• Исследование - взаимное приспособление друг к другу организма и среды (в определении Рассела - та часть преобразований, которая целенаправленно проводится с миром представлений исследующего человеческого организма). В порядке перехода от проблематичной ситуации к непроблематичной (а не «истинной», как уточняет Пирс) исследование — это деятельность по организации мира (Дьюи).
• Следствия из подобного понимания познания:
1) Сохранение объективности; истинность и ложность являются «субъективными» (на до-прагматистском языке) состояниями, но они оправданы как теоретические категории, поскольку обусловлены извне и характеризуют степень приспособления организма к среде.
Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 241
2) Дальнейшее расширение понятия чистого опыта, включающего в себя заведомо не только сознание. Структура чистого опыта задается исследовательским намерением, определяющим порции - факты, предшествующие оформлению «идей» - планов вторжений в ситуацию; взаимосвязь факта и идеи как разных форм опыта обеспечивает их относительную согласованность. Распространение «опыта» на факторы, затрудняющие познание: негативные определения, парадоксы, инерцию.
• Если разум ценен не как созерцание вечной истины, не сам
по себе, а для решения проблем (операциональность), то исследователь
должен сопоставлять варианты, связанные с большим вмешательством
в процесс наблюдения, с проектами, предполагающими минимальное
вмешательство. Часто целесообразный подход состоит не в том, чтобы
элиминировать себя из наблюдаемой ситуации, дабы понять ее в ее ау
тентичности, но в том, чтобы воздействовать на естественные условия,
создавая возможности наиболее эффективного наблюдения.
Прагматистская этика и ее близость к идеалам минимального подавления альтернатив, плюрализма, ненасилия и политкорректности.
Лекция 10. Неопозитивизм
• Сложность изучения теории знания в XX веке: замутнение чис
тоты школ и зависимость нашего категориального аппарата от восходя
щей к началу XX века системы понятий. Целесообразность выделения
полюса «аналитической» (неопозитивистской) программы.
• Преемственность по отношению к позитивизму: предпочтение
достоверного (но уже не эмпирического или синтетического, а анали
тического) знания; намерение искоренить предрассудки и логические
ошибки ради достоверности.
• Ключевые имена логического позитивизма: Венский кружок,
Львовско-варшавская школа, Берлинский кружок. Р. Карнап, М. Шлик, Г.
Райхенбах, К. Гедель, А. Тарский, К. Айдукевич, К.Г. Гемпель.
Два великих философа, симпатизировавших неопозитивизму и ставших
авторами программных для неопозитивизма работ: Л. Витгенштейн (вре
мен «Логико-философского трактата») и Б. Рассел.
Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 242
• Неопозитивизм как реализация стремления к маленькому,
но достоверному знанию:
1) Ограничение материала возможного знания корпусом уже об
ладающих значением высказываний науки, доступных для логиче
ского анализа.
2) Верификация: процесс разложения сложных высказываний
науки на проверяемые суждения, в пределе - на однозначно истинные
протокольные предложения. Демаркация (проведение границ между
научным (верифицируемым) знанием и ненаучным).
3) Надежда выявить правила (синтаксис) идеального языка — на
учного и обыденного.
• Оптимизм раннего неопозитивизма: если ученые согласны
в наблюдениях, они должны согласиться и в интерпретации.
Основные (логические, найденные самими неопозитивистами) возражения против неопозитивистской программы:
1) Тавтологическая теория не нужна.
2) Аксиомы не описываются непротиворечивым образом внутри
системы (теорема Геделя).
3) Верифицируется всегда не отдельное суждение, но целая карти
на мира.
4) Значение понятия определяется его употреблением («Философ
ские исследования» Витгенштейна).
5) Нагруженность любого высказывания контекстом: соседних
научных высказываний, контекстом обыденного языка, метафизиче
ским контекстом.
• Сомнения в пригодности неопозитивистской программы и по
пытки ее смягчения. Пример распространения неопозитивизма из об
ласти философии науки в конкретное гуманитарное знание (по статье:
Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в историче
ской науке // Философия и методология истории. М., 1977. С. 37 - 71).
Лекция 11. Теория фальсификации Карла Поппера
• Усиление требований дедуктивной рациональности, однако
при согласии с антипозитивистской критикой и с тезисом о том,
Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 243
что предложения без метафизических убеждений невозможны, заставляет Поппера смягчить критерий ценности теории: отныне это количество не доказанных, а неопровергнутых гипотез.
• Сохранение неопозитивистских положений: о различении кон
текстов открытия и обоснования, о проверке сопоставлением дедуктив
ных выводов из объясняющей гипотезы с эмпирическими наблюдениями
(только уже не для верификации, а для фальсификации гипотезы). Теория
демаркации: в принципе не поддающееся фальсификации знание счита
ется ненаучным.
• Следствия из теории фальсификации:
1) исследователь должен стремиться не к поиску подтверждений
своей гипотезы, а к выявлению условий, при которых он будет обязан
от нее отказаться.
2) в силу отсутствия критериев истины (из-за чего мы никогда
не можем быть уверены в том, что достигли ее), методология должна за
ниматься правилами не организации гипотез, а норм сравнения
и предпочтения теорий друг другу; история науки (выдвинутых и отверг
нутых гипотез) важнее ее содержания (корпуса гипотез, не отвергнутых
на настоящий момент).
• Возражения против теории фальсификации: неокончательность
опровержений; нефальсифицируемость самой теории фальсификации
(сам Поппер отвечал на это, что нет такой необходимости, поскольку
теория фальсификации является не моделью действительности, но ме
тодологическим регулятивом).
• Теория фальсификации сохраняет характерный для XX века
критический пафос: знание развивается как опровержение и уточнение
своего предыдущего состояния.
Лекция 12. Социология знания
• Подход, в котором предполагается изучение истории и состоя
ния знания, исходя не из внутренней логики его развития, а из характе
ристик его приверженцев и социального контекста их жизни. Факторы
социального, психологического и экзистенциального порядка.
• Элементарная форма социологии знания - конвенционализм
(П. Дюэм, А. Пуанкаре). Знание как плод свободного от почти всякой
содержательной предопределенности договора компетентных профес-
Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 244
сионалов. Разделение между «жестким ядром» и «периферией» (на «периферии» происходят научные споры, обеспечивающие сохранение «жесткого ядра»).