Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Когнитивный и социологический подходы к истории знания 6 страница




Как и позитивисты, Пирс симпатизировал индукции, заключени­ям от частного к общему, полному обобщению фактического материа­ла; стремился уточнить логические правила этой исследовательской процедуры. Пирс серьезно разрабатывал проблемы соотношения фигу­рирующих в познании элементов. Он пришел к чрезвычайно плодо­творной гипотезе о том, что в основе существования смысла лежит механизм обозначения, когда элемент указывает не только на себя, но и еще на что-то. Пирс разработал первую типологию знаков, пред­ложил важное разграничение между знаками самими по себе, знаками по отношению к обозначаемому предмету и знаками по отношению к интерпретатору.


9. Прагматизм_____________________________________________ 114

Однако некоторые тенденции мысли Пирса отчетливо отделяют его от позитивизма. Для Пирса истинность концепции зависит не от убе­дительности построений и не от полноты учтенного опытного материа­ла (тем более, что эти «убедительность» и «полнота» являются таковы­ми только с каких-нибудь определенных позиций). Гораздо важнее возможность проверки обсуждаемой гипотезы, проверки следствий, которые она влечет за собой. По мнению Пирса, все потенциальное со­держание нашего знания исчерпывается информацией о будущих по­следствиях какого-либо явления или гипотезы. Таким образом, иссле­довательское пространство размыкается; теоретическая конструкция оказывается не итогом исследования, который является или истинным, или ложным, а его промежуточной стадией. За формулировкой версии следует ее мыслительная или практическая проверка, иными словами, предвосхищение и просчет ее прямых и побочных последствий, в том числе, и ее принятия научным сообществом. У Пирса даже есть форму­лировка, что истина - это то, с чем сообществу суждено согласиться.

Показательно сравнение того, как понимают зависимость истины от возможности ее экспериментальной проверки Пирс и Ф. Бэкон. По­следний имел в виду лишь то, что эксперимент покажет, как все есть на самом деле. Пирс уже осознал, что степень человеческого могу­щества достаточно велика, для того чтобы подогнать под гипотезу и результаты эксперимента. Соответственно, критерием удачности гипотезы является именно эта способность определять мировидение и после столкновения с наблюдаемым материалом. Это более честно и более зрело, чем у Бэкона, который не знал, что мы все равно ви­дим материал не таким, «каков он есть сам по себе», а так, как нам хочется; с другой стороны, степень доверия к истине в рамках теории Пирса существенно ниже.

Уильям Джеймс

и снятие жестких границ между данными органов чувств, сомнениями и «ясным теоретическим знанием»

Самым удобным для дальнейшего рассказа о развитии прагматизма может стать указание на то, что Пирс не настаивал на том, что вещи


9. Прагматизм_____________________________________________ 115

даны нам так, как они есть, и в то же время не проповедовал, что мы сами изобретаем их смысл. По Пирсу, у вещей есть такая форма суще­ствования, как данность в опыте. Для самого Пирса эта данность -всего лишь промежуточное состояние между «независимым (от иссле­дователя — А.П.) бытием вещей» и долженствующей отразить это бы­тие хорошей теоретической конструкцией. Однако уже Джеймс по­нял, что это пространство опыта можно сделать универсальной средой, в которой происходит весь познавательный процесс. Тогда окажется, что наше знание о самих себе в рамках этого процесса — не больше и не точ­нее, чем знание о бронтозаврах или смысле жизни; с другой стороны, знание о бронтозаврах или смысле жизни - ничуть не менее досто­верно, чем знание о самих себе. Иными словами, отпадает осознанная И. Кантом и мучившая европейскую гносеологию чуть ли не до сего дня проблема: качественного отличия знания о собственном сознании от информации о внешних вещах.

Джеймс сформулировал эту мысль следующим образом: «чис­тый опыт» это «непосредственный жизненный поток, представляю­щий материал для нашего последующего отражения»1. Таким образом, оказывается возможным соотнести субъект и объект как два однород­ных образования, как две порции сознания (оно же — «чистый опыт»). В самых первых лекциях уже говорилось о том, что любая теория гума­нитарного познания строится, во-первых, на противопоставлении субъ­екта и предмета, а во-вторых, на необходимости предположить между ними удовлетворительно проводящую познание среду: в случае с праг­матизмом мы имеем еще один вариант решения этой проблемы.

Некоторые соображения Джеймса представляются очевидно вер­ными: в частности, о том, что одна и та же, вполне неделимая, порция чистого опыта в одних условиях оказывается объектом, а в других — субъектом. Можно привести пример: когда Джеймс формулировал этот принцип, он был субъектом познания, а когда сейчас о нем говорим мы, он - объект и ничего больше. Другое очень занятное наблюдение: само

1 Цит. по: Рассел Б. Указ. соч. С. 284. Как мне любезно указал С.Д. Серебряный, в английском оригинале этой цитаты последнее слово - «reflection», так что мо­жет быть более оправдан перевод: «последующего размышления».


9. Прагматизм_____________________________________________ 116

понятие «сознания» в историко-философском плане содержит нагрузку еще до-философских способов мысли; «сознание» — это трансформиро­ванная категория «души». В этом качестве термин и понятие «созна­ния», по мнению Джеймса, скорее должны быть достоянием религиоз­ного, а не философского рассуждения.

Стоит обратить внимание еще на несколько мыслей. Во-первых, в познание, расширенное до границ всего опыта, привносятся различ­ные элементы, выходящие за рамки рационального оперирования: верования, желания, ощущения и т.п. Но в таком случае опыт исчер­пывает собой весь горизонт доступной для нас информации. Кантов-ская и послекантовская гносеология заставляет нас мучиться доста­точно трудными вопросами: как мы можем знать что-то находящееся вне нас? как мы можем рационально выразить нечто полученное принципиально нерациональным способом — через органы чувств и через интуицию? В случае принятия прагматистского представле­ния о сознании мы стоим перед значительно более простой задачей: как сделать так, чтобы наши рационально образованные идеи рацио­нально же казались нам не противоречащими всему прочему. Сфор­мулированная таким образом проблема не только сулит больше на­дежд на успех проекта, но и помогает отдать должное степени влияния обстоятельств на исследователя.

Во-вторых, продолжается тенденция размыкания процесса по­знания. Джеймс делает уже откровенное заявление о том, что познание ищет не результата, а метода; чуть позже Дьюи внесет еще одно ценное уточнение: метод должен предполагать возможности своего собствен­ного исправления. Джеймс развивает прагматистские соображения о том, что истина - не состояние, а процесс, т.е. нечто по определению изменяющееся, нестабильное. Постепенно он приходит к формули­ровке, что истина — это процесс постоянной верификации (= пере­проверки = сомнения). В прагматизме (за что он и был назван «праг­матизмом») истина идеи тождественна ее полезности, точнее -ее оперативной способности, возможностям ее применения. Однако, чтобы это не выглядело слишком плоско, стоит оговориться: знание становится верным не потому, что кому-то стало от этого очень хорошо в конкретный момент, а потому что события продолжают подтверждать полезность определенного содержания информации в отличие от аль-


9. Прагматизм_____________________________________________ 117

тернативного. Вернемся к примеру из начала этой лекции: о прагма­тизме желательно знать столько, чтобы без проблем ответить соответ­ствующий билет на экзамене. Однако может оказаться, что информация о том, как звали основных мыслителей прагматизма, хотя и поможет продемонстрировать экзаменатору, что Вы когда-то что-то читали, тем не менее будет решительно недостаточна, для того чтобы приме­нить прагматистские принципы мышления для определения, например, проблемы собственного дипломного проекта. В этом случае более опе­рациональным знанием о прагматизме оказывается уже не словарная информация, но тренировка в применении прагматистского подхода к процессу собственной исследовательской деятельности.

Джон Дьюи: инструментализм и его импликации для (гуманитарного) исследования

Джеймсу принадлежала еще одна очень интересная мысль: о том, что познание есть часть механизма приспособления человека к окружающей среде. Ее с большой охотой развил третий великий представитель прагматизма - Д. Дьюи. Он предположил, что исследование - процесс взаимного приспособления организма и среды, а, соответственно, че­ловек - такая часть природы, которая способна на сознательное само­изменение. Б. Рассел в своем учебнике упрощает это и говорит, что ис­следование есть только часть процесса взаимной адаптации среды и человеческого организма - та, в которой изменения происходят больше с человеком и с миром его осознанных представлений. Одна­ко в любом случае взаимное приспособление природы и организма подразумевает некоторое равноправие. Пирс некогда развил субъек­тивную сторону этой гипотезы: цель познания состоит в преодолении исследовательской неуверенности, переходе от проблематичной ситуа­ции к непроблематичной (видеть развитие знания в таких терминах по­лезнее, чем говорить об «истине»). Дьюи в своей формулировке, наобо­рот, снимает противопоставление субъективного и объективного: если исследование — процесс приобретения ситуацией большей определен­ности, то оно есть деятельность по организации мира.


9. Прагматизм_____________________________________________ 118

Выводов из такого понимания познания можно сделать множе­ство. Что касается его объективности, то она в большой мере сохра­няется - даже несмотря на то, что такие ощущения, как ощущения истинности и ложности, в принципе больше зависят от исследователя, чем от материала. Да, эти ощущения суть лишь состояния организма. Тем не менее, обуславливаются эти состояния организма извне и харак­теризуют степень его приспособленности к среде. С другой стороны, Дьюи сохраняет прагматистское допущение о единстве жизненного потока (или, если угодно, «чистого опыта»). В рамках этого допуще­ния он делает несколько чрезвычайно важных новых выводов.

Во-первых, Дьюи окончательно отказывается отождествлять чис­тый опыт и поток сознания: делается это ради того, чтобы не осталось сферы (например, материи), которую было бы уместно исключать из области опыта.

Во-вторых, развивая тезисы Джеймса и Пирса, Дьюи уточняет гипотезы об устройстве универсальной познавательной среды. Он об­ращает внимание на то, что поток опыта изначально не расчленен. Не­которую структуру этому потоку придает только исследовательское намерение, которое и обуславливает выбор определенных порций опы­та (фактов). Интеллектуальные операции с фактами предшествуют оформлению идей — планов вторжения в существующие внешние усло­вия. При этом, поскольку любой факт существует лишь по отношению к идее (оперативному плану действия с фактом), он может быть выра­жен именно символическими терминами. Исследовательский интеллект как раз и способен работать только потому, что объект заменяется дру­гим объектом, знаком, — таков характер связи между элементами. Из этого, по мнению Дьюи, следует, что характер смыслополагания у человека задан его намерениями что-то делать с предметами своих размышлений.

В-третьих, Дьюи в очередной раз обогащает понятие опыта. Он указывает, что к этой единственно существующей для познания среде принадлежат не только очевидные средства и объекты познания, но и факторы, затрудняющие познавательный процесс: неведение, ин­теллектуальная и поведенческая инерция, парадоксы, негативные опре­деления (например, определения смерти как окончания жизни или ус­ловия выплаты страховки) и т.п.


9. Прагматизм_____________________________________________ 119

Наконец, еще одно очень важное следствие из фундаментального положения Дьюи о том, что познание является деятельностью по орга­низации мира. Уже говорилось, что деятельность разума состоит не в созерцании вечной истины, а в процессе перепроверки ее про­межуточных значений; иными словами, разум ценен не сам по себе, а потому, что он годится для разрешения проблемных ситуаций, опе­рационален. В таком случае смысл интеллектуальной деятельности состоит в том, чтобы по возможности просчитывать последствия си­туации и влиять на будущее собственными адекватными действиями. А отсюда следует, что разум (да и вообще субъективное участие) не подлежит изъятию из исследовательского процесса, и упорство в стремлении «видеть вещи такими, какие они есть», является обманом тем более опасным, что это самообман.

Наоборот, нужно стремиться к более активному воздействию на объект исследования. Вместо того чтобы пытаться наблюдать те условия, в которых поведение вещей выглядит максимально есте­ственным (хотя из-за наличия наблюдателя это все равно недости­жимо в полной мере), следует сознательно, не стесняясь этого, соз­давать те условия, в которых удобнее будет субъекту наблюдения. Это очень плодотворный принцип, и только на первый взгляд кажет­ся, что он имеет отношение сугубо к естественным наукам и абсолютно неприменим для гуманитариев. Если мы имеем дело, например, с анализом текста, этот принцип оказывается весьма пло­дотворным.

Согласно прагматизму, мы не должны пытаться установить тот смысл, который вкладывал в этот текст его автор: мы все равно не сможем этого сделать, поскольку не будем в состоянии ни полностью уподобиться автору, ни сделать вид, будто наши представления ни­чуть не влияют на нашу интерпретацию. Вместо этого мы должны сразу поставить перед собой реальную задачу: по мотивам текста нуж­но прояснить наши собственные представления о структуре, например, нашей же исследовательской мысли. При этом тексты оригинальных авторов будут для нас не источником, а, скорее, чисто вспомогатель­ным инструментом, своего рода «галлюциногеном».

Пример, с точки зрения научной этики, несколько провокацион­ный, но вроде бы неплохой; во всяком случае осознание того, что в по-


9. Прагматизм_____________________________________________ 120

знавательном процессе всегда задействован фактор исследовательской деятельности (не столько даже интеллектуальной, сколько практиче­ски-волевой и даже направленной на удовлетворение каких-то инте­ресов), было вполне своевременным. Выше я уже пытался показать, что Кант, неокантианцы или Вебер признавали неустранимость структуры исследовательского сознания и склонялись к тому, чтобы конструктивно использовать его ограниченность. Точно так же и праг­матисты обнаружили в познавательном процессе неотменяемый инте­рес приспособления к жизненным условиям и поставили вопрос о воз­можности продуктивно использовать этот интерес. Можно это переформулировать: согласно прагматизму, необходимо так ставить исследовательские вопросы, чтобы фактор своего интереса оставался осознанным и не вводил в заблуждение, что такого интереса нет.

Напоследок еще ряд моментов, о которых стоит сказать несколь­ко слов. Во-первых, примечательно соотношение, которое прагматизм устанавливает между областью осознанных, продуманных представле­ний и остальным пространством. В прагматизме здравый смысл и на­учное сознание нераздельны, и наука есть своего рода «верхний этаж», относительно механическая разработка повседневных операций и про­блем. Во-вторых, необходимо обратить внимание на прагматистскую этику — и потому, что она интересна сама по себе, и потому что ее часто довольно беспардонно искажают. Оставим в стороне злопыхательство марксистов советского и постсоветского толка, инкриминировавших прагматистам (читать надо было — «американцам») свою степень под­гонки теории под повседневные нужды. Однако и Б. Рассел в «Истории Западной Философии» перегибает палку, изображая, как будет мучить­ся прагматист, которого спросят, пил ли он утром кофе: прежде чем ответить, ему надо будет просчитать все возможные последствия раз­ных вариантов ответа и, исходя из этого, выбрать нужный. Здесь есть другая сторона, поинтереснее: поскольку сами прагматисты, конечно, сознавали, что их учение может быть понято как легитимация реляти­визма и вседозволенности, они всячески культивировали душевную деликатность и внимание к собеседнику / Другому. При построении своей теории они больше всего заботились как раз о том, чтобы, если уж человек оказался свободен выбирать ценности, он выбирал не


9. Прагматизм_____________________________________________ 121

самые плохие и, по крайней мере, не задавил бы, по своей глубокой невежественности, хорошие. В целом, этика прагматизма является именно этикой плюрализма и ненасилия: выбирать (по возможности) и в поведении, и в исследовании обычно рекомендуется тот вариант, который оставляет наибольшие возможности для существования аль­тернативных себе. Поэтому не стоит однозначно принимать на веру рассуждения о том, что прагматизм как философское направление яв­ляется безнравственным: на мой взгляд, современная этика, пропове­дующая мультикультурализм, терпимость и политкорректность, мно­гим обязана прагматизму и хорошо с ним уживается.


Лекция 10 НЕОПОЗИТИВИЗМ

Теория познания в начале XX века. «Карта гносеологии»

и удобство выделения определенных «полюсов» - например,

аналитической (неопозитивистской) программы

На прошлых занятиях речь шла о расшатывании классической методо­логии гуманитарного знания — о том, как неокантианство и прагматизм пытались совместить требование объективности исследования с фактом зависимости его результатов от структуры сознания наблюдателя. В какой-то мере классические варианты ответа на основные методо­логические вопросы продолжают воспроизводиться и в XX, и в XXI веке: сейчас также сосуществуют позитивистские, интуитивистские и критические варианты гносеологии. Однако уже менее определен­но, чем в позапрошлом столетии, можно говорить о чистоте фило­софских школ; у любого автора можно найти и аналитические, и ирра-ционалистические, и релятивистские аргументы. Есть еще одна сложность: когда мы начинаем размышлять о философии 1950-х или даже 1900-х годов, оказывается, что у нас нет концептуального ап­парата для говорения с внешних, беспристрастных позиций. В слиш­ком заметной степени мы наследники, пользователи и пленники той системы категорий и противоречий, которая была выработана именно в начале XX века. Такие трудности заставляют стремиться к определенным упрощениям при характеристике ситуации в гумани­тарной гносеологии.

Прежде всего, хотелось бы ввести допущение, что на карте мето­дологических учений первой половины XX века существует некоторый полюс, от которого можно будет впоследствии отсчитывать коорди­наты других концепций. Этот полюс можно было бы обозначить как «аналитическую программу», понимая под таковой очередную попытку


10. Неопозитивизм__________________________________________ 123

строить знание исключительно рациональным образом. Рациональность познания должна сделать исследование подконтрольным, проверяе­мым, подающим надежды на то, что количество проверенного и хоро­шего знания будет медленно, но увеличиваться. Слово «аналитическая» уместно здесь в том смысле, в каком его употреблял Б. Рассел. В упро­щенном виде аналитическая программа означает намерение получать знание путем анализа: самым несомненным способом, только из уже имеющегося, без добавления новых проблематических суждений. Та­ким образом, аналитизм не хочет оперировать теми теоретическими образованиями, которые могут оказаться неоднозначными. Как фор­мулирует Рассел, «анализировать - значит переводить высказывание в более адекватное словесное выражение, значения которого выступают именами «данностей» — чувственных или логических»1.

Здесь сохраняется та же стратегия, которая была и у позитиви­стов: кропотливо собирать все знание, достойное доверия, и ни за что не допускать в корпус науки информацию, которая не может быть обос­нована полностью. Ради выполнения этой задачи следует каленым же­лезом выжигать все уже успевшие проникнуть в знание предрассудки, логические ошибки, намеки и прочее. Последователи этой аналитиче­ской программы также позаботились о том, чтобы нам было несложно их идентифицировать и описывать. Большинство ранних неопози­тивистских текстов, в которых делается отчаянная попытка сконструи­ровать и описать логику науки, происходит из очень немногочислен­ных исследовательских центров: т.н. Венского кружка, Львовско-варшавской школы и Берлинского кружка. Это все 1920-е — 1930-е го­ды: Р. Карнап, М. Шлик, Г. Райхенбах, К.Г. Гемпель, А. Тарский, К. Айдукевич, К. Гедель и другие2. Этих авторов принято объединять при помощи термина «неопозитивисты'», весьма удачно отражающего близость их ценностей к исследовательской программе первого позити­визма, который, как уже говорилось, также настаивал на логичности и верифицируемости любых исследовательских построений.

Цит. по: Юдина Н.С. Аналитическая философия // Современная западная фи­лософия: Словарь. М., 1998. С. 19.

2 Там же. С. 18-23.


10. Неопозитивизм__________________________________________ 124

Нередко к этому кругу присоединяют еще двух чрезвычайно ав­торитетных мыслителей: многократно упоминавшегося здесь Б. Рассела и претендующего на звание самого крупного философа XX века Л. Витгенштейна. Они, однако, не так однозначно могут быть отнесены исключительно или даже по преимуществу к неопозитивистам, и тот, и другой несколько подозрительно относились к возможности строгого варианта анализа за пределами узко логической тематики. Помимо это­го, Витгенштейн вообще является почти уникальной фигурой в истории мысли: в годы Первой мировой войны он создал очень мощную науч­ную теорию, как раз рекомендующую строго логический анализ того, «о чем можно говорить». Всего несколько десятилетий спустя (в опубли­кованной посмертно, в 1953 году, работе «Философские исследования») он доказал, что логично говорить нельзя вообще ни о чем и существуют только языковые игры. Однако сейчас нам важно, что в работах Рассела, раннего Витгенштейна и неопозитивистов действительно формулиру­ется вполне обозримая и ясная программа мышления и исследования, в том числе и гуманитарного.

Технологические рекомендации неопозитивизма

Чуть выше о неопозитивизме уже говорилось, что самым главным в нем является стремление к достоверно обоснованному знанию — пусть даже очень маленькому, но зато несомненному. Для того чтобы достиг­нуть такого знания, надо осуществить следующие шаги.

Во-первых, выбрать такой предметный материал, относительно которого знание возможно. Таким материалом может быть корпус научного знания, совокупность утверждений и умозаключений языка науки. Она по своей природе обладает значением и доступна для ин­теллектуальных операций. Она находится на том же уровне, что и су­ждения о ней - в отличие от того мира фактов, который предлагали исследовать первые позитивисты, и от мира психологических ощуще­ний, который пытались анализировать вторые, эпохи Э. Маха и Р. Аве­нариуса.

Во-вторых, этот материал нужно организовать в проверяемую и легко контролируемую структуру. Его следует разбить на элементар-


10. Неопозитивизм__________________________________________ 125

ные, протокольные предложения, относительно которых можно будет однозначно сказать, истинны они или нет1. Научная процедура, с точки зрения неопозитивистов, состоит в прояснении какого-либо корпуса информации: например, исследовательского текста по истории или за­писи наблюдений за поведением микрочастиц в синхрофазотроне. Сам процесс разложения сложного образа представлений о каком-нибудь предмете на элементарные проверяемые суждения называется верификацией. Все, что не может быть проанализировано таким обра­зом, иными словами, любое знание, которое нельзя со стопроцентной дедуктивной точностью вывести из уже ставшего несомненным, под­лежит устранению из настоящей науки, которая должна заниматься лишь трансформациями высказываний об опытных наблюдениях, но никогда — метафизическими спекуляциями. Для указания на сю­жет разграничения науки и различных ненаучных конструкций, таких как религия, философия и т.п., иногда используют термин «проблема демаркации» (имея в виду «проведение границ» между научным и не­научным знанием).

Наконец, в-третьих, нужно формализовать механику исчисления этих простых предложений и построить сложные, безукоризненно пра­вильные теории; установление этих правил исчисления и есть основная цель неопозитивистов. Последние стремились построить идеальные алгоритмы исчисления значений и идеальный синтаксис научного языка. Вот один пример: допустим, мы хотим выяснить, может ли неопозитивизм быть эффективной стратегией в гуманитарном знании. В этом случае мы возьмем какие-нибудь классические неопозитивист­ские тексты (скажем, «Преодоление метафизики логическим анализом языка» Р. Карнапа и статьи из «Логики объяснения» К.Г. Гемпеля), произведем тщательный анализ предлагаемой авторами аргументации и их наблюдений над языком философов и историков. Мы постараемся подтвердить или опровергнуть то, что их принципиальные рекоменда­ции по тому, как ученые должны строить свои мысли, логически верно выводятся из корпуса определений, принимаемых неопозитивистами, и из их наблюдений за профессиональной письменной речью гуманита-

1 См. Никифоров АЛ. Протокольные предложения // Современная западная философия: Словарь. М., 1998. С. 339 - 340.


10. Неопозитивизм



 


риев. Далее мы постараемся применить эти рекомендации (например, «теорию охватывающих законов» Гемпеля — см. ниже) или к корпусу исследовательских высказываний или к протоколу данных историче­ского материала. Нас будет интересовать, какой процент защищенных в нашем университете диссертаций по истории выдержит проверку на соответствие неопозитивистским стандартам логики. В зависимости от этого мы или провозгласим неопозитивизм достаточно эффективной методологией, или решим, что наша эмпирическая база - диссертации -была выбрана очень неудачно, или придем к выводу, что в гуманитар­ном знании потенциал применения неопозитивизма крайне ограничен и лучше считать все это пространство доменом изящной словесности.


Годится ли неопозитивизм для

использования в гуманитарном знании?






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 354 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2456 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.