Неопозитивисты стремились не допускать в корпус науки любое неконтролируемое знание. Первоначально они пытались подходить к этой цели с двух противоположных сторон. Одни ученые, преимущественно из континентальной немецкоязычной Европы, искали идеальный научный язык, разрабатывая идеальные правила исчисления суж-
10. Неопозитивизм__________________________________________ 127
дений и постепенно создавая таким образом, если угодно, новый синтаксис. Другие — т.н. британские аналитики — занимались исследованиями обыденного языка, надеясь постепенно вычистить из него скрытые ловушки логических противоречий и ошибок. Это движение навстречу друг другу не удалось, о чем речь пойдет позже, пока стоит лишь повторить, что в 1920 — 30-е годы неопозитивисты были настроены еще очень оптимистически и подходили к науке весьма требовательно. Строгий неопозитивистский подход можно сформулировать еще и таким образом: если ученые согласны по поводу результатов наблюдений, они должны быть согласны и по поводу их интерпретации.
Критика неопозитивизма: выявление внутренних логических противоречий
При всей логической убедительности неопозитивизма оказалось, что контраргументы (зачастую обнаруживаемые самими неопозитивистами) звучат не менее убедительно. Прежде всего, оставалась возможность вспомнить старые антипозитивистские доводы: каким образом попадают в язык науки отдельные высказывания? Неопозитивисты были вынуждены отвечать, что из опытных наблюдений, и, следовательно, сразу всплывал старый аргумент о невозможности адекватно разделять и передавать ощущения личного опыта. Против неопозитивизма также высказывались очень убедительные соображения логического характера. Во-первых, теория, абсолютно дедуцируемая из протокольных предложений, не добавляет к ним ничего нового и вообще не нужна. Во-вторых, систему знания невозможно формализовать настолько, чтобы она могла непротиворечиво описывать свои аксиомы, не ссылаясь на правила системы более высокого уровня. Это положение называется теоремой Геделя и доказывается столь же неопровержимо, как любая другая математическая теорема: выяснилось, что любая логическая система (следовательно, и любая теория) может быть или противоречивой, или неполной (когда она не обосновывает себя сама), или противоречивой и неполной одновременно. В-третьих, сами по себе протокольные предложения не могут быть предметом теоретической проверки, поскольку определяются в рамках бо-
10. Неопозитивизм__________________________________________ 128
лее развернутых теоретических конструкций; предложения, при помощи которых происходит процедура верификации, сами могут быть ложными; следовательно, мы всегда верифицируем не отдельное ключевое соответствующее или не соответствующее опыту положение, а сразу почти целую картину мира. В-четвертых, значение слова определяется только его употреблением — это как раз тезис позднего сочинения Витгенштейна «Философские исследования». В-пятых, даже в подвергшемся самой тщательной проверке научном языке используются слова, значение которых вовсе не является понятным и однозначным. Оно всегда нагружено определенным контекстом соседних научных слов, обыденного языка и даже метафизических непроверяемых допущений.
Итогом этой критики стало сомнение в пригодности строго неопозитивистской программы для знания, особенно для гуманитарного. Следовательно, сторонники сохранения рационализма в исследовании оказались вынуждены начать искать другие, более мягкие варианты.
Распространение неопозитивистской методологии
на гуманитарное исследование: пример «теории охватывающих законов» Карла Густава Гемпеля
Следует обратить внимание на еще один механизм, сопровождавший существование аналитической философии. Периодически, и даже постоянно, ее результаты пытаются приложить к нефилософским предметным сферам: к математике, истории, литературоведению и даже к религии или этике. Возьмем в качестве примера историческую науку. Наиболее авторитетной фигурой в аналитической философии истории считается немецкий и американский философ К.Г. Гемпель. По его мнению, если история пытается быть чем-то большим, нежели просто хроника, регистр уже существующих записей о фактах, ей следует претендовать на объяснение этих фактов1. Такое объяснение может
Изложение взглядов К.Г. Гемпеля на историческое объяснение дается в данном случае по статье: Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке // Философия и методология истории. М., 1977. С. 37 - 71.
10. Неопозитивизм__________________________________________ 129
выглядеть следующим образом: оно должно включать в себя указания на предшествующие или сопутствующие условия, а также формулировку эмпирически проверяемой дедуктивной закономерности. Например, чтобы объяснить победу Антанты в Первой мировой войне нужно указать на то, что в затяжной войне побеждает сторона, обладающая превосходством в ресурсах, несмотря на все остальные факторы, после этого надо проиллюстрировать превосходство Антанты в ресурсах над странами Оси (см. рис. на с. 130).
Как критиковать подобную концепцию, вполне очевидно: в первую очередь заявят, что такие объяснения то ли не отражают всего многообразия исторической реальности, то ли требуют огромного рутинного труда. Возможна аргументация, указывающая, что в такого рода объяснениях пренебрегают свободой воли, опосредованно — человеческим достоинством и т.п. Однако любопытнее здесь не такая, в принципе, иррационалистическая, критика, а другое: какие поправки предполагали внести в эту т.н. теорию охватывающих законов Гемпеля практикующие историки, причем так, чтобы ее доказательный пафос предоставления несомненного знания мог быть распространен на более широкий и более интересный материал. Были идеи предложить вместо закона объяснение отсылкой на статистическую вероятность либо на обобщение, действующее применительно к ограниченной пространственно-временной ситуации или даже к личности (например: Александр Македонский часто действовал под воздействием эмоций и классической литературы). Подобное объяснение выглядит более правдоподобно, более естественно и в то же время более гуманитарно1. Однако понятно, что оно является ослабленным видом того же объяснения через закон, со всеми его методологическими достоинствами и недостат-
1 Самую слабую из возможных формулировок теории «охватывающих законов» Дрей дает следующим образом: «...можно было бы себе представить объясняющий закон, который бы приближался к идеальному во всех шести отношениях одновременно. Он мог бы расплывчато утверждать, что убеждения, цели и действия определенной личности нормативно связаны в определенной пропорции случаев, в ограниченной географической области и в течение некоторого ограниченного периода, причем эта связь выражается в том, что, не будь у этого человека данных убеждений и целей, указанные действия не были бы осуществлены» (Дрей У. Указ. соч. С. 67).
10. Неопозитивизм
ками. Недостатки относительно очевидны: кажется, что жесткая логика применима только к ограниченному объему и качеству материала, да и для него является слишком жесткой и ограниченной. Достоинства же на первый взгляд найти труднее, и в порядке намека на них, возможно, стоит спросить, не содержит ли на самом деле любое историческое объяснение отсылки на некоторую подразумеваемую закономерность.
Условия:
• Страны Антанты значительно
Объясняемое явление: Страны Антанты победили Германию, Австро-Венгрию, Болгарию и Турцию, потому что |
превосходили-----
в материальных и человеческих
ресурсах страны Оси • Германии и ее союзникам *— не удалось осуществить блицкриг |
t
Закон: в затяжной войне, несмотря на все остальные факторы, побеждает сторона, обладающая превосходством в ресурсах
Полезно задаться вопросом о том, каким может быть эффект экспансии методов аналитической философии в конкретные эмпирические регионы гуманитарного исследования. С одной стороны, это весьма продуктивно с точки зрения прочистки гуманитариям мозгов, дабы те не занимались вдохновенной поэзией. С другой стороны, такая схема не всегда реально работает и вызывает сильное «движение сопротивления». Аналитические философы постоянно сталкиваются с большой трудностью: содержание мышления, в том числе и их собственные концепции, находится под определяющим влиянием разных побочных обстоятельств. Эти обстоятельства — исторические, лингвистические, прагматико-этические, психологические и прочие - не поддаются удовлетворительному аналитическому контролю. Темой следующего занятия будут попытки смягчать или даже критиковать программу аналитического, рационалистического исследования в XX веке.
Лекция 11 ТЕОРИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ КАРЛА ПОППЕРА
В этой лекции речь пойдет об одной из возможных логик смягчения аналитической программы - разработанной английским ученым австрийского происхождения Карлом Раймундом Поппером теории фальсификации. Когда мы говорили о неопозитивистской программе в теории познания, мы договорились считать ее словно бы полюсом, по отношению к которому удобно отсчитывать координаты других гуманитарных исследовательских стратегий. Неопозитивисты, как мы помним, выступили за очень строгую программу знания и пытались найти для нее те границы и формы, в которых она возможна. Поэтому они решили ограничить свои требования только областью науки: по правилам строгой рациональности должен быть реорганизован лишь язык, на котором ученые представляют свои мысли на суд друг другу, зато эта рациональность должна быть уже по-настоящему строгой, «последней». Неопозитивистская процедура требует превратить весь научный язык в формальную логику; уметь разбивать его на элементарные, базовые предложения и, в зависимости от истинного или ложного значения простых суждений, вычислять истинность или неистинность сложных теорий.
Логическая критика этой программы осуществлялась самими же германоязычными неопозитивистами, а впоследствии представителями британской школы лингвистического анализа. Начинали британцы с того, что стремились исследовать обыденный язык и найти способ постепенно упорядочивать его до перевода в теоретическое состояние. Таким образом, они шли навстречу неопозитивистам, разрабатывавшим идеальный синтаксис, который позволил бы заниматься наукой безошибочно. Однако выяснилось, что значения отдельных понятий не могут быть установлены раз и навечно, но всегда являются результатом только ситуации, «языковой игры». Это означает, что естественному языку свойственно множество механизмов, искажающих его логическую прозрачность. Любые термины, как может быть показано,
11. Поппер_________________________________________________ 132
нагружены метафизическим, теоретическим, эмоциональным и прагматическим контекстом. Те же британские лингвисты обратили внимание на врожденную парадоксальность языка и его непроверяемость по частям. Весомость аргументов, выдвигавшихся против неопозитивистской программы, подталкивала к разработке подходов, которые смягчали бы максимализм аналитической философии, сохраняя пафос рационального научного знания.
Карл Раймунд Поппер: критика верификационизма, модель сравнения теорий и критерий погрешимости
Весьма убедительную ревизию неопозитивистской программы знания предпринял К. Поппер (1902 - 1994). Вообще это очень значимая фигура в истории современного знания - настолько, что английская королева пожаловала этому австрийскому иммигранту титул сэра. Поппер сохранил и даже усилил требование жесткой дедуктивной рациональности как единственного метода познания. Вслед за берлинским неопозитивистом Г. Райхенбахом он подчеркивал различие между контекстом открытия и контекстом обоснования. Исследователь волен как угодно приходить к своему озарению, однако доказывать правильность этого озарения он должен убедительно, ясно и даже принудительно понятно для коллег.
Соответственно, приходится решать задачу, как новое знание может быть убедительно вмонтировано в уже имеющееся, каковы должны быть процедуры улаживания и снятия разногласий. Неопозитивисты, как мы помним, пытались построить модель дедуктивного доказательного познания. Ставилась задача перевести существующее знание и будущие эмпирические наблюдения в корпус суждений, не содержащий логических противоречий. Неопозитивисты верили, что это выполнимо, если создать «правильный», лишенный двусмысленностей обыденной речи, язык науки. Поппер согласился с той критикой в адрес неопозитивизма, согласно которой предложений, свободных от метафизических убеждений, сформулировано быть не может, и, следовательно, теория никогда не может считаться верифицированной. Поэтому он предложил другой, более мягкий, критерий ценности
//. Поппер
концепции, а именно — количество дедуктивно выводимых из нее гипотез, не вступающих в противоречие с другим нашим знанием. Поясняя это, Поппер построил свою модель объяснения: оно должно состоять из двух типов суждений - универсальных («если А, то Б»), и сингулярных, констатирующих условия: «А». Б — это то, что надо объяснить, обозначается как explicandum; A - это объясняющее, соответственно, называется explicans 'ом.
Б - исследуемая проблема (explicandum)
А1, А2, A3 - возможные объясняющие
факторы (explicans/ntes) „ _ теория (кли
В, Г, Д, Е -другие следствия из А1, А2, A3 А1 и А2, то истинно
Б и Г. В, Д и Е остаются необъясненными)
Т2 - теория (если А2 и A3, то истинно Б, ВиД.ГиЕ остаются необъясненными)
ТЗ - теория (если только А2, то должно быть Б и Е, В, Г и Д только из А2 происходить не должны)