Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В такой ситуации, вероятно, временное предпочтение следует отдать Т2 1 страница




Теория фальсификации и возможность отделить научное знание от ненаучного

Новизна концепции Поппера заключалась в предложении не подтвер­ждать, а опровергать теории и суждения: доказательное подтверждение невозможно, а вот доказательное опровержение вполне реально и по­зволяет сохранить рациональность знания.

Такая процедура называется фальсификацией. Она происходит путем сопоставления дедуктивно выведенных из объясняющей гипоте-


//. Поппер ___________________________________________ 134

зы следствий с эмпирически наблюдаемыми значениями. Эта схема выполняет те же функции, что и верификация в классическом неопози­тивизме. С ее помощью происходит отделение тех суждений, которые могут быть научными, от тех, которые не могут быть опровергнуты никогда, а значит, не должны входить в корпус рационального научно­го знания. Согласно Попперу, придумав, высказав и обосновав свою теорию, ее автор должен не искать для нее дальнейшие доказательства, а спросить себя: «При каких фактических опровержениях я от нее от­кажусь?».

Здесь следует обратить внимание на одну чрезвычайно прин­ципиальную вещь. Неопозитивисты делали акцент на уточнении со­держания научного знания или хотя бы на прояснении его реальной или идеальной структуры; исключение из знания ненаучных элементов подчинено общей цели достижения небольшой, но истины. Поппер пе­реносит вопрос в другую плоскость: хотя некоторое состояние дел и может быть в принципе отражено адекватно, т.е. истина возможна, мы не способны знать о своем знании, что оно истинно. Таким обра­зом, история развития науки становится важнее, чем ее содержание — точнее, содержание науки как раз и состоит в истории опровержений одних научных гипотез другими. Соответственно, основной вопрос тео­рии знания уже не в том, как организовать гипотезу, чтобы это было хорошо — скорее, речь идет о том, какой гипотезе следует отдавать предпочтение, если мы имеем выбор из нескольких альтернативных вариантов. Поппер приблизительно намечает ответ, говоря о том, что критерием должно стать то, сколько следствий, дедуктивно выведен­ных из объясняющей гипотезы, показало себя как истинные и как лож­ные. Здесь, правда, есть один нюанс: нередко оказывается так, что но­вая теория объясняет проблемы и слабые места («ложные следствия») предыдущей теории, но при этом добавляет свои ложные следствия, о которых в предыдущей теории не было сказано ни слова, и тогда чисто количественное сравнение альтернатив становится затруднительным.

Например, давайте сравним чисто марксистскую теорию рево­люции и ее ленинский вариант. По Энгельсу, чем быстрее капиталисти­ческое развитие, тем быстрее оно закончится полным крахом: револю­ции должны произойти в промышленно наиболее развитых странах Европы. Ленин предположил, что «рыба гниет не с головы, а с хвоста»,


11. Поппер_________________________________________________ 135

и даже ввел соответствующую метафору «империализма как загни­вающего капитализма». В согласии с этой теорией, слабину дадут наиболее уязвимые страны, находящиеся на периферии западного мира. По мере триумфального шествия социализма эта периферия бу­дет все больше продвигаться к центру, который в конечном итоге тоже падет. Таким образом, ленинская теория позволяет объяснить то, что революционное движение сильнее на периферии развитого мира, там даже революция случилась. Однако обещанный крах мировой капи­талистической системы не произошел — налицо ложное следствие. Возникает вопрос: является ли ленинская теория более истинной, чем чисто марксистская? Получается, что опровержения не могут быть окончательными и что в истории науки неоднократно приходилось воз­вращаться к уже отвергнутым гипотезам. С другой стороны, если даже опровержения не пополняют багаж наших знаний и не входят в него навечно, концепция рационально организованной науки остается чрезвычайно уязвимой.

В заключение хотелось бы обратить внимание на моменты, схо­жие в представлениях Поппера и неопозитивизма. Неопозитивисты, как мы помним, представляли себе прибавление знания путем очи­щения его от метафизики и переструктурирования оставшегося. Точ­но так же и Поппер больше озабочен не столько добычей нового зна­ния, сколько сохранением логической чистоты имеющегося, способного быть почвой для будущих озарений. В свою очередь, буду­щие гипотезы нужны для того, чтобы их можно было снова опроверг­нуть, т.е. пафос попперовской теории все равно критический, что, в общем-то, очень характерно для методологии XX века.


Лекция 12 СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

Социология знания и ее значение для гуманитарной гносеологии середины XX века

Шла ли речь о неопозитивизме или о теории фальсификации, мы имели дело с философией знания - с тем, как объяснить получение исследо­вателями новой информации и как оценивать ее правильность или неправильность, исходя только из внутренней логики рассужде­ния. Неопозитивисты, например, хотели теорий, в которых отправные постулаты и данные были бы очевидны, а процедуры их трансформа­ций — гарантированно корректными. Выяснилось, что построить такую общеубедительную концепцию мы не можем. Карл Поппер был ближе к тому, чтобы переделать теорию знания - он предложил стремиться не к поиску правильного содержания и правильной структуры науки, а к тому, чтобы описывать историю и модели ее развития. В своей теории фальсификации Поппер пытался прояснить логическую схему, согласно которой должна происходить замена одной объясняющей теории на другую, альтернативную. Социология знания предлагает иной подход: развитие знания определяется не тем, что в нем уже есть, но тем, кто его носители. Знание — это не доказанная истина и не подлежащая опровержению ложь, а корпус убеждений группы компетентных или не очень людей. В этом случае знание определяется внешними влияниями: прежде всего, факторами социального, психоло­гического и экзистенциального порядков.

Можно привести ряд примеров. Устройство и потребности об­щества, организация системы образования и академических возна­граждений — все это социальные факторы. Допустим, готовность ис­следователя идти на риск и новизну в переопределении своего знания, способность противостоять или подчиняться авторитету отдельных


12. Социология знания



 


мэтров или всей массы коллег — это, скорее, психологические характе­ристики. К области экзистенциального могут быть отнесены, например, стремление к истине или желание выполнять свой долг, не халтуря (очевидно, что к культуре, этике и сознательному выбору это имеет больше отношения, чем к психологии). Повторю вышеприведенное оп­ределение: социология знания — это наука, пытающаяся интерпретиро­вать содержание и изменения знания как колебания в убеждениях опре­деленной группы людей.


Содержание знания в 1-й момент


Содержание знания во 2-й момент


 


tl


-А,

Изменение содержания знания


V,


 




Нетеорети1 еские факторы

 


 



Психологические


Экзистенциальные


Исходная модель социологии знания - конвенционализм. Две основные логики социологии знания

Логически наиболее элементарной формой социологии знания является конвенционализм: доктрина, согласно которой содержание знания опре­деляется договоренностью между компетентными специалистами. При этом остальные члены общества не интересуются данными во­просами или доверяют решение профессионалам. Допускается, что упомянутая компетентная группа может прийти к соглашению любого содержания. Акт такой договоренности является полностью свободным и, следовательно, не может быть предсказан, исходя из со­держания теорий, принятых на данный момент в конкретной науке.

Конечно, даже сами авторы этой теории, П. Дюэм и А. Пуанкаре, думали не настолько плоско, и признавали, что все-таки содержание консенсуса является не абсолютно произвольным. Это означает,


12. Социология знания_______________________________________ 138

что формы его заключения и существования обладают какими-то по­стоянными условиями. Например, Дюэм высказал очень плодотворную гипотезу о том, что взгляды любого исследователя или группы распре­деляются на две зоны: 1) жесткое ядро, в содержании которого иссле­дователь никогда не пытается сомневаться по своей воле; 2) периферия, где он, собственно, и проводит исследования, пробует решения про­блем, спорит с оппонентами, уточняет формулировки и т.д. Из этого примера становится ясен основной предмет социологии знания - соче­тание социальных или социально-экзистенциальных влияний и требо­ваний с логической моделью изменения исследовательских взглядов.

Эта двусторонность выливается в сосуществование двух подхо­дов. Первый состоит в наблюдении за привычками отдельных ученых и их групп: ставится задача выявлять какие-то правила, а в идеале — описывать действующие нормативы исследовательского поведения. Как выразился по несколько другому поводу уже упоминавшийся Поппер, исследуются тотемы и табу расы профессиональных иссле­дователей. Другие авторы, относящие себя к социологии знания, анали­зируют абстрактный механизм развития исследовательских взглядов. В этом случае делается попытка обосновать феномен приращения знания с помощью аргументов не из области его содержания, но идущих от другой логики — развития личности и общества.

Концепция «этоса науки» Роберта Мертона

Родоначальником первой линии считается американец Роберт Мертон (1910 — 2003). В центре его интереса лежат описание и кодификация правил реального поведения в научном сообществе. Именно Мертон предложил такое понятие, как «этос науки» — нормативно-ценностная система той интеллектуальной деятельности, которую общество при­знает компетентной.

В назывном порядке следует перечислить главные, по мнению Мертона, характеристики, отличающие от неспециалистов людей, занимающихся прибавлением знания профессионально. Ученый — это тот, кто сознательно или интуитивно применяет к себе и к своей работе четыре требования: универсализма, всеобщности, незаинтересованно-


12. Социология знания_______________________________________ 139

emu и организованного скептицизма1. Универсализм - это обязатель­ство руководствоваться как при обсуждении чужих, так и при подго­товке собственных концепций едиными для дисциплины критериями. Всеобщность - готовность делиться знанием с другими и держать его открытым для обсуждения и опровержения. Незаинтересованность — обязательство принять убедительно аргументированный результат, даже если он не нравится. Наконец, организованный скептицизм -обязательство подвергать свои и чужие взгляды корректной, но не­пременно рациональной критике; при этом критика должна прово­диться по признаваемым в сообществе процедурам.

Понятно, что эти четыре характеристики довольно относительны; понятно, что можно предложить другие, а эти применять не к академиче­скому сообществу, а, допустим, к некоторым религиозным сектам или любительским кружкам. Однако стоит привести несколько доводов в оправдание Мертона. Во-первых, формулируя эти этические нормы, он говорил не о том, какой наука должна быть всегда, а о том, какова ее эмпирическая форма; по его мнению, эти правила выросли из норм поведения английских пуритан-интеллектуалов XVII — XVIII веков. Во-вторых, разумеется, Мертон понимал, что этот императив далеко не все­гда исполняется. Его следует рассматривать именно как регулятивную норму, на которую ориентируются, сознательно и неосознанно. Прихо­дится мириться с очень высокой вероятностью фактических наруше­ний и даже с тем, что эта норма полностью никогда не осуществится. Однако сию секунду для нас не столь существенно, сводится или не сво­дится этос науки к четырем выделенным Мертоном характеристикам. Мы не можем также подробнее говорить и о механизме поддержания этого этоса при помощи функционирующей в обществе системы награж­дений и репрессий, в том числе и академических. Нужно лишь отметить еще раз сам метод анализа, предложенный Мертоном: наблюдение за поведением профессиональных ученых.

1 Перевод на русский язык и краткое изложение значения этих четырех характе­ристик приводятся по статье: Этос науки // Современная западная философия. Словарь. М., 1998. С. 523. Стоит заметить, что предложенные Мертоном слова — universalism, communism (иногда появляется и «communalism), disinterestedness and organized skepticism - нередко переводятся самым причудливым образом: «общность», «коммунализм», «коллективизм», «бескорыстность» и т.п.


12. Социология знания___________________________________ 140

Карл Манхейм.

Ориентированная на гносеологию социология знания: различие идеологии и ноологии, понятие стилей знания

Родоначальником другого направления в социологии знания можно назвать Карла Манхейма (1893 — 1947). Его в первую очередь интере­совало, как общественное положение исследователя и его, если угод­но, общественная психология влияют на содержание его открытий -не на то, когда открытие делается, раньше или позже, но именно на содержание знаний. Для обозначения и изучения этой проблемати­ки Манхейм ввел очень удачный термин: «внетеоретические факторы знания». В качестве основных задач социологии знания Манхейм выде­лял, во-первых, историческое описание фактов социальной обуслов­ленности знания, а во-вторых, поиск гносеологических рекомендаций, которые, благодаря учету фактора обусловленности знания извне, дела­ли бы исследовательскую работу более эффективной.

Такой подход потребовал разработки соответствующего катего­риального аппарата, который позволял бы описывать, например, те осо­бенности концепции, которые сам исследователь не вполне осознает. Это значит, что возникает необходимость изучения характеристик лю­бой научной теории, связанных не только и даже не столько с ее экс­плицитным содержанием.

Удобно начать с того, что Манхейм противопоставил два вида искажения какого-либо знания. Если это искажение является созна­тельным и целенаправленным, то уместно говорить об идеологии', чаще всего оно связано с определенными обстоятельствами социальной (в особенности, классовой) позиции исследователя. Возможно и более глубокое влияние исторической и социальной ситуации на ученого: даже при самом горячем желании истины он все равно не сможет существенно превысить уровень знаний и предрассудков своей эпо­хи и своей культурной среды. Это стоит пояснить примером: допустим, когда в семидесятые годы прошлого века советские партийные боссы или школьные учителя утверждали, что капитализм плодит нищих и экономически обречен, это была чистейшей воды идеология — наме­ренное искажение знания. Однако то, что наличие нищих признается критерием краха экономической системы - это уже искажение совер-


12. Социология знания_______________________________________ 141

шенно другого порядка. Так могут считать люди — и ученые, и не уче­ные — выросшие в культуре с гипертрофированно высокой оценкой со­циальной справедливости и даже с культом благородной бедности. И, между прочим, нельзя сказать, что эти люди совсем неправы - про­сто, несомненно, возможны другие точки зрения. Для анализа чужого знания существенно отличать друг от друга ошибки, идеологические искажения и культурную обусловленность знания.

Одним из ключевых понятий социологии Манхейма является по­нятие «стиля», заимствованное из искусствоведения. С помощью стиля обозначается весь способ мысли, характерный для определенной груп­пы - как правило, достаточно большой - в определенную эпоху: на­пример, для представителей французского Просвещения в середине XVIII века или для сторонников политического либерализма и фило­софского эмпиризма в начале XIX-го. Очень важно, что представители двух стилей отличаются не тем, что о такой-то проблеме одни думают позитивно, а другие негативно. Гораздо важнее, что думают они об этом разными словами, при помощи различного понятийного аппа­рата. К примеру, пушкинского «Евгения Онегина» анализировали и В.Г. Белинский, и Ю.М. Лотман; более того, оба автора говорили о значимости социальных параметров для интерпретации произведения. Однако совершенно очевидно, что, даже если содержательно выводы Белинского и Лотмана могут совпадать, их построения включены в контекст абсолютно различных систем и способов восприятия и интер­претации текста. Таким образом, важнее содержания концепции оказы­вается стиль ее существования. По Манхейму, этот стиль проще всего описывать, характеризуя понятийный аппарат: его структуру, выбор наличествующих и отсутствующих понятий, анализ их значения. Мож­но назвать и другие критерии: модели мышления, уровень абстракции, предпосланная онтология, и т.д.

Возможность опознавать не только содержание, но и стиль кон­цепции позволяет социологии знания играть важную гносеологическую роль — интенсифицировать развитие науки. При отсутствии этого мето­да спорящие ученые, по мнению Манхейма, способны только приво­дить все новые и новые аргументы в пользу своих точек зрения. Од­нако эти наборы аргументов, как мы помним, действенны только


12. Социология знания_______________________________________ 142

в рамках определенного мировоззрения; они выглядят очень убеди­тельными для тех, кто и так с ними согласен, и абсолютно не убежда­ют противников. Например, спор об эффективности политики Петра I не должен идти в такой форме: «Он построил Петербург, но при этом погибли десятки тысяч человек». Одни всегда будут утверждать, что надо было строить город на Балтике любой ценой, другие — что нельзя платить за это человеческими жизнями. Гораздо продуктивнее попытать­ся выйти на те системы, в рамках которых тезисы спорящих сторон приобретают свою значимость. В данном случае это поведет к понима­нию, что речь идет не о Петербурге иди конкретном количестве жертв. Здесь сталкиваются приоритеты государственного интереса и личного, соответственно, двух способов мыслить - холистского и ориентиро­ванного на существование независимых от индивида ценностей, с одной стороны, и либерального — с другой. Знание не о предмете спора, а о позиции спорящих, во-первых, экономит усилия и, во-вторых, позволяет участникам спорить по сути, сразу сопоставляя ос­новы своих позиций и более осознанно находя синтезирующие точки зрения и языки описания, способные учитывать достижения концепций более частных.

Социология знания Томаса Куна: понятия «научной революции» и «парадигмы»

Когда говорят о социологии знания, чаще всего подразумевают Томаса Сэмюэла Куна (1922 — 1996). Этот американский ученый занимался историей естественных наук, прежде всего, физики; в 1962 году, ис­пользуя материалы своих исследований, он издал вызвавшую бурные споры книгу «Структура научных революций». Сам Кун, несколько прибедняясь, заявлял, что ему принадлежат только два по-настоящему значительных оригинальных соображения.

Первое из них для нас совершенно необходимо, иначе пришлось бы начинать этот курс как минимум с древних греков. Кун оспорил, казалось бы, естественное представление о том, что в любой области науки имеет место постепенное и непрерывное накопление знания. По его мнению, иногда и даже не очень редко, происходит резкая сме-


12. Социология знания_______________________________________ 143

на взаимно противоречащих друг другу объяснительных моделей. Уче­ные, которые оказываются перед выбором, какой из этих моделей при­держиваться, не могут принять решение, исходя исключительно из содержательных соображений, поскольку каждая из конкурирующих программ отвергает аксиоматику и категориальный аппарат другой программы, а не только какие-то частные выводы. Для того чтобы обо­значать такие решительные разрывы в истории научного знания, Кун предложил термин «научная революция».

В качестве примера радикально новых, революционных, гипотез можно назвать теорию относительности, предположение о волновой природе света или мнение об обусловленности сознания бытием. Поче­му такая новая гипотеза способна решить проблемы, остававшиеся камнем преткновения для предшествующих концепций? Согласно Ку­ну, потому, что она является с точки зрения старых теорий логически и эмпирически недопустимой: новая гипотеза вводит новые правила обращения с мыслями и вещами. Отсюда следует, что рационально убе­дить приверженца старой теории в том, что ему следует изменить взгляды, совершенно невозможно: он будет считать, что мы допускаем самые грубые ошибки. Например, очень трудно представить себе, что элементарная частица может не иметь массы, а иметь только ско­рость, или что два явления, одновременных по отношению к одному наблюдателю, могут быть не одновременны по отношению к друго­му, - а ведь этого требует теория относительности. Принятие теорий, решительно противоречащих предыдущим убеждениям и прошлому опыту, возможно только потому, что у исследователей есть некоторый мета-уровень; находясь на этом более высоком уровне, они принимают решения о правильности тех или иных взглядов. При этом они могут исходить из критериев различного рода: для одного дороже логическая оформленность и непротиворечивость, для другого — простота объясне­ния, для третьего — смелость гипотезы, для четвертого — количество решенных прикладных задач, а для пятого и вовсе мнение президента Академии наук или Президента вообще.

Помимо идеи о революционном развитии знания Кун пытался разработать соотношение революционной и рутинной фаз истории нау­ки. Вторую фазу он уподоблял постоянному решению головоломок


12. Социология знания



 


по уже имеющимся правилам. Эти правила сформулированы в соответ­ствии с определенными образцами решения: для их обозначения Кун ввел термин «парадигма». Речь идет приблизительно о том, что Ман-хейм называл стилем, но Кун строит свое определение иначе. Пара­дигма — это совокупность взглядов, которой придерживается научное сообщество; научное сообщество — круг людей, которые принимают парадигму.

Круг идей, >•• которые ^^ исповедует


Парадигма


Научное сообщество


Круг людей,

которые

разделяют

Если присмотреться, это круговое определение вовсе не является пустым. Оно позволяет достаточно четко опознавать в истории той или иной дисциплины периоды нормальной науки - когда маленькие или большие исследовательские группы, исходя из общих теоретиче­ских предпосылок и рекомендаций по процедуре исследования, в тече­ние продолжительного времени накапливали решения проблем. Перио­ды нормальной науки располагаются между сменами парадигм. В это время находящийся в распоряжении исследовательского сообщества фонд теоретических построений и результатов не встречает серьезных возражений. Научная стадия развития любого знания начинается тогда, когда оформляется первая парадигма. Соответственно, с точки зрения Куна, гуманитарное знание вообще не имеет оснований именоваться наукой, поскольку в его истории пока не было периодов достаточно полного и универсального согласия.


12. Социология знания



 


Послекуновская социология знания: расширяющее и сужающее понимание парадигмы и научного сообщества

Продолжатели и оппоненты Куна занимаются преимущественно изуче­нием того, как обыкновенный ученый оказывается в состоянии сменить парадигму. Мы уже говорили о том, что противоборствующие концеп­ции сосуществуют в более широком пространстве взглядов исследова­теля - тех, в которых он не является специалистом и которые вполне могут быть для него не совсем ясными. Из утверждения Куна о том, что решение специалистов в интересующей их области зависит от их воззрений, принятых без компетентного разбирательства, более или менее на веру, противники и сторонники Куна делают весьма разные выводы.

Проблема взаимоотношения индивидуальных, групповых и универсальных парадигм


 


История литерату


ЭЫ


 


/iff

ф1,ф2, фЗ
История идей.....


 

циолргия" литератур!

Историческая социология, литературы Новый историцизм


Ф - историк литературы, (чуть)'бблёё склонный в рамках Нового

историцизма (НИ) к традиционным филологическим подходам

С - историк литературы, (чуть) более склонный в рамках НИ

к социологическим подходам

ф1, ф2, фЗ - филологи-традиционалисты

с1, с2, сЗ - социологи литературы

Сторонники кумулятивной, прогрессистской теории знания за­ключают, что преемственность метауровня, объединяющего предста­вителей разных направлений, сравнительно вечна. В разное время могут пересматриваться лишь отдельные его части, законы предпочте­ния тех или иных парадигм сравнительно предсказуемы, а значит, на-


12. Социология знания_______________________________________ 146

копление знания все-таки поступательно, да и истина, возможно, где-то есть. В этом случае нам будет казаться (поскольку выбор новой точки зрения всегда обуславливается достаточно старыми взглядами), что парадигма есть, она одна, имеет непрерывную историю и охватывает все сообщество. Грубо говоря, различиями между филологом-традиционалистом, социологом литературы и новым историцистом (см. рис.) стоит пренебречь, ради того чтобы отразить факты взаимо­влияния филологических и социологических подходов друг на друга и их сосуществования (пусть и в разных пропорциях) в головах кон­кретных исследователей.

Релятивистски настроенные исследователи упирают на другое: достаточно трудно установить, в каких вопросах члены научного сооб­щества должны быть непременно согласны между собой, а где они мо­гут расходиться, соответственно, до каких границ можно расширять или, наоборот, сужать границы научного сообщества. Предполагается, что каждый самостоятельный исследователь является абсолютно ори­гинальным и произвольным сочетанием того, во что он верит, с тем, чем он занимается, что он вычитал и что думает. Таким образом, ис­следовательский консенсус оказывается иллюзорен, и значит, мы мо­жем говорить вовсе не о научных сообществах и парадигмах, но лишь о случайных совпадениях в мировоззрении отдельных ученых. Однако оба хода рассуждений позволяют нам реабилитировать гуманитарное знание, поскольку механизм циркуляции в нем исследовательских взглядов становится приблизительно таким же, как в точных науках.


Лекция 13 ИНТУИТИВИСТСКАЯ СТРАТЕГИЯ В XX ВЕКЕ

Общая характеристика герменевтической методологии

Очередная тема формулируется как «Интуитивистская стратегия в гу­манитарном знании». Для ее освещения придется сделать небольшое отступление в пространство соседних с герменевтикой философских направлений (в особенности, феноменологии и экзистенциализма) и в прошлое герменевтики, в XIX век. В порядке предварительных универсальных замечаний я обозначу три тезиса.

Во-первых, именно интуитивистская стратегия является «самым гуманитарным» из возможных способов исследования: это наиболее разработанная альтернатива идеалу точного, натуралистического знания в науках о человеке и обществе или, если угодно, о духе и культуре.

Во-вторых, следует четко разделять два ряда теорий - интуити-вистские методологии исследования, основанные на том, что при науч­ной работе мы имеем право выходить за пределы строгой логики, и ин-туитивистские метафизики, предлагающие картину мира, в которой подобные методологии имеют право на существование.

Для обозначения интуитивистской методологии стоит вспом­нить слово «герменевтика» — в переводе с греческого «истолкование». Такое истолкование понимается как основная техника работы с ис­точниками: например, с письменными текстами или произведениями искусства. В принципе, герменевтика может быть и вполне точной. Создатель этого термина Ф. Шлейермахер на рубеже XVIII и XIX веков выделял, в частности, грамматическую и филологическую герменевти­ку. «Грамматическую» он понимал именно как аналитическое, научное истолкование сложного текста: допустим, перевод на современный рус­ский язык, комментарий и понимание значения слов, составляющих, допустим, «Песнь о Мамаевом побоище». Филологическая - это угады-


13. Интуитивизм в XX веке. Гадамер__________________________ 148

вание, понимание того смысла, который собирался выразить автор ин­терпретируемого произведения.

Здесь, между прочим, важно внимательнее посмотреть на слово «понимание»: понимание противостоит объяснению1, диалог - допро­су, сопереживание смыслу исторического или литературного персона­жа противопоставляется холодному анализу. Герменевтика всегда больше хочет быть искусством, чем наукой истолкования; всегда боль­ше ценит контакт понимания, чем дистанцию объяснения; всегда, хо­тя и признает требования логики и научности, отводит им не единст­венное, а значит (с их точки зрения), подчиненное место. Может быть, стоит привести еще одну метафору: герменевтика отказывается видеть человеческое сознание как механические часы, пусть даже очень точно и тонко согласованные, но способные только к единственному, необхо­димому соотношению между своими составляющими. Для герменевти­ки нечто, возникшее в сознании / истории, - это, прежде всего, система ценностей, где акценты могут быть расставлены так, а могут - иначе. Понять смысл чьего-либо поступка означает понять ту систему ценно­стей, в которой этот поступок имеет смысл. На этот счет есть довольно известный методологический пример про трех человек, каждый из ко­торых везет тачку с кирпичами на строительстве Шартрского собора. Однако на вопрос, что он делает, каждый из троих отвечает по-разному: один везет тачку, другой зарабатывает деньги для семьи, третий строит собор. Герменевтика отчасти и подразумевает то, что мы выходим за пределы констатации факта перемещения тачки и пытаемся устано­вить, зачем это делалось.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 377 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2187 - | 2151 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.