Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предыстория развития к началу XIX века




• Оформление в XVII веке идеала организованного, обще­значимого, проверяемого знания, предполагающего методическое исследование и логически исходные категории истины, субъекта и объекта.


Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 234

• Две степени критики идеала доказательного знания в гумани­
тарных сюжетах: 1) признание его невозможности и 2) попытка оправ­
дать право на существование недоказательного знания.

• Гипотеза Вико: значение действий других людей может быть
познано не потому, что оно может быть единственно таким. Оно может
быть приблизительно похожим на то, что готов вчитать в него абст­
рактный исследователь.

Варианты отношения к подобным гипотезам:

1) Вернуться к математическому идеалу знания. Позитивистская
программа с намерением устранять индивидуальность исследования,
опираться только на «неопровержимо» установленные факты
и на предельную детализацию исследовательской процедуры.

2) Гуманитарные программы: изначальная общность, консубстан-
циальность предмета и исследователя
как гарантия возможности
корректного познания.

а) Умозрительная стратегия (на примере Гегеля и Маркса),
основанная на гипотезе о том, что и предмет, и исследователь суть сту
пени разворачивания законов.

б) Романтически-интуитивистская стратегия, намеревающая­
ся оспорить гипертрофию разума и реабилитировать интуицию
как средство исследования.

3) Критико-релятивистская позиция по отношению к возможно­
сти убедительного гуманитарного знания, ее непопулярность
в XIX веке.

Лекция 4. Умозрительная стратегия гуманитарного исследования

• Гегелевский вариант решения сформулированной Кантом
«проблемы синтетических суждений» при помощи гипотезы о том,
что субъект и предикат любого суждения суть разные стадии
разворачивания единой субстанции.

• Реконструкция Б. Расселом («История Западной Философии»,
Новосибирск, 1994, т. 2, С. 219 - 225) гегелевского хода рассуждений
при принятии предпосылки о том, что знание возможно и оно должно
быть логическим.
Установление взаимосвязи всего с Единым и уста-


Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 235

новление признаков Единого (интеллигибельность, необходимость развития, свобода). Тогда Единое становится содержательно более определенным и его можно далее именовать Абсолютным Духом.

• Гегелевское понятие диалектического противоречия как про­
должение кантовского намерения выйти за пределы формальной логики.
Готовность Гегеля ради реабилитации познания принять, что диалектика
распространяется не только на сознание, а противоречия имеют строго
определенную логическую форму.

• Характерная для умозрительной стратегии преувеличенная
уверенность в истине собственной точки зрения и готовность ради ло­
гической последовательности и неопровержимости отказаться от ис­
пользования внешних источников и данных, найденных коллегами.
Подозрительная схожесть посылок и выводов в умозрительных (спекуля­
тивных, тавтологических, дискурсивно-философских) исследованиях
и необходимость принимать метафизику, которая оправдывала бы умо­
зрение как метод.

• Удобства философии Гегеля для гуманитарной методологии:

 

1) Легитимация познания благодаря презумпции консубстанци-
альности
предмета и исследователя. Малоуязвимость для альтернатив­
ных данных и концепций, особенно при наличии таких амортизаторов,
как диалектические противоречия и исторически конкретная отно­
сительная рациональность
проявлений Абсолютного Духа.

2) Историзм: а) Возможность отказаться от «вещи в себе» и обос­
новать формирование априорных структур мышления историей само­
развития Абсолютного Духа, б) Как гарант и поле действия логических
и диалектических законов история становится основным пространством
их поиска и исследования, в) Этическое оправдание хода событий
в меру необходимости соглашаться с тем, что «все действительное ра­
зумно, а все разумное — действительно».

Лекция 5. Позитивизм

• Открытость для внешнего материала и построений коллег.
Стремление достичь общезначимости благодаря максимальной детализа­
ции исследовательской процедуры, предпочтение описанию и индукции.


Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 236

• Социальные новации первой половины XIX века. Осознание
возможности изменения политической системы, бытовой технический
прогресс, рост социальной мобильности и приход среднего класса (бур­
жуазии) в науку, утверждение нерелигиозного - эмпирического и бес-
предпосылочного — мышления.

• Исследование «ножниц и клея». Представление Э. Дюркгейма
(1858 — 1917) о правильном исследовании.

1) Организация материала: отбор фактов - единиц, значение кото­рых приблизительно дано; 2) преодоление приблизительности - обна­ружение за явлениями закономерностей, разоблачение ошибок и обманов источников, деконструкция обыденности и пристрастности субъектив­ного исследователя; 3) реконструкция законоподобных формул.

• Недостатки позитивистской стратегии. 1) Некорректность дове­
рия исследовательской способности регистрировать факты. 2) Отказ от
исследования специфически гуманитарных проблем объяснения ду­
шевной деятельности и мотивов поведения. 3) Невозможность полно­
стью устранить аксиомы и риторику, сохранение уверенности
в рациональной организации вещей. 4) Позитивистское исследование
оправдывается только в рамках представления о службе знания обще­
ству. Таким образом, оно возможно лишь пока не приходится заду­
мываться о его возможности.

• Привлекательность позитивистской научной этики. Оконча­
тельное профессиональное оформление гуманитарного знания: ста­
новление системы разделения труда и создания профессиональной
идентичности путем практики исследовательских проектов, кодифика­
ции классической литературы и периодических изданий, объединения
специалистов в ассоциации, гуманитарного образования.

Лекция 6. Интуитивистски-иррационалистическая стратегия

Иррационалистическая метафизика А. Шопенгауэра (1788 -1860)

• Отказ от требования полной рациональной непротиворечи­
вости в гегелевском варианте ответа на кантовскую проблему воз­
можности мышления. Предположение о единстве иррациональной
субстанции - Воли, Жизни.


Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 237

• Реабилитация интуиции и интроспекции как средств гумани­
тарного исследования.

Методология В. Дильтея (1833 -1911)

• Принятие оправдывающих стратегию метафизических аксиом:
1) заинтересованность Жизни в самопознании; 2) Временность (тем-
поральность)
как главная характеристика Жизни и достаточность
структуры времени для выяснения механизмов смыслонаделения.

• Первая фаза исследования - угадывание смысла творчества и по­
ведения исследуемого лица при посредстве вчувствования (эмпатии,
сопереживания).

• Вторая фаза - контроль и сообщение коллегам своей интуиции.
Способность к коммуникации и накоплению общезначимого знания.

• «Техника личной гениальности». Упражнения в ней возможны,
поскольку и исследователь, и предмет существуют в единой среде Жиз­
ни, исторического опыта, пространства языка, в котором и возникают
усваиваемые исследователем в личном опыте значения.

• Функционирование механизма герменевтической переинтерпре­
тации: сиюминутные интересы оставляют полученное знание ограничен­
ным, но позволяют лучше понять горизонты, с которых производилось
познание, и приступить к новому циклу с более разработанных позиций.

Лекция 7. Неокантианство. Разработка понятия культуры как пространства взаимосвязанных ценностей

• Развитие кантианской позиции о предопределенности струк­
турой исследовательского сознания самой возможности и хода по­
знания.
В отличие от классических стратегий неокантианцы осознают
сложность исследования мира, «как он есть», и предполагают, что по­
рядок привносится только исследующим субъектом.

• Возможности редуцировать субъективность: однозначность
понятийного выражения (контекст обоснования) гипотезы и попытка
разработать оптимальную (трансцендентально-субъективную, непод­
властную условиям конкретной ситуации) методологию познания.

• Две школы неокантианства: марбургская (логическая) и ба-
денская
(психологическая). Представители баденской школы: В. Вин-
дельбанд
(1848 - 1915) и Г. Риккерт (1863 - 1936).


Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 238

Центральное неокантианское понятие «ценностей» — исходных стандартов смыслополагания.

Культура как совокупность явлений, приведенных исследова­
телем в ценностное соотношение друг с другом. Культура как специ­
фическое пространство гуманитарной деятельности.

• Первоначальное жесткое разделение культуры и природы
(как привнесенного порядка и хаоса) заменяется осознанием наук
о природе как частного варианта наук вообще - а именно, основанного
на ценностях повторяемости и единообразия. Закон как специфический
вид ценности.

• Неокантианская типология научных методов: номотетический
(«устанавливающий законы», генерализирующий, обобщающий) и идио-
графический
(«описывающий особое», индивидуализирующий).

• Разделение оценки (положительного или отрицательного отно­
шения к явлению) и отнесения к ценности. Цель этого сопоставления -
сократить произвольность исследования и достичь общезначимости.
Неокантианская типология наук.

Лекция 8. Методология Макса Вебера (1864 -1920)

Идеальный тип - ключевая категория методологии М. Вебера

• Понятность вместо эмпирической точности, логическое
усиление
одного аспекта в ущерб остальным. Идеальный тип —
не методологический совет или норма исследования, а неизбежная
(пусть даже не осознаваемая исследователем) модель, помогающая
концептуализировать явление. Идеальный тип не воспроизводит эм­
пирические данные, но служит для сопоставления с ними и выявле­
ния собственной неточности и односторонности. Идеальный тип не
является ни статистическим усреднением, ни теоретической попыт­
кой установления структуры, смысла, сущности или ценности явле­
ния — скорее, он позволяет расставить акценты в собственном пред­
ставлении о предмете и, предполагая свое дальнейшее опровержение
и уточнение, соответствует картине знания, развивающегося путем
критики и исправления собственных ошибок.

• Изучение индивидуальных поступков и их мотивации. Пони­
мающая
социология - соотнесение собственных представлений о цели


Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 239

и средствах действия с представлениями деятелей. Понятие социаль­ного (ориентированного на других) действия.

• Типология социального действия: целерациональное, ценно­
стно-рациональное, традиционное, аффективное.

• Анализ именно социального действия — возможность отличить
поддающееся сопоставлению (и способное быть предметом науки) по­
ведение от непонимаемого. Обязанность фиксировать исследователь­
скую позицию.

Лекция 9. Прагматизм

Общая характеристика

• Нехарактерное для Европы сочетание элементов герменевтиче­
ской (понимание познания как деятельности, причем зависящей
от таких неинтеллектуальных параметров, как практика и исследова­
тельская позиция; включенность наблюдателя) и позитивистской (сци­
ентизм) стратегий.

• Определение содержания понятия из перспективы последствий
практического применения его значения. Готовность вечно переопре­
делять результаты, понимание философии как процесса. Истина
как результат познавательных усилий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 262 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2279 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.