Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Функционалистские концепции




Функционалистскую методологию использовали в своих исследованиях западные социологи, криминологи, психологи С. Борелли, К. Дэвис, М. Клинард, У. Старк, А. Эллис и др. Ее требования предписывают видеть в проституции нормальное социальное явление, имеющее универсальную общественно-историческую природу, ха­рактерное для всех времен и народов, независимо от уровня их цивилизованности.

Проституцию необходимо контролировать, но искоре­нить полностью невозможно. Общество и государство дол­жны бороться не с проституцией как таковой, а с теми факторами, которые придают ей социально опасный, дес­труктивный, криминогенный характер. Максимально жесткие меры ее нормирования нецелесообразны, посколь­ку приведут к тому, что она уйдет в подполье и тем самым возрастет степень ее неподконтрольности, а зна­чит и общественной опасности.

Существование проституции обусловлено особеннос­тями человеческой психофизиологии и в первую оче­редь тем обстоятельством, что социальный институт се­мьи с его жесткой нормативной природой не отвечает в полной мере сексуальным интересам мужчин, сообщает

• 313 •


интимной жизни черты однообразной монотонности, по­рождает состояние сексуальной фрустрации.

Институт семьи, сложившийся сравнительно поздно, вошел в определенное противоречие с человеческой при­родой и в первую очередь с присущей ей мощной сексу­альной энергетикой, наложил на нее характерные норма­тивные ограничения, сковал ее узами морали и права. На этом психофизиологическом и общественно-историческом фоне проституция выглядит как сфера дополнительных социально-сексуальных услуг, вносящая требуемое раз­нообразие в повседневную жизнь мужчин, не принося­щая ощутимого урона семейно-брачным отношениям, служащая, как это ни парадоксально, укреплению об­щества, в том числе и института семьи.

Функционалисты утверждают, что, если бы женатые мужчины не имели возможности разнообразить свою сек­суальную жизнь за счет проституток, по отношению к которым у них нет никаких нравственных обязаннос­тей, то они стали бы искать серьезных связей с другими женщинами, что создало бы серьезную угрозу для их семей. Не будь этого социального института, в обществе заметно возросло бы количество сексуальных преступ­лений и в первую очередь изнасилований.

С позиций функционализма институт семьи и ин­ститут проституции тесно связаны между собой рядом зависимостей. Так, в условиях социальной нестабиль­ности, где институт семьи пребывает в кризисном со­стоянии, проституция носит сугубо деструктивный ха­рактер, имеет яркую криминальную окрашенность, является активным рассадником венерических заболе­ваний. И напротив, в обстановке социальной стабиль­ности, экономического благополучия основной массы населения проституция выполняет конструктивную функцию. Ее пребывание под неослабевающим контро­лем государства, полиции и системы здравоохранения позволяет свести к минимуму ее негативный потенци­ал и дает ей возможность служить специфическим сред­ством укрепления института семьи.

Имеется еще один существенный фактор, заставляю­щий мужчин обращаться к услугам проституток. Это так называемая временная сексуальная изоляция, т. е.

•314*


состояние развода, вдовства, отрыва от семьи по обстоя­тельствам службы и т. п. Наряду с указанными нор­мальными естественными и социальными факторами, стимулирующими существование института проститу­ции, имеются патологические факторы психологическо­го и психофизиологического характера, не позволяю­щие мужчинам выстраивать нормальные интимные отношения с женщинами на основе взаимной привязан­ности и любви.

Функционализм указывает на характерные, исходя­щие уже от женщин предпосылки, обусловливающие существование проституции. Во-первых, это низкий уро­вень психического, ментального, духовно-нравственно­го развития. Во-вторых, гипертрофированный характер сексуальных потребностей. В-третьих, негативные соци­альные факторы —■ дефекты воспитания в неполноцен­ных семьях с неблагополучными родителями, тяжелой атмосферой скандалов, пьянства, побоев, болезней, пси­хических аномалий. В-четвертых, экономические при­чины, заставляющие женщин жертвовать собой ради того, чтобы иметь средства к существованию. Все это дает основание для выводов о том, что существование проституции, устойчивость и неискоренимость этого со­циального института обусловлены его способностью вы­полнять определенные социальные функции и тем са­мым обеспечивать жизнедеятельность общественного организма.

Интеракционистский подход

Представителями данного подхода являются Д. Грей, Г. Миллер, Э. Пальмер, Р. Прус и др. Интеракционист-ская методология позволяет им рассматривать прости­туцию как социальную модель межсубъектного взаимо­действия, находящегося в непосредственной зависимос­ти от множества социально-исторических факторов. Изменяющиеся во времени и пространстве, эти факторы вносят в проституцию как характерный социальный кон­структ элементы изменчивости и относительности. Вся совокупность этих факторов подразделяется на две ос­новные группы: 1) факторы, способствующие существо­ванию и функционированию института проституции;

• 315 •


2) факторы, обеспечивающие контроль за ним со сторо­ны общества и государства.

С позиций интеракционизма проституция — это ис­ключительно социальный феномен, где статусами про­ститутки и клиента людей наделяет не природа, не ха­рактерные естественные наклонности, а социум. В ре­зультате подобной идентификации субъекты (в первую очередь проститутки) оказываются в зоне повышенного внимания со стороны институтов социального контро­ля, подлежат стигматизации (стигмат — клеймо, знак) как процедуре символического опускания проститутки на социальное «дно». Стигмат свидетельствует о мораль­ной отверженности проститутки и предполагает, что она уже не вправе претендовать на высокую оценку своей личности в глазах социального окружения.

Интеракционистский подход позволяет исследовать различные грани субкультуры и социального статуса женщин, занимающихся проституцией, их отношения между собой, с посредниками-сутенерами, клиентами, представителями власти, полицией, социальными работ­никами, а также различные грани их самосознания, про­являющиеся в самооценке своей профессии и своей лич­ности, в особенностях миросозерцания и той апологети­ческой идеологии, с помощью которой они создают систему собственной психологической самозащиты от уг­розы общественного остракизма.

Интеракционисты подразделяют проституток на раз­личные группы и типы, выявляют наиболее характер­ные закономерности их социальной «карьеры». Так, наи­более распространенными классификациями являются следующие две. Первая исходит из фактора локализо-ванности очагов проституции: 1) уличные, вокзальные, портовые проститутки, самые дешевые, занимающие нижнюю ступень в иерархии их профессионального цеха; 2) гостинично-ресторанные проститутки, обслуживающие отели, клубы, казино; 3) «девушки по вызову», предназ­наченные для обеспеченных клиентов из среднего клас­са; 4) элитные проститутки-гетеры, обслуживающие выс­шие социальные группы — крупных государственных деятелей, министров, политиков, банкиров, бизнесме­нов, артистов.

•316*


Вторая классификационная модель берет за основу временной фактор:

1) начинающие проститутки;

2) женщины, продолжительное время занимающие­
ся проституцией;

3) случайные проститутки, для которых проституи­
рование в силу тех или иных причин имеет кратковре­
менный, разовый характер.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 344 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2320 - | 2074 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.