Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Когнитивный и социологический подходы к истории знания 3 страница




Еще одна очень важная для гуманитариев характеристика фило­софии Гегеля,- то, что принято именовать его историзмом. Для Гегеля по-прежнему значимы кантианские вопросы: каковы истинные, нена­рушаемые законы мышления; в чем корректность тех правил, которыми мы пользуемся? Отказываясь от гипотезы «вещи в себе», Гегель объяс­няет формирование априорных структур нашего мышления историей саморазвития Абсолютного Духа. Последний, сам являясь и предметом, и субъектом исследования, гарантирует, что интеллектуальные средст­ва будут адекватны познаваемому материалу. И тогда история, самим фактом своего положительного и направленного развития, обеспечива­ет исследователю ряд новых преимуществ. Во-первых, достигается корректность применения тех формально-логических и, что гораздо более важно, историко-диалектических категорий, к осознанию кото­рых сама история и привела Гегеля; интеллектуальный инструментарий оправдан с точки зрения всей человеческой практики, раз уж именно он оказался только что выработан. Во-вторых, являясь гарантом и полем действия логических и диалектических законов, история оказывается основным пространством их поиска и исследования; в конечном счете


4. Умозрительная стратегия. Гегель__________________________ 71

именно история становится приоритетной предметной областью науки и методологии. И наконец, история играет колоссальную роль в оправ­дании гегелевской этики: с переменами рекомендуется соглашаться по мере того, как они происходят; достаточно напомнить только тезис о действительности разумного и разумности действительного1.

Теория Маркса как пример умозрительной стратегии

(рассуждение «практика - критерий истины» и понятие

«отчуждения»)

С методом Гегеля очень тесно связано формирование концепции Карла Маркса. К сожалению, придется опустить ряд тем, очень существенных для марксистской теории, а другие лишь кратко упомянуть. Во-первых, по минимуму будет затрагиваться марксистская идеология - как в ас­пекте политической влиятельности, так и с точки зрения генезиса мар­ксистских взглядов. Во-вторых, в рамках курса нет смысла углубляться в экономическую теорию Маркса. Ее значение для истории экономики как науки общепризнанно, и Маркс здесь бесспорный патриарх. Со­ответственно, как и положено крупным теориям, его концепция уже детализирована и уточнена до полного опровержения. В свою оче­редь, историческая теория Маркса едва ли представляет интерес сама по себе, за пределами истории экономики; оригинален, пожалуй, только сам тезис, что именно экономическая история является стержнем исто­рии мировой.

Таким образом, в перспективе гуманитарной гносеологии, хоте­лось бы обратить внимание только на два аспекта теории Маркса. Пер­вый - это более четкое, чем у Гегеля, понимание того, что оправдание принципов мышления извне должно привести и к тому, чтобы тракто­вать их как результаты исторической практики. Это может быть понято во вдохновенно-деятельностном плане: как призыв доказывать насили­ем свою правоту пред лицом истории. Это может быть понято в чисто гносеологическом плане: как согласие с тем, что результаты познания в значительной мере обусловлены обстоятельствами познавательного

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 53.


4. Умозрительная стратегия. Гегель__________________________ 72

процесса. Наконец, это может быть понято в методологическом плане: как готовность признавать то, что собственная позиция всегда «партий­на», что она является только одной из множества возможных. Наконец, это можно переформулировать и как склонность интерпретировать ис­тинность тех или иных результатов познания в зависимости от дости­гаемой с их помощью практической пользы. Заслуживает внимания то обстоятельство, что марксизм и американский прагматизм занимают в этом отношении достаточно близкие позиции: оба этих направления относятся уже к послеклассическим формам философии, для которых уже невозможно обоснование разума из него самого и всецело рацио­налистическое познание. Как представитель этого способа видеть ис­торию мысли Маркс вполне может считаться одним из основателей социологии знания. Споря со своими оппонентами, он систематически указывал на партийную обусловленность и идеологическую функцию их взглядов. Другое дело, что критический пафос у него превалирует над беспристрастностью, что вполне осознается самим Марксом.

Еще одна очень авторитетная позиция марксистской теории — это понятие отчуждения. В рамках гегелевской системы под этим по­нятием подразумевалось всего-навсего опредмечивание, объективация понятия на инстанциях его диалектического пути. Один из последова­телей-критиков Гегеля, Людвиг Фейербах (1804 — 1872) использовал понятие отчуждения для того, чтобы показать, как чувства человече­ской любви переносятся на трансцендентные понятия. В марксистском анализе отчуждение стало обозначать непреодолимую пропасть между производителем материальных или духовных продуктов и его воз­можностью использовать эти продукты в той мере, в какой это ему необходимо. Трудовая деятельность объективируется не только в си­стеме экономики, как товар, но и в системе социальных институтов; последняя начинает оказывать решающее влияние на жизнь непосред­ственных производителей; в исторически известных досоциалистиче­ских формах оказывалось так, что труд приводил к возникновению оче­редной системы эксплуатации. Причина популярности понятия отчуждения может скрываться в его двусмысленности: оно одновре­менно является и социально-научным, и экзистенциальным. Как социо­логический термин «отчуждение» значит не больше, чем отражение структуры производства в организации социальных институтов и инди-


4. Умозрительная стратегия. Гегель__________________________ 73

видуального сознания; от отчуждения, понимаемого таким образом, будут страдать и наемные рабочие, и любые другие социальные груп­пы. В своем экзистенциальном качестве понятие отчуждения непри­крыто апеллирует к этике, к справедливости, а заодно и к комплексу неполноценности. Неслучайно этот термин с легкостью находит себе место в разнообразных (таких, например, как теология освобождения или экзистенциализм) мировоззрениях с ярко выраженным этическим интересом. Удачно сочетая научный и практически-освободительный пафос, теория отчуждения, как кажется, вполне отвечает общим тен­денциям марксизма.

Резюме: общая характеристика «умозрительной стратегии» гуманитарного исследования

Попробуем подвести итоги. Мы пытались проследить, как осуществляет­ся (Кантом) переформулировка проблемы возможности нового знания о предмете — акцент смещается на возможность суждения о предмете. сообщающего новую информацию. Далее мы говорили о том, как пыта­ется ответить на этот вопрос Гегель: и предмет, и знание о нем (уже вы­раженное или еще нет) являются одним и тем же — разными формами проявления единого Абсолютного Духа. Соответственно, знание о лю­бом интересующем нас вопросе может быть получено путем строго логичных трансформаций: при этом нам даже не нужно никакого иного материала, кроме самой предпосылки о познаваемом устройстве мира. Грубо говоря, из того, что мир познаваем, Гегель доказывает в бук­вальном смысле слова все остальное: то, что Дух един; то, что он об­ладает интеллигибельностью (= разумностью); то, что Дух стремится к осуществлению (своей) свободы в историческом развитии человече­ства; наконец, то, что основным принципом устройства Духа являют­ся диалектические противоречия. Попутно доказывается масса других интересных и полезных, в том числе и для гуманитарного познания, предпосылок - например, историзм, разумность действительного и т.д. Все это — следствия необходимости обосновать познаваемость ми­ра; если посмотреть еще глубже — это вполне корректное развитие кан-товской мысли о том, что человеческая способность познания является


4. Умозрительная стратегия. Гегель__________________________ 74

априорной, хотя, возможно, и не совсем удовлетворительной (если помнить о том, что «вещи» остаются «в себе») характеристикой нашего интеллекта.

Итак: Гегель в очень продуманной и наглядной форме предста­вил тот способ мысли и исследования, который можно было бы назвать «умозрительной» стратегией гуманитарного знания. Для этого способа внутренняя логическая когерентность (логическая согласованность внутри системы) ценнее, чем контакт с внешними интеллектуальными или эмпирическими данными. В принципе, этот контакт может быть минимизирован, и, в общем-то, понятно, что если строить исследование как цепь суждений, выводимых из ограниченного числа посылок, то шанс написать солидную и убедительную работу будет велик; прав­да, конечные выводы рискуют оказаться сильно похожими на исходные посылки. Более того, такая стратегия — ее можно называть «умозри­тельной», «спекулятивной», «дискурсивно-философской», «тавтоло­гической» или как-нибудь еще - является вовсе не случайным злом в истории развития знания. Умозрение — неизбежный элемент любого гуманитарного исследования, и мы очень часто вынуждены прибе­гать к умозрению как методу. В порядке оправдания приходится подбирать соответствующую метафизику: такую гипотезу об устрой­стве познаваемого предмета и мира в целом, которая оправдывала бы использование умозрительного метода. Таким образом, очевидно, где можно столкнуться с метафизиками, в содержательном плане весьма схожими с гегелевской. Это характерно для концепций, кото­рые тяготеют к дедукции (являющейся для них идеалом), к логическому мышлению, а также к убежденности в том, что имен­но им принадлежит подлинная, неоспоримая истина.


Лекция 5 ПОЗИТИВИЗМ

Как стратегия гуманитарного знания позитивизм максимально проти­востоит умозрению и философствованию. Главным для позитивизма является открытость внешним данным: в первую очередь, тому, что гово­рит исследуемый материал, но также тем результатам и аргументам ис­следования, которые предлагают уважаемые коллеги. Соответственно, заботясь о доверии к будущим результатам своего труда, сами колле­ги стремятся работать так, чтобы их рассуждения были проверяемы на каждом этапе и служили несомненному увеличению научного зна­ния. Отсюда следует необходимость предельной детализации иссле­довательской процедуры и предпочтение таких технических приемов, как описание и индукция. Конечно, можно сказать, что это только рито­рика, но тогда придется признать, что именно эта риторика является для позитивизма характерной и отличает его от риторики других стра­тегий.

Политический и социальный контекст первой половины

XIX века

В первой половине XIX века (во многом — благодаря размаху вначале триумфов, а затем поражений революционной и наполеоновской Фран­ции) возникло новое отношение к политическим процессам. Появилось отчетливое понимание того, что политическая система в стране не за­дана раз и навсегда, но может меняться. Социальное положение инди­видов в большей мере осознается не как данность, но как проблема, предмет осмысления, переживания и, возможно, исправления. В это же время происходит еще несколько чрезвычайно влиятельных изменений. С одной стороны, идет мощный технический прогресс, причем прогресс, основанный на знании законов природы. Это сопровождается новым обострением интереса к знанию - в особенности такому, как в физике


5. Позитивизм _____________________________________________ 76

или математике. С другой стороны, происходят изменения общественно­го порядка: как бы ни «страдали» трудящиеся классы, социальная мо­бильность очевидно становится гораздо интенсивнее. На политической и экономической арене - а тем более в профессиональной интеллекту­альной деятельности — новые люди начинают играть немалую роль и проводить свои интересы. На протяжении всего XIX столетия в об­щественной, и в особенности, в духовной жизни европейских стран неуклонно растут доля, активность, а постепенно и влияние предста­вителей буржуазии, или, если угодно, среднего класса. И еще одно решительное изменение: XVIII век, век Просвещения, вырастил поко­ления людей, уже думавших не слишком религиозно. Это означает не столько даже прирост чистой рациональности, сколько склонность к эмпирическому мышлению, претендующему на то, чтобы считаться свободным от предпосылок и приносящим практическую пользу. Пози­тивизм можно рассматривать как явление, тесно связанное с этими из­менениями.

Огюст Конт и его концепция знания

Уместно начать лекцию с упоминания об основателе позитивизма О. Конте. Ему принадлежит сам термин «позитивизм», определения этого понятия, размышления о месте позитивной философии в системе знания и т.п. Детство и юность Конта (годы жизни: 1798 - 1857) при­шлись на весьма бурную эпоху. В молодости он был секретарем у А. Сен-Симона, который одним из первых пытался породнить со­циальную справедливость с наукой (за что и был позднее, в статусе утопического социалиста, сопричислен к предшественникам мар­ксизма), и Конт в значительной мере унаследовал от своего работо­дателя и учителя неразличение интлеллектуального и этического.

Основное сочинение Конта — шеститомный «Курс позитивной философии», который начал выходить в 1830 году. Конт считает, что все науки находятся друг с другом в тесной связи, точно так же, как связаны между собой предметы этих наук. Так, биологические науки ищут более сложные закономерности, чем физические; причина в том, что объекты биологии, несомненно являясь и физическими объектами,


5. Позитивизм _____________________________________________ 77

обладают своей спецификой и гораздо большей степенью сложности. Точно так же и социальные науки, как и открываемое ими знание, стоят выше, чем биологические. Однако, признавая взаимосвязь всех наук, Конт подходит к ней совершенно иначе, чем Гегель. Знание непремен­но строится не «сверху», путем диалектически-противоречивой дедук­ции из логически необходимых положений, а «снизу». Сначала позна­ются самые простые истины, установление которых не требует сложной системы знаний и учета закономерностей разного порядка, и только постепенно мы приближаемся к познанию сложных вещей. Зато все приобретаемое таким путем знание будет положительным, пози­тивным. Предполагается - и даже требуется - анализ фактов самих по себе, без учета затрудняющей познание их связи друг с другом, а в конечном счете и со всем остальным на свете; подобная модель знания является чуть ли не основной чертой методологий позитивистского толка. Другая, родственная этой, характеристика: обязательно нужно избегать вредного влияния непроверенных и сомнительных способов мышления на анализ фактов самих по себе. Конт отвергает в этом каче­стве не только религию, которая требует принимать на веру нечто не­доказанное и интерпретировать факты в рамках догмы, но и те фило­софские системы, которые он называет «метафизическими». Метафизические системы отличаются тем, что оперируют не только наблюдаемыми фактами и высказываниями о причинных воздействи­ях одних фактов на другие, но также такими понятиями, как «сущ­ность», «воля» и т.п. Конт признает, что и теология, и метафизика -необходимые стадии интеллектуального развития человечества. Однако он считает, что с выходом на нынешнюю, «позитивную», стадию с этими формами надлежит решительно бороться. Среди прочего, дело еще в том, что, не будучи в состоянии правильно интерпретировать общественные отношения, старые способы мышления предлагали оши­бочную социальную этику; таким образом, метафизическая форма зна­ния препятствует строительству того мира, необходимость которого теоретически обосновывается позитивизмом.


5. Позитивизм ______________________________________________ 78

Рекомендации по технологии позитивистского исследования

Предельная детализация исследовательской процедуры, с одной сторо­ны, является самым характерной чертой позитивистской системы ис­следования, а с другой — нередко вызывает острую критику. Такое исследование (историческое) удачно назвали «историей ножниц и клея». Метафора должна быть вполне понятна: из источников (будь то тексты летописей или протоколы измерительных приборов) вырезаются опре­деленные куски, которые позднее склеиваются в нужном порядке. Нельзя даже сказать, что свобода рисования заменяется коллажем, по­скольку монтирование вырезок происходит по правилам, строго опре­деленным для каждого исследователя.

В развитом позитивизме (например, в работах социолога Эмиля Дюркгейма в конце XIX века) в схеме исследования можно выделить три этапа. На первом этапе исследователь организует свой материал необходимым для себя образом. Он определяет в толще материала факты — те единицы информации об интересующем его предмете, значение которых приблизительно дано и с которыми будет вестись дальнейшая работа. На втором этапе должна быть преодолена уже приблизительность этого значения. Дело в том, что первоначально ин­формация о фактах опосредована. Во-первых, скрытые за фактами за­кономерности по-разному преломляются в своих конкретных явлениях; еще больше они искажаются в свидетельствах, оставленных непросве­щенными, заблуждавшимися или даже злонамеренно обманывавши­ми своих будущих читателей людьми, — например, авторами и писцами средневековых грамот. Во-вторых, сознание самого иссле­дователя затуманено псевдонаукой, обыденным знанием и субъектив­ными пристрастиями. Основная исследовательская работа, по мнению Дюркгейма, происходит на этом этапе: ученым является именно тот, кто способен расшифровывать обыденный язык источников и, что еще труднее, постепенно преодолевать обыденность и многосмысленность собственного языка. Наконец, после преодоления опосредованности наступает третий этап: представлению об исследуемом материале придается окончательный вид. Все наблюдения должны быть сведены вместе, синтезированы. Следует описать (если можно - при помощи


5. Позитивизм _____________________________________________ 79

формул или хотя бы специально разрабатываемой недвусмысленной терминологии) законы изучавшегося явления, и оно должно быть тео­ретически воссоздано в максимальной полноте - так, чтобы оказались объяснены все противоречия и исключения1.

Критика презумпций позитивизма. Логика трансформации позитивизма в XX веке

Все вышесказанное не отменяет необходимости поговорить о некото­рых внутренних противоречиях позитивизма. На поверхности находят­ся три. Во-первых, как бы позитивисты ни детализировали процедуру обращения с фактами, самое начало оправдать не получается: некор­ректным остается доверие позитивиста своей способности регистриро­вать единицы наблюдения. Выясняется, что эта очевидность покоится или на страшном для любого позитивиста субъективном произволе ис­следователя, или на какой-либо метафизической аксиоме. Во-вторых, при всех заявлениях о недопустимости аксиом, риторических бессо­держательных заявлений и метафизики, все эти элементы наглядно представлены в любых позитивистских методологиях. Можно привести пример одной из таких аксиом: как способ мысли позитивизм пред­полагает уверенность в том, что вещи организованы рациональным и познаваемым образом. Наконец, в-третьих, позитивисты становятся неожиданно лиричны, когда речь заходит о будущем человеческого общества, где все будет подчиняться науке. Это весьма существенный недостаток, поскольку разговоры об общественной пользе и одновре­менно беспристрастности науки и т.п. являются для позитивизма не просто украшением: они оправдывают ту модель познания, которая предлагается этой стратегией. Таким образом, выясняется, что беспред-посылочное знание предполагает некоторые предпосылки. Выходит, что позитивистское исследование (с приоритетами фактичности, анти­субъективности, профессиональной верификации и т.п.) возможно

См., например, рассуждения Дюркгейма в «Заключении» к работе «Метод социологии»: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социо­логии. М., 1991. С. 523 - 527.


5. Позитивизм _____________________________________________ 80

до определенного момента - пока исследователь не задается вопросом, как оно возможно.

Здесь как раз и таится причина кризиса, или, если угодно, транс­формации, позитивизма в XX столетии. Например, произвольность вы­бора исходной единицы анализа заставляла позитивистов все сильнее сомневаться в своем праве доверять очевидному, казалось бы, пред­ставлению о фактах. Так называемый «второй позитивизм» («махизм», «эмпириокритицизм») считал себя уже не вправе исследовать окру­жающий мир и занимался исключительно пространством психологиче­ской реальности1: предполагалось, что все наше знание (по крайней мере, достоверное) существует сугубо в этой области. Третий, или ло­гический позитивизм, имевший место в 1920 - 1930-е годы, считал воз­можным только уточнять правила трансформации слов внутри корпуса текстов, манифестировавших свою претензию на то, чтобы быть на­учными. Таким образом, налицо тенденция позитивистской логики к постоянному ограничению собственной площади - в погоне за твер­достью почвы под ногами.

Этика и социология позитивистского гуманитарного знания.

Кумулятивность как ключевая (социальная и когнитивная)

характеристика позитивизма

Однако сама по себе позитивистская программа оказалась очень дейст­венной. Этика позитивизма даже до сих пор чрезвычайно располагает к себе тех, кто хочет считать себя истинным ученым. Ей свойственна па­тетическая убежденность в том, что наука ценна как инструмент дости­жения общественной пользы. За этим стоит предположение, что именно польза общества, совокупности людей, является целью человеческого развития. При этом позитивистская этика тесно связана с профессионали­зацией научного сообщества — точнее, с окончательным, можно считать,

1 Можно вспомнить известное определение Э. Маха «Быть — это быть единст­вом психологических ощущений». Это определение следует за формулой Э. Беркли «Быть — это восприниматься» и предшествует формуле Р. Карнапа (одного из вождей третьего позитивизма) «Быть — это быть единицей значения связанной переменной». Есть также немало других, не столь значимых для нас сейчас, определений.


5. Позитивизм _____________________________________________ 81

оформлением этой профессионализации. В принципе, еще в начале XIX века стабилизируется разделение труда, даже между гуманитариями од­ной дисциплины; в университетах Германии кристаллизуется довольно четкая система кафедр. Институционализация относительно новой нау­ки — социологии — в конце XIX века, вначале во Франции (во главе с Дюркгеймом), а затем, в очень короткий срок, в США, Англии и Герма­нии, является хрестоматийным примером сознательного, спланиро­ванного создания академической дисциплины. По своей внешней организации гуманитарное сообщество приобретает все черты научного. Кодифицируется процедура образования, достаточно четко очерчивается классический фонд литературы. Постепенно те профессионалы, с мнени­ем которых стоит считаться, объединяются в ассоциации и общества и начинают издавать специальные журналы. Еще важнее то, что они пользуются правом не допускать в свои ассоциации и журналы тех, кто работает, с их точки зрения, неправильно. Слаженно функционирует раз­деление труда: возникают единые многолетние научные проекты, студен­ты и докторанты привыкают к работе над ними и приобретают в ходе этой работы свою профессиональную идентичность. Таким образом ин­ституционализируются социология, психология, история.

Вернемся от социальных аспектов к когнитивной характеристике: как стратегия гуманитарного мышления позитивизм значим прежде всего в качестве противовеса спекулятивной линии. В позитивизме ценной признается не только та сторона исследования, которая основана на ло­гичном рассуждении: приоритетной оказывается скорее другая, взываю­щая к максимально дотошному, беспредпосылочному и деиндивидуали-зированному изучению внешних фактов. Позитивистское исследование должно деиндивидуализироваться настолько, чтобы любые профессио­нально обученные коллеги были в состоянии его повторить. Вероятно, наиболее точным для характеристики этой интеллектуальной стратегии (надеющейся на доказательность получаемого знания благодаря (деталь­ному) освоению исследовательских процедур естественных наук) может быть слово «кумулятивность». Идея постепенного накопления отражает и то, что должно происходить с содержанием знания, и социальный про­цесс, в рамках которого это содержание прирастает: коллеги, как трудо­любивые и дисциплинированные муравьи, вносят свой вклад в строи­тельство здания научной истины.


Лекция 6

РОМАНТИЧЕСКИ-ИНТУИТИВИСТСКАЯ СТРАТЕГИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

В этой лекции речь пойдет о том, что может предложить гуманитарным наукам интуитивистская философия. Как культурная эпоха романтизм представляет собой некоторую альтернативу тем тенденциям европей­ской рационалистической мысли, которые несли с собой стандартиза­цию и демократизацию, - и познания, и общественного устройства. В социальном плане эти тенденции отразились в утопиях и терроре Французской Революции и наполеоновских войн, а также в появлении на политической арене среднего класса, состоявшего из людей с самым разным происхождением, имущественным состоянием и родом заня­тий. В плане теории познания оптимизм Просвещения продолжился тоталитарной утопией Гегеля и механистическими надеждами позити­вистов. Романтизм пытается вернуть интеллектуальной деятельности и вообще любому творчеству индивидуалистический и аристократи­ческий характер, уже поэтому он весьма близок экзистенциально оза­боченным гуманитариям. В политическом отношении романтизм про­тивопоставил универсализму - как немецкой классической философии, так и позитивистов - представление о своеобразии пути каждой нации (или хотя бы самых значимых из них, с точки зрения романтиков соот­ветствующего происхождения). Романтизм очень остро видит и критикует недостатки рационалистических моделей познания, от­части пытаясь залатать обнаруженные прорехи интуицией, вчувство-ванием и другими средствами такого рода, о которых мы и будем сегодня говорить.


6. Интуитивизм в XIX веке. Шопенгауэр иДилътей______________ 83

Метафизика Артура Шопенгауэра -

иррационалистическая модификация ответов Гегеля

на вопросы Канта

Знакомство с интуитивистской философией в перспективе курса удоб­нее всего начинать с рассказа о взглядах немецкого мыслителя А. Шо­пенгауэра (1788 - 1860). С одной стороны, он, безусловно, продолжает традиции немецкой классической философии. С другой - стоит в на­чале философии неклассической, такой, которая разочаровалась в способности познать мир исключительно рациональным образом. Шопенгауэр согласен с Кантом в самом главном - в скептическом от­ношении к человеческой способности познания. Он готов считать все видимое обманом, а определенность этого обмана — порождением по­рочного устройства наших органов чувств и рассудка. Шопенгауэра раздражает Гегель, который выводит структуру всего мироздания един­ственно из необходимости успешно познавать истину. Шопенгауэр ви­дит, что для Гегеля достаточно знать эту аксиому и больше Гегелю ду­мать уже незачем. Кроме того, Шопенгауэр язвительно критикует Гегеля за практическое приложение его философии, а именно за превоз­несение государства, в частности, прусского. Но при этом Шопенгауэр остается в рамках кантианских категорий: он принимает кантовское по­ложение о том, что единственной по-настоящему познаваемой, данной нам областью остается область морали, т.е. тех намерений и поступков, которые мы производим актами своей воли.

Итак, единственное, о существовании чего мы знаем достовер­но, — это наша (не обязательно разумная) воля. О внешних вещах мы знаем только то, что они нам таковыми кажутся. Из этого Шопенгауэр делает остроумный, хотя и не вполне логичный вывод: истинной сущ­ностью того, что нам кажется, является то. что дано нам достоверно — наша же водя. Следовательно, формы нашего тела и интеллекта также обладают лишь иллюзорной замкнутостью и на самом деле являются лишь прихотливыми фантомными образованиями непостижимой Ми­ровой Воли.

Теоретические удобства этой гипотезы, особенно для гуманитар­ного знания, вполне очевидны: любые явления, исследуемые или ис­следующие, оказываются лишь различными проявлениями Мировой


6. Интуитивизм в XIX веке. Шопенгауэр иДилътей______________ 84

Воли. Именно это единство, точнее, консубстанциальность, однород­ность устройства предмета и субъекта, мы определяли как необходи­мую - хотя не всегда четко проговариваемую - предпосылку любой концепции гуманитарного исследования. В отличие от гегелевского Абсолютного Духа, шопенгауэровская Мировая Воля не нуждается в том, чтобы быть непротиворечивой или противоречивой одним един­ственным, строго диалектически-логическим способом. Таким образом, исследователю уже не нужно прикладывать сверхусилия или пренебре­гать внешними данными ради того, чтобы установить внутри исследуе­мого предмета предельно логичные отношения. Наконец, третье пре­имущество: если мы являемся вполне законной частью Мировой Воли, а постоянная логичность от нас все-таки не требуется, следовательно, мы вольны пользоваться такими техническими средствами исследова­ния, как интуиция и самонаблюдение-интроспекция — очень сущест­венное приобретение с точки зрения метода. Конечно, налицо некото­рое противоречие между подобной стратегией познания и шопенгауэровской усталостью от жизни в целом: в общем-то, раз пред­мет исследования непостижим и неразумен, нет особой необходимости постигать его разумом. Однако это противоречие лежит скорее в облас­ти моральных императивов и, пожалуй, не противоречит фаталистиче­ским сторонам мироощущения романтической эпохи. Негодование Шопенгауэра по поводу прямолинейного оптимизма позитивизма и гегелевской дедукции оказалось весьма своевременным: романтики оценили более тонкие методы, которыми разрешала пользоваться ирра-ционалистическая философия. Образец ее более детального и эффек­тивного применения в последней трети XIX — начале XX вв. предоста­вил В. Дильтей, о котором мы сейчас и будем говорить.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 322 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2280 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.