен напоминать нам ту «эру подозрения», о наступлении которой уже говорилось выше. Однако, на мой взгляд, Фуко очень серьезно отлича­ется от Маркса или Фрейда. В каком-то смысле эти двое были велики­ми интеллектуальными шулерами: они заранее знали, что именно ис­кать и находить за логичными и красивыми построениями - законы классовых структур или бессознательного. Напротив, Фуко не позволя­ет себе поблажек: в своих археологиях он снимает слой за слоем и не останавливается на каком-либо из уровней, будь то уровни языка, желания или власти. Здесь уместно сделать пояснение: в психоаналитических или в марксистских концепциях предполага­ется, что на всем протяжении истории за культурой всегда стоит од­но и то же - соответственно, вечные психологические структуры или экономические законы. Фуко не собирается надеяться на то, что все замки будут открываться одним ключом: для него за каждым периодом может таиться свой скелет в шкафу, свой организующий принцип, ко­торый совершенно не обязан плавно и с необходимостью переходить в следующую эпоху. Конечно, из-за этой критической перепроверки и


16. Фуко_____________________________________________ 182

многократного «разоблачения» своих собственных теоретических по­строений, Фуко не создал никакой объяснительной концепции, сопос­тавимой по универсальности с марксизмом или психоанализом. Одна­ко, по-моему, сознательно поставив себя в более сложные условия, Фуко проявил гораздо больше исследовательского остроумия и читать его и очень трудно, и очень интересно.

Исследование эпистем и дискурсивных позиций; конструкция непроницаемости дискурсов

Итак, Фуко разрабатывал такую интерпретацию истории знания и возможностей исследования, которая бы полнее учитывала влияние различных неосознаваемых структур интеллекта, языка и отношений власти на результаты творчества. Во многом Фуко остается еще струк­туралистом. Пытаясь выявить наиболее важные характеристики, в со­ответствии с которыми организовано знание, в одной из своих ранних работ («Слова и вещи»), Фуко разрабатывает понятие эпистемы - еди­ного, характерного для каждой крупной исторической эпохи способа обозначать предметы и связывать значения между собой1. Фуко близок

1 Словарь «Современная западная философия», характеризуя различие между тремя основными описанными в «Словах и вещах» эпистемами (возрожденче­ской, классической, современной), делает это следующим образом: «Отноше­ния означивания между видимым и высказываемым... в возрожденческой эпи-стеме «слова» и «вещи» сходны или даже тождественны, в классической — опосредованы мыслительными представлениями, в современности — связаны та­кими онтологическими факторами, как «жизнь», «труд», «язык»» — Эпистема // Современная западная философия. Словарь. С. 520. Грубо говоря, это означает, что в представлении человека эпохи Возрождения растение «волчий корень» помогало от глазных болезней потому, что внешне походило на человеческий глаз. Для авторов идеальных классификаций ХУШ в. (хорошим примером мо­жет быть один из отцов биологии К. Линней) реальность и возможность ее ос­мысления должны были быть полностью тождественны друг другу: если мы описываем и выводим (или выводим и описываем) породы гончих собак, то су­ществование породы с короткими кривыми лапами и длинными висячими уша­ми почти с необходимостью означает нашу обязанность распознать в других гончих «породу с короткими прямыми лапами», «породу с длинными кривыми


16. Фуко_____________________________________________ 183

структуралистам и на уровне методических предпочтений: его интере­суют прежде всего правила, затем качества и только потом — вещи.

Некоторые установки структуралистского мышления Фуко за­метно трансформировал. В частности, ему принадлежит важная роль в разработке т.н. «дискурсивного анализа». Сам по себе термин «дис­курс» существовал еще задолго до Фуко. Однако в классическом струк­турализме этот термин функционировал только в рамках различия ме­жду языком и речью и фиксировал определенный участок речевого потока: например, участок, на протяжении которого полностью разви­вается какая-либо мысль 1. Фуко несколько переопределяет этот термин, перенося акцент с языка на смысл, выражаемый при помощи языка. У Фуко дискурсом будет совокупность высказываний, например, такая, в рамках которой мысль разворачивается в своей полноте. Можно при­вести примеры: дискурс власти, дискурс человека, искусствоведческий дискурс. В последнем случае, например, речь идет о том, насколько определенный способ мыслить и выражать свои мысли является общим для всех искусствоведов, независимо от того, что и как конкретно изу­чает каждый искусствовед. Взаимосвязь «мыслить и выражать свои мысли» имеет принципиальное значение: дискурсивный анализ задает вопрос не только «что говорится?», но и: «посредством каких слов го­ворится?», «в рамках каких социальных практик, узаконенных и непи-

лапами», «породу с длинными прямыми лапами» и даже «породу с короткими прямыми лапами и не очень длинными висячими ушами» — все ячейки таблицы, которую можно себе представить, должны быть заполнены. Наконец, люди ХГХ — XX вв. строят свое знание при помощи мыслей о самостоятельном содержа­тельном потенциале таких неизбежных слов, как «язык», «человек» или «ис­тория», при посредстве которых мы говорим и о болезнях, и о собаках. При том, что приведенный пример является очень утрированным, да и саму кон­цепцию эпистем Фуко упрекали в прямолинейности (фактически после «Слов и вещей» он сам к ней больше не возвращался), именно с «эпистем» удобно на­чать отсчет внимания Фуко к исторической относительности и труднопрони-цаемости систем мышления.

См., например, подборку из нескольких наиболее характерных определений понятия «дискурс»: Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999. С. 26 - 27, а также С. 138.


16. Фуко_____________________________________________ 184

санных?». И, получив некоторое представление о возможных ответах на эти вопросы, возвращается к вопросу «что?».

Однако свой троянский конь есть и в этом понятии дискурса -мысли, развитой во всей полноте того, как она отражена в тексте или какой-то совокупности текстов. Для исследования конкретного дискурса важно предполагать его самодостаточным, отделенным от других. Дискурс сам разрабатывает свою систему координат, сам подыскивает для себя оправдания, сам определяет условия и границы своей действенности. Грубо говоря, для атеиста существует не только 1) констатация факта, что во второй половине XX века «космонавты летали, но Бога не видели». Есть еще и целый комплекс условий, де­лающих этот аргумент значимым: 2) уважения заслуживает только научное знание — т.е. основанное на чувственном наблюдении, техни­ческом контроле и методических принципах; 3) человек, в меру сво­ей ловкости, является полным хозяином собственных действий и мира в целом. Стоит обратить внимание на очередной важный ню­анс — за этой гносеологией и за этими представлениями о человеке стоит еще и соответствующая организация общества. В этом обществе предполагаются, в частности, разделение труда, профессиональная нау­ка, право победить и проиграть в борьбе за власть и вообще эффектив­ность как главный критерий социальности.

Если мы сопоставим со всем вышесказанным утверждение о том, что Бог есть, то тут будут не просто другие аргументы, но даже другие координаты. Бог есть, потому что есть благодать, потому что идея спра­ведливости возможна и, для верующего, даже торжествует в мире. В общем-то, для религиозного человека наличие Бога удостоверяется чудесностью не чуда, но нормы и - как самоочевидное - требует дока­зательств не больше, чем тезис о непересечении параллельных прямых. Я это все говорил не к тому, чтобы подтвердить какую-то из двух пози­ций или даже показать, что истина относительна; скорее, хотелось об­ратить внимание на то, что каждая истина, каждая позиция, каждый дискурс определяет себя сам1. Фуко активно разрабатывал именно ло-

1 «Внутри своих границ каждая дисциплина признает истинные и ложные вы­сказывания; но, кроме того, за свои пределы она выталкивает еще целую тера-


16. Фуко_____________________________________________ 185

гику непроницаемости дискурсов друг для друга, того, как последова­тельно проведенная мысль сама придумывает для себя условия, оказы­вается в состоянии сама себя оправдать, подавить критику со стороны других дискурсов.

Исследуя эту тему, он рекомендовал применять т.н. критический методологический ансамбль: рассматривать дискурс не с точки зрения естественности и законности его существования и его функций, но наоборот. Следует обращать внимание на постоянное подавление тех возможностей, которые были или могут быть альтернативными возникновению и существованию любого явления; это и будет наи­более глубоким его исследованием, проникновением за пленку оче­видного. В дискурсе нужно обнаруживать не то, что он хочет нам рассказать, но то, где он нам сам проговаривается о своих условиях и границах.

С этим связана еще одна методологическая рекомендация: по м-нению Фуко, дискурсы морочат нас, ускользают от разоблачения, подсовывая в конце каждой интерпретации какой-то другой дискурс как условие своего существования. Если вернуться к нашему примеру, то за атеизмом стоит антропология «человек человеку волк», а эта ан­тропология подразумевает общество эффективности и так далее. Дискурс, смысл, вроде бы раскрываясь, будет все время ускользать. В эту ловушку постоянно попадает такой способ гуманитарного иссле­дования, как история идей, методом которой является интерпретация -благородное, но ошибочное желание увидеть за внешним дискурсом истинную подоплеку.

Фуко предлагает другой способ видения проблемы: нужно опи­сывать дискурс не через то, чем он является (или, точнее говоря, хочет казаться) «на самом деле», а через то, чем он не является, но мог бы стать. Следует не искать за одним дискурсом другой, а показывать, по­чему исследуемый нами дискурс стал именно собой, каким образом он подавил альтернативные возможности, в том числе и наиболее ему род­ственные. При этих подходах дискурс, нами исследуемый, становится доступнее для анализа; зато сами мы оказываемся безвластной жертвой

тологию (науку о чудовищах, невозможных монстрах - А.П.) знания» (Фуко М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине. М., 1996. С. 66).


16. Фуко_____________________________________________ 186

дискурсов, царящих в нашем мышлении, каждый из которых неуязвим для критики со стороны других способов мысли. Следовательно, наше бедное мышление они делят между собой совершенно произвольным и непостижимым для нас образом.

Конечно, мы можем сделать некоторые наблюдения за взаимоот­ношениями дискурсов в каком-нибудь тексте, в исторической эпохе или в нашем сознании, мы можем их как-то сопоставлять. Например, посмотрим, что я делал при подготовке лекции: я просто компилировал чьи-то чужие учебники (это был позитивистский дискурс); объединял различные тезисы при помощи какой-то логической, умозрительной связи (допустим, это спекулятивный); пытался воспроизвести какие-то релятивистские способы мыслить; время от времени я должен был строить тот гибрид, который здесь называю структуралистским. Я могу сказать: вот история, вот лингвистика, вот науковедение и т.д. Однако перечисление в такой манере будет позитивистским, а если, например, я снова начну говорить о том, как трудно заниматься дискурсивным анализом, это будет уже не столько позитивистский, сколько реляти­вистский способ описания. Иными словами: каждый дискурс устанав­ливает в сознании или в тексте1 свою систему координат, и все эти системы, как и их соотношения, всегда останутся для нас неопределен­ными. Причина и в том, что описание дискурса изнутри его самого все­гда будет нам навязано его заботой о самоутверждении, и в том, что описание дискурса извне будет опосредовано искажениями описы­вающего дискурса - и так до бесконечности.

Надежда на освобождение от принудительности смысла

С этим ходом мысли следует самая характерная черта стратегии Фу­ко: фундаментальное недоверие любому смыслу, любому объясне­нию, которое подсказывает материал. Это проявляется на самых раз­ных уровнях: исследуя что-либо, Фуко предпочитает обращать внимание не на историю преемственности, причинные или логиче-

1 Кстати, возможность не задаваться все время вопросом, «в сознании» или «в тек­сте» это имеет место, - еще одно преимущество понятия одискурс».


16. Фуко_____________________________________________ 187

ские связи, а на разрывы в объяснении. Фуко предполагает, что именно здесь есть шанс разоблачить очередной упрощающий дискурс и по­пасть в плен следующего, более сложного. Непосредственно на уровне текста Фуко производит постоянную негативизацию: свои определения он предпочитает строить по принципу «это не...». В его работах постоян­но разоблачаются те промежуточные результаты, к которым ему дово­дится приходить.

Эту негативизацию можно обнаружить даже на уровне всего творчества Фуко: в своих ранних, иногда называемых структуралист­скими, работах, он усматривал за способом отношения людей к языку или за их восприятием безумия некоторые универсальные схемы смыслополагания - упоминавшиеся выше эпистемы. На следующем эта­пе своего творчества Фуко занимался как раз проблемами игры дискурсов: он пытался понять, как работают такие фантомы исследовательского во­ображения, как «порядок», «автор», структура» - иначе говоря, при помо­щи каких слов и с какими целями мы убеждаем себя, что мы понимаем что-то там, где мы совершенно ничего не понимаем. Обнаружив про­блему непроницаемости дискурсов, Фуко смирился с невозможно­стью чисто рационального анализа и предложил видеть за любой ло­гикой стремление к подавлению и к власти: немотивированную и страшноватую склонность дискурса навязывать себя самого, подавляя возможные альтернативы. В последнее десятилетие своей жизни Фуко начал сомневаться в возможности уловить эту зловещую власть. Он дока­зывал, что она появляется не там, где некто злой, но определимый хочет кому-то что-то навязать, но фактически везде — там, где любой человек допускает наличие «взгляда», перед которым он живет, — и подчиняется. По мнению Фуко, власть делает из нас субъектов, выделяет из человече­ской массы ответственных, поощряемых и наказываемых индивидов, -хотя Фуко совершенно и не собирается быть власти за это благодарным.

Всю свою жизнь, всю свою работу Фуко стремился сопротивляться этой власти: думать не так, как его принуждали к этому внешние условия науки и интеллекта, или, если уж думать «не так, как принуждали», невоз­можно, хотя бы чаще разоблачать это принуждение. Фуко, мне кажется, не верит, что в этой борьбе может быть одержана победа. Однако в очень большой степени секрет привлекательности Фуко состоит не только в рациональной силе его аргументов, но и в экзистенциаль-


16. Фуко_____________________________________________ 188

ном пафосе его творчества. Он стремится опрокинуть любую прину­дительность мысли, в том числе не только в результате, но, видимо, и в построении своего исследования. Заведомая бесплодность борьбы делает его позицию особенно трогательной: здесь и рудименты тра­диционного европейского освободительного пафоса, и дикий бунт, и фатальная обреченность. Можно сказать, что этическая сторона гно­сеологии Фуко совпадает по своему пафосу с когнитивной, и это только усиливает впечатление от его произведений.


Лекция 17 ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ

Тема очередной лекции - постструктурализм, и я уже несколько раз говорил о том, что границы этого явления определить весьма трудно. Относительно наиболее выдающихся авторов конвенция еще возможна: мало кто будет спорить с тем, что постструктуралистами считаются Ж. Деррида и поздний Р. Барт. Однако что касается многих других мыслителей, зачастую трудно установить, с достаточным ли количе­ством постструктуралистских тезисов исследователь соглашается и в нужной ли мере он их исповедует. Постструктурализм, таким обра­зом - это не школа, которую составляют такие-то и такие-то имена и их ученики. Постструктурализм - это некоторая интеллектуальная си­туация и ряд ценностей, зачастую даже способных вступать друг с дру­гом в конфликт. Однако в «ситуации постструктурализма» сравнитель­но похожим образом разрешаются общие проблемы и одинаково осознаются трудности исследования.

Уже из названия направления ясно, что эти новые позиции суще­ствуют после структурализма и по отношению к нему. Как мы помним, структурализм так же не был единой школой и только две черты оказа­лись в нем до некоторой степени универсальными. Во-первых, отмена субъекта как единого действующего лица — за которым, с точки зрения структуралистов, стоят структуры. Во-вторых, правило анализировать свой предмет через призму текстов и, по возможности, как текст -как систему, элементы которой обладают друг для друга значением в силу того, что они, будучи наделены ценностью в перспективе вы­полнения каких-либо системных функций, приобретают способность быть единицами обмена. Несмотря на вышеупомянутую нечеткость границ, хотелось бы все же начать разговор с тенденций, общих для «постструктуралистского состояния» гуманитарного знания.

Наиболее существенные характеристики постструктурализма можно попытаться сгруппировать по трем пунктам.


17. Постструктурализм_____________________________________ 190

Для обозначения первого пункта уместно процитировать роман В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота», где рассказывается псевдобуддист­ская притча следующего содержания. Некий Просветленный, когда его спрашивали о чем-либо, ничего не говорил, а только указывал пальцем на предмет, о котором его спрашивали. Таким образом Просветлен­ный выявлял истинную сущность предмета, неизменно это выгляде­ло как бесследное исчезновение предмета в пространстве. Позднее Чапаев приделал к этому пальцу глиняный приклад и использовал как пулемет. Образ «глиняного пулемета» из романа Пелевина весьма удобен для характеристики релятивистского стремления постструк­туралистов выявлять относительность какого бы то ни было значе­ния исследуемого предмета. Прежде всего, проблематизируется (и, кстати, структурными методами) сама структурность предмета, принцип его устройства.

Вторая важная характеристика - заметная левизна в политиче­ском смысле. Это характеристика историческая: постструктурализм возник на пересечении структуралистского и экзистенциалистского опыта. Как и в структурализме, субъект в роли объясняющей модель и суверенного дарителя смысла поступкам и текстам объявляется ил­люзией. Вытекающая отсюда принципиальная беззащитность человека перед властью признается постструктуралистами, но свободу они все равно пытаются отстоять, хотя бы как право и возможность человека понимать, чему именно он подчиняется.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 342 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2320 - | 2074 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.